Научная статья на тему 'ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН'

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школьное питание / горячее питание / индивидуальное питание / оценка удовлетворенности / социологический опрос / электронный журнал / электронный дневник / меню / school meals / hot meals / individual meals / satisfaction assessment / sociological survey / electronic journal / electronic diary / menu

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Столь Анна Викторовна

Школьное питание и воспитание привычек здорового питания остается в сфере внимания федеральных и региональных органов власти в силу своей актуальности и неудовлетворенности родителей школьников качеством питания в школах. По обращениям в Единый портал государственных и муниципальных услуг по вопросам школьного питания Республика Башкортостан в 2021 г. имела самую низкую оценку. В 2019 г. почти каждый пятый родитель был недоволен качеством школьного питания в регионе, что подчеркивает актуальность темы для исследуемого региона – Республики Башкортостан. А осенью 2023 г. признана лучшей в России, в том числе благодаря активизации применения обратной связи с родителями. В данной работе приведены результаты серий социологических опросов родителей школьников по теме качества школьного питания Республики Башкортостан в 2022–2023 гг. Проведено их сопоставление с оценками качества в динамике, выявлены причины недовольства школьным питанием. Установлено, что удовлетворенность организацией питания выше, чем качеством питания. 38 % детей в республике полностью удовлетворены питанием, но почти каждый десятый полностью недоволен им. Более всего удовлетворены питанием родители в сельской местности, менее всего – в г. Уфе. Основными причинами отказа от питания в школе является невкусная и холодная пища, однообразное питание. Выявлено также, что для повышения качества питания, по мнению родителей, важнее всего обеспечить свежесть и разнообразие продуктов и блюд, возможность выбора блюд меню, а также приготовление еды в школьных столовых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Столь Анна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE QUALITY OF SCHOOL MEALS (THE CASE OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN)

School nutrition and the promotion of healthy eating habits remain a focal point for federal and regional authorities due to their importance and the dissatisfaction expressed by parents regarding the quality of school meals. In 2021, the Republic of Bashkortostan recorded the highest number of complaints submitted to the Integrated Portal of State and Municipal Services. In 2019, nearly one in five parents in the Republic were dissatisfied with school meals, making the topic of our research highly relevant. However, in autumn 2023, the Republic of Bashkortostan was ranked as the top region in terms of school nutrition, largely due to the feedback from parents. This paper presents the results of a series of sociological surveys conducted with parents regarding the quality of school meals in the Republic of Bashkortostan during 2022-2023 and compares them with previous quality assessments to identify the causes of dissatisfaction. The findings indicate that satisfaction with the catering arrangements is higher than with the quality of the food itself. Thirty-eight percent of children in the Republic are completely satisfied with school meals, while nearly one in ten are completely disappointed. Parents in rural areas report the highest satisfaction levels with meals, whereas those in Ufa (the capital) report the lowest. The main reasons for children not eating at school include tasteless and cold food as well as monotonous meals. According to parents, the most crucial factors for improving the quality of meals are ensuring the freshness and variety of products and dishes, providing meal options, and preparing meals within school canteens.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

Научная статья

DOI: 10.15593/2224-9354/2024.2.6 УДК 338.439, 336.56, 311.2

А.В. Столь

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Школьное питание и воспитание привычек здорового питания остается в сфере внимания федеральных и региональных органов власти в силу своей актуальности и неудовлетворенности родителей школьников качеством питания в школах. По обращениям в Единый портал государственных и муниципальных услуг по вопросам школьного питания Республика Башкортостан в 2021 г. имела самую низкую оценку. В 2019 г. почти каждый пятый родитель был недоволен качеством школьного питания в регионе, что подчеркивает актуальность темы для исследуемого региона - Республики Башкортостан. А осенью 2023 г. признана лучшей в России, в том числе благодаря активизации применения обратной связи с родителями.

В данной работе приведены результаты серий социологических опросов родителей школьников по теме качества школьного питания Республики Башкортостан в 2022-2023 гг. Проведено их сопоставление с оценками качества в динамике, выявлены причины недовольства школьным питанием. Установлено, что удовлетворенность организацией питания выше, чем качеством питания. 38 % детей в республике полностью удовлетворены питанием, но почти каждый десятый полностью недоволен им. Более всего удовлетворены питанием родители в сельской местности, менее всего - в г. Уфе. Основными причинами отказа от питания в школе является невкусная и холодная пища, однообразное питание. Выявлено также, что для повышения качества питания, по мнению родителей, важнее всего обеспечить свежесть и разнообразие продуктов и блюд, возможность выбора блюд меню, а также приготовление еды в школьных столовых.

Ключевые слова: школьное питание, горячее питание, индивидуальное питание, оценка удовлетворенности, социологический опрос, электронный журнал, электронный дневник, меню.

Введение. Школьное питание должно способствовать формированию привычек здорового питания, предотвращать ожирение и недоедание [1]. В российских и зарубежных публикациях представлено множество научных исследований на тему влияния питания на рост и развитие детей. Отсутствие горячего питания в образовательных учреждениях негативно влияет на физическое развитие учащихся, что отмечают многие исследователи [1-5]. Школьное питание способствует здоровью, внимательности, поведению и академическим успехам учащихся. В серии журналов публикаций Lancet представлен ряд работ на тему влияния питания на рост и развитие подростков, роли продовольственной среды в выборе продуктов питания, а также мер для привития привычек здорового питания [4, 6, 7].

