Научная статья на тему 'Организация школьного питания в современых условиях: проблемы и пути решения'

Организация школьного питания в современых условиях: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
5233
486
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ / РЕЖИМ ПИТАНИЯ / CHILDREN / ORGANIZATION OF NUTRITION IN SECONDARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS / DIETARY HABITS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тапешкина Наталья Васильевна, Клишина Мария Николаевна

Целью исследования было изучение вкусовых предпочтений и причин отказа от школьного питания школьников, проживающих на юге Кузбасса. Респондентами были 2373 учащихся в возрасте 7-17 лет 16 общеобразовательных учреждений города Междуреченска и их родители (1949 человек). Результаты опроса школьников показали – всеми формами организации питания в школе (комплексные завтраки, альтернативное меню, буфетной продукцией) охвачено около 91% учащихся. Обязательное горячее питание получают только школьники младших классов, учащиеся старших классов находятся в «свободном» режиме питания, происходит замена горячего питания буфетной продукцией. Достаточно большое количество школьников (56%) не устраивает школьное меню. Проведенное исследование показало, доля охвата горячим питанием не зависит от формы организации общественного питания, а определяется организацией учебного процесса, вкусовыми качествами приготовленных блюд, численностью детей, получающих дотации на питание, стереотипами пищевого поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тапешкина Наталья Васильевна, Клишина Мария Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization of school meals in the modern conditions: problems and solutions

Research objective there was a studying of flavoring preferences and causes of denial of school meals of the school students living in the south of Kuzbass. Respondents were 2373 pupils at the age of 7-17 years of 16 educational institutions of the city of Mezhdurechensk and their parents (1949 people). Results of poll of school students showed – all forms of catering services at school (the complex breakfasts, the alternative menu, a still-room production) captured about 91% of pupils. The obligatory hot meals are received only by school students of elementary grades, pupils of the senior classes are in a “free” diet, there is a replacement of hot meals of a still-room with production. Rather large number of school students (56%) doesn’t like the school menu. The conducted research showed that a share of coverage by hot meals doesn’t depend on a form of the organization of public catering, and is defined by the organization of educational process, flavoring qualities of the prepared dishes, number of children receiving grants for a food, stereotypes of food behavior.

Текст научной работы на тему «Организация школьного питания в современых условиях: проблемы и пути решения»

© ТАПЕШКИНА Н.В., КЛИШИНА М.Н. - 2013 УДК 613.22

ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ В СОВРЕМЕНЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Наталья Васильевна Тапешкина1, Мария Николаевна Клишина2 ('Новокузнецкий государственный институт совершенствования врачей, ректор - д.м.н., проф. А.В. Колбаско; 2Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, ректор - д.т.н., проф. А.Ю. Просеков, кафедра технологии и организации общественного питания, зав. - д.т.н., проф. Л.А. Маюрникова)

Резюме. Целью исследования было изучение вкусовых предпочтений и причин отказа от школьного питания школьников, проживающих на юге Кузбасса. Респондентами были 2373 учащихся в возрасте 7-17 лет 16 общеобразовательных учреждений города Междуреченска и их родители (1949 человек). Результаты опроса школьников показали - всеми формами организации питания в школе (комплексные завтраки, альтернативное меню, буфетной продукцией) охвачено около 91% учащихся. Обязательное горячее питание получают только школьники младших классов, учащиеся старших классов находятся в «свободном» режиме питания, происходит замена горячего питания буфетной продукцией. Достаточно большое количество школьников (56%) не устраивает школьное меню. Проведенное исследование показало, доля охвата горячим питанием не зависит от формы организации общественного питания, а определяется организацией учебного процесса, вкусовыми качествами приготовленных блюд, численностью детей, получающих дотации на питание, стереотипами пищевого поведения.

Ключевые слова: дети, организация питания в общеобразовательных организациях, режим питания.

THE ORGANIZATION OF SCHOOL MEALS IN THE MODERN CONDITIONS: PROBLEMS AND SOLUTIONS

N.V. Tapeshkina1, M.N. Klishina2

('Novokuznetsk State Institute of Postgraduate Medicine; 2Kemerovo Institute of Food Industry Technology, Russia)

Summary. Research objective there was a studying of flavoring preferences and causes of denial of school meals of the school students living in the south of Kuzbass. Respondents were 2373 pupils at the age of 7-17 years of 16 educational institutions of the city of Mezhdurechensk and their parents (1949 people). Results of poll of school students showed - all forms of catering services at school (the complex breakfasts, the alternative menu, a still-room production) captured about 91% of pupils. The obligatory hot meals are received only by school students of elementary grades, pupils of the senior classes are in a “free” diet, there is a replacement of hot meals of a still-room with production. Rather large number of school students (56%) doesn’t like the school menu. The conducted research showed that a share of coverage by hot meals doesn’t depend on a form of the organization of public catering, and is defined by the organization of educational process, flavoring qualities of the prepared dishes, number of children receiving grants for a food, stereotypes of food behavior.

