Научная статья на тему 'Этнический подход при формировании у школьников понятий по экологической безопасности'

Этнический подход при формировании у школьников понятий по экологической безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ЭТНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ECOLOGICAL SAFETY / ETHNIC APPROACH / ECOLOGICAL KNOWLEDGE / ETHNIC KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухина Светлана Асановна, Гаврилова Мария Николаевна, Полозова Ольга Вениаминовна, Зимина Ирина Сергеевна

Экологическая безопасность представляет собой социоприродную и научную реальность, является объектом исследования разных наук: естественных, социальных, юридических и др., поскольку охватывает сложный комплекс взаимосвязей человека с окружающей природной средой. Концепция экологической безопасности представляет собой систему взглядов, целей, принципов и приоритетов, а также основанных на них действий политического, экономического, правового, административного, научно-технического, санитарно-эпидемиологического и образовательного характера, направленных на создание безопасных и благоприятных условий среды обитания нынешнего и будущих поколений населения. В последнее время принцип приобщения подрастающего поколения к истокам национальной культуры с раннего возраста школами и семьями выполняется не в полной мере: дети плохо знают национальные пословицы и поговорки, загадки, сказки, эпосы, традиции и обычаи. Актуально положение С.Т. Шацкого о том, что формы, способы и средства воспитательной работы современной школы должны быть этнопедагогически осмыслены и инструментированы. И естественно, что педагог может знакомить учащихся с культурой всех народов, живущих на территории региона для формирования различных научных понятий. С целью повышения уровня знаний по экологической безопасности у школьников в экспериментальной группе нами были проведены уроки основ безопасности жизнедеятельности с использованием этнического материала. Мы знакомили учащихся с обрядами, традициями, сказками, легендами, песнями всех народов, живущих на территории региона. В экспериментальной группе наблюдали положительную динамику формируемых знаний по экологии и экологической безопасности по сравнению с контрольной группой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухина Светлана Асановна, Гаврилова Мария Николаевна, Полозова Ольга Вениаминовна, Зимина Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC APPROACH IN THE SCHOOLCHILDREN NOTIONS FORMATION ON ENVIRONMENTAL SAFETY

Environmental safety is a socio-natural and scientific reality, it is an object of study of various sciences: natural, social, legal, etc., as it covers a complex set of human relationships with the surrounding natural environment. The concept of environmental safety is a system of views, goals, principles and priorities, as well as political, economic, legal, administrative, scientific, technical, sanitary-epidemiological and educational actions based on them aimed at creating safe and favorable living conditions for the current and future generations of the population. Recently, the principle of familiarizing the younger generation with the origins of national culture from an early age with schools and families is not fully implemented: children do not know the national proverbs and sayings, riddles, tales, epics, traditions and customs. Current position ST. Shatsky that the forms, methods and means of the educational work of the modern school should be ethnopedagogically comprehended and instrumented. And it is natural that the teacher can acquaint students with the culture of all peoples living in the region to form various scientific concepts. In order to increase the level of knowledge on environmental safety among schoolchildren in the experimental group, we conducted lessons in the basics of life safety using ethnic material. We acquainted students with rituals, traditions, fairy tales, legends, songs of all peoples living in the region. In the experimental group, the positive dynamics of the knowledge on ecology and ecological safety was observed in comparison with the control group.

Текст научной работы на тему «Этнический подход при формировании у школьников понятий по экологической безопасности»

DOI: 10.25198/1814-6457-217-60 УДК 371.398

Мухина С.А, Гаврилова М.Н., Полозова О.В., Зимина И.С.

Марийский государственный университет, г Йошкар-Ола, Россия E-mail: mbdibg@yandex.ru

ЭТНИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРИ ФОРМИРОВАНИИ У ШКОЛЬНИКОВ ПОНЯТИЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Экологическая безопасность представляет собой социоприродную и научную реальность, является объектом исследования разных наук: естественных, социальных, юридических и др., поскольку охватывает сложный комплекс взаимосвязей человека с окружающей природной средой. Концепция экологической безопасности представляет собой систему взглядов, целей, принципов и приоритетов, а также основанных на них действий политического, экономического, правового, административного, научно-технического, санитарно-эпидемиологического и образовательного характера, направленных на создание безопасных и благоприятных условий среды обитания нынешнего и будущих поколений населения. В последнее время принцип приобщения подрастающего поколения к истокам национальной культуры с раннего возраста школами и семьями выполняется не в полной мере: дети плохо знают национальные пословицы и поговорки, загадки, сказки, эпосы, традиции и обычаи. Актуально положение С.Т. Шацкого о том, что формы, способы и средства воспитательной работы современной школы должны быть этнопедагогически осмыслены и инструментированы. И естественно, что педагог может знакомить учащихся с культурой всех народов, живущих на территории региона для формирования различных научных понятий. С целью повышения уровня знаний по экологической безопасности у школьников в экспериментальной группе нами были проведены уроки основ безопасности жизнедеятельности с использованием этнического материала. Мы знакомили учащихся с обрядами, традициями, сказками, легендами, песнями всех народов, живущих на территории региона. В экспериментальной группе наблюдали положительную динамику формируемых знаний по экологии и экологической безопасности по сравнению с контрольной группой.

