ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
Адамчук Дмитрий Владимирович,
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», заведующий лабораторией, adamchuck@gmail. сот
Куликов Анатолий Андреевич,
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», научный сотрудник, dev@anatolykul ikov. ги
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ КАЧЕСТВОМ ПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: ОТ ДЕТСКОГО САДА К ШКОЛЕ*
Аннотация
Статья основана на сопоставительном анализе материалов двух социологических опросов, посвященных вопросам удовлетворенности родителей качеством организации питания в дошкольных образовательных организациях и в организациях общего образования. В статье приводится анализ мнений родителей учащихся по теме удовлетворенности различными аспектами организации питания в образовательных организациях. Ключевые слова:
социология образования; школьное питание; эпидемиология; социологические исследования; общественное здоровье; организация питания в школе.
Вопросам организации питания в образовательных организациях (будь то детский сад или общеобразовательная школа) в последнее время уделяется повышенное внимание со стороны родительской общественности, средств массовой информации, органов исполнительной и законодательной власти.
Целый ряд исследований, которые посвящены ориентациям детей на поддержание здорового образа жизни, свидетельствует о том, что образ жизни и пищевые привычки современных детей могут провоцировать широкий спектр медико-социальных проблем, последствия которых могут проявляться в более старших возрастных периодах. В дошкольном возрасте и на этапе обучения ребенка в школе закладываются основные установки в отношении здорового образа жизни. Причем это касается не только отношения к физической активности и спорта, но и формирования культуры здорового питания и правильного пищевого поведения. Приобретенные в
Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания ФГБНУ «ИУО РАО» №073-00089-19-01 на тему «Оптимизация системы горячего питания в образовательных организациях, реализующих программы общего образования (региональные аспекты, лучшие практики) »
детстве и подростничестве паттерны поведения, связанные со здоровьем, впоследствии выступают базовыми установками в отношении здорового образа жизни на протяжении всех последующих возрастных этапов [6; 7; 8].
Необходимо отметить, что современные социально-экономические особенности образа жизни оказывают особое влияние на формирование пищевого поведения ребенка. Так, на первоначальных этапах развития ребенка (ранний возраст) питанию ребенка, как правило, уделяется особое внимание со стороны семейного окружения, т.е. пищевое поведение и культура питания формируются в семье на уровне повседневных действий. Однако уже с дошкольного возраста ребенок, посещающий детский сад, начинает знакомиться с индустрией общественного питания. Таким образом, родители невольно делегируют существенную часть функций семьи, связанных с питанием, дошкольной образовательной организации, а затем -школе. Иными словами, образовательные организации приобретают первостепенную роль в обеспечении детей здоровым и качественным питанием, в формировании культуры питания. Вместе с тем индустрия общественного питания в системе образования имеет весьма сложную организацию, что может являться причиной недовольства со стороны родителей. В ряду основных проблемных вопросов можно выделить: проблему адаптации к питанию в детском саду; наличие особых требований к меню в связи с наличием аллергии или заболеваний, требующих особой диеты; перегруженность производственных мощностей школьных пищеблоков; недостаточность временных интервалов для комфортного приема пищи и т.п. При этом данные исследований свидетельствуют, что по мере взросления ребенка родители становятся все менее осведомленными о характере и качестве его питания [5].
Очевидно что повышенное внимание к вопросам организации питания детей в системе дошкольного и общего образования способствует качественным преобразованиям самой системы, модернизации процессов производства, логистики и управления, росту информационного сопровождения этих процессов и повышению информационной открытости процессов организации питания. Для подобного информационного сопровождения необходимо не только систематически собирать информацию о состоянии системы организации питания, которая поступает непосредственно от образовательных организаций в рамках мониторингов, но и получать дополнительную информацию от потребителей этих услуг (детей, их родителей), которая отражает их отношение к вопросам питания в целом и к организации питания в частности.
