Научная статья на тему 'Необходимость формирования нравственной культуры у современных студентов экономических вузов'

Необходимость формирования нравственной культуры у современных студентов экономических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ / СТУДЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗУ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ / ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ / MORALITY / MORAL CULTURE / ECONOMIC CULTURE / CULTURE OF MORAL CONSCIOUSNESS / STUDENT ECONOMIC UNIVERSITY / SOCIAL SURROUNDINGS / MARKET RELATIONS / PERSONAL INTEGRATIVE QUALITY / PERSONAL SPIRITUAL DEVELOPMENT / THE CONDITIONS FOR THE FORMATION OF MORAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конягина Людмила Николаевна

Социально-экономические и культурно-ценностные преобразования, происходящие в России, в связи с переходом к рыночной экономике, предъявляют высокие требования к студентам экономических вузов как будущим специалистам современного рынка труда. При этом успех работы во всех сферах трудовой деятельности зависит не только от уровня профессиональной подготовки кадров и их умения ориентироваться в новых экономических ситуациях в условиях интенсивного развития рыночных отношений, но и от общей нравственно-экономической культуры личности. Объект исследования: процесс профессиональной подготовки студентов экономического вуза. Предмет исследования: условия, обеспечивающие формирование нравственной культуры студентов экономического вуза. Методологическую основу исследования составили общенаучные положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов окружающего мира. Важным методологическим основанием настоящего исследования выступает системный подход к формированию нравственной культуры студентов экономического вуза, который создает предпосылки для комплексного, системного изучения нравственной культуры. Методы исследования были использованы следующие: логико-исторический анализ философской, экономической, психолого-педагогической литературы по проблеме и теме исследования; комплекс опросных методик; экспертная оценка сформированности у студентов основ нравственной культуры, необходимой в процессе будущей экономической деятельности. Новизна заключается в конкретизации понятийное содержание термина «нравственная культура» применительно к содержанию профессиональной подготовки специалиста экономического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The need for the formation of moral culture in modern students of economic universities

The socio-economic and cultural-values of the transformations that have been taking place in Russia, in connection with the transition to a market economy, place the highest demands on students as future specialists of the economic universities of today's labour market. The success of the work in all areas of employment depends not only on the level of training and on their ability to navigate the new economic situations in conditions of intensive development of market relations, but also on the general moral and economic culture of personality. The object of the research: the training of students of the economic university. The subject of research is the conditions for the formation of moral culture of the students of the economic university. The methodology bases on the provisions on universal communication, mutual conditionality and integrity of phenomena and processes in the world. An important methodological basis of the present study advocates a systematic approach to formation of students’ moral culture in economic university. This approach creates the prerequisites for a comprehensive, systematic study of moral culture. Research methods used in the article were the following: logico-historical analysis of philosophical, economic, psychological and pedagogical literature on the problem and research topic; complex survey methodologies; expert assessment of students ' foundations of moral culture required during future economic activity. The novelty lies in the concretization of the conceptual content of the term "moral culture" in relation to the content of the training specialist in economic university.

Текст научной работы на тему «Необходимость формирования нравственной культуры у современных студентов экономических вузов»

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONS ISSUES

УДК 174

DOI: 10.24411/2413-693X^019-10208

Необходимость формирования нравственной культуры у современных студентов экономических вузов

КОНЯГИНА Людмила Николаевна

Российский университет кооперации АНОО ВО Центросоюза РФ, Мытищи, Российская Федерация; кандидат педагогических наук, доцент, [email protected]

Аннотация. Социально-экономические и культурно-ценностные преобразования, происходящие в России, в связи с переходом к рыночной экономике, предъявляют высокие требования к студентам экономических вузов как будущим специалистам современного рынка труда. При этом успех работы во всех сферах трудовой деятельности зависит не только от уровня профессиональной подготовки кадров и их умения ориентироваться в новых экономических ситуациях в условиях интенсивного развития рыночных отношений, но и от общей нравственно-экономической культуры личности. Объект исследования: процесс профессиональной подготовки студентов экономического вуза. Предмет исследования: условия, обеспечивающие формирование нравственной культуры студентов экономического вуза. Методологическую основу исследования составили общенаучные положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов окружающего мира. Важным методологическим основанием настоящего исследования выступает системный подход к формированию нравственной культуры студентов экономического вуза, который создает предпосылки для комплексного, системного изучения нравственной культуры. Методы исследования были использованы следующие: логико-исторический анализ философской, экономической, психолого-педагогической литературы по проблеме и теме исследования; комплекс опросных методик; экспертная оценка сформированности у студентов основ нравственной культуры, необходимой в процессе будущей экономической деятельности. Новизна заключается в конкретизации понятийное содержание термина «нравственная культура» применительно к содержанию профессиональной подготовки специалиста экономического вуза.

