Научная статья на тему 'Оценка учебных достижений актива музея образовательной организации на примере создания и разработки учебной экскурсии'

Оценка учебных достижений актива музея образовательной организации на примере создания и разработки учебной экскурсии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСПОЗИЦИЯ МУЗЕЯ / ЭКСКУРСИЯ / ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / УРОВНИ ОЦЕНКИ / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА / MUSEUM PEDAGOGY / SCHOOL MUSEUM / EDUCATIONAL AND RESEARCH ACTIVITIES / MUSEUM EXPOSITION / EXCURSION / EVALUATION OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS / EVALUATION CRITERIA / EVALUATION LEVELS / DIAGNOSTIC CHART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорофеева Елена Николаевна, Фефилова Ангелина Владимировна

Представлен опыт деятельности «Музея истории детского движения» Детско-юношеского центра г. Северодвинска Архангельской области. Дана характеристика диагностической карты оценки учебных достижений обучающихся в процессе учебно-исследовательской деятельности в школьном музее. Рассмотрены этапы создания обучающимися экскурсии по экспонатам школьного музея. Показана система оценки учебно-исследовательской деятельности обучающихся в «Музее истории детского движения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорофеева Елена Николаевна, Фефилова Ангелина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of academic achievements of the museum of the educational organization on the example of creation and development of educational excursion

The experience of the Museum of History of the Children's Movement of the Children and Youth Centre in Severodvinsk, Arkhangelsk Region, is presented. The characteristics of the diagnostic chart for assessing the educational achievements of students in the process of teaching and research activities in the school museum is given. The stages of creating a guided tour of the of the school museum exhibits are considered. A system for assessing the educational and research activities of students in the Museum of the History of the Children's Movement is revealed.

Текст научной работы на тему «Оценка учебных достижений актива музея образовательной организации на примере создания и разработки учебной экскурсии»

УДК 371.263; 371.84; 379.831; 371.233.4

Е. Н. Дорофеева, А. В. Фефилова

ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ АКТИВА МУЗЕЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ И РАЗРАБОТКИ УЧЕБНОЙ ЭКСКУРСИИ

Представлен опыт деятельности «Музея истории детского движения» Детско-юношеского центра г. Северодвинска Архангельской области. Дана характеристика диагностической карты оценки учебных достижений обучающихся в процессе учебно-исследовательской деятельности в школьном музее. Рассмотрены этапы создания обучающимися экскурсии по экспонатам школьного музея. Показана система оценки учебно-исследовательской деятельности обучающихся в «Музее истории детского движения».

The experience of the Museum of History of the Children's Movement of the Children and Youth Centre in Severodvinsk, Arkhangelsk Region, is presented. The characteristics of the diagnostic chart for assessing the educational achievements of students in the process of teaching and research activities in the school museum is given. The stages of creating a guided tour of the of the school museum exhibits are considered. A system for assessing the educational and research activities of students in the Museum of the History of the Children's Movement is revealed.

Ключевые слова: музейная педагогика, школьный музей, учебно-исследовательская деятельность, экспозиция музея, экскурсия, оценка учебных достижений, критерии оценки, уровни оценки, диагностическая карта.

Keywords: museum pedagogy, school museum, educational and research activities, museum exposition, excursion, evaluation of educational achievements, evaluation criteria, evaluation levels, diagnostic chart.

Музейная педагогика становится все более востребованной для духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания личности в образовательных организациях.

В связи с постоянным расширением информационного пространства школьные музеи все чаще используют новые методы работы со школьниками. Кроме того, обучающиеся постигают основы исследовательской деятельности, в ходе которой у них форми-

руется аналитический подход в решении жизненных проблем, умение ориентироваться в огромном потоке информации, находить взаимосвязи между частным и общим, умение отбирать и классифицировать информацию.

Музей образовательной организации обладает огромным потенциалом для реализации учебно-исследовательской деятельности обучающихся, актива школьного музея. В ходе работы педагога по формированию учебно-исследовательских навыков обучающихся важнейшим элементом работы является оценка учебных достижений.

