ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
УДК 613.1/9-616-01/09
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ВОЕННОМ ИНСТИТУТЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
КУРСАНТОВ
П.Г. Сартаков1, В.П. Новоселов1, М.А. Захарова2, М.Ш. Беликова2, С.В. Чусовлянова3
'Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России Региональный медицинский центр профилактики, Новосибирск 3Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF MEDICAL PREVENTION MEASURES IN MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS AN IMPORTANT FACTOR OF HEALTH
PROMOTION AMONG CADETS
P.G. Sartakov1, V.P. Novoselov1, M.A. Zakharova2, M.Sh. Belikova2, S.V. Chusovlyanova3
'Novosibirsk Military Institute of Internal Forces n.a. the Army General I. K. Yakovlev, Russian Ministry of Internal Affairs
2The Regional Center of Medical Prevention, Novosibirsk 3Siberian Transport University, Novosibirsk
В статье отражено обоснование необходимости внедрения в программу высшего профессионального обучения и подготовки квалифицированных военных кадров учебно-методического комплекса, направленного на формирование устойчивых мотиваций к ведению здорового образа жизни и сохранению высокого уровня здоровья в течение всей жизни будущих военнослужащих. Для реализации поставленной цели были решены следующие исследовательские задачи: проведено медико-социологическое исследование с анализом медицинской документации, разработан учебно-методический комплекс "Научное мировоззрение и ценностные мотивации курсантов на здоровье и здоровый образ жизни".
Ключевые слова: военный институт, курсанты, здоровье, учебно-методический комплекс.
The article presents rationale for an introduction of a training complex into the program for higher professional education and training of qualified military personnel. The aim of the training complex is to form stable motivations for a healthy lifestyle and maintaining a high level of health throughout the life of future soldiers. To achieve this goal, the following research objectives were completed: medical case study with an analysis of the medical documentation was performed; training complex "Scientific view of the world was developed; and value motivations of cadets for health and healthy lifestyle".
Key words: Military Institute, cadets, health, behavior training complex.
Формирование устойчивых мотиваций к ведению здорового образа жизни среди подрастающего поколения - одно из приоритетных направлений государственной политики по укреплению здоровья населения.
Для успешного осуществления процесса подготовки в системе высшего профессионального образования, особенно военных институтов, необходимы прежде всего обучающиеся с высоким уровнем здоровья, способные к высоким физическим и психоэмоциональным нагрузкам, ведущие здоровый образ жизни [1].
Но по факту мы имеем ухудшение показателей здоровья курсантов от первого к последнему курсу вместо их нарастания (которое заложено в идеологию подготовки профессиональных кадров). Сложившаяся ситуация явилась основанием для проведения медико-социологического исследования и педагогического эксперимента.
Цель исследования: на основе медико-социологического исследования обучающихся (курсантов), оценки факторов риска и показателей заболеваемости разработать и научно обосновать направления совершенствова-
ния лечебно-профилактического обеспечения и учебно-воспитательного процесса подготовки военнослужащих (для снижения уровня заболеваемости курсантов и их досрочного увольнения из войск). В цели нашего исследования входило обоснование необходимости внедрения в программу высшего профессионального обучения и подготовки квалифицированных военных кадров учебно-методического комплекса, направленного на формирование устойчивых мотиваций к ведению здорового образа жизни и сохранению высокого уровня здоровья в течение всей жизни военнослужащих. Задачи исследования:
1. Провести оценку уровня, структуры заболеваемости и нетрудоспособности по классам заболеваний среди курсантов разных курсов.
2. На основании анкетирования изучить медико-социальные характеристики курсантов, исследовать распространенность неблагоприятных факторов образа жизни и оценить их влияние на состояние здоровья курсантов.
3. Разработать учебно-методический комплекс цикла "Научное мировоззрение и ценностные мотивации курсантов на здоровье и здоровый образ жизни" для преподавания курсантам 1-2-го курсов в рамках различных учебных дисциплин.