Ключевые слова: нравственность, нравственная культура, экономическая культура, культура нравственного сознания, студент экономического вузу, социальная среда, рыночные отношения, интегративное качество личности, духовное развитие личности, условия формирования нравственной культуры

Для цитирования: Конягина Л.Н. Необходимость формирования нравственной культуры у современных студентов экономических вузов // Сервис Plus. 2019. Т.13. №2. С. 62-71. DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10208.

Статья поступила в редакцию: 24.05.2019.

Статья принята к публикации: 24.06.2019.

The need for the formation of moral culture in modern students

of economic universities

Lyudmila N. KONYAGINA

Russian University of Cooperation, Mytishchi, Moscow Region, Russian Federation Cand. Sc. (Pedagogics), Associate Prof., [email protected]

2019 Vol. 13 Iss. 2 SERVICEpùis

SCIENTIFIC JOURNAL www.philosoph.ru

Abstract. The socio-economic and cultural-values of the transformations that have been taking place in Russia, in connection with the transition to a market economy, place the highest demands on students as future specialists of the economic universities of today's labour market. The success of the work in all areas of employment depends not only on the level of training and on their ability to navigate the new economic situations in conditions of intensive development of market relations, but also on the general moral and economic culture of personality. The object of the research: the training of students of the economic university. The subject of research is the conditions for the formation of moral culture of the students of the economic university. The methodology bases on the provisions on universal communication, mutual conditionally and integrity of phenomena and processes in the world. An important methodological basis of the present study advocates a systematic approach to formation of students' moral culture in economic university. This approach creates the prerequisites for a comprehensive, systematic study of moral culture. Research methods used in the article were the following: logico-historical analysis of philosophical, economic, psychological and pedagogical literature on the problem and research topic; complex survey methodologies; expert assessment of students ' foundations of moral culture required during future economic activity. The novelty lies in the concretization of the conceptual content of the term "moral culture" in relation to the content of the training specialist in economic university.

Keywords: morality, moral culture, economic culture, culture of moral consciousness, student economic university, social surroundings, market relations, personal integrative quality, personal spiritual development, the conditions for the formation of moral culture

For citation: Konyagina, L. N. (2019). The need for the formation of moral culture in modern students of economic universities. Servis plus, 13(2), 62-71. DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10208. (In Russ.).

Submitted: 2019/05/24.

Accepted: 2019/06/24.

Важнейшей составляющая духовности - ценностно-нормативная сфера сознания личности. Система ценностей входит в ядро личности и выступает в качестве мировоззренческой основы всех сфер и аспектов ее жизнедеятельности. Именно способность образования формировать данную компоненту является наиболее сущностной его функцией, что и находит отражение в самом термине образование.

Содержание ценностно-нормативной основы, составляющей человеческую духовность культурно обусловлено. Образование здесь выступает транслятором наиболее значимых и исторически устойчивых норм и ценностей бытия. В формировании отечественной ценностно-нормативной модели существенную роль сыграло Православие. Задавая аксиологическую и антропологическую специфику культуры, оно определило особенности и целевую установку духовного развития человека.

Ценностно-нормативная специфика отечественной культуры проявляется на двух уровнях: бытийном и на уровне самосознания. Специфика культуры обнаруживает себя в языке, текстах культуры и т.д. Сложилась точка зрения, согласно которой наиболее устойчивыми ценностными доминантами, составляющими

ценностно-нормативное ядро отечественной культуры, являются низкая значимость факторов материального благополучия и ориентация на идеальную, духовную сферу; неукорененность в настоящем и обращенность прошлое или будущее; доминирование социальных ориентиров над индивидуально-личностными. Данная ценностно-нормативная модель культуры - результат взаимодействия различных факторов - исторических, геополитических, психологических, природных, которые трудно поддаются анализу с позиции их причинно-следственных связей. Они формируются средой обитания человека, социальными условиями его жизни, культурой и, в свою очередь, порождают и воспроизводят их, являются их источником и причиной. Отсюда следует, что элементы «других» культур получают смысл и значение лишь в контексте ценностного историко-культурного мира. Идеи и ценности, «генетически» не связанные с ядром культуры, начинают играть деструктивную роль, разрушая целостность культурной системы.

