Научная статья на тему 'Механизмы формирования единой профилактической среды в Российской Федерации'

Механизмы формирования единой профилактической среды в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1034
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / ЕДИНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ СРЕДА / ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ОСМОТРЫ / ХРОНИЧЕСКИЕ НЕИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФАКТОРЫ РИСКА / ДИСПАНСЕРНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ / PROPHYLAXIS / UNIFORM PREVENTIVE ENVIRONMENT / MEDICAL EXAMINATIONS / PREVENTIVE EXAMINATIONS / CHRONIC NONINFECTIOUS DISEASES / HEALTHY LIFESTYLE / RISK FACTORS / DISPENSARY SUPERVISION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Яковлева Татьяна Владимировна, Иванова Анна Аркадьевна, Альбицкий Валерий Юрьевич

Профилактика неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни среди населения страны позволяют уменьшить показатели смертности среди взрослого населения и увеличить инвестиции в профилактику болезней в детском возрасте. Представлен механизм формирования единой профилактической среды, который включает обеспечение условий для ведения здорового образа жизни, диспансеризацию и профилактические осмотры взрослого и детского населения, диспансерное наблюдение, организацию профилактики неинфекционных заболеваний на базе стационаров и санаториев, информирование и мотивирование населения на ведение здорового образа жизни. Особое внимание уделено новым подходам, целям и задачам современной диспансеризации, а также роли специалистов первичного звена в эффективном ее проведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Яковлева Татьяна Владимировна, Иванова Анна Аркадьевна, Альбицкий Валерий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of mechanisms of the unified preventive environment in the Russian Federation

The article presents the mechanism of the formation of the unified preventive environment which includes providing conditions for a healthy lifestyle, medical examinations and routine preventive examinations of the adult and children's population, dispensary supervision, organization of the prevention of noninfectious diseases on the basis of hospitals and health centers, informing and motivation of the population to maintain a healthy lifestyle. Particular attention is paid to new approaches, goals and difficulties of modern medical examination as well as to the role of primary care experts in its effective implementation.

Текст научной работы на тему «Механизмы формирования единой профилактической среды в Российской Федерации»

Социальная педиатрия и организация здравоохранения

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 614.2:616-084

Яковлева Т.В.1, Иванова А.А.1, Альбицкий В.Ю.12

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

'«Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, 117997, г. Москва, ул. Островитянова, 1; 2ФГБУ «Научный центр здоровья детей», 119991, г Москва, Ломоносовский просп., 2, стр. 1

Профилактика неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни среди населения страны позволяют уменьшить показатели смертности среди взрослого населения и увеличить инвестиции в профилактику болезней в детском возрасте.

Представлен механизм формирования единой профилактической среды, который включает обеспечение условий для ведения здорового образа жизни, диспансеризацию и профилактические осмотры взрослого и детского населения, диспансерное наблюдение, организацию профилактики неинфекционных заболеваний на базе стационаров и санаториев, информирование и мотивирование населения на ведение здорового образа жизни. Особое внимание уделено новым подходам, целям и задачам современной диспансеризации, а также роли специалистов первичного звена в эффективном ее проведении.

Ключевые слова: профилактика; единая профилактическая среда; диспансеризация; профилактические осмотры; хронические неинфекционные заболевания; здоровый образ жизни; факторы риска; диспансерное наблюдение.

Для цитирования: Российский педиатрический журнал. 2015; 18 (3): 28-31.

Yakovleva T.V. 1, IvanovaA.A.1, Albitskiy V.Yu.1,2

FORMATION OF MECHANISMS OF THE UNIFIED PREVENTIVE ENVIRONMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

1Pirogov Russian National Research Medical University, 1, Ostrovitaynova str., Moscow, Russian Federation, 119121 2Scientific Centre of Children's Health, 2, building 1, Lomonosov avenue, Moscow, Russian Federation, 119991

The article presents the mechanism of the formation of the unified preventive environment which includes providing conditions for a healthy lifestyle, medical examinations and routine preventive examinations of the adult and children's population, dispensary supervision, organization of the prevention of noninfectious diseases on the basis of hospitals and health centers, informing and motivation of the population to maintain a healthy lifestyle. Particular attention is paid to new approaches, goals and difficulties of modern medical examination as well as to the role of primary care experts in its effective implementation.