Материал и методы
Объектом исследования явились 1073 курсанта Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России.
Предмет исследования: медико-социологические критерии состояния здоровья курсантов за период обучения в высшем учебном заведении внутренних войск.
База исследования: Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России.
Проанкетировано 1073 курсанта в возрасте от 16 до 36 лет (20,22+1,74). Из общего числа опрошенных 20,32% (218 чел.) составили курсанты 1-го курса; 13,98% (150 чел.) - курсанты 2-го курса; 17,05% (183 чел.) - курсанты 3-го курса; 22,83% (245 чел.) - курсанты 4-го курса и 25,82% (277 чел.) - курсанты 5-го курса.
На основании методики "Оценка риска, связанного с воздействием факторов образа жизни на здоровье населения" произведен расчет возможного риска возникновения заболеваний, связанных с потреблением табака.
Оценка зависимости "фактор-эффект" представляет собой процесс количественной характеристики информации об уровне действия (выраженности) факторов риска, связанных с образом жизни, и установлении связи между воздействующим фактором и вероятностью возникновения вредного эффекта [4]. Для оценки зависимости "фактор - эффект" в отношении влияния активного курения на здоровье респондентов использовались показатели суточного поступления никотина в организм. Зависимости "фактор - эффект", полученные на основе эволюционных детерминированных моделей, описывают связь факторов образа жизни как с отдельными, так и агрегированными ответами, учитывая при этом процес-
сы естественного старения организма. Индивидуальный риск рассчитывался для четырех эффектов: развития ишемическая болезнь сердца (ИБС); рак легкого; рак полости рта и хронический бронхит (ХБ). Риск вышесказанных эффектов рассчитывался для каждого ежедневно курящего респондента с учетом возраста начала курения и количества выкуриваемых сигарет в день. Индивидуальный риск в течение всей жизни, равный или более 1х10-3 неприемлем ни для населения, ни для профессиональных групп; более 1х10-4, но менее 1х10-3 приемлем для профессиональных групп и неприемлем для населения в целом; более 1х10-6, но менее 1х10-4 соответствует предельно допустимому риску, т.е. верхней границе приемлемого риска; равный или меньше 1х10-6 - предельно малый риск, не отличающийся от обычных, повседневных рисков [4].
Рассматривалось три варианта (модели) воздействия фактора: вариант 1 - без воздействия фактора риска, вариант 2 - при воздействии табакокурения с момента начала приема до конца жизни, вариант 3 - с момента начала курения, потом бросил и не курил.
Статистическая обработка прочих данных (не входивших в форму опроса "фактор - эффект") проводилась с использованием пакета программ SPSS v. 20. Проверку нормальности распределения в исследуемых выборках проводили с использованием критерия Колмогорова-Смирнова. Для каждой выборки вычисляли абсолютные и относительные частоты, а также среднее значение признака и стандартное отклонение. В случае ненормального распределения использовали методы непараметрической статистики. Для сравнения относительных показателей использовали критерий хи-квадрат Пирсона. Для расчета меры связи между полученными данными рассчитывался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Обсуждение
Эволюционные модели риска вредного воздействия табакокурения на организм респондентов в исследовании даны в сравнении с вариантом 1 (без воздействия этого фактора риска). Такой подход позволяет демонстрировать большую вероятность возрастной причины развития некоторых заболеваний после достижения определенного возраста.
Анализ показал, что около 19% курсантов являются регулярно курящими (средний возраст начала курения -15 лет). Большинство же курсантов (67,1%), принявших участие в исследовании, не имеют опыта активного курения.
Риск развития заболеваний был рассчитан как медианный показатель для каждой целевой группы (курс), так и в режиме "индивидуальный показатель риска" для "самого курящего" респондента, выявленного в ходе исследования (порядковый номер анкеты - 292) - курит с 18 лет, количество сигарет за три дня 20:40:40.
