связано с активными занятиями такими видами спорта, как футбол (около 80% в обеих группах), волейбол, хоккей, бокс, а также с посещением тренажерных залов. У респондентов обеих групп преобладают боли в мышцах ног (41-44%), в спине (44-47%) и головные боли (32-36%). Меньшая распространенность перечисленных жалоб на боли в ногах, спине, головную боль определена в ходе наших исследований среди учащихся СОУ
В результате статистической обработки данных анкет выявлена математически значимая положительная связь между частотой занятий спортом и наличием болей в ногах и спине. К старшим классам частота предъявляемых жалоб среди учащихся возрастает: определена положительная связь между возрастом и наличием боли в спине (г = 0,49), головной боли (г = 0,51), болей в желудке (г = 0,46), а также между возрастом и трудностью засыпания (г = 0,50).
На наличие болей в желудке в 2 раза чаще жаловались респонденты СОУ, что, возможно, связано с меньшей кратностью приемов пищи (4 раза) по сравнению с лицеем (5 раз) и качеством питания.
Результаты опроса свидетельствуют о том, что для обеих групп респондентов наиболее трудными оказались первый и последний уроки. У лицеистов чаще по 8 уроков в день, тогда как у учащихся СОУ - по 6 уроков. После учебных занятий испытывают утомление 26,3% учащихся и 40,4% лицеистов. При изучении ответов на вопрос о наличии свободного времени определилось, что у 56-60% респондентов обеих групп оно есть. В свободное время 33,5% учащихся и 3,8% лицеистов смотрят телевизор. Результаты опроса показали, что лицеисты читают в 2 раза больше, чем учащиеся СОУ.
В режиме дня школьников различные виды деятельности должны чередоваться с отдыхом, в частности, сон является одним из основных элементов отдыха. Среди опрошенных 79,4% учащихся из СОУ ложатся спать в 22 ч, а среди лицеистов - лишь 27%. Оптимальная продолжительность сна школьника составляет 9-10 ч. Ро результатам наших исследований у 84,5% лицеистов и 9,7% учащихся длительность сна составляет всего 7 ч. Надо отметить, что 25,7% учащихся СОУ и 15,1% лицеистов испытывают трудности с засыпанием.
Выводы. 1. Обучающиеся в СОУ росли в менее благоприятных условиях, чем лицеисты: они чаще воспи-
тывались в неполных (45% против 26%), многодетных (34% против 14%) семьях, среди их родителей было меньше лиц с высшим образованием (у отцов 11% против 61%, у матерей 25% против 74%).
2. Образ жизни родителей учащихся СОУ является более «нездоровым», чем в семьях лицеистов: в 1,8 раза чаще родители употребляют алкоголь, в 24 раза больше курящих матерей.
3. Поведение, сопряженное с риском в отношении здоровья, родителей учащихся СОУ повлияло на формирование девиантного поведения у их детей: опыт табакокурения имеют 21% учащихся по сравнению с 4% лицеистов; употребляют алкоголь соответственно 24,2 и 6,1%; нерегулярно употребляют наркотики 7,1 и 0%. Тем не менее на вопрос об отношении респондентов к алкоголю, наркотикам и курению обе группы осознанно отказываются от вредных привычек и связывают это с пониманием социальной опасности и риска для здоровья.
4. Нерациональный режим дня чаще встречался у лицеистов: они реже занимаются спортом (67% по сравнению с 82% учащихся), позже ложатся спать, у них меньше длительность сна. Они реже оценивали свое здоровье как хорошее (61% против 76%), имели больше жалоб на свое здоровье, а также чаще испытывали утомление после учебных занятий (40% против 26%) и трудности в засыпании.
Работа выполнена за счет средств субсидий, выделенных в рамках государственной поддержки Казанского (Приволжского) федерального университета в целях обеспечения его конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
Литер атур а
1. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А. Основные тенденции здоровья детского населения России. М.: Союз педиатров России; 2011.
2. Кучма В.Р., Рапопорт И.К. Общественное здоровье и профилактика заболеваний. 2008; 1: 40-5.