Наш «Музей истории детского движения» Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» г. Северодвинска Архангельской области был основан в 1988 г. в городском Дворце пионеров и школьников Северодвинска.

Начинался музей с небольшого кабинета в старом здании Дворца пионеров. В новом здании, куда Дворец пионеров переехал в 1992 г., для музея были выделены отдельный просторный кабинет и помещения для фондохранилища.

«Музей истории детского движения» МБОУ ДО «Детско-юношеского центра» - активный живой организм, в котором хранятся ценные экспонаты, отражающие историю пионерской организации города Северодвинска (поселка Судострой, города Молотовска), историю Детско-юношеского центра (Дома пионеров, Дворца пионеров), историю города Северодвинска.

Экспозиции музея оживляют страницы истории родного города, края, страны. Экспозиции знакомят обучающихся с людьми героического подвига, участниками судьбоносных событий в жизни Отечества. Активная музейная деятельность позволяет вести целенаправленную пропаганду накопленного и имеющегося материала.

Много лет «Музей истории детского движения» работал на богатой базе собранных экспонатов и материалов.

Сегодня в музее работает зал истории «Дом пионеров - Дворец пионеров - Детско-юношеский центр». Экспозиция включает в себя более 30 тематических стендов, повествующих об истории первого Дома пионеров, ставшего позже Дворцом пионеров и Детско-юношеским центром.

В главном кабинете музея расположены 3 постоянных раздела экспозиции:

1. «История пионерского движения Судостроя, Молотов-ска, Северодвинска». Экспозиция включает в себя большой му-

V-* V-* V** /А с» / \

зейный стенд, состоящий из 2 частей (верхняя и нижняя), разделенный вместительной полкой для объёмных предметов.

2. «Маленькие подвиги большой войны»: 3 выставочных стенда и 5 витрин.

3. «Дорогой Жизни - в Молотовск». Включает 3 переносных стенда на «ножках» и 1 витрину.

В предновогоднее время работает выставка «История елочной игрушки в России» (сезонная экспозиция). Регулярно освежаются новыми экспонатами 3 витрины и выставочный стенд рисунков обучающихся города на тему «Моя любимая ёлочная игрушка».

В «Музее истории детского движения» МБОУ ДО «Детско-юношеский центр» за последние 3 года были обновлены 3 раздела экспозиции. Основной раздел «История пионерского движения» посвящен истории Судостроя, Молотовска, Северодвинска.

Несмотря на постоянно меняющуюся методику музейной педагогики, многое в ней остается традиционным. Музейная экскурсия по-прежнему одна из главных форм работы музея образовательной организации.

Создание экскурсии активом музея является серьезной учебно-исследовательской работой, имеющей свои этапы, каждый из которых оценивается педагогом с помощью диагностической карты.

Диагностическая карта оценки учебных достижений исследовательской деятельности обучающихся была разработана руководителем музея в соответствии с возрастом детей. Карта (см. табл. 1) включает в себя следующие критерии:

• Постановка целей и задач.

• Умение анализировать.

• Умение систематизировать.

• Умение формулировать выводы, умозаключения.

• Творческий подход.

• Инициативность.

Таблица 1

Индивидуальная диагностическая карта оценки учебных достижений исследовательской деятельности обучающихся

Постановка целей и задач Умение анализировать Умение систематизировать Умение формулировать выводы, умозаключения Творческий подход Инициативность

Этап 1

Этап 2

Этап 3

Этап 4

Этап 5

Этап 6

Экскурсия как результат учебно-исследовательской работы предполагает организацию деятельности обучающихся - активистов музея - по нескольким этапам. Каждый этап оценивался по критериям диагностической карты (см. приложение).

Рассмотрим каждый этап и систему оценки деятельности обучающихся на примере создания экскурсии «Они были первыми. Первые пионеры Судостроя». На каждом этапе приведем пример оценки учебных достижений актива музея (обучающихся) образовательной организации по каждому критерию.

