Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯМИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ'

ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯМИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ / УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ / УЧАЩИЕСЯ С СОХРАННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ / УЧАЩИЕСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У УЧАЩИХСЯ БЕЗОПАСНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ / РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ / ОБУЧАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ С УЧАСТИЕМ СПЕЦИАЛИСТОВ / УРОКИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» / DANGEROUS SITUATIONS / TEACHERS OF GENERAL AND REMEDIAL SCHOOLS / PUPILS WITH UNIMPAIRED INTELLECT / PUPILS WITH IMPAIRED INTELLECT / EFFICIENCY OF MEASURES AIMED AT FORMING SAFE BEHAVIOUR IN PUPILS / WORKING WITH PARENTS / EDUCATIONAL EVENTS ON SAFETY PARTICIPATED BY SPECIALISTS / HEALTH AND SAFETY TRAINING CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайфутдиярова Елена Фаварисовна

В данной статье рассматривается проблема предотвращения попадания школьников всех возрастных групп в опасные ситуации. Автор статьи предлагает результаты проведенного опроса учителей начального и среднего звена общеобразовательных и коррекционных школ по оценке ими эффективности различных мероприятий в целях предупреждения опасных ситуаций, в которые могут попасть школьники разных возрастов. В исследовании участвовали учителя начального звена и учителя-предметники из общеобразовательной и коррекционных школ в количестве 149 человек. Были выявлены различия по предпочтениям учителей в выборе мероприятий по преодолению проблемы безопасности учащихся. Установлено, что наиболее эффективными мероприятиями по формированию безопасного поведения учащихся в различных ситуациях учителя считают проведение уроков по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», активное привлечение родителей в целях защиты детей от опасных ситуаций. Наименее эффективными мероприятиями учителя считают демонстрацию и обсуждение уже произошедших опасных ситуаций с учащимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сайфутдиярова Елена Фаварисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHERS ASSESSING EFFICIENCY OF MEASURES AIMED AT FORMING SAFE BEHAVIOUR IN PUPILS OF GENERAL AND REMEDIAL SCHOOLS

This article considers the problem of preventing pupils of any age from occurring in a dangerous situation. The author of the article suggests considering the results of a poll. The poll was conducted among teachers of primary and secondary schools, both general and remedial ones. They were asked to assess the efficiency of various measures aimed at preventing dangerous situations that pupils of any age can occur in. The research involved primary school teachers and teachers of certain disciplines. The study engaged teachers both from general and remedial schools. The number of respondents was 149. The research revealed differences in teachers’ preferences. The polled referred to these preferences when they chose measures aimed at solving the issue of pupils’ security. The study found that the most efficient measures aimed at forming a safe behaviour in pupils for different situations. The teachers were found to believe that it is efficient to conduct health and safety training classes, to engage parents to protect the children from dangerous situations. The teachers also find it equally efficient when they demonstrate and discuss the dangerous situations that have already happened to the pupils.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯМИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ»

специальная психология и педагогика

DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-203-209 УДК 159.923

Сайфутдиярова Елена фаварисовна

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

оценка учителями эффективности мероприятий по формированию безопасного поведения у учащихся общеобразовательных и коррекционных школ

Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 19-013-00150 «Способности детей с нарушением интеллекта к распознаванию

и избеганию опасных ситуаций»

В данной статье рассматривается проблема предотвращения попадания школьников всех возрастных групп в опасные ситуации. Автор статьи предлагает результаты проведенного опроса учителей начального и среднего звена общеобразовательных и коррекционных школ по оценке ими эффективности различных мероприятий в целях предупреждения опасных ситуаций, в которые могут попасть школьники разных возрастов. В исследовании участвовали учителя начального звена и учителя-предметники из общеобразовательной и коррекционных школ в количестве 149 человек. Были выявлены различия по предпочтениям учителей в выборе мероприятий по преодолению проблемы безопасности учащихся. Установлено, что наиболее эффективными мероприятиями по формированию безопасного поведения учащихся в различных ситуациях учителя считают проведение уроков по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», активное привлечение родителей в целях защиты детей от опасных ситуаций. Наименее эффективными мероприятиями учителя считают демонстрацию и обсуждение уже произошедших опасных ситуаций с учащимися.

