Научная статья на тему 'Формирование готовности курсантов военных институтов внутренних войск к научно-исследовательской деятельности'

Формирование готовности курсантов военных институтов внутренних войск к научно-исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PEDAGOGICAL MAINTENANCE / ГОТОВНОСТЬ / READINESS / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH AND DEVELOPMENT ACTIVITIES / КУРСАНТЫ / CADETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бальчугов Сергей Георгиевич

В статье представлены результаты исследования формирования готовности курсантов военных институтов внутренних войск МВД России к научно-исследовательской деятельности. Автором предлагается к использованию разработанный комплекс обеспечения формирования данного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бальчугов Сергей Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READINESS OF CADETS OF THE MILITARY INSTITUTE OF INTERNAL TROOPS TO THE RESEARCH ACTIVITY

The article presents the results of a study of formation of readiness of cadets of military institutes of the Russian Interior Troops to research activities. The author proposes the use of a complex designed to ensure the formation of this phenomenon.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности курсантов военных институтов внутренних войск к научно-исследовательской деятельности»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-9-53 УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бальчугов С.Г.

В статье представлены результаты исследования формирования готовности курсантов военных институтов внутренних войск МВД России к научно-исследовательской деятельности. Автором предлагается к использованию разработанный комплекс обеспечения формирования данного феномена.

Ключевые слова: педагогическое обеспечение; готовность; формирование; научно-исследовательская деятельность; курсанты.

FORMATION OF READINESS OF CADETS OF THE MILITARY INSTITUTE OF INTERNAL TROOPS TO THE RESEARCH ACTIVITY

Balchugov S.G.

The article presents the results of a study of formation of readiness of cadets of military institutes of the Russian Interior Troops to research activities. The author proposes the use of a complex designed to ensure the formation of this phenomenon.

Keywords: pedagogical maintenance; readiness; formation; research and development activities; cadets.

В процессе служебно-боевой деятельности и повседневной жизнедеятельности офицер оказывается включенным в сложную и постоянно меняющуюся систему социальных связей в сфере обеспечения безопасности государства и граждан, политики, экономики, права, семьи, культуры и др., требующих от него здравых и обоснованных решений. Следовательно, задачей военных институтов при подготовке специалистов является удовлетворение потребности субъекта в культурном и ценностном развитии, формирование у курсантов гражданской позиции, способности к военной службе и жизни в условиях современной цивилизации. Основная

задача военных институтов не ограничивается только образовательным процессом, поэтому другой, не менее важной задачей, является пропаганда научных знаний среди военнослужащих внутренних войск, повышение их образовательного и культурного уровня. Таким образом, военные институты внутренних войск являются ведущими научными и методическими центрами во внутренних войсках, осуществляющими исследования по различным направлениям в интересах государства и войск.

На современном этапе развития системы высшего военного образования научно-исследовательская работа курсантов приобретает все большее значение и является одним из основных компонентов профессиональной подготовки будущего офицера.

Эффективность научно-исследовательской деятельности курсантов в значительной степени определяется уровнем готовности к данному виду деятельности.

Понятие «готовность курсантов к научно-исследовательской деятельности» многоплановое и находится на стыке психологической и педагогической науки. В структуре готовности курсантов к научно-исследовательской деятельности мы выделили следующие компоненты: мотивационный; ориентационный; деятельностный и рефлексивный. Выявленные компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены и обеспечивают не только готовность к научно-исследовательской деятельности, но и развитие самой личности курсанта в процессе обучения. Готовность курсантов к научно-исследовательской деятельности, рассматривается как свойство личности будущего офицера, выражающееся в направленности, пригодности, способности, достижении необходимого уровня знаний, коммуникации, направленное на получение и выработку новых знаний, необходимых для эффективного выполнения служебно-боевых задач. Эффективность формирования готовности курсанта к научно-исследовательской деятельности напрямую зависит от специального созданного и внедренного в образовательную деятельность военного вуза педагогического обеспечения.

С целью формирования готовности курсантов к научно-исследовательской деятельности в процессе профессиональной подготовки в военном вузе, нами был разработан и внедрен в образовательный процесс комплекс педагогического обеспечения (рис. 1).

На основании теоретического анализа психолого-педагогических исследований педагогическое обеспечение можно рассматривать как комплексную характеристику образовательной среды, включающую в себя взаимодействующее и целенаправленное воздействие субъектов образовательного процесса, совокупность педагогических условий и средств, направленных на результативное формирования готовности курсантов к научно-исследовательской деятельности.

