Научная статья на тему 'Организационные принципы и технологии профилактики ХХI века'

Организационные принципы и технологии профилактики ХХI века Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
921
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ / ДЕТСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ / ПЕРИНАТАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / ЦЕНТРЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ / МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ / ДЕТСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PREVENTION / DISPANSERIZATION / CHILDREN POPULATION / HEALTHY LIFE-STYLE / INFORMATIONAL TECHNOLOGIES / HEALTH CARE / PERINATAL CENTER / HEALTH CENTER FOR CHILDREN / MEDICAL SOCIAL CARE OF CHILDREN / CHILDREN EDUCATIONAL INSTITUTION / PREVENTIVE EDUCATION / PUBLIC HEALTH SCHOOL / LEGAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Яковлева Т. В., Баранов А. А., Иванова Анна Аркадьевна, Альбицкий В. Ю.

В статье рассмотрены организационные принципы, технологии и критерии эффективности современной профилактической работы с учетом показателей состояния здоровья детей и подростков. Представлены структуры, участвующие в проведении общей и специфической профилактики среди детей и подростков, перечислены их функции в плане создания преемственности и единства профилактической среды. Особое внимание уделено развитию информационных и телекоммуникационных технологий в области здравоохранения, законодательному обеспечению охраны здоровья детей и подростков, а также подготовке кадров в области профилактической педиатрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Яковлева Т. В., Баранов А. А., Иванова Анна Аркадьевна, Альбицкий В. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organizational principles and technologies of prevention of the XXI century

The article considers organizational principles, technologies and criteria of effectiveness of actual preventive activities considering indicators of health condition of children and adolescents. The structures participating in implementation of general and specific prevention among children and adolescents are presented. The structures' functions are enumerated concerning development of succession and unity of preventive environment. The particular attention is paid to development of informational and telecommunication technologies in the fields of health care legal support of health care of children and adolescents, manpower development in area ofpreventive pediatrics.

Текст научной работы на тему «Организационные принципы и технологии профилактики ХХI века»

К юбилею Научного центра здоровья детей

© Коллектив авторов, 2014 УДК 614.2:616-084:008

Яковлева Т.В.2, Баранов А.А.1, Иванова А.А.12, Альбицкий В.Ю.12 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ XXI ВЕКА

1ФГБНУ "Научный центр здоровья детей", 119991, Москва, Россия; 2ГБОУ ВПО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" Минздрава России, 117997, Москва, Россия

В статье рассмотрены организационные принципы, технологии и критерии эффективности современной профилактической работы с учетом показателей состояния здоровья детей и подростков. Представлены структуры, участвующие в проведении общей и специфической профилактики среди детей и подростков, перечислены их функции в плане создания преемственности и единства профилактической среды. Особое внимание уделено развитию информационных и телекоммуникационных технологий в области здравоохранения, законодательному обеспечению охраны здоровья детей и подростков, а также подготовке кадров в области профилактической педиатрии.

Ключевые слова: профилактика; диспансеризация; детское население; здоровый образ жизни; информационные технологии в здравоохранении; перинатальные центры; центры здоровья для детей; медико-социальная помощь детям; детские образовательные учреждения; профилактическое образование; школы общественного здоровья; законодательное обеспечение.

Для цитирования: Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014; 6: 3—9.

Iakovleva T.V.2, Baranov A.A.1, Ivanova A.A.12, Albitskii V.Yu.12 THE ORGANIZATIONAL PRINCIPLES AND TECHNOLOGIES OF PREVENTION OF THE XXI CENTURY

1The research center of children health, 119991 Moscow, Russia;

2The N.I. Pirogov Russian national research medical university Minzdrav of Russia, 117997 Moscow, Russia The article considers organizational principles, technologies and criteria of effectiveness of actual preventive activities considering indicators of health condition of children and adolescents. The structures participating in implementation of general and specific prevention among children and adolescents are presented. The structures' functions are enumerated concerning development of succession and unity of preventive environment. The particular attention is paid to development of informational and telecommunication technologies in the fields of health care legal support of health care of children and adolescents, manpower development in area ofpreventive pediatrics. Key words: prevention; dispanserization; children population; healthy life-style; informational technologies;

health care; perinatal center; health center for children; medical social care of children; children educational institution; preventive education; public health school; legal support.

For citation: Problemi socialnoii gigieni, zdravoochranenia i istorii medicini. 2014; 6: 3—9.

Социально-экономические преобразования в России в 1990-х — начале 2000-х годов — снижение уровня жизни, безработица, вынужденная смена профессии, ранняя трудовая занятость, так называемые "стрессы социальных изменений" по терминологии ВОЗ — не могли не сказаться на состоянии здоровья граждан, в особенности детей как наиболее социально уязвимой группы населения [1—6].

Изучению динамики показателей здоровья детей и подростков — актуальной проблеме педиатрии — посвящено множество работ ведущих отечественных специалистов (Баранов А. А., Яковлева Т.В., Намазова-Баранова Л.С., Альбицкий В.Ю., Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Ильин А.Г., Терлецкая Р.Н., Зелинская Д.Н., 2009—2014; Бушуева Э.В., 2010; Османов О.Р., 2011; Семенкова Т.Н., 2011; Фадеева А.Е. и соавт., 2011; Боева А.В., 2012; Куинджи Н.Н., 2012; Смелова Т.П. и соавт., 2013; Меньшикова Л.И. и соавт., 2014). Сегодня мы можем констатировать стабилизацию уровня общей заболеваемости новорожденных и детей первого года жизни, стабилизацию уровня детской инвалидности, снижение младенческой смертности, уровень которой, несмотря на новые критерии живо-рожденности, соответствует, а в ряде регионов ниже

европейских данных, а также существенное снижение показателей смертности детей раннего и дошкольного возраста. Подобные достижения последних лет стали возможны благодаря изменению подходов к системе охраны здоровья матери и ребенка, а именно: реализации национального проекта "Здоровье", принятию ряда важнейших законодательных актов, модернизации системы здравоохранения (улучшение материально-технической базы, внедрение современных информационных технологий, разработка стандартов оказания медицинской помощи, строительство перинатальных центров), а также переориентации отрасли на профилактические и реабилитационно-восстановительные мероприятия (в том числе перераспределение финансовых потоков в сторону увеличения финансирования профилактических мероприятий в системе ОМС) [7—11].