С ростом уровня доходов снижается доля расходов на питание, рацион питания в малодетных семьях значительно богаче и разнообразнее, чем в мно-

© Столь А. В., 2024

Столь Анна Викторовна - канд. экон. наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра изучения социального развития региона Института стратегических исследований ГБНУ АН РБ, г. Уфа, е-mail: [email protected].

годетных [8]. Рацион многодетной семьи содержит недостаточное количество животного белка и много углеводов, это «бедный» тип питания [9]. Поэтому особенно важно обеспечить доступность сбалансированного и здорового школьного питания для всех категорий населения независимо от уровня доходов, и многие государства обеспечивают бесплатное и льготное питание либо для всех школьников, либо для детей из социально уязвимых слоев населения, несколько компенсируя дефицит питания в семьях. Таким образом, школьное питание - это часть социальной политики государства. Разрешение всем учащимся получать бесплатное питание, реализованное в некоторых странах, гарантирует учащимся равный доступ к питанию и одновременно снижает административные расходы программы [10].

Некачественное питание или питание, которое не нравится школьникам, пополняет продовольственные потери и вносит свой вклад в 74 кг [1] выбрасываемых продуктов питания на душу населения, что отмечено и в странах с низким, средним и высоким уровнем дохода.

Отзывы родителей о качестве питания во многих регионах России в основном дают одинаковые оценки и вскрывают одинаковые недостатки в питании детей в школах: остывшая и невкусная еда, нехватка времени на прием пищи и маленькие порции [5, 11-14], хотя за последние 20 лет наблюдаются и позитивные изменения в качестве питания в общеобразовательных учреждениях. Опыт регионов РФ показывает, что участие родителей в контроле качества питания учащихся эффективно в индикации и коррекции проблемных вопросов [15].

Из актуальных на сегодня проблем можно выделить калорийность, которая не в полной мере соответствует возрастным потребностям детей и подростков в пищевых веществах и энергии, принципам рационального сбалансированного здорового питания (например, в Саратовской области [16], Республике Татарстан [17], Омской области [18]). Выявлено, что фиксированная стоимость завтраков и обедов не позволяет выполнять нормы потребления основных продуктов питания; отмечается снижение в фактическом меню мяса, свежих овощей и фруктов, рыбы, соков, есть случаи занижения массы порций готовых блюд [17].

Для Республики Башкортостан вопрос школьного питания остается актуальным с 2013 г. [19], поскольку исходя из анализа обработанных обращений горячей линии Единого портала государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) в 2020 г. регион имел самую низкую оценку качества питания в образовательных организациях - 2,3 (из 5 возможных) [20].

С 2020 г. Министерство образования и науки РБ совместно с муниципальными образованиями республики начали менять систему контроля качества и безопасности школьного питания путем большего участия родителей [21]. И уже осенью 2023 г. на платформе Агентства стратегических инициатив «Смарт диалог» практика «Совершенствование организации питания в общеобразовательных организациях РБ» из 600 претендентов организация школь-

ного питания в Башкортостане признана лучшей в стране [22]. Одним из шагов, позволивших повысить качество питания в школах, является выстраивание обратной связи с родителями путем социологических опросов, проводимых Институтом стратегических исследований АН РБ, а также работы с отзывами на базе электронного журнала (электронного дневника) - Elschool.ru [21].

Цель и методы исследования. Цель исследования - представить оценки качества школьного питания, полученные от родителей в Республике Башкортостан в ходе серии социологических опросов в 2022-2023 гг.

Методы исследования: социологический опрос, аналитический метод.

Источники данных для исследования: публикации в научной периодике по вопросам школьного питания и итоги социологических опросов родителей Республики Башкортостан, проведенных по два раза в 2022 и 2023 гг.

В проведенных социологических опросах охват составлял 17,5-21 % от общего числа школьников РБ из всех муниципальных образований РБ.

Результаты и обсуждение. Большинство детей питаются в школьных столовых (86,6 % в сентябре и 81,9 % в мае 2023 г.). По данным опроса в сентябре 2023 г. основными источниками информации о школьном питании для родителей являются рассказы детей (82 %), сообщения классного руководителя (34 %), официальный сайт школы (11 %), аккаунт ребенка в электронном дневнике (8 %).

Среди причин, по которым дети отказываются от питания в школьных столовых, преобладает «невкусная пища» - от 43,2 % в сельской местности до 79,9 % в г. Уфе. Следующие по значимости причины - это «холодная пища» -от 19,5 % в сельской местности до 46 % в г. Уфе, «устаревшее меню» (6-й вариант ответа - в среднем 13,5 % по региону) и «однообразное питание» (в среднем 15 %) (таблица). Доля тех, кто не питается в школе, обходится без перекусов - 16 %, а 48 % детей берет перекусы с собой.

Родители в г. Уфе чаще дают деньги на школьный буфет (22 %), нежели в сельской местности (12 %). Родители чаще решают, что детям нужно питаться в школе, а недовольство школьным питанием вынуждает организовывать перекусы или давать деньги на кафе, не рассчитывая на школьный буфет, хотя он остается востребованным примерно для пятой части школьников.

Большинство респондентов полностью удовлетворены и качеством, и организацией питания, однако организация питания, судя по ответам, в целом лучше, чем качество питания (рис. 1).

