Научная статья на тему 'Приемы обучения младших школьников с нарушением интеллекта'

Приемы обучения младших школьников с нарушением интеллекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1162
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА / ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН / INCLUSION / INCLUSIVE EDUCATION / CHILDREN WITH DISABILITIES / CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES / LEARNING OBJECTIVES / METHODS AND TECHNIQUES / INDIVIDUAL EDUCATION PROGRAM / INDIVIDUALIZED EDUCATION PLAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубаилова П.Ф., Феталиева Л.П.

В статье рассмотрены приемы работы учителя в инклюзивном классе, где учатся младшие школьники с нарушением интеллекта. Описаны некоторые приемы, которые можно порекомендовать педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Обоснованы достоинства инклюзивного обучения детей в общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUES OF TEACHING YOUNGER STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

The article examines the practices of teachers in inclusive class, where they learn to younger students with disabilities. Describes some techniques that can be recommended to teachers working with children with disabilities. It justifies advantages of inclusive education of children in secondary school.

Текст научной работы на тему «Приемы обучения младших школьников с нарушением интеллекта»

3. Ochakovskaya O. A. Exponential moments of functions with zero integrals over all balls of fixed radius. // Bulletin of Socio-pedagogical Institute. 2016. No. 1. P. 58-63.

4. Shcherbakov, Y. V. Entertaining mathematics in the classroom and extracurricular activities, a 5-6 classes. M: globe 2008 - 174 p.

ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Зубаилова П.Ф., ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии

Феталиева Л.П., к. фил. н., доцент кафедры педагогики и психологии,

е-mail:laura-p888@mail.ru ЧОО ВО «Социально-педагогический институт», Дербент

Аннотация. В статье рассмотрены приемы работы учителя в инклюзивном классе, где учатся младшие школьники с нарушением интеллекта. Описаны некоторые приемы, которые можно порекомендовать педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Обоснованы достоинства инклюзивного обучения детей в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное обучение, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с нарушением интеллекта, цели обучения, методы и приемы, индивидуальная образовательная программа, индивидуальный учебный план.

TECHNIQUES OF TEACHING YOUNGER STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

Zubailova P.F., Fatalieva L. P., c.fil.n, associate professor of the department of pedagogy and psychology ChOO VO "Social pedagogical institute", Derbent

Abstract. The article examines the practices of teachers in inclusive class, where they learn to younger students with disabilities. Describes some techniques that can be recommended to teachers working with children with disabilities. It justifies advantages of inclusive education of children in secondary school.

Key words: inclusion, inclusive education, children with disabilities, children with intellectual disabilities, learning objectives, methods and techniques, individual education program, individualized education plan.

Цель образования заключается в достижении учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Так ли это? Действительно ли каждый ребенок может получить образование и достичь определенного общественного статуса? Сейчас все больше и больше говорят об инклюзии. Что же это такое?

Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описа-

ния процесса обучения детей с нарушением интеллекта в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

В литературе инклюзивное образование рассматривается как организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, - в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку» или как «совместное обучение и (или) воспитание в специально созданных условиях, включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений». [8]

Мировая практика и опыт Российских регионов свидетельствуют о несомненных преимуществах инклюзивного образования. Анализ литературы [1,2,4,7] и образовательной практики позволяет отметить следующие достоинства инклюзивного обучения:

- во-первых, инклюзия обеспечивает социальное единство, уважение и чувство собственного достоинства детей с отклонениями здоровья;

- во-вторых, учителя и другие участники образовательного процесса создают позитивный опыт, который приносит радость и пользу от обучения вместе всем детям;

- в-третьих, школы и учителя подстраиваются и реагируют на потребности каждого ученика, что полезно школе, учителям, родителям и всем учащимся;

- в-четвёртых, инклюзивное образование вовлекает в процесс разнообразные ведомства, родителей, общественные организации, что способствует развитию социального партнёрства.

Наукой доказано, что, если в классе все дети примерно одинаковые, страдают и отличники, и средние, и неуспевающие, у них не развивается критическое мышление, задерживается развитие самоконтроля и объективной оценки. Короче говоря, отличнику также необходим отстающий, как и отстающему необходим отличник. Конечно, педагогам нелегко работать в разнородном классе, но результаты того стоят - по мнению исследователей, корректируются даже серьезные задержки в детском развитии. В инклюзивном классе будет слаживаться особый этический фон учебно-воспитательного процесса: ведь педагогическое общение с детьми будет проникнуто оптимизмом, уверенностью в том, что совместными усилиями учителя, специалистов, сверстников, родителей, других взрослых, участвующих в процессе инклюзивного образования, все дети получат равные возможности и преодолеют возникающие у них трудности. [6]

Учитель - основное действующее лицо, которое проводит с детьми большую часть времени. В его работу входит проведение учебных занятий, праздников, экскурсий.