Key words: children, organization of nutrition in secondary educational institutions, dietary habits.

Исследования фактического питания детского населения, выполненные в различных регионах страны, показали наличие как общих, так и специфических проблем в питании, зависящих от социально-экономических, климатогеографических, национальных факторов, также от традиций и привычек питания в семье [1,6,7,8,12,14]. Формирование пищевых привычек и стереотипов у детей происходит дома и в образовательных учреждениях [5,7,10]. Школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни. Школы представляют собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников правильные навыки и стереотипы питания.

Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами, и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания [16,17]. Вместе с тем, при организации питания детей в школьных учреждениях отмечаются различные нарушения. К ним относятся не соблюдение принципов составления меню, режима питания, недостаточный охват горячим питанием, особенно школьников средних и старших классов, недостаточное число посадочных мест в школьных столовых и др. [13,15]. Отмечается низкая культура питания детей, проявляющаяся в отказе от предложенных готовых блюд, замене их сладостями при полном отсутствии контроля со стороны учителей за приемом пищи школьниками во время пребывания в школе [4,9,11]. В школах обязательное горячее питание получают только школьники младших классов, а учащиеся старших классов находятся в «свободном» режиме питания. Происходит замена горячего питания буфетной продукцией, которую, как правило, покупают большинство старшеклассников. Число учащихся старших классов, получающих горячее питание в школах, во многих регионах не превышает 10-20% [3].

Цель работы: изучение вкусовых предпочтений и причин

отказа от школьного питания школьников, проживающих на юге Кузбасса.

Материалы и методы

По данным Управления образования г. Междуреченска Кемеровской области был изучен охват школьным питанием в динамике за период 2002-2013 гг., а также структура охвата питанием 10738 школьников за 2012/2013 учебный год. Анализ результатов исследований качества и безопасности поступающего продовольственного сырья и пищевых продуктов, готовой продукции в общеобразовательных учреждениях за период 2008-2012 гг. проводился по данным Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. Междуреченске. В дальнейшем нами для оценки питания и пищевого поведения школьников был избран метод анкетирования. Методом случайной выборки в работу были включены 2373 анкет школьников в возрасте 7-17 лет и их родители (1949 человек). Исследование проводилось на базе 16 общеобразовательных учреждений г. Междуреченска в течение 2 месяцев (февраль-март 2013 г.). Для опроса учащихся были разработаны специальные анкеты, включающие 10 вопросов, позволяющие определить: вкусовые предпочтения школьников при выборе блюд по предлагаемым в школе меню, охват питанием школьников, а также вопросы по качеству оказания предоставляемых услуг по организации питания в школе (качество разработанного меню, критерии выбора блюд, режим питания в школе, субъективная оценка школьного питания). Для получения достоверных результатов в анкетном опросе участвовали родители опрашиваемых школьников.

Результаты опроса были сведены в базу данных с помощью программы «EXCEL», проведена статистическая обработка полученных результатов с помощью пакета прикладных программ «Statistica 6.0». При установлении весовых индексов факторов, определяющих отказ от приёма пищи учащимися

в школьных столовых, их ранжировании по значимости был использован метод «распознавания образов» [2].

Результаты и обсуждение

В ходе реализации проекта «Школьное питание» (20102012 гг.) в г. Междуреченске была модернизирована система организации школьного питания в 1б образовательных учреждениях с общей численностью обучающихся 10738 человек.

Анализ результатов исследований качества и безопасности поступающего продовольственного сырья и пищевых продуктов, готовой продукции в общеобразовательных учреждениях показал улучшение качества пищевой продукции школьного питания (табл. 1). В школах, участвующих в эксперименте, за последние 2 года не зарегистрировано проб готовой продукции, несоответствующих гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям и калорийности.

