УДК 613.2
DOI 10.29141/2500-1922-2024-9-1-10 EDN YYGZKT
Интегрированный подход к обеспечению качественного, безопасного и здорового питания школьников
Е.П. Потапкина1, Т.В. Мажаева2,3 С.В. Синицына2, В.И. Козубская2, О.В. Чугунова3, Д.В. Гращенков3
1 Центральный Екатеринбургский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, г. Екатеринбург, Российская Федерация
2 Екатеринбургский медицинский-научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промышленных предприятий Роспотребнадзора, г. Екатеринбург, Российская Федерация
3 Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация
Реферат
Питание школьников представляет собой одну из актуальных проблем и в настоящее время является одним из важнейших направлений работы федеральных органов исполнительной власти. Цель исследования - формирование интегрированного подхода к обеспечению качественного, безопасного и здорового питания школьников на уровне муниципалитета. Объектом исследования является система школьного питания г. Екатеринбурга. По результатам проведенных в 2019-2020 гг. оценок удовлетворенности питания выявлено, что 81 % директоров и 48 % педагогов, 62 % медицинского персонала школ считают, что детям нравится питаться в школьной столовой. При этом определено, что 40 % школьников младших классов, 31 % старшеклассников, 31 % родителей учащихся младших классов и 28 % родителей учащихся старших классов в целом удовлетворены организацией питания в школе. Приведены данные об удельном весе неудовлетворительных проб по пищевой ценности, выявленных в рамках надзорных мероприятий в школах г. Екатеринбурга за 2019-2022 гг., а также динамика удовлетворенности организации питания в школьной столовой и меню. Систематизированы данные о причинах отказа от питания и (или) ограниченного питания в школьной столовой; о выполнении норм потребления макро- и микронутри-ентов в сравнении с фактическими суточными рационами школьников г. Екатеринбурга. Определено, что удельный вес детей с заболеваниями эндокринной системы в школах варьирует от 0 до 37 %, в том числе с ожирением - от 0 до 15 %, с заболеваниями системы кровообращения - от 0 до 10 %, системы пищеварения - от 0 до 72 %, костно-мышечной системы - от 0 до 65 %. Установлена связь между количеством неудовлетворительных проб лабораторных испытаний пищевой продукции предприятий общественного питания школ и заболеваниями органов пищеварения у школьников. По результатам проведенной работы подготовлен проект муниципальной программы.
Для цитирования:Потапкина Е.П., Мажаева Т.В., Синицына С.В., КозубскаяВ.И., Чугунова О.В., Гращенков Д.В. Интегрированный подход к обеспечению качественного, безопасного и здорового питания школьников // Индустрия питания|Food Industry. 2024. Т. 9, № 1. С. 91-103. DOI: 10.29141/2500-1922-2024-9-1-10. EDN: YYGZKT.
Дата поступления статьи: 28 февраля 2024 г.
Ключевые слова:
организация питания
школьников;
удовлетворенность
питанием;
пищевая ценность;
рацион;
аудит;
муниципальный проект
An Integrated Approach
to the High-Quality, Safe and Healthy
Nutrition Provision for Schoolchildren
Elena P. Potapkina1, Tatiana V. Mazhaeva23Svetlana V. Sinitsyna2, Valentina I. Kozubskaya2, Olga V. Chugunova3, Dmitry V. Grashchenkov3
1 Central Ekaterinburg Office of the Rospotrebnadzor Department for the Sverdlovsk Region, Ekaterinburg, Russian Federation
2 Ekaterinburg Health Science Center for Prevention and Health Protection of Industrial Enterprise Workers of Rospotrebnadzor, Ekaterinburg, Russian Federation
3 Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russian Federation IS [email protected]
Keywords:
schoolchildren catering;
satisfaction with
nutrition;
nutritional value;
diet;
audit;
municipal project
Abstract
Schoolchildren nutrition is one of the urgent problems and is currently one of the most important aspects for federal executive authorities. The study aims at the integrated approach development to ensure high-quality, safe and healthy nutrition for schoolchildren at the municipal level. The study object is the school nutrition system in Ekaterinburg. Nutrition satisfaction assessments results in 2019-2020 revealed that 81 % of headmasters, 48 % of teachers, and 62% of school medical staff believed that children liked to eat in the school canteen. At the same time, a man determined that 40 % of elementary school students, 31 % of high school students, 31 % of parents of elementary school students and 28 % of parents of high school students were satisfied with the catering at school, generally. The thesis presents the proportion data on the unsatisfactory samples of nutritional value identified in the course of inspections in schools in Ekaterinburg in 2019-2022, as well as the dynamics of satisfaction with catering in the school canteen and menu. The researchers systematized data on the reasons for nutrition refusal and (or) limited nutrition in the school canteen; on the attainment of the macro- and micronutrients consumption norms compared to the actual daily rations of schoolchildren in Ekaterinburg. The proportion of children with diseases of the endocrine system in schools varies from 0 to 37 %, including those with obesity - from 0 to 15 %, with diseases of the circulatory system - from 0 to 10 %, digestive system - from 0 to 72 %, musculoskeletal system - from 0 to 65 %. The researchers interrelate the number of unsatisfactory laboratory test samples of food products in public catering enterprises in schools with the digestive diseases in schoolchildren. Based on the research results, a man developed draft municipal program.
For citation: Elena P. Potapkina, Tatiana V. Mazhaeva, Svetlana V. Sinitsyna, Valentina I. Kozubskaya, Olga V. Chugunova, Dmitry V. Grashchenkov. An Integrated Approach to the High-Quality, Safe and Healthy Nutrition Provision for Schoolchildren. Индустрия питания|Food Industry. 2024. Vol. 9, No. 1. Pp. 91-103. DOI: 10.29141/2500-1922-2024-9-1-10. EDN: YYGZKT.
Paper submitted: February 28, 2024
Введение
Здоровье и продолжительность человеческой жизни зависят от сложного взаимодействия внешних и внутренних факторов. Эффективная система управления здоровьем должна учитывать биологические реакции на воздействие различных макро- и микрофакторов. Без понимания полного спектра влияния этих факторов на человека управление здоровьем не будет эффективным. Также важно, чтобы все сферы общества способствовали поддержанию и улучшению здоровья [1].
Современные методы управления рисками, связанными с обеспечением качественной и безопасной пищей, направлены на стимулирование предпринимателей к соблюдению обязательных требований [2]. Переход к профилактическим мероприятиям в работе государственной санитарно-эпидемиологической службы предполагает уменьшение административной нагрузки и внедрение более передовых технологий, основанных на партнерстве между предприятиями и контрольными органами.
В соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения школа рассматривается как социальный институт, способствующий эффективному распространению информации о безопасном питании. Учебно-воспитательный процесс имеет значительное воздействие на молодых людей в критическом периоде их развития, когда формируется, изучается и усваивается образ жизни, включая культуру питания, через социальные взаимодействия в семье, среди сверстников, учителей и других взрослых. Особое внимание в связи с этим следует уделить формированию культуры питания в начальных классах.
Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день в России, в том числе в г. Екатеринбурге, сохраняется тенденция ухудшения состояния здоровья детей в школьный период. Нарушения питания в детском возрасте являются одной из причин высокой частоты заболеваний желудочно-кишечного тракта, занимающих одно из ведущих мест в структуре заболеваемости школьников.
Одним из важных объектов контроля и управления риском здоровья населения для Роспо-требнадзора является организованное питание в школах [1]. Данный вопрос касается достаточно большого количества заинтересованных организаций на всех уровнях, а также родителей и самих детей [3; 4]. Сложность вопроса организации питания школьников состоит в том, что каждый знает, что питание должно быть качественным, безопасным, но далеко не каждый знает, как сделать так, чтобы оно было привлекательным, а главное - сберегающим и укрепляющим здоровье детей в долгосрочной перспективе.
В исследовании О.В. Поткиной и С.В. Горюно-вой рассматриваются основные проблемы организации безопасного питания в учебных заведениях г. Москвы. Показано, что безопасное питание оказывает существенное влияние не только на качество жизни, но и на профилактику заболеваний и общее здоровье учащихся. Проведен анализ структуры питания учащихся и выявлены отклонения в их пищевом статусе. Предложен комплексный подход к организации безопасного питания учащихся в учебных заведениях [5].
В работе Е.В. Шеметовой и Т.М. Бойцовой представлены результаты анализа современного состояния питания детей различных возрастных групп в общеобразовательных школах Приморского края. Выявлена зависимость качества услуг питания от материально-технической базы предприятий питания образовательных учреждений, квалификационного уровня производственного персонала и стоимости рационов.
Определены уровни заболеваний детей и подростков, которые непосредственно связаны с нарушением принципов рационального питания, возможно, из-за отсутствия у детей элементарных знаний о культуре питания человека [6].
В исследовании У.М. Лебедевой и ее коллег представлены данные об организации питания обучающихся в образовательных организациях Республики Саха (Якутия) [7]. Показано, что на структуру питания оказывает негативное влияние не только социально-экономическое положение населения, но и низкий уровень знаний населения о рациональном питании как важной составляющей здорового образа жизни.
Оценка фактического питания школьников малых городов [8] выявила нарушение принципов рационального питания: сбалансированности, количественной и качественной полноценности. Показано, что питание в значительной степени соответствует углеводной модели, предполагающей высокое потребление легкоусвояемых углеводсодержащих продуктов, вытесняющих из рациона продукты с содержанием полноценных белков.
Учитывая, что питание школьников представляет собой одну из важных задач, улучшение организации питания в общеобразовательных учреждениях в настоящее время является одним из важнейших направлений работы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и других заинтересованных структур, напрямую связанным с сохранением здоровья нации и задачами улучшения демографической ситуации в стране. В этом контексте данное исследование приобретает высокую актуальность.
Цель исследования - формирование интегрированного подхода к обеспечению качественного, безопасного и здорового питания школьников на уровне муниципалитета.
Объекты и методы исследования
Объектом настоящего исследования были школы г. Екатеринбурга, их ученики, директора, педагоги, родители, организаторы питания. Предметом исследования стали удовлетворенность организацией питания, качество организации питания (соответствие требованиям законодательства, приготовление блюд, их качество и безопасность), а также здоровье школьников. Исследования проводились в период с 2019 по 2022 г. включительно.
Оценку качества организации питания в школах г. Екатеринбурга осуществляли с помощью сплошного анкетирования. Анкеты были разработаны для разных групп респондентов
(дети, родители, педагоги, организаторы питания) и включали как специальные вопросы для каждой группы, так и идентичные для всех групп (табл. 1).
Проанализированы данные контрольных (надзорных) мероприятий Управления Роспотреб-надзора по Свердловской области (ПС «НИС») и сведения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» (ПС «ЛИС») по результатам 10 579 лабораторных исследований пищевой продукции, проводимых в рамках контрольных (надзорных) мероприятий, производственного контроля за 2019-2022 гг. в 108 общеобразовательных организациях. Для определения связи качества и безопасности продукции с нарушениями при организации питания школьников проанализировано за три года соблюдение требований ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», СанПиН 2.4.5.240908 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»).
Лабораторный контроль пищевой продукции проводили в соответствии с п. 7 и 10 ГОСТ 30390-2013 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению». Оценку рецептур осуществляли согласно программе «Система расчетов для общественного питания» (Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ №2002610284) [2].
Обследование (аудиты) школьных предприятий общественного питания на соответствие обязательным требованиям санитарного законодательства проводили согласно МР 5.1.0096-14 «Методические подходы к организации оценки процессов производства (изготовления) пищевой продукции на основе принципов ХАССП».
По результатам аудитов оценивали степень внедрения и выполнения превентивных мероприятий (процедур, основанных на принципах ХАССП), анализа опасностей, контроля установленных параметров [9].
Оценку здоровья осуществляли с использованием результатов профилактических осмотров 53 572 школьников. В анализ были включены заболевания эндокринной, пищеварительной, костно-мышечной систем и системы кровообращения. Для углубленного исследования здоровья школьников, ассоциированного с питанием, использовали неинвазивные методы: антропометрический с использованием биоимпедансного анализа состава тела и системное комплексное компьютерное исследование функционального состояния организма по вариабельности сердечного ритма с помощью портативного диагностического комплекса «ЛОТОС».
При формировании базы и выходных таблиц использовали пакет Microsoft Excel. Обработку данных проводили с помощью описательной статистики, статистических методов оценки достоверности различий по критериям Краске-ла - Уоллеса и Манна - Уитни. Корреляционный анализ проводили по критерию Спирмена с помощью программы IBM® SPSS® Statistics 20, критический уровень значимости принят p < 0,005.
Результаты исследования и их обсуждение
Для создания мотивации, вовлеченности, эффективной работы организаций, обеспечивающих питанием школьников на муниципальном уровне, а также формирования системы взаимодействия между ними необходимо собрать актуальную информацию по существующим проблемам. В связи с этим на первом этапе создания межведомственной муниципальной программы «Привлекательное и здоровое питание школьников» с 2019 г. был организован мониторинг за качеством организации питания в школьных столовых и удовлетворенностью питанием детей,
Таблица 1. Численность респондентов с 2019 по 2022 г. Table 1. Respondents Number from 2019 to 2022
Группа участников Количество опрошенных, чел.
2019 2020 2021 2022
Директора, педагоги, медработники 2 391 2 822 1 724 4 943
Работники предприятий питания 111 111 245 113
Родители 11 130 11 143 9 005 45 824
Школьники 12 658 13 931 4 702 17 807
Всего опрошенных, чел. 26 290 28 007 15 676 68 687
Количество школ, ед. 118 110 80 143
родителей, учителей. Определены участники мониторинга и респонденты, а также разработаны анкеты по каждой группе опрашиваемых.