Каждая из форм имеет свою структуру, методику проведения, целевые установки, но есть и определенные моменты, которые относятся к разряду методических и образовательных требований, необходимых к выполнению педагогом, работающим в интегративном классе. Тема урока или мероприятия, которая должна соответствовать перспективному планированию педагога. Здесь необходимо учитывать преемственность в работе, в отработке навыков и умений поведения ребенка учителем, воспитателем, психологом, учителем-дефектологом, логопедом и другими специалистами.

Любая форма педагогического общения должна иметь четко определенные

цели:

Образовательная должна решать задачи отработки учебного программного материала, овладение детьми учебными знаниями, умениями и навыками;

Воспитательная должна решать задачи отработки моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, формирования эмоций;

Коррекционно-развивающая - в классе есть ребенок с особыми образовательными потребностями и обычные дети, поэтому коррекционная задача должна четко ориентировать педагога на развитие способностей и возможностей всех детей и на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами.

Изменение структуры занятия, плана и логики; преемственность планов и последовательность включения детей; упражнения по степени нарастающей сложности - условия успешности всех учащихся, следовательно, и инклюзивного образования. В конспекте урока (занятия) отдельно должен быть отражен план деятельности на уроке (занятии) для ребенка с особыми образовательными потребностями. Учитель может по-разному подходить к решению данной проблемы:

1.Составлить планирование отдельно - для всего класса и для ребенка с особыми образовательными потребностями.

2. Сделать общий план с включением в него блоков заданий для каждого ребенка, нуждающегося в силу особенностей развития в индивидуальном подходе, дополнительном внимании.

Формы могут быть разные, главное - отразить в ходе урока (занятия) траекторию деятельности ребенка с особыми образовательными потребностями в классе детей «нормы».

Каждый этап занятия необходимо фиксировать, ориентируя учащихся на то, что они уже сделали и что им предстоит еще сделать. Подведение итогов становится своеобразным стимулом, побуждающим учащегося к включению во все более усложняющуюся работу. Особенно этот аспект важен для ребенка с особыми образовательными потребностями.

Методы и приемы учителя - это средства, при помощи которых он добивается решения задач урока или занятия. Их следует умело отбирать и использовать. [4]. Комбинировать или менять средства и методы нужно так, чтобы при этом проис-

ходила смена видов деятельности учащихся, чтобы менялся доминантный анализатор, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов - слух, зрение, моторика, память и логическое мышление в процессе восприятия материала. Учет особенностей учащихся предполагает соотнесение не только

формы и содержания занятия, его методов и приемов проведения, но и личности и и у

ныи, а не нормативный характер оценки достижений ученика. Конечно, работая с детьми с ограниченными возможностями, необходимо учитывать и их психологические особенности. Хотелось бы отметить моменты, на которые следует сделать акцент:

1. При чтении необходимо помочь ребенку открыть учебник, найти нужную страницу, показать, где мы будем читать, во время чтения показать, где мы читаем (дети не могут удерживать внимание).

Такие моменты встречаются в любом классе, но в этом случае ребенок может, но не хочет по каким-то причинам следить за ходом урока и заслуживает порицания.

В инклюзивном классе дети просто не могут следить за ходом урока, поэтому им необходима помощь.

2.В ходе урока, приходится сокращать время на выполнение заданий (если это вопросы к тексту - то обсудить можно 3, 4 вопроса, текст тоже целесообразно прочитать не в полном объеме, так как дети очень быстро устают).

3.При ответах на вопросы, отвечающему необходимо дать немного больше времени на обдумывание (реакция детей может быть замедленна)

4.Письменные работы, тесты занимают гораздо больше времени (необходима помощь учителя - найти тетрадь, открыть тетрадь, найти ручку и т.д.)

Для детей ОВЗ нужно формулировать задание так:

1.Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном

виде.

2.Задание должно быть кратким, конкретным, одним глаголом.

несколько этапов.

4.При формулировании заданий покажите конечный продукт (законченный текст, решение математической задачи...)

5.Формулировать задание, стойте ряжом с ребенком.

6.Давайте возможность ребенку закончить начатое дело.

Чтоб правильно оценить ребенка, можно предложить учитывать, такие аспекты:

1.Старайтесь отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.

2.Не обращайте внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины.

3.Будьте готовы к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов.

4.Придумайте какое-то «особое» слово, после произнесения вами которого ребенок поймет, что поступает не должным образом.

5.Используйте промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.

6.Разрешайте ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).