Ключевые слова: экологическая безопасность, этнический подход, экологические знания, этнические знания.

Mukhina S.A., Gavrilova M.N., Polozova OV, Zimina I.S.

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia E-mail: mbdibg@yandex.ru

ETHNIC APPROACH IN THE SCHOOLCHILDREN NOTIONS FORMATION

ON ENVIRONMENTAL SAFETY

Environmental safety is a socio-natural and scientific reality, it is an object of study of various sciences: natural, social, legal, etc., as it covers a complex set of human relationships with the surrounding natural environment. The concept of environmental safety is a system of views, goals, principles and priorities, as well as political, economic, legal, administrative, scientific, technical, sanitary-epidemiological and educational actions based on them aimed at creating safe and favorable living conditions for the current and future generations of the population. Recently, the principle of familiarizing the younger generation with the origins of national culture from an early age with schools and families is not fully implemented: children do not know the national proverbs and sayings, riddles, tales, epics, traditions and customs. Current position ST. Shatsky that the forms, methods and means of the educational work of the modern school should be ethnopedagogically comprehended and instrumented. And it is natural that the teacher can acquaint students with the culture of all peoples living in the region to form various scientific concepts. In order to increase the level of knowledge on environmental safety among schoolchildren in the experimental group, we conducted lessons in the basics of life safety using ethnic material. We acquainted students with rituals, traditions, fairy tales, legends, songs of all peoples living in the region. In the experimental group, the positive dynamics of the knowledge on ecology and ecological safety was observed in comparison with the control group.

Key words: ecological safety, ethnic approach, ecological knowledge, ethnic knowledge.

Усиливающийся кризис окружающей среды и глобальная угроза будущему цивилизации объективно выдвигают экологическое образование на приоритетное место в современных социальных трансформациях, направленных на выживание человечества и сохранение биосферы. Экологическая безопасность - предотвращение существующей угрозы значительного ухудшения экологических параметров среды обитания людей и биосферы в целом, состоянию

атмосферы, гидросферы, литосферы и ближней космосферы, видовому составу животного и растительного мира, а также опасности истощения невозобновляемых природных ресурсов в результате различных видов деятельности человека. Экологическая безопасность представляет собой социоприродную и научную реальность, является объектом исследования разных наук (естественных, социальных, юридических и др.), поскольку охватывает сложный комплекс взаи-

мосвязей человека с окружающей природной средой. Концепция экологической безопасности представляет собой систему взглядов, целей, принципов и приоритетов, а также основанных на них действий политического, экономического, правового, административного, научно-технического, санитарно-эпидемиологического и образовательного характера, направленных на создание безопасных и благоприятных условий среды обитания нынешнего и будущих поколений населения. Особое значение в процессе формирования личности безопасного типа поведения принадлежит периоду обучения в школе [1], [13].

В Программе экологического воспитания детей и молодежи в системе образования Российской Федерации на 2017-2020 гг. [8], анализ состояния практики экологического воспитания обучающихся в образовательных организациях разного типа показал, что, несмотря на активное исследование данной проблемы в течение последних лет, их результаты требуют переосмысления. При этом необходимоопираться на формирующееся сегодня видение перспектив развития общества, условия предотвращения глобального экологического кризиса. В связи с тем, что проблемы экологической безопасности решаются на глобальном, региональном и локальном уровнях, актуальным является формирование экологических понятий и понятий по экологической безопасности с использованием этнического подхода, традиций взаимоотношений с окружающим миром [14].

Возрастающие интеграционные тенденции в рамках мирового сообщества, резко возросшее этническое самосознание все более акцентируют внимание на развитии национальных культур. Именно многообразие культур и языков дает основание говорить о поликультурном образовании и воспитании, органически связывающем все виды культур в едином видении. Традиционное национальное и этническое воспитание выступает как средство приобщения к мировой всеобщей культуре. Современная модель национального и этнического образования должна базироваться на принципах этнокультурной идентификации и интеграции в мировое сообщество [10].