Рис. 1. Комплекс педагогического обеспечения формирования готовности курсантов к научно-исследовательской деятельности

Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач. Сущность и структура педагогических условий

заключается: в научных традициях, свойственных отечественной научной школе; в выявлении структуры готовности курсантов к научно-исследовательской деятельности; в компетентности преподавателей в области научно-исследовательской деятельности; в субъектности курсанта, как способности личности к индивидуальности и самоопределению, ее самостоятельности [1].

Педагогические средства рассматриваются как определенный комплекс, включающий в себя педагогическую программу, интегированный курс, дидактическое обеспечение курса, диагностический комплекс, в совокупности обеспечивающий научную направленность образовательного процесса военного вуза (материальные и идеальные средства). В качестве материальных объектов процесса обучения выступают учебные и методические материалы, в качестве идеальных объектов - педагогическая программа, интегрированный курс «Основания научно-исследовательской деятельности» [2].

Основным средством формирования готовности курсантов к научно-исследовательской деятельности в нашем исследовании является педагогическая программа. Под педагогической программой формирования готовности курсанта к научно-исследовательской деятельности мы понимаем определенную совокупность взаимосвязанных компонентов внедренных в образовательный и научный процесс военного вуза, главной целью которых является результативное формирование готовности курсанта к научно-исследовательской деятельности и выработку практических рекомендаций по оптимизации данного процесса [3].

Для определения уровней готовности к научно-исследовательской деятельности нами разработаны критерии, которые послужили оценкой развития, как отдельных компонентов готовности, так и системы в целом. На основе интеграции компонентов готовности определены критерии оценки (преобразовательно-когнитивный, ценностно-ориентационный, коммуникативно-творческий). Преобразовательно-когнитивный критерий имеет свои показатели, к которым относятся: целостность и комплексность научных знаний; понимание сущности и смысла научных знаний; способность применять научные знания в научно-исследовательской деятельности. У ценностно-ориентационного критерия следующие показатели: ценностное отношение к научным знаниям; направленность научно-исследовательской деятельности; использование научных знаний в служебно-боевой деятельности. Коммуникативно-творческий критерий, основан на процессах взаимоотражения, содержанием которых является не только постижение педагогом внутреннего мира воспитанника, но и постижение того, как этот воспитанник понимает самого себя и личность преподавателя, возможно, определить следующие показатели: рефлексия научной коммуникации; контроль и коррекция собственной деятельности; управление собственной деятельностью по производству научной продукции.

Для проверки эффективности сконструированного нами комплекса педагогического обеспечения мы провели опытно-экспериментальную работу.

Цель опытно-экспериментальной работы была достигнута последовательным решением задач:

■ экспериментальной проверкой комплекса педагогических условий и средств формирования готовности курсантов к научно-исследовательской деятельности;

■ установлением эффективности разработанной педагогической программы формирования готовности курсантов к научно-исследовательской деятельности;

■ на основе полученных экспериментальных данных оптимизацией педагогического обеспечение формирования готовности курсантов к научно-исследовательской деятельности в военном вузе.

Эмпирическое исследование осуществлялась в три этапа.

Констатирующий этап позволил конкретизировать проблему исследования, первоначально подтвердить его гипотезу (на основе систематического анкетирования, педагогического мониторинга и др.). Полученные по его итогам результаты позволили констатировать, что по критериям и показателям сформированности готовности к научно-исследовательской деятельности курсантов, ее состояние в экспериментальной и контрольной группах курсантского и преподавательского состава в целом характеризуется как низкое.

Итоги констатирующего эксперимента явились основанием для проведения формирующего этапа эксперимента и актуализировали потребность в проверке эффективности выделенного нами комплекса педагогических условий и средств формирования готовности курсанта к научно-исследовательской деятельности.

Основное значение и ведущая роль в ходе формирующего эксперимента на его первой исследовательской стадии отводилась реализации комплекса педагогических условий и средств формирования готовности к научно-исследовательской деятельности. На второй стадии формирующего эксперимента акцентирующее внимание было отведено созданию и внедрению в образовательный процесс в военного института программы формирования готовности к научно-исследовательской деятельности. В ходе эксперимента для каждой группы были определены условия проведения эксперимента. В экспериментальной группе обучение проводилось с применением интегрированного курса «Основания научно-исследовательской деятельности» при соблюдении выявленных педагогических условий. Контрольная группа изучала дисциплины по традиционной методике без соблюдения выделенных нами условий. Итоговые

измерения уровня сформированности готовности к научно-исследовательской деятельности на формирующем этапе эксперимента позволили заключить, что имеется положительная динамика в этом процессе.

Контрольный этап был посвящен многоплановой проверке реализации комплекса педагогического обеспечения с привлечением курсантов и преподавателей других военных вузов. Он проводился с учетом всех замечаний и недостатков, выявленных во время проведения формирующего эксперимента.