По результатам проведенных в 2019-2020 гг. первых оценок удовлетворенности питания выявлено, что 81 % директоров и 48 % педагогов, 62 % медицинского персонала школ считают, что детям нравится питаться в школьной столовой. Однако, по данным анкетирования, только 40 % школьников младших классов, 31 % старшеклассников, 31 % родителей учащихся младших классов и 28 % родителей учащихся старших классов в целом удовлетворены организацией питания в школе. Основные замечания как родителей, так и детей относятся к ассортименту блюд, температуре подачи блюд, вкусовым качествам и стоимости питания.
Практически все респонденты (94 %) хотели бы видеть школьное питание более привлекательным за счет введения в рацион разнообразных полезных продуктов и новых рецептур (отметили 71 %), ремонта помещения (36 %), снижения стоимости питания (33 %), более привлекательной сервировки блюд (29 %), улучшения качества питания (27 %), повышения уровня обслуживания (11 %).
В результате интегральной оценки удовлетворенности питанием в школах г. Екатеринбурга выявлено, что в 32 % школ ученики оценили питание на «отлично», в 50 % школ - «удовлетворительно», в 18 % школ - «неудовлетворительно». При этом в школах, где ученики оценивали питание как неудовлетворительное, причины неудовлетворенности были схожи и достоверно не различались (р > 0,2). К этим причинам были отнесены: низкое качество блюд и их органолепти-ческие свойства, маленький размер порции, однообразие меню, низкий уровень обслуживания, антисанитарные условия в столовой, высокая цена. Отличались причины неудовлетворенности по следующим претензиям: непривлекательный внешний вид блюд (р = 0,008), остывшие (холодные) горячие блюда (р = 0,04), наличие посторонних предметов в блюдах (р = 0,001), недостаточно времени на прием пищи (р = 0,035), неуютное помещение столовой (р = 0,000).
Во всех школах 31 % старшеклассников отказываются от горячего питания из-за непривлекательного, некачественного, невкусного питания с высокой ценой и плохим качеством обслуживания. Сравнение результатов опроса родителей и детей показало, что родителей, которые считают, что их детям нравится питаться в школьной столовой, на 6,6 % больше, чем удовлетворенных питанием старшеклассников (р = 0,000), а по вопросам качества приготовленных блюд и меню их мнения совпали.
Проведенная интегральная оценка удовлетворенности питанием в школах в зависимости от организатора питания с помощью критерия Краскела - Уоллеса показала достоверность различий (р = 0,000). Выявлен организатор питания, которому дали высокую оценку 50 % школьников, отвечая на три основных вопроса об удовлетворенности питанием в школе, а также организатор питания, которому одна треть школьников дала низкую оценку.
На следующем этапе проведены лабораторные испытания пищевой продукции (сырья и готовой продукции) у 5 организаторов питания в количестве 23 проб сырья, из них по 5 проб свежих овощей (картофель, морковь), 9 проб горбуши потрошеной мороженой и 4 пробы тазобедренного отруба говядины. Среди образцов готовой продукции было исследовано 4 пробы рубленых изделий из горбуши, 7 проб рубленых изделий из говядины, 6 проб рыбы припущенной с маслом, 10 проб пюре картофельного, 4 пробы салата из моркови с сахаром. Все пробы были отобраны по ГОСТ и однотипным технологическим картам в соответствии с наименованием продукции. Исследование проводилось на базе Центрального Екатеринбургского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» с использованием программы «Система расчетов для общественного питания» [2].
Несоответствия по пищевой ценности выявлялись практически во всей исследуемой продукции (рис. 1).
Сырье Напитки Гарниры Блюда из мяса, рыбы
Салаты из свежих овощей Отдельные приемы пищи (завтрак, обед)
10 20 30 40 50 60 Удельный вес, %
Рис. 1. Неудовлетворительные пробы по пищевой ценности, выявленные в рамках надзорных мероприятий и производственного контроля
в школах г. Екатеринбурга за 2019-2022 гг. Fig. 1. Unsatisfactory Samples of Nutritional Value Identified as Part of Supervisory Measures and Production Control in Schools in Ekaterinburg for 2019-2022.
Как видно из рис. 1, в структуре неудовлетворительных по пищевой ценности проб более 50 % приходится на блюда из мяса и рыбы, из них 41 % - на содержание белков. Высокий
удельный вес некачественных образцов наблюдается и по другим исследуемым блюдам, кроме напитков.
Анализ данных контрольных (надзорных) мероприятий и производственного контроля по школам г. Екатеринбурга показал, что одной из основных проблем является отклонение указанной в меню пищевой ценности блюд от фактической, оцененной лабораторным методом исследования. Так, 80,1 % всех несоответствующих проб приходится на пищевую ценность, а именно содержание макро- и микроэлементов, в том числе белков (35,3 %), жиров (13,7 %), углеводов (20,9 %), витаминов и минеральных веществ (7,3 %), энергетической ценности (30,1 %). Одной из причин отклонения пищевой ценности готовых блюд является качество поступающего сырья. Установлено значительное (в несколько раз) изменение пищевой ценности в современном сырье в отличие от расчетных показателей таблиц химического состава, взятых за основу при расчете рационов [10].
Подтверждением низкого качества поставляемого сырья в школьные столовые являются результаты выборочного контроля продукции предприятий общественного питания образовательных организаций на пищевую ценность. Установлено, что 70,5 % проб не соответствуют технической документации (технологическим картам). В структуре несоответствующих проб по одной трети приходилось на содержание белка и углеводов, остальное на энергетическую ценность. Все исследуемые пробы готовой продукции из говядины не соответствовали заявляемым значениям по энергетической ценности, а 57,1 % проб - по белкам и углеводам. Удельный вес несоответствующих проб блюд из горбуши по энергетической ценности составлял 75 %, а по белкам и углеводам - 50 %, что согласуется с ранее проведенными исследованиями [9].
Корреляционный анализ показал, что неудовлетворительные пробы пищевой продукции по показателям пищевой ценности напрямую свя-
заны с нарушениями обязательных санитарно-эпидемиологических требований в части разработки типовых меню в школах (г = 0,3; р < 0,03). Кроме того, на качество и безопасность продукции влияют нарушения, касающиеся содержания производственных помещений (полы, потолки, стены, окна, двери), инвентаря, посуды; санитарной обработки инвентаря, оборудования, столовой посуды (г = 0,250-0,375; р < 0,05).
