Научная статья на тему 'Нравственные основы формирования профессиональной культуры студентов вуза'

Нравственные основы формирования профессиональной культуры студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ / PROFESSIONAL CULTURE / MORAL FOUNDATIONS / FUTURE TEACHER / INTERNAL AND EXTERNAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гущина Галина Анатольевна

В статье обоснована актуальность исследования и обозначена проблема формирования профессиональной культуры студентов в период подготовки в вузе, с точки зрения нравственных ориентиров, дан анализ различных современных зарубежных и российских теорий соотношения морали и культуры. В статье определена сущность и структура феномена профессиональной культуры и показаны особенности и характерные черты будущего профессионала. Исходя из морфологического и структурного анализа проблемы, определена методика формирования профессиональной культуры студентов вуза и ее нравственные основы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гущина Галина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL BASES OF FORMATION UNIVERSITY STUDENT'S PROFESSIONAL CULTURE

The article deals with the problem of forming the professional culture in during student's culture their education at higher school. Different modern Russian and foreign conceptions and approaches to this problem are analysed. The main points and the structure of this phenomenon are defined and one of the main solutions is given. Morphological and structural analysis defines the levels and stages of forming the professional culture. The author comes to a conclusion that a system of professionalethic norms and value orientations is one of the main direction that determines a high level of forming the professional culture of student's culture.

Текст научной работы на тему «Нравственные основы формирования профессиональной культуры студентов вуза»

http://vestnik-nauki.ru/

2016, Т 2, №2

УДК 378.03

НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Г.А. Гущина

MORAL BASES OF FORMATION UNIVERSITY STUDENT'S PROFESSIONAL

CULTURE G.A. Gushina

Аннотация. В статье обоснована актуальность исследования и обозначена проблема формирования профессиональной культуры студентов в период подготовки в вузе, с точки зрения нравственных ориентиров, дан анализ различных современных зарубежных и российских теорий соотношения морали и культуры. В статье определена сущность и структура феномена профессиональной культуры и показаны особенности и характерные черты будущего профессионала. Исходя из морфологического и структурного анализа проблемы, определена методика формирования профессиональной культуры студентов вуза и ее нравственные основы.

Ключевые слова: профессиональная культура; нравственные основы; будущий педагог; внутренние и внешние условия.

Abstract. The article deals with the problem of forming the professional culture in during student's culture their education at higher school. Different modern Russian and foreign conceptions and approaches to this problem are analysed. The main points and the structure of this phenomenon are defined and one of the main solutions is given. Morphological and structural analysis defines the levels and stages of forming the professional culture. The author comes to a conclusion that a system of professional- ethic norms and value orientations is one of the main direction that determines a high level of forming the professional culture of student's culture.

Keywords: professional culture; moral foundations; the future teacher; the internal and external conditions.

Сегодня в России неотвратимо осуществляются реформы, результатом которых является развитие новых экономических, социальных и других отношений, базирующихся на ценностях и принципах рыночной экономики, субъектом которой является каждый экономически активный человек.

Функционирование производственных структур, в основе которых лежит рыночная философия хозяйствования, предполагает создание устойчивых и эффективных профессиональных отношений, что нельзя обеспечить без соответствующего уровня профессиональной культуры субъектов этих отношений. Следовательно, требуется активный поиск эффективных вариантов не только производства и реализации товаров и услуг, но и нравственной основы поведения человека в профессиональном сообществе.

Важное место в систематизации понятия «профессиональная культура» занимают работы по этике, посвященные различным аспектам развития общества, соотношению морали и культуры (О. Кабачек, П. Козловский, М. Корягина, С. Логиновский, Н. Макашева, Е. Михайлова, М. Олсон, А. Рих, А. Сен, И. Устиян).

Ведущие ценностные нормативы профессиональной культуры будущих педагогов, в условиях рыночной экономики предопределяют такие характерные черты профессионала, как нацеленность на достижение и успех, равные для всех возможности, конкуренция,

http://vestnik-nauki.ru/

2016, Т 2, №2

поддержка инновационной деятельности, качество работы, профессионализм, тесная зависимость социальной мобильности от качества своей деятельности и инициативы [1].

Педагог вынужден принимать решения по самым острым и болезненным вопросам, беря при этом ответственность на себя. В соответствии с этим педагог-профессионал должен обладать адекватной профессиональной культурой. Следовательно, требуется активный поиск эффективных вариантов не только формирования компетентного педагога, но и ориентировочной основы поведения, культуры мышления человека, любая деятельность которого имеет педагогический экономический аспект, а педагоги-профессионалы должны служить эталоном такой деятельности [2].