Ключевые слова: опасные ситуации, учителя общеобразовательных и коррекционных школ, учащиеся с сохранным интеллектом, учащиеся с нарушением интеллекта, эффективность мероприятий по формированию у учащихся безопасных форм поведения, работа с родителями, обучающие мероприятия по безопасности с участием специалистов, уроки по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Информация об авторе: Сайфутдиярова Елена Фаварисовна, ORCID https://orcid.org/0000-0002-3821-5045, кандидат психологических наук, доцент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г Уфа, Россия

E-mail: saifi@inbox.ru

Дата поступления статьи: 18.10.2020

Для цитирования: Сайфутдиярова Е.Ф. Оценка учителями эффективности мероприятий по формированию безопасного поведения у учащихся общеобразовательных и коррекционных школ // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 4. С. 203-209. DOI https:// doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-203-209

Yelena F. Sayfutdiyarova

Bashkir State Pedagogic University n. a. M. Akmulla

teachers assessing efficiency of measures aimed at forming safe behaviour in pupils of general and remedial schools

This work was supported by the Russian Foundation for Basic Research, project 19-013-00150

«Abilities of Children with Intellect Impairments to Determine and Avoid Dangerous Situations»

This article considers the problem ofpreventing pupils of any age from occurring in a dangerous situation. The author of the article suggests considering the results of a poll. The poll was conducted among teachers ofprimary and secondary schools, both general and remedial ones. They were asked to assess the efficiency of various measures aimed at preventing dangerous situations that pupils of any age can occur in. The research involved primary school teachers and teachers of certain disciplines. The study engaged teachers both from general and remedial schools. The number of respondents was 149. The research revealed differences in teachers' preferences. The polled referred to these preferences when they chose measures aimed at solving the issue ofpupils' security. The study found that the most efficient measures aimed at forming a safe behaviour in pupils for different situations. The teachers were found to believe that it is efficient to conduct health and safety training classes, to engage parents to protect the children from dangerous situations. The teachers also find it equally efficient when they demonstrate and discuss the dangerous situations that have already happened to the pupils.

Keywords: dangerous situations, teachers of general and remedial schools, pupils with unimpaired intellect, pupils with impaired intellect, efficiency of measures aimed atforming safe behaviour in pupils, working with parents, educational events on safety participated by specialists, health and safety training classes

Information about the author: Yelena F. Sayfutdiyarova, ORCID https://orcid.org/0000-0002-3821-5045, Candidate of Psychological Sciences, Miftahetdin Akmulla Bashkir State Pedagogic University, Ufa, Bashkortostan autonomy, Russia

E-mail: saifi@inbox.ru

Article received: October 18, 2020

For citation: Sayfutdiyarova Ye.F. Teachers assessing efficiency of measures aimed at forming safe behaviour in pupils of general and remedial schools. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2020, vol. 26, № 4, pp. 203-209 (In Russ.). DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-203-209

© Сайфутдиярова Е.Ф., 2020

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 4

203

j щ ети и подростки часто попадают в са-I I мые различные опасные ситуации, ко/ I торые угрожают их физическому и психическому здоровью, некоторые из этих ситуаций приводят к их гибели. К таким опасностям можно отнести дорожно-транспортные происшествия, социальные (общение с незнакомыми людьми, насилие со стороны сверстников и взрослых), бытовые (ожоги, порезы, травмы), природные (отравление ядовитыми растениями, потеря в лесу) опасности и т. п. Дети и подростки весьма любопытны и подвижны, озабочены развитием своей автономии, переживают изменения в отношениях со сверстниками и взрослыми, часто не осознают, что те или иные формы их поведения могут угрожать их жизни и здоровью, не владеют необходимыми знаниями и навыками для разрешения сложных и опасных ситуаций [Григорян: 1; Пучкова: 4; McLaughlin, Clarke: 6]. Они более склонны к рискованному поведению, чем взрослые [Berson et al.: 5]. Кроме того, как отмечает М.С. Прудникова, современная социокультурная ситуация приводит к усугублению внешних условий, в результате которых современный ребенок постоянно сталкивается с чрезвычайными ситуациями, угрожающими его физическому и психическому здоровью - стихийные бедствия, террористические акты, насилие (физическое, психологическое, сексуальное) и т. п. [Прудникова: 3].