7.Используйте систему оценки: зачет-незачет, когда речь идет об оценке роста и развития ребенка.

Если ребенку с нарушением интеллекта трудно отвечать перед всем классом, то ему дается возможность представить выполненное задание в малой группе. Работа в группах позволяет таким ученикам раскрыться и учиться у своих товарищей.

Хороший результат дает и распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому. Но ошибкой было бы все время помогать «особому» ребенку, ему надо позволить в каких-то случаях принять самостоятельное решение, похвалить и, таким образом, учить решать проблемы, справляться с ситуацией.

С приходом в общеобразовательную школу детей с нарушением интеллекта преподаватели начинают осознавать важность общения с каждым ребенком как с личностью. Педагоги, занимающиеся специальным образованием, признают, что система общего образования зарекомендовала себя как эффективная для учащихся с ограниченными возможностями. Учителя общеобразовательных школ, в свою очередь, обращаются к системе специального образования в поисках новых методик, позволяющих улучшить результаты обучающихся с нарушением интеллекта.

Учитель - основное действующее лицо, но один учитель в классе, в котором учится ребенок с нарушением интеллекта, не может создать необходимые условия для обучения и развития. Важнейшее условие - наличие команды специалистов, осуществляющих коррекционно-развивающую работу: учитель-дефектолог, психолог, логопед и другие специалисты. Именно эта единая команда и осуществляет модификацию организации образовательной среды ребенка в соответствии с реальными возможностями ребенка, то есть создание индивидуального учебного плана и разработку индивидуальной образовательной программы ребенка с особыми образовательными потребностями.

Индивидуальная образовательная программа - документ, дающий представление о содержании деятельности учащегося, направленной на реализацию заявленных целей. Образовательная программа проектируется коллективом педагогов-предметников и специалистов, осуществляющих коррекционно-развивающие занятия.

Индивидуальный учебный план - совокупность учебных предметов, выбранных для освоения обучающимися, их родителями (законными представителями).

Дети с нарушением интеллекта не заслуживают того, чтобы от них отвернуться. Кто-то должен отдать им любовь и знания. Они и так в своей жизни познали столько трудностей, такие дети заслуживают поддержки и помощи. [2]. Инклюзия - это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с нарушением интеллекта тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с нарушением интеллекта нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе.

Литература:

1. Абдулгалимова С.А. Психологические особенности страхов у детей младшего школьного возраста. //Вестник Социально-педагогического института. 2016. №3. С. 63-72.

2. Ведихова Д.С. Развитие инклюзивного образования в России =The development of the inclusive education in Russia //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. - 2011, №2.

3. Иденбаум Е.Л. Инклюзивное образование в специфических социокультурных условиях: проблемы, предпосылки, некоторые варианты организации и содержания Иркутск 2008. 8 с.

4. Инклюзивное образование: ключевые понятия. /Сост. Н.В. Борисова, С. А. Прушинский. М.; Владимир: Транзит - ИКС, 2009.

5. Леско Д. Основные принципы инклюзии. //Здоровье детей 2008. № 12.

6. РООИ «Перспектива» «На пути к инклюзивной школе» (пособие для учителей) 2005.

7. Скрынникова Т.Н. Из опыта инклюзивного образования// Инклюзивное образование в Европе и России: опыт, проблемы и перспективы. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009.

8. Феталиева Л.П. Инклюзивное обучение младших школьников в общеобразовательной школе. //Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы педагогики и психологии начального образования», Махачкала, 2015.

Literature:

1. Abdulgalimovа S. A. Psychological peculiarities of fears of children of primary school age. //Bulletin of Socio-pedagogical Institute. 2016. No. 3. Pp. 63-72.

2. Velichova D. S. the Development of inclusive education in Russia =The development of the inclusive education in Russia //Bulletin of the Dagestan state pedagogical University. - 2011, №2.

3. Edenbaum, E. L. Inclusive education in the specific socio-cultural conditions: problems, background, some variants of the organization and content of Irkutsk 2008. 8 S.

4. Inclusive education: key concepts. /Comp. N. In. Borisova, S. A. Prushinskiy. M.; Vladimir: Transit - IKS, 2009.

5. Lesko D. Basic principles of inclusion //children's Health 2008. No. 12.

6. ROOI "Perspective" "towards inclusive schools" (teacher's guide) 2005.

7. Skrynnikova T. N. From the experience of inclusive education Inclusive education in Europe and Russia: experience, problems and prospects. - Astrakhan: Publishing house "Astrakhan University", 2009.

8. Fatalieva L. P., Inclusive education of younger students in secondary school. //Materials of International scientific-practical conference "Actual problems of pedagogics and psychology of primary education", Makhachkala, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.