Научная статья на тему 'Формирование готовности учащихся к безопасному поведению в опасных ситуациях'

Формирование готовности учащихся к безопасному поведению в опасных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3542
377
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ТИПЫ РЕАГИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ / ЗНАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВЬЯ И БЕЗОПАСНОСТИ / СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ БЕЗОПАСНОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SAFE BEHAVIOR / TYPES OF PERSONALITY RESPONSE IN VARIOUS SITUATIONS / KNOWLEDGE OF THE FUNDAMENTALS OF HEALTH AND SAFETY / SECONDARY EDUCATION / THE PERSONALITY OF A SAFE TYPE OF BEHAVIOR / LIFE SAFETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зимина Ирина Сергеевна, Деминцева Ольга Александровна, Гаврилова Мария Николаевна, Полозова Ольга Вениаминовна

Данное исследование было проведено с целью изучения формирования у студентов готовности к безопасному поведению в опасных ситуациях. Современная школа должна уделять особое внимание развитию безопасного типа поведения личности с использованием различных средств и методов. Каждый человек должен осознавать характер возникновения и развития опасных ситуаций; знать свои сильные стороны и опасности, преодолевая возможности; уметь правильно смотреть на ситуацию. Основная цель развития личности безопасного типа должна сводиться к приобретению навыков и умений, позволяющих правильно формировать свое поведение и таким образом снижать уровень исходящих угроз, а также предотвращения опасностей, окружающих их в современном мире. Нами были проведены экспериментальные исследования учащихся в 5-9-х классах общеобразовательных школ Республики Марий Эл, всего 129 человек (5-й класс 21 учащийся; 6 класс 17 учащихся; 7 класс 23 учащихся; 8 класс 44 учащихся; 9 класс 24 учащихся). По результатам диагностики определялись уровень знаний школьников по основам безопасности жизнедеятельности, а также доминирующие типы реагирования личности в ситуациях: адекватный, тревожный, игнорирующий и неопределенный. Неопределенного типа среди школьников в ходе исследования нами не обнаружено. Нами замечена следующая корреляция: школьники с низким уровнем знаний основ безопасного поведения проявляют тревожный и игнорирующий типы поведения в опасных ситуациях. Таким образом, особое значение в процессе формирования личности безопасного типа поведения принадлежит периоду обучения в школе, в ходе учебной и внеучебной деятельности педагогам необходимо для этого использовать различные средства и методы. Личность безопасного типа поведения должна обладать навыками и умениями, позволяющими правильно строить свое поведение и таким образом снижать уровень исходящих от себя угроз, а также осуществлять профилактику опасностей, окружающих человека в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зимина Ирина Сергеевна, Деминцева Ольга Александровна, Гаврилова Мария Николаевна, Полозова Ольга Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS’ READINESS FOR SAFE BEHAVIOR IN DANGEROUS SITUATIONS

This study was conducted to study the formation of students’ readiness for safe behavior in hazardous situations. The modern school should pay special attention to the development of a safe type of personality behavior using various means and methods. Everyone should be aware of the nature of the emergence and development of dangerous situations; know their strengths and dangers, overcoming opportunities; be able to properly look at the situation. The main goal of developing a personality of a safe type must be reduced to acquiring skills and abilities that allow them to correctly shape their behavior and thus reduce the level of outgoing threats, as well as to prevent the dangers that surround them in the modern world. We conducted experimental studies of pupils in grades 5-9 of the general education schools of the Republic of Mari El, in all 129 people (grade 5 21 students, 6 class 17 students, 7 class 23 students, 8 class 44 students; 9th grade 24 students). The diagnostic results determined the level of knowledge of schoolchildren on the basics of life safety, as well as the dominant types of personality response in situations: adequate, anxious, ignoring and uncertain. Undefined type among schoolchildren during the study we found. We observed the following correlation: schoolchildren with a low level of knowledge of the basics of safe behavior exhibit disturbing and ignoring types of behavior in dangerous situations. Thus, special importance in the formation of the personality of a safe type of behavior belongs to the period of schooling, in the course of educational and extra-curricular activities, teachers need to use various means and methods for this. The person of a safe type of behavior must have the skills and abilities to correctly build their behavior and thus reduce the level of threats emanating from themselves, as well as to prevent the dangers surrounding the person in the modern world.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности учащихся к безопасному поведению в опасных ситуациях»

УДК 378.178

Зимина И.С., Деминцева О.А., Гаврилова М.Н., Полозова О.В.

