УДК 373
Avdeyeva N.V. Cand. of Sciences (Pedagogy), The Herzen State Pedagogical University of Russia (Sankt-Peterburg, Russia),
E-mail: avd-82@ yandex.ru
GENERAL RULES OF PERSONAL SAFETY OF YOUTH IN CRIME SITUATIONS. The article reveals the problem of the formation and development of knowing of rules of behavior of young people in situations of criminogenic nature. The theoretical and methodological possibilities of increasing the level of knowledge in the field of security crime are studied. The results of the analysis of the current state of knowledge of skills and concepts in the field of youth crime safety are revealed. The article compiled a detailed description of the literacy of youth crime in the area of security. The author shows that assignments on television are aimed at building knowledge among schoolchildren in crime safety school course of life safety, taking into account the value and meaning of the individual types of behavior in emergency situations criminogenic character, excluding the risk factors for these situations. The author makes conclusion that there is the necessity to develop and explore the addition of special rules of behavior of young people in situations of criminogenic nature.
Key words: personal safety, youth, crime-security knowledge in the field of security crime, identity of the type of behavior aimed at one's safety.
Н.В. Авдеева, канд. пед. наук, доц. Российского государственного педагогического университета им. А.И. Гзрцена,
г. Санкт-Петербург, Е-mail: avd-82@ yandex.ru
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЛИЧН0ЙБЕ30ПАСНОСТИ МОЛОДЁЖИ В КРИМИНОГЕННЫХ СИТУАЦИЯХ
В статье раскрывается проблема формирования и развития знаний правил поведения молодёжи в ситуациях кримино-геннЕгохарактера.РассматриваютсЕ теоретическиеилетодЕлогическиевозможности повышения уровня знаний в области криминогенной безопасности. Представлены результаты анализа современного состояния знаний навыков и понятий молодёжи в орластияриминЕленнрЁбскопаснореи.ОсЕатге еосиовле нтпорробнЕя хтракаерисрики преышония грамотности молодёжи в области криминогенной безопасности. Предлагаются разработанные и апробированные задания, направленные наформирочтсЕе знаний у шкеленияив в облокнтиримиаигениойбрзоЕясносРЕВшколкаодкурсе ОБЖ,с учётом ценностно-смысловых ориентиров типа поведения личности в чрезвычайных ситуациях криминогенного характера, исключающего фактооыикскЕвоонвкнсчеаия этио оттуацвй. оелаоеся еывот о необтооимосткразрабсоки и дтролненииеоециальных тем изучения правил поведения молодёжи в ситуациях криминогенного характера.
Клмеевые слосе. ликдая безопоендсто,мооодёжь,кбиминозеннаебезбпаснесне,знЕнчя в облооои Ериминогенной безопасности, личность безопасного типа поведения.
Организация образовательного процесса в условиях модернизации образования обеспечиеаетгармоничноеразвитие человека, составляющими которого являются физический, со-циальныйипезхичеезий аспектыличностн, втом числе ифде-мирование безопасного типа поведения. Вопросы личной без-опаснслти пчливелиотсижсют аепектызсициты от опаеноеиай социального характера, освоение людьми навыков и умений самооHсйoны,быынаaниб сестзаниспо мощи себе и пострадавшим в любых экстремальных условиях.
Проблемаобучеоитмолодёыиосновам личесйбтзоиесне-сти очень многогранна и имеет свою специфику проявления [1, 2, 3, 4],еонйво осчовнойипор ири рсирешении этой проблемы основывается на создании универсальной системы знаний в области кримино генной безопасности молодого поколения [5, 6, 7].
Для выявления заинтересованности молодого поколения мробсйвтмилилсойВезотаеноети, иипюкеинаниями о чрезвычайных ситуациях криминогенного характера и поведения в них, тео1 песведён соедиоагический серое. Ыелью этого опроса было выявление отношений школьников к объёму имеющихся у них инаниИ.павыеов с ооветлт в оеласдиирткинагенной безопасности.
Так 96% опрошенных школьников рассматривают чрезвычайные ситуации криминогенного характера как общую часть со-циел ьсыхнкасно сдей, 4% ре^ссленнев счета ют, что стихийное бедствие можно отнести к группе чрезвычайных ситуаций криминогенного характера.
Результаты следующего опроса говорят о реакции старшеклассников на сложившуюся ситуацию (рис.1).
Рис.1. Результаты ответовнарешениеситуационнойзадачи «Есливысталисвидетелемкарманной кражи у прохожего».
1. Сообщите сотрудникам полиции о случившемся происшествии,
2. Попытаетесь задержатьзлоумышленника,
3. Проигнорируете произошедшее событие,
4. Ваш вариант ответа.
Согласно данным таблицы отметим, что большинство школьников, оказавшись свидетелем случившегося, обратятся за помощью к сотрудникам полиции. Однако 30% респондентов считают, что могут самостоятельно справиться со злоумышленником, 6% школьников проигнорируют произошедшее событие и только 10% опрошенных затруднились с ответом.