Однако острых проблем в состоянии здоровья детского населения России остается много. В центре внимания педиатрического сообщества находятся низкий уровень рождаемости, рост распространенности функциональных нарушений, высокий уровень хронических и стабильно высокий уровень социально обусловленных заболеваний во всех возрастных группах, а также

Для корреспонденции: Иванова Анна Аркадьевна, annaiv33@rambler.ru.

проблемы психического и репродуктивного здоровья подростков [1, 3, 12].

Несмотря на то, что демографические процессы в стране имеют положительную тенденцию, вступление в детородный возраст лиц, родившихся в 1990-е годы прошлого века, требует поиска новых решений по сохранению и увеличению народонаселения. Более того, данные Министерства здравоохранения РФ свидетельствуют о низком проценте (не выше 25) абсолютно здоровых детей, что делает актуальным не только возрождение принципов "советской профилактической системы", доказавших свою высокую эффективность, но и внедрение новых технологий профилактической работы, соответствующих вызовам времени [14—18].

С 20-х годов прошлого столетия был провозглашен приоритет профилактической медицины, начат комплекс мероприятий по борьбе с социальными болезнями, а основным методом лечебно-профилактической помощи становится диспансеризация [14].

Однако в конце 1980-х — начале 2000-х годов диспансеризация и профилактические медицинские осмотры приобрели формальный характер, высокий процент охвата детей наблюдался лишь на первом году жизни, а по мере взросления ребенка становился все более далеким от действительности, при этом отсутствовал должный государственный контроль за их проведением и значительно снизился уровень подготовки кадров в данном направлении.

С 1 января 2013 г. диспансеризация детей, подростков и студентов объявлена ежегодной, при этом особое внимание уделяется сиротам и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. В настоящее время регионами — лидерами, активно работающими в профилактическом направлении, можно назвать Мордовию, Магаданскую, Тульскую, Амурскую области, Краснодарский край. По данным Министерства здравоохранения РФ число детей, прошедших диспансеризацию в 2013 г., составило 14,1 млн человек. При этом были использованы 50 мобильных комплексов, предназначенных для обследования жителей населенных пунктов, расположенных на значительном удалении от медицинской организации и имеющих низкую транспортную доступность. В 2014 г. планируется осмотреть 18 млн детей.

Особенностью современной диспансеризации детского населения является преимущественная нацеленность на выявление основных факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ), связанных в большей степени с образом жизни ребенка и соответственно являющихся управляемыми.

Таким образом, профилактика сегодня — это работа не только с пациентами, имеющими хроническую неинфекционную патологию, но и со здоровыми, имеющими факторы риска, которые требуют своевременной и качественной коррекции [2, 9, 19].

Мониторинг состояния здоровья детского населения включает в себя 4 этапа:

1. Дородовой патронаж.

2. Неонатальный скрининг.

3. Патронаж и диспансеризация детей первого года жизни.

4. Ежегодная диспансеризация (профилактические осмотры) с выявлением и оценкой суммарного действия факторов риска развития ХНИЗ.

Критериями эффективности профилактической работы являются следующие: общий охват детей и подростков диспансеризацией, выявление наиболее "опасных" для региона факторов риска, снижение численности детей, подверженных этим факторам риска, а также

увеличение численности детей I группы здоровья (в том числе за счет перехода из II группы в I).

Факторы риска развития ХНИЗ у детей можно разделить на 3 основные группы, а именно:

♦ поведенческие (употребление психоактивных веществ, низкая двигательная активность, нарушение режима дня, нерациональное питание, гендерные особенности и др.);

♦ социальные (дети из социопатических семей, дети-жертвы насилия, инвалиды, сироты, дети из семей медико-демографического риска, беженцев и переселенцев, дети, находящиеся в воспитательных ко -лониях и специальных учебно-воспитательных учреждениях);

♦ медико-генетические (в том числе логопедические, психологические).

На рисунке представлены структуры, участвующие в организации и проведении общей и специфической профилактики среди детей и подростков, перечислены их функции в плане создания преемственности и единства профилактической среды.

Безусловно, основную нагрузку по обеспечению мониторинга состояния здоровья детей несут поликлиники, в составе которых обязательно должны быть кабинет здорового ребенка, отделение организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных учреждениях, кабинет/отделение медико-социальной помощи (к сожалению, последние еще остаются единичными по стране), Центр здоровья для детей (204 центра на 2014 г.), подростковый кабинет (в силу отсутствия кадров менее 100 единиц по стране).

Остановимся на новых структурах и технологиях профилактики XXI века.

Сегодня в России работают 142 центра медицинской профилактики (ЦМП), 77 из которых подчинены субъекту РФ и 65 с муниципальным уровнем подчинения. Функцией данных структур является обеспечение ор-ганизационно-методиче ского сопровождения профилактической работы (в том числе координация, отслеживание) и анализ ее проведения. Министерством здравоохранения РФ рекомендована организация детского сектора в составе ЦМП (см. рисунок).