Марийский государственный университет, г Йошкар-Ола, Россия Е-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ

Данное исследование было проведено с целью изучения формирования у студентов готовности к безопасному поведению в опасных ситуациях. Современная школа должна уделять особое внимание развитию безопасного типа поведения личности с использованием различных средств и методов. Каждый человек должен осознавать характер возникновения и развития опасных ситуаций; знать свои сильные стороны и опасности, преодолевая возможности; уметь правильно смотреть на ситуацию. Основная цель развития личности безопасного типа должна сводиться к приобретению навыков и умений, позволяющих правильно формировать свое поведение и таким образом снижать уровень исходящих угроз, а также предотвращения опасностей, окружающих их в современном мире.

Нами были проведены экспериментальные исследования учащихся в 5-9-х классах общеобразовательных школ Республики Марий Эл, всего - 129 человек (5-й класс - 21 учащийся; 6 класс - 17 учащихся; 7 класс - 23 учащихся; 8 класс - 44 учащихся; 9 класс - 24 учащихся). По результатам диагностики определялись уровень знаний школьников по основам безопасности жизнедеятельности, а также доминирующие типы реагирования личности в ситуациях: адекватный, тревожный, игнорирующий и неопределенный. Неопределенного типа среди школьников в ходе исследования нами не обнаружено. Нами замечена следующая корреляция: школьники с низким уровнем знаний основ безопасного поведения проявляют тревожный и игнорирующий типы поведения в опасных ситуациях.

Таким образом, особое значение в процессе формирования личности безопасного типа поведения принадлежит периоду обучения в школе, в ходе учебной и внеучебной деятельности педагогам необходимо для этого использовать различные средства и методы. Личность безопасного типа поведения должна обладать навыками и умениями, позволяющими правильно строить свое поведение и таким образом снижать уровень исходящих от себя угроз, а также осуществлять профилактику опасностей, окружающих человека в современном мире.

Ключевые слова: безопасное поведение, типы реагирования личности в различных ситуациях, знание основ здоровья и безопасности, среднее образование, личность безопасного типа поведения, безопасность жизнедеятельности

В настоящее время кризисные явления затрагивают все слои населения, в связи с этим у людей остро развивается чувство незащищенности. Но каждый человек должен понимать, что именно на нем лежит ответственность за обеспечение личной и общественной безопасности. Одним из центральных понятий в методике преподавания основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) является личность безопасного типа поведения и процесс ее формирования. Большинство несчастных случаев происходит не от природных катастроф, а в повседневности - дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), пожарах, на улицах, поэтому безопасное поведение должно стать естественной нормой реакции для каждого. Особенно это актуально для детей школьного возраста, когда овладение знаниями, умениями и навыками безопасного поведения лаконично вливается в учебный процесс [1].

Формирование личности безопасного типа поведения - основная цель школьного курса

ОБЖ, в рамках которого решаются следующие задачи:

1) освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

2) воспитание ответственности за личную безопасность;

3) развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни;

4) овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления.

Программа курса ОБЖ в школе предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и готовность к безопасному поведению в жизни [2]. В связи с этим особую актуальность представляют педагогические

условия формирования навыков безопасного поведения.

Формирование личности безопасного типа предусматривает усвоение учащимися в полной мере правил безопасного поведения на репродуктивном уровне. Большим упущением современной школы является тот факт, что курс ОБЖ априори занимает последние места в подготовке выпускников в связи с тем, что он не является профилирующим и не входит в перечень предметов, необходимых при поступлении в вуз. Низкий уровень подготовки учеников в области безопасности жизнедеятельности указывает на потребность в более эффективной организации процесса воспитания готовности подростков к безопасному поведению. Эти знания становятся жизненно необходимыми в опасных ситуациях, когда они становятся своеобразным «водоразделом» жизни и смерти. Таким образом, выходя из школы с большим багажом теоретических знаний по разным предметам, выпускники не обладают элементарными навыками обеспечения даже собственной безопасности. В педагогической практике продолжается поиск путей подготовки учащихся к безопасному поведению. Формированию готовности учащихся к безопасному поведению посвящены работы Н.П. Абаскало-вой [3], В.Н. Латчуком [4], Л.А. Михайловым [5], С.А. Мухиной, И.С. Зиминой [6], [7], [8], и др.