Что касается вопросов о поведении школьников в ситуациях криминогенного характера, большинство школьников (64%) осознают потенциальную опасность и за помощью обращаются к взрослым; 30% категорично заявили, что предпримут попытки решить проблему самостоятельно и 6% предлагают свой вариант решения возникшей проблемы.
Только при повышении уровня знаний старшеклассников в области криминогенной безопасности возможно полное развитие и формирование личности безопасного типа поведения в городе-мегаполисе. Об информационной составляющей о криминогенных опасностях в своём городе 42% школьников получают информацию о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях криминогенного характера в школе. 34% отмечали потребность в получении информации дома о безопасном поведении в чрезвычайных ситуациях криминогенного характера. В сети Интернет ответы на возникающие вопросы в области криминогенной безопасности находят 18% респондентов и лишь 6% старшеклассников полагаются на свою интуицию.
В связи с этим мы решили выяснить, попадали ли старшеклассники в ситуации криминогенного характера. Положительно ответили 39%, большинство же школьников никогда не сталкивались с ситуациями криминогенного характера
В заключении нами был выявлен уровень знаний старшеклассников в области нормативно-правовой базы, в частности уголовная тветственность за совершение поступков криминогенного характера (рис. 2).
ситуациях криминогенного характера» и «Уголовная ответственность несовершеннолетних» с такими заданиями как:
- анализ нормативно-правовой документации в области криминогенной безопасности;
- составление «Паспорта безопасности в городе-мегаполисе»;
- составление алгоритма безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях криминогенного характера.
Данные задания позволяют обучающимся овладеть не только предметными знаниями и умением формировать систему универсальных учебных действий, но и оценивать результаты решения ситуационных задач по правилам безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера.
В качестве примера мы предлагаем методику работы с информационными материалами, ниже приведён один из вариантов заданий самостоятельной работы, которые мы используем в своей практике преподавания при изучении темы «Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера»:
1. Проведите социологическое исследование: опросив родственников, составьте анкету из 5-6 вопросов, которая отражает знания респондентов о криминогенной безопасности и правилах безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях криминогенного характера. На основе полученных ответов сделайте общий вывод о проделанной работе.
2. Составьте дневник «Чрезвычайные ситуации криминогенного характера». Проведите анализ ситуаций криминогенного характера, которые произошли в Мире, вашем регионе и городе за последние 2 года.
3. Разработайте алгоритм безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях криминогенного характера если:
в) внезапно в вашей квартире оказались злоумышленники;
Рис. 2. Знаете ливы,что совершениепоступковкриминогенного характеравлечет засобойуголовную ответственность?
1. Да. 2. Нет. 3. Не знаю.
Анализ полученных данных показывает, чтоуровеньзнаний молодежи в области криминогенной безопасности недостаточно высок по оценке самих респондентов, хотя имеет место заинтересованности школьников в их пополнении.
Следовательно, чтобы улучшить логику понимания школьниками безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях криминогенного характера, необходимо проводить больше уроков, посвящённых чрезвычайным ситуациям криминогенного характера, изучая возможные сценарии развития, выходов из них с минимальным набором последствий. В качестве существенной составляющей поддержки вхождения молодого поколения в суровый и реальный мир действительности выступает курс ОБЖ как основа формирования общих правил личности безопасного типа поведения в области криминогенной безопасности.
Анализ учебников ОБЖ, рекомендованных Министерством образования и науки РФ [8, 9], позволяет сделать вывод, что в них представлены темы, раскрывающие современные правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера.
В ходе исследования нами разработаны и предложены конспекты уроков по темам «Правила безопасного поведения в
б) правонарушитель выносит вещи из квартиры или подъезда;
в) звонок в квартиру (в глазок ничего не видно, а телефона нет или он не работает).
4. Приведите примеры криминогенных чрезвычайных ситуаций, которые упоминаются в литературных произведениях и объектах искусства (живописи). Заполните таблицу.
Литературные произведения объекты искусства Вид чрезвычайной ситуации криминогенного характера
Развитие знаний школьников на уроках ОБЖ в области криминогенной безопасности также возможно в ходе создания учителем и решения учащимися проблемных ситуаций, подготовки школьниками сообщений, эссе, проведения мини-исследований.
Следует также отметить, что одним из условий, необходимых для формирования и развития знаний обучающихся в области криминогенной безопасности, является высокая квалификация педагога, профессиональными качествами которого выступают:
- управленческие умения, организация процесса обучения на основе элементов содержания тем;
- критичность мышления, анализ обоснованных выводов на основе решения ситуационных задач в области криминогенной безопасности;
- профессиональная компетентность, прохождение курсов повышения квалификации;
- креативность, развитие творческих способностей, как школьника, так и педагога при решении ситуационных задач.
При реализации тем педагог выступает главным звеном качества процесса формирования и развития знаний молодёжи в области криминогенной безопасности. По мнению педагогов, уровень грамотности в области криминогенной безопасности и формирования личности безопасного типа поведения выступают основными критериями продуктивности педагога и повышения качества процесса обучения в курсе ОБЖ.