Большую часть своего времени учащиеся проводят в школе, в связи с чем, как отмечают Е.А. Шмелева с коллегами, возникает необходимость обеспечения безопасной социальной среды в учебных заведениях [Shmeleva et al.]. Соответственно, отмечается все более возрастающая роль педагогов в осуществлении обучения ребенка правилам безопасного поведения. Авторы указывают, что «безопасность в образовательной среде напрямую зависит от качества подготовки учителей, развития их профессиональных компетенций, личностных и профессиональных качеств, которые способствуют социальной защищенности личности в образовательной среде» [Shmeleva et al.: 82].

По данным опроса подростков, проведенного в 2009 году в Великобритании, установлено, что для детей важным является не только общение с друзьями, но и наличие хороших, поддерживающих и увлеченных своим предметом учителей [McLaughlin, Clarke: 6]. При этом они указывали и на присутствие издевательств со стороны других учеников в школе. В исследованиях М.В. Мякишевой установлено, что педагоги не владеют достаточным уровнем готовности к воспитанию личности ребенка безопасного типа поведения: имеют общие представления об опасности и их видах, факторах опасности, не в полной мере владеют знаниями о психолого-педагогических особенностях ребенка, которые способствуют вос-

питанию необходимых качеств личности безопасного типа поведения, современными образовательными технологиями формирования качеств такой личности [Мякишева: 2].

В исследовании Р.В. Григорян была установлена специфика процесса формирования навыков безопасного поведения у младших школьников. Результаты исследования показали, что именно учитель - классный руководитель является системообразующим звеном формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. Автор считает, что при формировании навыков безопасного поведения следует учитывать психофизиологические, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, уровень развития у них коммуникативных навыков и информационной культуры, а также уровень тревожности и развития культуры деятельности. В качестве факторов, оказывающих влияние на формирование навыков безопасного поведения школьников, Р.В. Григорян указывает взаимоотношения в семье (как с родителями, так и сиблингами), взаимодействие в школе со сверстниками и учителями, а также образ жизни ребенка [Григорян: 1].

Результаты теоретического обзора исследований по проблеме безопасности детей, подростков и юношей позволили сформулировать цель нашего исследования: изучить оценку учителями общеобразовательных и коррекционных школ эффективности различных мероприятий по предотвращению опасных ситуаций в жизнедеятельности школьников.

Для достижения цели исследования нами была разработана анкета из 20 вопросов, касающихся эффективности мероприятий по формированию безопасного поведения в различных сферах жизнедеятельности детей. В анкете фигурируют следующие опасные ситуации: дорожно-транспортные происшествия, общение с незнакомыми людьми, нападение бездомных животных, издевательства сверстников, издевательства и вымогательства в социальных сетях, получение ожогов и травм, последствия злоупотребления алкоголем и куревом, опасное поведение в лесу (возможность заблудиться, отравиться несъедобными ягодами и др.), электричество, поведение на водоеме, зависимость от агрессивных компьютерных игр, травмы в школе, отравление неизвестными жидкостями и продуктами, травмы на стройках и в заброшенных старых зданиях, травмы при катании на велосипеде, самокате, скейтборде и роликах, ожоги от электроприборов, отравление лекарственными средствами, получение ранения от острых режущих предметов, общение со сверстниками с девиантным поведением, домашнее насилие. По каждому типу опасной ситуации учителю предлагалось выразить необходимость частоты проведения мероприятий («Делать это постоянно», «Делать это, только когда

опасная ситуация произошла», «Не стоит постоянно акцентировать на этом внимание») по предотвращению опасных ситуаций:

1) «Обсуждать эти ситуации на уроках «Безопасность жизнедеятельности» (далее БЖД);

2) «Проводить обучающие мероприятия с участием специалистов»;

3) «Демонстрировать и обсуждать уже произошедшие опасные ситуации»;

4) «Демонстрировать специальные плакаты с правилами поведения в опасной ситуации»;

5) «Убеждать родителей о необходимости предупреждать детей об опасных ситуациях».

Мы предположили, что представления учителей общеобразовательных и специальных коррек-ционных школ об эффективности мероприятий по формированию у учащихся безопасных форм поведения в различных опасных ситуациях будут отличаться, так как особенности развития детей с интеллектуальными нарушениями требуют более активных совместных действий педагогов и родителей, тогда как дети с сохранным интеллектом способны достаточно адекватно воспринимать происходящие события, в связи с чем для формирования безопасного поведения требуется прикладывать меньше усилий со стороны взрослых. В целях подтверждения выдвинутой гипотезы был применен ^критерий (Стьюдента). Для обработки результатов использовался статистический пакет STATISTICA ^7.

