УДК 613:614:616-071
АСПЕКТЫ УЛУЧШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ АБИТУРИЕНТОВ
ВОЕННОГО ИНСТИТУТА
П.Г. Сартаков1, В.П. Новоселов1, В.В. Полич1, Ф.В. Алябьев2
'Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России 2ГБОУ ВПО "Сибирский государственный медицинский университет" Минздрава России, Томск
E-mail: [email protected]
ASPECTS OF HEALTH IMPROVEMENT IN APPLICANTS TO MILITARY INSTITUTE P.G. Sartakov1, V.P. Novoselov1, V.V. Polich1, F.V. Alyabyev2
'Novosibirsk Military Institute of Internal Troops n.a. General I.K. Yakovlev, the Russian Ministry of Internal Affairs
2Siberian State Medical University, Tomsk
В статье рассмотрены проблемы состояния здоровья кандидатов, поступающих в военный институт внутренних войск МВД России. Методологическую основу работы составили положения исследований медицины, педагогики и психологии. Основными методами в ходе проведения работы были: анализ, синтез, сравнение, аналогия, метод дедукции, метод индукции, диалектический метод, обобщение и др. Результатами исследования являются теоретические положения, которые можно использовать в современной медицине и образовательной практике. Ключевые слова: абитуриент, состояние здоровья, конкурс, курсанты военного института.
The article presents the health-related problems of candidates entering the Military Institute of Internal Troops of the Russian Ministry of Internal Affairs. Methodology of the work was based on the studies in the fields of medicine, pedagogy, and psychology. The main methods of the project included the analysis, synthesis, comparison, analogy, deduction method, induction method, dialectical approach, generalization, and others. Results of the study are represented with theoretical ideas that can be used in modern medicine and education. Key words: applicant, health status, competition, military institute cadets.
Введение
Проблемы комплектования военно-учебных заведений Внутренних Войск МВД России личным составом, обладающим необходимыми для успешного обучения показателями физического и психического здоровья, уровнем базовых знаний и личностными характеристиками, а также вопросы повышения эффективности их военно-профессиональной подготовки на современном этапе реформирования войск приобретают первостепенное значение.
Одним из факторов, определяющим здоровье абитуриентов, является преемственность состояния здоровья детей и подростков. По данным Всероссийской диспансеризации детей, за последние 5 лет заболеваемость детей до 14 лет увеличилась на 21,7%, у подростков - на 24%, здоровых оказалось лишь 33,5% обследованных. На диспансерном учете состоят 68% детей, 73% нуждаются в амбулаторном лечении, 10% требуют стационарного лечения. От этих поколений детей и подростков при вступлении во взрослый период жизни не приходится ожидать сколько-нибудь существенной позитивной динамики заболеваемости и физического развития [4]. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, из 13,62 миллионов детей, обучающихся в школах, только 21,4% абсолютно здоровы, 21% имеют хронические, в том числе инвалидизирующие заболевания. Общая заболеваемость подростков в возрасте до 14 лет возросла за последние 5 лет на 9,3%, а юношей и девушек
в возрасте 15-17 лет включительно - на 11,6% [5]. Статистические данные показывают, что сегодня 90% молодых граждан России имеют какие-либо отклонения от нормы, 70% - хронические заболевания, 33% юношей каждый день употребляют алкоголь, 30% - хотя бы раз в жизни пробовали наркотики [9]. В настоящее время удельный вес юношей, освобожденных от призыва из-за неудовлетворительных показателей состояния здоровья, уже составляет 30-35%. Две трети юношей имеют те или иные ограничения к военной службе. В среде подростков отмечается слабая психологическая мотивация к исполнению своего воинского долга, формированию здорового образа жизни. Почти 50% выпускников средних школ имеют те или иные хронические заболевания и ограничения в выборе профессий по состоянию здоровья [11]. Показатели болезненности и первичной заболеваемости психическими расстройствами в подростковой популяции на протяжении 10 лет превышали по темпам роста аналогичные показатели у взрослых практически в 2 раза [2].
В целом данная негативная тенденция, обусловленная социально-экономической ситуацией в России, в полной мере коснулась всех контингентов молодежи, имеющих отношение к военной службе: военнослужащие по призыву, абитуриенты военных ВУЗов, молодые офицеры [8].