References
1. Albitsky V.Yu., Baranov A.A. The main trends of children's health of the Russian population. [Osnovnye tendentsii zdorov'ya detskogo naseleniya Rossii]. M.: The Union of Pediatrov Russia; 2011. (in Russian)
2. Kuchma V.R., Rapoport I.K. Obshchestvennoe zdorov'e i pro-filaktika zabolevaniy. 2008;1: 40-5. (in Russian).
Поступила 22.11.13 Received 22.11.13
Гигиена питания
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 613.2-057.874
СалданИ.П.1, Филиппова С.П.2, Турчанинов Д.В.3, Околелова О.В.2, Вильмс Е.А.3
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю, 656056, Барнаул; 2ГБОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет « Минздрава России, 656038, Барнаул; 3ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия « Минздрава России, 644043, Омск
Методом анализа частоты потребления пищи изучено фактическое питание подростков 12-17 лет (n = 257), учащихся городских и сельских общеобразовательных учреждений (ОУ) Алтайского края. Проведены анализ меню-раскладок и оценка пищевого статуса с помощью клинических методов. Основную группу составили 125 подростков из ОУ с модернизированным технологическим оборудованием пищеблока, группу сравнения - 132 подростка из ОУ с немодернизированным оборудованием пищеблока.
Программа модернизации школьного питания осуществлялась по нескольким направлениям и включала реконструкцию и техническое переоснащение школьных пищеблоков на основе современных технологий, разработку и внедрение в соответствии с требованиями школьных меню, дифференцированных по возрастным группам с использованием продуктов питания, направленных на профилактику заболеваний, обусловленных дефицитом микронутриентов. Это привело к расширению ассортимента блюд, увеличению охвата питанием школьников, улучшению структуры питания учащихся, увеличению потребления ряда нутриентов. Симптомы поражения кожи, связанные с недостаточной обеспеченностью микронутриентами, у учащихся основной группы встречались реже, чем в группе сравнения (p < 0,01).
Ключевые слова: гигиеническая оценка; школьное питание; подростки; оценка эффективности; фактическое питание; пищевой статус; гигиена детей и подростков; модернизация оборудования пищеблоков; образовательные учреждения; Алтайский край.
Saldan I.P.1, Filippova S.P.2, Turchaninov D.V.3, Okolelova O.V.2, Vilms E.A.3 - HYGIENIC EVALUATION OF THE EFFICACY OF THE REGIONAL PROGRAM OF THE MODERNIZATION OF SCHOOL MEALS (ON THE EXAMPLE OF ALTAI KRAI)
'Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare in the Altai Territory, Barnaul, Russian Federation, 656056; Altai State Medical University, Barnaul, Russian Federation, 656038; 3Omsk State Medical Academy, Omsk, Russian Federation, 644043
With the use of the method for the analysis of the frequency offood intake there was studied the actual nutrition in adolescents at the age of 12-17 years (n = 257) who were the students of the urban and rural educational institutions (EI) of Altai Krai. The analysis of the menu-layout and assessment of nutritional status was performed with the use of clinical methods. The main group consisted of 125 adolescents from the EI with upgraded technological equipment of the nutrition unit, the comparison group - 132 teenagers from EI with non-upgraded equipment of the nutrition department. The program of the modernization of school meals was implemented in several ways and included the reconstruction and technical re-equipment of school nutrition units on the base of modern technologies, delivery and introduction in accordance with the requirements of the school menu, differentiated by age groups with the use of food products aimed at the prevention of diseases caused by micronutrient deficiency. This led to the enlargement of the assortment of dishes, the increase of the coverage for catering students, improvement of the structure of student nutrition, the increased in the intake of a number of nutrients. Symptoms of skin lesions associated with insufficient provision of micronutrients in a core group of students occurred less common than in the comparison group (p <0,01).
Key words: hygienic evaluation; school meals; adolescents; evaluation; actualfood; nutritional statu; hygiene of children and adolescents; modernization of equipment of nutrition departments; Altay Krai.
Дети школьного возраста и подростки проводят большую часть времени вне дома в условиях общеобразовательных учреждений (ОУ). Следовательно, в условиях школы важно не только сохранять здоровье учащихся, но и укреплять его. В то же время распространенность функциональных отклонений и хронической патологии, в том числе алиментарно-зависимой, среди детей и подростков с каждым годом увеличивается, а число здоровых детей уменьшается [1, 4-6, 10, 13, 16, 17].