По данным расчета у такого респондента риск формирования рака легкого, если он не бросит курить (вариант 2) - 36 лет (1,04E-04), и при моделировании условия - курсант бросил курить "сейчас" (вариант 3) - 43 года (1Д0Е-04) при эволюционном значении для данной нозологии (вариант 1) - 60 лет.
Расчет "точки достижения неприемлемого риска" у
данного респондента для развития:
- рака полости рта: вариант 2 - 51 год (1,02Е-04), вариант 3 - 57 лет (1,02Е-04) при эволюционном риске (вариант 1) - 64 года.
- ИБС: вариант 2 - 37 лет (1,09Е-04), вариант 3 - 39 лет (1,07Е-04) при варианте 1 - 43 года.
- ХБ: вариант 2 - 53 года (1,07Е-04), вариант 3 - 64 года (1,04Е-04) при варианте 1 - >80 лет.
Данные о большей вероятности эволюционной причины развития некоторых заболеваний после достижения определенного возраста аналогичны и при вычислении медианного показателя во 2 и 3-м вариантах моделирования ситуации риска развития заболеваний. Также в ходе исследования была выявлена:
- средняя положительная корреляционная связь (0,5<г<=0,7) между уровнем успеваемости и уровнем интеллектуального развития курсантов (г=0,56);
- слабая положительная корреляционная связь (0,3<г<=0,5) между такими критериями, как состояние здоровья и уровень успеваемости, состояние здоровья и уровень интеллектуального развития курсантов, физическое развитие и уровень успеваемости, физическое развитие и уровень интеллектуального развития курсантов (г=0,37);
- очень слабая корреляционная связь (0,1<г<=0,3) между состоянием здоровья и физическим развитием (1=0,28).
Кроме того, полученные данные демонстрируют наличие средней прямой корреляционной связи между такими критериями, влияющими на здоровье курсантов, как:
- гигиенические условия и качество питания (г=0,55);
- уровень медицинского обеспечения и качество питания (Г=0,60);
- уровень медицинского обеспечения и гигиенические условия казарменных и учебных помещений (г=0,50).
Здоровый образ жизни, по мнению курсантов, сводится, согласно значимости полученных корреляционных связей, к борьбе с курением (слабая корреляционная связь: г=0,36) и употреблением алкоголя (очень слабая корреляционная связь: г=0,27), слабо влияет на состояние здоровья (очень слабая связь: г=0,26). При этом курение, по мнению курсантов, фактически не влияет на состояние здоровья (г=0,07).
Остальные параметры исследования лежат в области очень слабой или незначимой корреляционной связи. Обращает на себя внимание тот факт, что в эту категорию попадают практически все взаимосвязи параметра "самооценка уровня здоровья курсантов в настоящее время". Что следует считать показателем низкой культуры знаний о здоровьеохранительном поведении и несфор-мированного ответственного отношения к здоровью (в том числе с позиции профессиональной пригодности).
Отмечено также, что большинство курсантов склонны к одобрению здорового образа жизни. Наиболее критичны к себе и осознают, что мало делают для своего здоровья, курсанты 2-го курса. Практически все курсанты осознают важность ведения здорового образа с молодости.
Тем не менее, опрос показал, что курсанты на 1-3-м курсах (более 27%) чаще выпускников (около 15%) употребляют алкоголь, но при этом статистически значимо меньше по сравнению с курсантами 4-го курса (41%). В то же время тревожным является тот факт, что количество курящих от 1-го к 5-му курсу возрастает примерно на 12%.
