Научная статья на тему 'Инновационные технологии в профилактической деятельности центров здоровья для детей'

Инновационные технологии в профилактической деятельности центров здоровья для детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1104
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ / ДЕТСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / HEALTH CENTRE / CHILDREN POPULATION / PREVENTION / HEALTHY LIFESTYLE / MEDICAL SERVICES / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / INTERNET TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Альбицкий Валерий Юрьевич, Модестов Арсений Арсеньевич, Косова Светлана Алексеевна, Иванова Анна Аркадьевна, Волков Игорь Михайлович

Представлены данные, определяющие роль центров здоровья (ЦЗ) в системе оказания профилактической помощи детскому населению. Установлена динамика частоты посещений ЦЗ, свидетельствующая о профилактической направленности их работы. Основными недостатками организации деятельности ЦЗ явились отсутствие порядков и стандартов их работы с посетителями и сведений, необходимых для мониторинга здоровья детей. Указаны инновационные технологии в ЦЗ для продвижения профилактических медицинских услуг выездные формы работы, маркетинговые технологии (специализированные выставки), использование Интернет-ресурсов (виртуальные поликлиники).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Альбицкий Валерий Юрьевич, Модестов Арсений Арсеньевич, Косова Светлана Алексеевна, Иванова Анна Аркадьевна, Волков Игорь Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative technologies in preventive activity of health centers for children

There are presented data determining the role of health centers (HC) in the system of the provision ofpreventive care for children’s population. There was established the dynamics of visits to HC, indicating their preventive aiming of their work. The main disadvantages of organizing the activity of HC were the lack of orders and standards of their work with visitors and the information needed to monitor the health of children. There are indicated innovative technologies in HC for the promotion ofpreventive health services exit form of working, marketing technologies (special exhibitions), the use of Internet resources (virtualpolyclinics).

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в профилактической деятельности центров здоровья для детей»

С

социальная педиатрия и организация здравоохранения

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 614.2:616-053.2-084]L:008

Альбицкий В. Ю.12, Модестов А. А.1'2, Косова С. А.1'2, Иванова А. А.1'2, Волков И. М.1, Бондарь В. И.1, Зелинская Д. И.1, Терлецкая Р. Н.12, Щербакова С. В.3, Неволин Ю. С.4

инновационные технологии в профилактической деятельности центров здоровья для детей

'Научный центр здоровья детей, 119991, Ломоносовский просп., 2, стр. 1; 2Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова, 116886, Москва, ул. Островитянова, 1; 3ГДП МАУ «ЦГКБ г Реутов», 143960, Московская обл., г Реутов, ул. Гагарина, 4; 4Центр здоровья для детей, r. Красногурьинск Свердловской обл., ул. Парковая, 11

Представлены данные, определяющие роль центров здоровья (ЦЗ) в системе оказания профилактической помощи детскому населению. Установлена динамика частоты посещений ЦЗ, свидетельствующая о профилактической направленности их работы. Основными недостатками организации деятельности ЦЗ явились отсутствие порядков и стандартов их работы с посетителями и сведений, необходимых для мониторинга здоровья детей. Указаны инновационные технологии в ЦЗ для продвижения профилактических медицинских услуг - выездные формы работы, маркетинговые технологии (специализированные выставки), использование Интернет-ресурсов (виртуальные поликлиники).

Ключевые слова: центр здоровья; детское население; профилактика; здоровый образ жизни; медицинские услуги; инновационные технологии; Интернет-технологии.

Albitskiy V. Yu.12, Modestov A. A.12, Kosova S. A. 12, Ivanova A. A.12, Volkov I. M.1, Bondar V. I.1, Zelinskaya D. I.1, Terletskaya R. N.12, Shcherbakova S. V.3, Nevolin Yu. S.4

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN PREVENTIVE ACTIVITY OF HEALTH CENTERS FOR CHILDREN

1Scientific Centre of Child Healthcare, 2, bld. 1, Lomonosov avenue, Moscow, Russian Federation, 119991

2National Research Medical University named after N. I. Pirogov of the Ministry of Health Care and Social Development, 1,

Ostrovityanova str., Moscow 117997

3Reutov Central City Clinical Hospital, Reutov, 4, Gagarina Str., the Moscow Region, Russian Federation, 143960 4Centre of Child Healthcare, 11, Parkovaya Str., Krasnotur'insk, Sverdlovskaya region, Russian Federation, 624440

There are presented data determining the role of health centers (HC) in the system of the provision ofpreventive care for children's population. There was established the dynamics of visits to HC, indicating their preventive aiming of their work. The main disadvantages of organizing the activity of HC were the lack of orders and standards of their work with visitors and the information needed to monitor the health of children. There are indicated innovative technologies in HC for the promotion ofpreventive health services - exit form of working, marketing technologies (special exhibitions), the use of Internet resources (virtualpolyclinics).