В анкетировании участвовали 149 педагогов из общеобразовательной и коррекционных школ г. Уфы. Состав участников исследования представлен педагогами массовой общеобразовательной и коррекционных школ, а именно: учителя начальных классов (17 человек общеобразовательной школы, 16 - коррекционных школ) и учителя-предметники (42 педагога общеобразовательной школы и 41 - коррекционных школ). Средний возраст учителей начальных классов общеобразовательной и коррекционной школ составляет 44,2 года (от 29 до 63 лет), среднее значение по педагогическому стажу составляет 21,6 года (от 8 до 35 лет), все учителя имеют высшее педагогическое образование. Средний возраст учителей-предметников общеобразовательной и коррекционных школ, работающих с учащимися подросткового и юношеского возраста, составляет 45,4 лет (от 26 до 69 лет), среднее значение по педагогическому стажу составляет 20,7 лет (от 2 до 48 лет), 3 педагога имеют среднее специальное образование, 1 - неполное высшее, остальные - высшее педагогическое образование.

Результаты исследования

Результаты качественного анализа результатов анкетирования как учителей начальных классов, так и учителей-предметников показали, что в целом в большинстве ситуаций наиболее целе-

сообразными они считают обсуждение опасных ситуаций на уроках «Безопасность жизнедеятельности», на второе место ставят необходимость проведения работы с родителями по защите своих детей от опасностей. Наименее эффективными для предупреждения попадания школьников всех возрастов в опасные ситуации учителя общеобразовательных и коррекционных школ считают мероприятия с демонстрацией уже произошедших опасных ситуаций и их обсуждение.

Рассмотрим различия в оценке учителями начальных классов общеобразовательной и коррек-ционных школ эффективности различных мероприятий по формированию у детей безопасных форм поведения. Установлено, что 100 % учителей начальных классов как общеобразовательных, так и коррекционных школ считают, что необходимо постоянно обсуждать с детьми на уроках «Безопасность жизнедеятельности» ситуации «Общение с незнакомыми люди», и «Получение травм и ожогов».

Выявлены различия в оценке учителями начальных классов общеобразовательных и кор-рекционных школ эффективности мероприятий по предупреждению некоторых опасных ситуаций (табл. 1) (здесь и далее в таблицах представлены только значимые различия).

Из представленных в таблице 1 данных мы видим, что учителя общеобразовательных школ более склонны считать, что с младшими школьниками необходимо обсуждать на уроках «Безопасность жизнедеятельности» опасные ситуации, связанные с возможностью отравиться лекарственными средствами (р < 0,01) и возможностью получить травму в школе (р < 0,04), тогда как с точки зрения учителей коррекционных школ обучение безопасному поведению в данных ситуациях на уроках по безопасности жизнедеятельности школьников с нарушением интеллекта является менее эффективным. Большего результата в данных ситуациях с точки зрения учителей коррекционных школ можно добиться, если привлечь родителей, которые должны на своем примере показать, что необходимо делать для предотвращения опасности отравиться лекарственными средствами и убеждения детей об осторожном поведении в школе.

В целом необходимость привлечения родителей к предупреждению у детей рискованного поведения в опасных ситуациях учителя обеих групп ставят на второе место. Однако значимые различия в оценке эффективности работы с родителями с точки зрения учителей исследуемых групп выявлены только по отношению к двум ситуациям -«Опасности в лесу (р < 0,03)» и «Опасности, связанные с электричеством» (р < 0,05). Однако здесь наблюдается обратная тенденция: учителя коррек-ционных школ более высоко оценивают работу с родителями по предупреждению рискованного

Таблица 1

Различия по оценке учителями общеобразовательных и коррекционных школ эффективности различных мероприятий по формированию безопасного поведения у младших школьников ^-критерий (Стьюдент))

Опасные ситуации Mean учителя общеобразовательной школы Mean учителя коррекционных школ t-критерий p-уровень

Эффективность проведения уроков «Безопасность жизнедеятельности»