Среди обучающихся в военных ВУЗах закладывается потенциал личного состава контрактной службы на период 5-25 лет вперед, а его здоровье даже в период обучения сложно назвать достаточно крепким: курсант бо-
леет гораздо чаще, чем офицер или студент гражданского ВУЗа [10]. Основные же проблемы комплектования современных Вооруженных Сил Российской Федерации офицерским составом обусловлены ухудшением психического и соматического состояния здоровья выпускников военных вузов, недостаточными резервами адаптационных возможностей при прохождении ими военной службы [6]. Многолетние исследования, выполненные большим числом научных коллективов и отдельными учеными, показывают, что за период обучения в высших учебных заведениях число лиц с хроническими заболеваниями и функциональными нарушениями возрастает [8]. Кардинальные пути решения этой проблемы на сегодняшний день не определены, многие вопросы сохранения и укрепления здоровья молодых людей, обучающихся в военных вузах, до настоящего времени остаются мало изученными. Прежде всего это относится к курсантам молодого возраста (в большинстве своем выпускникам средних школ), которые вскоре должны составить основу офицерского корпуса страны [3].
В настоящее время обучение в военном ВУЗе характеризуется повышенными информационными нагрузками, высоким психоэмоциональным напряжением и возросшими расходами функциональных резервов адаптации, что существенно влияет на военно-профессиональную работоспособность военнослужащих. Термином "военно-профессиональная работоспособность" обозначается способность человека к выполнению конкретной работы в рамках поставленных перед ним учебно-боевых и боевых задач [11]. В современных условиях интенсификации учебного процесса в военных ВУЗах имеет место комплексное воздействие на курсантов социально-гигиенических и медико-биологических факторов, которые могут являться факторами риска возникновения болезней [7].
Цель исследования: комплексный анализ процесса комплектования военных ВУЗов внутренних войск.
При этом решались следующие задачи:
1. Проанализировать результаты конкурсного отбора
абитуриентов.
2. Провести анализ структуры заболеваний в соответствии с существующими классами болезней по МКБ-
10 среди кандидатов.
Материал и методы
Объектом исследования послужил Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала
Таблица 1
Характеристика конкурсного отбора в Новосибирский военный институт внутренних войск МВД России за период с 2009 по 2013 гг.
Годы Поступило личных дел Направлено вызовов Прибыло для сдачи экзаменов Зачислено для обучения
2009 653 615 575 237
2010 643 616 565 275
2011 763 744 650 320
2012 803 764 640 295
2013 885 858 734 291
И.К. Яковлева МВД России в 2009-2013 гг
Материалом для исследования кандидатов стали отчеты учебного отдела института, личные дела абитуриентов, амбулаторные журналы, журналы медицинской службы, медицинские отчеты по заболеваемости, медицинские отчеты военно-врачебных комиссий, статистические справочники, информационные бюллетени с показателями состояния здоровья военнослужащих Министерства обороны РФ, внутренних войск МВД России, абитуриентов военных ВУЗов МВД России, обзоры военно-медицинского управления Главного командования внутренних войск МВД России.
В комплекс методов исследования, проводимого в условиях института, вошло анкетирование с использованием специально разработанных анкет, общеклинические методы исследования, тестирование, экспертные оценки, беседы с командирами взводов, преподавателями и абитуриентами.
Исследование проводилось на протяжении 2009-2013 гг. на базе Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала И.К. Яковлева МВД России. В исследовании участвовало 3564 кандидата, прибывших для поступления в институт за последние пять лет. Перед поступлением все они были освидетельствованы военно-врачебными комиссиями военных комиссариатов и признаны годными по состоянию здоровья для обучения в высших военных учебных заведениях.
Качественное комплектование военных учебных заведений переменным составом предполагает, в первую очередь, наличие достаточного числа претендентов, обеспечивающих необходимый конкурс среди кандидатов (табл. 1).
За 2 последних года произошло увеличение поступления личных дел кандидатов, чему способствовала заблаговременно проведенная работа по проведению профессиональной ориентации среди военнослужащих в региональных командованиях и проводимая политика государства по социальным гарантиям для военнослужащих. Тем не менее, конкурс в Новосибирский военный институт остается низким: за период с 2010 по 2013 гг он составил от 2,04 до 2,52 человек на место, что естественно, не позволяет в полной мере исключить прием на обучение лиц с низким уровнем базовых знаний и слабо развитыми морально-психологическими, психофизиологическими и физическими качествами.