Таблица 1

Результаты лабораторного контроля качества и безопасности пищи в общеобразовательных школах

Год Удельный вес проб готовых блюд, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям

по микробиологическим показателям на калорийность и полноту вложения

2012 0% 0%

2011 0% 0%

2010 1,9% 2,2%

2009 0% 2,4%

2008 3,5% 9%

Технологами «Комбинат питания» Управления образования разработано меню с учетом сезонности и необходимого количества основных пищевых веществ, дифференцированного по возрастным группам школьников. Рацион питания школьников во время пребывания в школе включал следующие комплексы:

- горячий завтрак для учащихся 1 -11-х классов, 1-3 неделя (3 комплекса на выбор с учетом пожеланий родителей обучающихся);

- меню для детей из многодетных семей, обучающихся

- кадетов МБОУ «Основная общеобразовательная школа №12», МБОУ «Гармония» (2-х разовое питание - завтрак и обед);

- меню рыбного дня;

- ассортиментный перечень свободного выбора (на каждый день).

В рационы питания включены продукты, обогащенные витаминами и микроэлементами - йодированные хлебобулочные изделия, напитки, кисели «Валетек».

вследствие того, что питание школьников не дотируется из средств местного бюджета (кроме детей из многодетных семей, обучающихся - кадетов МБОУ «Основная общеобразовательная школа №12», МБОУ «Гармония»), а оплачивается родителями. Особенности питания школьников и возможные проблемы с качественным и количественным содержание рационов детей во время пребывания в школе большинство опрошенных родителей (68%) связывают с материальным достатком семьи. На сегодняшний день родители не готовы оплачивать двухразовое питание детей (приготовленное в соответствии с требованиями санитарного законодательства), которое обходится младшему школьнику около 90 руб./сутки, школьникам среднего и старшего звена - около 110 руб./ сутки, так и полноценный горячий завтрак стоимостью (в зависимости от возраста) от 60 до 80 руб./сутки. Стоимость горячих завтраков с заниженным весом порций для всех обучающихся в среднем в школах составляет 35-40 руб./ сутки, буфетной продукции - 15 руб./сутки. Горячие обеды получают только школьники младших классов, посещающие группы продленного дня, кадеты МБОУ «Основная общеобразовательная школа №12», МБОУ «Гармония». Увеличение объема порций ведет к удорожанию питания, что приводит к снижению охвата горячим питанием школьников по разработанным комплексным меню, происходит замена горячего питания буфетной продукцией. Отсутствие дотации на питание всем школьникам в совокупности с материальными возможностями семьи, можно отнести к одному из факторов риска, определяющих отказ от приёма пищи в школе.

В 2008 г., до реализации федерального проекта по модернизации питания в школах, нами были изучены причины отказа от организованного питания в школах города. Так как школьники младших классов питались в 100% случаев в школьной столовой, изучено питание более старших школьников, в возрасте 11-17 лет. Выявлено, что основной причиной отказа от приема пищи в столовой среди школьников этого возраста являлся организационно-временной фактор, т.е. очередь в столовой, недостаточность времени на переменах. Было установлено, что администрация школ сокращала время перемен, необходимое для питания с 20 до 10 мин [18]. С помощью метода «распознавания образов» были изучены и ранжированы по значимости факторы, определяющие отказ от приёма пищи учащимися среднего и старшего звена в школьных столовых до проведения санитарногигиенических мероприятий на пищеблоках. Как видно из таблицы 2, к определяющим факторам можно было отнести организационно-временной фактор (ВИ=12,9), достаточность материальных средств (ВИ=3,25), собственную неорганизованность (ВИ=2,5), возраст школьников (ВИ=2,3), низкие вкусовые качества блюд (ВИ=1,3) [18].

Проведенные исследования в 2012 г. показали, что во всех школах обучение проводится в 2-е смены, занятия в первую

Таблица 2

Анализ факторов, определяющих отказ от приёма пищи в школе до реализации проекта

«Школьное питание»

В школьных меню не выявлено повторение одних и тех же блюд и кулинарных изделий в один и тот же день или последующие 2 дня.

Установлено, что рационы школьных завтраков не дифференцированы по

возрасту учащихся. Масса готовых блюд одинакова как для детей младшего школьного возраста, так и для детей старшего школьного возраста.