Ментальный срез антропологической модели, сложившейся в отечественной традиции, предполагает единство рационального и морального, философского умозрения, рефлексии и религиозной веры. Русские

СЕРВИС peus

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

философы, отмечая специфику российской духовности, подчеркивали значимость нерациональных аспектов восприятия мира, и прежде всего веры как специфического способа познания, отмечали, что вера занимает значительное место в структуре сознания. Она пронизывает все аспекты духовной деятельности, является основой нравственности, отношения к труду, к природе, к ценности и смыслу человеческой жизни. Лишение человека веры приводит к пагубным и необратимым последствиям.

При этом образованность и духовность рассматривались как самостоятельные феномены, не обусловливающие друг друга. И. Ильин отмечал, что духовность доступна не только людям образованным. Словом, духовная любовь доступна всем людям, независимо от уровня их культурности.

Таким образом, вера, а не знания рассматривалась в качестве основы духовного мира русского человека. Соответственно, приоритетом отдавался не образованию, а просвещению суть которого Н. Гоголь сформулировал так: «Просветить не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь».

Следовательно, система образования (от концепции до содержательного наполнения) должна максимально полно учитывать и воспроизводить специфику духовности. Лишь в этом случае она эффективно сможет решить задачу формирования нравственной и социально ответственной личности.

Следовательно, в рамках образовательных институтов необходимо сформировать такое поколение специалистов, для которых совесть, ответственность и призвание станут важнейшей частью их профессиональной культуры и личностного мировоззрения. Эту задачу можно решить в том случае, если образовательный процесс будет ориентироваться на понимание изначальной генезисной связи культуры, образования и воспитания. Учитывая обусловленность любых социальных технологий ценностно-нормативным содержанием, образование должно формировать образ личности специалиста как органичного носителя ценностей отечественной культуры. Особая роль в системе формирования профессиональной культуры принадлежит языковой, психологической и культурологической подготовке, ибо специфика и эффективность большинства современных профессий во многом определяются коммуникативной культурой (в частности способностью человека к пониманию, эмпатии, сочувствию,

сопереживанию). Основная гуманитарная подготовка станет предпосылкой формирования профессиональной этики будущих специалистов.

Работа выпускников экономических вузов в будущем подразумевает высокий нравственный потенциал, так как сегодня важны такие качества: ответственность, верность своему слову, порядочность, толерантность и так далее.

Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем, а в современных условиях она приобретает особое значение.

Нравственное воспитание - это совокупность сознания человека, его навыков и привычек поведения, связанных с реальным соблюдением этих норм, правил и требований.

Нравственность проявляется в том, что человек не только знает правила дисциплины, но и стремится соблюдать их на деле.

В нормах, правилах и требованиях морали отражаются те нравственные отношения, которые должны определять поведение и деятельность личности в различных сферах жизни. Например, согласно морали, каждый человек должен добросовестно относиться к труду, быть бережливым, скромным, честным, правдивым, гуманным и т.д. Чтобы осуществлять нравственное воспитание, необходимо знать содержание тех отношений, на основе которых происходит формирование соответствующих личностных качеств. Это содержание, в частности, включает в себя:

1) отношение к политике государства, к родине, другим странам и народам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам);

2) отношение к труду (трудолюбие, добросовестный труд на общее и личное благо, дисциплина труда);

3) отношение к общественному достоянию, материальным ценностям и природе (бережливость, забота о сохранении общественного достояния и личных вещей, экологическая культура);

4) отношение к людям (демократизм, коллективизм, гуманность, культура общения, товарищество, взаимное уважение друг к другу и т.д.);

В данной статье мы хотим показать исследование, которое проведено с помощью студентов Российского Университета Кооперации. В своем исследовании мы использовали анализ литературы, анкетирование, беседы, метод экспертных оценок, а также для оценки системы нравственных ценностей учащихся, составленный нами, перечень значимых качеств личности.

Стремительное развитие техники, убыстрение темпов жизни, социальные преобразования во всем

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

мире, увеличения числа и разнообразия контактов между людьми - все это предъявляет повышенные требования и к моральной зрелости, и к самостоятельности студентов.

Моральное становление студента представляет собой чрезвычайно сложный и многогранный процесс.

Определяющую роль в этом процессе играет социальная среда. Само формирование нравственных качеств, происходит в социальной среде, в его реальных действиях и поступках и в той внутренней работе, которая завязывается вокруг них и в них выплескивается.