Key words: prophylaxis; uniform preventive environment; medical examinations; preventive examinations; chronic noninfectious diseases; healthy lifestyle; risk factors; dispensary supervision

Citation: Rossiiskii Pediatricheskii Zhurnal. 2015; 18(3): 28-31. (In Russ.)

В

последние годы в Российской Федерации началась активная работа по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни, среди населения страны [1-4]. Эта работа во многом строится на тесном взаимодействии различных структур и ведомств, включая Министерство образования, Министерство физкультуры и спорта, Министерство внутренних дел, Министерство социального развития, а также СМИ, органы законодательной и исполнительной власти, общественные организации, волонтеров.

Основой планомерных действий в данном на-

Для корреспонденции:

[email protected]

Иванова Анна Аркадьевна, e-mail:

правлении являются принятые федеральные нормативные документы, определяющие концепцию и политику борьбы с табаком, наркоманией, злоупотреблением алкоголем, создание условий для здорового питания населения, а также стратегию действий в интересах здоровья детей и работающего населения [5-10].

Более того, с 2013 г. в стране начала работу Правительственная комиссия по охране здоровья граждан, основной целью которой является обеспечение согласованных действий органов исполнительной власти по разработке и реализации единой государственной политики в сфере охраны здоровья населения.

Несмотря на то что Министерством здравоохранения РФ взят курс на переориентацию отрасли на профилактические и реабилитационно-восстановительные

Яковлева Т.В., Иванова А.А., Альбицкий В.Ю.

мероприятия, многое зависит от руководителей на местах.

Как показал анализ региональной составляющей, в ряде субъектов РФ до сих пор не приняты подзаконные акты, направленные на реализацию положений Федерального закона об ограничении курения табака, отсутствуют нормативно-правовые акты, касающиеся мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения. Это свидетельствует о том, что механизмы межведомственного взаимодействия во многих регионах, несмотря на наличие реального потенциала в области профилактики и формирования ЗОЖ, не закреплены нормативными документами.

Создание и внедрение системы мер по сохранению и укреплению здоровья граждан является приоритетным направлением государственной политики и, как показывает опыт ведущих европейских стран, позволяет существенно снизить показатели смертности среди взрослого населения, а инвестиции в профилактику болезней в детском возрасте - есть инвестиции в здоровье и развитие страны в целом [11].

Сам механизм формирования единой профилактической среды включает в себя 5 элементов. Рассмотрим каждый из них более подробно (см. рисунок).

Информирование и мотивирование граждан к ведению ЗОЖ, а также обеспечение для этого условий являются первым и вторым элементом модели формирования ЗОЖ и профилактики хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) как в стране в целом, так и в каждом регионе. Внедрение новых информационных и телекоммуникационных технологий в практику врача профилактического звена здравоохранения позволит существенно увеличить объемы санитарно-просветительской работы, выявить функциональные нарушения организма на ранней стадии [1, 12, 13].

Чрезвычайно важным звеном модели формирования единой профилактической среды является третий элемент - диспансеризация, которая объявлена ежегодной для детского населения и 1 раз в 3 года для взрослых, чей возраст в данном году делится на три. Для взрослого населения также предусмотрено проведение профилактических медицинских осмотров 1 раз в 2 года по сокращенной схеме.

В ходе подготовки к диспансеризации были разработаны отдельные тарифы, лицензировано более 4300 медицинских организаций, создана особая инфраструктура (142 центра медицинской профилактики, 3700 отделений/кабинетов медицинской профилактики поликлиник, 700 центров здоровья), прошли обучение около 40 тыс. участковых врачей и 8400 сотрудников отделений медицинской профилактики, а также приобретено более 200 мобильных комплексов.

Современная масштабная диспансеризация существенно отличается от диспансеризации времен Советского Союза, поскольку направлена не только

Механизмы формирования единой профилактической среды

Формирование здорового образа жизни

Информирование граждан о факторах риска и мотивирование к ЗОЖ (СМИ, кинофильмы, телевидение медицинские работники, общественные организации)

Обеспечение условий для ЗОЖ (министерства, администрация регионов, городов, муниципалитеты, работодатели, общественные организации)

Профилактика неинфекционных заболеваний в рамках системы здравоохранения

Диспансеризация и профилактические осмотры Диспансерное наблюдение/профилактическое консультирование Профилактика неинфекционных заболеваний в стационарах и санаториях

на раннее выявление заболеваний/функциональных отклонений, но и на выявление факторов риска развития ХНИЗ. Более того, «новая» диспансеризация строится на фактических результатах лабораторных и инструментальных исследований, не позволяющих скрыть или, наоборот, аггравировать симптомы, вводя врача в заблуждение.