При детальном изучении организации питания школьников на территории г. Междуреченск, было установлено, что уменьшение объема порции в предлагаемом меню было

Возраст Удельный вес школьников, % : Коэффициент Весовой

Факторы школьников Отказываются от приема пищи в школе (Р1) питаются в школе всегда, иногда (Р2) правдоподобия К=Р1/Р2 индекс (ВИ) фактора К /К . max min

Возраст 11-13 лет 29,6 70,4 0,4

14-17 лет 48,6 51,4 0,94 2,3

Организационно-временной (очереди в столовой и нехватка 11-13 лет 72,1 27,9 2,58 12,9

времени на переменах) 14-17 лет 17,2 82,8 0,2

Материальные трудности в 11-13 лет 3,5 96,5 0,04

семье 14-17 лет 12,1 87,9 0,13 3,25

Низкие вкусовые качества 11-13 лет 13,7 86,3 1,16

блюд 14-17 лет 47,9 52,1 0,9 1,3

Собственная 11-13 лет 11,0 89,0 0,12

неорганизованность 14-17 лет 22,8 77,2 0,3 2,5

(привычка не питаться в школе)

смену начинаются в 8.00 ч. Для организации горячего питания выделены 2 перемены по 20 мин. В первую смену - после второго и третьего уроков (в 9.35 час. и 10.40 час.) и во вторую смену - после первого и второго уроков (в 14.45 час. и 15.50 час.), когда питаются учащиеся 1-4 и 5-8 классов. Для учащихся 9-11 классов, которые обучаются весь учебный год в первую смену, выделено время после четвертого урока (в

11.45 час.), продолжительность перемены составляет 10 мин. Если учесть, что большая часть подростков 9-11 классов (68%) не завтракают дома перед школой, то к этому периоду времени, школьники испытывают голод. Физиологический перерыв между последним вечерним и утренним приемом пищи практически составляет более 14 ч, что естественно неблагоприятно будет отражаться на состоянии здоровья школьника.

Требования по количеству перемен и их продолжительности при организации питания школьников регламентируют санитарные правила: СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарноэпидемиологические требования к организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» и СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Однако, в силу того, что школьные обеденные залы не могут вместить всех питающихся детей на выделенных 2-х переменах по 20 мин, фактически старшеклассники 9-11 классов не успевают питаться в школьной столовой за 10 мин. Поэтому, независимо от проведенных мероприятий по улучшению качества питания в школах, старшеклассники вынуждены в основном питаться самостоятельно через раздачу буфетной продукцией. Организационно-временной фактор, как один из факторов риска причин отказа от приема пищи в столовой остался не решенным.

Проведенный анализ охвата питанием школьников в образовательных учреждениях в динамике за период 2002-2013 гг., выявил положительную тенденцию в охвате школьников горячим питанием: количество детей потребляющих горячее питание в школах увеличилось в 2,2 раза: с 37% в 2002 г. до 82,5% в 2013 г.

При изучении организации питания установлено, что количество школьников, получавших в школе горячее питание в 2012/2013 учебного году (среднемесячные показатели за учебный год), составило 8862 человек. Из них 7439 детей получали горячие завтраки, 1423 - горячие завтраки и обеды. Помимо этого, 1776 школьника питались только буфетной продукцией, 100 школьников во время пребывания в школе не питаются.

Удельный вес школьников, питающихся буфетной продукцией, за период 2002-2013 гг. снизился на 18,5% (в 2,1 раза): с 35% в 2002 г. до 16,5% в 2013 г. После проведения реконструкции пищеблоков в 2012 г. увеличилось количество школьников, охваченных горячим и буфетным питанием, и составило в настоящее время 99%.

Как показали результаты исследования, все школьники младшего школьного звена в возрасте 7-10 лет (100%) организованно получали горячие школьные завтраки в школьных столовых. Результаты опроса родителей показали, что в 100% случаев они отдавали предпочтение организованному питанию их детей в школьной столовой, а не питанию в буфете или продуктами, взятыми из дома. При переходе школьников в среднее звено, т.е. в 5-й класс, процент охвата детей горячим питанием уменьшался (78%). Из них организованно питались в столовой 33% учащихся. Самостоятельно выбирали пищу в школьной столовой - 62% подростков, 5% приобретали продукты в киосках системы быстрого питания.

Среди учащихся в возрасте 14-18 лет только 64% питались в школьных столовых: из них организованно через систему предварительных заказов по ассортиментному перечню свободного выбора - 36% школьников, а 64% подростков самостоятельно выбирали пищу в буфете. Питаться блюдами, входящими в комплексы горячих завтраков, старшеклассники отказываются, предпочитая делать самостоятельный выбор.

