Научная статья на тему 'Оценка состояния здоровья курсантов военного института внутренних войск МВД России за период обучения'

Оценка состояния здоровья курсантов военного института внутренних войск МВД России за период обучения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
549
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / КУРСАНТЫ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА / HEALTH STATUS / HEALTHY LIFESTYLE / MILITARY STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сартаков Павел Геннадьевич, Новоселов Владимир Павлович, Самчуков Григорий Геннадьевич, Алябьев Федор Валерьевич

Цель работы: рассмотрение проблемы улучшения состояния здоровья курсантов в военном институте внутренних войск МВД России. Методологической основой работы выступали положения исследований медицины, педагогики и психологии. Основными методами в ходе проведения работы были: анализ, синтез, сравнение, аналогия, метод дедукции, метод индукции, диалектический метод, обобщение и др. Результатами исследования являются теоретические положения, которые можно использовать в современной медицине и образовательной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сартаков Павел Геннадьевич, Новоселов Владимир Павлович, Самчуков Григорий Геннадьевич, Алябьев Федор Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH EVALUATION IN THE STUDENTS FROM THE MILITARY INSTITUTE OF INTERNAL TROOPS OF THE RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

The purpose of the study was to examine the problem of improving the health status of cadets from the Military Institute of Internal Troops (Russian Ministry of Internal Affairs). The methodology of work was based on the regulations of Medical Research, Pedagogy, and Psychology. The main methods of the study included the analysis, synthesis, comparison, analogy, deduction, induction, dialectical approach, synthesis, etc. The study resulted in the development of the theoretical theses that can be implemented in modern medicine and educational practice.

Текст научной работы на тему «Оценка состояния здоровья курсантов военного института внутренних войск МВД России за период обучения»

УДК 316.1/9-614

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ ЗА ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

П.Г. Сартаков1, В.П. Новоселов1, Г.Г. Самчуков1, Ф.В. Алябьев2

'Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России 2ГБОУ ВПО "Сибирский государственный медицинский университет" Минздрава России, Томск

E-mail: [email protected]

HEALTH EVALUATION IN THE STUDENTS FROM THE MILITARY INSTITUTE OF INTERNAL TROOPS OF THE RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

P.G. Sartakov1, V.P. Novoselov1, G.G. Samchukov1, F.V. Alyabyev2

'Novosibirsk Military Institute of Internal Troops n.a. General I.K. Yakovlev, Russian Ministry of Internal Affairs

2Siberian State Medical University, Tomsk

Цель работы: рассмотрение проблемы улучшения состояния здоровья курсантов в военном институте внутренних войск МВД России. Методологической основой работы выступали положения исследований медицины, педагогики и психологии. Основными методами в ходе проведения работы были: анализ, синтез, сравнение, аналогия, метод дедукции, метод индукции, диалектический метод, обобщение и др. Результатами исследования являются теоретические положения, которые можно использовать в современной медицине и образовательной практике. Ключевые слова: состояние здоровья, здоровый образ жизни, курсанты военного института.

The purpose of the study was to examine the problem of improving the health status of cadets from the Military Institute of Internal Troops (Russian Ministry of Internal Affairs). The methodology of work was based on the regulations of Medical Research, Pedagogy, and Psychology. The main methods of the study included the analysis, synthesis, comparison, analogy, deduction, induction, dialectical approach, synthesis, etc. The study resulted in the development of the theoretical theses that can be implemented in modern medicine and educational practice. Key words: health status, healthy lifestyle, military students.

Введение

Большое значение для формирования кадрового военного потенциала страны имеет сохранение здоровья курсантов. По результатам Всероссийской диспансеризации детей, к 17-летнему возрасту практически здоровыми являются только 10% подростков [1]. Многолетние исследования научных коллективов показывают, что за период обучения в высших учебных заведениях число лиц с хроническими заболеваниями и функциональными нарушениями постоянно возрастает с 7,8% на 3-м курсе до 9,8% - на 5-м курсе. Показатели пригодности призывной молодежи снижаются из года в год: 40% - со слабой физической подготовкой, 30-35% - с низким интеллектуальным уровнем, 30% - с низким уровнем профессиональных качеств [2]. Среди призывников около 40% лиц характеризуются низкой нервно-психологической устойчивостью [7].

Курсанты военных учреждений составляют особую группу риска, так как на них дополнительно воздействует ряд неблагоприятных социальных факторов: высокие психоэмоциональные и физические нагрузки, смена жизненных стереотипов, недостаточная продолжительность сна, дополнительные заботы у курсантов, состоящих в браке, и др. [4].