Отравление лекарственными средствами 3,00 2,38 2,694 0,01

Получение травм в школе 3,00 2,63 2,153 0,04

Эффективность работы с родителями

Опасности в лесу (возможность заблудиться, отравиться несъедобными ягодами) 2,53 3,00 2,351 0,03

Опасности, связанные с электричеством 2,65 3,00 2,009 0,05

Эффективность проведения мероприятий с приглашением специалистов

Осторожное поведение по отношению к бездомным животным 2,00 2,56 -2,602 0,02

Опасности в лесу (возможность заблудиться, отравиться несъедобными ягодами) 2,24 2,63 -2,099 0,04

Общение на улице с незнакомым человеком 2,35 2,94 -4,256 0,001

Ожоги от электроприборов 2,29 2,69 -2,100 0,04

Опасное обращение с острыми и режущими предметами 2,06 2,56 -2,441 0,02

Травмы и ожоги 2,29 2,88 -3,442 0,002

Опасности, связанные с электричеством 2,24 2,81 -2,994 0,005

Эффективность демонстрации и обсуждения с детьми произошедших опасных ситуаций

Травмы на стройках и в заброшенных старых домах 2,41 1,88 2,030 0,05

Общение на улице с незнакомым человеком 2,18 2,63 2,501 0,02

Различные травмы и ожоги 2,65 2,13 2,260 0,03

Примечание. Для n = 17 и n2 = 16 df = 31.

поведения детей в данных ситуациях, чем учителя общеобразовательных школ, то есть учащиеся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта подражают поведению своих родителей, и данные формы поведения закрепляются у них лучше, тогда как для младших школьников без нарушений интеллекта более авторитетным является учитель, в связи с чем знания, умения и навыки, приобретенные на уроке, являются более эффективными. В целом следует отметить, что с точки зрения учителей именно родители должны предупреждать попадание детей с нарушением интеллекта в такие опасные ситуации, как неосторожное катание на улице на велосипедах и самокатах, игры возле водоема как летом, так и зимой, попадание под влияние девиантных сверстников и издевательство с их стороны, а также предотвращать домашнее насилие.

Наибольшее количество различий выявлено по оценке эффективности мероприятий с приглашением различных специалистов. Из представленных в таблице 1 данных видно, что во всех ситуациях учителя коррекционных школ более, чем учителя общеобразовательных школ, склонны считать необходимым привлечение различных специалистов к предупреждению детей от опасностей, связан-

ных с поведением по отношению к бездомным животным (р < 0,02), опасностями в лесу (р < 0,04), общением с незнакомыми людьми (р < 0,001), получением ожогов от электроприборов (р < 0,04), травмами от острых режущих предметов (р < 0,02), электроприборов (р<0,005) и другими травмами и ожогами (р < 0,002). Тогда как учителя общеобразовательных школ считают данный способ обучения детей младшего школьного возраста без нарушений интеллекта наименее эффективным из всех возможных приемов обучения безопасному поведению. С точки зрения последних, демонстрация и обсуждение уже произошедших опасных ситуаций для школьников с сохранным интеллектом является более эффективным способом обучения безопасному поведению, чем приглашение специалистов на уроки и различные мероприятия или ознакомление с правилами поведения в опасных ситуациях, представленных на плакатах. Однако если по использованию плакатов мнение учителей обеих групп не различается, то по оценке использования при обучении детей безопасному поведению с помощью наглядной демонстрации реально произошедших опасных ситуаций и их обсуждения выявлены значимые различия по трем показателям: «Травмы на стройках и в заброшен-

ных старых домах» (p < 0,05), «Общение на улице с незнакомым человеком» (p < 0,02) и «Различные травмы и ожоги» (p < 0,03). Однако степень опасности данных ситуаций для нормотипичных школьников и учащихся с нарушением интеллекта с точки зрения учителей также различны. Так, с точки зрения учителей общеобразовательных школ, необходимость демонстрации и обсуждения реально произошедших опасных ситуаций для детей с сохранным интеллектом более эффективна в случаях игр на стройках и в заброшенных старых домах, тогда как учителя коррекционных школ считают, что младшим школьникам с нарушением интеллекта необходимо демонстрировать примеры опасных ситуаций общения с незнакомыми людьми на улице и обсуждать их.

Рассмотрим результаты различий в оценке эффективности профилактических мероприятий учителями-предметниками, работающими с учащимися подросткового и юношеского возраста.