Доля тех, кто полностью удовлетворен, снизилась во всех регионах РБ, в среднем по республике по качеству на 4 п.п. с 44 до 38 %, по организации -на 9 п.п. с 53 до 44 % к сентябрю 2023 г. по сравнению с маем 2023 г. Меньше всего удовлетворены питанием детей родители г. Уфы (31 % полностью удовлетворены качеством против 38 % в среднем по РБ). Выявлено снижение доли полностью удовлетворенных качеством питания в сельской местности - на 10 п. п. с 51 % в мае до 41 % в сентябре 2023 г. и также на 10 п.п. по организации питания - с 57 до 47 %.

Распределение ответов на вопрос: «Скажите, пожалуйста, если ребенок не питался и/или не питается сейчас в школьной столовой, то по каким причинам?», %

Варианты ответов Всего по РБ Уфа Город Село

1. Ребенку нужна диета по состоянию здоровья 4,9 6,3 4,5 4,7

2. Ребенку нужна диета в соответствии с религиозными убеждениями 2,7 3,4 2,4 2,8

3. Невкусная пища 55,7 79,9 60,0 43,2

4. Холодная пища 27,8 46,0 29,7 19,5

5. Проблемы со здоровьем в результате питания (случаи отравления, плохого самочувствия после школьной еды) 2,0 1,5 2,2 1,9

6. Устаревшее меню, в котором есть блюда, которые ребенок не ест, смысла питаться ради одного-двух блюд не вижу 13,5 7,8 16,8 12,4

7. Однообразное питание 14,8 19,8 14,6 13,2

8. Порция маленькая, ребенок не наедается 4,3 3,7 4,4 4,4

9. Питание стоит дорого 6,1 6,5 6,0 6,1

10. В нашей школе не организовано / не было организовано питание детей 1,9 0,8 2,9 1,3

Итого* 133,6 175,7 143,5 109,5

* Сумма по строке «Итого» превышает 100 %, так как в вопросе множественный выбор вариантов ответов.

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Скажите, пожалуйста, в какой мере Вы удовлетворены в целом качеством и организацией питания?», Республика Башкортостан, сентябрь 2023 г., %

В целом, удовлетворены качеством питания 77 % родителей республики. В г. Уфе довольных качеством школьного питания родителей меньше всего по сравнению с другими городами и селом - 70 %, хотя их доля за десять лет с 2013 г. существенно выросла с 63,7 % [23].

Удовлетворенность вкусом и температурой блюд повысилась: доля полностью удовлетворенных ими выросла на 10 п.п. Доля полностью удовлетворенных вкусом блюд выросла с 34 % в октябре 2022 г. и мае 2023 г. до 46 % в

сентябре 2023 г. (рис. 2), а температурой - с 35-37 до 46 % соответственно. Из негативных тенденций выявлено снижение доли удовлетворенных условиями для организации питания детей с учетом особенностей здоровья с 44 до 35 % к сентябрю 2023 г.

Безопасность питания Родительский контроль в днях открытых дверей,.. Санитарные и материальные условия столовой Родительский контроль через электронный дневник Возможность оплаты банковской картой Размер оплаты за питание Эстетическое оформление обеденного зала Соответствие гаггания всем нормам СанПиН Информирование о меню и условиях питания детей

Температура блюд Вкус блюд Качество продуктов Привлекательный вид блюд Возможность использования карты школьника Наличие условий для организации питания детей е..

Возможность выбора меню и блюд

Полностью удовлетворен ■ Полностью не удовлетворен

57

10 5

54

53

9 5

51

51

6 8

51

11 10

50

10 7

49

9 6

48

10 12

46 14 15

46 18 13

44

10 7

43

15 11

28

32

33

33

34 28

34 36

30 25 24

38

31

37

7 9

47 51

34

13

24

29

Отчасти удовлетворен Затрудняюсь ответить

Рис. 2. Удовлетворенность аспектами школьного питания, всего по Республике Башкортостан в сентябре 2023 г., %

По-прежнему минимальная удовлетворенность по вопросам возможности выбора меню и блюд (34 %). Удовлетворенность размером оплаты питания в 2022/23 учебном году снизилась с 55 до 42 %, а к сентябрю 2023 г. она несколько выросла - до 51 %, вероятно, благодаря бесплатному питанию для отдельных категорий школьников и ростом доли этих детей.

Около трети детей полностью удовлетворено питанием, в Уфе таких детей меньше - 27 % от числа опрошенных. Большинство детей отчасти удовлетворены школьным питанием (48 % в среднем по РБ). Каждый десятый из тех, кто питается, по-прежнему полностью недоволен питанием в школах (рис. 3). Вместе в тем наблюдается неоднозначная динамика в удовлетворенности питанием детей в г. Уфе. С одной стороны, увеличилась доля полностью довольных (с 22 % в мае 2023 г. до 27 % в сентябре 2023 г.) и существенно снизилась доля отчасти удовлетворенных (с 61 % в мае до 46 % в сентябре). С другой стороны, выросла доля полностью не удовлетворенных (с 13 % в мае до 17 % в сентябре 2023 г.).