Указанные обстоятельства повышают культурообразующую роль системы высшего профессионального образования в современных условиях. Вместе с тем, как отмечают ученые, подготовка к жизни и труду в новых, непривычных для большинства россиян условиях рынка - наиболее слабое звено в системе профессионального образования.

«Человек, не воспринявший в полной мере культуру профессии, не интегрировавшийся в нее изначально и, соответственно, не идентифицирующий себя с ней, не сможет стать полноценным специалистом, даже будучи достаточно хорошо подготовленным в теоретическом и практическом плане, поскольку находится в состоянии «чужеродного элемента по отношению к профессии, в лучшем случае имитирующего деятельность, а в худшем - дискредитирующего ее» [3. с. 267].

Научный термин «профессиональная культура студента вуза» лишь только начинает свою самостоятельную жизнь в обиходе теоретического и прикладного знания. Емкость, сложность и неоднозначность данного понятия требуют наличия широкого методологического контекста научного поиска, который обеспечивал бы комплексность, междисциплинарность и гуманитарную ориентацию исследований [4].

Профессиональная культура студента вуза в исследовании определена как интегративная (несводимая к сумме составных частей) система общекультурных и профессиональных компетентностей специалиста данной сферы, позволяющая ему решать профессиональные задачи на уровне современных достижений науки и опыта и испытывать удовлетворенность и чувство самореализации в избранной профессиональной сфере. Опыт реализации профессиональной культуры как надпредметного компонента содержания образования, направлен на разработку технологий формирования данного качества как последовательности ситуаций, «пройдя» через которые студент достигает уровня профессиональной культуры, адекватного ее основным критериям [4].

Однако любое определение культуры, в том числе и это, неизбежно неполно, поскольку существует достаточно много структурных характеристик культуры. Наиболее значимыми для формирования нравственной основы профессиональной культуры педагога в период его профессионального становления в условиях вуза выступают ценностные ориентации, профессионально-этические нормы, профессиональные модели взаимодействия и общения, способность к адаптации, этика и этикет, традиции. Целостность профессиональной культуры студента вуза, как и всякой системы, относительна, она выражается в ее интегративных качествах и во взаимном влиянии составляющих ее компонентов на самоорганизацию и осуществление профессиональной деятельности педагога [4].

В Государственном образовательном стандарте высшего образования нового поколения сформулированы требования к результатам освоения основных образовательных программ по педагогическим направлениям и специальностям. В процессе их анализа и обобщения, были выделены основные общекультурные и профессиональные компетенции, характерные для всех направлений.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; способен понимать и анализировать

http://vestnik-nauki.ru/

2016, Т 2, №2

мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире и т.д.

Как видно из приведенного, фoрмирoвание нравственных oриентирoв профессиональной деятельности в стандарте oтсутствует. В то же время, в прoцессе изучения урoвня представлений студентов о нравственной стороне профессиональной деятельности нами устанoвленo, что низкий урoвень го таким пoказателям, как честность, ответственность за свои действия и за действия других, критичнoсть, характерен для 39, 46, 61 и 77% студентов, сooтветственнo.

Также дoстатoчнo прoблемными являются представления учащихся o мoральнoй стoрoне профессиональной деятельности. Дo сих пoр ведущим мoтивoм, существенным для мoлoдежи в их oриентации на занятие профессиональной деятельностью в области педагогики, является вoзмoжнoсть пoлучить высшее образование.

С целью формирования нравственной основы профессиональной деятельности будущего педагога, формирования его профессиональной культуры в вузе необходимо рассматривать как обязательный компонент профессиональной подготовки, осуществляемый в ходе диалектически сложного взаимодействия с процессом его профессионального становления [5].

С этой целью в вузе необходимо создавать и поддерживать ряд условий: Внутренними условиями являются следующие:

- благоприятный психологический климат;

- построение образовательного пространства «теория-практика» на основе интеграции предметного и метапрадметного содержания образования;

- система работы педагогического состава вуза;

- студенческое самоуправление;

- психологическое сопровождение освоения профессиональной деятельности студентов;

- система традиций вуза;

- пространственно-предметная среда.

К внешним условиям относится сотрудничество с социальными партнерами, организациями-заказчиками, социокультурными, образовательными и спортивными учреждениями, в рамках которого студенты приобретают опыт взаимодействия и общения с другими микросоциумами, обогащая тем самым свой профессиональный и культурный уровень и приобретая навыки коммуникативного сотрудничества.