Key words: Health Centre; children population; prevention; a healthy lifestyle; medical services; innovative technologies; Internet technology.

Профилактика является приоритетным направлением отечественной медицины, которое получило реальное воплощение в системе охраны здоровья матери и ребенка [1, 2]. Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), включающее воспитание у населения с раннего детского возраста правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих являлось важнейшим разделом профилактики. Большая роль в этой работе придавалась «учреждениям здравоохра-

Для корреспонденции: Альбицкий Валерий Юрьевич, доктор мед. наук, проф., ФГБНУ НЦЗД, 119991, Москва, пр. Ломоносовский, 2, стр. 4, РНИМУ им. Н. И. Пирогова, 117887, Москва, ул. Островитянова, 1, e-mail: albicky@nсzd.ru

нения, призванным осуществлять пропаганду медицинских и гигиенических знаний на индивидуальном и общественном уровнях» [3-5].

Однако эпидемиологические исследования последних лет показали, что в Российской Федерации повышается уровень первичной и общей заболеваемости детей и подростков. Растет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет болезнями, обусловленными поведенческими факторами риска [6, 7]. Здоровье детского населения во многом зависит от качества среды обитания, уровня и условий развития образования и воспитания, материального благосостояния, медицинского обеспечения и многих других факторов [8, 9].

Важнейшими вопросами профилактической педиатрии являются отсутствие национальной стратегии формирования ЗОЖ подросткового поколения; необходимость смены парадигмы профилактической деятельности с предупреждения болезни на формирование ЗОЖ, сохранение и укрепление здоровья ребенка [3, 5, 10].

Для решения указанных задач в регионах Российской Федерации согласно приказу Минздравсоцразви-тия от 19 августа 2009 г № 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» начали работать центры здоровья (ЦЗ), созданные на базе региональных и муниципальных учреждений здравоохранения [11, 12]. Вступила в силу государственная программа по формированию ЗОЖ. Среди инноваций этой программы является открытие и финансирование за счет средств системы ОМС 204 ЦЗ для детей в 83 субъектах РФ. Центры здоровья ориентированы на новую систему взаимодействия «врач-здоровый человек», а не «врач-пациент», что должно занять ключевую позицию в формировании единой профилактической среды в стране [11, 13, 14].

Материалы и методы

Роль ЦЗ в системе оказания профилактической помощи детскому населению изучалась по данным официальной статистики форма № 68 «Сведения о деятельности центра здоровья» в РФ за период 20102012 гг. Оценка организации работы ЦЗ для детей проведена с помощью SWOT-анализа. Проводились социологические исследования детей, прошедших обследование в ЦЗ и их родителей.

Использование интернет-ресурсов в пропаганде ЗОЖ среди подростков молодежи и молодых родителей были применены на платформах социальной сети «ВКонтакте» и информационном портале «Так-здорово.ру». С этой целью проводились on-line опросы и on-line конференции, дана экспертная оценка сообществ социальной сети по специально разработанным критериям (с расчетом коэффициентов конкордации и вариации). В качестве экспертов по оценке деятельности данных Интернет-ресурсов выступали руководители подразделений системы здравоохранения, деятели науки и работники PR-службы. Каждое сообщество оценивалось по 10 критериям с ранжированием от 0 до 5 баллов.

Платформой для проведения on-lime опросов в «ВКонтакте» стала группасправочно-информационного центра для родителей (Москва) «Столица детства» (http://vk.com/stolicadetstva_com). Объем аудитории сообщества составлял 37,5 тыс. человек (70,1% женщин), имеющих одного-двух детей (67,7%). Это жители мегаполисов страны: Москвы (37,7%), Санкт-Петербурга (6%), Новосибирска (4,6%).

При разработке проекта «виртуальной поликлиники» использовались проекты «Школы здоровья в Европе и России» и «Создание и продвижение медицинского информационного портала zdrav.tomsk.ru» [13, 15].