Республика Марий Эл по своему составу является многонациональной, каждая нация

обладает своей уникальной культурой, старается поддерживать свои обычаи, традиции. По мнению Р.М. Садыкова, культура народов представляет собой неисчерпаемый источник мудрости, опыта и даже знаний, накопленных веками. Они являются достоянием и гордостью не только своих народов, но и человечества в целом. Каждый ребенок усваивает культуру своих предков в процессе общения дома в семье, а потом уже и в процессе общения со сверстниками в школе. В детстве он безоценочно воспринимает отношения, ценности, обыденную практику жизни родного народа, богатство родного языка. Но общественная жизнь такова, что ребенок, начиная с дошкольного возраста, попадает в различные культурные потоки и связи. Поэтому для равноправного и равновесного существования в обществе учащиеся нуждаются в знаниях культуры народов, которые проживают рядом с ними [9].

Приобщение учащихся в процессе обучения основ безопасности жизнедеятельности к народным традициям, ценностям народной духовной культуры - одно из условий формирования национального самосознания, выработки гражданской позиции, сохранения безопасной окружающей среды. Понимание этнических особенностей своего народа, интерес к культуре других народов помогают осознать роль каждого народа в историческом развитии, выработать нравственные принципы межкультурного общения и общения с природой. Включение этнокультурного материала в содержание обучения основ безопасности жизнедеятельности в контексте современных задач обучения и воспитания более эффективно формирует у школьников систему знаний; а глубинное осознание своих корней способствует накоплению благостного опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям, к собственному здоровью, к природе [5].

Цель исследования: сформировать у обучающихся понятия по экологической безопасности с использованием этнического подхода.

Исследование проведено в 9 классах школ Республики Марий Эл. Определялся уровень знаний школьников по экологии своего края и этнической направленности. Был разработан тест, в котором присутствовали задания как закрытой (с выбором одного ответа), так и откры-

той, предполагающие самостоятельный ответ, формах [3]. За каждый правильный ответ начислялся 1 балл. Всего предлагалось выполнить 16 заданий. Тестирование проводилось на констатирующем и контрольном этапах исследования. Учащиеся были разделены на 2 группы: контрольная (14 человек) и экспериментальная (14 человек).

Полученные результаты на констатирующем этапе исследования показали, чтов экспериментальной и контрольной группах по степени усвоения понятий по экологической безопасности и этнической направленности не выявлены учащиеся с высоким уровнем и уровнем выше среднего. У большинства учеников выявлен низкий уровень сформированности экологических понятий (рис. 1). При этом в обеих группах отмечается практически одинаковый уровень знаний по экологической безопасности и знаний о родном крае, что говорит онедоста-точностизнаний этнических и в области экологической безопасности. Уровни выше среднего и высокий отсутствуют в обеих группах.

В обеих группах получены практически одинаковые результаты, не имеющие статистических различий. При этом на два вопроса экологической тематики и три вопроса этнической тематики ни один из обучающихся правильно ответить не смог. Так, например, ученики не смогли ответить на вопросы: «Какое важное свойство приобрела свекла после пересадки в ее ген гена северной рыбы?»; «Что означает пятая категория редкости в Красной книге?»; «Какую проблему решил остров Грез?», «За счет чего площадь Японии выросла на 300 квадратных километров?»; «Каковы причины более низкого процента смертности при последующих эпидемиях чумы?» и др. Результаты констатирующего этапа исследования показали необходимость

Рисунок 1 - Сравнительные результаты экологических и этнических знаний констатирующего этапа исследования

формирования у обучающихся понятий по экологической безопасности.

