Научная статья на тему 'Подготовка к исследовательской деятельности будущих учителей математики в условиях реализации компетентностного подхода'

Подготовка к исследовательской деятельности будущих учителей математики в условиях реализации компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ФГОС ВПО / RESEARCH ACTIVITY / COMPETENCE-BASED APPROACH / FUTURE TEACHERS OF MATHEMATICS / PROFESSIONAL TRAINING / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багачук А. В., Кизелевич И. Е.

Статья посвящена особенностям подготовки студентов педагогического вуза к проектированию и реализации исследовательской деятельности в будущей профессии в формате ФГОС ВПО. Приведены некоторые рекомендации к разработке организационно-методического обеспечения рассматриваемого вида познавательной деятельности будущих учителей математики в процессе их профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Багачук А. В., Кизелевич И. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION FOR RESEARCH ACTIVITY AMONG FUTURE TEACHERS OF MATHEMATICS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE COMPETENCE APPROACH

The paper concerns the specific features of training of students in a pedagogical higher education institution in the sphere of projecting and realization of research activity in the future profession in a format of Federal State Educational Standard for higher education. Some guidelines how to develop organizational methods of this cognitive activity of future mathematics teachers in the course of their vocational training are given.

Текст научной работы на тему «Подготовка к исследовательской деятельности будущих учителей математики в условиях реализации компетентностного подхода»

зовательного-воспитательного процесса. На сегодняшний день городские лагеря с дневным пребыванием детей на базе общеобразовательных учреждений существуют в следующих основных формах:

- лагерь на базе одной общеобразовательной школы (для учащихся данной школы);

- лагерь межшкольный (для учеников двух и более общеобразовательных учреждений);

- лагерь профильный (языковой и др.);

В качестве примера рассмотрим лагерь, работавший на базе Эхтеской гуманитарной гимназии (Эстония) на летних каникулах.

В основе программы школьного лагеря лежат следующие принципы:

- индивидуальный подход к личности ребёнка;

- учет возрастных особенностей детей;

- формирование дружеской среды, которая не заканчивается окончанием работы лагеря;

- создание ситуации успеха;

- добровольность выбора деятельности

- соответствие педагогических задач ожиданиям детей;

- доступность планируемых форм работы;

- открытость в деятельности отрядов;

- сотворчество.

Цель организации работы лагеря:

- создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию безопасного отдыха и оздоровления детей в городских условиях;

- приобретение и развитие социального опыта;

- укрепление этнокультурной принадлежности.

Задачи:

- организация совместной деятельности педагогического коллектива и участников лагеря;

- создание условий для развития творческих, интеллектуальных, физических способностей детей;

Библиографический список

- выявление способностей и интересов каждого ребёнка;

- повышение мотивации детей к получению новых знаний;

- формирование способности к самостоятельному добыванию знаний;

- приобретение детьми практических знаний, умений и навыков, способствующих успешной социализации детей младшего школьного возраста.

Ценность школьного лагеря, базирующаяся на сотворчестве учителя и ребёнка, состоит в том, что он способствует социальному развитию детей, создаёт условия для педагогически целесообразного, психологически комфортного отдыха школьников, способствует сохранению их здоровья, творческой самореализации, общению и разнообразной деятельности, включающей познание, игру, труд, искусство, культуру - для дальнейшего развития и совершенствования личности ребёнка в иноязычной среде.

Результаты анкетирования детей, посещающих школьный лагерь:

• нашёл новых друзей - 90% респондентов,

• мне было интересно - 98 %,

• в лагере я научился чему-то новому - 76 %,

• научился играть в новые игры - 67%,

• продолжу заниматься тем, что понравилось - 57%,

• обязательно приду в лагерь ещё - 92%,

• стал понимать, в какой стране я живу-70%.

Таким образом, школьный лагерь как правильно организованная система летнего дополнительного образования, базирующаяся на актуализации интересов и потребностей ребенка, способна решить целый комплекс задач: содействовать самореализации личности ребенка, способствовать сохранению этнокультурной принадлежности, становлению этнического самосознания ребенка, обогащению социального опыта школьников в иноязычной среде, а главное - понимание своих этнических истоков, сохранение своей этнической культуры без противопоставления её государственной.

1. Асипова, Н.А. Актуализация кросскультурных процессов и этнопедагогическое образование // Известия академии педагогических и социальных наук. - 2003. - Вып. 7.

2. Кривых, С.В. Воспитание этнического самосознания личности. - Saarbrucken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011.

3. Кривых, С.В. Становление этнического самосознания личности // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 1(20).