В статье мы проведем сопоставительный анализ отношения родителей к различным аспектам организации питания в системе дошкольного и общего образования, а также рассмотрим динамику мнений родителей об организации питания в зависимости от возраста ребенка.
Исследование было основано на общесоциологическом методе анкетного опроса и на методах математической статистики.
В содержательном отношении исследование было ориентировано на выявление различных аспектов отношения родителей к организации питания с помощью операционализации основных индикаторов в вопросы анкет. При этом индикаторами, определяющими содержание, инструментария выступали такие аспекты организации питания, как: удовлетворенность качеством питания; удовлетворенность качеством обслуживания; частота подачи некачественной пищи; наличие общественной комиссии по организации питания, осведомленность о ее работе; мнение родителей о необходимости изменений в организации питания; информационная работа в школе по проблематике здорового питания (информационные стенды, электронные ресурсы, отдельные беседы с медработником/классным руководителем) и др.
Выборка исследования. Социологический опрос родителей школьников с общей выборкой в 230 880 родителей из 85 субъектов РФ был проведен в 2019 году ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» совместно с Министерством просвещения РФ в рамках выполнения государственного задания ФГБНУ «ИУО РАО» №073-00089-19-01 на тему «Оптимизация системы горячего питания в образовательных организациях, реализующих программы общего образования (региональные аспекты, лучшие практики)».
Поскольку получение репрезентативных данных и организация сбора эмпирического материала являются принципиально значимыми задачами в исследованиях, посвященных питанию [1; 3], то построению выборки было уделено особое внимание. Разработка выборки исследования проводилась в несколько этапов. На первом этапе был реализован принцип кластеризации генеральной совокупности: в качестве кластеров выступило 85 субъектов РФ, составляющих 8 федеральных округов. Второй этап построения выборки был связан с применением принципа стратификации генеральной совокупности. Основанием для стратификации выступил параметр возраста обучающихся, точнее - ступень получаемого ими общего образования (начальная, основная и старшая школа). Таким образом, за основу для расчета оптимальной выборочной совокупности было принято число обучающихся в определенном звене школы в конкретном регионе. На основании этого показателя был рассчитан оптимальный объем выборочной совокупности с доверительным уровнем в 95% и с погрешностью в 5% по формуле Кокрена [3]. Третий этап разработки выборки предусматривал учет в плане выборки поселенческой специфики региона (городские/сельские поселения), для чего исходная выборка была повторно стратифицирована путем приведения оптимальной выборочной совокупности к пропорциям городского и сельского населения на основании данных Росстата об оценке численности постоянного населения на 1 января 2019 г. [4].
Социологический опрос родителей дошкольников проводился ФГБНУ «ИУО РАО» в 2019 г. в рамках выполнения Государственного контракта (ГК РО-14 от 17.06.2019 г. «Мониторинг организации и качества
питания в ДОО субъектов РФ») и охватывал родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций, которые являются представителями 149 муниципальных образований из 79 субъектов Российской Федерации. Совокупная выборка опроса составила 633 респондента.
Результаты
Режим питания. Отвечая на вопрос о том, в каком режиме ребенок посещает детский сад, подавляющее большинство родителей (99,1%) указали, что ребенок посещает сад в режиме полного дня, лишь единицы (0,9%) отметили режим частичного посещения детского сада ребенком.
При этом ответы родителей показывают, что питание в дошкольных образовательных организациях, являясь неотъемлемой частью ухода за детьми, оказывается весьма востребованным: 96,7% детей завтракают в детском саду; обедают в дошкольных образовательных организациях 97,1% воспитанников; получают полдник - 91,9%. Число родителей, указавших на то, что их ребенок получает в детском саду второй завтрак, составило 87,6%, а на то, что ребенок ужинает в детском саду, - 66,7%.
В соответствии с данными ответами родителей учащихся школ, наиболее востребованными услугами столовых являются школьные обеды и завтраки. В среднем по РФ эти услуги отмечают соответственно 54,8% и 42,9% родителей. Фактически четверть родителей (23,5%) отмечают, что их ребенок пользуется услугами буфета (рис. 1).