По результатам внешних аудитов столовых образовательных организаций при оценке выполнения обязательных требований санитарного законодательства выявлено отсутствие должного внимания предприятий к разработке и выполнению требований процедур, основанных на принципах ХАССП, в связи с чем столовые школ имеют очень низкий средний процент соответствия этим требованиям (57 %), а внедрение принципов ХАССП в них составляет 2,8 %, что говорит о неспособности надлежащим образом управлять всеми выявленными факторами риска выпуска опасной продукции [9]. Однако из тех предприятий, где проведено обучение, аудиты, разработана система управления качеством и безопасностью продукции, количество нарушений обязательных требований снизилось на 31 %, неудовлетворительные пробы продукции в течение года не выявлялись.
Рассматривая результаты оценки качества организации питания детей в образовательных организациях г. Екатеринбурга в динамике, можно отметить незначительную, но положительную тенденцию к снижению количества респондентов, оценивающих питание как неудовлетворительное (табл. 2).
Достоверных различий в оценке качества организации питания, в том числе и удовлетворенности меню столовой, среди детей и их родителей нет, тем не менее оценка «хорошо» встречается чаще среди детей, чем родителей (табл. 2, 3).
С целью принятия эффективных управленческих решений и разработки конкретных мероприятий были повторно оценены причины
Таблица 2. Динамика удовлетворенности организацией питания в школьной столовой Table 2. Dynamics of Satisfaction with Catering in the School Canteen
Оценка Удельный вес, %
качества питания Родители Школьники
в школьной столовой 2019 2020 2021 2022 2019 2020 2021 I 2022
Отлично 8 9 10 11 10 15 9 11
Хорошо 34 35 35 38 38 40 43 45
Удовлетворительно 30 35 37 43 31 26 29 31
Неудовлетворительно 25 21 18 8 22 20 19 13
Таблица 3. Динамика удовлетворенности меню, по которому организовано питание в школе Table 3. Dynamics of Satisfaction with School Menu
Удельный вес, %
Показатель удовлетворенности Родители Школьники
2019 I 2020 2021 I 2022 2019 2020 2021 2022
В целом удовлетворены 32 33 36 27 35 35 28 30
В основном удовлетворены, есть отдельные замечания 40 41 41 48 44 45 48 49
Не удовлетворены 27 26 23 24 20 19 24 22
отказа детей от питания в школьной столовой. Выявлено, что отказ от питания или употребления отдельных блюд в школьной столовой связан в основном со вкусовыми предпочтениями и непривлекательностью блюд (табл. 4).
Таблица 4. Причины отказа от питания или употребления отдельных блюд в школьной столовой Table 4. Reasons for Not Eating or Eating Certain Meals in the School Canteen
Причина отказа Удельный вес, %
Невкусно приготовленные блюда 57,5
Отдельные блюда (продукты) не соответ-
ствуют моим пищевым предпочтениям, не употребляются мною в пищу 57,2
Блюда подаются остывшими 48,3
Непривлекательная сервировка стола, неэстетичный вид блюда 40,8
Антисанитарные условия 26,1
Высокая стоимость услуги питания 23,6
Несоответствие блюд (продуктов) типу питания в семье 20,9
Низкий уровень культуры работников пищеблока 20,0
Несоответствие блюд (продуктов) ин-
дивидуальным медицинским рекомен- 17,6
дациям
Непривлекательный интерьер обеденного зала 16,8
Неэтичное поведение одноклассников за обеденным столом 16,4
Кроме того, выявлено, что в большинстве школ отсутствует возможность выбора блюд по программе комплексного питания - так ответили 76,2 % старшеклассников и 74 % родителей учащихся младших и средних классов. Нравится питаться по программе комплексного питания только 26,5 % ученикам (рис. 2). Несмотря на это,
при ответе на вопрос «Какое питание хотели бы получать в школьной столовой в будущем?» 92,2 % родителей учащихся младшего и среднего звена и 86,4 % учеников старшего звена выбрали бы комплексное питание, а горячее питание с возможностью выбора блюд и (или) меню - 82,2 и 74,9 % соответственно (рис. 3).
20 40 60 80 Удельный вес, %
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Нравится ли Вам питаться в школьной столовой по программе комплексного питания?» Fig. 2. Answer Pattern to the Question "Do You Like to Eat in the School Canteen According to the Integrated Nutrition Program?"
Комплексное питание по предварительной заявке (обед и/или завтрак) Горячее питание с возможностью выбора блюд и/или меню
Буфетное питание
Употребление блюд, принесенных из дома s 5
0 20 40 60 80 100 Удельный вес, %
Школьники ■ Родители
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Какое питание Вы хотели бы получать в школьной столовой в будущем?» Fig. 3. Answer Pattern to the Question "What Kind of Food Would You Like in the School Canteen in the Future?"
По результатам опроса выявлено, что 49,4 % старшеклассников и 55,8 % родителей ограничивают в питании те или иные продукты и блюда по состоянию здоровья, что может влиять на пищевую ценность выбираемых рационов и приводить к дефициту или избытку отдельных нутри-ентов (табл. 5).
Результаты оценки фактического питания школьников показали, что от 60,4 до 97,5 % мальчиков и девочек испытывают дефицит в белке, полиненасыщенных жирных кислотах, пищевых волокнах, витаминах С, Вт, В2, В3, (РР), А, кальции (рис. 4).
Проблемы, связанные с качеством питания школьников, несомненно, сказываются на здоровье. По данным обращаемости и результатам периодических медицинских осмотров в г. Ека-
теринбурге выявлено, что на 1000 детей острыми кишечными инфекциями ежегодно болеют 5,6, выявляются отравления у 1,0, болезни органов пищеварения - у 1,4, а хронические заболевания, связанные с недостаточностью питания и болезнями пищеварения, - у 1,4 и 2,2 соответственно. Удельный вес детей с заболеваниями эндокринной системы в школах варьирует от 0 до 37 % (65 из 174 чел.), в том числе ожирением - от 0 до 15 % (4 из 26), с заболеваниями системы кровообращения - от 0 до 10 % (6 из 60), системы пищеварения - от 0 до 72 % (242 из 335), костно-мышечной системы - от 0 до 65 % (30 из 46) [9]. Кроме того, установлена связь между количеством неудовлетворительных проб лабораторных испытаний пищевой продукции предприятий общественного питания школ и за-
Таблица 5. Причины ограниченного питания в школьной столовой, выявленные среди опрошенных (фрагмент) Table 5. Reasons for Restricted Powering in the School Canteen Identified among the Respondents (fragment)
Вариант ответа на вопрос «С чем связаны ограничения в питании?» Удельный вес, %
Старшеклассники (8-11-й классы) Родители учащихся 1-7-х классов
Состояние здоровья (аллергии и др.) 49,4 55,8
Представления о красоте, внешнем виде, здоровом образе жизни 27,8 8,7
Особая система питания в семье (вегетарианство и др.) 9,6 2,9
Религиозные убеждения 6,8 2,7
Культурные (национальные) традиции 3,8 1,6
Энергия, ккал
Железо, мг 300 Натрий, мг
Калий, мг
Магний, мг Фосфор, мг
Кальций, мг
Витамин А, мкг рет. экв. Ниацин В3 (РР), мг ниац. экв.