Учителя-предметники общеобразовательных и коррекционных школ в ситуациях, связанных с отравлением неизвестными жидкостями и продуктами, а также играми на стройках и в забро-

шенных домах, считают необходимость взаимодействия школы и родителей - предупреждение учащихся об опасностях на уроках «Безопасность жизнедеятельности» и активность родителей по защите своих детей от данных опасностей. Ответственность за увлечение детей агрессивными компьютерными играми и предупреждение последствий этого увлечения учителя обеих групп возлагают именно на родителей.

Рассмотрим результаты статистических данных по установлению различий по оценке проведения мероприятий в целях предупреждения опасностей, в которые могут попасть подростки и юноши с сохранным и нарушенным интеллектом (табл. 2).

По данным, представленным в таблице 2, видно, что учителя-предметники коррекционных школ более высоко, чем учителя общеобразовательных школ, оценивают эффективность уроков «Безопасность жизнедеятельности» для предупреждения попадания школьников в опасные ситуации при катании на улице на велосипеде, самокате, скейтбордах, роликах (p < 0,006), играх на стройках и в заброшенных домах (p < 0,04), нежелательном употреблении алкоголя и курении (p < 0,05) и по-

Таблица 2

Различия по оценке учителями общеобразовательных и коррекционных школ эффективности различных мероприятий по формированию безопасного поведения у учащихся подросткового и юношеского возраста (t-критерий (Стьюдент))

Опасные ситуации Mean учителя общеобразовательной школы Mean учителя коррекционных школ t-критерий p-уровень

Эффективность проведения уроков «Безопасность жизнедеятельности»

Травмы при катании на улице на велосипеде, самокате, скейтбордах, роликах 2,57 2,93 2,800 0,006

Травмы на стройках и в заброшенных старых домах 2,60 2,88 2,099 0,04

Курение и алкоголизм 2,45 2,78 2,041 0,05

Травмы и ожоги 2,71 2,93 2,224 0,03

Эффективность работы с родителями

Агрессивные компьютерные игры 2,67 2,93 2,657 0,009

Травмы при катании на улице на велосипеде, самокате, скейтбордах, роликах 2,50 2,80 2,114 0,04

Общение с девиантными сверстниками 2,50 2,80 2,247 0,03

Травмы на стройках и в заброшенных старых домах 2,48 2,93 3,538 0,001

Общение на улице с незнакомым человеком 2,71 2,93 1,981 0,05

Опасное обращение с острыми и режущими предметами 2,52 2,80 2,072 0,04

Отравление неизвестными жидкостями и продуктами 2,55 2,85 2,391 0,02

Травмы и ожоги 2,57 2,83 2,249 0,03

Опасности, связанные с электричеством 2,43 2,73 2,007 0,05

Эффективность демонстрации агитационных плакатов с правилами поведения в опасных ситуациях

Курение и алкоголизм 2,05 2,63 3,230 0,002

Травмы и ожоги 2,31 2,76 3,115 0,003

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эффективность демонстрации и обсуждения с детьми произошедших опасных ситуаций

Курение и алкоголизм 1,93 2,34 2,185 0,03

Примечание. Для n = 42 и n2 = 41 df = 81.

лучения различных травм и ожогов (p < 0,03). Как уже отмечалось выше, исследователи отмечают склонность подростков и юношей к различным девиациям, рискованным формам поведения, что вызывает тревогу у взрослых (педагогов и учителей) [Berson et al.: 5].

Наибольшее количество различий у учителей-предметников обеих групп выявлено по эффективности привлечения родителей к предупреждению опасностей, которым могут подвергаться учащиеся. Учителя-предметники коррекционных школ в отличие от учителей общеобразовательных школ считают участие родителей в формировании безопасного поведения у своих детей подросткового и юношеского возраста более эффективным при предупреждении их об опасных последствиях агрессивных компьютерных игр (p < 0,009), игр на строительных площадках и в заброшенных домах (p < 0,001), передвижения по дорогам на велосипедах и самокатах (p < 0,04), общения с незнакомыми людьми на улице (p < 0,05) и с девиантными сверстниками (p < 0,03). Последние могут подтолкнуть детей к совершению преступлений или совершить противоправные действия по отношению к ним самим. С точки зрения учителей коррекци-онных школ, именно родители могут обучить своих детей осторожному обращению с различными предметами и аппаратурой, которые также могут быть для них опасными: с острыми и режущими предметами (p < 0,04), электричеством (p < 0,05), а также поведению при отравлении неизвестными жидкостями и продуктами (p < 0,02) и получении различных травм и ожогов (p < 0,03). Учителя общеобразовательных школ хотя и полагают, что перечисленные ситуации могут быть опасны для учащихся подросткового и юношеского возраста, считают, что учащиеся с сохранным интеллектом способны более адекватно реагировать на данные опасности и владеют представлениями о безопасных формах поведения в них.