4. Солдатова, Г.У. Этническая идентичность и этнополитическая мобилизация // Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. - М., 1996.

5. Ясюченя, Е.Л. Основы поликультурного воспитания. - СПб., 2013.

6. Кривых, С.В. Становление этнического самосознания студентов педагогического колледжа / С.В. Кривых, Е.Л. Ясюченя. - СПб., 2008.

Bibliography

1. Asipova, N.A. Aktualizaciya krosskuljturnihkh processov i ehtnopedagogicheskoe obrazovanie // Izvestiya akademii pedagogicheskikh i socialjnihkh nauk. - 2003. - Vihp. 7.

2. Krivihkh, S.V. Vospitanie ehtnicheskogo samosoznaniya lichnosti. - Saarbrucken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011.

3. Krivihkh, S.V. Stanovlenie ehtnicheskogo samosoznaniya lichnosti // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2010. - № 1(20).

4. Soldatova, G.U. Ehtnicheskaya identichnostj i ehtnopoliticheskaya mobilizaciya // Demokratizaciya i obrazih nacionalizma v Rossiyjskoyj Federacii 90-kh godov. - M., 1996.

5. Yasyuchenya, E.L. Osnovih polikuljturnogo vospitaniya. - SPb., 2013.

6. Krivihkh, S.V. Stanovlenie ehtnicheskogo samosoznaniya studentov pedagogicheskogo kolledzha / S.V. Krivihkh, E.L. Yasyuchenya. - SPb., 2008.

Статья поступила в редакцию 24.06.14

УДК 378.14

BagachukA.V., Kizelevich I. Ye. PREPARATION FOR RESEARCH ACTIVITY AMONG FUTURE TEACHERS OF MATHEMATICS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE COMPETENCE APPROACH. The paper concerns the specific features of training of students in a pedagogical higher education institution in the sphere of projecting and realization of research activity in the future profession in a format of Federal State Educational Standard for higher education. Some guidelines how to develop organizational methods of this cognitive activity of future mathematics teachers in the course of their vocational training are given.

Key words: research activity, competence-based approach, future teachers of mathematics, professional training, Federal State Educational Standard of Higher Vocational Education.

А.В. Багачук, канд. физ.-мат. наук, доц. каф. математического анализа и методики обучения математике в вузе Красноярского гос. педагогического университета им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, E-mail: bagachuk@mail.ru; И.Е. Кизелевич, студентка института математики, физики и информатики Красноярского гос. педагогического университета им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, E-mail: inna.kiz@mail.ru

ПОДГОТОВКА К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА*

Статья посвящена особенностям подготовки студентов педагогического вуза к проектированию и реализации исследовательской деятельности в будущей профессии в формате ФГОС ВПО. Приведены некоторые рекомендации к разработке организационно-методического обеспечения рассматриваемого вида познавательной деятельности будущих учителей математики в процессе их профессиональной подготовки.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, компетентностный подход, будущий учитель математики, профессиональная подготовка, ФГОС ВПО.

Состояние современной системы образования характеризуется принципиальным пересмотром культурно-образовательных традиций, всесторонним повышением инновационной активности, способствующей радикальному изменению отношения к знаниям и путям их получения. В свете этих изменений становится очевидной потребность сферы образования в специалистах, умеющих принимать адекватные и оптимальные решения в различных проблемных ситуациях. Об этом свидетельствуют ФГОС ВПО по педагогическому направлению подготовки, в которых основная цель профессионального образования конкретизирована требованиями к результатам освоения основной образовательной программы бакалавриата, представленными общекультурными и профессиональными компетенциями. Среди них выделены компетенции в области научно-исследовательской деятельности как одном из видов профессиональной деятельности бакалавров - будущих учителей. Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что готовность к исследовательской деятельности выступает как показатель нового качества профессионально-педагогической подготовки.