I. Определение целей и задач экскурсии

Этот этап является одним из наиболее важных этапов не только при создании экскурсии, но и деятельности актива в целом.

На первом этапе задача актива музея - обсудить и обозначить направление работы деятельности по созданию экскурсии.

Например, при создании новой экспозиции по пионерскому движению Северодвинска дети совместно с педагогом поставили цель создания экскурсии, но самостоятельно определили этапы (задачи) своей работы. Таким образом, на данном этапе критерий «постановка целей и задач» был оценен на среднем уровне всех обучающихся.

II. Сбор информации

На данном этапе обучающиеся собирали дополнительную информацию по первому пионерскому отряду города. Ребята отобрали всю информацию из фонда музея, касающуюся изучаемого периода времени (30-40-е гг.). Для первоначального поиска обучающиеся воспользовались картотекой музея Детско-юношеского

центра. После отбора карточек при помощи номеров были сформированы папки, содержащие нужные материалы. Затем обучающиеся посетили Северодвинский городской краеведческий музей с целью исследования подшивки газеты «Сталинец Судостроя» за 1937, 1938 гг. и поиска в ней информации по изучаемой теме.

На этапе сбора информации критерий «умение анализировать» был оценен педагогом у каждого ребенка по-разному. Большинство обучающихся актива музея самостоятельно отбирали информацию в соответствии с темой экскурсии и ее задачами.

III. Анализ и систематизация собранной информации. Выбор экспонатов

После сбора информации обучающиеся создали папки по каждому блоку информации: фотоматериалы, воспоминания свидетелей событий, письма, вырезки из газет и журналов. На этом этапе были отобраны музейные предметы, которые в дальнейшем послужили основой для составления экскурсионного текста и создания экспозиции.

Таким образом, на этапе анализа и систематизации информации на высоком уровне были оценены критерии «умение анализировать», «умение систематизировать».

IV. Составление экскурсионного текста

На данном этапе обучающиеся совместно с педагогом определили название и составили основные блоки экскурсии: введение, основную часть и заключение. Дети проявили не только творческие способности и инициативность, но и предлагали интересные приемы для создания экскурсионного текста, обобщали информацию, делали выводы по каждому блоку экскурсии.

Таким образом, на этапе составления экскурсионного текста обучающиеся активно проявили себя по нескольким критериям диагностической карты: инициативность, творческий подход, умение формулировать выводы, умозаключения.

V. Репетиция экскурсии. Анализ недостатков

На этом этапе проводилось чтение экскурсии по частям. Блоки экскурсии были распределены между обучающимися, каждый читал свою часть, затем они менялись. Дети не только читали экскурсионный текст, но и соотносили его с экспонатами экспозиции. После прочтения текста обучающиеся проанализировали себя и друг друга, указывая на лишнюю и недостающую информацию.

На этапе анализа дети проявили познавательную активность и инициативность, предлагая поменять местами некоторые части экскурсии. Таким образом, критерий «инициативность» был оценен педагогом на среднем и высоком уровне.

VI. Работа над выступлением

На данном этапе обучающиеся актива музея под руководством педагога отрабатывали навыки публичного выступления, работали над осмыслением экскурсионного текста - правильным выражением эмоций в соответствии с содержанием текста. Дети отрабатывали произношение текста с логическими паузами, умение работать с экспонатами, умение уверенно держаться не только во время выступления, но и отвечать на вопросы аудитории.

Таким образом, на этапе заключительной работы над экскурсией педагог наибольшее внимание уделил критерию «умение анализировать» и оценил его на среднем уровне.

VII. Проведение экскурсии

На данном этапе обучающие проводили разработанную экскурсию для школьников города, обучающихся Детско-юношеского центра. Дети с наиболее высокими достижениями были рекомендованы для участия в городском и областном конкурсах экскурсоводов музеев образовательных организаций, где показали высокие результаты.

На этом этапе обучающиеся оцениваются по отдельной таблице, которая включает в себя критерии оценки навыков публичного выступления и проведения экскурсии (табл. 2).