Анкетирование детей (197 человек), прошедших

обследование в ЦЗ, и их родителей проводилось на базе детской поликлиники № 125 г. Москвы. Программа исследования предусматривала получение информации о ребенке при посещении ЦЗ, после его визита и об оценке родителями деятельности ЦЗ. Все полученные данные обработаны статистически.

Результаты и обсуждение

Центры здоровья, ставшие теперь вновь структурным подразделением учреждения системы здравоохранения, создаются из расчета 0,75 должности врача на 10 тыс. детского населения. По роду своей деятельности/функциям ЦЗ более всего тяготеют к амбулаторно-поликлиническому типу медицинского учреждения. При размещении ЦЗ поликлиника выйдет за рамки прикрепленного населения. Охват детского населения услугами ЦЗ значительно «скромнее», чем возможности детской поликлиники (меньшая доступность). Помимо этого при организации в структуре учреждений здравоохранения ЦЗ могут возникнуть и уже возникают определенные трудности.

В основу работы ЦЗ заложены принципы использования инструментальных методик и оборудования, главной особенностью которых является высокая пропускная способность в сочетании с достоверностью выявления значимых отклонений. Действующие ЦЗ способны обследовать в режиме скрининга до 50-70 посетителей в день, что на порядок выше пропускной способности существующих структур здравоохранения. Задачи ЦЗ корреспондируются с профилактической работой детских поликлиник. Однако в данных структурах эта работа уже проводится на другом уровне. Основным преимуществом обследования в ЦЗ перед диспансеризацией является наличие унифицированных методов сбора информации о пациенте для объективной оценки выявленной патологии, а также создание электронной базы для последующего анализа и получения объективных эпидемиологических данных.

Детские ЦЗ работают уже в течение трех лет. Выявлена положительная динамика посещений ЦЗ, что свидетельствует о растущей эффективности первичного звена детского здравоохранения и развития здоровьесохраняющей стратегии поведения семей с детьми. При этом численность контингента, осмотренного в течение календарного года, не превышает в среднем 3,7% от количества детей, проживающих в субъекте федерации. Ежегодно специалистами ЦЗ примерно у 60% детей выявляются генетические, поведенческие и метаболические факторы риска развития хронических заболеваний, в связи с чем возникает необходимость в динамическом наблюдении у врачей поликлиники, проведении повторных обследований в ЦЗ и посещении школ здоровья.

Анализ показал, что форма № 68 «Сведения о деятельности центра здоровья» не дает сведений, необходимых для мониторинга здоровья детей и поэтому нуждается в доработке.

Опыт работы ЦЗ для детей и проведенный SWOT-анализ позволил выявить основные трудности медико-профилактического и организационного ха-

ОПОВЕЩЕНИЕ

РАБОТА В ШКОЛЕ

РАБОТА В ЦЗ

ЦЗ Директор школы

Муниципалитет Классный руководитель

Министерсп образован гво ля

Директора школ

Комиссия по контролю за организацией питания

Врач школы

Родители

ЦЗ

Учителя смежных дисциплин

Дети различных возрастов

ЦЗ

директор школы

Родители

Дети различных возрастов

Сотрудничество центра здоровья при организации выездной деятельности.

рактера. К ним относятся: недостаточная информированность населения о работе ЦЗ; особенности формирования потоков детского населения на обследование; работа медицинского персонала ЦЗ с новыми формами документации; эксплуатация оборудования ЦЗ и интерпретация полученных данных; отсутствие навыков работы по профилактике с различными группами детского населения в части формирования мотивации их вести ЗОЖ; сложности организации мониторинга здоровья детского населения в связи с отсутствием достоверных маркеров эффективности.

В настоящее время активно совершенствуется организация работы ЦЗ для детей. Так, используется выездная форма работы (мобильный ЦЗ или автобус со стационарным оборудованием). На заседании главы муниципалитета или округа проводится оповещение директоров школ о предстоящем посещении (обычно в начале учебного года) школ специалистами ЦЗ (см. рисунок). После осмотра в течение недели врачом ЦЗ осуществляется «закрытие» карт ЦЗ и карт ЗОЖ. Далее карты распределяются по классам и передаются директору школы (на диске или по электронной почте). Впоследствии карты передают родителям при прикреплении ее к «электронному дневнику» или раздают на собраниях в распечатанном виде.