Кроме того, среди факторов, оказывающих отрицательное влияние на психологическое состояние и здоровье, курсанты разных курсов выделяют высокие нагрузки военной службы и учебы; недосыпание, связанное с несением службы (караулы, наряды); трудности в общении с командирами, при этом:
- первокурсники испытывают меньшие нагрузки военной службы и учебы, чем курсанты 3-5-го курсов;
- третьекурсники более других курсантов испытывают недостаток сна при несении службы, 5-й курс - достоверно меньше других;
- наиболее напряженные отношения с командирами зарегистрированы у курсантов 4-го курса, а первокурсники скорее подвержены "ломке гражданских стереотипов", чем объясняется довольно высокое значение в процентном соотношении данного параметра, но незначимое отличие от 2, 3, 5-го курсов. Курсанты 3-5-го курсов чаще бывают недовольны
качеством питания (оценку "плохо" дали более половины опрошенных четверокурсников, около 40% третьекурсников и более 36% выпускников), чем перво- и второкурсники (5 и 16% соответственно). Положительная оценка чаще дается курсантами 1-го курса (почти 63%), второкурсники склонны оценивать качество питания как "удовлетворительное" (почти 52%).
Состоянием и гигиеническими условиями казарменных и учебных помещений более других довольны первокурсники (63%) и третьекурсники (46%), тогда как курсанты 5-го курса чаще оценивают их на "удовлетворительно" (51%) или даже "плохо" (более 18%). Каждый второй курсант 4-го курса также оценивает гигиенические условия казарменных и учебных помещений на "удовлетворительно".
При оценке уровня медицинского обеспечения большинство положительных оценок дается курсантами 1-го курса (почти 73%), а негативных - курсантами 3-5-го курсов (треть опрошенных из числа курсантов указанных курсов).
Выходом из сложившейся ситуации является определение базовой фундаментальной науки для прикладной практической дисциплины и создание учебно-методического комплекса такой дисциплины в программах среднего специального и высшего профессионального образования. Таким образом, формирование новой системы ценностных мотиваций курсантов на здоровье и здоровый образ жизни, активные гражданская и социальная позиции, заложенные с детства и закрепленные в юности, станут основой для успешной самореализации потенциальных возможностей личности, столь необходимой для развития национальной безопасности нашего государства.
Для решения вышеуказанных проблем был разрабо-
Рис. 1. Модель системы медико-социологического проектирования ЗОЖ (Захарова М.А., 2009)
тан учебно-методический комплекс цикла "Научное мировоззрение и ценностные мотивации курсантов на здоровье и здоровый образ жизни" для преподавания курсантам 1-2-го курсов в рамках различных учебных дисциплин и изучения при проведении самостоятельной подготовки курсантов. Данный цикл является одной из основных составляющих стратегии профессионального успеха курсантов в соответствии с военно-профессиональными компетенциями (ВПК), и в данный момент проводится его апробация.
Обеспечение, сохранение, укрепление и улучшение здоровья курсанта становится важным компонентом современного высшего профессионального образования -
отражением общественного заказа на подготовку не только грамотного специалиста, но и человека, способного эффективно противостоять стрессам, природно-климатическим, эргономическим, социальным и другим факторам, влияющим на работоспособность и общее самочувствие человека [3].
Анализ современных оздоровительных систем высших военных учебных заведений показывает, что их основой (при всей глубине структурной модернизации и полноте оснащенности медицинской техникой), как правило, остаются технологии выявления уже заболевших курсантов. Эти системы являются убыточными за счет очень большого потребления человеческих и финансо-
Рис. 2. Комплексный план формирования ЗОЖ и профилактики неинфекционных заболеваний (Бойцов С.А., 2014)
вых ресурсов, затрачиваемых на учет и отчетность по заболеваемости обучающихся перед вышестоящими организациями.
В соответствии с требованиями международных стандартов серии ИСО 9000, необходимы принципиально новые системы, носящие непрерывный циклический характер и основанные на технологиях формирования мотиваций к здоровому образу жизни и ранней донозо-логической диагностике состояния здоровья курсантов.
Такой подход позволяет не только поддерживать, но и укреплять здоровье каждого курсанта в процессе всего периода обучения, а также формировать стойкое представление о требованиях будущей профессии к образу жизни современного офицера.
Высшее учебное заведение, выступая как ответственный производитель уникальных образовательных продуктов и услуг, выстраивает такую систему образования, которая гарантирует учащимся получение не только качественного, но и безопасного для здоровья образования
[3].