С целью улучшения демографической ситуации в Российской Федерации, создания условий для оказания доступной и качественной медицинской помощи матерям и детям, а также снижения материнской и младенческой смертности в стране началось строительство перинатальных центров — родовспомогательных учреждений, призванных стать координаторами оказания помощи беременным, роженицам и новорожденным на территории всего региона, шефствовать над родильными домами и отделениями центральных районных больниц.

В период с 2007 по 2012 г. в рамках национального проекта "Здоровье" построено и оснащено в общей сложности 24 центра, из них 22 в регионах и 2 федеральных. Сегодня в стране работают 98 таких центров и результаты есть — ощутимое снижение показателей младенческой и материнской смертности в ряде субъектов.

В связи с этим распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2013 г. № 2302-р утверждена дальнейшая Программа развития перинатальных центров, предусматривающая строительство в 2013—2016 гг. еще 32 центров в 30 субъектах Российской Федерации, а также подготовку и переподготовку медицинских кадров для этих структур.

С 2010 г. в стране начали функционировать новые подразделения профилактической службы — центры здоровья для детей (ЦЗ) как стационарного, так и вы-

Схема общей и специфической профилактики у детей 0-17 лет

Здоровые и хроники вне обострения

Учителя

ЦМП (детский сектор)

Родители

АПУ

Хроники вне обострения и при обострении

Участковый педиатр (семейный врач, врач общей профилактики)

Родильные дома/ перинатальные центры Детские поликлиники Санатории Специальные центры и диспансеры Педиатрические отделения стационаров Специальные санатории

> Скрининги

> Вакцинация

• Оздоровление • Закаливание Школы профилактики заболеваний (сахарный диабет, ВИЧ-инфекция, ожирение, туберкулез) • Целевое консультирование по образу жизни • Диспансерное наблюдение Индивидуальные профилактические программы

Кабинет здорового ребенка

Отделение ОМПН в ОУ

Подростковый кабинет

ЦЗ для детей

Кабинет/отделение медико-социальной помощи

• Консультирование

• Профессиональный осмотр/патронаж

• Диспансеризация

• Вакцинация

• Школа молодой матери

• Профилактический осмотр

(базовый скрининг)

• Донозологическая диагностика

• Школы по основным компонентам ЗОЖ

■ Оздоровление

• Вакцинация

• Профилактический осмотр •Диспансеризация

• Выявление/ мониторинг факторов риска

• Мотивирование к ЗОЖ

• Распространение просветительской литературы

Схема общей и специфической профилактики у детей 0—17 лет.

' Социально-правовое консультирование (в том числе с целью получения информации относительно прав ребенка при получении льгот, пособий и т.д.) ' Медико-социальный патронаж семьи ■ Медико-психологическая помощь ' Сохранение и укрепление репродуктивного здоровья

детей и подростков

ездного (мобильные ЦЗ) типа. Последние наиболее актуальны в отдаленных территориях и в сельской местности. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 августа 2009 г. № 597н (с изменениями и дополнениями) определены их структура, штатное расписание, основные функции и задачи. Однако четырехлетнее существование ЦЗ не принесло ожидаемых результатов. Проведенные нами исследования выявили "проблемные зоны" в их организации, главными из которых являются завышенные планы пропускной способности при низкой кратности посещения, несоблюдение принципа "шаговой доступности", что ведет к снижению обращаемости населения, несовершенство тарифов на оказание медицинских услуг, отсутствие необходимых навыков работы у персонала, явно недостаточная численность (в ряде регионов отсутствие) мобильных бригад, а также отсутствие обратной связи центров с городскими поликлиниками, школьными врачами, родителями с целью дальнейшей курации ребенка [12, 20].

В связи с этим проводимая модернизация коснулась и медицинских кабинетов учебных заведений: для систематического мониторинга здоровья учащихся в период обучения и выявления у них факторов риска ХНИЗ многие методики, проводимые ранее на базе ЦЗ, вынесены в эти кабинеты, а именно: анализ вариабельности сердечного ритма, биоимпедансометрия, спирометрия и газоанализ. Сегодня основными функциями ЦЗ являются организация и проведение санитарно-про-светительской работы (дистанционной с использованием компьютерных технологий и выездной), а также консультирование по основным компонентам здорового образа жизни (ЗОЖ).

Отдельного внимания заслуживает скрининговый метод компьютерно-оптической топографии (КОМОТ), который также можно проводить в условиях образовательного учреждения. Данное диагностическое исследование позволяет выявлять функциональные нарушения осанки и сколиоз на ранней стадии, а также контролировать эффективность назначенных профи-

лактических мероприятий [17]. Суть его заключается в том, что обеспечивается дистанционное и неинва-зивное определение рельефа поверхности туловища и торсии позвоночника ребенка (подростка). Основными достоинствами этого метода являются объективность и достоверность, высокая корреляция с рентгенологическими данными, большая пропускная способность (до 400 чел/сут), низкая трудоемкость за счет полной автоматизации обработки информации, низкая стоимость расходных материалов и возможность хранения результатов в электронной базе данных. Сегодня КОМОТ довольно успешно применяется в некоторых школах и учреждениях амбулаторного звена ряда городов России (Москва, Новосибирск, Омск, Пермь, Кемерово).

В современных условиях необходимым направлением профилактической работы в деле охраны здоровья детей и подростков является организация медико-социальной службы детскому населению России. Эта служба должна стать связующим звеном между здравоохранением и социальной защитой, а ее деятельность должна быть направлена на работу с семьями из групп социального риска.