При данной форме работы ЦЗ происходит охват комплексным обследованием практически всех детей школы от 7 до 17 лет с использованием единого подхода к охране здоровья детей и ведения просветительской работы по его укреплению. При данной форме работы возможна преемственность работы ЦЗ с врачом школы. Недостатками выездной работы являются отсутствие родителей на обследовании и при выдаче рекомендаций, прием детей в определенное время (не дольше учебного дня); ограниченное время на 1 ребенка (10 мин); расходы на обслуживание автомобиля, материалы для мобильного ЦЗ, повышенная нагрузка на персонал ЦЗ; не решены вопро-

сы, касающиеся включения в обследование стоматолога и гигиениста; отсутствует обратная связь с детьми и родителями.

Мониторинг работы ЦЗ для детей показал довольно низкую их посещаемость во всех регионах РФ и необходимость продвижения профилактических медицинских услуг. С одной стороны, это было обусловлено недостатком информации о месторасположении и диагностических возможностях ЦЗ, с другой - тем, что у населения, в том числе и у медицинского персонала учреждений, на базе которых уже функционируют ЦЗ, не сформирована мотивация необходимости прохождения предлагаемого набора исследований как основы здоровьесберегающего поведения. Имеется также недостаточная осведомленность населения о бесплатности предоставляемых услуг. Важной составляющей продвижения новых медицинских услуг является их презентация потребителям с целью формирования устойчивого спроса. Одним из инструментов маркетинга служат региональные ежегодные медицинские выставки - презентации, в ходе которых модно не только продемонстрировать услуги ЦЗ для детей, но и представить их в привлекательном виде. Участие медицинского персонала ЦЗ в выставках позволяет одновременно представить свою работу в плане демонстрации ряда услуг и ознакомления с иными сферами деятельности ЦЗ, установления контактов с руководителями образовательных и лечебных учреждений, СМИ, родителями и детьми.

При опросе посетителей стенда (Красноярск, 2011) (77,4% - медицинские работники, 22,6% - потребители медицинских услуг) было установлено, что большинство (88,7%) из них не знали о существовании структуры, в которой можно бесплатно провести обследование ребенка. Анализ результатов участия в выставке позволил выявить ошибки организационного характера в деятельности ЦЗ для детей, выработать будущую концепцию стенда, определить тактику отбора и подготовки персонала для работы в учреждениях данного типа, использовать выездные формы работы для продвижения оздоровительных услуг ЦЗ, а в качестве площадки задействовать образовательные и лечебно-оздоровительные учреждения города. От организации выставочного процесса зависит не только популярность ЦЗ среди населения, но и дальнейшая его эффективная работа.

Продвижение принципов ЗОЖ в социальной сети Интернет позволяет не только разместить необходимую информацию, но и получить обратную связь с населением, и в дальнейшем провести анализ и оценить эффективность проделанной работы.

Экспертная оценка показала, что 11 групп (группы ЗОЖ) были представлены большой численностью подписчиков и созданы модераторами, являющимися либо энтузиастами, либо представителями компаний, которые занимаются пропагандой ЗОЖ. Среди подписчиков подростки 14-17 лет составляли 4,3-44,8%. На сегодняшний день определены 13 «on-line представителей» ЦЗ (группы ЦЗ), структур, занимающихся первичной профилактикой в системе здравоохранения. Эти группы с небольшой численностью подписчиков имеют фактический адрес (адрес ЦЗ), в качестве модераторов выступают сотрудники ЦЗ либо волонтеры.

Согласно балльной оценке экспертов, определены группы-лидеры, пропагандирующие ЗОЖ в социальной сети. Среди групп ЗОЖ это сообщества под названием «Фитнес, диеты и здоровый образ жизни» (109 560 подписчиков), «Я не пью и не курю» (1 249 561 подписчиков) и группа информационного портала Минздрава России «TakZdorovo.ru» (35 288 подписчиков). Среди сообществ, принадлежавших ЦЗ, лидируют: ЦЗ-Улан-Удэ, ЦЗ-г. Реутов, ЦЗ-Чувашия. Данные сообщества наглядно отображают деятельность ЦЗ, содержат красочный и информативный материал в виде фото- и видеофайлов, логотипы групп соответствуют принципам ЗОЖ.

По мнению родителей, кроме них, за здоровье детей ответственны в равной степени государство, врачи и учителя. В то же время родители считали, что ребенок не получает в достаточной мере информацию о том, как сохранить здоровье от учителей и врачей. Наблюдаются отсутствие согласованности действий профилактической направленности в обучении ребенка ЗОЖ между родителями и учителями, между родителями и врачами-педиатрами.