По результатам опроса школьников было установлено, что во время пребывания в школе питаются в столовой комплексно, по альтернативному меню или буфетной продукцией около 91% учащихся, 9% школьников не посещают школьную столовую, а значит и не питаются. Из ответов родителей на вопрос «Питается ли Ваш ребенок в школе?» - 79% родителей ответили, что питаются «постоянно», 14% ответили «иногда питаются», 7% - «не питаются». При сравнении ответов уча-

щихся и их родителей можно сделать вывод, что родители недостаточно осведомлены о питании детей в стенах школы. При этом только 95,4% из числа опрошенных родителей контролируют финансовые расходы на питания детей в школе, 4,5% родителей этим не интересуются. Опрос родителей показал, что большинство из них заинтересованы не только в контроле денежных средств, выделяемых ими на питание в школьной столовой, но и в контроле организации горячего питания в образовательном учреждении, где обучается ребёнок. По мнению родителей, наиболее качественно организовано питание детей в шести из 16 школ города; в трех школах, родители указывают на однообразное питание. Проводят ежедневный «опрос своего ребенка» о питании в школе (выбор блюд, вкусовых качествах приготовленной продукции) - 70,6% родителей, 22% - «интересуются меню» на сайтах школ, 1,2% - обращают внимание на «выход блюд по меню», 6,2% - не контролируют питание детей в школе. При этом, только 76,7% родителей «устраивает» качество и организация питания в школе, 23,3% - «не устраивает». Среди причин, по которым качество и организация питания в школе «не устраивает» родителей, на первом месте - «однообразие в меню» (8%), на втором - «нехватка времени на питание» (6,2%), на третьем - «плохое качество» (5,1%) и на четвертом месте - «недостаточность порций» (4%).

В ходе анкетирования были изучены причины, по которым школьники отказывались от приема пищи в школе. Установлено, что по причине того, что «не нравится предложенное меню», отказывались от питания только 10,3% учащихся 11-17 лет.

Однако, в 2008 г., до модернизации школьного питания в городе, отказывались от предложенного питания 62% школьников 11-17 лет. Что касается анализа вкусовых предпочтений, то на вопрос «нравится ли тебе меню» ответили 25% опрошенных - «очень нравиться», 39,8% школьников -«скорее нравится», 23,5% - «затрудняюсь ответить», 6,5% -«скорее не нравится», 3,8% - «совершенно не нравится».

С целью оценки детьми качества приготовления блюд и кулинарных изделий, школьникам предложили ответить на следующий вопрос: «устраивает ли их выбор блюд в школьной столовой?», на который положительно ответили 56% опрошенных школьников, «нет» - 38% и 6% детей отказались отвечать на данный вопрос.

В связи с тем, что достаточно большое количество школьников не устраивает школьное меню, было предложено ответить «какие блюда и кулинарные изделия наиболее предпочтительны» из ассортимента реализуемой продукции в школах. Распределение вкусовых предпочтений у школьников в зависимости от блюд, употребляемых на завтрак в школе (респондент мог назвать один или несколько продуктов), представлено на рисунке 1.

Как видно из рисунка, на первом месте вторые блюда (61,4%), на втором - напитки (соки, компоты, кисели «Валетек») (54%), на третьем - выпечка (50,3%), на четвертом месте - фрукты и салатная продукция (40%). Кроме того,

Наиболее употребяемые продукты (блюда) в школе

выпечка 50,3%

напитки

фрукты 40%

салатная продукция 40%

вторые блюла

10

го

зо

40

50

60

70

Рис. 1. Распределение вкусовых предпочтений при выборе продуктов (блюд) в школьной столовой.

предпочитали употреблять первые блюда 29% из числа опрошенных школьников. Число школьников, которым «вообще не нравились блюда, приготовленные в школьной столовой», составило 5%. При детальном анализе было выявлено, что «вообще не нравились блюда, приготовленные в школьной

столовой» ученикам только в пяти из 16 школ города.

Анкетирование школьников также показало, что самые вкусные горячие завтраки готовят в трех школах (№9, 12, 23), самая вкусная выпечка в школе №9, вкусно готовят вторые блюда в школах №1, 6, 12, салатную продукцию - в школе №7. В шести школах из шестнадцати более 50% обучающихся предъявили жалобы на низкое качество блюд горячего питания.