В 1999 г. Министерством здравоохранения РФ был издан Приказ от № 154 "О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста" с приложением инструкции о создании кабинетов/отделений медико-социальной помощи в структуре детских поликлиник (сейчас их деятельность регламентируется приказом Минздравсоцразвития России от 16 апреля 2012 г. № 366н "Об утверждении порядка оказания педиатрической помощи"). Однако до сих пор подобные подразделения отсутствуют в большинстве амбулатор-но-поликлинических учреждений страны, а сама служба находится только на этапе становления.

Необходимость создания службы медико-социальной помощи детям подтверждается многочисленными научными исследованиями, которые выявляют тесную связь между социально-гигиенической характеристикой семьи и состоянием здоровья ребенка [21—26].

Стратегическим приоритетом политики в области сохранения и укрепления здоровья детей являются формирование и развитие ценностей ЗОЖ [27—31]. Это сложнейшая задача и, безусловно, не только медицинская, но и межсекторальная. Для ее успешной реализации необходимо участие медиков, представителей ключевых министерств — образования, физкультуры и спорта, внутренних дел, социального развития, а также СМИ, органов законодательной и исполнительной власти, волонтеров, родителей с целью разработки и внедрения мер медицинского, образовательного, экономического, информационного и иного характера.

Необходимо подчеркнуть, что воспитание будущих поколений, в том числе в плане здоровьесбережения, тесным образом связано с системой образования. Ряд исследований свидетельствует о том, что в большинстве образовательных учреждений ведется работа по формированию ЗОЖ, однако она не систематизирована, не учитывает возрастно-половые особенности детей, опирается на отработанные формы и имеет узкоспециализированный характер [12]. Проблемными зонами в системе детское дошкольное учреждение — школа — среднее специальное и профессиональное учебное заведение являются низкие мотивация и подготовка учителей (воспитателей), недостаточно развитая материально-техническая и оздоровительная база учебных заведений (отсутствие или несоответствие принятым стандартам медицинских кабинетов, недостаточный мониторинг двигательной активности, неполный объем донозологической диагностики, недостаточная числен-

ность психологов, неполный охват здоровым питанием, недостаточное количество оздоровительных лагерей в каникулярный период), низкая преемственность системы профилактического образования [12, 31].

Не менее важным объектом формирования ЗОЖ являются студенты. В данном случае имеются проблемы следующего характера: низкая личная мотивация молодежи на ЗОЖ, недостаточная оснащенность спортивных сооружений, оздоровительных комплексов, студенческой (межвузовской) поликлиники, нерациональная организация питания (вплоть до отсутствия перерывов в расписании занятий) [12].

Несмотря на перечисленные трудности и острую необходимость в государственной поддержке, многое зависит от руководителей на местах. Проводимые внутри отдельных учебных заведений мероприятия позволили значительно сократить число учащихся с низким уровнем знаний по вопросам здоровьесбережения, снизить уровень заболеваемости детей и подростков, укрепить здоровье учащихся. Наиболее эффективными мерами, как показывает опыт регионов, являются следующие:

1. На уровне детское дошкольное учреждение — общеобразовательная школа:

♦ широкое информационное обеспечение;

♦ внедрение донозологической диагностики;

♦ реализация работы по формированию ЗОЖ через различные спортивные, творческие, научно-практические мероприятия;

♦ организация рационального питания;

♦ тесная работа с центрами здоровья и специалистами заинтересованных структур;

♦ массовые занятия физической культурой (в том числе детей, относящихся к специальной физкультурной группе — подгруппы А и Б, внедрение адаптивной физической культуры в структуру общей учебной нагрузки детей с нарушениями в состоянии здоровья);

♦ систематическая работа по оздоровлению детей.

2. На уровне высших учебных заведений:

♦ наличие электронной базы информационных материалов по профилактике заболеваний и формированию ЗОЖ;

♦ применение инновационных технологий: методика психофизической тренировки, студенческие КВН под девизом "ВУЗ — территория здоровья", дискуссионные клубы "ЗОЖ глазами студентов", учебные программы, волонтерские отряды;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ материальные и нематериальные поощрения студентов и преподавателей, активно ведущих ЗОЖ, участвующих в работе волонтерских отрядов, победителей спортивных состязаний и творческих конкурсов;

♦ введение отдельного курса по формированию ЗОЖ;

♦ активная поддержка студенческих семей;

♦ доступность здоровой пищи.

Однако назвать эту деятельность программой, как это часто имеет место быть на сайтах образовательных учреждений, нельзя, поскольку последняя подразумевает учет возрастно-половых и поведенческих особенностей учащихся, должна иметь определенные экономические расчеты и финансовое обеспечение, маркеры эффективности, ориентированность на объекты межотраслевой интеграции, т. е. соответствовать требованиям Порядка разработки федеральных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 [12, 16].

С начала 2000-х годов в стране идет активное развитие информационных и телекоммуникационных технологий в области здравоохранения. Это для России достаточно новое, но перспективное направление под

названием "телемедицина", существующее на стыке нескольких областей — медицины, телекоммуникаций, информационных технологий, которое позволяет проводить онлайновые консультации ведущих специалистов, дистанционно обучать студентов и непрерывно повышать квалификацию врачей (вебинары), создавать электронную историю болезни, организовать постоянную обратную связь между пациентом и врачом, а также существенно увеличить объемы санитарно-просве-тительной работы [18, 32].

Телемедицина подразумевает развитие технологий персонального мониторинга состояния здоровья человека (так называемое "мобильное здоровье" или "mHealth"). Суть методик заключается в том, что информация со специальных датчиков, закрепленных на теле человека, через систему Bluetooth передается на мобильный телефон, где обрабатывается с помощью специальных приложений, а результаты можно видеть на компьютере и при необходимости переправить врачу для получения консультаций. Применение данных технологий возможно для мониторинга здоровья детей с сахарным диабетом, сердечной патологией, корректировки физической нагрузки.

