УДК 378.178
Зимина И.С., Деминцева О.А., Гаврилова М.Н., Полозова О.В.
Марийский государственный университет, г Йошкар-Ола, Россия Е-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ
Данное исследование было проведено с целью изучения формирования у студентов готовности к безопасному поведению в опасных ситуациях. Современная школа должна уделять особое внимание развитию безопасного типа поведения личности с использованием различных средств и методов. Каждый человек должен осознавать характер возникновения и развития опасных ситуаций; знать свои сильные стороны и опасности, преодолевая возможности; уметь правильно смотреть на ситуацию. Основная цель развития личности безопасного типа должна сводиться к приобретению навыков и умений, позволяющих правильно формировать свое поведение и таким образом снижать уровень исходящих угроз, а также предотвращения опасностей, окружающих их в современном мире.
Нами были проведены экспериментальные исследования учащихся в 5-9-х классах общеобразовательных школ Республики Марий Эл, всего - 129 человек (5-й класс - 21 учащийся; 6 класс - 17 учащихся; 7 класс - 23 учащихся; 8 класс - 44 учащихся; 9 класс - 24 учащихся). По результатам диагностики определялись уровень знаний школьников по основам безопасности жизнедеятельности, а также доминирующие типы реагирования личности в ситуациях: адекватный, тревожный, игнорирующий и неопределенный. Неопределенного типа среди школьников в ходе исследования нами не обнаружено. Нами замечена следующая корреляция: школьники с низким уровнем знаний основ безопасного поведения проявляют тревожный и игнорирующий типы поведения в опасных ситуациях.
Таким образом, особое значение в процессе формирования личности безопасного типа поведения принадлежит периоду обучения в школе, в ходе учебной и внеучебной деятельности педагогам необходимо для этого использовать различные средства и методы. Личность безопасного типа поведения должна обладать навыками и умениями, позволяющими правильно строить свое поведение и таким образом снижать уровень исходящих от себя угроз, а также осуществлять профилактику опасностей, окружающих человека в современном мире.
Ключевые слова: безопасное поведение, типы реагирования личности в различных ситуациях, знание основ здоровья и безопасности, среднее образование, личность безопасного типа поведения, безопасность жизнедеятельности
В настоящее время кризисные явления затрагивают все слои населения, в связи с этим у людей остро развивается чувство незащищенности. Но каждый человек должен понимать, что именно на нем лежит ответственность за обеспечение личной и общественной безопасности. Одним из центральных понятий в методике преподавания основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) является личность безопасного типа поведения и процесс ее формирования. Большинство несчастных случаев происходит не от природных катастроф, а в повседневности - дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), пожарах, на улицах, поэтому безопасное поведение должно стать естественной нормой реакции для каждого. Особенно это актуально для детей школьного возраста, когда овладение знаниями, умениями и навыками безопасного поведения лаконично вливается в учебный процесс [1].
Формирование личности безопасного типа поведения - основная цель школьного курса
ОБЖ, в рамках которого решаются следующие задачи:
1) освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
2) воспитание ответственности за личную безопасность;
3) развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни;
4) овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления.
Программа курса ОБЖ в школе предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и готовность к безопасному поведению в жизни [2]. В связи с этим особую актуальность представляют педагогические
условия формирования навыков безопасного поведения.
Формирование личности безопасного типа предусматривает усвоение учащимися в полной мере правил безопасного поведения на репродуктивном уровне. Большим упущением современной школы является тот факт, что курс ОБЖ априори занимает последние места в подготовке выпускников в связи с тем, что он не является профилирующим и не входит в перечень предметов, необходимых при поступлении в вуз. Низкий уровень подготовки учеников в области безопасности жизнедеятельности указывает на потребность в более эффективной организации процесса воспитания готовности подростков к безопасному поведению. Эти знания становятся жизненно необходимыми в опасных ситуациях, когда они становятся своеобразным «водоразделом» жизни и смерти. Таким образом, выходя из школы с большим багажом теоретических знаний по разным предметам, выпускники не обладают элементарными навыками обеспечения даже собственной безопасности. В педагогической практике продолжается поиск путей подготовки учащихся к безопасному поведению. Формированию готовности учащихся к безопасному поведению посвящены работы Н.П. Абаскало-вой [3], В.Н. Латчуком [4], Л.А. Михайловым [5], С.А. Мухиной, И.С. Зиминой [6], [7], [8], и др.