Учитывая данные проведенных исследований, на базе ЦЗ для детей г. Краснотурьинска был создан «On-line (виртуальный) центр здоровья» для дистанционной профилактической работы с отдаленными территориями. Виртуальный ЦЗ - это новое образование, инновация, которая в силу своей открытости и доступности должна способствовать укреплению и сохранению здоровья учащихся путем донесения до детей и семей, в которых они проживают, информации по ЗОЖ. Гарантия равноправного доступа для всех к диапазону образовательных и оздоровительных возможностей обучения составляет важное достоинство виртуального ЦЗ. Предоставляется возможность получить полноценный доступ к информации и индивидуальное консультирование с сохранением права на неразглашение медицинской информации. Дети могут самостоятельно развивать темы ЗОЖ при помощи инструментов социальной сети.

Разработаны принципы организации on-line ЦЗ: подход к решению проблем здоровья осуществляется путем связи с семьей и детьми при помощи виртуального опроса, консультирования и общения; участие в работе обеспечивается активным привлечением учащихся, персонала и родителей; эффективность работы виртуального ЦЗ оценивается повышением качества жизни детей (снижение заболеваемости и повышение успеваемости в школе детей, ориентированных в вопросах ЗОЖ).

Для формирования индивидуальной стратегии здо-ровьесберегающего поведения было проведено анкетирование детей, прошедших обследование в ЦЗ, и их родителей. Установлено, что весомая доля (64,9%) получения информации «как быть здоровым» формировалась из двух источников - от врача или медсестры школы и от родителей, меньше сведений было получено от учителей и из Интернета (20%). Более половины (52,1%) детей получили направление в ЦЗ от врача или медсестры общеобразовательной школы, более трети (35,6%) - от родителей. Значительно возрастает информационная роль медицинских работников - от 33,3% у младших школьников до 75% у подростков. При посещении ЦЗ более трети (34,6%) анкетируемых интересовали сведения, касающиеся их индивидуального здоровья. Второе место занимал вопрос о получении рекомендаций по ведению ЗОЖ (11,3%). Им были заинтересованы в несколько большей степени подростки 15-17 лет (18,2% против 15,8%). У подростков 10-17 лет закладывается позитивное отношение к физкультуре (13,6%) и правильному питанию (13,6%). Однако желание попасть к стоматологу занимает одно из последних мест (2,6%). Среди обратившегося контингента 92,8% выразили полное соответствие своим ожиданиям и только 7,2% - негативное отношение к состоявшемуся визиту. Основная масса посетивших узнала много нового о своем здоровье, в том числе как вести ЗОЖ (25,4%), выразила желания рекомендовать своим друзьям посетить ЦЗ (20%) и самим повторно посетить ЦЗ (7,3%). При этом ответы отрицательного характер составили: «я не узнала ничего нового» (3,6%), «отсутствие ответов на заданные вопросы» (1,8%), «неделание повторного посещения ЦЗ» (1,8%).

С увеличением возраста увеличивается доля детей, имеющих желание вести ЗОЖ, - от полного отсутствия у детей дошкольного возраста до 35,8% среди подростков 15-17 лет. Проведенный анализ показал, что более четверти детей будут отдавать предпочтение оптимальной длительности ночного сна (28,7%). В то же время при увеличении возраста данный показатель заметно сокращался (от 50 до 15,2%). Такая же тенденция была выявлена в отношении прогулок на свежем воздухе (от 50 до 18,2%). Употреблять больше фруктов и овощей решили 13,8% и меньше фастфуда - 12,6% опрошенных. После посещения ЦЗ 12,2% детей планировали регулярно заниматься спортом. Чаще такое мнение высказывали подростки в возрасте 15-17 лет (24,2% против 12,5%).

Установлено, что девочки с большей частотой собирались изменить свой образ жизни: в отношении длительности сна - в 3 раза, занятий спортом - в 3,8 раза, избавления от вредных привычек - в 2,4 раза и ограничения вредных продуктов питания - в 1,6 раза. В то же время девочки менее охотно хотели заниматься спортом, чем мальчики - в 3,8 раза и проводить время на свежем воздухе - в 2 раза. По оценкам родителей, которые сопровождали своего ребенка в ЦЗ, 37,2% детей были здоровыми и 23,3% редко болели простудными заболеваниями. Остальные 39,5% детей были часто болеющими и имели в анамнезе хронические болезни, соответственно 16,2 и 23,3%.