Библиографический список
Таким образом, изучение педагогической и методической литературы позволило составить подробную характеристику повышения грамотности молодёжи в области криминогенной безопасности, разработать методические основы их организации и применения в школьном курсе ОБЖ. При организации процесса обучения по курсу ОБЖ необходимо учитывать следующие требования:
- разработанные задания исследовательского характера должны применяться поэтапно;
- использование заданий для самостоятельной работы (решение ситуационных задач, проведение социологических опросов и т.д.);
- информация, содержащаяся в заданиях должна соответствовать уровню знаний и возрастным и психологическим особенностям обучающихся;
- вопросы и задания в области криминогенного характера должны быть актуальными, чтобы в сложившейся криминогенной обстановке города-мегаполиса наше молодое поколение оказалось под меньшим ударом.
1. Абрамова В.Ю., Авдеева Н.В. К вопросу о гражданском образовании и воспитании на уроках ОБЖ. Молодой учёный. 2014; 12: 245 - 248.
2. Киселева Э.М., Попова РИ. Структурно-содержательная характеристика вариативного модуля подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. 2012; 5: 151 - 158.
3. Попова РИ. Методическая подготовка бакалавров и магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к формированию гражданственности и патриотизма школьников. Молодой учёный. 2014; 12: 295 - 297.
4. Соломин В.П., Станкевич П.В. Генезис развития уровневого педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. Молодой учёный. 2014; 18.1: 4 - 6.
5. Безопасность человека. Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений. Под ред. Л.И. Шершнева. Москва: Фонд национальной и международной безопасности, 2004.
6. Русак О.Н., Малаян К.Р. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. 4-е изд., Санкт-Петербург: Лань, 2010.
7. Сапронов В.П. Безопасность проблемы и находки. Журнал ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2008; 4: 7 - 10.
8. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-й класс. Под ред. А.Т. Смирнова, Б.И. Мишина и др. Москва: Просвещение, 2009.
9. Основы безопасности жизнедеятельности: 10 класс. Под ред. В.Н. Латчук, В.В. Маркова С.Н. Вангородского. Москва: Дрофа, 2009.
References
1. Abramova V.Yu., Avdeeva N.V. K voprosu o grazhdanskom obrazovanii i vospitanii na urokah OBZh. Molodojuchenyj. 2014; 12: 245 - 248.
2. Kiseleva 'E.M., Popova R.I. Strukturno-soderzhatel'naya harakteristika variativnogo modulya podgotovki magistrov pedagogicheskogo obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Izvestiya Yuzhnogo Federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2012; 5: 151 - 158.
3. Popova R.I. Metodicheskaya podgotovka bakalavrov i magistrov pedagogicheskogo obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti k formirovaniyu grazhdanstvennosti i patriotizma shkol'nikov. Molodoj uchenyj. 2014; 12: 295 - 297.
4. Solomin V.P., Stankevich P.V. Genezis razvitiya urovnevogo pedagogicheskogo obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Molodoj uchenyj. 2014; 18.1: 4 - 6.
5. Bezopasnost' cheloveka. Uchebno-metodicheskoe posobie dlya obrazovatel'nyh uchrezhdenij. Pod red. L.I. Shershneva. Moskva: Fond nacional'noj i mezhdunarodnoj bezopasnosti, 2004.
6. Rusak O.N., Malayan K.R. Bezopasnost'zhiznedeyatel'nosti: uchebnoe posobie. 4-e izd., Sankt-Peterburg: Lan', 2010.
7. Sapronov V.P. Bezopasnost' problemy i nahodki. Zhurnal OBZh. Osnovy bezopasnostizhizni. 2008; 4: 7 - 10.
8. Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti: 10-j klass. Pod red. A.T. Smirnova, B.I. Mishina i dr. Moskva: Prosveschenie, 2009.
9. Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti: 10 klass. Pod red. V.N. Latchuk, V.V. Markova S.N. Vangorodskogo. Moskva: Drofa, 2009.
Статья поступила в редакцию 29.04.15
УДК 376.1
Belyankova N.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Head of Scientific-Methodical Center of Primaty
Education Problems, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Arzamas, Russia), E-mail: [email protected]
DIALOGUE OF CULTURES IN THE STUDY OF TECHNOLOGY IN PRIMARY SCHOOL IN A MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article is dedicated to harmonization of interethnic relations in the study harmonization of interethnic relations in the study of theoretical material related to learning technologies in an elementary school in a multicultural educational space. The author gives specific recommendations on what the lessons and by what forms of work are ethno-cultural experience of migrants, immigrants and refugees from areas of operations. As the base was chosen textbook technology system "Perspective" (series "Academic school textbook"), take into account both the dominant Russian ethno-cultural and ethno-cultural diversity of the regions of Russia. The article provides recommendations for every lesson in the course, in what form and what methods should be incorporated into the fabric of the lesson information that can inform migrant children, their parents and the older generation. The author concludes that the textbooks of "Perspective" can be used not only when working with children of migrants, but also in schools with teaching in Russian in the autonomous regions of Russia.
Key words: classes with mixed ethnic composition, education technology in primary school, multicultural educational environment, children of migrants.
Н.М. Белянкова, канд. пед. наук, доц., дир. Научно-методического центра проблем начального образования
Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, г. Арзамас,
E-mail: [email protected]