Рис. 1. Ответы родителей на вопрос о том, какие именно приемы пищи обычно получает ребенок в образовательной организации (среднее по РФ, %
Как видно из приведенных на рисунке данных, структура организации питания в дошкольных образовательных организациях и в школе имеет принципиальные отличия, что обусловлено характером пребывания детей в этих образовательных организациях.
Вместе с тем заметные различия прослеживаются в ответах родителей школьников разного возраста (рис. 2).
< завтраки в столовой < обеды в столовой
дополнительное платное питание в столовой > пользуется буфетом
80%
Рис. 2. Ответы родителей на вопрос о том, какие именно приемы пищи обычно получает ребенок в образовательной организации в зависимости от возраста ребенка (%)
Представленные данные наглядно отражают тенденцию: по мере взросления школьника (от 1 до 11 класса) существенно (более чем в два раза) снижается доля тех, кто завтракает в школьной столовой, и параллельно растет доля тех, кто пользуется услугами буфета. Следует отметить, что рост популярности буфетного обслуживания уже скрывает в себе некоторые риски в отношении пищевого поведения школьников, поскольку в буфете школьник получает не сбалансированный рацион в соответствии с утвержденным меню, а покупает продукцию в соответствии с собственными предпочтениями, которые далеко не всегда соответствуют здоровому образу жизни.
Общая удовлетворенность родителей качеством питания в образовательных организациях. В ходе исследования родителям дошкольников предлагалось ответить на вопрос о том, доволен ли их ребенок качеством питания в детском саду. Анализ полученных материалов
показывает, что ответы «нет, мой ребенок совершенно недоволен качеством питания в детском саду» фактически отсутствуют (0,2%). Подавляющее большинство родителей (86,4%) указали на то, что их ребенок «абсолютно удовлетворен» качеством питания в детском саду (рис. 3).
Родители дошкольников
да, абсолютно доволен
в целом доволен, но иногда высказывает недовольство
нет, мой ребенок совершенно недоволен качеством питания в детском саду
Родители
да, абсолютно доволен
в целом доволен, но иногда высказывает недовольство
нет, мой ребенон совершенно недоволен качеством питания в школе
0% 20% 40% 60% 80% 100%
Рис. 3. Ответы родителей на вопрос об удовлетворенности ребенка качеством питания в образовательной организации (%)
Как видно из приведенных на рисунке данных, родители школьников при ответе на аналогичный вопрос оценивают ситуацию с удовлетворенностью качеством питания принципиально иначе. Доля тех, кто отмечает, что ребенок полностью доволен питанием, среди родителей школьников в три раза ниже, чем среди родителей дошкольников. При этом гораздо выше доля ответов, фиксирующих, что «ребенок совершенно недоволен качеством питания», соответственно 0,2% среди родителей дошкольников и 17,9% среди родителей школьников. Также стоит заметить, что явных расхождений в ответах родителей школьников разных возрастов не отмечается, за исключением того что от начальной к старшей школе увеличивается доля родителей, которые не осведомлены об удовлетворенности ребенка питанием: с 1,8% в начальной школе до 4,3% в старших классах. Таким образом, представленные данные свидетельствуют о том, что с переходом ребенка из дошкольной образовательной организации в школу отношение детей и родителей к системе организации питания в образовательной организации принципиально меняется, причем не в лучшую сторону.
В ходе опросов родителям также предлагалось оценить частоту, с которой, на их взгляд, дети получают некачественное питание (рис. 4).
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10%
Как часто ваш ребенок получает некачественное питание?
91,2%
« 14.8%
36,4%
■
, с°/8'1% 6<2% 4 5% °'2%Ш 4,4%
I родители дошкольников I родители школьников
практически примерно разразв полгода никогда еженедельно в месяц и реже
Рис. 4. Ответы родителей на вопрос о том, как часто их ребенок получает некачественное питание в образовательной организации (%)
Как свидетельствуют приведенные на графике данные, родители школьников оказываются гораздо более критичными и в этой связи чаще указывают, что их ребенок получает в школьной столовой некачественное питание с той или иной частотой.