В системе образования Российской Федерации данной теме уделяется особое внимание: разрабатываются программы, учебно-методические материалы, методики обучения ОБЖ [9].

Безопасное поведение представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий, которые обеспечивают относительно безопасный контакт человека с окружающими условиями, удовлетворение жизненно важных интересов и достижение значимых целей.

В настоящее время государство, общество и система образования большое внимание уде -ляет безопасности детства. Ключевая роль в обеспечении личной безопасности отводится образованию. Последними Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) общего образования был введен термин «безопасный образ жизни». Акцент делается на детальном описании содержания этого

понятия - от выполнения основных правил до формирования установок и ценностей. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится о необходимости формирования у учащихся культуры здорового и безопасного образа жизни.

Экспериментальное исследование было проведено среди учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ Республики Марий Эл. В исследовании приняли участие 129 человек: 5 класс - 21 ученик; 6 класс - 17 учеников; 7 класс - 23 ученика; 8-е классы - 44 ученика; 9 класс - 24 ученика. В каждой параллели было проведено тестирование на выявление уровня знаний по безопасности жизнедеятельности. Вопросы теста соответствовали программе курса ОБЖ соответствующей ступени обучения. Каждый тест включал 15 вопросов закрытого типа с одним или несколькими вариантами ответов.

Нами выбраны следующие критерии оценки:

14-15 баллов - оценка «отлично», высокий уровень знаний;

11-13 баллов - оценка «хорошо», уровень выше среднего;

8-10 баллов - оценка «удовлетворительно», средний уровень;

0-7 баллов - оценка «неудовлетворительно», низкий уровень.

По результатам исследования нами выявлено следующее распределение школьников по уровню знаний правил безопасного поведения, представленное на рисунке 1.

У учащихся всех классов знания о правилах безопасного поведения находятся на среднем и низком уровнях. Самый высокий уровень знаний был отмечен в 6-х классах, наименьший - в 8-х классах. Это можно объяснить критическим подростковым периодом развития, когда меняются жизненные ориентиры и учеба смещается на последнее место. С другой стороны, подростки уже в меньшей степени контролируются родителями и чаще самостоятельно принимают важные решения, от которых зависит их собственная безопасность. Таким образом, особое внимание вопросам формирования личности безопасного типа поведения желательно уделять именно преподавателю-организатору основ безопасности жизнедеятельности, не умоляя роли остального педагогического состава.

Тест-опросник сензитивности к угрозам (В.Г. Маралов) [10] содержит ряд вопросов-утверждений, касающихся таких потребностей, как потребности в переживании чувства опасности, чувства безопасности и потребности в обеспечении безопасности. На каждый вопрос было предложено четыре варианта ответов с выбором одного наиболее предпочтительного личностным установкам.

В результате анкетирования были определены доминирующие типы реагирования личности в ситуациях: адекватный, тревожный и игнорирующий. Учитывая то, что в разных ситуациях респондент может реагировать по-разному: в одних случаях осуществлять адекватно, преувеличивая угрозу или преуменьшая ее, шкалы были выстроены по каждому параметру отдельно. Был выделен средний бал, исходя из которого определены соответствующие уровни (высокий, средний и низкий), а также доминирующий тип реагирования в опасных ситуациях.

Адекватная реакция на опасные ситуации отмечена у 32% подростков, обладающих средним уровнем знаний по ОБЖ (рис. 2). Школьники с тревожным типом реагирования (41%) преувеличивают значение опасностей, что может быть объяснено незнанием правил поведения в различных опасных ситуациях и их избеганием. Однако, при некоторых обстоятельствах такое поведение можно считать оправданным, но в случае угрозы эти респонденты не смогут обеспечить свою безопасность и могут сами стать источником опасности для окружающих.

Школьники игнорирующего типа реагирования (таких нами выявлено 27%) могут преуменьшать значение угроз, бравировать своей смелостью, иногда доходящей до глупости. Такое поведение можно объяснить рядом причин.