Развитие личности студента происходит под влиянием различных социальных факторов. С поступлением в вуз открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность студента через сверстников, преподавателей вузовские учебные предметы и дела, расширяется сфера контактов со средствами массовой информации.

В организации работы современного экономического вуза требуется тщательный анализ состояния данной проблемы. В этой связи мы провели исследование, которое позволяет определить уровень нравственного сознания студентов нашего вуза.

Определение сферы нравственного развития студентов проводилось на сравнении сформированно-сти нравственного самосознания студентов 1 курса и 5 курса. Для чистоты эксперимента было задействовано одинаковое количество студентов каждого курса.

Первым этапом было проведение экспресс-опроса студентов 1 курса и оценка данного выбора студентов со стороны педагогов, выступивших в качестве «экспертов» в рамках предложенных анкет. Результаты экспресс-опроса даны в табл. 1.

Таблица 1. Качества личности Table 2. Personal qualities

№п/п Качества личности Число выбора

1 Готовность к компромиссам 8,43

Стремление к сохранению русских обы-

2 чаев, традиций в сфере предпринимательства 7,64

3 Толерантность 7,35

4 Меценатство 6,89

5 Честность 6,83

6 Гражданская позиция по отношению к негативным проявлениям в экономике 6,42

7 Свободолюбие 5,82

8 Коллективизм (корпоративная культура) 5,68

9 Справедливость 5,22

10 Ответственность 4,98

Экспресс-опрос

Развитие каких нравственных качеств, с Вашей точки зрения, является наиболее значимым для Вас как будущего работника рыночной экономики? Ответ начните с самого значимого, затем менее и так далее до последнего качества.

□ □ □ □ □ □

□ □ □ □

Готовность к компромиссам; Гражданская позиция по отношению к негативным проявлениям в экономике; Коллективизм (корпоративная культура); Меценатство; Ответственность;

Стремление к сохранению русских обычаев, традиций в сфере предпринимательства; Свободолюбие; Справедливость; Толерантность; Честность.

Результаты анализа, приводимые в табл. 1, в которой представлены 10 наиболее избираемых качеств, расположены по частоте выбора в порядке убывания. На основании таблицы мы можем сделать вывод, что главными нравственными качествами современного специалиста, студенты первого курса считают: Готовность к компромиссам и Стремление к сохранению русских обычаев, традиций в сфере предпринимательства, а такие важные нравственные качества, как ответственность второстепенны, это с нашей точки зрения можно считать слабым нравственным развитием студентов, так как без справедливости и ответственности невозможно становление современных рыночных отношений.

Подобное анкетирование было предложено преподавателем, ведущим занятие на первом курсе. Для сопоставления полученных данных отношения студентов и педагогов к выбору нравственных критериев мы обобщили мнение студентов и сопоставили их с оценкой педагогов. Представим общий результат (табл. 2).

Таблица показывает выбор студентами нравственных качеств в рамках предложенных нами вариантов ответов и экспертную оценку выбора студентами данных вариантов педагогами. Как видим, педагоги оценивают уровень нравственной культуры студентов на порядок ниже, чем сами студенты.

Результаты обобщения и сопоставления результатов, отраженных в таблице, представим для наглядности графически (см. рис. 1).

СЕРВИС pius

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

2019 Том 13 №2

Таблица 2. Результаты выбора студентами нравственных качеств и оценка их выбора педагогами, % Table 2. Results of students ' choice of moral qualities and evaluation of their choice by teachers, %

Нравственные качества Респонденты -студенты I курса Оценка качеств респондентов педагогами Респонденты -студенты V курса Оценка качеств респондентов педагогами

Свободолюбие 45,0 35,0 1,4 3,0

Готовность к компромиссам 9,0 9,0 92,2 87,0

Толерантность 7,0 7,0 91,3 93,0

Стремление к сохранению русских обычаев, традиций в сфере предпринимательства 79,0 59,0 96,2 93,5

Честность 3,7 3,7 7,6 4,6

Гражданская позиция по отношению к негативным проявлениям в экономике 79,0 39,0 81,6 91,0

Меценатство 5,0 5,0 2,6 8,0

Коллективизм (корпоративная культура) 69,0 39,0 1,7 1,0

Рис. 1. Сравнение полученных данных отношения студентов к выбору критериев нравственной культуры

и их экспертная оценка педагогами Fig. 1. Comparison of the received data of the students' relation to the choice of moral culture criteria and their expert

assessment by teachers

Данные графика соответствуют значениям таблицы 2. Представленные результаты даны не в ранговом порядке, тем не менее, студенты выделяют три наиболее важных качества нравственной культуры, такие как:

- стремление к сохранению русских обычаев, традиций в сфере предпринимательской деятельности (79%);

- гражданская позиция по отношению к негативным проявлениям в экономической сфере (79%);

- толерантность (77%).