В системе образования Российской Федерации данной теме уделяется особое внимание: разрабатываются программы, учебно-методические материалы, методики обучения ОБЖ [9].
Безопасное поведение представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий, которые обеспечивают относительно безопасный контакт человека с окружающими условиями, удовлетворение жизненно важных интересов и достижение значимых целей.
В настоящее время государство, общество и система образования большое внимание уде -ляет безопасности детства. Ключевая роль в обеспечении личной безопасности отводится образованию. Последними Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) общего образования был введен термин «безопасный образ жизни». Акцент делается на детальном описании содержания этого
понятия - от выполнения основных правил до формирования установок и ценностей. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится о необходимости формирования у учащихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
Экспериментальное исследование было проведено среди учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ Республики Марий Эл. В исследовании приняли участие 129 человек: 5 класс - 21 ученик; 6 класс - 17 учеников; 7 класс - 23 ученика; 8-е классы - 44 ученика; 9 класс - 24 ученика. В каждой параллели было проведено тестирование на выявление уровня знаний по безопасности жизнедеятельности. Вопросы теста соответствовали программе курса ОБЖ соответствующей ступени обучения. Каждый тест включал 15 вопросов закрытого типа с одним или несколькими вариантами ответов.
Нами выбраны следующие критерии оценки:
14-15 баллов - оценка «отлично», высокий уровень знаний;
11-13 баллов - оценка «хорошо», уровень выше среднего;
8-10 баллов - оценка «удовлетворительно», средний уровень;
0-7 баллов - оценка «неудовлетворительно», низкий уровень.
По результатам исследования нами выявлено следующее распределение школьников по уровню знаний правил безопасного поведения, представленное на рисунке 1.
У учащихся всех классов знания о правилах безопасного поведения находятся на среднем и низком уровнях. Самый высокий уровень знаний был отмечен в 6-х классах, наименьший - в 8-х классах. Это можно объяснить критическим подростковым периодом развития, когда меняются жизненные ориентиры и учеба смещается на последнее место. С другой стороны, подростки уже в меньшей степени контролируются родителями и чаще самостоятельно принимают важные решения, от которых зависит их собственная безопасность. Таким образом, особое внимание вопросам формирования личности безопасного типа поведения желательно уделять именно преподавателю-организатору основ безопасности жизнедеятельности, не умоляя роли остального педагогического состава.
Тест-опросник сензитивности к угрозам (В.Г. Маралов) [10] содержит ряд вопросов-утверждений, касающихся таких потребностей, как потребности в переживании чувства опасности, чувства безопасности и потребности в обеспечении безопасности. На каждый вопрос было предложено четыре варианта ответов с выбором одного наиболее предпочтительного личностным установкам.
В результате анкетирования были определены доминирующие типы реагирования личности в ситуациях: адекватный, тревожный и игнорирующий. Учитывая то, что в разных ситуациях респондент может реагировать по-разному: в одних случаях осуществлять адекватно, преувеличивая угрозу или преуменьшая ее, шкалы были выстроены по каждому параметру отдельно. Был выделен средний бал, исходя из которого определены соответствующие уровни (высокий, средний и низкий), а также доминирующий тип реагирования в опасных ситуациях.
Адекватная реакция на опасные ситуации отмечена у 32% подростков, обладающих средним уровнем знаний по ОБЖ (рис. 2). Школьники с тревожным типом реагирования (41%) преувеличивают значение опасностей, что может быть объяснено незнанием правил поведения в различных опасных ситуациях и их избеганием. Однако, при некоторых обстоятельствах такое поведение можно считать оправданным, но в случае угрозы эти респонденты не смогут обеспечить свою безопасность и могут сами стать источником опасности для окружающих.
Школьники игнорирующего типа реагирования (таких нами выявлено 27%) могут преуменьшать значение угроз, бравировать своей смелостью, иногда доходящей до глупости. Такое поведение можно объяснить рядом причин.