Результаты и обсуждение
Сравнительный анализ показателей соматического и психического здоровья абитуриентов Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала И.К. Яковлева МВД РФ не выявил противоречий с общестатистическими данными по стране. По данным Главного управления кадров и военного образования Минобороны России, из числа юношей, поступающих в военные ВУЗы, более 40% составляют курсанты, отнесенные к 3-й категории профессиональной пригодности, то есть минимально соответствующие предъявляемым к ним требованиям и лишь условно рекомендуемые для обучения [8].
За последние пять лет в Новосибирском военном институте внутренних войск им. генерала И.К. Яковлева МВД
России в определении профессиональной пригодности участвовало 2305 кандидата, из которых 1-ю группу профессиональной пригодности (рекомендуется в первую очередь) получил лишь 1 человек, 2-ю группу профессиональной пригодности (рекомендуется) получили 532 человека (23% из числа обследуемых абитуриентов), 3-ю группу (рекомендуется условно) получили 1385 человек (60%) и 4-ю группу (не рекомендуется) получили 387 человек (16,9%).
Необходимо заметить, что практически у каждого пятого поступающего выявляются скрытые или явные акцентуации характера (т.е. нарушения адаптации или непродуктивные действия), имеются отдельные признаки нервно-психической неустойчивости.
Именно эти характеристики выступают в роли ведущего фактора, предопределяющего успешность профессионально-психологической и социальной адаптации курсантов в дальнейшей профессиональной деятельности, и поэтому именно их необходимо формировать с первых дней обучения курсантов в стенах военного института.
Приемная комиссия свою работу проводит на базе учебного центра военного института.
Будущие курсанты сразу начинали адаптироваться к военной службе. Наиболее важными условиями для адаптации явились: строгая регламентация повседневной жизни, вхождение во вновь созданный коллектив, обязательное посещение занятий и самостоятельной подготовки, передвижение по территории учебного центра только в строю, несение службы в нарядах, проживание в полевых условиях, что быстро выявляло тех, кто ошибся в выборе профессии (в 2013 г. в первые трое суток убыло 18 человек; в 2009-2012 гг. убывало по 50-60 человек).
В 2013 г. улучшились показатели по физической под-
готовке в сравнении с прошлыми годами (табл. 2).
Процентное соотношение кандидатов, признанных негодными к поступлению на учебу из числа военнослужащих, варьирует от 0 до 2,7%.
До 2009 г. на первом месте среди болезней, по которым абитуриенты признавались негодными к поступлению в ВВУЗ, находились "Болезни системы кровообращения" - 40-50% . С 2010 г. лидирующие позиции стали занимать "Болезни глаза и его придаточного аппарата" -33,3-40,63%, на втором месте "Болезни костно-мышеч-ной системы и соединительной ткани" - 31,25-37,5%, на третьем - "Болезни мочеполовой системы" - 8,3-16,6%, далее "Болезни кожи и подкожной клетчатки" - 6,2-8,5%, среди прочих заболеваний в динамике отмечается увеличение доли ожирения - 3,1-5,9%.
Полученные нами данные согласуются со сведениями Р.Г. Айрапетова [1], согласно которым в среднем по России лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, 50% имеют серьезные морфофунк-циональные отклонения и 40% страдают хроническими заболеваниями. Каждый второй школьник имеет сочета-
Таблица 2
Результаты экзаменов по физической подготовке при отборе в Новосибирский военный институт внутренних войск МВД России за период с 2009 по 2013 гг.
Годы Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
2009 188 118 71 16
2010 155 123 76 24
2011 135 135 138 40
2012 159 122 103 17
2013 216 120 81 16
Таблица 3
Структура заболеваемости кандидатов в Новосибирский военный институт внутренних войск МВД России за период с 2009 по 2013 гг.