Третье место по эффективности форм работы с учащимися в целях предупреждения попадания их в опасные ситуации, с точки зрения учителей-предметников, занимает демонстрация специальных плакатов с правилами поведения в опасных ситуациях. Различия в оценке эффективности данной формы работы выявлены по двум показателям - «Курение и алкоголь» (p <0,002) и «Травмы и ожоги» (p < 0,003). Данная форма работы также более высоко ценится учителями-предметниками коррекционных школ, чем учителями общеобразовательных школ. Последние считают, что учащимся с сохранным интеллектом не следует навязывать изучение агитационных плакатов, это может привести к обратному эффекту - попытке проверить свои силы в опасных ситуациях. Как отмечалось выше, учителя-предметники обеих групп считают мероприятия, связанные с демонстрацией про-

изошедших опасных ситуаций, и их обсуждение наименее эффективным, однако по данному приему выявлено статистически значимое различия по ситуации «Курение и алкоголизм» (p < 0,03): учителя коррекционных школ выбирают или постоянное использование данного приема, или его использование в случае, когда опасная ситуация уже произошла. Учителя общеобразовательных школ склоняются к обсуждению проблемы только тогда, когда школьники уже попробовали алкоголь и курение. Часть учителей этой группы во избежание получения обратного эффекта предпочитают не акцентировать внимание учеников на проблеме.

Выводы

Исследователи проблемы безопасного поведения отмечают, что дети, подростки и юноши в современном обществе часто подвергаются самым разнообразным опасностям - бытовым, социальным, природным. Значительное время современные школьники проводят в условиях школы, где у них под воздействием педагогов складываются жизненно важные навыки, в том числе навыки безопасного поведения. В связи с этим важно иметь представление о том, какие меры по профилактике опасных ситуаций и формированию безопасного поведения учителя считают эффективными. Однако исследований, касающихся изучения представлений учителей о мероприятиях по формированию у учащихся безопасного поведения, недостаточно, как и сравнительных исследований таких представлений у учителей, работающих с детьми с сохранным и нарушенным интеллектом. Между тем такое исследование позволило бы уточнить программу мероприятий по профилактике рисков для жизни и здоровья учащихся в зависимости от их психического статуса и условий обучения и воспитания. В связи с этим нами предпринята попытка установить представления учителей общеобразовательных и коррекционных школ об эффективности различных мероприятий по формированию у школьников безопасного поведения.

Результаты эмпирического исследования позволили определить, что в целях предотвращения различных опасных ситуаций учителя начальных классов и учителя-предметники как общеобразовательных, так и коррекционных школ на первое место ставят обсуждение различных опасных ситуаций на уроках «Безопасность жизнедеятельности». Вторым по степени эффективности, с точки зрения всех педагогов, является привлечение родителей к предупреждению детей об опасных ситуациях. Наименее эффективным приемом, с точки зрения учителей общеобразовательных и коррекционных школ, почти во всех ситуациях является демонстрация и обсуждение с детьми уже произошедших опасных ситуаций.

Учителя начального звена как общеобразовательных, так и коррекционных школ единогласно

считают, что наиболее опасными для детей младшего школьного возраста являются ситуации общения детей с незнакомыми людьми на улице и получение различных травм и ожогов, что необходимо обсуждать на уроках «Безопасность жизнедеятельности», приглашать специалистов на уроки, демонстрировать и анализировать реальные ситуации. Учителя общеобразовательных школ более высоко ценят уроки «Безопасность жизнедеятельности» в ситуациях предупреждения отравления лекарствами и травм в школе, чем учителя коррекционных школ. Учителя коррекционных школ более, чем учителя общеобразовательных школ, считают необходимым участие специалистов для обсуждения таких опасных ситуаций, как осторожное поведение по отношению к бездомным животным, опасности в лесу, опасности, исходящие от различных острых и режущих предметов, электроприборов, а также опасности различных травм и ожогов; привлечение родителей к обсуждению с детьми опасностей, которые могут произойти с ними в лесу, и осторожное обращение с электричеством.