Далее предпочтения в выборе нравственных качеств распределились в порядке убывания: честность (73,7%), готовность к компромиссам и корпоративная культура - по 69% и т.д. В аналогичном порядке расположена экспертная оценка педагогов выбора студентами нравственных качеств, что не противоречит общему подходу, но подчеркивает большой разрыв в процентном выражении.

С целью выявления нравственных качеств

студентов старших курсов вуза нами было проведено подобное исследование со студентами 5 курса. Результаты анкетирования представлены во второй части табл. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученные данные свидетельствуют о выработке и сформированности таких личностных качеств студентов, как стремление к сохранению русских обычаев, традиций в сфере предпринимательства и предприимчивость; толерантность; готовность к компромиссам и т.д. (согласно рейтинга), которые обеспечат в дальнейшем личное благосостояние и материальный достаток. Это обусловлено объективными причинами, связанными с кардинальным изменением общества, вступившего на путь рыночных отношений. Данные установки сопряжены с подлинно человеческими ценностями. Однако в рамках проведенного экспресс -опроса на двух этапах исследования нами выявлено, что существует опасность искажения жизненной перспективы студентов, когда менее ценными для студентов качествами явились такие жизненно важные и лич-ностно ценности, как честность, милосердие,

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

бескорыстие, доброжелательность, трудолюбие.

Анализ результатов показал также, что студенты зачастую противоречили сами себе, поскольку ряд качеств, получивших наибольший процент выбора, немыслимы вне трудолюбия и должны базироваться на честности - главном требовании предпринимательской практики. Отсюда можно сделать вывод, что непонимание студентами данной истины является свидетельством того, что социальная и профессиональная направленность студентов нашего вуза в значительной степени лишена нравственной основы.

При анализе полученных данных мы не могли не учитывать, что данные показатели в отдельных случаях зависели от субъективных факторов, в частности от самооценки студентов, что в определенной степени привело к завышению статистических данных. Тем не менее, тенденция к росту внимания студентов к нравственно-этическим ценностям является очевидной. Оценки экспертов подтвердили наши выводы.

Наблюдая динамику развития самосознания у студентов старших курсов по сравнению с первым курсом, мы решили уточнить результаты, дав старшекурсникам более широкий выбор нравственных качеств.

Повторный опрос студентов дал нам определенные результаты, отраженные в табл. 3. Графически это будет выглядеть следующим образом (рис. 2).

Экспресс-анкета

Анкетирование проводится для изучения выбора нравственных качеств, характеризующих современного работника экономической сферы.

Задание: изложите свое понимание необходимых нравственных качеств работника современной рыночной экономики. Из перечисленных ниже качеств укажите цифрой 1 - самое важное с вашей точки зрения, цифрой 2 - чуть менее важное и т.д. до последнего слова. Приготовьтесь обосновать свой выбор.

□ Бескорыстие;

□ Доброжелательность;

□ Духовность;

□ Деловитость;

□ Требовательность в отношении к себе;

□ Инициативность;

□ Милосердие;

□ Настойчивость;

□ Чувство собственного достоинства;

□ Креативность;

□ Ответственность;

□ Общительность;

□ Честность;

□ Порядочность;

□ Предприимчивость;

□ Практичность;

□ Самодисциплина;

□ Справедливость;

□ Трудолюбие;

□ Эрудиция.

Таблица 3. Социально-нравственное развитие личности студента Table 3. Social and moral development of the student's personality

№ п/п Качества личности Частота выбора № п/п Качества личности Частота выбора

1. Бескорыстие 3,73 11 Ответственность 7,44

2. Доброжелательность 2,34 12 Общительность 3,88

3 Духовность 3,89 13 Честность 4,75

4 Деловитость 5,05 14 Порядочность 6,49

5 Требовательность в отношении к себе 4,38 15 Предприимчивость 7,35

6 Инициативность 4,35 16 Практичность 5,99

7 Милосердие 5,14 17 Самодисциплина 5,07

8 Настойчивость 4,03 18 Справедливость 6,05

9 Креативность 5,97 19 Трудолюбие 8,2

10 Чувство собственного достоинства 4,98 20 Эрудиция 5,73

Представленные таблица и график показывают, что в число наиболее востребованных социально-нравственных качеств студенты включили: трудолюбие (8,2), предприимчивость (7,45), ответственность (7,44), порядочность (6,48), практичность (5,99), креативность (5,97), эрудиция (5,73), самодисциплина (5,07), деловитость (5,05), милосердие (5,14). Именно на них установлен высокий уровень притязаний студентов. Выявлено также, что хотя наименьшее число выбора получили некоторые из общечеловеческих моральных ценностей (бескорыстие - 3,73 и доброжелательность 2,34),