№ п/п Заболевания 2009 2010 2011 2012 2013
1 Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ - - - - -
2 Болезни системы кровообращения 40 - - - 8,3
3 Болезни глаза и его придаточного аппарата В том числе: 40 25 33,3 40,63 33,3
Нарушение рефракции и аккомодации - 8,4 30,7 40,63 33,3
Аномалии цветового зрения - 16,6 2,6 - -
4 Психические расстройства и расстройства поведения - - - - -
5 Болезни органов пищеварения - - 2,5 - -
6 Болезни органов дыхания - - - - -
7 Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани 10 33,3 30,7 31,25 37,5
8 Болезни мочеполовой системы - 16,6 10,2 - 8,3
9 Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин - - - - 4,2
10 Болезни нервной системы - - - - -
11 Врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения - - - - -
12 Болезни кожи и подкожной клетчатки - 8,5 2,5 6,2 -
13 Некоторые инфекционные и паразитарные болезни - - - - -
14 Болезни крови - - - - -
15 Болезни уха и сосцевидного отростка - - 2,5 - -
16 Новообразования - - - - -
17 Прочие - 16,6 18,3 21.92 8,4
Всего 100 100 100 100 100
11,9%
Класс V «Шикипесык расстройства и расстройства поведения
- К пасс М «Болезни нервной системы ■
- Класс X «Болсзш органов дыхания»
- Класс XI «Бояегнн органов пшцевар сния»
- К ласс XIX «Травмы и отравления"
Рис. 1. Структура причин отчисления курсантов НВИ ВВ МВД России по болезни (в 2006-2013 учебных годах в %)
ние хронических расстройств, снижающих адаптационные возможности организма [6].
Структура заболеваний, по которым кандидаты при окончательном медицинском освидетельствовании признаны негодными к поступлению на учебу, представлена в таблице 3.
Основные недостатки деятельности военно-врачебных комиссий военных комиссариатов различных регионов, выявленные при окончательном медицинском освидетельствовании кандидатов, к сожалению, повторяются ежегодно, к ним относятся следующие нарушения:
- дефекты в определении групп здоровья и степени годности кандидатов к поступлению в военный институт;
- при изучении личных дел абитуриентов перечень медицинских документов не соответствует установленным формам;
- по прибытии на освидетельствование в Новосибирский военный институт у кандидатов отсутствуют результаты необходимых обследований (рентгенограммы, анализы крови и ЭКГ), по словам абитуриентов, указанные обследования остаются в комиссариатах.
Как следствие, в результате низкого конкурсного набора, дефектов работы медицинских комиссий и элементов диссимуляции кандидатов (попытки скрыть имеющиеся заболевания) среди зачисленных курсантов встречаются лица с хроническими заболеваниями. Данная категория продолжает пополнять группу курсантов, отчисляемых в дальнейшем по состоянию здоровья. Характеристика динамики отчисления курсантов Новосибирского военного института по причине болезни в зависимости от курса обучения представлена в таблице 4.
Очевидно, что основная доля отчислений приходится на 1-й (40,8%) и 2-й (22,2%) курсы.
Отчисленные по болезни курсанты - несостоявшиеся лейтенанты - недополучили образование в военном институте, что привело к ощутимым экономическим и кадровым потерям.
На рисунке 1 представлен анализ структуры заболеваний в соответствии с существующими классами болезней по МКБ-10, явившихся причинами отчислений курсантов из института за последние годы. Как это ни прискорбно, на первом месте "Психические расстройства и расстройства поведения" - 43,2%.
Таблица 4
Динамика отчисления курсантов из Новосибирского военного института внутренних войск МВД России по болезни
Период обучения Всего отчислено по болезни 1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс 5-й курс
2006-2011 2 1 1
2007-2012 7 1 2 3 1
2008-2013 4 1 3
2009-2013 2 2
2010-2013 5 4 1
2011-2013 4 3 1
2012-2013 3 2 1
Всего 27 11(40,8%) 6(22,2%) 2(7,4%) 6(22,2) 2(7,4%)
Заключение
При анализе состояния здоровья призывной молодежи, абитуриентов и курсантов Новосибирского военного института внутренних войск МВД России выявляется крайне тревожная ситуация с тенденцией к дальнейшему ухудшению физического и психического здоровья.
На сегодняшний день оптимальным путем улучшения качества здоровья курсантов представляется повышение конкурсных требований к кандидатам и дальнейшее совершенствование профессионального отбора абитуриентов, что включает в себя следующие мероприятия:
1. Использование средств наглядной агитации, сайта военного института, видеодисков с фильмом о военном институте для проведения профессиональной ориентации среди военнослужащих по призыву и гражданской молодежи.