□ полностью удовлетворен отчасти удовлетворен

полностью не удовлетворен затрудняюсь ответить

село Ш 34 47 11 8

город 29 50 13 8

Уфа 27 46 17 10

РБ 32 48 12 8

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Скажите, пожалуйста, в какой мере Ваш ребенок (дети) удовлетворены) питанием в школе, где сейчас учится?», Республика Башкортостан, сентябрь 2023 г., %

По сравнению с 2022/23 учебным годом удовлетворенность питанием у родителей из Уфы немного выросла и стала сопоставимой с другими регионами республики - городами РБ и сельской местностью.

Полученные в 2022-2023 гг. в Республике Башкортостан данные отражают такое же соотношение в удовлетворенности между качеством и выбором блюд, как исследования 2013 г. в г. Благовещенске, там 86 % опрошенных были удовлетворены качеством блюд, а ассортиментом - лишь 20 % респондентов [12].

Также можно сопоставить итоги данного социологического опроса с результатами исследования удовлетворенности родителей разными аспектами школьного питания в России, проведенного группой авторов Института управления образованием Российской академии образования в 2019 г. Так, неудовлетворенных школьным питанием родителей в Башкортостане в 2019 г. было 18,5 % [24], их доля существенно снизилась к 2023 г. - до 12 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среди предложенных мер по повышению качества питания популярны мнения о возможности выбора блюд меню и о свежести и разнообразии блюд (соответственно 40 и 34 % по РБ), что соотносится с 50 % в итогах социологического опроса ФЦПО 2021 г. [25].

Также популярен ответ о приготовлении еды в школьных столовых (26 % по РБ). Остальные варианты заняли примерно одинаковые доли (от 8 до 16 %).

В ответах на вопрос о специализированном меню согласно справке о состоянии здоровья 14 % в среднем по РБ отметило, что получают индивидуальное питание, 6 % детей отказались от него, у 8 % респондентов школа не организовала, для 1 % организована замена специализированного меню. Остальные 70 % затруднились с ответом.

Примерно пятая часть респондентов республики отметила, что по сравнению с предыдущим учебным годом питание значительно улучшилось, в Уфе таких родителей лишь 18 %, что выше на 5 п.п. относительно майского опроса. 18 % респондентов отметило, что есть незначительные улучшения в школьном питании, 28 % ответили, что изменений нет. На вопрос о положительных моментах респонденты отмечали и положительные (плов, куриные котлеты, ра-

бота поваров, бесплатное питание, сытые дети), и отрицательные (еда невкусная и холодная, нет вариантов для аллергиков и пр.)

В ответах на вопрос о попытках родителей повлиять на питание в школьных столовых родители разделились на три основные части: большинство затруднились с ответом - 41 %; 28 % опрошенных качество питания устраивает, а 16 % не пытались, так как не верят, что что-то может измениться, по 7 % отметили, что качество повысилось и качество не изменилось.

Ответы на вопрос о предпочтении продуктов и блюд отражают предпочтения продуктов здорового питания. В рационе семей преобладают молочные и кисломолочные продукты, хлебобулочные и макаронные изделия, мясо и птица, яйца, каши, супы, свежие овощи и фрукты, картофель и горячие напитки. В школе дети предпочитают хлебобулочные, макаронные изделия и горячие напитки. Сладкие газированные напитки редко выбирают, вместо них предпочитают горячие напитки, сок и компот. Также хорошим результатом опроса можно считать, что не очень полезная еда в виде снэков встречается в рационе не чаще раза в неделю. Таким образом, судя по полученным данным, и в семьях, и в школе у детей преобладают продукты здорового питания. По сравнению с ответами осенью 2022 г. частота всех видов продуктов в рационе сократилась, возможно это связано со снижением доходов населения и обеднением рациона семей.

Распределение ответов на вопрос о доходах семей показывает сокращение доходов по сравнению с осенью 2022 г. Жители городов имеют в среднем более высокие доходы, 44 % семей в городах РБ имеет среднемесячный доход более 45 тыс. руб. (рис. 4). Сопоставление удовлетворенности с доходами в динамике с 2022 по 2023 г. показывает, что чем выше доход семьи, тем дети меньше довольны школьными питанием.

Менее 15 тыс. руб. 36-45 тыс. руб. Более 66 тыс. руб.

15-25 тыс. руб. 146-55 тыс. руб.

26-35 тыс. руб. 56-65 тыс. руб.

город Уфа РБ

16 25 18 13 8 6 13

9 15 17 14 11 9 24

10 22 18 14 10 8 18

13 23 18 14 9 7 16

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «Укажите, пожалуйста, среднемесячный доход Вашей семьи», Республика Башкортостан, сентябрь 2023 г., %

Заключение. Опросом в сентябре 2023 г. было охвачено 17,5 % учащихся школ Башкортостана. Те, кто отказался от питания в школьных столовых, основными причинами такого решения называют невкусную (56 %), холодную (28 %) пищу и однообразное питание (15 %). Большинство детей по-прежнему питаются

в школьных столовых, в сентябре по сравнению с маем 2023 г. выявлена тенденция к росту доли таких детей (86,6 % в сентябре против 81,9 % в мае 2023 г.) доля тех, кто ранее питался, а сейчас нет сократилась до 10,9 % к сентябрю 2023 г.