однако налицо явная коррекция социально-нравственной ориентации личности, ибо студенты осознают взаимосвязь и взаимообусловленность выше приведенных социально-нравственных качеств личности. Только добросовестное и ответственное отношение к труду, своим прямым обязанностям обеспечит гармоничное взаимодействие личности с окружающими людьми, что будет содействовать ее самоутверждению и повышению уровня самоуважения. Без трудолюбия, эрудиции, глубокого знания своего дела невозможна самореализация, которая достигается также и через личную

СЕРВИС pius

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

свободу. Вообще утверждение своей личности мыслится студентами как обретение полной свободы, независимости от кого - бы то ни было, которую они ассоциируют со взрослостью. Безусловно то, что изменения социально - экономических условий жизнедеятельности общества определяют социально-нравственную ориентацию студентов на предприимчивость и

креативность (как умение находить нестандартные, оригинальные выходы из самых различных жизненных ситуаций).

Чтобы нагляднее определить динамику социально-нравственного развития студентов и доказать наличие коррекции, мы свели результаты нашего исследования в общую схему (см. табл. 4).

13 11 9 7 5 3 1

H

ж

Ul

É

■10

_tJ_,_QQ_

4

u; M--

. Ol

"Tn~

s

ш

-цД-

-Пт

гпп=

=3=

—ÜJ—

ш

СП

■JÜ

-fcj-

I m j,

-Ь—

■ 1 M

I1l1l1l1l

□ Бескорыстие ■ Д оброжелательност ь

□ Духовность □ Деловитость

■ Требовательностьв отношении к себе У Инициативность

■ Милосердие

■ Креат ив ноет ь

□ От ветст венность

■ Честность

■ Предприимчивость

□ Самодисциппнна

□ Трудол юбие

□ Наст ойчив ост ь

В Чувств о собств енного достоинств а

□ Обицит ель ноет ь

■ Порядочность

■ Практичность

□ Справедливость

□ Эрудиция

Рис. 2. Социально-нравственное развитие личности студента (результаты исследования за 2015 г.) Fig. 2. Social and moral development of the student's personality (research results for 2015)

Представленная таблица показывает динамику изменения выбора студентами старших курсов критериев нравственной культуры и отражает большой разрыв между показателями первокурсников, что свидетельствует о повышении качества нравственной культуры студентов нашего вуза. Представленная динамика подчеркивает осознание студентами в процессе обучения того, что формирование нравственной культуры ориентировано не только на развитие экономической активности молодого человека, но и моральную

ответственность за последствия результатов экономической деятельности.

Следует отметить, что одним из важнейших условий формирования нравственной культуры студента вуза является самовоспитание, базирующееся на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям студента, на критическом анализе своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей, самостоятельной организации своей жизни, собственное становление, саморазвитие и т.д.

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

По мере повышения степени осознанности, самовоспитания, оно становится всё более значимой силой саморазвития личности, так как самовоспитание, рассматриваемая как научная категория, является объектом изучения философов, социологов, психологов, педагогов и других специалистов, указывающих на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

биосоциальную сущность самовоспитания, активное отношение к действительности. Развитие личности рассматривается ими не только как результат воздействия внешних сил, но и как результат активной деятельности самого человека, преобразующего действительность и самого себя.

Таблица 4. Сводная таблица результатов диагностики (в %) выбора студентами и педагогами критериев

нравственной культуры

Table 4. Summary table of diagnostic results (in %) of students 'and teachers' choice of moral culture criteria

Выбор респондентами критериев нравственной культуры студенты преподаватели

1 курс 5 курс 1 курс 5 курс

Свободолюбие 45,0 84,5 35,0 93,0

Готовность к компромиссам 69,0 94,4 59,0 87,0

Толерантность 77,0 93,2 57,0 93,0

Стремление к сохранению русских обычаев, традиций в сфере предпринимательства 79,0 98,1 59,0 93,5

Честность 73,7 9,4 53,7 94,6

Гражданская позиция по отношению к негативным проявлениям в экономике (коррупция, взяточничество и др.) 79,0 95,2 39,0 91,0

Меценатство 65,0 93,1 35,0 78,0

Коллективизм (корпоративная культура) 69,0 90,4 39,0 91,0

Самовоспитание является своеобразным внутренним двигателем, значительно активизирующим процесс формирования личности. Без самовоспитания невозможно обеспечить полноценное развитие человеческой личности. Успеха в воспитании можно достичь только в результате единства воспитания и самовоспитания, когда требования воспитателя принимаются личностью.