2. Проведение выступлений курсантов в средних образовательных учреждениях и воинских частях в ходе войсковой стажировки и зимнего каникулярного отпуска в различных регионах.
3. Проведение качественного изучения поступающих личных дел, вызова кандидатов для сдачи вступительных экзаменов и проведения тщательного конкурсного отбора.
4. Усиление взаимодействия с военно-врачебными комиссиями военных комиссариатов и Управлениями внутренних дел различных регионов для исключения дефектов в оформлении личных дел и в проведении медико-психологических обследований кандидатов.
5. С кандидатами, прибывшими для сдачи вступительных экзаменов, в обязательном порядке проводить обследование на предмет употребления наркотических, психотропных веществ и алкоголя.
Важную роль при этом будет играть повышение привлекательности военной службы (проведение мероприятий по улучшению материальных и социальных условий ее прохождения), что, разумеется, потребует серьезных материальных затрат, но окупится полностью за счет поступления в распоряжение силовых структур военнослужащих, отвечающих высоким физическим, интеллектуальным и психологическим требованиям, предъявляемым к военнослужащим внутренних войск России.
Литература
1. Айрапетов Р.Г. Типичные нарушения здоровья в связи с прохождением современной военной службы // Нижегородский медицинский журнал. - 2007. - № 7. - С. 36-41.
2. Баурова Н.Н., Костюк Г.П. Психологические факторы невротических расстройств у курсантов военных вузов // Психиатрия. - 2010. - Т. 11. - С. 108-116.
3. Блеер А.Н. Анализ концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года по проблемам здоровья, воспитания и спорта // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2011. - № 4. - С. 15-18.
4. Былков Э.С. Совершенствование системы диспансеризации военнослужащих с использованием методов донозологи-ческой диагностики физического здоровья : автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Кемерово, 2010. - 110 с.
5. Гудова Т.Г. Роль своевременного выявления психических расстройств у подростков для комплектования военно-учебных заведений здоровым контингентом // Научные труды ГИУВ МО РФ. - М., 2002. - Т. 1. - С. 55.
6. Ким А.В. Научное обоснование современных подходов по формированию системы медицинского обеспечения подготовки молодежи к военной службе : автореф. дис. ... докт. мед. наук. - СПб., 2012. -28 с.
7. Киселёв С.В. Гигиеническая оптимизация условий и режима обучения курсантов специализированного училища : автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Мытищи, 2010. - 32 с.
8. Передельский С.В. Медико-социологическая характеристика здоровья курсантов : автореф. дис. ... канд. мед. наук. -СПб., 2009. - 29 с.
9. Степович С.А. Совершенствование медико-организационных мероприятий, направленных на улучшение показателей здоровья и распределение по категориям годности к военной службе подростков на этапе подготовки к военной службе : автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Иваново, 2005.
- 30 с.
10. Фадькин К.Н. Формирование ценностного отношения к здоровью у курсантов военных вузов средствами социально-культурной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук.
- Тамбов, 2012. - 29 с.
11. Филичкин Б.Е. Медико-социальные проблемы формирования здоровья молодых мужчин, обучающихся в военных и гражданских учреждениях высшего профессионального образования : автореф. дис. ... канд. мед. наук. - СПб., 2006. -31 с.
Поступила 19-05-2014
Сведения об авторах
Сартаков Павел Геннадьевич, старший преподаватель кафедры обеспечения служебно-боевой деятельности Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России. Адрес: 630114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенс-кое плато, 6/2. E-mail: [email protected]
Новосёлов Владимир Павлович, докт. мед. наук, профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России.
Адрес: 630114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенс-
кое плато, 6/2.
E-mail: [email protected]
Полич Виктор Валентинович, заместитель начальника военного института по учебной работе Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России. Адрес: 630114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенс-кое плато, 6/2. E-mail: [email protected]
Алябьев Федор Валерьевич, докт. мед. наук, профессор, заведующий кафедрой судебной медицины с курсом токсикологической химии ГБОУ ВПО "Сибирский государственный медицинский университет" Минздрава России.
Адрес: 634050, г. Томск, ул. Московский тракт, 2. E-mail: [email protected]