Удовлетворенность организацией питания выше, чем качеством питания. 38 % детей в республике полностью удовлетворены питанием, почти каждый десятый полностью недоволен им. Более всего удовлетворены питанием родители в сельской местности, менее всего - в г. Уфе. Наиболее критичными для родителей является возможность выбора меню. Удовлетворенность вкусом и температурой блюд повысилась, однако в открытых ответах часто пишут о том, что еда невкусная и холодная. Размер оплаты за питание устраивает 51 % родителей на фоне существенного снижения доходов семей. Вероятно, это связано с расширением практики бесплатного питания для отдельных категорий детей.

Улучшение школьного питания в сентябре 2023 г. отметили 38 % родителей, 28 % отметили, что изменений нет.

По выбору продуктов в рационе можно сделать вывод о здоровом питании в семьях, но в целом происходит обеднение рациона. В школе дети чаще употребляют хлебобулочные и макаронные изделия и горячие напитки, что свидетельствует об обеднении рациона и его несбалансированности по видам продуктов.

Среди вариантов решений, позволяющих повысить качество питания, большинство отметили свежесть и разнообразие продуктов и блюд (34 %), возможность выбора блюд меню (40 %), а также приготовление еды в школьных столовых (26 %).

Список литературы

1. Acceptability of School Menus: A Systematic Review of Assessment Methods / S.A. Santana, S.A. Batista, D. da Costa Maynard, V.C. Ginani, R.P. Zandonadi, R.B.A. Botelho // Int J Environ Res Public Health. 2023 Jan 27; 20(3): 2242. DOI: 10.3390/ijerph20032242. - PMID: 36767608; PMCID: PMC9914958. - URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC99i4958/.

2. Кузина, Н.В. Школьное питание в Финляндии / Н.В. Кузина // Наука, образование и культура. - 2019. - № 5 (39). - С. 95-98.

3. Сравнительная оценка показателей физического развития учащихся общеобразовательных школ с разной формой организации питания / Р.Т. Ка-милова, А.Р. Носирова, Ж.А. Камилов, Л.И. Исакова // Проблемы здоровья и экологии. 2022.- № 4. - C. 111-119.

4. Strategies and interventions for healthy adolescent growth, nutrition, and development / D. Hargreaves, E. Mates, Р. Menon, Н. Alderman, D. Devakumar, W. Fawzi [et al.] // Lancet. - 2022. - Vol. 399, iss. 10320. - P. 198-210. DOI: 10.1016/S0140-6736(21)01593-2

5. Оценка удовлетворенности обучающихся школьным питанием / О.И. Гуменюк, Э.Д. Халмурзиева, Ю.К. Ахмедова, Ю.В. Черненков, А.А. Денисова // Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. - 2022. - № 6. -С. 113-118.

6. Nutrition in adolescent growth and development / S.A. Norris, E.A. Fron-gillo, M.M. Black, Ya. Dong, C. Fall, M. Lampl // Lancet. - 2022. - Vol. 399, iss. 10320. - P. 172-184. DOI: 10.1016/S0140-6736(21)01590-7

7. Питание как основа будущего (Nourishing our future): [серия публикаций журнала The Lancet о росте и питании подростков] [Электронный ресурс]. -URL: https://www.thelancet.com/pb-assets/Lancet/stories/series/adolescent-nutrition/ NutritionSeries_recommendations_Russian-1639746317957.pdf (дата обращения: 04.12.2023).

8. Егорышев, С.В. Социальные практики питания детей в малообеспеченных российских семьях / С.В. Егорышев, Р.М. Садыков, Ю.В. Мигунова // Вестник Российского университета дружбы народов. Социология. - 2019. -Т. 19, № 3. - С. 432-442.

9. Мигунова, Ю.В. К вопросу о специфике питания детей в бедных семьях / Ю.В. Мигунова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. -№ 7. - С. 20-22.

10. The School Nutrition Association. School Meal Statistics // Preliminary USDA FY 2023 data. - URL: https://schoolnutrition.org/about-school-meals/school-meal-statistics/.

11. Токмакова, М. Тюменские родители жалуются на обеды в школьных столовых. Что не устраивает их детей? [Электронный ресурс] / М. Токмакова // 72.ru. - 2022. - 17 ноя. - URL: https://72.ru/text/education/2022/11/17/71822573/ (дата обращения: 04.12.2023).

12. Денисович, Ю.Ю. Совершенствование организации школьного питания / Ю.Ю. Денисович, Г.А. Гаврилова // Техника и технология пищевых производств. - 2013. - № 1 (28). - С. 1-5.

13. Зайцева, Д. «Деловой Петербург» 27 октября организовал круглый стол, темой которого стали проблемы школьного питания в городе. За последний год количество жалоб на питание выросло в разы, а представители рынка периодически становятся участниками картельных сговоров [Электронный ресурс] / Д. Зайцева // Деловой Петербург. - 2021. - 29 окт. - URL: https://www.dp.ru/a72021/ 10/29/SHkolnoe_pitanie_v_Peterb (дата обращения: 04.12.2023).

14. Балаян, Е. На вкус и цвет: число претензий к школьной еде выросло в 3,5 раза [Электронный ресурс] / Е. Балаян // Известия. - 2023. - 29 апр. - URL: https://iz.ru/1505558/elena-balaian/na-vkus-i-tcvet-chislo-pretenzii-k-shkolnoi-ede-vyroslo-v-35-raza (дата обращения: 04.12.2023).

15. Харитонова, Т.П. Региональная практика организации родительского контроля за питанием школьников в Республике Мордовия - опыт, результа-

ты, ожидаемая эффективность / Т.П. Харитонова, Г.А. Панченко, С.В. Мар-киянов // ЗНиСО. - 2022. - № 2. - C. 68-73.

