Научная статья на тему 'Оценка умственных способностей человека в английском языковом сознании'

Оценка умственных способностей человека в английском языковом сознании Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
376
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА / ОЦЕНКА / ШКАЛА ОЦЕНОК / ТИПЫ ОЦЕНКИ / ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ / СУБЪЕКТ ОЦЕНКИ / PERSON’S INTELLECTUAL ABILITIES / EVALUATION / GRADUATION / EVALUATION TYPES / OBJECT OF EVALUATION / SUBJECT OF EVALUATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дронь Дарья Юрьевна

В статье выявляется специфика оценки интеллектуальных способностей человека в английском языке, рассматриваются типы оценки и семантические особенности оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of a Person’s Intellectual Abilities in the English Language

The article deals with the evaluation of a person’s intellectual abilities in English language, evaluation types and semantic features of evaluation reviewed.

Текст научной работы на тему «Оценка умственных способностей человека в английском языковом сознании»

УДК 811’11

Дронь Д. Ю.

Оценка умственных способностей человека в английском языковом сознании

В статье выявляется специфика оценки интеллектуальных способностей человека в английском языке, рассматриваются типы оценки и семантические особенности оценки.

The article deals with the evaluation of a person’s intellectual abilities in English language, evaluation types and semantic features of evaluation reviewed.

Ключевые слова: интеллектуальные способности человека, оценка, шкала оценок, типы оценки, объект оценки, субъект оценки.

Key words: person’s intellectual abilities, evaluation, graduation, evaluation types, object of evaluation, subject of evaluation.

Целью данной статьи является выявление специфики оценки умственных способностей в английском языковом сознании. Человек, общаясь с другими людьми и будучи склонным к анализу, непроизвольно дает оценку их деятельности, поступкам, умственным способностям. В российской научной парадигме яркими представителями, изучающими вопрос оценки, являются Е.М. Вольф, В.Н. Телия, А.А. Ивин.

В.Н. Телия дает следующее определение понятию оценки: «оценка -это связь, устанавливаемая между ценностной ориентацией говорящего/слушающего и обозначаемой реалией, оцениваемой положительно или отрицательно по какому-либо основанию в соответствии со «стандартом» бытия вещей или положения дел в некоторой картине мира, лежащим в основе норм оценки» [3, с. 22 - 23].

Российские ученые выделяют следующие основные компоненты оценки: субъект оценки, объект оценки, основание оценки, шкала оценок. Также к структуре оценки некоторые ученые относят аксиологические предикаты, оценочные мотивировки, оценочные модусы, оценочный стереотип, аспект оценки. Под субъектом оценки понимается «лицо (или группа лиц), приписывающее ценность некоторому предмету путем выражения данной оценки» [2, с. 21] . Объект оценки - это «лицо, предмет, событие или положение вещей, к которым относится оценка» [1, с. 12]. Под основанием оценки подразумевается «та позиция или те доводы, которые склоняют субъектов к одобрению, порицанию или выражения безразличия в связи с разными вещами» [2, с. 27]. Шкала оценок подразумевает «некоторую базовую переменную, т.е. общий признак, который включает признаки, расположенные по этой шкале, как части» [1, с. 56].

© Дронь Д. Ю., 2013

Ученые в России представляют типологию оценок в оппозициях, существует следующая классификация оценок: 1) положительные и отрицательные оценки: He is clever. Cf.: He is stupid; 2) эксплицитные и имплицитные оценки: He is not wise. Cf.: In a recent paper for the journal Intelligence, the notorious Professor Richard Lynn has argued that intelligent people are ”less likely to believe in God”. (= Those who believe in God are not intelligent); 3) субъективные и объективные оценки: I think he is clever. Cf.: He is considered to be clever; 4) абсолютные и сравнительные оценки: He is a clever person. Cf.: Tom is cleverer than Tim; 5) эмоциональные и рациональные оценки: например, высказывание What a fool he is! может быть сиюминутной эмоциональной реакцией говорящего на поведение адресата или умозаключением, сделанным в результате продолжительных наблюдений за его действиями и поступками; 6) общие и частные оценки: A good girl. A good report. Cf.: A clever girl. A clever report.

Оценке интеллектуальных способностей человека свойственны семантические особенности. Мы придерживаемся списка семантических особенностей, выделенных Е.М. Вольф, и берем их за основу. Е.М. Вольф в книге «Функциональная семантика оценки» выделяет следующие семантические особенности оценки: субъективный и объективный факторы, оценочный и дескриптивный компоненты, функция выражения и функция замещения оценочных слов, проблема истинности оценки и свойства оценочного предиката. Описывая свойства оценочного предиката, Е.М. Вольф говорит об эмотивности (оценочности), эмоциональной и рациональной оценках, экспрессивности, аффективности и интенсификации.