Витамин В2, мг
Белок, г
Жиры, г
ПНЖК, % от ккал ДГК + ЭПК, мг
Холестерин, мг
Углеводы, г
Сахара < 10% Крахмал (ОУ - ПВ - сахара) Пищевые волокна, г
Витамин Bi, мг Витамин С, мг
-Норма -Мальчики -Девочки
Рис. 4. Выполнение норм потребления макро- и микронутриентов в сравнении с фактическими суточными рационами школьников г. Екатеринбурга Fig. 4. Attainment of Macro- and Micronutrient Consumption Norms Compared to the Actual Daily Rations
of Schoolchildren in Ekaterinburg
болеваниями органов пищеварения у школьников (г = 0,325; р = 0,024).
Полученные данные еще раз показали необходимость мониторинга здоровья детей, ассоциированного с питанием. Недостаток или избыток отдельных пищевых веществ может привести к нарушению состояния здоровья детей, развитию различных заболеваний [11-15]. По литературным данным, наиболее выраженный рост хронической заболеваемости отмечается в период обучения в школе - в возрасте от 7 до 18 лет. За последнее десятилетие частота хронической патологии среди детей всех возрастных групп увеличилась на 22 %, что связано с уязвимостью и зависимостью детей от условий и факторов среды обитания. В структуре хронических заболеваний у школьников одно из ведущих мест занимают болезни органов пищеварения -22,7 % [16-18].
С целью формирования интегрированного подхода к обеспечению качественного, безопасного и здорового питания школьников по всем оцениваемым параметрам, полученным в 59 школах г. Екатеринбурга, была проведена балльная оценка и рассчитан интегральный показатель по сумме ранговых значений для дальнейшего использования при выборе школ для углубленного обследования здоровья детей. На первом этапе оценивали интегральный показатель удовлетворенности питанием. На вопрос об удовлетворенности питанием ответу «удовлетворительно» присваивали 1 балл; 2 балла присваивали в случае ответа «в основном удовлетворительно, но есть замечания»; 3 балла - ответу «неудовлетворительно». Для каждой школы рассчитывали средний балл, который кодировали следующим образом: при наличии от 3 до 5 баллов присваивался код «1», от 5 до 6 - «2», более 6 - «3». Второй блок интегральной оценки относился к качеству и безопасности продукции, изготовляемой в школьной столовой, по результатам лабораторных испытаний. Баллы присваивали в соответствии с рейтингом от самого низкого к самому высокому значению неудовлетворительных проб по данным лабораторных испытаний продукции в школах (от 1
до 59). По результатам оценки количества хронических заболеваний школьников каждой школе также присваивали балл в соответствии с рейтингом от самого низкого к самому высокому (от 1 до 59). Далее по сумме баллов определяли школы с наилучшими и наихудшими показателями, а именно две школы с наилучшими показателями интегральной оценки и две школы с наихудшими показателями.
В продолжение работ в рамках реализации программы «Привлекательное и здоровое питание» разработаны и внедрены неинвазивные методы оценки здоровья школьников, ассоциированного с питанием. В 2023 г. применили два основных метода: антропометрический с использованием биоимпедансного анализа состава тела и системное комплексное компьютерное исследование функционального состояния организма по вариабельности сердечного ритма с помощью портативного диагностического комплекса «ЛОТОС». По предварительным данным установлено, что избыточную массу тела имеют 34,5 % обследованных школьников, 44,1 % - избыточную массовую долю жира. Несмотря на меньшее количество девочек по сравнению с мальчиками, имеющих избыточную массу тела, частота встречаемости повышенной доли жировой массы у них больше, чем у мальчиков, на 25,3 % (табл. 6).
Выявлена корреляционная связь между питанием и некоторыми показателями вариабельности сердечного ритма, а именно: обратная связь между частотой сердечных сокращений и ИМТ (г = -0,219; р = 0,05), уровнем адаптации организма (г = -0,778; р = 0,000), показателем вегетативной регуляции (г = -0,86; р = 0,000), показателем нейрогуморальной регуляции (г = -0,585; р = 0,000), показателем психоэмоционального состояния (г = -0,656; р = 0,000), комплексным показателем здоровья (г = -0,786; р = 0,000). Установлено, что повышенное преобладание влияний блуждающего нерва на синусный узел, т.е. нарушения эффективной работы сердечно-сосудистой системы и снабжения организма кислородом и питательными веществами, ассоциировано с недостаточной энергетической цен-
Таблица 6. Индекс массы тела и массовая доля жира у учащихся г. Екатеринбурга Table 6. Body Mass Index and Mass Fat Fraction in Students in Ekaterinburg
Школьники Численность, чел. Избыточная масса тела по ИМТ, % Избыточная массовая доля жира, %
Мальчики 94 52,1 35,1
Девочки 166 24,7 49,4
Всего 260 34,5 44,1
ностью рациона питания школьников (г = -0,235; p = 0,035), а также дефицитом белка (г = -0,223; p = 0,045), общего жира (г = -0,219^ = 0,05), ПНЖК (г = -0,255; p = 0,022), ш-6 жирных кислот (г = -0,254; p = 0,049). Преобладание симпатической активности вегетативной нервной системы напрямую ассоциировано с дефицитом витамина С (г = 0,317; p = 0,004) и витамина А (г= 0,238; р = 0,033).
Заключение
В целях обеспечения выполнения обязательных требований законодательства, снижения нарушений, рисков причинения вреда (ущерба) потребителям, повышения качества и безопасности пищевой продукции на современном этапе реформы контроля (надзора) необходимо проводить различные виды профилактических мероприятий, в ходе которых доводить до персонала понимание связи несоблюдения обязательных требований с риском причинения вреда (ущерба). Как отмечается в зарубежных литературных источниках, достижение более высоких уровней качества пищевых продуктов обеспечивается прозрачностью в правоприменении, а так-
же информированием об управлении пищевыми рисками [19]. Такой подход позволяет выстраивать диалоговое взаимодействие между подконтрольными субъектами и контролирующими органами, обеспечивает связь и ответственность всех участников процесса организации питания, способствует принятию правильных управленческих решений в целях обеспечения полноценным, качественным и безопасным питанием обучающихся. Для оценки влияния факторов питания на здоровье детей необходимо учитывать фактор нарушения обязательных требований нормативных документов на предприятиях общественного питания образовательных организаций.
Интегрированный подход к организации питания школьников с привлечением всех заинтересованных сторон к мониторингу и разработке эффективных профилактических мер в обеспечении качественным безопасным и привлекательным питанием является перспективным направлением создания здоровьесберегаю-щей среды для подрастающего поколения. По результатам проведенной работы подготовлен проект муниципальной программы.