16. Гришанова, О.С. Социально-психологические аспекты оценки школьного питания субъектами системы образования / О.С. Гришанова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2022. - № 7 (99). - C. 95-99.

17. Лучшие региональные практики по организации питания в общеобразовательных школах (на основе анализа открытых информационных источников субъектов Российской Федерации) / С.С. Неустроев, Э.В. Миндзаева, С.А. Бешенков, Н.Н. Зимнюкова // Управление образованием: теория и практика. - 2020. - № 1 (37). - C. 99-116.

18. Старовойтова, Н.П. Школьное питание в системе государственного и муниципального управления региона: организация, инфраструктура, источники финансирования / Н.П. Старовойтова, В.Ф. Стукач, Н.В. Александрова // МНИЖ. - 2021. - № 5 (107). - C. 58-65.

19. О результатах мероприятий по совершенствованию питания в общеобразовательных учреждениях городского округа города Уфы республики Башкортостан / Е.Г. Степанов, Р.А. Ахметшина, И.М. Байкина, Т.Р. Зулькарна-ев, Е.А. Поварго, А.Т. Зулькарнаева // ЗНиСО. - 2013. - № 8 (245). - С. 17-19.

20. Доклад Правительства РФ Федеральному Собранию РФ о реализации государственной политики в сфере образования [Электронный ресурс]. - М., 2021. - URL: http://static.government.ru/media/files/GYRyAxoqmjgpAxer8PRuu2 zMB9NBF Aa9.pdf (дата обращения: 04.12.2023).

21. Латыпова, М.Х. Общественный (родительский) контроль за школьным питанием в общеобразовательных организациях Республики Башкортостан / М.Х. Латыпова // Сборник трудов конференции по школьному питанию. -Владикавказ, 2023. - С. 15-22.

22. Опыт Башкирии по организации школьного питания признан лучшим в стране [Электронный ресурс]. - URL: https://www.bashinform.ru/news/social/ 2023-11-21/opyt-bashkirii-po-organizatsii-shkolnogo-pitaniya-priznan-luchshim-v-strane-3529909?utm_source=yxnews&utm_medium=mobile&utm_referrer=https%3A%2 F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fstory%2FSHkolnoe_pitanie_vBashkirii_priznali_luchshim_ vRossii--8b404aa87d5f721d1e472bfa5335952 (дата обращения: 04.12.2023).

23. Ахмадуллина, Х.М. К вопросу об удовлетворенности качеством школьного питания: глазами родителей учащихся / Х.М. Ахмадуллина, У.З. Ахмадуллин, А.Т. Зулькарнаева // Научное обозрение. Медицинские науки. - 2015. - № 1. - С. 57-57.

24. Adamchuk, D.V. Satisfaction of parents of schoolchildren with various aspects of the food management system at schools: Data from Russia / D.V. Adamchuk, A.A. Arinushkina, S.S. Neustroev // Data in Brief. - 2020. - Vol. 31. - 105725. -P 1-17. DOI: 10.1016/j.dib.2020.105725

25. Федеральный центр мониторинга питания обучающихся. Результаты социологического исследования 2021 // фцмпо.рф. - URL: http://xn--l1aecsk.xn--

p1ai/wp-content/uploads/2022/06/%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE% D0%BB%D0%BE%D0%B3 %D0%B8%D1 %87%D0%B5 %D1 %81 %D0%BA%D0% BE%D0%B5 -%D0%B8%D1 %81 %D1 %81 %D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0% BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5.pdf.

References

1. Santana S.A., Batista S.A., D. da Costa Maynard, Ginani V.C., Zandonadi R.P., Botelho R.B.A. Acceptability of school menus: A systematic review of assessment methods. Int J Environ Res Public Health, dated 27.01.2023, no. 20 (3), pp. 2242. DOI: 10.3390/ijerph20032242, available at: https://www.ncbi.nlm. nih.gov/pmc/articles/PMC9914958/ (accessed 04.12.2023).

2. Kuzina N.V. Shkol'noe pitanie v Finliandii [School meals in Finland]. Nauka, obrazovanie i kul'tura, 2019, no. 5 (39), pp. 95-98.

3. Kamilova R.T., Nosirova A.R., Kamilov Zh.A., Isakova L.I. Sravnitel'naia otsenka pokazatelei fizicheskogo razvitiia uchashchikhsia obshcheobrazovatel'nykh shkol s raznoi formoi organizatsii pitaniia [Comparative assessment of physical development indicators of pupils in general education schools with different types of food service operation]. Problemy zdorov'ia i ekologii, 2022, no. 4, pp. 111-119.

4. Hargreaves D., Mates E., Menon R., Alderman N., Devakumar D., Faw-zi W. et al. Strategies and interventions for healthy adolescent growth, nutrition, and development. Lancet, 2022, vol. 399, iss. 10320, pp. 198-210. DOI: 10.1016/S0140-6736(21)01593-2.

5. Gumeniuk O.I., Khalmurzieva E.D., Akhmedova Iu.K., Chernenkov Iu.V., Denisova A.A. Otsenka udovletvorennosti obuchaiushchikhsia shkol'nym pitaniem [Assessing student's satisfaction on school meal]. Eksperimental'naia i klinicheskaia gastroenterologiia, 2022, no. 6, pp. 113-118.