Самовоспитание представляет собой сложный динамический процесс, так как его цели, задачи, содержание меняются в зависимости от многих условий. Успешность работы над собой зависит от возрастных и индивидуальных особенностей личности, от способности управлять своим поведением, от проявления волевых свойств личности, таких, как: настойчивость, дисциплинированность, организованность, ответственность и др. В процессе самовоспитания происходит ин-териоризация внешних воздействий во внутренние регуляторы поведения и жизнедеятельности личности.

Самовоспитание является важной составляющей работы по формированию нравственной культуры будущего специалиста- экономиста. Организация самовоспитательной работы предполагает поэтапное решение ряда основных задач, адекватно отражающих модели взаимодействия субъектов (студентов и педагогов):

- формирование у студентов внимания к идее самовоспитания, выдвижением перспектив, что побуждает студентов искать пути самосовершенствования (цель);

- организация практической деятельности студентов в избранном направлении действия (формирование);

- создание потребности в систематической работе над собой (мотив).

Организация самовоспитательной работы в Российском университете кооперации осуществляется нами в период производственной практики студентов, в ходе аудиторных занятий, внеаудиторных воспитательных мероприятий.

Разрабатывая теоретические и прикладные аспекты самовоспитания студентов, мы опираемся на имеющиеся наработки по данной проблеме в системе высшего образования, в частности педагогического. За основу была взята «Авторская программа педагогического профессионализма», разработанная коллективом кафедры педагогики Московского государственного областного университета. Несмотря на то, что данная программа ориентирована на систему подготовки будущих учителей, тем не менее, значительная часть её компонентов в переработанном и дополненном виде может быть с успехом использована и при подготовке специалистов других сфер.

Поскольку педагогические условия формирования нравственной культуры студентов являются составляющей частью профессиональной подготовки будущих специалистов рыночной экономики, то соответственно, именно морально-нравственные аспекты легли в основу разработанной нами программы

СЕРВИС pius

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

самовоспитания студентов. Так, в программу самовоспитания были включены следующие разделы:

1. Профессионально значимые нравственные личностные качества будущего работника рыночной экономики.

2. Эталонные модели профессионализма, основанного на высокой нравственной культуре работника.

3. Отрицательные модели профессионализма, связанные с низким уровнем нравственной культуры работника.

4. Требования к своему персонально - оптимальному образу жизни, прежде всего к нравственности.

5. Алгоритм самоформирования студентом своего профессионализма.

Особую роль в личностной характеристике современного работника играет профессиональное самосознание, основанное на морально-этических принципах и нормах, структурные компоненты которых представляют: осознание работником норм, правил, модели своей профессии, формирование профессионального кредо, концепции высоконравственного труда; соотнесение себя с некоторыми профессиональными эталонами; оценка себя другими, профессионально референтными людьми; самооценка.

Задача студента вуза заключается в том, чтобы не просто знать нравственные качества, необходимые в предстоящей профессиональной деятельности, а уметь диагностировать себя на предмет определения степени сформированности на том или ином этапе профессионального становления, намечать пути и средства дальнейшего развития положительных качеств и нейтрализации и вытеснения отрицательных. В качестве одного из вариантов классификации нравственных качеств личности современного работника рыночной экономики мы взяли фрагмент карты профессионально значимых личностных качеств педагога, разработанной В.П. Симоновым (Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: Международная педагогическая академия, 1995), переработав ее применительно к специ-фике профессиональной деятельности экономистов.

Любая совокупность профессионально значимых личностных качеств требует ранжирования их по степени значимости. Опираясь на исследования В.И. Журавлёва, В.В. Симонова, Т.А. Юзефавичус, мы разделили нравственные профессионально значимые личностные качества специалиста рыночной экономики на четыре ступени по данному критерию: основополагающие, периферийные, негативные и профессионально недопустимые качества.