Еще одним примером современных и достаточно эффективных мобильных технологий стала бесплатная СМС-рассылка с напоминаниями о своевременном принятии лекарственного препарата, информацией о количестве употребленных калорий, двигательной активности индивидума и др. С этой целью медицинские учреждения заключают договоры с ведущими операторами сотовой связи. Положительный опыт подобной работы среди взрослого населения уже имеется в Москве, Свердловской области и ряде других регионов России. На наш взгляд, СМС-рассылка может быть организована на телефоны родителей.

Несмотря на то что значение информационных технологий приобретает все большую значимость, сегодня эта работа ведется далеко не во всех регионах России и Национальная телемедицинская сеть до сих пор не создана [33, 34]. Необходимо отметить, что проблемы заключаются в отсутствии законодательной базы, неэффективном использовании материальных средств, выделенных на информатизацию, а также в наличии сложностей технического характера (сети, компьютерная база, сбои при передаче данных, низкий уровень технических знаний пациентов). Более того, не определен уровень ответственности врача при проведении подобного рода консультаций [35].

Отдельного внимания в сфере детской профилактики заслуживает работа "горячих линий" как общероссийского, так и регионального характера, обеспечивающих информационную поддержку населения и повышающих доступность профилактических услуг. Например, в рамках национального проекта "Здоровье" работает всероссийская круглосуточная бесплатная государственная информационная горячая линия по вопросам профилактики и лечения ВИЧ/СПИДа с единым номером по всей территории России (8-800-505-65-43). По единому бесплатному номеру 8-800-2000-122 дети могут получить консультативно-психологическую помощь, в том числе в случаях жестокого обращения и сексуального насилия. Информационный центр "Дети в семье" проводит бесплатные консультации семейного психолога, детского психолога, юриста по вопросам семейного устройства (8-800-700-88-05).

Практически в каждом регионе страны сегодня организованы бесплатные анонимные горячие линии по вопросам детской профилактики. Так, в Москве с 2002 г. существует горячая линия по вопросам груд-

ного вскармливания для кормящих матерей (тел. 495772-09-32), деятельность которой, по мнению респондентов, служит мощной профилактикой как нарушений лактации, так и других проблем, связанных с работой молочной железы. В последние годы горячие линии открыты по вопросам планирования семьи и сексуального просвещения молодежи и подростков (499-190-37-28), открыта служба профессиональной консультации по борьбе с распространением наркотиков для подростков и молодежи (499-192-40-95) и ряд других.

На страницах сайта takzdorovo.ru предоставлена информация (видеозаписи, стенограммы) от ведущих специалистов по профилактике и здоровому образу жизни.

Здоровье детей и подростков стало предметом рассмотрения и содержанием многих правовых документов [8, 31, 36]. Однако ряд из них, включая основополо-гающие законы: от 24 июля 1998 г. ФЗ-124 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 28 апреля 2009 г. ФЗ-71 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»" и от 21 ноября 2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" — требуют существенных доработок.

Ни в одном из существующих сегодня нормативных актов не дано определение понятия "наилучшего обеспечения интересов ребенка", совпадающего с его содержанием в Конвенции о правах ребенка, отсутствует четкая трактовка понятия "здоровый образ жизни", законодательно не определена роль педиатра в сохранении и укреплении здоровья детей, изъята дефиниция "медико-социальная помощь". Часть законов носят общий декларативный характер и не раскрывают механизмов их исполнения [12]. Среди законодательно зафиксированных мер по охране здоровья детей отсутствует ключевой компонент — обучение здоровому поведению, формирование умений и навыков заботы о своем здоровье, что требует внесения изменений в образовательные стандарты и специальной подготовки педагогических кадров.

В связи с вышесказанным остро встает вопрос о подготовке свода законодательных и иных нормативных актов по соблюдению прав и охраны здоровья детей, а также разработке Федерального закона прямого действия "О формировании здорового образа жизни населения Российской Федерации".

Для реализации мероприятий по профилактике ХНИЗ и формированию мотивации у детей ЗОЖ требуется определенная квалифицированная подготовка медицинских и немедицинских кадров. На сегодняшний день далеко не во всех вузах медицинского профиля имеются медико-профилактические факультеты, готовящие специалистов в области лечебно-профилактической и санитарно-гигиенической работы, кафедры социальной педиатрии работают лишь в четырех российских университетах, а в программах сертификации педиатров, врачей-специалистов и среднего медицинского персонала вопросам профилактической и социальной педиатрии уделено недостаточное внимание. Система подготовки немедицинских работников в данной области вообще отсутствует. Отмечается дефицит методических пособий, рекомендаций, утвержденных учебников, преподаватели вузов часто не имеют достаточной подготовки по этим проблемам.

В развитых западных странах хорошо зарекомендовали себя школы общественного здоровья (ШОЗ). Сегодня российские ШОЗы функционируют на базах ГБОУ ВПО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова", ГБОУ ВПО "Уральская государственная медицинская акаде-

мия", ГБОУ ВПО "Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования". В ГБОУ ВПО "Тверская государственная медицинская академия" проводятся краткосрочные курсы по актуальным проблемам общественного здоровья для медицинских и немедицинских работников (журналистов, учителей и др.), а в ГОУ ВПО "Северный государственный медицинский университет" создана Архангельская международная ШОЗ в партнерстве с семью университетами Норвегии, Швеции и Финляндии.