В работе использовали этнический подход с целью формирования понятий по экологической безопасности. Используемые задания раскрывали не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические деятельностные аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого учащиеся вовлекаются в самостоятельный поиск, учатся прогнозировать последствия собственного поведения и деятельности в окружающей среде, овладевают практическими умениями, навыками, участвуют в творческой деятельности [6], [4]. С целью повышения уровня знаний по экологической безопасности у школьников в экспериментальной группе были проведены уроки основ безопасности жизнедеятельности с использованием этнического материала. Учащимся было предложено выполнить следующие задания: изучить Закон Республики Марий Эл «Об охране и рациональном использовании окружающей природной среды» и выписать права и обязанности граждан в области экологической безопасности;подготовить и выступить с докладами на темы «Состояние водных ресурсов Республики Марий Эл»; «Состояние лесных ресурсов нашей республики» в роли экспертов; прочитать марийские сказки и рассказать, как марийский народ относился к природе; подготовить мини-проекты на темы «Как мусор влияет на экологическую ситуацию в нашем районе?»; «Загрязнение атмосферы Республики Марий Эл»; среди марийских пословиц и поговорок найти те, которые относятся к экологии и экологической безопасности. Проведена игра-путешествие «По зеленым страницам республики». Использование приемов активной деятельиости школьников и этнического содержания при формировании понятий по экологической безопасности способствовало повышению активности на занятиях, задания выполнялись с увлечением.

На контрольном этапе эксперимента с целью проверки эффективности проведенной формирующей работы была выполнена повторная диагностика, которая выявила, что у учащихся экспериментальной группы повысились знания в области

экологической безопасности. Ни у одного ученика не вызвали затруднения вопросы, связанные с экологией и экологической безопасностью Республики Марий Эл. Улучшились показатели не только по ответам на вопросы экологической тематики, но и в области этнической. После проведения в данной группе формирующей работы не выявлено учащихся с низким уровнем знаний; количество учеников, имеющих средние показатели, возросло на 7%; более половины класса (64%) показали уровень выше среднего (рис. 2).

По данным констатирующего и контрольного этапов исследования в экспериментальной группе был проведен автоматический расчет 1>критерия Стьюдента, который показал полученное эмпирическое значение 1 (9.4) в зоне значимости. Это дает нам право утверждать, что проведенная формирующая работа была эффективной в формировании у школьников понятий по экологической безопасности.

Таким образом, в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика формируемых знаний по экологической безопасности по сравнению с контрольной группой.

Этнопедагогическая среда формирует личность человека как носителя своей культуры, в то же время способного усваивать традиции, культуру, язык других наций [7]. Я. Коменский писал: «... корни благочестия следует насаждать в сердце каждого с ранних лет. В ком мы желаем гармонически развить изящный нрав, над тем нужно работать в нежном возрасте» [2]. В последнее время данный принцип школами и семьями выполняется не в полной мере: дети плохо знают национальные пословицы и поговорки, загадки, сказки, эпосы, традиции и обычаи. Существует множество методов и приемов для решения данной задачи. Например, на каждом занятии следует выделить небольшое количество времени для рассказа учащимся о той или иной культуре, дать им творческую работу, которую они смогли бы сделать сразу на занятии или дома. Задание должно быть творческим и познавательным, чтобы у каждого ученика появился интерес в получении новых знаний, а следовательно, в формировании и развитии различных понятий. Выполнение задания можно организо-

вать на конкурсной основе, создав тем самым стремление обучающихся создать творческую работу, отличающуюся от других чем-то новым, уникальным. Базисом формирования у школьников понятий в области экологической безопасности явились систематизированные этнопедагогические знания, которые необходимо использовать в учебно-воспитательном процессе. Этнопедагогические знания являются результатом умственной и познавательной деятельности ученика, выраженной в усвоении основных понятий народной педагогики, отражающиеся в его сознании [9].

Этнопедагогические знания отражают основные закономерности и взаимосвязи, существующие в природе и обществе, нарушение которых порождает негативные необратимые процессы. Данные знания предполагают взаимодействие и взаимосвязь общества с природной средой, и научные основы рационального природопользования [12]. Экологическая направленность уроков и внеклассных мероприятий по естественным, гуманитарным предметам, видение взаимосвязи человека с природой на основе этнопедагогики, принципа природосообразности, теории естественного воспитания и проблемного обучения позволяют учащимся осознавать, что они сами являются частью природы [15]. Только чувствуя себя компонентом природы, они начинают понимать важность этнопедагогических знаний, значение собственных возможностей в облагораживании природы, а это уже шаг к экологической культуре. При этом учащиеся приобретают навыки бережного отношения к природе и выполняют работы по оптимизации окружающей среды своего района, города, школы, гимназии и т. д.

Рисунок 2 - Результаты констатирующего и контрольного этапов в экспериментальной группе

[9]. Этнопедагогические знания взаимосвязаны между собой, имеют определенную логическую структуру, изучаются в определенной последовательности, содержат межпредметные связи и поэтому являются междисциплинарными [11]. Включение этнокультурного материала в содержание обучения основам безопасности жизне-

деятельности в контексте современных задач обучения и воспитания более эффективно формирует у школьников систему понятий; а глубинное осознание своих корней способствует накоплению благостного опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям, к собственному здоровью, к природе.