Библиографический список
1. Попова А.Ю., Шевкун И.Г., Яновская Г.В. и др. Гигиеническая оценка организации питания школьников в обшеобразова-тельных организациях Российской Федерации // Здоровье населения и среда обитания - ЗНиСО. 2022. Т. 30, № 2. С. 7-12. DOI: https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-2-7-12. EDN: https:// www.elibrary.ru/aahrhc.
2. Гращенков Д.В., Дубенко С.Э., Чугунова О.В. Применение методов математического моделирования при разработке рационов заданной пищевой ценности // Индустрия питания|Food Industry. 2023. Т. 8, № 1. С. 84-91. DOI: https://doi.org/10.29141/2500-1922-2023-8-1-9. EDN: https://www.elibrary.ru/phyqbe.
3. Тапешкина Н.В., Почуева Л.П., Власова О.П. Организация питания школьников: проблемы и пути решения // Фундаментальная и клиническая медицина. 2019. Т. 4, № 2. С. 120-128. EDN: https://www.elibrary.ru/xfubcd.
4. Неустроев С.С., Миндзаева Э.В., Бешенков С.А. и др. Лучшие региональные практики по организации питания в общеобразовательных школах (на основе анализа открытых информационных источников субъектов Российской Федерации) // Управление образованием: теория и практика. 2020. № 1(37). С. 99-116. EDN: https://www.elibrary.ru/omfqgn.
5. Поткина О.В., Горюнова С.В. Проблемы обеспечения безопасного питания учащихся в образовательных учреждениях // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2012. № 3. С. 84-93. EDN: https://www.elibrary.ru/pcired.
6. Шеметова Е.В., Бойцова Т.М. Питание школьников Приморского края: современное состояние, качество и мониторинг // Техника
Bibliography
1. Popova, A.Yu.; Shevkun, I.G.; Yanovskaya, G.V. i dr. Gigienicheskaya Ocenka Organizacii Pitaniya Shkolnikov v Obshcheobrazovatel-nyh Organizaciyah Rossijskoj Federacii [Hygienic Assessment of the Schoolchildren Catering Service in General Education Organizations of the Russian Federation]. Zdorove Naseleniya i Sreda Obitaniya - ZNiSO. 2022. Vol. 30. No. 2. Pp. 7-12. DOI: https://doi. org/10.35627/2219-5238/2022-30-2-7-12. EDN: https://www.elibrary. ru/aahrhc. (in Russ.)
2. Grashchenkov, D.V.; Dubenko, S.E.; Chugunova, O.V. Primenenie Metodov Matematicheskogo Modelirovaniya pri Razrabotke Ra-cionov Zadannoj Pishchevoj Cennosti [Mathematical Modeling Method Application in the Development of Diets of a Given Nutritional Value]. Industriya Pitaniya|Food Industry. 2023. Vol. 8. No. 1. Pp. 84-91. DOI: https://doi.org/10.29141/2500-1922-2023-8-1-9. EDN: https://www.elibrary.ru/phyqbe. (in Russ.)
3. Tapeshkina, N.V.; Pochueva, L.P.; Vlasova, O.P. Organizaciya Pitaniya Shkolnikov: Problemy i Puti Resheniya [Catering for Schoolchildren: Problems and Solutions]. Fundamentalnaya i Klinicheskaya Medicina. 2019. Vol. 4. No. 2. Pp. 120-128. EDN: https://www.eli-brary.ru/xfubcd. (in Russ.)
4. Neustroev, S.S.;Mindzaeva, E.V.; Beshenkov, S.A. i dr. Luchshie Regionalnye Praktiki po Organizacii Pitaniya v Obshcheobrazo-vatelnyh Shkolah (na Osnove Analiza Otkrytyh Informacionnyh Istochnikov Sub"ektov Rossijskoj Federacii) [Best Regional Catering Practices in General Education Schools (based on the Open Information Sources Analysis of the Subjects of the Russian Federation)]. Upravlenie Obrazovaniem: Teoriya i Praktika. 2020. No. 1(37). Pp. 99-116. EDN: https://www.elibrary.ru/omfqgn. (in Russ.)
и технология пищевых производств. 2017. № 2(45). С. 112-118. EDN: https://www.elibrary.ru/zcoqjd.
7. Лебедева У.М., Баттахов П.П., Степанов К.М. и др. Организация питания детей и подростков на региональном уровне // Вопросы питания. 2018. Т. 87, № 6. С. 48-56. DOI: https://doi. org/10.24411/0042-8833-2018-10066.
8. Яблокова И.С., Стародумов В.Л., Колесник П.А. Оценка фактического питания первоклассников малых городов // Развивая вековые традиции, обеспечивая «Санитарный щит» страны: материалы XIII Всерос. съезда гигиенистов, токсикологов и санитарных врачей с междунар. участием, посвященного 100-летию основания Государственной санитарно-эпидемиологической службы России (Москва, 26-28 октября 2022 г.). Мытищи: ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана, 2022. С. 466-468. EDN: https://www. elibrary.ru/zcmvyx.
9. Потапкина Е.П., Мажаева Т.В., Носова И.А. и др. Система управления рисками в организации питания детей в муниципальных образовательных учреждениях // Здоровье населения и среда обитания - ЗниСО. 2022. Т. 30, № 9. С. 59-66. DOI: https:// doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-9-59-66. EDN: https://www. elibrary.ru/xueqmn.
10. Рождественская Л. Н. Организация питания в общеобразовательных учреждениях: проблемы и пути решения // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. 2013. Т. 13, № 2. С. 84-94. EDN: https://www.elibrary.ru/rbsgfh.
11. Сарымсакова Д.А., Беисбекова А.К., Калдыбай А.У. Особенности питания детей в детских дошкольных учреждениях в современных условиях // Вестник Казахского Национального медицинского университета. 2020. № 1. С. 134-136. EDN: https://www. elibrary.ru/tczxah.
12. Миндзаева Э. В. Разработка и внедрение системы мониторинга и оценки организации питания в образовательных организациях Российской Федерации как управленческая проблема // Человек и образование. 2020. № 3(64). С. 124-130. DOI: https:// doi.org/10.54884/S181570410020903-8. EDN: https://www.elibrary. ru/nrdtll.
13. Долгополова С. В. Актуальные проблемы качества школьного питания и пути их решения // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 1(10). С. 41-43. EDN: https:// www.elibrary.ru/tqijzh.
14. Neufeld, L.M.; Andrade, E.B.; Ballonoff Suleiman, A., et al. Food Choice in Transition: Adolescent Autonomy, Agency, and the Food Environment. The Lancet. 2022. Vol. 399. Iss. 10320. Pp. 185-197. DOI: https://doi.org/10.1016/s0140-6736(21)01687-1.