Несмотря на это, система обучения в военных вузах базируется на гигиенических нормативах, ориентированных на возможности более здорового контингента обу-

чающихся по сравнению с нынешним [9].

Все это свидетельствует о необходимости обратить более пристальное внимание на вопросы организации эффективной системы медико-социальной помощи обучающимся с развитием преимущественно профилактического направления [3].

В настоящее время складывается противоречивая ситуация, связанная с тем, что, с одной стороны, в военные вузы должны поступать здоровые люди, способные стойко переносить любые трудности службы, более того, обеспечивать выполнение боевых задач в условиях экстремальной обстановки, с другой стороны, на фоне общего социального благополучия из года в год снижается качество поступающих в военные вузы абитуриентов по показателям состояния физического и психического здоровья [6].

Доля курсантов, отчисленных по состоянию здоровья, в отдельных военных вузах достигала 14,8% от общего числа убывших. При этом в структуре причин отчисления курсантов по болезни ведущую роль играли психические расстройства [5].

В настоящее время активно продолжаются процессы реформирования облика военнослужащих внутренних войск МВД России, что требует поиска новых путей для решения проблем по снижению заболеваемости курсантов и существенных улучшений их показателей здоровья за период обучения в военном вузе.

В связи с вышеизложенным представляется целесо-

образным проводить периодические социально-гигиенические исследования состояния здоровья курсантов в течение периода обучения с целью установления показателей заболеваемости и факторов риска.

Такое исследование было проведено нами в НВИ ВВ им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России в 20092012 гг. При этом решались следующие задачи:

1. Оценить состояние здоровья курсантов 1 и 5-го курсов.

2. Выявить факторы, отрицательно влияющие на состояние здоровья курсантов.

3. Провести анализ заболеваемости среди кандидатов за последние 6 лет в соответствии с существующей классификацией болезней по МКБ-10.

Материал и методы

Объектом изучения явились медицинские отчеты, статистические справочники, информационные бюллетени с показателями состояния здоровья военнослужащих МО РФ, ВВ МВД России, курсантов МВД России. Материалом для исследования кандидатов и курсантов НВИ ВВ им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России стали медицинские книжки курсантов, личные дела абитуриентов, истории болезни курсантов, амбулаторные журналы, журналы медицинской службы, медицинские отчеты по заболеваемости, медицинские отчеты военно-врачебной комиссии (ВВК). Вышеуказанные документы содержали данные, касающиеся структуры заболеваемости курсантов.

В комплекс методов исследования, проводимого в условиях института, вошло анкетирование с использованием специально разработанных анкет, общеклинические методы исследования, тестирование, экспертные оценки, беседы с преподавателями и курсантами.

Исследование проводилось на протяжении 2009-2012 гг. на базе Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России. В исследовании участвовали 618 курсантов 1 и 5-го курсов. Данный контингент представлял собой однородную группу мужчин (средний возраст - 17 лет и 22 года соответственно), находящихся в относительно одинаковых профессионально-бытовых условиях. При поступлении все они были освидетельствованы ВВК и признаны годными по состоянию здоровья для обучения в высших военных учебных заведениях.

Результаты и обсуждение

Сравнительный анализ показателей соматического и психического здоровья абитуриентов НВИ ВВ им. генерала армии И.К. Яковлева МВД РФ не выявил противоречий с общестатистическими данными по стране. Так, по данным Главного управления кадров и военного образования Минобороны России, из числа юношей, поступающих в вузы, более 40% составляют курсанты, отнесенные по результатам профессионального психологического отбора к третьей категории профессиональной пригодности, то есть минимально соответствующие предъявляемым к ним требованиям и лишь условно рекомендуемые для обучения.

Рис. 1. Результаты профессионального психологического отбора

Рис. 2. Результаты оценки уровня физической подготовленности

В 2012 г. в НВИ ВВ им. генерала И.К. Яковлева МВД России в исследовании приняли участие 443 абитуриента. Среди них 1-ю группу профессиональной пригодности (рекомендуется в первую очередь) никто не получил; 2-ю группу профессиональной пригодности (рекомендуется) получили 127 человек, что составило 28% от общего числа обследуемых абитуриентов; 3-ю группу (рекомендуется условно) получили 257 человек (58%); 4-ю группу (не рекомендуется) получили 59 человек (14%), рисунок 1.

Сравнительный анализ результатов профессионального отбора относительно социально-психологических характеристик кандидатов показывает, что у абитуриентов 2011 г. значительно выше моральные и волевые качества, однако практически у каждого пятого поступающего выявляются скрытые или явные нарушения адаптации или непродуктивные действия, имеются отдельные признаки нервно-психической неустойчивости.