С одной стороны, это низкий уровень знаний школьников по предмету, с другой стороны, это своеобразный психотип личности, сформированный авторитарным поведением учителей и родителей по отношению к ученикам. Столкнувшись с опасностью, такие дети будут более уязвимы, так как они не знают правил безопасного поведения, кроме этого они могут быть слишком растеряны, чтобы принять верное решение или, наоборот, слишком уверены в себе, преувеличивая свои возможности. В результате они также будут источниками опасности и для себя, и для окружающих. Допустимо, что повышение уровня знаний и навыков безопасного поведения скорректирует их реакцию в сторону адекватного типа поведения.
Таким образом, навыки безопасного поведения должны формироваться на протяжении всей жизни человека [11], [12], но более значим в этом процессе период обучения в школе, поскольку это более благодатный возраст для закладки основ здоровья и личности человека и еще пластична психика [13]. Поэтому курс ОБЖ в школе имеет широкие возможности для формирования личности безопасного типа поведения.
Для этого необходима образовательная среда, включающая все виды деятельности. В курсе ОБЖ необходимо использовать активные методы обучения, которые побуждают к мыслительной и практической деятельности. Эффективность образовательного процесса зависит от способности и возможности преподавателя применять все виды организации учебных занятий и учебной деятельности учащихся, а также использовать оптимальные методы оценки уровня подготовленности выпускников. На уроках ОБЖ могут применяться такие практические методы, как практические работы, упражне-
Рисунок 1 - Результаты тестирования уровня знаний по ОБЖ среди учащихся 5-9 классов
Рисунок 2 - Результаты тест-опросника сензитивности к угрозам среди учащихся
ния и тренировки. Чаще всего практический метод используется после изучения теоретических основ учебного материала и включает в себя несколько этапов: актуализация знаний, инструктаж, выполнение работы, подведение итогов работы
Правильность демонстрации способов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, а также при оказании первой помощи, наблюдение за их отработкой, поддержание активности деятельности на занятии, выявление и своевременность исправление ошибок в ходе отработки навыков будет способствовать достижению наилучших результатов в усвоении правил безопасности и своевременного реагирования на потенциальные и реальные опасности и умении их успешного применения в повседневной жизни [14].
Деятельностный подход преподавателя ОБЖ должен обеспечить переход от определения целей обучения по курсу ОБЖ как усвоение знаний, умений, навыков к определению цели формирования у школьников умения учиться, адекватно реагировать на возникновение чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Таким образом, деятельностный подход обеспечит решение приоритетных жизненных задач в обеспечении личной и общественной безопасности, а в целом - формирование личности безопасного типа.
Деятельностный подход дает возможность:
1. Осознать и воспитать ответственное отношение к личной и общественной безопасности.
2. Научить распознавать и оценивать опасные ситуации и способы защиты от них.
3. Привить навыки нивелирования последствий чрезвычайных ситуаций, а также умение оказания само- и взаимопомощи.
4. Приобретать качества личности, способствующие более быстрой адаптации к условиям окружающей среды.
5. Воспитать готовность к потенциально опасной деятельности, например, к службе в российской армии.
Таким образом, особое внимание в современном образовании должно быть уделено процессу формирования личности безопасного типа поведения [15], [16]. Каждый индивид должен правильно оценивать степень опасности различных критических ситуаций, понимать причины их возникновения, стадии развития, алгоритм собственных действий в данной ситуации, свои возможности по их преодолению. В процессе формирования личности безопасного типа поведения основная цель сводится к выработке навыков безопасного поведения личности, которые позволят минимизировать уровень угроз, исходящих как от самого человека, так и окружающей среды.
Из вышесказанного следует, что общечеловеческие ценности, чуткость, толерантность, доброта, ответственность должны стать фундаментом формирования личности безопасного типа поведения. Важная роль в этом процессе принадлежит образовательному учреждению. Система образования является главной ступенью в процессе формирования личности безопасного типа поведения. Методика формирования личности безопасного типа основывается на комплексном подходе к обучению с использованием межпредметных связей с другими предметами, связанными с проблемами обеспечения безопасности.