К семантическим особенностям оценки интеллектуальных способностей человека мы относим субъективный и объективный факторы, оценочный и дескриптивный компоненты, функции оценки, проблему истинности оценки и асимметричность полюсов.

Любое оценочное высказывание строится с учетом субъективного и объективного фактора оценки: субъекта, то есть того, кто оценивает, и объекта оценки, то есть того, что оценивается. Субъективный компонент предполагает положительное или отрицательное отношение субъекта оценки к ее объекту (иногда его представляют в виде отношений «нравиться/не нравиться», «ценить/не ценить», «одобрять/не одобрять» и т.п.), в то время как объективный (дескриптивный, признаковый) компонент оценки ориентируется на собственные свойства предметов или явлении, на основе которых выносится оценка. Как пишет Е.М. Вольф, существуют два основных направления, рассматривающих проблему соотношения объективного и субъективного. Согласно первому направлению основным в оценке субъект в его отношении к объекту, а сторонники второго направления считают, что основным для оценки являются свойства объекта [1, с. 51 - 70]. Нами не ставится цель выявления основного компонента в оценке, поэтому и объект, и субъект являются взаимодействующими основными составляющими.

В.Н. Телия выделяет субъект оценочных высказываний и субъект экспрессивно-окрашенных высказываний. Если говорящий намеревается сказать о том, что некоторое лицо не блещет умом, то он может воспользоваться рядом средств выражений. Говорящий может назвать это лицо нейтрально, то есть оценить данное качество как объективный факт, не выражая своего личного пристрастия, но он и также вправе дать свою экспрессивно-окрашенную оценку, которая может быть не основана на реальных признаках и качествах объекта. Отличие субъекта оценочных высказываний от субъекта, экспрессивно окрашенного, определяется различием в целях. Оценочные высказывания «нацелены на сообщение о ценностной значимости для автора речи обозначаемого в высказывании, с тем чтобы сориентировать реципиента в определенной жизненной коллизии или в некоторой абстрактно мыслимой ситуации, причем таким образом, чтобы этот последний принял точку зрения автора речи как объективную» [4, с. 31 - 32]. Экспрессивно окрашенный высказывания «создаются с тем, чтобы воздействовать на реципиента эмотивно, с субъективных позиций - передать личное мнение автора речи» [4, с. 32].

Одними из основных особенностей оценки интеллектуальных способностей человека являются субъективный и объективный компоненты, так как человек с его умственными способностями является и субъектом, и объектом оценки. Более того, человек может оценивать не только чьи-то интеллектуальные способности, но и свои. В данном случае мы можем наблюдать не только отношение «субъект - объект», но и «субъект - субъект».

Субъективный и объективный факторы находят свое отражение в оценочном и дескриптивном компонентах значения. В оценочных высказываниях об умственных способностях человека также можно наблюдать дескриптивный и оценочный компоненты. Например, в высказываниях «Марк - умный» или «Марк - глупый», на первый взгляд нам видится лишь оценочный компонент. Из этого можно заключить, что дескриптивный компонент не присущ оценке умственных способностей. Но согласно Е.М. Вольф, «дескриптивные признаки полностью погашаются, когда на первый план выступает субъективный аспект оценки» [1, с. 78]. Отсюда следует, что если на первый план выступает объективный аспект, то в высказывании наблюдается дескриптивный признак. Поэтому, зная, что у Марка высокий уровень IQ, мы можем сказать, что «Марк - умный», и наоборот. В данной ситуации наблюдается признак, который является собственным свойством объекта, и прилагательное умный здесь несет дескриптивный признак.

Можно выделить следующие наименования, сочетающие в себе дескриптивные и оценочные значения интеллектуальных способностей человека: 1) наименования человека по психическим заболеваниям, влекущим интеллектуальные отклонения (moron, insane, mad); 2) наименования человека как обладателя высшей степени интеллектуальной одаренности (genius, talent, prodigy); 3) наименования человека по интеллектуальной

деятельности, профессии, званию (academic, boffin, expert, professor); 4) наименования персонажей литературных и фольклорных произведений, реальных лиц, известных национально-культурному сообществу своими интеллектуальными особенностями (прецедентные имена) (Eistein; Tom, Dick and Harry); 5) переносные оценочные наименования целостного человека разумного, основанные на его сходстве с животными и птицами (зоо-семизмы) (hare, owl) и с неодушевленными предметами (cabbage) [3, с. 16].