В связи с этим важной задачей государства является реализация комплекса мер по реорганизации системы питания как важного фактора внутришкольной среды. В 44 субъектах Российской Федерации с 2008 по 2011 г. реализован экспериментальный проект по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных ОУ [7, 11, 12].
В Алтайском крае в целях совершенствования организации питания школьников в 2008-2010 гг. реализована ведомственная целевая программа «Модернизация технологического оборудования школьных столовых в Алтайском крае». Программа включала реконструкцию и техническое переоснащение школьных пищеблоков на основе современных технологий, разработку и внедрение в соответствии с требованиями школьных меню, дифференцированных по возрастным группам с
для корреспонденции: Филиппова Софья Петровна, sofya. [email protected]
For correspondence: Filippova Sofya, [email protected]
использованием продуктов питания, направленных на профилактику заболеваний, обусловленных дефицитом микронутриентов.
К моменту внедрения в крае указанной программы износ технологического оборудования школьных пищеблоков составлял в среднем по краю 70%, в отдельных территориях до 100%. В настоящее время проводимый анализ эффективности программ модернизации свидетельствует о позитивном развитии школьного питания во всех регионах [3, 12].
Цель исследования - оценить эффективность региональной программы модернизации школьного питания (на примере Алтайского края).
Материалы и методы
Фактическое питание учащихся 12-17 лет (n = 257) изучено в 2013 г. методом анализа частоты потребления пищи, анализа меню-раскладок питания организованного коллектива [2, 8, 9, 14, 15]. Пищевой статус подростков оценивался с помощью клинических методов. Основную группу составили 125 подростков - учащихся городских и сельских ОУ с модернизированными пищеблоками. Группа сравнения представлена 132 подростками, посещающими школы с немодернизированным оборудованием пищеблока.
Анализ осуществлялся с использованием пакета STATISTICA 6.0, возможностей Microsoft Excel 2007. Проверка нормальности распределения производилась с использованием критериев Шапиро-Уилки. Во всех
процедурах статистического анализа критический уровень значимости р принимался равным 0,05. Для проверки статистических гипотез применяли непараметрические методы. Для сравнения числовых данных двух независимых групп использовался и-критерий Манна-Уитни.
Результаты и обсуждение
Реализация краевой программы и проекта в 20082010 гг. коренным образом изменила сложившуюся систему организации питания в школах края. Рекон-
Таблица 1
Величины фактического потребления энергии и некоторых нутриентов у учащихся основной группы (ОУ с модернизированными пищеблоками) и группы сравнения (метод анализа частоты потребления пищи)
Показатель Основная группа (п = 125) Группа сравнения (п = 132) p*
Р25** Р50** Р75** Р25 Р50 Р75
Энергетическая ценность, ккал 2053,3 2705,8 3635,7 1879,2 2434,1 3385,8 0,1355
Белки, г 66,15 85,17 110,78 55,13 72,36 99,19 0,0186
В т.ч. животные, г 29,03 43,64 66,35 26,96 35,97 55,30 0,0212
Незаменимые аминокислоты, г 22,66 30,41 40,11 20,06 24,51 36,01 0,0155
Жиры, г 83,19 114,07 161,93 70,42 94,35 139,22 0,0131