Изучение «низкого качества блюд», на которые ссылались школьники, выявило, что в большинстве случаев (56,6%) под этой фразой подразумевалась остывшая пища. При оценке качества горячего питания подразумевалась подача готовых блюд, температура которых должна была соответствовать требованиям санитарных правил, то есть 65оС. Однако, несмотря на то, что во всех школах города были приобретены и имелись в наличие термоконтейнеры для поддержания нормируемой температуры подачи блюд, всегда подавались горячими блюда только в трех школах. В остальных учреждениях дети вынуждены питаться остывшими завтраками и обедами. Т.е., вышеуказанное оборудование в учреждениях не используется в силу отсутствия, либо недостаточности кадров на школьных пищеблоках, невозможности подачи на столы горячих блюд непосредственно перед приходом обучающихся. Недостаток кадрового обеспечения пищеблоков школ, также будет являться один из факторов риска причин отказа школьников от приема пищи в столовой и сегодня остается не решенным.

При анкетировании установлено, «почему школьники предпочитают питаться через систему буфета»: 40% ответили «по причине более низкой цены», 33% - в силу того, что их больше устраивает «качество буфетной продукции», 27%

- «из-за быстрого обслуживания».

Кроме того, изучение качества предоставляемых услуг по организации питания в школах-участниках федерального проекта «Школьное питание», выявило еще один фактор риска причин отказа школьников от приема пищи в столовой. Организация питания включает не только реконструкцию помещений, просветительскую работу с обучающимися и родителями, но вежливое и тактичное отношение персонала

школьных пищеблоков к школьникам. При анкетировании выявлено, что «самая теплая атмосфера приема пищи со стороны школьных поваров» создана в восьми школах. Грубость персонала отмечают школьники трёх общеобразовательных учреждений. Таким образом, при организации питания детей важной составляющей является и культура общения персонала кухни со школьниками.

Как видно из приведенных данных, в ходе реализации федерального проекта по модернизации школьного питания, остается достаточно много вопросов, от решения которых будет зависеть здоровье школьников. В образовательном учреждении работа по организации питания должна проводиться по следующим направлениям: первое - рациональная организация питания в школе (расписание уроков, время перемен), в школьной столовой, где всё, начиная от внешнего вида школьной столовой до состава продуктов в школьном буфете, должно соответствовать принципам здорового питания. Структура, режим и организация питания в образовательных учреждениях должны не только соответствовать всем гигиеническим требованиям, но и служить примером здорового питания. Второе направление - это просветительская работа по формированию культуры здорового питания со школьниками и их родителями (законными представителями), вовлечение родителей в процесс формирования культуры здорового питания в семье, в том числе возможность родителей ознакомиться с меню для того, чтобы понять насколько полноценно питание детей в образовательном учреждении.

Таким образом, на эффективность реализации федерального проекта «Школьное питание», помимо полной модернизации пищеблоков, оказывает влияние санитарногигиенические и организационно-методические мероприятия. Требуется работа над совершенствованием санитарного законодательства с пересмотром вопросов, регламентирующих время перемен, отведенное на организацию питания. Необходимо активизировать работу по пропаганде знаний школьников и их родителей по различным вопросам правильного питания с целью формирования культуры здорового питания у подрастающего поколения.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Булатова С.И., Попенова Л.П., Лазарева Т.Н. Оценка состояния питания учащихся общеобразовательных учреждений Республики Марий Эл // Актуальные проблемы питания: материалы науч.-практ. конф. - Пермь, 2008.

- С.35-37.

2. Боровиков В. П. Statistica для профессионалов. Искусство анализа данных на компьютере. - СПб., 2001.

- 650 с.

3. Есева Т.В., Бойко Е.Р. О пищевых привычках школьников Республики Коми // Профилактическая медицина.

- 2012. - Т. 15. №4. - С.33-36.

4. Захарова В.А. Методы убеждения в воспитании культуры питания у школьников // Актуальные проблемы питания: материалы науч.-практ. конф. - Пермь, 2008. -С.73-75.

5. Клещина Ю.В., Елисеев Ю.Ю., Павлов Н.Н. Особенности формирования нарушений питания у детей // Здоровье населения и среда обитания. - 2012. - №8. -С.20-22.

6. Климацкая Л.Г., Василовский А.М., Куркатов С.В. и др. Актуальные гигиенические проблемы организации здорового питания детей в северных районах края // Проблемы адаптации человека к экономическим и социальным условиям Севера: тез. докл. II симп. с международ. участием. - Сыктывкар, 2004. - С.51-52.

7. Конь И.Я., Тутельян В.А., Углицкий А.К. и др. Рациональное питание российских школьников: проблемы и их пути преодоления // Здоровье населения и среда обитания. - 2008. - №7. - С.4-5.