Среди мер по сохранению здоровья детей на первое место родители ставили регулярное консультирование с врачом (18,6%). При этом чаще так считали родители детей, имеющих, по мнению родителей, хроническую патологию (23,1%) и хорошее здоровье (20%). На втором месте находится обеспечение правильного питания ребенка (15,9%). При этом родители детей с хронической патологией придают значение этому фактору в 2 раза реже, чем родители здоровых детей (10,3% против 20,6%). Третью ранговую позицию занимало «ведение здорового образа жизни» (13,2%), приверженность к которому не зависела от состояния здоровья детей.

Одинаковые доли (по 8,3%) среди мер по сохранению здоровья ребенка имели передачи по телевидению, чтение популярной литературы и воспитание положительного настроя к занятиям физкультурой и спортом. Разброс приведенных показателей довольно широк и связан с состоянием здоровья различных групп детей.

Установлено также, что в структуре источников информации о ЗОЖ в 53,9% случае им являлся врач-педиатр, у которого наблюдался ребенок. Второе место (19,2%) занимали наглядные пособия, касающиеся детского ЦЗ, третье (11,5%) - средства массовой информации. Четвертую ранговую позицию (9,6%) занимал Интернет.

Анализ данных о знаниях, полученных родителями после посещения ЦЗ, показал, чаще всего они касались состояния здоровья ребенка (67,8%), особенно в случаях наличия хронического заболевания (81,7%). Следующие места занимали вопросы правильного питания и способы объяснения ребенку опасности вредных привычек - курения и потребления алкоголя (по 12,9%).

Большинство родителей указало, что ЦЗ должны быть ориентированы и на обследование (25%), и на пропаганду ЗОЖ (25%). В то же время 22,2% родителей, хотя и обещали посетить ЦЗ в будущем, негативно относятся к этому мероприятию. По их мнению, в учреждениях данного профиля должно проводиться только обследование, а мерам, направленным на пропаганду ЗОЖ, нужно отводить незначительное место. С такой постановкой вопроса не были согласны родители, посетившие взрослый ЦЗ (27,8%). У 38,8% были предложения по организации семейного ЦЗ. Эти данные впервые позволяют планировать мероприятия по повышению уровня жизни детей с учетом ЗОЖ.

Таким образом, в современных условиях необходимо создать концепцию ЦЗ, чтобы четко обозначить, что они будут делать в плане профилактической работы с детьми. Основными направлениями деятельности ЦЗ на ближайшие годы сдедует считать: активный скрининг населения на выявление факторов риска развития хронических неинфекционных болезней; обеспечение преемственности в опросах дополнительного обследования и коррекции выявленных факторов риска; индивидуальное и групповое профилактическое консультирование; пропаганда ЗОЖ на индивидуальном уровне; развитие и внедрение инновационных форм организации работы детских ЦЗ для повышения качества и доступности медицинских услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А. А., Намазова-Баранова Л. С., Альбицкий В. Ю. Профилактическая педиатрия - новые вызовы. Вопросы современной педиатрии. 2012; 2: 3-6.

2. Баранов А. А., Кучма В. Р., Намазова-Баранова Л. С., Сухарева Л. М. Здоровье и развитие подростков России. М.; 2010.

3. Яковлева Т. В., Альбицкий В. Ю. Проблемы и пути формирования здорового образа жизни населения Российской Федерации. М.: М-Студио, 2011.

4. Баранов А. А., Намазова-Баранова Л. С., Ильин А. Г., Булгакова В. А., Антонова Е. В., Смирнов И. Г. Научные исследования в педиатрии: направления, достижения, перспективы. Российский педиатрический журнал. 2013; 5: 4-14.

5. Яковлева Т. В., Иванова А. А., Терлецкая Р. Н. Проблемы формирования здорового образа жизни у детей и учащейся молодежи. Казанский медицинский журнал. 2012; 93(5): 792-5.

6. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю., Иванова А. А., Терлецкая Р. Н., Косова С. А. Тенденции заболеваемости и состояние здоровья детского населения Российской Федерации. Российский педиатрический журнал. 2012; 6: 4-9.

7. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю., Зелинская Д. И., Терлецкая Р. Н. Инвалидность детского населения России. М.; 2008.

8. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю., Модестов А. А., Косова С. А., Бондарь В. И., Волков И. М. Заболеваемость детского населения России. Москва: ПедиатрЪ; 2013.