В т. ч. растительного происхождения, г 32,77 46,16 59,24 27,40 37,67 56,74 0,0171
Насыщенные ЖК, г 22,75 32,93 47,40 19,14 26,07 39,77 0,0286
ПНЖК, г 15,44 24,10 32,42 12,53 18,62 29,58 0,0531
Триглицериды, г 56,79 79,69 107,72 44,33 66,57 94,43 0,0204
Фосфолипиды, г 3,00 4,35 6,10 2,57 3,72 5,33 0,0776
сс-6 ЖК, % от энергетической ценности 3,80 5,10 6,72 3,34 4,30 6,41 0,0517
со-3, % от энергетической ценности 0,23 0,28 0,39 0,20 0,24 0,33 0,0051
Отношение ю-6/ю-3 12,02 16,13 24,19 11,56 15,70 24,96 0,9826
Углеводы, г 253,0 322,7 413,7 244,5 319,6 430,7 0,9746
Белок, % от калорийности 10,94 12,57 13,93 10,34 11,73 13,03 0,0184
Жиры, % от калорийности 32,52 37,87 43,81 30,50 35,75 42,16 0,0535
Углеводы, % от калорийности 42,25 49,36 55,53 45,04 51,89 57,88 0,0316
Р-каротин, мг 1,47 2,60 4,95 1,20 1,96 3,53 0,0455
Витамин С, мг 71,21 105,60 194,90 59,15 95,72 142,47 0,0132
Витамин В12, мг 3,75 5,59 7,86 2,66 4,15 8,21 0,0183
Натрий, мг 2869,7 3757,1 5267,4 2412,2 3227,7 4715,3 0,0161
Йод, мкг 79,15 119,18 213,50 63,42 100,24 142,42 0,0048
Кобальт, мкг 29,81 41,11 51,95 26,83 36,56 47,21 0,0397
Медь, мкг 1267,6 1793,2 2386,0 1161,8 1598,1 2061,8 0,0653
Цинк, мкг 7381,3 10121,3 12327,6 6675,9 8433,0 12121,7 0,0862
Селен, мкг 36,80 45,93 62,30 28,85 37,85 51,82 0,0016
Хром, мкг 47,75 67,52 88,62 39,53 57,59 77,34 0,0046
Примечание. Здесь и в табл. 2, 3: * - величина р получена при применении и Манна-Уитни; ** - Р25, Р50, Р75 - соответственно. -критери
струкция и техническое переоснащение школьных пищеблоков на основе современных технологий, методов обслуживания позволили довести их до соответствия санитарным правилам. Это, в свою очередь, значительно уменьшило риск возникновения пищевых отравлений.
Установка современного технологического оборудования - пароконвектоматов - способствовала значительному улучшению пищевой ценности готовых блюд, так как приготовление на пару позволяет максимально сохранять витамины и микроэлементы в продуктах питания. В крае внедрены несколько видов примерных школьных меню, разработанных в соответствии с санитарными правилами с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся (7-11 и 12-18 лет), с использованием продуктов питания, направленных на профилактику заболеваний, обусловленных дефицитом микронутриентов (йода, фтора) и витаминов.
Проведенные мероприятия программы и федерального проекта, а также эффективный надзор за организацией питания школьников в Алтайском крае, позволили: расширить в школьных столовых ассортимент мясных и овощных блюд, ускорить доставку продукции в школьные столовые - раздаточные, максимально использовать производственный потенциал местных товаропроизводителей и сырьевой базы края, увеличить охват питанием школьников в крае с 89,2% (до начала реализации программы и проекта) до 95% (2013 г.); увеличить охват 2- и 3-разовым питанием, горячими завтраками и обедами на 10% (с 8 до 18%), организовать для всех нуждающихся школьников диетическое питание, обеспечить учащихся, посещающих группы продленного дня, 3-разовым питанием [12].
Исследование показало, что качество питания учащиеся школ с модернизированными пищеблоками субъективно оценивали выше (£ < 0,001).