По результатам профессионального отбора непосредственно в военном вузе большинство абитуриентов имеют 3-4-ю категории профессиональной пригодности (363 кандидата), что является тревожным фактором.

Кроме того, незначительно улучшились показатели уровня физической подготовленности кандидатов в сравнении с 2011 г. Так, 159 человек (38%) сдали экзамен на "отлично" против 135 (30%) в 2012 г., 122 (31%) и 135 (30%) человек соответственно - на "хорошо", 103 (26%)

и 138 (31%) - на "удовлетворительно" и 17 (5%) и 40 (9%) - на "неудовлетворительно", рисунок 2.

После проведения медицинской комиссии по медицинским показателям в 2012 г. было отказано в поступлении 25 кандидатам, в 2011 г. - 35.

Следует отметить, что нами был проведен анализ результатов окончательного медицинского освидетельствования кандидатов, претендующих на поступление в военный вуз за период 2007-2012 гг При этом были выявлены причины непригодности к поступлению на учебу в зависимости от установленных заболеваний, результаты представлены в таблице.

Исходя из данных, представленных в таблице 1, за 2012 г на первом месте были заболевания глаз (40,63%), на втором - болезни костно-мышечной системы (31,25%), на третьем - болезни кожи и подкожной клетчатки (6,2%). Прослеживается тенденция увеличения заболеваемости кандидатов.

Полученные нами данные согласуются со сведениями Р.Г. Айрапетова, согласно которым в среднем по России лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, 50% имеют серьезные морфофункци-ональные отклонения, 40% страдают хроническими заболеваниями. Каждый второй школьник имеет сочетание хронических расстройств, что резко снижает адаптационные возможности организма [1].

Уровень общей заболеваемости за наблюдаемый период отражает различия в состоянии здоровья между курсантами 1 и 5-го курсов. К наиболее значимым классам болезней можно отнести "Болезни нервной системы и органов чувств", за наблюдаемый период уровень заболеваемости у пятикурсников вырос в 1,5 раза; по классу "Болезни органов кровообращения" - в 1,4 раза; по клас-

су "Болезни органов пищеварения" - в 1,7 раза. В то же время показатель заболеваемости по классу "Болезни органов дыхания" уменьшился в 2,6 раза. В процессе обучения количество курсантов с 3-й группой состояния здоровья увеличивается с 5% на 1-м курсе до 8,5% на 5-м курсе. По остальным классам болезней существенной динамики в изменении уровня заболеваемости не выявлено.

У курсантов 3-5-х курсов при проведении анонимного анкетирования выявляется ряд социально-бытовых факторов, отрицательно влияющих на их состояние здоровья и успеваемость: недостаточная продолжительность сна - 15%, высокая распространенность курения - 38%, употребление алкоголя - 3%, дополнительные заботы у состоящих в браке - 14%. Причем количество курильщиков возрастает с 14% (1-й курс) до 38% (5-й курс). Уровень общей заболеваемости у курящих на 45% выше, а по заболеваемости ОРЗ - в 2 раза выше, чем у некурящих. У курящих на 23% чаще выявляются психические дезадап-тационные расстройства.

Значительное место в сохранении и укреплении здоровья курсантов занимают занятия физической подготовкой и спортом.

Приводим сравнительные данные состояния физической подготовки курсантов на 1 и 5-м курсах курсантов 1 и 2-й рот нашего института в сравнении 2007 и 2011 гг По итогам сдачи физической подготовки в 1-м семестре (2007-2008 учебный год) у личного состава 1-й роты средняя оценка была "хорошо", через 5 лет - оценка "отлично", во 2-й роте соответственно на 1-м курсе была оценка "удовлетворительно", через 5 лет - оценка "отлично".