На базе ФГБУ "Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины" Минздрава России проводятся циклы тематического усовершенствования по профилактике ХНИЗ и формированию здорового образа жизни, в том числе среди детского населения для врачей-педиатров, руководителей и специалистов ЦЗ для детей.

В июле 2014 г. в Московской области стартовал просветительский проект по подготовке инструкторов по ЗОЖ, включивший в себя физкультурно-оздоровительные занятия, образовательные мастер-классы, различные конкурсы. Основными задачами проекта стали обеспечение населения достоверной и доступной информацией о ценностях, преимуществах ЗОЖ; обучение навыкам его ведения, и, что самое главное, курс рассчитан на широкую аудиторию.

Подводя итоги вышесказанному, можно четко сформулировать первоочередные задачи, стоящие перед государством и медицинским сообществом страны в деле охраны здоровья детей в ближайшей перспективе, а именно:

1. Подготовить свод законодательных и иных нормативных актов по соблюдению прав и охраны здоровья детей.

2. Приступить к разработке Федерального закона прямого действия "Формирование здорового образа жизни населения Российской Федерации".

3. Разработать стандарты оказания профилактической работы для всех звеньев первичной медико-санитарной помощи.

4. Создать новый кадровый потенциал педиатров — "социально ориентированный педиатр" для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

5. Развивать инфраструктуру профилактической работы: расширить сеть мобильных комплексов, развивать и совершенствовать информационные технологии (особенно в отдаленных территориях и сельской местности), обеспечить условия для здорового образа жизни детей и молодежи в учреждениях образования всех уровней.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Иванова А.А., Терлецкая Р.Н., Косова С.А. Тенденции заболеваемости и состояние здоровья детского населения Российской Федерации. Российский педиатрический журнал. 2012; 6: 4—9.

2. Баранов А.А, Намазова-Баранова Л.С., Альбицкий В.Ю. Профилактическая педиатрия — новые вызовы. Вопросы современной педиатрии. 2012; 2: 7—10.

3. Орел В.И., Маслов В.А. Современные особенности состояния здоровья детей в условиях мегаполиса. Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2013; 1: 133—6.

4. Основные тенденции здоровья детского населения / Под ред. А.А. Баранова, В.Ю. Альбицкого. М.: Союз педиатров России. 2011.

5. Стародубов В.И., Цыбульская И.С., Суханова Л.П. Охрана здоровья матери и ребенка как приоритетная проблема современной России. Современные медицинские технологии. 2009; 2: 11—6.

6. Яковлева Т.В., Иванова А. А., Терлецкая Р.Н. Проблемы формирования здорового образа жизни у детей и учащейся молодежи. Казанский медицинский журнал. 2012; 93 (5): 792—5.

7. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Терлецкая Р.Н., Зелинская Д.И. Многоуровневая система оказания медицинской помощи дет-

скому населению. Вопросы современной педиатрии. 2014. 2 (13): 5—10.

8. Баранов А.А., Лапин Ю.Е., Яковлева Т.В. Охрана здоровья детей в системе государственной политики. Вестник РАМН. 2011; 6: 8—12.

9. Бобошко И.Е., Жданова Л.А., Салова М.Н. Реализация задач первичной профилактики в детской поликлинике. Общественное здоровье и здравоохранение. 2010; 4: 24—8.

10. Невзоров А.А., Никитский Д.Н., Турчиев А.Г. Тактические аспекты организации профилактической помощи учащейся молодежи. Информационно-аналитический вестник "Социальные аспекты здоровья населения". 2010; 2 (14): 1—10.

11. Сухинин М.В., Терлецкая Р.Н., Землянова Е.В. Состояние здоровья детского населения мегаполиса в условиях модернизации здравоохранения. Социальные аспекты здоровья населения. 2013; 2 (30): 9—11.

12. Иванова А.А. Научное обоснование системы мер по формированию здорового образа жизни у детей и учащейся молодежи: Дис. ... д-ра мед. наук. М.; 2012.

13. Ипполитова М.Ф., Симаходский А.С. Эффективность профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление репродуктивного здоровья детей. Детская больница. 2014; 2 (56): 10—6.

14. Альбицкий В.Ю. Актуальные проблемы социальной педиатрии. Избранные очерки. М.: Союз педиатров России; 2012.

15. Губарева Т.В., Миронова К.И. Информатизация здравоохранения. Экономика, управление, право. 2010; 1: 15—25.

16. Модестов А.А., Косова С.А., Бондарь В.И., Неволин Ю.С., Фе-доткина С.А., Фаррахов А.З. Модернизация профилактического направления в педиатрии: проблемные зоны и возможности. Профилактическая медицина. 2013; 3 (16): 14—21.

17. Сухарев А.Г. Образовательная среда и здоровье учащихся. М.: МИОО; 2009.

18. Фаррахов А.З. Информатизация системы здравоохранения как важный раздел инновационных управленческих стратегий. Вестник Росздравнадзора. 2010; 1: 12—5.

19. Шишова А.В., Жданова Л.А. Перспективные направления развития школьного здравоохранения в рамках реализации концепции деятельности центров здоровья по формированию здоровья учащихся. Общественное здоровье и здравоохранение. 2011; 4: 25—7.

20. Модестов А.А., Косова С.А., Неволин Ю.С., Фаррахов А.З., Фе-доткина С.А. Центры здоровья для детей: проблемы и перспективы развития. Социальные аспекты здоровья населения. 2013; 3 (31): 6—8.

21. Альбицкий В.Ю. Социальная педиатрия как область научного знания, сфера практического действия и предмет преподавания. Российский педиатрический журнал. 2012; 1: 4—9.