При разработке программ формирования научного мировоззрения и ценностных мотиваций на здоровье и здоровый образ жизни в молодежной среде следует опираться на рекомендации ВОЗ "Мониторинг факторов риска неинфекционных заболеваний: Принцип поэтапной реализации (STEPS)", в которых подчеркивается, что "... растущее бремя неинфекционных заболеваний представляет собой одну из самых больших опасностей для здоровья человечества. Осознание этой угрозы привело к необходимости повысить приоритетность программ по
профилактике, контролю и мониторингу распространения неинфекционных заболеваний. Система мониторинга предполагает непрерывность сбора данных, что позволяет совершенствовать процесс принятия стратегических решений, разрабатывать программы действий в области общественного здравоохранения и пропаганды здорового образа жизни..." [5].
Цель рекомендуемой ВОЗ глобальной стратегии реализации мониторинга и контроля неинфекционных заболеваний заключается в разработке и предоставлении стандартизированных методик и инструментов, позволяющих странам укреплять и развивать возможности контроля и снижения риска неинфекционных заболеваний [2].
Основной принцип предлагаемой схемы - интегрированный, системный подход с целью создания устойчивой системы сбора данных по распространению неинфекционных заболеваний и факторам риска. Реализация такого принципа позволит усовершенствовать процессы принятия решений.
Предлагаемый ВОЗ принцип осуществления глобального мониторинга распространения неинфекционных заболеваний включает следующее:
- определение и описание основных факторов риска развития неинфекционных заболеваний с использованием рекомендованных ВОЗ дефиниций;
- координированный подход к сбору и анализу информации по факторам риска, основанный на научных подходах и достаточно гибкий для того, чтобы его можно было адаптировать к конкретной ситуации в стране и регионе;
- наличие материалов и инструментов, в том числе возможностей обучения, для оказания поддержки в проведении мониторинга;
- наличие эффективных коммуникационных стратегий, которые бы обеспечивали доведение получаемой информации до руководителей, ответственных за выработку стратегических решений и разработку программ, политиков, потенциальных источников финансирования и широкой общественности;
- использование новейших технологий для обмена данными, как на национальном, так и международном уровнях, чтобы обеспечить возможность сравнивать ситуации в разных странах мира. Составляющие принципа поэтапной реализации мониторинга [5]:
- 1-й этап - оценка на основе анкетирования,
Рис. 3. Алгоритм создания и регулирования программы формирования здоровьеохранительного поведения внутри учебного учреждения
- 2-й этап - анкетирование и физикальные обследования,
- 3-й этап - анкетирование, физикальные обследования и биохимические исследования.
Таким образом, любой этап начинается с самооценки факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний среди участников процесса (в данном случае участников обучающего процесса) - анкетирования.
Именно постоянный сбор информации, касающийся самооценки и самосознания присутствия и степени распространения факторов риска для здоровья, и позволяет создать гибкую систему профилактических мероприятий внутри учебного учреждения:
- учебно-методическая литература,
- тематика лекций и семинаров,
- организация досуга (спортивные и культурно-просветительские мероприятия) и т.д.
Идея создания учебно-методического комплекса цикла "Научное мировоззрение и ценностные мотивации курсантов на здоровье и здоровый образ жизни" для преподавания курсантам 1-2-го курсов в рамках различных учебных дисциплин на базе Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России полностью созвучна с:
- моделью системы медико-социологического проектирования ЗОЖ (Захарова М.А., 2009, рис. 1),
- комплексным планом формирования ЗОЖ и профилактики неинфекционных заболеваний, предложенным Бойцовым С.А. (рис. 2), т.е. является частью схемы реализации единой профилактической среды. Опираясь на действующие в различных высших учебных учреждениях целевые и учебно-методические программы "Здоровьесбережение", а также непосредственно на предложения по популяризации здорового образа жизни и повышению мотивации к нему курсантов по реализации мер, способствующих формированию и закреплению такой мотивации, целесообразно предложить схему (алгоритм) создания и регулирования (оптимизации функционирования) программы формирования здоро-вьеохранительного поведения внутри учебного учреждения (рис. 3).