С одной стороны, это низкий уровень знаний школьников по предмету, с другой стороны, это своеобразный психотип личности, сформированный авторитарным поведением учителей и родителей по отношению к ученикам. Столкнувшись с опасностью, такие дети будут более уязвимы, так как они не знают правил безопасного поведения, кроме этого они могут быть слишком растеряны, чтобы принять верное решение или, наоборот, слишком уверены в себе, преувеличивая свои возможности. В результате они также будут источниками опасности и для себя, и для окружающих. Допустимо, что повышение уровня знаний и навыков безопасного поведения скорректирует их реакцию в сторону адекватного типа поведения.

Таким образом, навыки безопасного поведения должны формироваться на протяжении всей жизни человека [11], [12], но более значим в этом процессе период обучения в школе, поскольку это более благодатный возраст для закладки основ здоровья и личности человека и еще пластична психика [13]. Поэтому курс ОБЖ в школе имеет широкие возможности для формирования личности безопасного типа поведения.

Для этого необходима образовательная среда, включающая все виды деятельности. В курсе ОБЖ необходимо использовать активные методы обучения, которые побуждают к мыслительной и практической деятельности. Эффективность образовательного процесса зависит от способности и возможности преподавателя применять все виды организации учебных занятий и учебной деятельности учащихся, а также использовать оптимальные методы оценки уровня подготовленности выпускников. На уроках ОБЖ могут применяться такие практические методы, как практические работы, упражне-

Рисунок 1 - Результаты тестирования уровня знаний по ОБЖ среди учащихся 5-9 классов

Рисунок 2 - Результаты тест-опросника сензитивности к угрозам среди учащихся

ния и тренировки. Чаще всего практический метод используется после изучения теоретических основ учебного материала и включает в себя несколько этапов: актуализация знаний, инструктаж, выполнение работы, подведение итогов работы

Правильность демонстрации способов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, а также при оказании первой помощи, наблюдение за их отработкой, поддержание активности деятельности на занятии, выявление и своевременность исправление ошибок в ходе отработки навыков будет способствовать достижению наилучших результатов в усвоении правил безопасности и своевременного реагирования на потенциальные и реальные опасности и умении их успешного применения в повседневной жизни [14].

Деятельностный подход преподавателя ОБЖ должен обеспечить переход от определения целей обучения по курсу ОБЖ как усвоение знаний, умений, навыков к определению цели формирования у школьников умения учиться, адекватно реагировать на возникновение чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Таким образом, деятельностный подход обеспечит решение приоритетных жизненных задач в обеспечении личной и общественной безопасности, а в целом - формирование личности безопасного типа.

Деятельностный подход дает возможность:

1. Осознать и воспитать ответственное отношение к личной и общественной безопасности.

2. Научить распознавать и оценивать опасные ситуации и способы защиты от них.

3. Привить навыки нивелирования последствий чрезвычайных ситуаций, а также умение оказания само- и взаимопомощи.

4. Приобретать качества личности, способствующие более быстрой адаптации к условиям окружающей среды.

5. Воспитать готовность к потенциально опасной деятельности, например, к службе в российской армии.

Таким образом, особое внимание в современном образовании должно быть уделено процессу формирования личности безопасного типа поведения [15], [16]. Каждый индивид должен правильно оценивать степень опасности различных критических ситуаций, понимать причины их возникновения, стадии развития, алгоритм собственных действий в данной ситуации, свои возможности по их преодолению. В процессе формирования личности безопасного типа поведения основная цель сводится к выработке навыков безопасного поведения личности, которые позволят минимизировать уровень угроз, исходящих как от самого человека, так и окружающей среды.

Из вышесказанного следует, что общечеловеческие ценности, чуткость, толерантность, доброта, ответственность должны стать фундаментом формирования личности безопасного типа поведения. Важная роль в этом процессе принадлежит образовательному учреждению. Система образования является главной ступенью в процессе формирования личности безопасного типа поведения. Методика формирования личности безопасного типа основывается на комплексном подходе к обучению с использованием межпредметных связей с другими предметами, связанными с проблемами обеспечения безопасности.