Мнения родителей о необходимых изменениях в организации питания. Анализ материалов опроса родителей дошкольников показывает, что более половины респондентов (56,4%) не считают, что организация питания в детском саду, который посещает их ребенок, нуждается в каких-либо изменениях. При этом среди родителей учащихся школ аналогичной точки зрения придерживается лишь каждый пятый (18,8%) (рис. 5).
■ родители школьников ■ родители дошкольников
сделать меню более разнообразным
повысить качество питания
привлечь специалистов-диетологов для разработки меню
индивидуализировать меню (ввести систему предварительного заказа блюд)
затрудняюсь ответить ничего из перечисленного
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%
Рис. 5. Ответы родителей на вопрос о необходимых изменениях
в организации питания (%)
Родители школьников в два раза чаще указывают на необходимость сделать меню более разнообразным, по сравнению с родителями дошкольников, соответственно 23,3% и 48,7%, а также в десять раз чаще фиксируют необходимость повысить качество питания: соответственно 3,7% и 31,6%.
В целом приведенные данные указывают на принципиально более низкую удовлетворенность родителей школьников качеством организации питания.
Общественное соуправление организацией питания. Контроль за организацией и качеством питания со стороны родительской общественности позволяет минимизировать количество случаев, вызывающих недовольство родителей и детей питанием в школе. В этой связи в ходе опроса родителям было предложено ответить на вопрос о существовании в образовательной организации общественной (родительской) комиссии по организации и качеству питания (рис. 6).
Рис. 6. Ответы родителей на вопрос о существовании в образовательной организации общественной комиссии по организации и качеству питания (%)
Представленные на рисунке данные свидетельствуют о том, что подавляющее большинство родителей дошкольников (83,1%) и треть родителей школьников утвердительно отвечают на данный вопрос (31,1%). При этом более половины опрошенных родителей школьников (57,0%) затрудняются ответить на данный вопрос, а среди родителей дошкольников доля таких ответов составляет лишь 15,5%, что свидетельствует о существенно более низкой общественной активности родителей школьников, по сравнению с родителями детей дошкольного возраста.
Данные опроса родителей учащихся школ позволяют провести сопоставление ответов родителей об удовлетворенности ребенка качеством питания в образовательных организациях, в которых общественная комиссия по питанию существует, и в организациях, где она отсутствует (рис. 7).
Рис. 7. Сопоставление ответов родителей на вопрос об уровне удовлетворенности ребенка школьным питанием в зависимости от существования в школе общественной комиссии
по организации и качеству питания (%
Представленные на рисунке данные свидетельствуют, что существование в школе общественной комиссии по организации и качеству питания позволяет значительно увеличить долю родителей, которые отмечают, что их ребенок абсолютно удовлетворен качеством питания.
Анализ материалов исследования позволяет также провести сопоставление ответов родителей детей-дошкольников и родителей учащихся школ на вопрос о том, хотели бы они принимать участие в работе общественной комиссии по организации и качеству питания (рис. 8).
Рис. 8. Ответы родителей на вопрос о желании принимать участие в работе общественной комиссии по организации и качеству питания /0-
Материалы исследования свидетельствуют, что среди родителей учащихся школ в два раза ниже доля тех, кто выражает желание принимать участие в работе общественной комиссии по питанию. Вместе с тем именно участие родительской общественности в процессах соуправления организацией питания является залогом высокого уровня удовлетворенности детей и родителей организацией питания в образовательной организации, как это было показано выше.