13.09.2017
Список литературы:
1. Ахмадуллин, У.З. Безопасное поведение: теоретические предпосылки к исследованию проблемы безопасного поведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.work.vegu.ru (дата обращения: 7.12.2016).
2. Айзман, Р.И. Значение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в современной подготовке школьников / Р.И. Айзман,
B.А. Королев // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск, 2012. №7. С.210-215.
3. Казин, Э.М. Особенности организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС с учетом дифференцированного подхода / Э.М. Казин и др. // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск, 2014. №6.
C.269-272.
4. Абаскалова, Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие / Н.П. Абаскалова - Новосибирск, 2008. - 135 с.
5. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5-11 кл.: методическое пособие / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. - 96 с.
6. Михайлов, Л.А. Психолого-педагогические подходы к формированию качеств личности безопасного типа / Л.А. Михайлов, У.З. Ахмадуллин, Е.С. Васильев // Вестник ВЭГУ - Уфа, 2008. № 1. С. 103-107.
7. Зимина, И.С. Влияние социально-психологического благополучия на адаптационные показатели студентов / И.С. Зимина, М.Н. Гаврилова, О.В. Полозова, С.А. Мухина // Вестник Оренбургского государственного университета: Оренбург, 2016. -№6 (194). - С. 3-9.
В. Полозова, О.В. Формирование умений и навыков учащихся по оказанию первой помощи на уроках основ безопасности жизнедеятельности / О.В. Полозова, И.С. Зимина, М.Н. Гаврилова // Актуальные проблемы развития науки и современного образования: сборник материалов Международной научно-нрактической конференции. 10 апреля 2017 г. / отв. ред. Л.В. Красовская, И.Б. Костина. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. -С. 500-502.
9. Mukhina, S.A. Health in the System of Students' Axiological Orientations / S.A. Mukhina, O.V. Polozova, I.S. Zimina, O.A. Yagdarova, V.V. Bakhtina, I.V. Zabrodin // Review of European Studies, 2015. - Vol. 7. - № В. - Р. 239-245.
10. Маралов, В.Г. Психологическая структура сензитивности к опасностям / В.Г. Маралов, И.А. Табунов // Вестник Череповецкого государственного университета. - Череповец, 2013. №2(4В). С.122-126.
11. Белинская, Е.П. Социальная психология личности. / Е.П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая - М.: Аспект Пресс, 2001. - 300 с.
12. Асеев, В.П. Мотивация поведения и формирование личности / В.П. Асеев. - М.: Мысль, 1976. - 1В1с.
13. Василенко, В.А. Ценность и ценностное отношение / В.А. Василенко // Проблема ценностей в философии. - М.-Л.: Наука, 1966. - С. 40-46.
14. Зуев, А.В. Роль межпредметных связей в учебном процессе / А.В. Зуев // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2012. - №4. - С.36-3В.
15. Mukhina, S.A. Future Teachers' Attitude to the Security Problem and Counter Terrorism / I.S. Zimina, O.V. Polozova, V.V. Bakhtina // Mediterranean Journal of Social Sciences. MCSER Publishing, Rome-Italy, 2015 - Vol. 6. - №. 3. - Р. 405-410.
16. Мухина, С.А. Отношение к проблеме безопасности и противодействию терроризму у будущих учителей / С.А. Мухина, О.В. Полозова, И.С. Зимина, М.Н. Гаврилова // Вестник Марийского государственного университета. - Йошкар-Ола, 2016. - №2 (22). - С. 11-16.
Сведения об авторах:
Зимина Ирина Сергеевна, старший преподаватель кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности факультета физической культуры, спорта и туризма Марийского государственного университета E-mail: [email protected]
Деминцева Ольга Александровна, старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры, спорта и туризма факультета физической культуры, спорта и туризма
Марийского государственного университета E-mail: [email protected]
Гаврилова Мария Николаевна, доцент кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности факультета физической культуры, спорта и туризма Марийского государственного университета, кандидат биологических наук E-mail: [email protected]
Полозова Ольга Вениаминовна, доцент кафедры, медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности факультета физической культуры, спорта и туризма Марийского государственного университета, кандидат биологических наук, доцент E-mail: [email protected]
424002, г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская 44, ауд. 42В, тел. В(В362)6В7992