Сюда относится система взаимодействия внутри пространства вуза, в процесс которого обязательно должна быть включена нравственное воспитание студентов:

- система взаимодействия и общения между преподавателями и студентами;

- система взаимодействия и общения внутри студенческого и преподавательского социума;

- взаимодействие между микросоциумами.

Нравственную основу формирования профессиональной культуры необходимо включать в профессиональные пробы во время аудиторных и внеаудиторных занятий, при использовании следующих методов:

- методика информационной и симуляционной техники;

- деловые игры (обучающие, практические, проектные, исследовательские);

- метод «Конкретных ситуаций»;

- «Кейс-стади»;

- методика «Ассесмент-центр»;

- метод «Экспертных оценок»;

http://vestnik-nauki.ru/

2016, Т 2, №2

- решение профессиональных задач (ситуационные, практические, учебно-профессиональные, типовые профессиональные задачи, аналитические задачи, комплексные задачи).

Использование представленных методов позволяет решать как профессиональные задачи, так и задачи по нравственному воспитанию:

- представить как проблемные самые различные профессиональные ситуации: хозяйственные, управленческие, инновационные, конфликтные; - в многообразии факторов и взаимодействий, влияющих на реальный трудовой процесс;

- научить студентов находить нестандартные самостоятельные решения проблемных профессиональных ситуаций;

- выделять, имитировать и сделать понятными профессиональные связи, педагогические функции, задачи, которые в реальной профессиональной деятельности находятся в сложном и многослойном переплетении и потому являются проблемными для освоения;

- найти и выработать оптимальные для типичной ситуации действия;

- повторять отдельные упражнения и их элементы для развития практических навыков;

- повысить эффективность усвоения профессиональной роли на основе принципа обратной связи;

- повысить интерес, мотивацию к освоению системы общекультурных и профессиональных компетенций.

Формами организации данной деятельности являются следующие: семинарские, лабораторные и практические занятия, учебные и производственные практики, НИРС, а также все виды внеучебной деятельности, что в целом создает образовательную среду, максимально приближенную к профессиональной.

Таким образом, формирование профессиональной культуры будет способствовать не только освоению студентами системы общекультурных и профессиональных компетентностей, но и пониманию будущими педагогами ее нравственной составляющей, позволяющей решать профессиональные задачи на уровне современных достижений педагогической науки и опыта и испытывать удовлетворенность и чувство самореализации в избранной профессиональной сфере.

1. Гущина Г. А. Проблемы формирования профессиональной культуры будущих экономистов в вузе // Современные исследования социальных проблем. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://sisp. nkras.ru/e-ru/issues/2013.html.

2. Гущина Г.А. Концептуальные основания формирования профессиональной культуры как надпредметного интегративного компонента содержания экономического образования // Современное университетское образование: общемировые тенденции и национальные особенности: материалы междунар. научной конф., посвящ. 15-летию университета «Туран-Астана». - Астана: Университет «Туран-Астана», 2013. С. 123-130.

3. Пригожин А.И. Методы развития организаций. М.: МФЦЭР, 2009. 863 с.

4. Guschina G. A. The content component of economic education connecting with real life for the formation of the professional culture of the students of higher education institution // Eastern Eiropean Scientific Jornal: AURIS Kommunicktions-und Verlags gesall schaft mbH, Ausgabe 22014. P.265-272.

5. Гущина Г. А. Нравственные основы формирования профессиональной культуры будущих экономистов // Кирилло-Мефодиевские чтения: сб. ст. и материалов IV межрегион. правосл. конф. в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (г. Киров, 24 мая 2012 г.) / под. ред. проф. В. С. Сизова, проф. Н. С. Александровой. Киров: ВСЭИ, 2012. С. 53-55.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

http://vestnik-nauki.ru/

Вестник науки и образования Северо-Запада России

2016, Т. 2, №2

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Гущина Галина Анатольевна ГБОУ ВО КО «Педагогический институт», г. Черняховск, Россия, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры психолого-педагогических дисциплин, директор МБОУ СШ №1 г. Гвардейск, Россия E-mail: g-guschina@mail.ru

Gushina Galina Anatolevna SEIHE KR «Pedagogical Institute», Chernyakhovsk, Russia, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Psychology and Educational Sciences, Director of the MBEI of secondary school № 1, Gvardeysk, Russia. E-mail: g-guschina@mail.ru

Корреспондентский почтовый адрес и телефон для контактов с автором статьи: 236029, РФ, Калининградская область, г. Калининград, ул. Озерная, д.5., кв.30.

8-(911)-4795219.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.