Необходимо подчеркнуть, что выявление и последующая коррекция факторов риска с использованием методов донозологической диагностики являются спецификой профилактической медицины в России. Их распространенность, в том числе и в комбинациях, крайне высока среди населения страны. В ходе диспансеризации взрослого населения нерациональное питание выявлено у 24,3%, низкая физическая активность - у 19,6%, употребление психоактивных веществ (табак, алкоголь) - у 19,1%, избыточная масса тела/ожирение - у 16,6%, повышение артериального давления - у 15,4%, дислипидемия - у 11,7%, гипергликемия - у 3,7% граждан [14].

Факторы риска развития ХНИЗ у детей можно разделить на три основные группы: социальные (истинные и социальные сироты, беспризорные, дети -жертвы насилия, инвалиды, дети из бедных семей), медико-генетические (в том числе психологические, логопедические) и поведенческие (употребление ПАВ, низкая двигательная активность, нерациональное питание, нарушение режима дня и др.) [1].

В большей степени наличие факторов риска, а следовательно, и возможность развития ХНИЗ, связаны с нездоровым образом жизни, который у детей в отличие от взрослых часто продиктован патерналистской моделью поведения.

В 2013 г. диспансеризацию прошли 34,6 млн человек, из которых 14,1 млн детей и 20,5 млн взрослых, проживающих во всех регионах страны. Полученные результаты обследований свидетельствуют о наличии факторов риска развития ХНИЗ более чем у 65% детей и сформированных ХНИЗ почти у 44% взрослого населения [1, 11, 13].

Анализ проведения диспансеризации в 2013-2014 гг. также выявил комплекс вопросов и проблем, преимущественно организационно-методического характера, а именно:

Отсутствие у врача реальных инструментов мотивации к прохождению диспансеризации и ведению ЗОЖ населением.

Отсутствие целевого финансирования диспансеризации с учетом реальных расходов медицинских организаций на ее проведение.

Неразработанность тарифов профилактического консультирования, проведения школ здоровья (в том числе дистанционных) по основным компонентам ЗОЖ.

Высокую нагрузку на медицинский персонал по оформлению документации.

Недостаточное количество мобильных бригад (причем не только для отдаленных районов и сельской местности, но и для территорий с реальным дефицитом кадров).

Отсутствие медико-психолого-педагогического аспекта реабилитации и оздоровления детей в большинстве регионов страны.

Отсутствие четких определений возрастных диапазонов для проведения исследований, направленных на выявление злокачественных новообразований шейки матки, предстательной железы, нижних отделов желудочно-кишечного тракта у взрослых.

Несоответствие фактической численности населения плановой (переезды, миграция, переводы в другие медицинские учреждения).

На фоне перечисленных трудностей недопустимо превратить диспансеризацию в профилактический осмотр. Диспансеризация по-настоящему будет эффективна только в случае ее тесного соединения с последующим диспансерным наблюдением/ профилактическим консультированием граждан, имеющих ХНИЗ или факторы риска их развития, а также организацией профилактики неинфекционных заболеваний в стационарах и санаториях, что является четвертым и пятым элементами модели профилактики.

В процессе накопления опыта по диспансеризации населения и проведения профилактических осмотров предполагается совершенствование их нормативно-правовой базы, обновление соответствующих методических рекомендаций, создание протоколов профилактической деятельности для всех звеньев первичной медико-санитарной помощи. Уже сегодня начата работа по снижению нагрузки на медицинский персонал по оформлению документации и повышению ее качества посредством внедрения в поликлинику программ, позволяющих одновременно формировать отчеты и счета для страховых компаний.

Ведущая роль в обеспечении эффективной, качественной и доступной профилактики, безусловно, принадлежит специалистам первичного звена здравоохранения, особенно участковому врачу. Если до настоящего времени профилактическая работа в практике участкового в лучшем случае занимала не более 25-30% рабочего времени, то для реализации задач по созданию единой профилактической среды потребуется не менее 40% рабочего времени. Прямым следствием этого будет оздоровление населения, уменьшение числа обращений по поводу обострений

ХНИЗ, развития их осложнений и, самое главное, снижение смертности и инвалидности на участке, а в итоге и в стране в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Яковлева Т.В., Баранов А.А., Иванова А.А., Альбицкий В.Ю. Организационные принципы и технологии профилактики XXI века. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014; 6: 3-9.