Материалы исследования показали, что структура организации питания в дошкольных образовательных организациях и в школе имеет принципиальные отличия, что обусловлено характером пребывания детей в этих образовательных организациях. Полученные данные свидетельствуют также о том, что по мере взросления школьника (от 1 к 11 классу) существенно (более чем в два раза) снижается доля школьников, которые завтракают в школьной столовой, и параллельно растет доля тех, кто пользуется услугами буфета. При этом рост популярности буфетного обслуживания вряд ли можно назвать позитивной тенденцией, поскольку в буфете школьник получает не сбалансированный рацион в соответствии с утвержденным меню, а покупает продукцию в соответствии с собственными предпочтениями, которые далеко не всегда соответствуют здоровому образу жизни.
Анализ ответов родителей свидетельствует о том, что родители школьников оказываются гораздо более критичными в отношении школьного питания и выражают в целом принципиально более низкую удовлетворенность качеством организации питания.
Материалы исследования фиксируют, что родители школьников проявляют существенно меньшую общественную активность: в дошкольных образовательных организациях на наличие общественной комиссии по организации и качеству питания указывает 83,1% родителей, а среди родителей школьников - менее трети (31,1%). Вместе с тем среди родителей учащихся школ в два раза ниже доля тех, кто выражает желание принимать участие в работе общественной комиссии по питанию. При этом именно участие родительской общественности в процессах соуправления организацией питания является залогом высокого уровня удовлетворенности детей и родителей организацией питания в образовательной организации, как это было показано выше.
Литература
1. Адамчук Д.В., Неустроев С.С. Методологические аспекты разработки учебного курса для подготовки интервьюеров к проведению статистического наблюдения рациона питания // Управление образованием: теория и практика. 2019. №2(34). С. 24-34.
2. Кокрен У. Методы выборочного исследования. М.: Статистика, 1976.
440 с.
3. Методология изучения рациона питания и поведенческих привычек населения для оценки приверженности здоровому образу жизни / О.М. Драпкина, С.С. Неустроев, Е.Б. Фролова, С.А. Шальнова, А.В. Концевая, Д.В. Адамчук, Ю.А. Баланова, А.Э. Имаева, Н.С. Карамнова, Г.А. Муромцева, Н.Б. Старикова // Профилактическая медицина. 2019. Т. 22. №4. С. 43-50.
4. Предварительная оценка численности постоянного населения на 1 января 2019 г. в среднем на 2018 г. [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/population/demo/PrPopul2019.xls (дата обращения: 10.10.2019).
5. Adamchuk D., Beshenkov S., Mindzaeva E. Sociology of Education: Prerequisites for Modernizing the Food Management System at Schools // Series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research -Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Eurasia (ICDEE 2019). Pp. 24-30.
6. Overweight, obesity and health-related quality of life among adolescents: The National Longitudinal Study of Adolescent Health / K.C. Swallen, E.N. Reither, S.A. Haas, A.M. Meier // Pediatrics. 2005. Num. 115(2): 340-7.
7. Social determinants of health and well-being among young people. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study // Health Policy for Children and Adolescents. Num. 6. 2012. URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/ 0003/163857/Social-determinants-of-health-and-well-being-among-young-people.pdf (дата обращения: 09.10.2019).
8. Strauss R.S. Childhood obesity and self-esteem // Pediatrics. 2000. Num. 105(1):15.
Adamchuk Dmitrij Vladimirovich,
The Federal State Budget Scientific Institution
«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education»,
the Head of the Laboratory,
adamchuck@gmail.com
Kulikov Anatolij Andreevich,
The Federal State Budget Scientific Institution
«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Scientific researcher, dev@anatolykul ikov. ru
PARENTS ' SATISFACTION WITH THE QUALITY OF FOOD IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS: FROM KINDERGARTEN TO SCHOOL
Annotation
The article is based on a comparative analysis of two opinion polls on parent satisfaction with the quality of catering in preschool educational institutions and institutions of General education. The article analyzes the opinions of parents of students on the topic of satisfaction with various aspects of catering in educational organizations. Keywords:
sociology of education; school nutrition; epidemiology; sociological research; public health; catering at school.