Однако, проведенные нами мониторинговые исследования в институте математики, физики и информатики КГПУ им. В.П. Астафьева с целью выяснения, насколько удовлетворены студенты качеством подготовки к исследовательской деятельности, а также оценки уровня готовности студентов к ее реализации в будущей профессии свидетельствуют о том, что у большинства респондентов наблюдаются значительные затруднения в проектировании и реализации данного вида деятельности. Согласно результатам опроса среди всех перечисленных аспектов подготовки студентов к исследовательской деятельности наиболее «популярным» оказался теоретико-методологический. Его отметили более трети респондентов. Что касается проектирования методического обеспечения исследовательской деятельности учащихся, а также владения диагностическими методами педагогического исследования, то лишь 10% из числа опрошенных подтвердили свою готовность в этих аспектах и наличие минимального опыта их реализации. Последнее, на наш взгляд, позволяет сделать предположение о слабой методической подготовке студентов, а также об отсутствии такого рода деятельности в содержании педагогической практики. Большинство студентов (38%) приобрели опыт исследовательской деятельности в ходе обязательных учебных занятий. Что касается старших курсов, то, в основном, участие большинства студентов в исследовательской работе ограничивается курсовым и дипломным проектированием. Этот факт может свидетельствовать о том, что, либо студенты младших курсов практически не привлекаются к участию в различных формах организации научно-исследовательской работы в подразделениях вуза. Либо, причина подобной ситуации заключается в отсутствии эффективной системы организации исследовательской деятельности студентов, особенно на младших курсах. При оценивании собственного уровня готовности к исследовательской деятельности в будущей профессии около двух третей респондентов указали низкий уровень, лишь 22% - средний. Отметим, что в процессе осуществления диагностики мы исходили из того, что только обобщение полученных по каждому компоненту результатов позволит выявить целостную картину уровня готовности студентов к исследовательской деятельности.

Результаты мониторинговых исследований, проводимых авторами, позволяют утверждать, что, несмотря на признаваемую всеми значимость рассматриваемого явления в педагогической науке и образовательной практике, оно не реализует своих объективных возможностей в полной мере. Сложившаяся традиционная система педагогического сопровождения исследовательской деятельности студентов в вузах в определенной

степени устарела и требует обновления в связи с переходом на компетентностный формат образования. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть технологический аспект подготовки к исследовательской деятельности будущих учителей в условиях реализации компетентностного подхода.

Понятие «исследовательская деятельность» в философии, науковедении, психологии и педагогике имеет многоплановое смысловое наполнение. Исследовательская деятельность, как известно из гносеологии, является одним из видов познавательной деятельности человека. В отличие от стихийно-эмпирической познавательной деятельности, она осуществляется специальными средствами познания, отличается характером целеполагания и требованиями к точности понятийно-термино-лоческого аппарата. В процессе ее осуществления изучаются не только используемые в непосредственной практике объекты, но и новые, выявленные в ходе развития самой науки, нередко задолго до их практического применения. В результате чего получаемые новые знания характеризуются надежностью, обоснованностью, объективностью, доказательностью и точностью. Говоря об исследовательской деятельности, следует подчеркнуть, что как способ получения научно обоснованных знаний она строится на основе особого вида логически систематизированного рассуждения, на который распространяются требования логической последовательности, непротиворечивости и системности [1].

В основе представлений об исследовательской деятельности в сфере образования лежат идеи выдающихся отечественных психологов: культурно-историческая теория Л.С. Выготского, идеи проблемного обучения И.Я. Лернера, концепция развивающего обучения В.В. Давыдова, теория рефлексивного мышления Н.Г. Алексеева, идеи о развитии субъек-тности в онтогенезе В.И. Слободчикова и др. В настоящее время в педагогической психологии чрезвычайно высок интерес к рассматриваемому виду деятельности личности как важнейшему образовательному ресурсу. Исследовательская деятельность при этом рассматривается как особый вид интеллектуальной деятельности, возникающий в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Говоря о дидактической специфике исследовательской деятельности студента в условиях реализации компетентностного подхода, подчеркнем, что под ней мы будем понимать личност-но и социально значимую познавательную деятельность, осуществляемую в рамках образовательного процесса в вузе в соответствии с логикой научного поиска, направленную на формирование общекультурных и профессиональных компетенций студента. Продуктом такого рода деятельности являются субъективно новые для студента знания об исследуемом объекте, однако субъективный характер "открытий" может приобретать определенную объективную значимость и новизну.

Что касается роли и места исследовательского компонента в профессионально-педагогической деятельности учителя, то важно подчеркнуть, что учитель, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами и логикой научного поиска. Однако в процессуальном аспекте здесь имеется ряд специфических характеристик: 1) временная спрессованность общей структуры исследования учителя вследствие оперативного характера педагогического труда, что ограничивает возможности надежного выбора лучшего варианта решения проблемной ситуации; 2) умение прогнозировать, предвидеть на основе восприятия частичных результатов своей деятельности ее перспективный целостный результат; 3) осуществление исследовательского процесса в публичной обстановке. В понимании сущности исследовательской деятельности в пе-

Таблица 1

Цели исследовательской деятельности будущих учителей математики в процессе профессиональной подготовки