6. Norris S.A., Frongillo E.A., Black M.M., Dong Ya., Fall C., Lampl M. Nutrition in adolescent growth and development. Lancet, 2022, vol. 399, iss. 10320, pp. 172-184. DOI: 10.1016/S0140-6736(21)01590-7.

7. Nourishing our future. The Lancet, available at: https://www.thelancet.com/ pb-assets/Lancet/stories/series/adolescent-nutrition/NutritionSeries_recommendati-ons_Russian-1639746317957.pdf (accessed 04.12.2023).

8. Egoryshev S.V., Sadykov R.M., Migunova Iu.V. Sotsial'nye praktiki pitaniia detei v maloobespechennykh rossiiskikh sem'iakh [Social food practices of children in the low-income Russian families]. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Sotsiologiia, 2019, vol. 19, no. 3, pp. 432-442.

9. Migunova Iu.V. K voprosu o spetsifike pitaniia detei v bednykh sem'iakh [Concerning the specific features of child nutrition in poor families]. Obshchestvo: sotsiologiia, psikhologiia, pedagogika, 2017, no. 7, pp. 20-22.

10. The School Nutrition Association. School meal statistics. Preliminary USDA FY 2023 data, available at: https://schoolnutrition.org/about-school-meals/ school-meal-statistics/ (accessed 04.12.2023).

11. Tokmakova M. Tiumenskie roditeli zhaluiutsia na obedy v shkol'nykh stolovykh. Chto ne ustraivaet ikh detei? [Tyumen parents complain about lunches in school canteens. What doesn't suit their children?]. Available at: https://72.ru/ text/education/2022/11/17/71822573/ (accessed 04.12.2023).

12. Denisovich Iu.Iu., Gavrilova G.A. Sovershenstvovanie organizatsii shkol'nogo pitaniia [Improving the organization of school feeding]. Tekhnika i tekhnologiiapishchevykhproizvodstv, 2013, no. 1 (28), pp. 1-5.

13. Zaitseva D. "Delovoi Peterburg" 27 oktiabria organizoval kruglyi stol, temoi kotorogo stali problemy shkol'nogo pitaniia v gorode. Za poslednii god kolichestvo zhalob na pitanie vyroslo v razy, a predstaviteli rynka periodicheski stanoviatsia uchastnikami kartel'nykh sgovorov [Delovoi Peterburg organized a round table on October 27, which topic was the problems of school nutrition in the city. Over the past year, the number of complaints about food has increased significantly, while market representatives periodically join cartel agreements]. Available at: https://www.dp.ru/ a/2021/10/29/SHkolnoe_pitanie_v_Peterb (accessed 04.12.2023).

14. Balaian E. Na vkus i tsvet: chislo pretenzii k shkol'noi ede vyroslo v 3,5 raza [Tastes differ: The number of complaints about school food has increased 3.5 times]. Available at: https://iz.ru/1505558/elena-balaian/na-vkus-i-tcvet-chislo-pretenzii-k-shkolnoi-ede-vyroslo-v-35-raza (accessed 04.12.2023).

15. Kharitonova T.P., Panchenko G.A., Markiianov S.V. Regional'naia praktika organizatsii roditel'skogo kontrolia za pitaniem shkol'nikov v Respublike Mordoviia - opyt, rezul'taty, ozhidaemaia effektivnost' [Regional practice of organizing parental control over school nutrition in the Republic of Mordovia: Experience, results, and expected effectiveness]. ZNiSO, 2022, no. 2, pp. 68-73.

16. Grishanova O.S. Sotsial'no-psikhologicheskie aspekty otsenki shkol'nogo pitaniia sub"ektami sistemy obrazovaniia [Socio-psychological aspects of assessing school nutrition by actors in the education system]. Obshchestvo: sotsiologiia, psikhologiia, pedagogika, 2022, no. 7 (99), pp. 95-99.

17. Neustroev S.S., Mindzaeva E.V., Beshenkov S.A., Zimniukova N.N. Luchshie regional'nye praktiki po organizatsii pitaniia v obshcheobrazovatel'nykh shkolakh (na osnove analiza otkrytykh informatsionnykh istochnikov sub"ektov Rossiiskoi Federatsii) [Best regional practices in the organization of nutrition in general education schools (based on the analysis of open information sources of the constituent entities of the Russian Federation)]. Upravlenie obrazovaniem: teoriia i praktika, 2020, no. 1 (37), pp. 99-116.

18. Starovoitova N.P., Stukach V.F., Aleksandrova N.V. Shkol'noe pitanie v sisteme gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniia regiona: organizatsiia, infrastruktura, istochniki finansirovaniia [School meals in the system of state and municipal administration of a region: Organization, infrastructure, sources of funding]. MNIZh, 2021, no. 5 (107), pp. 58-65.

19. Stepanov E.G., Akhmetshina R.A., Baikina I.M., Zul'karnaev T.R., Povargo E.A., Zul'karnaeva A.T. O rezul'tatakh meropriiatii po sovershenstvovaniiu pitaniia v obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniiakh gorodskogo okruga goroda Ufy respubliki Bashkortostan [About results of actions on food improvement in educational institutions of the city district the city of Ufa of the Republic of Bashkortostan]. ZNiSO, 2013, no. 8 (245), pp. 17-19.