9. Модестов А. А., Косова С. А., Бондарь В. И., Федоткина С. А., Неволин Ю. С., Фаррахов А. З. Состояние здоровья детского населения, как основа для разработки региональных программ медицинской профилактики. Российский педиатрический журнал. 2013; 4: 53-7.

10. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю., Устинова Н. В. Социальные инициативы педиатров по защите интересов и прав детей: история и современность. Российский педиатрический журнал. 2013; 6: 5-7.

11. Модестов А. А., Косова С. А., Неволин Ю. С., Фаррахов А. З. Федоткина С. А. Центры здоровья для детей: проблемы и перспективы развития. Социальные аспекты здоровья населения. 2013; 3. Available at: http://vestnik.mednet.ru.

12. Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 августа 2009 г. № 597н. Available at: http://base.garant. ru/12169847/ (Дата обращения: 20.09.2013)

13. Модестов А. А., Косова С. А., Бондарь В. И., Федоткина С. А., Неволин Ю. С. Модернизация профилактического направления в педиатрии: проблемные зоны и возможности. Профилактическая медицина. 2013; 3: 14-21.

14. Модестов А. А., Косова С. А., Иванова А. А., Федоткина С. А. Здоровьесберегающее поведение подростков и молодежи как основа здоровья будущих родителей. Российский педиатрический журнал. 2012; 3: 46-50.

15. Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков. Женева: ВОЗ; 2012.

REFERENCES

1. Baranov A. A., Namazova-Baranova L. S., Al'bitskiy V. Yu., Preventive Pediatrics - new challenges. Voprosy sovremennoy pediatrii. 2012; 2: 3-6. (in Russian)

2. Baranov A. A., Kuchma V. R., Namazova-Baranova L. S., Sukhareva L. M. Health and development of adolescents Russia. Moscow; 2010. (in Russian)

3. Yakovleva T. V., Al'bitskiy V. Yu. Problems and ways of formation of healthy lifestyle of the population of the Russian Fereration. Moscow; M-Studio; 2011. (in Russian)

4. Baranov A. A., Namazova-Baranova L. S., Ilin A. G., Bulgakova V. A., Antonova E. V., Smirnov I. E. Scientific research in pediatrics: directions, achivements, prospects. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2013; 5: 4-14. (in Russian)

5. Yakovleva T. V., Ivanova A. A., Terletskaya R. N. Problems of formation of a healthy lifestyle among children and youth. Kazanskiy meditsinskiy zhurnal. 2012; 93(5): 792-5. (in Russian)

6. Baranov A. A., Al'bitskiy V. Yu., Ivanova A. A., Terletskaya R. N., Kosova S. A. Trends and the health status of the child population of the Russian Federation. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2012; 6: 4-9. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Baranov A. A., Al'bitskiy V. Yu., Zelynskaya D. I., Terletskaya R. N. Disability of the child population of Russia. Moscow; 2008. (in Russian)

8. Baranov A. A., Al'bitskiy V. Yu., Modestov A. A., Kosova S. A., Bondar V. I., Volkov I. M. The incidence of child population of Russia. Moscow: Pediatr. 2013. (in Russian)

9. Modestov A. A., Kosova S. A., Bondar V. I., Fedotkina S. A., Nevo-lin Yu. S., Farrachov A. Z. The health conditions of the child population, as a basis for development of regional programs of medical prevention. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2013; 4: 53-7. (in Russian)

10. Baranov A. A., Al'bitskiy V. Yu., Ustinova N. V. Pediatricians social initiatives for the protection of the interests and rights of children: the history and contemporancity. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2013; 6: 5-7. (in Russian)

11. Modestov A. A., Kosova S. A., Nevolin Yu. S., Farrachov A. Z., Fe-dotkina S. A. The health centres for children: problems and prospects. Socialnye aspekty zdoroviya naseleniya. 2013; 3: Available at: http://vestnik.mednet.ru. (in Russian)

12. About the organization of health centers on healthy lifestyle among citizens of the Russian Federation, including the reduction of consumption of alcohol and tobacco: the Order of the Ministry of health and social development of the Russian Federation from August 19, 2009 N 597n. Available at: http://base.garant.ru/12169847/ (in Russian)

13. Modestov A. A., Kosova S. A., Bondar V. I., Fedotkina S. A., Nevolin Yu. S. Modernization of preventive direction in pediatrics: problem areas and opportunities. Profilakticheskaya meditsina. 2013; 3: 14-21. (in Russian)