Таблица 2

Таблица оценки публичного выступления _и проведения экскурсии__

Критерии оценки Баллы Комментарии

Культура речи (5 баллов)

Владение материалом (5 баллов)

Показ музейных экспонатов, работа с музейным стендом и наглядными материалами (5 баллов)

Грамотная расстановка пауз в тексте выступления (3 балла)

Владение вниманием аудитории (3 балла)

Эмоциональность выступления (3 балла)

Регламент выступления (3 балла)

ИТОГО БАЛЛОВ:

Заключение

Таким образом, учебно-исследовательская деятельность обучающихся - это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для обучающихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.

«Музей истории детского движения» Детско-юношеского центра обладает огромным потенциалом, так как содержит большое количество материалов для исследования.

В качестве одного из средств организации учебно-исследовательской деятельности в нашем музее выступает работа обучающихся над созданием экскурсии. Цель данной учебно-исследовательской деятельности - «вызвать» в уме школьника желание узнать необходимую информацию, открыть что-то новое, почувствовать свой важный вклад в создании экскурсии.

Для оценки учебных достижений обучающихся в учебно-исследовательской деятельности в музее педагогу важно использовать удобный инструментарий. Разработанная педагогами Детско-юношеского центра диагностическая карта наблюдений позволяет эффективно оценить деятельность обучающихся, проследить динамику развития умений и навыков школьников в работе над созданием экскурсии.

Данная диагностическая карта может быть использована для оценки различных форм учебно-исследовательской деятельности не только в музее образовательной организации, но и в любой образовательной организации.

Приложение

Критерии оценки учебно-исследовательской деятельности обучающихся - актива музея образовательной организации

1. Постановка целей и задач

Высокий уровень. Обучающийся самостоятельно ставит цель и задачи исследования, осуществляет поиск путей достижения результатов исследования.

Средний уровень. Обучающийся ставит цель и задачи с помощью педагога.

Низкий уровень. И цели, и задачи определяются педагогом.

2. Умение анализировать

Высокий уровень. Обучающийся самостоятельно анализирует предоставленную информацию, выделяет главные направления исследования.

Средний уровень. Обучающийся при частичной помощи педагога выделяет направления анализа информации и самостоятельно анализирует её.

Низкий уровень. Анализ полученной информации проводится под полным руководством педагога.

3. Умение систематизировать

Высокий уровень. Обучающийся легко систематизирует информацию из нескольких источников, преобразует материал, критически перерабатывает его, представляет в различных формах.

Средний уровень. Обучающийся при частичной помощи педагога структурирует информацию, самостоятельно представляет информацию в различных формах.

Низкий уровень. Систематизация и переработка информации осуществляются педагогом, обучающимися - фрагментарно. Представление информации в различных формах осуществляется обучающимися с помощью педагога.

4. Умение формулировать выводы, умозаключения

Высокий уровень. Обучающийся самостоятельно формулирует обобщающие выводы в соответствии с поставленными целями и задачами и результатами их выполнения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средний уровень. Обучающийся при частичной помощи педагога сопоставляет информацию, формулирует выводы.

Низкий уровень. Обучающийся затрудняется при обобщении материала, формулирует выводы с помощью педагога.

5. Творческий подход

Высокий уровень. Обучающийся самостоятельно предлагает нестандартные решения, выдвигает новые, разнообразные идеи.

Средний уровень. Педагог направляет деятельность обучающегося, создавая условия для выдвижения им новых идей.

Низкий уровень. Обучающийся затрудняется в выдвижении новых идей, не предлагает нестандартных решений. Деятельность проходит под полным руководством педагога.

6. Инициативность

Высокий уровень. Обучающийся активно берет на себя инициативу в организации исследовательской деятельности.

Средний уровень. Педагог направляет деятельность обучающегося, подталкивает его на проявление инициативы в совместной исследовательской деятельности.

Низкий уровень. Обучающийся не проявляет инициативы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.