Проведение модернизации питания школьников сразу по нескольким направлениям - установка современного технологического оборудования в столовых ОУ, внедрение новых школьных меню, увеличение охвата питанием школьников позволило улучшить структуру питания учащихся, увеличить потребление ряда нутриентов: белков (в том числе животного происхождения), незаменимых аминокислот, полиненасыщенных жирных кислот семейств со-6 и со-3, Р-каротина, витамина С, витамина В, йода, кобальта, меди, селена, хрома. При этом у учащихся школ с модернизированным оборудованием пищебло-
Таблица 2
Величины фактического потребления основных групп пищевых продуктов учащимися основной группы (ОУ с модернизированными пищеблоками) и группы сравнения (метод анализа частоты потребления пищи)
Показатель Основная группа (п = 125) Группа сравнения(п = 132) р*
Р25** Р50** Р75** Р25 Р50 Р75
Масса потребляемых продуктов 1801,7 2380,4 2996,6 1631,6 2168,0 2860,2 0,1180
В том числе продуктов расти- 852,0 1163,6 1656,4 753,5 1036,8 1480,7 0,0415
тельного происхождения
Хлебобулочные изделия 112,4 177,4 270,7 102,6 174,4 300,3 0,7619
Каши, макароны 66,0 129,9 209,7 64,4 122,0 213,9 0,5607
Овощи 260,1 410,1 601,1 203,9 319,2 522,2 0,0681
Фрукты 191,9 343,2 540,2 127,5 272,0 461,4 0,0339
Кондитерские изделия 25,9 56,0 103,4 18,9 39,9 75,5 0,0232
Масла, жиры 10,7 22,8 44,3 4,9 19,8 45,7 0,2372
Мясо и мясопродукты 85,0 159,1 269,2 79,5 135,1 208,5 0,0357
Рыба и морепродукты 5,5 10,9 25,7 0,0 5,5 11,3 0,0000
Молоко и молочные продукты 110,4 197,4 316,1 87,2 181,8 391,8 0,5928
Яйцо куриное 11,8 25,1 41,1 8,6 21,8 50,7 0,6269
Напитки 321,0 473,6 900,0 225,1 607,5 949,0 0,6174
Таблица 3
Величины фактического потребления энергии и некоторых нутриентов учащимися основной группы (ОУ с модернизированными пищеблоками) и группы сравнения (в % от норм физиологических потребностей)
Показатель Основная группа (п = 125) Группа сравнения(п = 132) р*
Р25** Р50** Р75** Р25 Р50 Р75
Энергетическая ценность 79,2 103,3 139,4 72,6 95,7 136,0 0,1803
Белки 83,7 109,2 141,6 74,8 92,5 129,4 0,0198
В том числе животные 61,5 95,2 141,0 58,0 77,5 119,1 0,0274
Незаменимые аминокислоты 117,6 150,1 200,6 102,0 127,5 183,8 0,0158
В том числе метионин 60,2 79,7 108,9 52,5 65,2 97,0 0,0089
Жиры 95,0 135,9 195,1 83,4 112,5 159,9 0,0216
Холестерин 95,5 170,7 258,5 73,2 128,4 222,0 0,0961
Линолевая кислота 83,7 118,8 192,5 62,3 103,9 168,7 0,0245
линоленовая кислота 23,5 34,5 50,3 20,4 27,8 39,9 0,0127
Углеводы 68,4 86,4 114,0 65,8 90,7 121,4 0,9051
В том числе пищевые волокна 71,0 91,1 122,5 61,0 86,4 127,0 0,2067
Витамин А 24,7 39,0 67,4 16,5 33,5 63,8 0,1660
Р-каротин 29,4 51,9 99,0 23,9 39,2 70,6 0,0455
Витамин В1 64,4 82,7 109,6 56,9 78,5 102,6 0,2080
Витамин В2 62,1 84,4 111,4 58,6 75,8 108,7 0,3735
Витамин В 6 84,9 113,6 149,8 80,0 100,5 143,9 0,1418
Фолиевая кислота 28,7 39,0 48,1 26,4 34,7 47,8 0,3497
Витамин РР 55,2 70,5 97,0 49,5 66,7 88,6 0,1949
Витамин С 94,0 153,0 253,6 77,6 127,5 206,2 0,0225
Кальций 42,2 65,1 93,3 42,5 59,2 85,5 0,4499
Магний 61,1 79,3 105,0 58,0 78,0 104,8 0,5422
Фосфор 73,8 105,2 134,7 69,6 91,2 130,6 0,1020
Натрий 230,3 310,2 454,9 205,8 272,0 383,8 0,0242
Йод 53,4 84,0 142,3 43,4 68,0 96,3 0,0055
Фтор 45,0 52,9 100,6 25,8 50,6 97,6 0,1570
Цинк 61,5 84,3 102,7 55,6 70,3 101,0 0,0862
Селен 79,2 101,2 130,6 65,1 84,5 110,2 0,0026
ков установлены более высокие величины среднесуточного потребления: белков (в том числе животного происхождения), жиров (в том числе насыщенных жирных кислот, полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК) семейств со-6 и со-3), Р-каротина, витамина С, натрия, витамина В йода, кобальта, меди, селена, хрома, восьми незаменимых аминокислот, триглицеридов (табл. 1).