2. Проблемы и пути формирования здорового образа жизни населения Российской Федерации / Под ред. Т.В. Яковлевой, В.Ю. Альбицкого. М.: ООО «М-Студио», 2011.

3. Авдеева М.В., Лобзин Ю.В., Лучкевич В.С. Современные подходы к повышению эффективности первичной профилактики хронических неинфекционных заболеваний. Вестник Российской военно-медицинской академии. 2013; 3 (43): 144-8.

4. Сухарев А.Г. Формирование мотивации к здоровому образу жизни в детском возрасте. Школа здоровья. 2012; 2: 3-9.

5. ФЗ-15 от 23.02.13 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». М.; 2013.

6. Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 2128-р). М.; 2009.

7. Указ Президента РФ N 690 от 09.06.2010 г. «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года». М.; 2010.

8. Указ Президента РФ N 761 от 01.06.2012 г. «Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017годы». М.; 2012.

9. Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года и план мероприятий по ее реализации (утверждены распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2010 г. № 1873-р). М.; 2010.

10. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.02.2012 г. № 125 «Об утверждении комплекса мероприятий, направленных на сохранение здоровья работников на производстве на 2012-2015 годы». М.; 2012.

11. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Альбицкий В.Ю. Профилактическая педиатрия - новые вызовы. вопросы современной педиатрии. 2011; 11(2): 7-11.

12. Бакутов С.В., Волкова Н.Ю., Менлажиева Ю.С. Роль центров здоровья в профилактике неинфекционных заболеваний. Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2014; 4(5): 504.

13. Альбицкий В.Ю., Модестов А.А., Косова С.А., Иванова А.А., Волков И.М., Бондарь В.И. и др. Инновационные технологии в профилактической деятельности центров здоровья для детей. Российский педиатрический журнал. 2014; 17(4): 43-8.

14. Яковлева Т.В., Вылегжанин С.В., Бойцов С.А., Калинина А.М., Ипатов П.В. Диспансеризация взрослого населения Российской Федерации: первый год реализации, опыт, результаты, перспективы. Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения». 2014; 3. URL: http://vestnik.mednet.ru/ content/category/5/71/30/.

Поступила 25.04.15

REFERENCES

1. Yakovleva T.V., Baranov A.A., Ivanova A.A., Al'bitskiy V.Yu. Organizational principles and prophylaxis technologies of XXI century. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2014; 6: 3-9. (in Russian)

2. Problems and Ways of Healthy Lifestyle of People in the Russian Federation. [Problemy i puti formirovaniya zdorovogo obraza zhizni naseleniya Rossiiskoi Federatsii] / Eds T.V. Yakovleva, V.Yu. Al'bitskiy. Moscow: OOO «M-Studio»; 2011. (in Russian)

Рыков М.Ю., Дзампаев А.З., Сусулева Н.А., Поляков В.Г.

Package of Measures Aimed at Maintaining the Health of Workers at Work for2012-2015". Moscow; 2012. (in Russian)

11. Baranov A.A., Namazova-Baranova L.S., Al'bitskiy V.Yu. Preventive pediatrics - new challenges. Voprosy sovremennoy pediatrii. 2011; 11(2): 7-11. (in Russian)

12. Bakutov S.V., Volkova N.Yu., Menlazhieva Yu.S. The role of health centers in the prevention of noninfectious diseases. Byulleten' med-itsinskikh internet-konferentsiy. 2014; 4(5): 504. (in Russian)

13. Al'bitskiy V.Yu., Modestov A.A., Kosova S.A., Ivanova A.A., Volk-ov I.M., Bondar' V.I. et al. Innovative technologies in preventive activities of health centers for children. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2014; 17(4): 43-8. (in Russian)

14. Yakovleva T.V., Vylegzhanin S.V., Boytsov S.A., Kalinina A.M., Ipatov P.V. Clinical examination of the adult population of the Russian Federation: the first year of implementation, experience, results, prospects. Elektronnyy nauchnyy zhurnal "Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya". 2014; 3. URL: http://vestnik.mednet.ru/con-tent/category/5/71/30/. (in Russian)

Received 25.04.15

Сведения об авторах:

Яковлева Татьяна Владимировна, д.м.н., проф., зав. каф. поликлинической и социальной педиатрии факультета ДПО ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова; Альбицкий Валерий Юрьевич, д.м.н., проф. каф. поликлинической и социальной педиатрии факультета ДПО ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова, ведущий научный сотрудник отдела социальной педиатрии ФГБУ НЦЗД

10

Avdeeva M.V., Lobzin Yu.V., Luchkevich V.S. Modern approaches to improve the effectiveness of primary prevention of chronic noninfectious diseases. Vestnik Rossiyskoy voenno-meditsinskoy akademii. 2013; 3(43): 144-8. (in Russian)

Sukharev A.G. Creating incentives for healthy lifestyles in childhood. Shkolazdorov'ya. 2012; 2: 3-9. (in Russian) The Federal Law-15 of23.02.13 "About Protection of Public Health from Influence of a Surrounding Tobacco Smoke and Consequences of Tobacco Consumption". Moscow; 2013. (in Russian) The Concept of a State Policy on Decrease of Alcohol Abuse and Alcohol Prevention Among the Population of the Russian Federation for the Period Till 2020 (Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated December 30, 2009 №. 2128-r). Moscow; 2009. (in Russian)

The Presidential Decree N 690from 09.06.2010 "On Approval of the Strategy of the State Anti-drug Policy of the Russian Federation till 2020". Moscow; 2010. (in Russian)

The Presidential Decree N 761 from 01.06.2012 "On Approval of the National Strategy of Actions in Interests of Children for 2012-2017". Moscow; 2012. (in Russian)

Principles of State Policy of the Russian Federation in the Field of Healthy Nutrition for the Period up to 2020 and Measures Plan for its Realization (Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation Dated October 25, 2010 № 1873-r). Moscow; 2010. (in Russian)

The Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation № 125 from 14.02.2012 "On Approval of a

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 616-006.04-053.2-08:614.2

Рыков М.Ю.1, Дзампаев А.З.1, Сусулева Н.А.1, Поляков В.Г.12

КАЧЕСТВО ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В ПЕДИАТРИИ НА ПРИМЕРЕ ДОСТУПНОСТИ ИМПЛАНТИРУЕМЫХ ВЕНОЗНЫХ ПОРТСИСТЕМ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ОРФАННЫХ И ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ У ДЕТЕЙ

1НИИ ДОГ ФГБНУ «Российский онкологический научный центр им. Н.Н.Блохина» РАМН; 115478, г Москва, Каширское ш., 24; 2ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Минздрава России, 115478, г. Москва, ул. Баррикадная, 2/1

Лечение онкологических и орфанных болезней у детей требует продолжительных и пожизненных внутривенных инфузий различной продолжительности. Для их успешного проведения необходим длительный венозный доступ, обеспечить который можно лишь с помощью имплантируемых венозных портсистем. Представлены данные анализа качества оказания медицинских услуг на примере распространенности и доступности имплантируемых венозных портсистем при лечении онкологических и орфанных заболеваний у детей. Проанализированы результаты использования различных систем венозного доступа у 428 пациентов с онкологическими и 11 пациентов с орфанными болезнями. Установлено, что использование подключичных катетеров в детской онкологии в 45,9% приводит к нарушению протоколов лечения детей с онкологическими заболеваниями. При этом целесообразно применение имплантируемых венозных портов, которые используются лишь в 13 медицинских центрах РФ, которые за 2014 г. закупили 755 венозных портов (49% - клиники Москвы, 10,6% - Санкт-Петербурга и 40,4% - прочих городов) и были установлены лишь 11 больным с орфанными болезнями. Авторы считают, что качество оказания медицинской помощи детям с орфанными и онкологическими болезнями может быть существенно повышено за счет применения имплантируемых венозных портсистем, что улучшит результаты лечения и приблизит их к показателям в развитых странах.

Ключевые слова: онкологическая патология; орфанные болезни; дети; эпидемиология; имплантируемые венозные порты; качество медицинских услуг.

Для цитирования: Российский педиатрический журнал. 2015; 18 (3): 31-36.

Для корреспонденции: Рыков Максим Юрьевич, к.м.н., науч. сотр. отд-ния опухолей опорно-двигательного аппарата НИИ ДОГ ФГБУ «РОНЦ им. Н.Н. Блохина», e-mail: [email protected]

9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.