Как видим, оценочные показатели, зарегистрированные на 1-м курсе, значительно улучшились к 5-му курсу

Таблица

Структура заболеваний (по классам болезней), ставших причиной непригодности кандидатов к поступлению на учебу за период 2007-2012 гг., %

№ п/п Заболевания 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

1 Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ - - - - - -

2 Болезни системы кровообращения 38,5 50,0 40,0 - - -

3 Болезни глаза и его придаточного аппарата 13,5 11,3 40,0 25 33,3 40,63

В том числе: Нарушение рефракции и аккомодации 2,7 2,7 - 8,4 30,7 40,63

Аномалии цветового зрения - - - 16,6 2,6 -

4 Психические расстройства и расстройства поведения - - - - - -

5 Болезни органов пищеварения - 5,5 - - 2,5 -

6 Болезни органов дыхания 2,7 - - - - -

7 Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани 29,7 22,2 10,0 33,3 30,7 31,25

8 Болезни мочеполовой системы 8,1 - - 16,6 10,2 -

9 Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин - 5,5 - - - -

10 Болезни нервной системы - - - - - -

11 Врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения - - - - - -

12 Болезни кожи и подкожной клетчатки 7,5 5,5 - 8,5 2,5 6,2

13 Некоторые инфекционные и паразитарные болезни - - - - - -

14 Болезни крови - - - - - -

15 Болезни уха и сосцевидного отростка - - - - 2,5 -

16 Новообразования - - - - - -

17 Прочие - - - 16,6 18,3 21,92

Всего 100 100 100 100 100 100

Наглядно отражаются успехи в физической подготовке курсантов: в период обучения в институте улучшились показатели в выполнении основных упражнений, отображающих силу, быстроту, выносливость.

Заключение

В результате проделанной работы было установлено, что между курсантами, обучающимися на 1 и 5-м курсах, имеются существенные различия в состоянии здоровья.

Результаты профессионального отбора свидетельствуют о необходимости усовершенствования существующей системы выявления и учета лиц с низким уровнем нервно-психической устойчивости в военкоматах и в военном институте, проведения среди них психопрофилактических и восстановительных мероприятий.

Анализ состояния проблемы позволяет утверждать, что пути и средства формирования отношений курсантов военных вузов МВД России к своему здоровью, в том числе к ориентации на здоровый образ жизни, исследованы недостаточно глубоко, несмотря на приоритетность сохранения и поддержания собственного здоровья для эффективного обучения, выполнения служебных обязанностей и будущей профессиональной деятельности.

Литература

1. Айрапетов Р.Г. Типичные нарушения здоровья в связи с прохождением современной военной службы // Нижегородский медицинский журнал. - 2007. - № 7. - С. 36-41.

2. Борцов В.А. Социальная дезадаптация и современные технологии ее профилактики : автореф. дис. ... канд. мед. наук.

- Новосибирск, 2000. - 15 с.

3. Бабенко А.И. Формирование и потеря человеческого капитала в Сибири // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья РАМН. -М., 2007. - С. 18-20.

4. Григорьев Ю.Г. Резервы увеличения продолжительности жизни населения Сибири : автореф. дис. ... докт. мед. наук. -Новосибирск : РАМН НЦ КиЭМ, 2000. - 39 с.

5. Грачёв Р.В. Системный анализ уровня здоровья курсантов военного института и его оптимизация фитопрепаратом "Болюсы Хуато" : автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Тула, 2008.

- 22 с.

6. Евдокимов В.И, Боченков А.А. Оценка и корригирование нервно-психической неустойчивости у курсантов-моряков : науч.-метод. изд. - СПб. : ВСОК ВМФ, 2003. - 17 с.

7. Коновалов А.И. Медико-социальные аспекты адаптации курсантов высших военно-учебных заведений профессионального образования к учебе и военной службе : автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Иваново, 2003. - 24 с.

8. Лисицын Ю.П. Концепция факторов риска и образа жизни // Здравоохранение Российской Федерации. - 1998. - № 3. - С. 49-52.

9. Передельский С.В. Медико-социологическая характеристика здоровья курсантов : автореф. дис. ... канд. мед. наук. -СПб., 2009. - 27 с.

10. Шубин И.В. Диагностика и лечение табачной зависимости во внутренних войсках МВД России : метод. реком. - М., 2012. - С. 4-37.

Поступила 15.11.2013

Сведения об авторах

Сартаков Павел Геннадьевич, подполковник медицинской службы, старший преподаватель кафедры обеспечения служебно-боевой деятельности Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России. Адрес: 630114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенс-кое плато, 6/2. E-mail: [email protected]

Новосёлов Владимир Павлович, докт. мед. наук, профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России.

Адрес: 630114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенс-кое плато, 6/2.

Самчуков Григорий Геннадьевич, полковник, доцент, начальник кафедры обеспечения служебно-боевой деятельности Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России.

Адрес: 630114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенс-кое плато, 6/2.

Алябьев Федор Валерьевич, докт. мед. наук, профессор, заведующий кафедрой судебной медицины с курсом токсикологической химии ГБОУ ВПО СибГМУ Минздрава России.

Адрес: 634050, г. Томск, Московский тракт, 2. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.