14. Modestov A. A., Kosova S. A., Ivanova A. A., Fedotkina S. A. Health care seeking behavior of adolescents and young people as a basis for future parents health. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2012; 3: 46-50. (in Russian)

15. Social determinants of health and well-being of adolescents. Geneva: VOZ; 2012.

Поступила 20.05.14 Received 20.05.14

Сведения об авторах:

Модестов Арсений Арсеньевич, доктор мел. наук, проф. ФГБНУ НЦЗД, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2, стр. 4, РНИМУ им. Н. И. Пирогова, 117997, Москва, ул. Островитянова,

1, e-mail:modestov@yandex.ru; Косова Светлана Алексеевна, канд. мед. наук, ФГБНУ НЦЗД, 119991, Москва, Ломоносовский просп.,

2, стр. 4, РНИМУ им. Н. И. Пирогова, 117997, Москва, ул. Островитянова, 1, e-mail: svkosova@yandex.ru; Иванова Анна Аркадьевна, доктор мед. наук, ФГБНУ НЦЗД, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2, стр. 4, РНИМУ им. Н. И. Пирогова, 117997, Москва, ул. Островитянова, 1, e-mail: annaiv33@rambler.ru; Волков Игорь Михайлович, канд. мед. наук, ФГБНУ НЦЗД, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2, стр. 4, e-mail: volkov-home@mail.ru; Бондарь Виктор Иванович, доктор мед. наук, ФГБНУ НЦЗД, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2, стр. 4, e-mail: bondar@nczd.ru; Зелинская Дина Ильинична, доктор мед. наук, проф. ФГБНУ НЦЗД, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2, стр. 4, ГБОУ ДПО РМА-ПО, 123995, Москва, Баррикадная ул., 2/1, e-mail: di.zel@list.ru; Тер-лецкая Римма Николаевна, доктор мед. наук, проф. ФГБНУ НЦЗД, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2, стр. 4, РНИМУ им. Н. И. Пирогова, 117997, Москва, ул. Островитянова, 1, ГБОУ ДПО РМА-ПО, 123995, Москва, Баррикадная ул., 2/1, e-mail: rterletskaya@mail. ru; Щербакова Светлана Васильевна, гл. врач ГДП МАУ «ЦГКБ г. Реутов», 143960, Московская область, г. Реутов, ул. Гагарина, 4; Неволин Юрий Сергеевич, зав. Центром здоровья для детей, 624440, Свердловская обл., г. Краснотурьинск, ул. Парковая, 11.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 616-053.2:378.661]:681.31

Смирнов В. И., Намазова-Баранова Л. С., Смирнов И. Е.

использование дистанционного обучении в контексте профессионального образования: на примере педиатрии

Научный центр здоровья детей, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2, стр. 1

Представлены данные о формировании системы дистанционного обучения для обеспечения непрерывного медицинского образования. Показано, что дистанционное обучение не только обучение на расстоянии, когда преподаватель и учащийся разделены пространственно, но и особая технология учебы, основанная на хорошо разработанных методических материалах, доступ к которым не ограничен фактором времени и удаленности обучающихся от источников информации. выбор программного обеспечения дистанционного обучения начинается с выбора технологической платформы, на которой оно функционирует. Описан программный комплекс Microsoft Learning Gateway, который представляет собой решение для комплексной автоматизации всего процесса обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение; технология учебы; непрерывное медицинское образование; программный комплекс Microsoft learning Gateway.

smirnov V. i., Namazova-Baranova L. s., smirnovi. е.

THE USE OF DISTANCE TEACHING IN THE CONTEXT OF VOCATIONAL EDUCATION: ON THE EXAMPLE OF PEDIATRICS

Scientific Centre of Child Healthcare, 2, bild. 1, Lomonosov avenue, Moscow, Russian Federation, 119991

There are presented data on the formation of a distance learning system for the providing of continuing medical education. The distance teaming was shown to be not only remote learning, where the teacher and the student are separated spatially, but also special technology of the training, based on well-developed courseware with the approach unrestricted due to the time factor and distance of students from information sources. The choice of software for distance learning begins with the selection or a technological platform on which it operates. There is described a software package Microsoft learning Gateway, which is a solution for the comprehensive automatization of the entire process of education.

Key words: distance learning; technology training; continuing medical education; software «Microsoft learning Gateway».

Для корреспонденции: Смирнов Владимир Иванович, канд. эконом. наук, зам. директора по информационным технологиям НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения ФГБНУ НЦЗД, e-mail: support@nсzd.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.