Кроме того, у подростков основной группы в отличие от группы сравнения были выше показатели энергетической квоты белков и жиров, они существенно больше по массе потребляли мяса и мясопродуктов, рыбы, кондитерских изделий, продуктов растительного происхождения (на 130 г/сут - за счет овощей и фруктов, р = 0,0415) (табл. 2). В то же время у них были установлены более высокие величины потребления жиров (в том числе три-глицеридов) и натрия (поваренной соли). У подростков основной группы потребление жиров составило 136% от величины физиологической потребности, в группе сравнения - 112,5% (р=0,0216) (табл. 3).
При этом необходимо отметить, что вклад питания в ОУ в общее количество потребляемого жира составлял 22,1% и значимо не различался в основной группе и группе сравнения (р > 0,05). Такие показатели ориентируют дальнейшие мероприятия на образовательную работу с подростками и их родителями по улучшению структуры питания (снижению потребления животных жиров, поваренной соли) вне школы, в семье.
У подростков основной группы отмечены средние величины потребления белков, на уровне физиологических потребностей, в группе сравнения - недостаточное потребление белка (на 8,5%; р = 0,020).
Исследование пищевого статуса подростков показало, что клинические симптомы витаминной недостаточности встречаются редко, при этом наиболее часто встречаются следующие признаки: трещины губ (у 5,8±1,5 на 100 обследованных), кровоточивость десен при чистке зубов (у 5,1±1,4 на 100 обследованных), фолликулез (у 4,3±1,3 на 100 обследованных), ангулярный стоматит (у 4,3±1,3 на 100 обследованных), снижение аппетита (у 4,3±1,3 на 100 обследованных). При этом частота клинически значимых симптомов поражения кожи, связанных с недостаточной обеспеченностью микронутриен-тами (гиперкератоз), среди учащихся школ с модернизированными пищеблоками была значимо меньше, чем у подростков группы сравнения (р < 0,01). Частота других симптомов значимо не различалась среди учащихся школ с модернизированными и немодернизированными типами пищеблоков (р > 0,05).
Выводы. 1. Реализация программы модернизации питания школьников в Алтайском крае включала реконструкцию и техническое переоснащение школьных пищеблоков на основе современных технологий, разработку и внедрение в соответствии с требованиями школьных меню, увеличение охвата питанием школьников, что позволило улучшить структуру питания учащихся, увеличить потребление ряда нутриентов.
2. Качество питания учащиеся школ с модернизированными пищеблоками субъективно оценивали выше (р < 0,001).
3. Учащиеся основной группы на 130 г/сут больше потребляли продукты растительного происхождения (р = 0,0415; за счет овощей и фруктов), а также мяса и мясопродуктов, рыбы, кондитерских изделий.
4. В то же время у учащихся школ с модернизированным оборудованием пищеблоков установлены более высокие величины среднесуточного потребления жиров,
триглицеридов и натрия. При этом вклад питания в ОУ в общее количество потребляемого жира составлял 22,1% и значимо не различался в основной группе и группе сравнения (р > 0,05). Такие показатели ориентируют дальнейшие мероприятия на образовательную работу с подростками и их родителями по улучшению структуры питания (снижению потребления животных жиров, поваренной соли) вне школы, в семье.
5. Клинически значимые симптомы поражения кожи, связанные с недостаточной обеспеченностью микрону-триентами (гиперкератоз), у учащихся школ с модернизированными пищеблоками встречались значимо реже, чем у подростков группы сравнения (р < 0,01).
6. В целом реализация программы модернизации школьного питания позволила расширить ассортимент блюд, ускорить доставку продукции в школьные столовые, увеличить охват питанием школьников в крае, организовать диетическое питание для нуждающихся в нем учащихся, уменьшить долю готовых блюд, не соответствующих гигиеническим требованиям [12].