13.09.2017

Список литературы:

1. Ахмадуллин, У.З. Безопасное поведение: теоретические предпосылки к исследованию проблемы безопасного поведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.work.vegu.ru (дата обращения: 7.12.2016).

2. Айзман, Р.И. Значение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в современной подготовке школьников / Р.И. Айзман,

B.А. Королев // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск, 2012. №7. С.210-215.

3. Казин, Э.М. Особенности организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС с учетом дифференцированного подхода / Э.М. Казин и др. // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск, 2014. №6.

C.269-272.

4. Абаскалова, Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие / Н.П. Абаскалова - Новосибирск, 2008. - 135 с.

5. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5-11 кл.: методическое пособие / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. - 96 с.

6. Михайлов, Л.А. Психолого-педагогические подходы к формированию качеств личности безопасного типа / Л.А. Михайлов, У.З. Ахмадуллин, Е.С. Васильев // Вестник ВЭГУ - Уфа, 2008. № 1. С. 103-107.

7. Зимина, И.С. Влияние социально-психологического благополучия на адаптационные показатели студентов / И.С. Зимина, М.Н. Гаврилова, О.В. Полозова, С.А. Мухина // Вестник Оренбургского государственного университета: Оренбург, 2016. -№6 (194). - С. 3-9.

В. Полозова, О.В. Формирование умений и навыков учащихся по оказанию первой помощи на уроках основ безопасности жизнедеятельности / О.В. Полозова, И.С. Зимина, М.Н. Гаврилова // Актуальные проблемы развития науки и современного образования: сборник материалов Международной научно-нрактической конференции. 10 апреля 2017 г. / отв. ред. Л.В. Красовская, И.Б. Костина. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. -С. 500-502.

9. Mukhina, S.A. Health in the System of Students' Axiological Orientations / S.A. Mukhina, O.V. Polozova, I.S. Zimina, O.A. Yagdarova, V.V. Bakhtina, I.V. Zabrodin // Review of European Studies, 2015. - Vol. 7. - № В. - Р. 239-245.

10. Маралов, В.Г. Психологическая структура сензитивности к опасностям / В.Г. Маралов, И.А. Табунов // Вестник Череповецкого государственного университета. - Череповец, 2013. №2(4В). С.122-126.

11. Белинская, Е.П. Социальная психология личности. / Е.П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая - М.: Аспект Пресс, 2001. - 300 с.

12. Асеев, В.П. Мотивация поведения и формирование личности / В.П. Асеев. - М.: Мысль, 1976. - 1В1с.

13. Василенко, В.А. Ценность и ценностное отношение / В.А. Василенко // Проблема ценностей в философии. - М.-Л.: Наука, 1966. - С. 40-46.

14. Зуев, А.В. Роль межпредметных связей в учебном процессе / А.В. Зуев // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2012. - №4. - С.36-3В.

15. Mukhina, S.A. Future Teachers' Attitude to the Security Problem and Counter Terrorism / I.S. Zimina, O.V. Polozova, V.V. Bakhtina // Mediterranean Journal of Social Sciences. MCSER Publishing, Rome-Italy, 2015 - Vol. 6. - №. 3. - Р. 405-410.

16. Мухина, С.А. Отношение к проблеме безопасности и противодействию терроризму у будущих учителей / С.А. Мухина, О.В. Полозова, И.С. Зимина, М.Н. Гаврилова // Вестник Марийского государственного университета. - Йошкар-Ола, 2016. - №2 (22). - С. 11-16.

Сведения об авторах:

Зимина Ирина Сергеевна, старший преподаватель кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности факультета физической культуры, спорта и туризма Марийского государственного университета E-mail: [email protected]

Деминцева Ольга Александровна, старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры, спорта и туризма факультета физической культуры, спорта и туризма

Марийского государственного университета E-mail: [email protected]

Гаврилова Мария Николаевна, доцент кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности факультета физической культуры, спорта и туризма Марийского государственного университета, кандидат биологических наук E-mail: [email protected]

Полозова Ольга Вениаминовна, доцент кафедры, медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности факультета физической культуры, спорта и туризма Марийского государственного университета, кандидат биологических наук, доцент E-mail: [email protected]

424002, г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская 44, ауд. 42В, тел. В(В362)6В7992

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.