Таким образом, в ходе предстоящей реализации учебно-методического комплекса, предполагается выполнение следующих мероприятий:
- обеспечение оптимальных санитарно-гигиенических условий учебы и службы и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса;
- благодаря проведению своевременных профилактических мероприятий медицинского и физкультурно-оздоровительного характера следует ожидать снижения уровня заболеваемости обучающихся и сотрудников;
- за счет снижения уровня заболеваемости обучающихся и сотрудников учреждения следует ожидать повышения эффективности учебной и трудовой деятельности;
- благодаря повышению информированности о методах сохранения и укрепления физического, психоло-
гического и социального здоровья, следует ожидать формирования осознанного и ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих у всех участников образовательного процесса, а также устойчивой ориентации на ЗОЖ, обеспечивающей здоровьеохранительное поведение и отказ от курения, употребления наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ;
- за счет повышения эффективности системы информационно-просветительского обеспечения и популяризации физической культуры и спорта как залога здоровья и активного долголетия человека следует ожидать увеличения количества обучающихся и сотрудников, активно занимающихся физической культурой и спортом, а также повышения имиджа учебного заведения за счет успешных выступлений сборных команд и отдельных спортсменов ВУЗа на соревнованиях высокого уровня;
- повышение комфортабельности условий быта и питания обучающихся и сотрудников, обеспечивающих их полноценный отдых и досуг, будет способствовать духовному и нравственному здоровью всех участников процесса;
- за счет повышения адаптационных возможностей сотрудников и обучающихся следует ожидать снижения длительности пребывания их на больничных, что также приведет к повышению качества образовательного процесса.
Литература
1. Багрянцев О.В. Модель формирования валеологической культуры в системе профессиональной подготовки будущих офицеров // Профессиональное образование / Столица. Новые педагогические исследования. - 2008. - № 2. -С. 12.
2. Глобальный план действий ВОЗ по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс] // Материалы 66-й сессии Всемирной Ассамблеи Здравоохранения. - С. 7-8, 13-30. - URL: http://www.gnicpm.ru/PublicHealth/132.
3. Логинов В.В., Качалова Л.М., Чмыхова Е.В., Фокина В.Н. Здо-ровьесберегающее обучение в СГА как элемент системы управления качеством образования в ВУЗе [Электронный ресурс]. - URL: http://prophylaxis.muh.ru.
4. Оценка риска, связанного с воздействием факторов образа жизни на здоровье населения: методические рекомендации: МР 2.1.10.0033-11 [издание официальное] / разраб. Г.Г. Онищенко и др. - 2012. - С. 11-24.
5. The WHO STEPwise approach to surveillance (STEPS) [Электронный ресурс]. - Geneva : World Health Organization, 2001. - URL: http://www.who.int/chp/steps/en.
Поступила 17.11.2014
Сведения об авторах
Сартаков Павел Геннадьевич, старший преподаватель кафедры обеспечения служебно-боевой деятельности Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России. Адрес: 630114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенс-кое плато, 6/2.
E-mail: [email protected]
Новосёлов Владимир Павлович, докт. мед. Наук, профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России.
Адрес: 630114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенс-кое плато, 6/2.
Захарова Мария Александровна, докт. социол. наук, канд. мед. наук, заведующая бюро медико-социологических исследований Регионального центра медицинской профилактики.
Адрес: 630112, г. Новосибирск, ул. Кошурникова, 16/1. Беликова Марина Шариповна, канд. мед. наук, врач-методист бюро медико-социологических исследований Регионального центра медицинской профилактики.
Адрес: 630112, г. Новосибирск, ул. Кошурникова, 16/1. Чусовлянова Светлана Викторовна, канд. социол. наук, доцент кафедры "Иностранные языки" Сибирского государственного университета путей сообщения.
Адрес: 630024, г. Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 191.