Когнитивный аспект Деятельностный аспект Ценностный аспект

Студент знает: - специфику методологического аппарата и логику педагогического исследования; - основные методы решения математических задач на базе школьного курса математики и множественность стратегий их использования в нестандартных ситуациях; - цели и особенности реализации исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения математике; - способы проектирования и реализации педагогического сопровождения исследовательской деятельности учащихся в процессе математической подготовки с учетом их возрастных индивидуальных особенностей. Студент умеет: - обнаруживать проблемы в области математического образования и осуществлять их теоретико-методологическое осмысление; - проводить самостоятельное исследование, осуществлять совместную научно-исследовательскую деятельность в научном коллективе; - решать исследовательские математические задачи для всех возрастных категорий учащихся основной и старшей общеобразовательной школы на основе конструирования новых или реконструирования уже известных способов и приемов; - разрабатывать методическое обеспечение исследовательской деятельности школьников в процессе обучения математике с учетом их возрастных индивидуальных особенностей; - реализовывать педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения математике, используя возможности образовательной среды образовательного учреждения. Студент - осознает роль и значение исследовательской деятельности для личностного и профессионального развития, социально-профессиональной адаптации; - осознает значимость включения исследовательской деятельности в процесс обучения математике школьников для раскрытия их творческого потенциала и формирования ценностных ориентаций.

дагогической профессии мы разделяем точку зрения В.И. Заг-вязинского, В.В. Краевского, В.А. Сластенина и др. о том, что для ее успешной реализации в процессе обучения в вузе студентам необходимы, с одной стороны, устойчивые эмоциональные предпосылки. С другой стороны, эффективность исследовательской деятельности студентов так же определяется адекватными, реалистичными когнитивными предпосылками, выражающимися в развернутых систематизированных представлениях о роли исследовательского компонента в будущей профессиональной деятельности. Наличие данных подходов актуализирует проблему уточнения специфики, выявления организационно-методических условий проектирования и реализации исследовательской деятельности студентов - будущих учителей математики в формате компетентностного подхода и разработки соответствующего методического обеспечения. В этой связи приведем некоторые позиции, выявленные авторами в процессе теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы в обозначенном направлении.

1. Цели исследовательской деятельности будущих учителей математики необходимо определять в виде диагностической модели их общекультурных и профессиональных компетенций. Исходя из характеристики профессиональной деятельности бакалавров по педагогическому направлению подготовки, а также анализа ФГОС ООО, в качестве основных целей исследовательской деятельности будущих учителей математики можно выделить следующие: 1) углубление и развитие знаний и умений в области высшей математики и дидактики математики, приобретение опыта их использования в профессиональной деятельности учителя; 2) формирование умений и приобретение опыта проведения как самостоятельных, так и коллективных научных исследований в области математического образования; 3) формирование умений и установок на поиск способов проектирования и путей реализации педагогических новшеств по формированию и развитию исследовательской деятельности учащихся во всех ее проявлениях в процессе математической подготовки; 4) развитие ценностного отношения к исследовательской деятельности в будущей профессии, осознание ее важности в личностном и профессиональном становлении будущего учителя-предметника. Безусловно, учитывая компетентностный формат образования, такое описание целей нуждается в конкретизации для того, чтобы трансформироваться в личные цели студента. Исходя из общей структуры компетенций и их диагностических моделей, представленных в работе [2], выделим в целях исследовательской деятельности студентов - будущих учителей математики три аспекта (когнитивный, праксиологический и аксиологический) и опишем их в виде требований к уровню освоения этого вида деятельности в процессе профессиональной подготовки (таблица 1).

2. Необходимо усилить исследовательский аспект содержания учебно-познавательной деятельности студентов в процессе профильной подготовки. С одной стороны, согласно основным принципам личностно ориентированного обучения элементы содержания образования можно представить в виде разноуровневых исследовательских, проектных задач. Отметим, что при этом важно использовать как можно больше задач открытого типа, которые дают возможность продуцировать возможные решения (гипотезы), развивать различные качества мышления. В психолого-педагогической науке существует много трудов, посвященных проблеме использования задач в обучении и, в частности, обучении математике. Особый интерес в данном контексте представляют работы, связанные с обучением специальным эвристическим приемам решения задач (И.И. Ильясов, Д. Пойа, В.Н. Соколов и др.).