09.02.2018

Список литературы:

1. Зимина, И.С. Формирование готовности учащихся к безопасному поведению в опасных ситуациях / И.С. Зимина, О. А. Демин-цева, М.Н. Гаврилова, О.В. Полозова // Вестник Оренбургского государственного университета, 2017, №11 (211). - С. 8-12.

2. Коменский, Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 321 с.

3. Логвина Е.В. Методические рекомендации по составлению тестов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kopilkaurokov. ru/nachalniyeKlassi/testi/mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-sostavlieniiu-tiestov (дата обращения: 11.12.2017)

4. Мухина, С.А., Мальцева, Е.В. Направления этнокультурного образования школьников в общеобразовательной организации (на примере Республики Марий Эл) Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2016. №11-12. С. 33-36

5. Петров Н.А. Развитие знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8 классе / Н.А. Петров // Молодой ученый. -2014. - №18. - С. 621-626

6. Пономарева, О.Н. Этнопедагогическое наполнение обучения основам безопасности жизнедеятельности в средней школе / О.Н. Пономарева, О.Н. Васина // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2015. - №24. - С. 748-751

7. Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие. Коллективная монография по материалам III Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена, 29-31 октября 2014 года / Отв. ред. В.П. Соломин, В.З. Кантор, Н.О. Верещагина, А.Н. Паранина. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. - 501 с.

8. Программа экологического воспитания детей и молодежи в системе образования Российской Федерации на 2017-2020 годы. - М., 2016. - 45с.

9. Садыков, Р.М. Этнопедагогические подходы в образовательном пространстве / Р.М. Садыков, Г.М. Садыкова // Молодой ученый. - 2017. - №13. - С. 599-601

10. Ушинский К.Д. Проблемы русской школы. Избр. пед. соч.: В 2 т. / К.Д. Ушинский; под ред. А.И. Пискунова. - Т.2. - М.: Педагогика, 1974. - 438с.

11. Федорова С.Н. Этнотуризм как средство развития толерантности: Сборник этнопсихологических тренинговых занятий для школьников / С.Н. Федорова, Е.В. Алексеева. - Йошкар-Ола: ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», 2016. - 30 с.

12. Филонова А.В. Экологическое воспитание в школе / А.В. Филонова, К.В. Чуприна, М.В. Кравченко // Вестник научных конференций. -2017. - № 4-2 (20). - С. 113-115.

13. Gavrilova M.N. The formation of students' readiness for safe behavior in dangerous situations / M.N. Gavrilova, O. V. Polozova, S. A. Mukhina, I. S. Zimina // Issues and Trends in Interdisciplinary Behavior and Social Science: Proceedings of the 6th International Congress on Interdisciplinary Behavior and Social Sciences (ICIBSoS 2017), July 22-23, 2017, Bali, Indonesia. - P. 197-203.

14. Mukhina, S. A. The formation of students' ecological worldview / / S.A. Mukhina, O. V. Polozova, M.N. Gavrilova, I.S. Zimina, O.A. Yagdarova, O.A. Makarova, V.M. Sakir // Proceeding of SOCIOINT 2017 - 4th Internashional Conference on Education, Social Sciences and Humanities 10-12 July 2017 - Dubai, UAE. - P. 168-170.

15. Mukhina, S. A. Adaptive abilities as an indicator of students' health / S.A. Mukhina, O. V. Polozova, M.N. Gavrilova, I.S. Zimina, O.A. Yagdarova, V.V. Bakhtina // Proceeding of SOCIOINT 2017 - 4th Internashional Conference on Education, Social Sciences and Humanities 10-12 July 2017 - Dubai, UAE. - P. 171-173.

References:

1. Zimina I.S. Formation of students' readiness for safe behavior in dangerous situations / I.S. Zimina, OA Demintseva, M.N. Gavrilova, O.V. Polozova // Bulletin of the Orenburg State University, 2017, No. 11 (211). - P. 8-12.