Наиболее эффективным способом предотвращения попадания школьников подросткового и юношеского возраста с нарушением интеллекта в опасные ситуации учителя-предметники считают привлечение родителей к обсуждению со своими детьми различных опасностей: агрессивные компьютерные игры, катание на велосипедах и самокатах по дорогам, общение с незнакомыми людьми и девиантными сверстниками, получение травм и ожогов, отравление лекарствами, осторожное обращение с острыми и режущими предметами и электричеством. Учителя коррекционных школ в отличие от учителей общеобразовательных школ более высоко оценили роль проведения уроков «Безопасность жизнедеятельности» при обсуждении опасного поведения на стройках и в заброшенных домах, при катании по дороге на велосипедах и самокатах, опасных последствий употребления алкоголя и курения, получения различных травм и ожогов.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования нашла свое подтверждение: представления учителей общеобразовательных и коррек-ционных школ об эффективности мероприятий по формированию у учащихся безопасного поведения имеют различия.

В дальнейшем, на наш взгляд, необходимо подобное анкетирование провести также с родителями детей, что позволит педагогам как начального, так и среднего звена более эффективно организовывать мероприятия по предупреждению попадания детей, подростков и школьников юношеского возраста в различные опасные ситуации.

Список литературы

Григорян Р.В. Педагогические условия и механизмы формирования навыков безопасного пове-

дения младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 23 с.

Мякишева М.В. Подготовка педагогов к воспитанию личности ребенка безопасного типа поведения // Человек и образование. 2014. № 1 (38). С. 56-60.

Прудникова М.С. Психолого-педагогические детерминанты безопасного поведения детей в образовательной среде // Актуальные проблемы психологического знания. 2010. № 1 (14). С. 87-92.

Пучкова Д.А. Формирование основ безопасного поведения при работе с интернет-средой у детей младшего школьного и подросткового возраста // Вестник Университета. 2015. № 11. С. 333-336.

Berson I.R., Berson M.J., Desai S., Falls D., Fenaughty J. An analysis of electronic media to prepare children for safe and ethical practices in digital environments. Contemporary Issues in Technology and Teacher Education, 2008, № 8 (3), pp. 222-243.

McLaughlin C. & Clarke B. Relational matters: A review of the impact of school experience on mental health in early adolescence. Educational & Child Psychology, 2010, vol. 27, № 1, pp. 91-103.

Shmeleva E.A., Kislyakov P.A., Maltseva L.D., Luneva L.F. Psychological factors of the readiness of teachers to ensure social security in the educational environment. Psychology in Russia: State of the Art, 2015, vol. 8, № 1, pp. 74-85.

References

Grigoryan R.V. Pedagogicheskie usloviya i mekhanizmy formirovaniya navykov bezopasnogo povedeniya mladshih shkol'nikov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical conditions and mechanisms of forming safe behaviour skills in primary schoolchildren: dis. ... cand. ped. sciences]. Moscow, 2008, 23 p. (In Russ.)

Myakisheva M.V. Podgotovka pedagogov k vospitaniyu lichnosti rebenka bezopasnogo tipa povedeniya [Teachers' training in education of the child personality of the safe type of behavior]. CHelovek i obrazovanie [Man and Education], 2014, № 1 (38), pp. 56-60. (In Russ.)

Prudnikova M.S. Psihologo-pedagogicheskie determinanty bezopasnogo povedeniya detej v obrazovatel'noj srede [Psychological and pedagogical determinants of children's safe behavior inthe educational environmen]. Aktual'nye problemy psihologicheskogo znaniya [Topical issues of psychological knowledge], 2010, № 1 (14), pp. 87-92. (In Russ.)

Puchkova D.A. Formirovanie osnov bezopasnogo povedeniya pri rabote s internet-sredoj u detej mladshego shkol'nogo i podrostkovogo vozrasta [Formation the bases of safe behavior during the work with internet among children of primary school age and teenagers]. Vestnik Universiteta [University Bulletin], 2015, № 11, pp. 333-336. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.