22. Альбицкий В.Ю., Устинова Н.В., Куликов О.В., Ким А.В., Муратова М.В., Рослова З.А. и др. Порядок организации работы отделения медико-социальной помощи детской поликлиники. Вопросы современной педиатрии. 2013; 4: 12—6.

23. Баранов А.А, Альбицкий В.Ю., Устинова Н.В. Состояние, проблемы и перспективы организации медико-социальной помощи детям. Российский педиатрический журнал. 2013; 3: 4—6.

24. Жданова Л. А., Молькова Л.К., Бобошко И.Е., Нуждина Г.Н. Проблемы и перспективы в организации работы медико-социального отделения детской поликлиники. Российский педиатрический журнал. 2013; 6: 16—22.

25. Жданова Л.А., Борзов Е.В., Бобошко И.Е., Нуждина Г.Н., Молькова Л.К. Социально-ориентированный педиатр: миф или реальность. Подготовка на до- и постдипломном этапах. Российский педиатрический журнал. 2014; 2: 41—4.

26. Орел В.И., Смирнова В.И., Картоева Р.А. Медико-социальный патронаж в условиях амбулаторно-поликлинического звена. Российский педиатрический журнал. 2013; 6: 22—4.

27. Мурзина Е.М., Нефедова И.В., Павлова И.В. и др. Система работы по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Дошкольное образование. 2009/2010. Available at http://www. festival.1september.ru.

28. Павловская Т.А., Зайчиков А.А. Формирование основ здорового образа жизни посредством дополнительного образования. Физическая культура в школе. 2011; 6: 47—50.

29. Середа Т.К. "Здоровый образ жизни" — что это значит? (классный час для учащихся IX класса). Воспитание школьников. 2011; 8: 76—80.

30. Федорцева М.Б. Здоровьесберегающая деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения. Сибирский педагогический журнал. 2010; 7: 128—34.

31. Формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации. Методические рекомендации. М.; 2011.

32. Кошелев И.А. Дистанционное образование в системе современного здравоохранения: реальность и перспективы. Современное медицинское образование. 2010; 1 (10): 48—53.

33. Анищенко П.Н. Использование телемедицинских технологий — фактор снижения затрат для пациентов и повышения квалификации медработников. Система интеграции в здравоохранении. 2011; 2 (12): 4—17.

34. Леванов В.М. От телемедицины до электронного здравоохранения: эволюция терминов. Организация здравоохранения и общественное здоровье. 2012; 2 (21): 16—9.

35. Леванов В.М., Кирпичева И.С., Яшин А.А., Денисенко А.Н., Софронов К.А. Типичные ошибки при проведении телеконсультаций. Организация здравоохранения и общественное здоровье. 2014; 1 (31): 15—8.

36. Яковлева Т.В. Законодательное обеспечение охраны здоровья детей в Российской Федерации. Российский педиатрический журнал. 2010; 2: 4—7.

Поступила 10.09.2014

REFERENCES

1. Baranov A.A., Al'bitskij V.Ju., Ivanova A.A., Terletskaja R.N., Koso-va S.A. Morbidity tendencies and health state of children's population in Russian Federation. Rossijskij pediatricheskij zhurnal. 2012; 6: 4—9. (in Russian)

2. Baranov A.A., Namazova-Baranova L.S., Al'bitskij V.Ju. Preventive pediatrics — new calls. Voprosy sovremennojpediatrii. 2012; 2: 7—10. (in Russian)

3. Orel V.I., Maslov V.A. Modern features of children's health status in the megapolis. Vestnik Rossijskoj akademii estestvennykh nauk (Sankt-Peterburg). 2013; 1: 133—6. (in Russian)

4. Main Trends in ChildHealth. [Osnovnye tendentsii zdorov'ja detsko-go naselenija]/Ed. by A.A. Baranov, V.Ju. Al'bitskih. Moscow: Sojuz pediatrov Rossii; 2011. (in Russian)

5. Starodubov V.I., Tsybul'skaja I.S., Sukhanova L.P. Maternal and child health protection as a priority problem of modern Russia. Sovremennye meditsinskie tekhnologii. 2009; 2: 11—6. (in Russian)

6. Jakovleva T.V., Ivanova A.A., Terletskaja R.N. Healthy lifestyle formation difficulties in children and studying youth. Kazanskij medit-sinskijzhurnal. 2012; 5 (93): 792—5. (in Russian)

7. Baranov A.A., Al'bitskij V.Ju., Terletskaja R.N., Zelinskaja D.I. Multilevel system of health care to children's population. Voprosy sovremennoj pediatrii. 2014. 2 (13): 5—10. (in Russian)

8. Baranov A.A., Lapin Ju.E., Jakovleva T.V. Childrens' health protection in a state policy system. VestnikRAMN. 2011; 6: 8—12. (in Russian)

9. Boboshko I.E., Zhdanova L.A., Salova M.N. Realization of primary prevention goals in children's policlinic. Obshchestvennoe zdorov'e i zdravoohranenie. 2010; 4: 24—8. (in Russian)

10. Nevzorov A.A., Nikitskij D.N., Turchiev A.G. Tactical aspects of the organization of preventive care for studying youth. Informatsionno-analiticheskij vestnik "Sotsial'nye aspekty zdorov'ja naselenija". 2010; 2 (14): 1—10. (in Russian)

11. Sukhinin M.V., Terletskaja R.N., Zemljanova E.V. Health status of children who live in megapolis in the conditions of health care modernization. Sotsial'nye aspekty zdorov'ja naselenija. 2013; 2 (30): 9—11. (in Russian)