8. Крукович Е.В., Жданова Л.А., Лучанинова В.Н. и др. Особенности состояния здоровья и питания подростков Приморского края // Гигиена и санитария. - 2007. - №1.

- С.71-73.

9. Кучма В.Р., Рапопорт И.К., Горелова Ж.Ю. Концепция мониторинга состояния здоровья учащихся в ходе реализации экспериментальных проектов по совершенствова-

нию организации питания в школах // Здоровье населения и среда обитания.- 2008. - №7. - С.5-9.

10. Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Санитарно-

эпидемиологическое благополучие детей и подростков в современных условиях: проблемы и пути решения // Здоровье населения и среда обитания. - 2012. - №8. - С.4-6.

11. Маркова А.И., Ляхович А.В., Медведь Л.М.

Социально-гигиенический аспект культуры питания школьников // Вопросы детской диетологии. - 2007. - №5.

- С.59-62.

12. Перевалов А.Я., Сайкинова Н.Н., Калиберный В.В. Гендерные и социальные особенности питания подростков-школьников // Актуальные проблемы питания: материалы науч.-практ. конф. - Пермь, 2008.- С.140-141.

13. Савельев С.И., Семушина И.В., Долгова А.В.

Гигиенические проблемы организации питания школьников и их решение в Липецкой области // Здоровье населения и среда обитания. - 2008. - №7. - С.12-14.

14. Савченков М.Ф., Соседова Л.М., Калягин А.Н., Тармаева И.Ю. Важнейшие вопросы сохранения здоровья и долголетия // Альманах сестринского дела. - 2011. - Т. 4. №1-2. - С.4-12.

15. Салдан И.П., Борисюк Н.Н. Улучшение качества питания школьников на территории Алтайского края // Здоровье населения и среда обитания.- 2008. - №7. - С.45-49.

16. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. - М., 2008. - 43 с.

17. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10). - М., 2010. - 39 с.

18. Тапешкина Н.В. Гигиеническая оценка питания детей школьного возраста и пути его оптимизации (на примере юга Кузбасса): Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Пермь, 2009. - 24 с.

REFERENCES

1. Bulatov S.I., Popenova L.P., Lazareva T.N. Evaluation of nutritional status of students in general education institutions of the Republic of Mari El // Aktual’nye problemy pitaniya: materialy nauch.-prakt. konf. - Perm, 2008. - P35-37. (in Russian).

2. Borovikov V.P Statistica for professionals. The art of data analysis on the computer. - Spb., 2001. - 650 p. (in Russian).

3. Eseva T.V., Boyko E.R. The food habits of schoolchildren in the Republic of Komi // Profilakticheskaya meditsina. -2012. - T. 15. №4. - P33-36. (in Russian).

4. Zakharova V.A. Persuasion in the education of food culture in school children // Aktual’nye problemy pitaniya: materialy nauch.-prakt. konf. - Perm’, 2008. - P73-75. (in Russian).

5. Kleshchina Yu.V., Eliseev Yu.Yu., Pavlov N.N. Features of formation of malnutrition in children // Zdorove naseleniya i sreda obitaniya. - 2012. - №8. - P20-22. (in Russian).

6. Klimatskaya L.G., Vasilovskiy A.M., Kurkatov S.V. and other. Current hygienic problems of healthy nutrition of children in the northern areas of the province // Problemy adaptatsii cheloveka k ekonomicheskim i sotsial’nym usloviyam Severa: tez. dokl. II simp. s mezhdunarod. uchastiem. -Syktyvkar, 2004. - P51-52. (in Russian).

7. Kon I.Ya., Tutel’yan V.A., Uglitskiy A.K. and other. Rational nutrition of Russian high school students: problems and ways to overcome them // Zdorove naseleniya i sreda obitaniya. - 2008. - №7. - P4-5. (in Russian).

8. Krukovich E.V., Zhdanova L.A., Luchaninova V.N. and other. Features of the health and nutritional status of adolescents in Primorsky Krai // Gigiena i sanitariya. - 2007.

- №1. - P71-73. (in Russian).

9. Kuchma V.R., RapoportI.K., GorelovaZh.Yu. The concept of monitoring the health status of students in the course of the implementation of pilot projects to improve nutrition in

schools // Zdorove naseleniya i sreda obitaniya.- 2008. - №7.

- P5-9. (in Russian).

