Введение
Во многих странах школьное питание находится в фокусе внимания ученых из разных наук – образования, здравоохранения, экономики и организации общественного питания, государственного и муниципального управления, поскольку последствия провалов в этой сфере негативно влияют на рост и развитие, успеваемость детей, здоровье населения и качество человеческого капитала.
Влияние на здоровье. Отказ детей от школьной еды и предпочтение нездоровых с позиций гастроэнтерологов видов блюд и продуктов является актуальным во многих странах мира, вследствие чего остро стоит вопрос здоровья детей и подростков. Отсутствие горячего питания в образовательных учреждениях негативно влияет на физическое развитие учащихся. Отказ от школьного обеда или замена его нездоровыми альтернативами может привести к проблемам здоровья, усталости и плохой концентрации на учебном процессе. Доказано, что горячее школьное питание более полезно [1] по сравнению с упакованными перекусами, так как вторые содержат меньше питательных веществ, чем школьные обеды, что особенно критично для детей из семей с низким доходом [2, 3, 4]. Недостаточное количество еды может вызвать тягу к чему-то сладкому во второй половине дня; это оказывает негативное влияние на общее здоровье и здоровье зубов [5]. Имеются также данные о связи между хорошим качеством питания и положительным психическим здоровьем и благополучием детей [6].
Всемирная организация здравоохранения акцентирует внимание как на недостаточности калорийности и качества питания детей, так и на росте ожирения уже в подростковом возрасте. В связи с этим важно при планировании и управлении качеством школьного питания учитывать, с одной стороны, приоритет формирования здорового питания, когда питание становится частью воспитания здоровых привычек у детей, а с другой стороны – обеспечивать необходимое количество и качество питания по критериям содержания питательных веществ и микроэлементов с учетом потребностей возраста школьников и их вкусами.
Социальная поддержка. Школьное питание является и мерой социальной поддержки в случае его бесплатности или льготной оплаты для многих категорий населения. Например, качественные исследования в Великобритании доказали важность бесплатного школьного питания в обеспечении продовольственной безопасности детей и домохозяйств для бедных семей, получающих пособие [7, 8].
Влияние на местную экономику. Инвестиции в горячее школьное питание, особенно финансируемые государством, положительно влияют на предприятия общественного питания, а в итоге на локальные экономики в целом, формируя стабильный спрос на продовольствие, пищевое производство и занятость в этой сфере, развитие экономики замкнутого цикла [9, 10]. Например, по оценкам Всемирной продовольственной программы, во всем мире на каждые 100 000 детей, получающих питание по программе школьного питания, создается 1377 рабочих мест.
Влияние на климат и устойчивое развитие. Актуальна проблема роста пищевых отходов, которые приводят к необоснованным материальным и финансовым потерям и негативному влиянию на климат. Задача снижения продовольственных потерь провозглашена ООН одной из целей устойчивого развития (ЦУР) и [11].
Таким образом, для гармоничного развития детей, формирования навыков здорового питания и осознанного отношения к выбору правильного рациона необходима организация горячего школьного питания и усиление санитарно-просветительной работы [1]. Как отмечают Э. В. Миндзаева, Д. В. Адамчук и А. А. Куликов, в медико-социальной профилактике неинфекционных заболеваний с целью снижения факторов риска, которые приводят к заболеваемости, инвалидизации и смертности из-за образа жизни и поведенческих привычек (табакокурение, алкоголизация, ожирение, высокое кровяное давление и т. п.), преимущественный путь – это пропаганда ЗОЖ и информационная работа с населением. Школа как социальный институт, по всей видимости, является единственным центром интеграции, способным быть одновременно информационным источником по вопросам общественного здоровья, объединять интересы организаторов/ производителей школьного питания, детей и родителей и при этом выполнять все остальные, исторически встроенные в понятие общественного питания социокультурные функции [12]. Одним из примеров такого воспитания может быть программа, реализованная в регионах России, в том числе и в Республике Башкортостан, «Разговор о правильном питании».