12. Ivanova A.A. Scientific Substantiation of System of Measures for Healthy Lifestyle Formation in Children and Studying Youth. [Nauchnoe obosnovanie sistemy mer po formirovaniju zdorovogo obraza zhizni u detej i uchashchejsja molodezhi]: Diss. Moscow; 2012. (in Russian)

13. Ippolitova M.F., Simakhodskij A.S. Efficiency of the preventive actions directed on preservation and strengthening of children's reproductive health. Detskaja bol'nitsa. 2014; 2 (56): 10—6. (in Russian)

14. Al'bitskij V.Ju. Actual problems of social pediatrics. Selected Essays [Aktual'nye problemy sotsial'noj pediatrii. Izbrannye ocherki]. Moscow: Sojuz pediatrov Rossii; 2012. (in Russian)

15. Gubareva T.V., Mironova K.I. Informatization of health care. Eko-nomika, upravlenie, pravo. 2010; 1: 15—25. (in Russian)

16. Modestov A.A., Kosova S.A., Bondar' V.I., Nevolin Ju.S., Fedot-kina S.A., Farrakhov A.Z. Modernization of preventive pediatric:

problem areas and opportunities. Profilakticheskajameditsina. 2013; 3 (16): 14—21. (in Russian)

17. Sukharev A.G. Educational environment and health of pupils. [Obrazovatel'naja sreda i zdorov'e uchashchikhsja]. Moscow: MIOO; 2009. 256. (in Russian)

18. Farrakhov A.Z. Health care system informatization as important section of innovative management strategies. Vestnik Roszdravnadzora. 2010; 1: 12—5. (in Russian)

19. Shishova A.V., Zhdanova L.A. Perspective directions of school health care development through the implementation of health centers activity concept on formation of pupils' health. Obshchestvennoe zdorov'e i zdravookhranenie. 2011; 4: 25—7. (in Russian)

20. Modestov A.A., Kosova S.A., Nevolin Ju.S., Farrakhov A.Z., Fedot-kina S.A. Health centers for children: problems and development prospects. Sotsial'nye aspekty zdorov'ja naselenija. 2013; 3 (31): 6—8. (in Russian)

21. Al'bitskij V.Ju. Social pediatrics as a field of scientific knowledge, the sphere of practical action and the subject of teaching. Rossijskij pediatricheskij zhurnal. 2012; 1: 4—9. (in Russian)

22. Al'bitskij V.Ju., Ustinova N.V., Kulikov O.V., Kim A.V., Murato-va M.V., Roslova Z.A. et al. Department of medical and social care work organization for children's clinic. Voprosy sovremennoj pediatrii. 2013; 4: 12—6. (in Russian)

23. Baranov A.A, Al'bitskij V.Ju., Ustinova N.V. State, problems and prospects of organization of medico-social support to children. Ros-sijskijpediatricheskij zhurnal. 2013; 3: 4—6. (in Russian)

24. Zhdanova L.A., Mol'kova L.K., Boboshko I.E., Nuzhdina G.N. Problems and prospects in organization of medico-social department in children's policlinic. Rossijskij pediatricheskij zhurnal. 2013; 6: 16—22. (in Russian)

25. Zhdanova L.A., Borzov E.V., Boboshko I.E., Nuzhdina G.N., Mol'kova L.K. Socially oriented pediatrician: myth or reality. To- and post-degree stages teaching. Rossijskij pediatricheskij zhurnal. 2014; 2: 41—4. (in Russian)

26. Orel V.I., Smirnova V.I., Kartoeva R.A. Medico-social support in outpatient care system. Rossijskij pediatricheskij zhurnal. 2013; 6: 22—4. (in Russian)

27. Murzina E.M., Nefedova I.V., Pavlova I.V. et al. Sistema raboty po formirovaniju zdorovogo obraza zhizni detej doshkol'nogo vozras-ta. Doshkol'noe obrazovanie. 2009/2010. Available at http://www. festival.1september.ru.

28. Pavlovskaja T.A., Zajchikov A.A. Forming of a healthy lifestyle basis through additional education. Fizicheskaja kul'tura v shkole. 2011; 6: 47—50. (in Russian)

29. Sereda T.K. "Healthy Lifestyle" — what does it mean? (a class hour for pupils of the IX class). Vospitanie shkol'nikov. 2011; 8: 76—80. (in Russian)

30. Fedortseva M.B. Health care activity of the teacher of preschool educational institution. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2010; 7: 128—34. (in Russian)

31. Healthy Lifestyle Formation Among the Citizens of the Russian Federation. Guidelines. [Formirovanie zdorovogo obraza zhizni u grazh-dan Rossijskoj Federatsii: Metodicheskie rekomendatsii]. Moscow; 2011. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Koshelev I.A. Distance education in the modern health care system: reality and prospects. Sovremennoe meditsinskoe obrazovanie. 2010;

1 (10): 48—53. (in Russian)

33. Anishchenko P.N. Telemedicine technologies using — factor in reducing costs for patients and training of health workers. Sistema in-tegratsii v zdravookhranenii. 2011; 2 (12): 4—17. (in Russian)

34. Levanov V.M. From telemedicine to e-health: the evolution of terms. Organizatsija zdravookhranenija i obshchestvennoe zdorov'e. 2012;

2 (21): 16—9. (in Russian)

35. Levanov V.M., Kirpichjeva I.S., Jashin A.A., Denisenko A.N., So-fronov K.A. Common mistakes during teleconsultations. Organizatsija zdravookhranenija i obshchestvennoe zdorov'e. 2014; 1 (31): 15—8. (in Russian)

36. Jakovleva T.V. Legislative support of children's health care in the Russian Federation. Rossijskij pediatricheskij zhurnal. 2010; 2: 4—7. (in Russian)

Received 10.09.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.