Дальнейшие мероприятия по профилактике алиментарно-зависимых заболеваний должны быть направлены на образовательную работу с подростками и их родителями по улучшению структуры питания в семье.
Литер атур а
1. Батурин А.К. Состояние питания и пути его оптимизации. Федеральные и региональные аспекты. В кн.: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Здоровое питание - здоровая нация». М.; 2000; т. 2: 89-90.
2. Вильмс Е.А. Гигиенические и эпидемиологические аспекты питания и здоровья сельского населения Омской области: дисс. ... канд. мед. наук. Омск; 2007.
3 Горелова Ж.Ю., Рапопорт И.К. Гигиеническая оценка проектов по совершенствованию организации питания учащихся. Гигиена и санитария. 2009; 2: 60-2.
4. Зулькарнаева А.Т., Поварго Е.А., Зулькарнаев Т.Р., Овсянникова Л.Б., Агафонов А.И. Влияние отдельных факторов на состояние здоровья школьников. Здоровье населения и среда обитания. 2012; 8: 29-31.
5. Конь И.Я., Коновалова Л.С., Георгиева О.В. Российская система гигиенической экспертизы качества и безопасности продуктов детского питания. В кн.: Материалы VIIIВсероссийского конгресса «Оптимальное питание - здоровье нации». М.; 2005: 132-3.
6 Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М.: Научный центр здоровья детей РАМН; 2009.
7. Кучма В.Р., Чернигов В.В. Мониторинг модернизации организации питания детей в общеобразовательных учреждениях. Здоровье населения и среда обитания. 2012; 8: 7-10.
8. Мартинчик А.Н., Маев И.В., Петухов А.Б. Питание человека (основы нутрициологии). М.: ВУНМЦ МЗ РФ; 2002.
9. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Методические рекомендации МР 2.3.1.2432-08. М.: Издательство стандартов; 2008.
10. Околелова О.В., Салдан И.П., Сарап Л.Р. Профилактика дефицита фтора у населения Алтайского края. Гигиена и санитария. 2008; 4: 18-20.
11. Онищенко Г.Г. Задачи и стратегия школьного питания в современных условиях. Вопросы питания. 2009; 78 (1): 16-21.
12. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Алтайском крае в 2011 г. Государственный доклад. Барнаул; 2012: 81-5.
13. Тапешкина Н.В. Гигиеническая оценка питания детей школьного возраста и пути его оптимизации (на примере юга Кузбасса): дисс. ... канд. мед. наук. Новокузнецк; 2009.
14. Турчанинов Д.В. Питание и здоровье сельского населения Сибири в современных социально-экономических условиях: дисс. ... д-ра мед. наук. Омск; 2009.
15. Турчанинов Д.В., Вильмс Е.А., Боярская Л.А. Концепция разработки системы управления патологией, связанной с нерациональным питанием, и направления ее внедрения. Информатика и системы управления. 2009; 4: 152-4.
16. Тутельян В.А. Гигиена питания: современные проблемы. Здравоохранение Российской Федерации. 2008; 1: 8-9.
17. Briefel R.R., Wilson A., Cabili C., Hedley Dodd A. Reducing сalories and added sugars by improving children's Beverage choices. J. Acad. Nutr. Diet. 2013; 113 (2): 269-75.