15. Юрова А.С., Чемисова Л.Э. Необходимость определения точек контроля при оценке качества и безопасности пищевой продукции в сфере общественного питания // Плодоводство и виноградарство Юга России. 2020. № 61(1). С. 182-197. DOI: https:// doi.org/10.30679/2219-5335-2020-1-61-182-197. EDN: https://www. elibrary.ru/yhtnlb.
16. Минченко Е.Ю., Маклакова О.А., Штина И.Е. Заболеваемость болезнями органов пищеварения учащихся образовательных учреждений // Анализ риска здоровью - 2022. Фундаментальные и прикладные аспекты обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Совместно с международной встречей по окружающей среде и здоровью RISE-2022: материалы XII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Пермь, 18-20 мая 2022 г.): в 2 т. Пермь: ПНИПУ, 2022. Т. 2. С. 283288. EDN: https://www.elibrary.ru/nvwbzc.
5. Potkina, O.V.; Goryunova, S.V. Problemy Obespecheniya Bezopasno-go Pitaniya Uchashchihsya v Obrazovatelnyh Uchrezhdeniyah [Safe Nutrition Protection Problems of Students in Educational Institutions]. Vestnik Rossijskogo Universiteta Druzhby Narodov. Seriya: Ekologiya i Bezopasnost ZHiznedeyatelnosti. 2012. No. 3. Pp. 84-93. EDN: https://www.elibrary.ru/pcired. (in Russ.)
6. Shemetova, E.V.; Bojcova, T.M. Pitanie Shkolnikov Primorskogo Kraya: Sovremennoe Sostoyanie, Kachestvo i Monitoring [Schoolchildren Nutrition of Primorsky Krai: Current State, Quality and Monitoring]. Tekhnika i Tekhnologiya Pishchevyh Proizvodstv. 2017. No. 2(45). Pp. 112-118. EDN: https://www.elibrary.ru/zcoqjd. (in Russ.)
7. Lebedeva, U.M.; Battahov, P.P.; Stepanov, K.M. i Dr. Organizaciya Pitaniya Detej i Podrostkov na Regionalnom Urovne [Children and Adolescents Catering at the Regional Level]. Voprosy Pitaniya. 2018. Vol. 87. No. 6. Pp. 48-56. DOI: https://doi.org/10.24411/0042-8833-2018-10066. (in Russ.)
8. Yablokova, I.S.; Starodumov, V.L.;Kolesnik, P.A. Ocenka Faktich-eskogo Pitaniya Pervoklassnikov Malyh Gorodov [Actual Nutrition Assessment of First-Graders in Small Towns]. Razvivaya Vekovye Tradicii, Obespechivaya «Sanitarnyj ShChit» Strany: Materialy XIII Vseros. S"ezda Gigienistov, Toksikologov i Sanitarnyh Vrachejs Mezhdunar. Uchastiem, Posvyashchennogo 100-Letiyu Osnovani-ya Gosudarstvennoj Sanitarno-Epidemiologicheskoj Sluzhby Rossii (Moskva, 26-28 Oktyabrya 2022 g.). Mytishchi: FNCG Im. F.F. Erisma-na. 2022. Pp. 466-468. EDN: https://www.elibrary.ru/zcmvyx. (in Russ.)
9. Potapkina, E.P.; Mazhaeva, T.V.; Nosova, I.A. i dr. Sistema Uprav-leniya Riskami v Organizacii Pitaniya Detej v Municipalnyh Obrazovatelnyh Uchrezhdeniyah [Risk Management System in the Children Catering in Municipal Educational Institutions]. Zdorove Naseleni-ya i Sreda Obitaniya - ZniSO. 2022. Vol. 30. No. 9. Pp. 59-66. DOI: https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-9-59-66. EDN: https:// www.elibrary.ru/xueqmn. (in Russ.)
10. Rozhdestvenskaya, L.N. Organizaciya Pitaniya v Obshcheobrazo-vatelnyh Uchrezhdeniyah: Problemy i Puti Resheniya [Catering in Educational Institutions: Problems and Solutions]. Vestnik Novosi-birskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya: Socialno-Ekonom-icheskie Nauki. 2013. Vol. 13. No. 2. Pp. 84-94. EDN: https://www. elibrary.ru/rbsgfh. (in Russ.)
11. Sarymsakova, D.A.; Beisbekova, A.K.; Kaldybaj, A.U. Osobennosti Pitaniya Detej v Detskih Doshkolnyh Uchrezhdeniyah v Sovremen-nyh Usloviyah [Catering Features of Children in Preschool Institutions in Modern Conditions]. Vestnik Kazahskogo Nacionalnogo Medicinskogo Universiteta. 2020. No. 1. Pp. 134-136. EDN: https:// www.elibrary.ru/tczxah. (in Russ.)
12. Mindzaeva, E.V. Razrabotka i Vnedrenie Sistemy Monitoringa i Ocenki Organizacii Pitaniya v Obrazovatelnyh Organizaciyah Rossijskoj Federacii kak Upravlencheskaya Problema [Development and Implementation of a System for Monitoring and Evaluating Catering in Educational Institutions of the Russian Federation as a Management Problem]. Chelovek i Obrazovanie. 2020. No. 3(64). Pp. 124-130. DOI: https://doi.org/10.54884/S181570410020903-8. EDN: https://www.elibrary.ru/nrdtll. (in Russ.)
13. Dolgopolova, S.V. Aktualnye Problemy Kachestva Shkolnogo Pitaniya i Puti Ih Resheniya [Actual Quality Problems of School Catering and Ways of Its Solution]. Azimut Nauchnyh Issledovanij: Ekonomi-ka i Upravlenie. 2015. No. 1(10). Pp. 41-43. EDN: https://www.eli-brary.ru/tqijzh. (in Russ.)
14. Neufeld, L.M.; Andrade, E.B.; Ballonoff Suleiman, A., et al. Food Choice in Transition: Adolescent Autonomy, Agency, and the Food Environment. The Lancet. 2022. Vol. 399. Iss. 10320. Pp. 185-197. DOI: https://doi.org/10.1016/s0140-6736(21)01687-1.
17. Кучма Р.В., Ефимова Н.В., Ткачук Е.А. и др. Гигиеническая оценка напряженности учебной деятельности обучающихся 5-10 классов общеобразовательных школ // Гигиена и санитария. 2016. Т. 95, № 6. С. 552-558. DOI: https://doi.org/10.18821/0016-99002016-95-6-552-558. EDN: https://www.elibrary.ru/whpwjj.
18. Assessing the Existing Evidence Base on School Food and Nutrition Policies: a Scoping Review / World Health Organization. Geneva: WHO. 2021. 82 p. ISBN: 978-92-4-002564-6.
19. Weckstrom, K.G. High Quality Food Risk Management Systems: Comparing Implementation of Industry-Driven and Public Food Safety Regulation in Finland within the EU General Food Safety Law Framework. Renmin University Law Review 2018. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=3372912.