Цель контрольного эксперимента - проверить эффективность применения комплекса педагогических условий и средств формирования, получить исходные данные для разработки обоснованных научно-методических рекомендаций по конструированию и применению педагогических средств, а также уточнению педагогических условий.

В эксперименте приняли участие 340 курсантов и 50 педагогических работников различных вузов (Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России 170 курсантов и 40 педагогических работников; Пермский военный институт внутренних войск МВД России - 85 курсантов и 5 педагогических работников; Саратовский военный институт внутренних войск МВД России - 85 курсантов и 5 педагогических работников. Сравнение результатов формирования готовности к научно-исследовательской деятельности осуществлялось в группах с применением комплекса педагогических условий и средств, а также в группах, где занятия проводились с использованием традиционных методов педагогического воздействия (табл. 1).

Таблица 1

Уровень готовности курсантов к научно-исследовательской деятельности в контрольной и экспериментальной группе по итогам контрольного эксперимента (%)

Критерии Уровни (контрольный экспе жмент)

Высокий Средний Низкий

ПВИ СВИ НВИ ПВИ СВИ НВИ ПВИ СВИ НВИ

Преобразовательно-когнитивный 24,1 28,8 41,8 25,7 24,2 42,2 50,2 47 16

Ценностно-ориентаци-онный 23,4 22,6 38,6 27,3 28,6 58,6 50,3 48,8 2,8

Коммуникативно-творческий 28,3 30,4 34,6 23,2 26,4 62,4 49,5 43,2 3

Уровень готовности за контрольный эксперимент 25,3 27,3 38,3 25,4 26,4 54,4 50 46,3 7,3

Сравнение результатов констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов показывает постоянную положительную динамику формирования готовности к научно-исследовательской деятельности в экспериментальной группе. Следовательно, реализация выявленного комплекса педагогических условий и средств способствует повышению эффективности формирования готовности к научно-исследовательской деятельности курсантов (рис. 2).

Рис. 2. Итоги формирования готовности к научно-исследовательской деятельности курсантов в контрольной и экспериментальной группе

Тенденции роста результатов формирования готовности к научно-исследовательской деятельности курсантов, полученных в ходе формирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента, а также данные сравнительного анализа показателей результатов использования педагогической программы в контрольной и экспериментальных группах подтверждают обоснованность и эффективность выявленного комплекса педагогического обеспечения.

Список литературы

1. Бальчугов, С.Г. Педагогические условия формирования готовности будущего офицера к научно-исследовательской деятельности / С.Г. Бальчугов // Вестник государственного университета управления. - Теор. и научно-методический журнал, № 11/2014. - М.: Издательский дом ГУУ, 2014. С. 232-239.

2. Бальчугов, С.Г. Комплекс педагогических средств формирования готовности будущего офицера к научно-исследовательской деятельности / С.Г. Бальчугов, П.Ю. Наумов // Мир

науки, культуры, образования. - Научный журнал, №4 (47). - Горно-Алтайск, 2014. С. 175182.

3. Бальчугов, С.Г. Сущность и содержание педагогической программы формирования готовности будущих офицеров к научно-исследовательской деятельности / С.Г. Бальчугов, А.А. Дьячков // Психология образования в поликультурном пространстве. - Научно-теоретический рецензируемый журнал. - Елец, 2014. Т. 3. №27. С. 66-73.

References

1. Balchugov, S.G. Pedagogical conditions of formation of readiness of future officer to research activity / S.G. Balchugov // Bulletin of the state University of management. - Theoretical and scientific-methodical journal. - M.: Publishing house SUM, 2014. No. 11. Рр. 232-239.

2. Balchugov, S.G. Complex pedagogical means of formation of readiness of future officer to research activity / S.G. Balchugov, P.Y. Naumov // World of science, culture, education. - The scientific journal. - Gorno-Altaisk, 2014. No. 4 (47). Рр. 175-182.

3. Balchugov, S.G. The Nature and content of the pedagogical program of formation of readiness of future officers to research activity / S.G. Balchugov, A.A. Dyachkov // Psychology of education in the multicultural environment. - Scientific and theoretical peer-reviewed journal 3. - Yelets, 2014. No. 27. Рр. 66-73.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Бальчугов Сергей Георгиевич, начальник редакционно-издательской группы Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России

ул. Ключ-Камышенское плато, 6/2, г. Новосибирск, 630114, Россия petr.naumov. 777@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Balchugov Sergey Georgievich, head of the editorial group

Novosibirsk Military Institute of the Internal Troops named after general of the Army I.K. Yakovlev of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

Kljuch-Kamyshenskoe plato str., 6/2, Novosibirsk, 630114, Russia petr.naumov. 777@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.