В сложившейся системе школьного питания есть противоречие – акцент на физиологическое обоснование набора продуктов и рационов питания имеет смысл только в случае гарантированного их потребления питающимися [13]. Поэтому все попытки региональных органов власти регулировать эту сферу, обеспечить школьников полноценным и здоровым питанием и привить им здоровые привычки в питании будут бесплодными, если дети отказываются питаться в школах или недовольны предлагаемым питанием в них, а большая часть еды идет в пищевые отходы, а также если у детей здоровое питание ассоциируется с невкусной холодной едой.
Цель, задачи и методы исследования. Цель исследования – провести обзор подходов к выстраиванию обратной связи от родителей и детей в управлении школьным питанием, а также представить разработанный и апробированный в ходе анализа школьного питания в Республике Башкортостан (РБ) метод оценки удовлетворенности им в разрезе муниципальных образований региона.
Задачи исследования: 1) провести обзор подходов к выстраиванию обратной связи от родителей и детей в управлении школьным питанием; 2) представить разработанную автором методику составления рейтинга муниципальных образований по удовлетворенности школьным питанием; 3) представить итоги социологического опроса родителей Республики Башкортостан в разрезе муниципальных образований региона; 4) предложить варианты мер по повышению качества школьного питания на основе опыта, накопленного в других странах, а также полученных ранее в ходе обсуждения этого вопроса в России, в том числе по итогам опроса родителей в РБ.
Методы исследования: контент-анализ, социологический опрос, аналитический метод. Источники данных для исследования: публикации в научной периодике по вопросам школьного питания и итоги серии социологических опросов родителей Республики Башкортостан, проведенных по два раза в 2022 и 2023 гг.
Гипотеза исследования: выстраивание обратной связи по вопросам школьного питания, регулярная оценка удовлетворенности им родителей и детей позволяет повысить качество питания в школах. Сводная оценка удовлетворенности школьным питанием по муниципальным образованиям по разработанной и представленной в статье методике позволяет оценивать прогресс в качестве школьного питания и в динамике, и в межмуниципальном сопоставлении.
Практика сбора обратной связи о качестве школьного питания в России. В России обратная связь по школьному питанию возможна при участии родителей и учащихся в социологических опросах (например, через родительский контроль), посредством анкетирования учащихся начальной школы Министерством просвещения РФ ,, Министерством образования и науки Республики Башкортостан,, через электронную приемную органов власти Республики Башкортостан, а также через страницы обратной связи на сайтах образовательных организаций (например, на сайте Гимназии № 16), по итогам участия родителей в Днях открытых дверей и посещения школьных столовых. Ни один метод не может быть гарантией полной и объективной оценки качества питания, однако их комплексное неформальное и регулярное использование позволяет получить относительно полное представление о том, что требует корректировок и каких именно.
Участие родителей в контроле качества школьного питания в России ведется со времен СССР, когда в 1964 г. были утверждены полномочия комиссии по столовой с участием родителей в Положении о комиссии общественного контроля за работой предприятий торговли и общественного питания [14].
В серии социологических опросов, проводимых сотрудниками Института стратегических исследований АН РБ по теме школьного питания в Республике Башкортостан в 2021–2023 гг., анкета включала в себя ряд вопросов: питается ли ребенок в школе; если нет, то причины отказа от питания в школе и как решается вопрос с питанием ребенка; какие виды питания получает ребенок в школе, оценку удовлетворенности по 13–19 параметрам (набор оцениваемых аспектов питания немного меняется в каждом опросе), мнение о мерах для повышения качества школьного питания, оценку изменений в меню и в питании в целом, источники информации о питании ребенка в школе, предпочтения продуктов и блюд детей в школе и в семье (оценку рациона), а также вопросы о доходе, местожительстве респондентов.
Родительские комитеты до сих пор принимают участие в организации питания школьников, что отражено, например, статье М. Х. Латыповой. В 2020 г. Роспотребнадзор издал Методические рекомендации.
В данной работе освещается лишь часть полученных итогов, связанная с ранжированием муниципальных образований РБ на основе расчета рейтинга по удовлетворенности школьным питанием. В оценку удовлетворенности школьным питанием были включены 15 различных аспектов (см. рис. 1).