15. Yurova, A.S.; Chemisova, L.E. Neobhodimost Opredeleniya Tochek Kontrolya pri Ocenke Kachestva i Bezopasnosti Pishchevoj Produk-cii v Sfere Obshchestvennogo Pitaniya [Control Point Identification Need in the Quality and Safety Assessment of Food Products in the Public Catering Field]. Plodovodstvo i Vinogradarstvo Yuga Rossii. 2020. No.61(1). Pp.182-197. DOI:https://doi.org/10.30679/2219-5335-2020-1-61-182-197. EDN: https://www.elibrary.ru/yhtnlb. (in Russ.)
16. Minchenko, E.Yu.;Maklakova, O.A.; Shtina, I.E. Zabolevaemost Boleznyami Organov Pishchevareniya Uchashchihsya Obrazovatel-nyh Uchrezhdenij [Digestive Diseases Morbidity in Students of Educational Institutions]. Analiz Riska Zdorovyu - 2022. Fundamentalnye
i Prikladnye Aspekty Obespecheniya Sanitarno-Epidemiologich-eskogo Blagopoluchiya Naseleniya. Sovmestno s Mezhdunarodnoj Vstrechej po Okruzhayushchej Srede i Zdorovyu RISE-2022: Materi-aly XII Vseros. Nauch.-Prakt. Konf. s Mezhdunar. Uchastiem (Perm, 18-20 maya 2022 g.): v 2 t. Perm: PNIPU. 2022. Vol. 2. Pp. 283-288. EDN: https://www.elibrary.ru/nvwbzc. (in Russ.)
17. Kuchma, R.V.; Efimova, N.V.; Tkachuk, E.A. i dr. Gigienicheskaya Ocenka Napryazhennosti Uchebnoj Deyatelnosti Obuchayushchi-hsya 5-10 Klassov Obshcheobrazovatelnyh Shkol [Hygienic Assessment of the Educational Activity Intensity of 5-10 Grade Students in Secondary Schools]. Gigiena i Sanitariya. 2016. Vol. 95. No. 6. Pp. 552-558. DOI: https://doi.org/10.18821/0016-99002016-95-6-552-558. EDN: https://www.elibrary.ru/whpwjj. (in Russ.)
18. Assessing the Existing Evidence Base on School Food and Nutrition Policies: a Scoping Review / World Health Organization. Geneva: WHO. 2021. 82 p. ISBN: 978-92-4-002564-6.
19. Weckstrom, K.G. High Quality Food Risk Management Systems: Comparing Implementation of Industry-Driven and Public Food Safety Regulation in Finland within the EU General Food Safety Law Framework. Renmin University Law Review 2018. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=3372912.
Информация об авторах / Information about Authors
Потапкина Елена Павловна
Potapkina, Elena Pavlovna
Тел./Phone: +7 (343)350-21-64 E-mail: [email protected]
Начальник
Центральный Екатеринбургский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области
620075, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Мичурина, 91 Chief
Central Ekaterinburg Office of the Rospotrebnadzor Department for the Sverdlovsk Region 620075, Russian Federation, Ekaterinburg, Michurin St., 91
ORCID: https://ORCID.org/0000-0003-4071-7252
Мажаева
Татьяна Васильевна
Mazhaeva, Tatiana Vasilyevna
Тел./Phone: +7 (343) 253-82-73 E-mail: [email protected]
Кандидат медицинских наук, заведующий отделом гигиены питания, качества и безопасности продукции, ведущий научный сотрудник
Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья
рабочих промпредприятий Роспотребнадзора
620014, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Попова, 30
Доцент кафедры технологии питания
Уральский государственный экономический университет
620144, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45
Candidate of Medical Sciences, Head of the Food Hygiene, Product Quality and Safety Department, Leading Researcher
Еkaterinburg Health Science Center for Prevention and Health Protection of Industrial
Enterprise Workers of Rospotrebnadzor
620014, Russian Federation, Ekaterinburg, Popov St., 30
Associate Professor of the Food Technology Department
Ural State University of Economics
620144, Russian Federation, Ekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8566-2446
Синицына
Светлана Викторовна
Sinitsyna,
Svetlana Viktorovna
Тел./Phone: +7 (343) 253-14-47 E-mail: [email protected]
Научный сотрудник отдела гигиены питания, качества и безопасности продукции Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий Роспотребнадзора 620014, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Попова, 30
Research Assistant of the Food Hygiene, Product Quality and Safety Department Ekaterinburg Health Science Center for Prevention and Health Protection of Industrial Enterprise Workers of Rospotrebnadzor 620014, Russian Federation, Ekaterinburg, Popov St., 30
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7338-2316
Козубская
Валентина Ивановна
Kozubskaya, Valentina Ivanovna
Тел./Phone: +7 (343) 253-14-47 E-mail: [email protected]
Научный сотрудник отдела гигиены питания, качества и безопасности продукции Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий Роспотребнадзора 620014, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Попова, 30
Research Assistant of the Food Hygiene, Product Quality and Safety Department Ekaterinburg Health Science Center for Prevention and Health Protection of Industrial Enterprise Workers of Rospotrebnadzor 620014, Russian Federation, Ekaterinburg, Popov St., 30
ORCID: https://ORCID. org/0000-0003-4109-6187.
Чугунова
Ольга Викторовна
Chugunova, Olga Viktorovna
Тел./Phone: +7 (343) 283-12-72 E-mail: [email protected]
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой технологии питания Уральский государственный экономический университет
620144, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45
Doctor of Technical Sciences, Professor, Head of the Food Technology Department Ural State University of Economics
620144, Russian Federation, Ekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7039-4047
Гращенков Дмитрий Валерьевич
Grashchenkov, Dmitry Valeryevich
Тел./Phone: +7 (343) 283-12-72 E-mail: [email protected]
Кандидат технических наук, доцент кафедры технологии питания Уральский государственный экономический университет
620144, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Food Technology Department Ural State University of Economics
620144, Russian Federation, Ekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45 ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8956-4934
Вклад авторов:
Потапкина Е.П. - проведение эксперимента, обработка данных эксперимента, полученных в ходе исследования; Мажаева Т.В. - научное руководство;
Синицына С.В. - экспертное участие в настоящем научном исследовании; Козубская В.И. - экспертное участие в настоящем научном исследовании; Чугунова О.В. - обзор литературных источников;
Гращенков Д.В. - экспертное участие в настоящем научном исследовании. Contribution of the Authors:
Potapkina, Elena P. - œnducting the experiment, processing experimental data obtained during the study;
Mazhaeva, Tatiana V. - scientific management;
Sinitsyna, Svetlana V. - expert participation in the research;
Kozubskaya, Valentina I. - expert participation in the research;
Chugunova, Olga V. - bibliography review;
Grashchenkov, Dmitry V. - expert participation in the research.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.