Индивидуальный стиль деятельности работника определяют не сами по себе профессионально значимые качества, а неповторимое многообразие их комбинаций. Можно выделить следующие типы комбинаций профессионально значимых качеств личности работника рыночной экономики в процессе взаимодействия с другими субъектами рынка во взаимосвязи с уровнем эффективности его деятельности:

Первый тип комбинаций: «положительный, без предосудительного», соответствующий высокому уровню профессиональной деятельности и общения работника.

Второй тип: «положительный с предосудительным, но извинительным» характеризующийся преобладанием положительных качеств над негативными. Эффективность профессиональной деятельности и общения оказывается достаточной. Негативное (по мнению коллег) признаётся несущественным и извинительным.

Третий тип: «позитив, нейтрализуемый негативом», соответствующий малоэффективному уровню профессиональной деятельности.

Таким образом, знание нравственных профессионально значимых личностных качеств современного работника, а также их роли в профессиональной деятельности способствует стремлению студентов к выработке и совершенствованию этих качеств. Для развития адекватной самооценки необходимо: наличие осознанного образца (идеала) профессиональной деятельности и личности работника; учёт оценки окружающих (руководителей практики, работников организации или предприятия, сокурсников); анализ деятельности других работников и студентов-практикантов; объективный самоанализ.

Самоанализ предполагает соотнесение задач и результатов своей деятельности с профессиональными образцами, соотнесение самооценки с оценкой других, нахождение причин недостатков своей деятельности, поиск возможных вариантов улучшения своей деятельности. Проведенный анализ эффективности предложенной технологии дал позитивные результаты. Подавляющее большинство студентов (98% из 312 обследованных) успешно справляется с разработкой программы, а более половины (58%) использует ее на последующих курсах. Однако эти данные для нас являлись периферийными. Нас в большей мере интересовал вопрос трансформации полученных сведений на процесс адаптации студентов в академической группе и производственном коллективе. С этой целью мы поставили задачу выявить, используют ли студенты полученные в процессе обучения знания и

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

сформированные умения в своей практической деятельности во время производственной практики. Для решения этой задачи применялся комплекс методов обнаружения результатов: наблюдение за студентами в процессе эксперимента, анализ отчетов об итогах практики на предмет использования идей и технологии создания авторских программ личностного развития. В отчетах 37% студентов отметили, что идеи и технология составления авторской программы педагогического

профессионализма легли в основу разработки программы самообразования и самовоспитания.

Таким образом можно сделать вывод: формирование нравственной культуры будущего специалиста является целенаправленным процессом формирования у студентов положительных моральных отношений в системе организуемой в вузе разнообразной учебной и внеучебной деятельности и выработка на этой основе соответствующих личностных качеств.

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2012, 312с.

2. Афонин А.Ю. Бизнес и высшее образование: опыт взаимодействия // Университетское управление: практика и анализ. - № 4, 2010.

3. Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.М.Борытко, А.И.Солов-цова, А.М. Байбаков; под редакцией Н.М.Борытко. М.: Издательский центр «Академия», 2007, 497 с.

4. Головных И.М. Успех вуза - во взаимодействии с работодателем // Энергия промышленного роста.- № 1-2 [23] Январь-Февраль, 2009.

5. Закон Российской Федерации «Об образовании» 2012 г.

6. Скворцов В.Н. Взаимодействие высшей школы и предпринимательства в России в контексте непрерывного образования // Проблемы многоуровневой подготовки в области образовательного менеджмента. - В. Новгород, 2008.-С. 75-85.

References

1. Andreev V.I., Pedagogy: training course for creative self-development. Kazan: Centr innovacionnyh tekhnologii, 2012, 312 p. (In Russ.)

2. Afonin A. Yu., Business and higher education: experience of interaction. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, no. 4, 2010. (In Russ.)

3. Borytko N. M., Pedagogy: textbook for students of highe institutions / I. M. Borytko, A. I. Solovtsov, A. M. Bai-bakov/ Moscow: Publishing center "Akademiya", 2007, 497 p. (In Russ.)

4. Golovnih I. M., Success of the University in cooperation with the employer. Energiyapromyshlennogorosta, no. 1-2 (23), 2009. (In Russ.)

5. Law of the Russian Federation "On education" 2012. (In Russ.)

6. Skvortsov V. N., Interaction of higher education and entrepreneurship in Russia in the context of continuing education. Problems of multilevel training in the field of educational management: proceedings of the third international scientific-practical conference. V. Novgorod: 2008, pp. 75-85. (In Russ.)

СЕРВИС pius

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.