Оценочные слова обладают такими функциями, как функция выражения и функция замещения. Например, в высказываниях эта книга хорошая, он глупый человек выражается отношение субъекта к объекту оценки - здесь присутствует функция выражения. В функции замещения оценочные слова «хорошо/плохо», «умный/глупый» «указывают на те или иные совокупности свойств, являясь как бы обобщающими именами класса свойств с определенным знаком, «+» или «-» [1, с. 81].

Выполняя функцию замещения, общеоценочные слова характеризуют отношение объекта к стереотипу, точнее, степень соответствия или несоответствия ему [1, с. 81]. Так, например, когда человек нанимается на работу, то работодатель, узнав, что у человека имеется диплом о высшем образовании, думает, что человек хороший. Поэтому в высказывании «Наш новый работник хороший» работодатель может подразумевать то, что новый работник умный.

Описывая интеллектуальные способности, можно выделить единицы, замещающие понятия «умный» и «глупый», но выражающие их через единицы, обозначающие «интеллектуальные части». Л.Б. Никитина выделяет компоненты образования концепта “Homo Sapiens”, одним из которых является партитивность. Партитивность - это характерная для языкового отображения человека категориальная семантическая черта, представленная абстрактной оппозицией «часть-целое», в основе которой лежит мыслительный процесс разделения целого на части и соединения частей в целое [3, с. 12]. Такими единицами могут выступать слова, обозначающие части человека, которые мыслятся как его анатомические составляющие, отвечающие за интеллект, например, такие слова, как brain, head, mind, grey matter. В предложении “Some of our best brains are leaving the country to work in the US” слово “brains” используется для обозначения понятия «умные люди». Здесь идет речь о метафорическом использовании единиц, но важным считаем то, что единицы, обозначающие анатомические составляющие человека, замещают единицы, выражающие интеллект и все, с ним связанное.

Актуальной остается проблема истинности оценки. Е.М. Вольф дает обзор нескольких подходов к данной проблематике. На протяжении долгого времени считалось, что оценка ни истинна, ни ложна, так как не может быть верифицирована, т.е. проверена путем соотнесения с действительностью. Есть также мнение, что вопрос об истинности должен рассматриваться по-разному для разных типов оценок [1, с. 84].

Существует несколько основных подходов к проблеме истинности оценки. Согласно первому подходу, основным представителем которого является Сэнфорд, истинность оценочных суждений «не является дискретной, а должна быть представлена как континуум, на котором располагаются высказывания от истинных до ложных» [1, с. 84]. Высказывания, располагающиеся вдоль шкалы и не занимающие полюсов этой шкалы, считаются неопределенными (vague), поэтому им можно приписывать как истинность, так и ложность, но с поправкой на непрерывность шкалы.

Сторонники второго подхода развивают данный вопрос в рамках семантики «возможных миров» пропозициональных установок, отражающих отношение личности к положению дел. Ряд авторов придерживаются мнения, что оценочные высказывания могут быть истинными или ложными в зависимости от их отношения к «возможным мирам» субъекта оценки [1, с. 85]. Под «возможным миром» видится концептуальная система носителя языка, т.е. та информация о действительном или возможном положении вещей в мире, которой располагает индивид-носитель. Например, в диалоге «Она умная, сообразительная» - «А мне показалась глуповатой» оценки умная и глуповатая являются истинными для субъектов речи. Они могут быть субъективными оценками, но истинными.

В нашем понимании истинной оценкой будет считаться оценка, истинная для субъекта речи.

Концепту, описывающему интеллектуальные способности человека, свойственна асимметричность полюсов положительной и отрицательной оценки («умный» - «глупый»). Анализируя дефиниции и записи из словарей, мы обнаружили количественное превосходство отрицательнооценочной лексики. Л.Б. Никитина выделила оценочные средства выражения степени интенсивности оценки: 1) лексические средства (clever -wise - talented - genius); 2) синтаксические средства (He behaves stupid. -He’s stupid. He’s stupid. - He’s a fool.); 3) стилистические средства (brains -grey matter); 4) словообразовательные средства (educated - well-educated -ill-educated); 5) прагматические и паралингвистические средства (деинтенсификация отрицательной оценки интеллекта наблюдается в ситуации неофициального общения близких людей: - What a fool you are, Jonny!; интенсификация - при соответствующем интонационном оформлении высказывания и сопровождающих его жестах: - Fool!!! - he shouted and tapped his temple with the index finger) [3, с. 25].

Список литературы

1. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. - М.: КомКнига, 2006.

2. Ивин А.А. Основания логики оценок. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970.

3. Никитина Л.Б. Образ-концепт «homo sapiens» в русской языковой картине мира как объект антропоцентристской семантики: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Омск, 2006.

4. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. - М.: Наука, 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.