References
1. Baturin A.K. Nutritional status and ways to optimize it. Federal and regional aspects. In: Russian scientific-practical conference «Healthy nutrition - healthy nation» [Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Zdorovoe pitanie - zdoro-vaya natsiya»]. Moscow; 2000; vol. 2: 89-90. (in Russian)
2. Vil'ms E.A. Sanitary and epidemiological aspects of the nutrition and health of the rural population of Omsk Region. Diss. Omsk; 2007. (in Russian)
3. Gorelova Zh.Yu., Rapoport I.K. Hygienic evaluation of projects to improve children's nutrition in educational institutions. Gigi-ena i sanitariya. 2009; 2: 60-2. (in Russian)
4. Zul'karnaeva A.T., Povargo E.A., Zul'karnaev T.R., Ovsyan-nikova L.B., Agafonov A.I. Effect of individual factors on the health of schoolchildren. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2012; 8: 29-31. (in Russian)
5. Kon' I.Ya., Konovalova L.S., Georgieva O.V. The Russian system of hygienic examination of quality and safety of baby foods. In: VIII Russian Congress «Optimal nutrition - health of the nation» [Materialy VIII Vserossiyskogo kongressa «Optimal'noe pitanie - zdorov'e natsii»]. Moscow; 2007: 132-3. (in Russian)
6. Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Stepanova M.I. Hygienic problems of school innovations [Gigienicheskie problemy shkol'nykh innovatsiy]. Moscow: Nauchnyy tsentr zdorov'ya detey RAMN; 2009. (in Russian)
7. Kuchma V.R., Chernigov V.V. Monitoring of the modernization
of children's nutrition in educational institutions. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2012; 8: 7-10. (in Russian)
8. Martinchik A.N., Maev I.V., Petukhov A.B. Human nutrition (nutritsiologii basis) [Pitanie cheloveka (osnovy nutritsiologii)]. Moscow: VUNMTs MZ RF; 2002. (in Russian)
9. Norms ofphysiological needs for energy and nutrients for different groups of the population of the Russian Federation. Methodical recommendations 2.3.1.2432-08 [Normy fiziologicheskikh potrebnostey v energii i pishchevykh veshchestvakh dlya razli-chnykh grupp naseleniya Rossiyskoy Federatsii. Metodicheskie rekomendatsii MR 2.3.1. 2432 - 08]. Moscow: Izdatel'stvo stan-dartov; 2008. (in Russian)
10. Okolelova O.V., Saldan I.P., Sarap L.R. Prevention of deficiency of fluoride in the population of the Altai region. Gigiena i sanitariya. 2008; 4: 18-20. (in Russian)
11. Onishchenko G.G. Objectives and strategy of school feeding in modern conditions. Voprosy pitaniya. 2009; 78 (1): 16-21. (in Russian)
12. Sanitary-epidemiological situation in the Altai Region in 2011: State report [O sanitarno-epidemiologicheskoy obstanovke v Al-tayskom krae v 2011 g. Gosudarstvennyy doklad]. Barnaul; 2012: 81-5. (in Russian)
13. Tapeshkina N.V. Hygienic assessment of nutritional status of children of school age and its optimization (South Kuzbass) [Gigienicheskaya otsenka pitaniya detey shkol'nogo vozrasta i puti ego optimizatsii (na primere yuga Kuzbassa)]. Diss. Novokuznetsk; 2009. (in Russian)
14. Turchaninov D.V. Nutrition and health of the rural population of Siberia in the contemporary socio-economic conditions. Diss. Omsk; 2009. (in Russian)
15. Turchaninov D.V., Vil'ms E.A., Boyarskaya L.A. The concept of development management system pathology associated with inappropriate diets and directions for its implementation. Infor-matika i sistemy upravleniya. 2009; 4: 152-4. (in Russian)
16. Tutel'yan V.A. Food hygiene: actual Issues. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii. 2008; 1: 8-9. (in Russian)
17. Briefel R.R., Wilson A., Cabili C., Hedley Dodd A. Reducing calories and added sugars by improving children's beverage choices. J. Acad. Nutr. Diet. 2013; 113(2): 269-75.
Поступила 14.02.14 Received 14.02.14
Профилактическая токсикология и гигиеническое нормирование
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 614.7:546.13+547.532]:616.68-092.9
Боков Д.А.1, ЕрмолинаЕ.В.2, СеменоваМ.В.3, Смолягин А.И.4, Стадников А.А.5
ИНТЕРСТИЦИАЛЬНЫЙ ЭНДОКРИННЫЙ АППАРАТ СЕМЕННИКОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЖИВОТНЫХ В УСЛОВИЯХ ХРОМ-БЕНЗОЛЬНОЙ ИНТОКСИКАЦИИ
Оренбургская государственная медицинская академия, 460000, Оренбург
С использованием гистологических, морфометрических и статистических методов показано гонадотропное действие хрома, бензола, а также их смеси у самцов мышей (CBA @x C ßlJFf Установлены структурные изменения в семенниках животных, подвергнутых воздействию, свидетельствующие о подавлении гермина-