В 2023 году вопрос об оплате разделили на два (оплата картой школьника и оплата банковской картой), а саму анкету дополнили, выделив для оценки параметры:
1. Качество питания в целом.
2. Организация питания.
3. Эстетическое оформление обеденного зала.
4. Возможность участия в родительском контроле через Электронный дневник.
5. Возможность участия в родительском контроле в днях открытых дверей «Родители Башкортостана за здоровое питание!», возможность дегустации школьного меню.
Мера удовлетворенности выбиралась респондентами из четырех вариантов: «полностью удовлетворен», «отчасти удовлетворен», «полностью не удовлетворен» и «затрудняюсь ответить».
Результаты и обсуждение
Большинство респондентов полностью удовлетворены и качеством, и организацией питания, однако организация питания, судя по ответам, в целом лучше, чем качество питания. Полностью удовлетворены качеством 38% респондентов (31% в г. Уфе, 37% в городах региона и 41% в сельской местности), а организацией – 44% респондентов РБ (36% в г. Уфе, 43% в городах и 47% в сельской местности). Отчасти удовлетворены качеством питания 39% респондентов (39% в г. Уфе, 41% в городах региона и 37% в сельской местности), а организацией – 34% респондентов РБ (35% в г. Уфе, 36% в городах и 32% в сельской местности).
По аспектам питания в школьных столовых мнения родителей по территориям почти не отличаются (г. Уфа, города РБ и сельская местность). Полностью удовлетворены вкусом и температурой блюд 46% опрошенных родителей, полностью не удовлетворен каждый восьмой (13% и 15% соответственно). Доля удовлетворенных условиями для организации питания детей с учетом особенностей здоровья составила 35% и в июне 2022 г., и в сентябре 2023 года (рис. 1 и 2).
Размером оплаты за питание удовлетворена половина родителей (51%), хотя уровень доходов респондентов существенно упал, вероятно, это связано с расширением практики бесплатного питания для отдельных категорий детей.
Минимальная удовлетворенность в сентябре 2023 г. была в возможности выбора меню и блюд (34% полностью удовлетворены и 24% полностью не удовлетворены). Удовлетворенность размером оплаты питания в сентябре 2023 г. составляла 51%. Удовлетворенность питанием у родителей из Уфы к сентябрю 2023 г. выросла и стала сопоставимой с другими регионами республики – городами РБ и сельской местностью.
Улучшение школьного питания в сентябре 2023 г. отметили 38% родителей, 28% отметили, что изменений нет, 5% сказали об ухудшении питания. По выбору продуктов в рационе можно сделать вывод о здоровом питании в семьях, но в целом происходит обеднение рациона. В школе дети чаще употребляют хлебобулочные и макаронные изделия и горячие напитки. Рейтинг муниципальных образований (табл. 1) определяется путем деления суммы всех ответов «полностью удовлетворен» по перечисленным выше вопросам на число респондентов в муниципальном образовании и на число параметров оценки (для сопоставимости рейтинга в динамике по годам). Ранг муниципальных образований Республики Башкортостан по удовлетворенности школьным питанием в 2022 и 2023 г. (табл. 1) определялся по убыванию рейтинга. Изменение ранга может быть за счет роста удовлетворенности школьным питанием в самом МО и за счет его падения в других МО, поэтому целесообразно рассматривать оба результата и сопоставлять их.
В итоге мы видим, что Балтачевский район, ставший лидером в сентябре 2023 г. по уровню удовлетворенности школьным питанием, показал и максимальный прирост рейтинга. Бурзянский район повысил свою позицию на 55 строк, переместившись с 58-го на 3-е место по рангу, и за счет повышения рейтинга по удовлетворенности на 0,313 в районе, и за счет его падения у других 40 муниципальных образований (табл. 1 и 2). При этом ранг снизился у 29 муниципальных образований РБ. Таким образом, удовлетворенность школьным питанием в регионе растет неравномерно, в некоторых муниципальных образованиях заметно снижение удовлетворенности школьным питанием, наибольшее снижение в Дуванском и Альшеевском районах РБ.