2. Comenius Ya.A. Great Didactics / Ya.A. Comenius. - Moscow: The book on Demand, 2012. - 321 p.

3. Logvina E.V. Methodical recommendations on the compilation of tests [Electronic resource]. - Access mode: https://kopilkaurokov.ru/ nachalniyeKlassi/testi/mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-sostavlieniiu-tiestov (reference date: 11.12.2017)

4. Mukhina S.A., Maltseva E.V Directions of ethnocultural education of schoolchildren in general education organization (on the example of the Republic of Mari El) New University. Series: Actual problems of the humanities and social sciences. 2016. № 11-12. Pp. 33-36

5. Petrov N.A. Development of knowledge on environmental safety at the lessons of the OBZH in the 8th grade / N.A. Petrov // Young Scientist. - 2014. - № 18. - P. 621-626

6. Ponomareva ON Ethnopedagogical content ofteaching the basics of life safety in secondary schools / ОЖ Ponomareva, ON Vasina // Izvestiya of the Penza State Pedagogical University. V.G. Belinsky. - 2015. - № 24. - P.748-751

7. Natural and cultural heritage: interdisciplinary research, conservation and development. Collective monograph on the materials of the III International Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, RSPU them. AI Herzen, on October 29-31, 2014 / Otv. Ed. V.P. Solomin, V.Z. Kantor, N.O. Vereshchagin, A.N. Paranina. - SPb .: Publishing House of the Russian State Pedagogical University. AI Herzen, 2014. -501 p.

8. The program of ecological education of children and youth in the education system of the Russian Federation for 2017-2020. - M., 2016. -45s.

9. Sadykov R.M. Ethnopedagogical approaches in the educational space / RM. Sadykov, G.M. Sadykov // Young Scientist. - 2017. - № 13. - P. 599-601

10. Ushinsky K.D. Problems of the Russian school. Fav. ped. in 2 tons / K.D. Ushinsky; Ed. A.I. Piskunova. - T.2. - Moscow: Pedagogika, 1974. - 438p.

11. Fedorova S.N. Ethnotourism as a means of promoting tolerance: A collection of ethnopsychological training sessions for schoolchildren / S.N. Fedorova, E.V. Alekseeva. - Yoshkar-Ola: Mari State University, 2016. - 30 p.

12. Filonova A.V. Ecological education in school / А.В. Filonova, K.V. Chupryna, M.V. Kravchenko // Bulletin of scientific conferences. -2017. - No. 4-2 (20). - P. 113-115.

13. Gavrilova M.N. The formation of students' readiness for safe behavior in dangerous situations / M.N. Gavrilova, O. V. Polozova, S. A. Mukhina, I. S. Zimina // Issues and Trends in Interdisciplinary Behavior and Social Science: Proceedings of the 6th International Congress on Interdisciplinary Behavior and Social Sciences (ICIBSoS 2017), July 22-23, 2017, Bali, Indonesia. - P. 197-203.

14. Mukhina, S. A. The formation of students' ecological worldview / / S.A. Mukhina, O. V. Polozova, M.N. Gavrilova, I.S. Zimina, O.A. Yagdarova, O.A. Makarova, V.M. Sakir // Proceeding of SOCIOINT 2017 - 4th Internashional Conference on Education, Social Sciences and Humanities 10-12 July 2017 - Dubai, UAE. - P. 168-170.

15. Mukhina, S. A. Adaptive abilities as an indicator of students' health / S.A. Mukhina, O. V. Polozova, M.N. Gavrilova, I.S. Zimina, O.A. Yagdarova, V.V. Bakhtina // Proceeding of SOCIOINT 2017 - 4th Internashional Conference on Education, Social Sciences and Humanities 10-12 July 2017 - Dubai, UAE. - P. 171-173.

Сведения об авторах:

Мухина Светлана Асановна, заведующий кафедрой медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности факультета физической культуры, спорта и туризма Марийского государственного университета, кандидат биологических наук, доцент https://orcid.org/0000-0002-9995-479X E-mail: zaslonka@inbox.ru

Гаврилова Мария Николаевна, доцент кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности факультет физической культуры, спорта и туризма Марийского государственного университета, кандидат биологических наук https://orcid.org/0000-0002-6638-7776 E-mail: mashagavriliva@mail.ru,

Полозова Ольга Вениаминовна, доцент кафедры, медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности факультета физической культуры, спорта и туризма Марийского государственного университета, кандидат биологических наук, доцент https://orcid.org/0000-0003-0364-1041 E-mail: polozovaolga1@mail.ru

Зимина Ирина Сергеевна, старший преподаватель кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности факультет физической культуры, спорта и туризма Марийского государственного университета https://orcid.org/0000-0001-7751-6919 E-mail: irinaSBzimina@yandex.ru

424002, РМЭ, г Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, д. 44, ауд. 428, 8(8362)687992

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.