10. Kuchma V.R., Sukhareva L.M. Sanitary-epidemiological well-being of children and adolescents in today’s environment: problems and solutions // Zdorove naseleniya i sreda obitaniya.

- 2012. - №8. - P4-6. (in Russian).

11. Markova A.I., Lyakhovich A.V., Medved’ L.M. The sociocultural aspect of hygiene school meals // Voprosy detskoy dietologii. - 2007. - №5. - P59-62. (in Russian).

12. Perevalov A. Ya., Saykinova N.N., Kalibernyy V.V. Gender and social characteristics of adolescents’ school nutrition // Aktual’nye problemy pitaniya: materialy nauch.-prakt. konf. -Perm, 2008. - P140-141. (in Russian).

13. Savelyev S.I., Semushina I.V., Dolgova A.V. Hygienic problems feeding schoolchildren and their solution in the Lipetsk region // Zdorove naseleniya i sreda obitaniya. - 2008.

- №7. - P12-14. (in Russian).

14. Savchenkov M.F., Sosedova L.M., Kalyagin A.N., Tarmaeva I.Y. Critical issues in the preservation of health and longevity // Almanah sestrinskogo dela. - 2011. - Vol. 4. Is. 1-2. - P.4-12. (in Russian).

15. Saldan I.P., Borisyuk N.N. Improving the quality of school meals in the Altai Krai // Zdorov’e naseleniya i sreda obitaniya. - 2008. - №7. - P45-49. (in Russian).

16. Hygienic requirements for catering students in general educational institutions, institutions of primary and secondary professional education. - M., 2008. - 43 p. (in Russian).

17. Sanitary-epidemiological requirements and training in general educational establishments (SanPiN 2.4.2.2821-10). -M., 2010. - 39 p. (in Russian).

18. Tapeshkina N.V. Hygienic assessment of the nutritional status of children of school age and ways to optimize (for example South of Kuzbass): Avtoref. dis. ... kand. med. nauk.

- Perm, 2009. - 24 p. (in Russian).

Информация об авторах:

Тапешкина Наталья Васильевна - к.м.н., доцент кафедры, Россия, Кемеровская область, 654005, г. Новокузнецк, пр. Строителей, 5, тел. (3843) 451344, e-mail: [email protected]; Клишина Мария Николаевна - соискатель кафедры, 650056, г. Кемерово, пр. Красноармейский, 52, тел. (3842) 396856, e-mail: [email protected]

Information About the Authors:

Tapeshkina Natalia - MD, PhD, assistant professor, Russia, Kemerovo region, 654005, Novokuznetsk, etc. Builders, 5, tel. (3843) 451344, e-mail: [email protected]; Klishina Maria Nikolaevna - graduate student, 650056, Kemerovo, etc. Krasnoarmeisky, 52, tel. (3842) 396856, e-mail: [email protected]

© АЛЕКСЕЕВ И.В., ЗАЙЦЕВ А.П. - 2013 УДК: 616-001.4/.6-079.6:612.018:340.6-073.55

К ВОПРОСУ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПРИЧИНЫ СМЕРТИ ЛИЦ, ОБНАРУЖЕННЫХ НА ПОЖАРАХ

Игорь Владимирович Алексеев1, Александр Петрович Зайцев2 ('Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра судебной медицины с основами правоведения, и.о. зав. - д.м.н., проф. Ю.С. Исаев; 2Иркутское областное бюро судебномедицинской экспертизы, начальник - к.м.н. А.П. Зайцев)

Резюме. Предложен сравнительный метод обоснования судебно-медицинских критериев оценки истинной степени интоксикации окисью углерода лиц, погибших на пожарах с учетом воздействия на организм некоторых внешних факторов (высокая температура и этанол).

Ключевые слова: пожар, окись углерода, высокая температура, алкоголь, смерть при пожаре, судебномедицинская экспертиза.

THE PROBLEM OF DETERMINATION OF DEATH CAUSE IN THE PERSONS, FOUND ON FIRES

I.V. Alekseev1, A.P. Zaycev2 (1Irkutsk State Medical University; 2Department of Forensic Medicine of Irkutsk, Russia)

Summary. There has been suggested the comparative method of substantiation of medico-legal criteria’s evaluation of real degree of intoxication with carbon oxide of the persons, who died on fires in view of influence of some external factors on an organism (high temperature and ethanol).

Key words: fire, carbon oxide, high temperature, alcohol.

Пожар - это неконтролируемое горение, причинившее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, ин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.