Активное включение родителей в контроль качества школьного питания, по всей видимости, востребовано Роспотребнадзором в силу невозможности охвата им всех школ в России.
Опыт Республики Башкортостан показывает, что получение обратной связи от родителей позволяет существенно повысить качество питания детей в школах. На фоне роста влияния родительского контроля на качество школьного питания предлагаем рассмотреть также следующие шаги по повышению качества школьного питания: включение в оценку питания самих детей и создание условий для обмена опытом среди организаций-производителей школьного питания, увеличение полномочий у родительских комитетов вплоть до принятия решений о выборе поставщиков питания, выборе меню и блюд.
Более активное включение самих детей в оценку питания целесообразно организовать путем получения обратной связи от них в стенах школы. Для этого можно воспользоваться опытом финских школ, где есть, например, прямые системы обратной связи, школьные барометры посещаемости школьных обедов, контролируемые самими учащимися, мониторинг потерь продовольствия как учебное упражнение, формирование группы планирования меню или вкусового жюри, ознакомительные визиты на кухню и др. Для обмена опытом организаций, производящих школьное питание, можно реализовать проекты социальных сетей для обмена положительным опытом [4].
Помимо рассмотренных мер, для оценки качества целесообразно определение пищевых отходов относительно объема приготовленной еды, а также получение оценок школьных обедов и завтраков непосредственно от детей в школе. Это позволит получить более точные оценки качества школьного питания, анализ этих данных в разрезе поставщиков питания может стать одним из критериев выбора поставщиков. Анализ отходов по видам блюд позволит влиять на формирование меню, исключая блюда, от которых дети отказываются. В итоге включение родителей в выбор поставщика школьного питания и в формирование меню может повысить эффективность использования значительных сумм, направляемых из федерального и региональных бюджетов на питание детей. Идеи включения родителей в выбор поставщиков уже обсуждались (например, еще в 2018 г., однако до сих пор не реализованы на практике).
Заключение
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что удовлетворенность школьным питанием в целом по Республике Башкортостан растет. Удовлетворенность организацией питания выше, чем качеством питания. 38% детей в республике полностью удовлетворены питанием, почти каждый десятый полностью недоволен им. Более всего удовлетворены питанием родители в сельской местности, менее всего – в г. Уфе. Наиболее критичным для родителей является возможность выбора меню. Критерии оценки удовлетворенности питанием «вкус блюд» и «температура» сместились в середину списка аспектов питания, удовлетворенность ими повысилась. Однако в открытых ответах по-прежнему часто пишут о том, что еда невкусная и холодная.
Рост удовлетворенности питанием в школах происходит неравномерно по региону, о чем говорит сопоставление муниципальных образований по рейтингу удовлетворенности питанием. Предложенная методика сравнительной оценки муниципальных образований по рейтингу удовлетворенности питанием в школах показала свою эффективность, позволяет наблюдать прогресс в качестве питания на основе обратной связи от родителей. Такой метод дополняет ежедневный мониторинг качества питания, реализуемый Министерством образования и науки региона.
Повышение качества питания стало возможным после включения родителей в контроль питания и повышения внимания Минобрнауки к обратной связи от них. Таким образом, накопленный положительный опыт получения отзывов родителей в форме регулярных социологических опросов доказал необходимость формирования системы социологического мониторинга удовлетворенности качеством школьного питания. Сравнительная оценка муниципальных образований по приведенной методике расчета рейтинга удовлетворенности питанием позволяет выявить те из них, где есть сложности, и те, где есть стабильное улучшение в вопросах питания детей в образовательных организациях.
Среди вариантов решений, позволяющих повысить качество питания, большинство отметили свежесть и разнообразие продуктов и блюд (34%), возможность выбора блюд меню (40%), а также приготовление еды в школьных столовых (26%). Помимо этого, на наш взгляд, целесообразно включить родителей в принятие решений о поставщиках школьного питания и о меню, выборе блюд с учетом оценок пищевых отходов в школах, а также оценок питания, меню и блюд в школах самими детьми. Результативность этих мер, а также готовность родителей участвовать в этой работе можно также оценить методами социологических опросов. ■