20. Doklad Pravitel'stva RF Federal'nomu Sobraniiu RF o realizatsii gosudarstvennoi politiki v sfere obrazovaniia [Report of the RF Government to the Federal Assembly on the implementation of state policy in education]. Moscow, 2021, available at: http://static.government.ru/media/files/GYRyAxoqmjgpAxer8PRuu2zM B9NBFAa9.pdf (accessed 04.12.2023).

21. Latypova M.Kh. Obshchestvennyi (roditel'skii) kontrol' za shkol'nym pitaniem v obshcheobrazovatel'nykh organizatsiiakh Respubliki Bashkortostan [Public (parental) control over school meals in educational institutions in Bashkortostan]. Sbornik trudov konferentsiipo shkol'nomupitaniiu, Vladikavkaz, 2023, pp. 15-22.

22. Opyt Bashkirii po organizatsii shkol'nogo pitaniia priznan luchshim v strane [Bashkiria's experience in organizing school meals is recognized as the best in the country]. Available at: https://www.bashinform.ru/news/social/ 2023-11-21/opyt-bashkirii-po-organizatsii-shkolnogo-pitaniya-priznan-luchshim-v-strane-3529909?utm_source=yxnews&utm_medium=mobile&utm_referrer=https%3A%2F %2Fdzen.ru%2Fnews%2Fstory%2FSHkolnoe_pitanie_vBashkirii_priznali_luchshi m_vRossii--8b404aa87d5f721d1e472bfa5335952 (accessed 04.12.2023).

23. Akhmadullina Kh.M., Akhmadullin U.Z., Zul'karnaeva A.T. K voprosu ob udovletvorennosti kachestvom shkol'nogo pitaniia: glazami roditelei uchashchikhsia [Questioning satisfaction by school food quality: Parents view]. Nauchnoe obozrenie. Meditsinskie nauki, 2015, no. 1, pp. 57-57.

24. Adamchuk D.V., Arinushkina A.A., Neustroev S.S. Satisfaction of parents of schoolchildren with various aspects of the food management system at schools: Data from Russia. Data in Brief, 2020, vol. 31, no. 105725, pp. 1-17. DOI: 10.1016/j.dib.2020.105725.

25. Federal'nyi tsentr monitoringa pitaniia obuchaiushchikhsia. Rezul'taty sotsiologicheskogo issledovaniia 2021 [Federal Center for Monitoring Nutrition of Students. Results of sociological research 2021]. Available at: http://xn--l1aecsk.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/06/%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE% D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0% BE%D0%B5 -%D0%B8%D1 %81 %D1 %81 %D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE %D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5.pdf (accessed 04.12.2023).

Оригинальность 88 %

Получено 25.12.2023 Принято 15.01.2024 Опубликовано 27.05.2024

A.V. Stol

ASSESSMENT OF THE QUALITY OF SCHOOL MEALS (THE CASE OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN)

School nutrition and the promotion of healthy eating habits remain a focal point for federal and regional authorities due to their importance and the dissatisfaction expressed by parents regarding the quality of school meals. In 2021, the Republic of Bashkortostan recorded the highest number of complaints submitted to the Integrated Portal of State and Municipal Services. In 2019, nearly one in five parents in the Republic were dissatisfied with school meals, making the topic of our research highly relevant. However, in autumn 2023, the Republic of Bashkortostan was ranked as the top region in terms of school nutrition, largely due to the feedback from parents.

This paper presents the results of a series of sociological surveys conducted with parents regarding the quality of school meals in the Republic of Bashkortostan during 2022-2023 and compares them with previous quality assessments to identify the causes of dissatisfaction. The findings indicate that satisfaction with the catering arrangements is higher than with the quality of the food itself. Thirty-eight percent of children in the Republic are completely satisfied with school meals, while nearly one in ten are completely disappointed. Parents in rural areas report the highest satisfaction levels with meals, whereas those in Ufa (the capital) report the lowest.

The main reasons for children not eating at school include tasteless and cold food as well as monotonous meals. According to parents, the most crucial factors for improving the quality of meals are ensuring the freshness and variety of products and dishes, providing meal options, and preparing meals within school canteens.

Keywords: school meals, hot meals, individual meals, satisfaction assessment, sociological survey, electronic journal, electronic diary, menu.

Acknowledgements. The study was carried out within the framework of the state task of the Center for the Study of the Social Development of the Region of the Institute for Strategic Studies of the State Budgetary Institution of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan for 2024. I thank Gaifullin A.Yu. for filling out a questionnaire on the Yandex Forms platform.

Received 25.12.2023 Accepted 15.01.2024 Published 27.05.2024

Anna V. Stol - Cand. Sc. (Economics), Associate Professor, Leading Researcher, Center for the Study of Social Development of the Region, Institute for Strategic Studies, Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan, e-mail: [email protected].

Финансирование. Исследование проводилось в рамках государственного задания Центра изучения социального развития региона Института стратегических исследований ГБНУ «Академия наук» Республики Башкортостан на 2024 год.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Вклад автора 100 %.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Столь, А.В. Оценка качества школьного питания на примере Республики Башкортостан / А.В. Столь // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2024. - № 2. -С. 77-90.

Please cite this article in English as:

Stol A.V. Assessment of the quality of school meals (the case of the Republic of Bashkortostan). PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2024, no. 2, pp. 77-90 (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.