С другой стороны, следуя логике контекстного обучения, рассматриваемого как средство реализации компетентностного подхода [3], усвоение содержания учебных дисциплин возможно осуществлять в условиях диалога как особой дидактико-ком-муникативной среды посредством имитации социально-ролевых и пространственно-временных условий будущей профессиональной деятельности. Это способствует формированию активной субъектной позиции будущего учителя, позволяющей понять ограниченность своих возможностей в каждой конкретной ситуации и необходимость выхода за рамки уже известного, обращения к новому. Содержание же образования выступает в этом случае как объект практического освоения, анализа и сознательного выбора студентом.

Кроме того, в образовательный процесс необходимо включить такие формы, методы и технологии деятельности, которые обеспечивали бы личностное участие студента в процессе проектирования его образования и стимулировали студентов на самостоятельное открытие нового знания (проблемное обучение, технология сотрудничества и др.).

3. Начиная с младших курсов, студентов необходимо привлекать к участию в разных видах научно-исследовательской работы в рамках плана научной работы различных подразделений вуза. При этом такое участие может выражаться как в выполнении технических заданий, в осуществлении опытно-экспериментальной работы научных проектов, так и в привлечении студентов к организации и проведению различных научных мероприятий. Стратегический подход к решению обозначенной задачи, на наш взгляд, требует разработки в вузе программы вовлечения студентов - будущих учителей в исследовательскую деятельность, начиная с младших курсов. Системное проектирование и реализация такой программы должны характеризоваться следующими основными принципами: 1) принципом адекватности существующим условиям; 2) принципом комплексности; 3) принципом реа-

лизуемости в современных социокультурных условиях; 4) принципом управляемости; 5) принципом востребованности результатов в образовательной системе вуза [4].

4. Как известно, некоторые виды и способы исследовательской деятельности будущего учителя (например, планирование и проведение педагогического эксперимента) могут быть реализованы только в его практической деятельности. Для этого в вузе должна быть создана соответствующая система организации педагогической практики с обязательным присутствием этапа так называемой симуляционной практики, широко используемой в западной модели профессионально-педагогической подготовки. Основная цель реализации такого этапа практики будет заключаться в осмыслении студентами опыта учителей математики по проектированию и реализации учебного процесса, направленного на освоение различных видов учебно-познавательной деятельности в процессе математической подготовки; знакомстве с текущим состоянием и проблемами организационно-методического обеспечения математической подготовки учащихся, в том числе и их исследовательской деятельности, в образовательном учреждении. Кроме того, наличие такого этапа в системе организации педагогической практики позволит студентам реализовать свои исследовательские умения в «лабораторных» условиях. Для формирования у студентов готовности к проектированию и реализации педагогического сопровождения исследовательской деятельности учащихся необходимо, также, на наш взгляд, наличие проектировочного этапа, связанного с самостоятельной оригинальной разработкой и реализацией некоторых компонентов методического обеспечения данного вида деятельности учащихся: созданием проектно-исследовательских заданий по математике, требующих нестандартных решений; формированием мотивов к исследовательской деятельности у уча-

Библиографический список

щихся и др. Все это обуславливает необходимость создания и развития новых форм сотрудничества различных образовательных учреждений, в том числе школа-вуз, позволяющих успешно преодолеть несовершенство воплощения инноваций в образовательную практику. Такого рода сотрудничество (педагогический консалтинг, экспериментальные площадки, педагогическая интернатура и др.) способствует вовлечению студентов в качестве руководителей и консультантов учебных исследований в процесс формирования и развития исследовательской деятельности учащихся. Кроме того, оно позволяет устранить противоречие между достижениями в педагогической науке и их реализацией в образовательной практике.

В заключении отметим, что реализация представленных выше идей составляет основу обновления исследовательского компонента профильной подготовки будущего учителя математики в условиях реализации компетентностного подхода. Опытно-экспериментальная работа, осуществляемая нами в естественных условиях образовательного процесса института математики, физики и информатики КГПУ им. В.П. Астафьева, с одной стороны, убедила нас в перспективности реализации представленных идей с целью формирования и развития исследовательской деятельности студентов, с другой стороны, выявила ряд трудностей и проблем, которые предстоит решать. К ним относятся: повышенные временные затраты преподавателей, собственные профессиональные стереотипы поведения и др.

* Работа выполнена в рамках «Программы стратегического развития КГПУ им. В.П. Астафьева», победившей в конкурсе поддержки программ стратегического развития вузов Минобрнауки РФ (программа № 2011-ПР-217, проект 14/12)

1. Швырев, В.С. Научное познание как деятельность. - М., 1984.

2. Шкерина, Л.В. Критериальная модель и уровни сформированности компетенций студентов - будущих бакалавров в формате ФГОС ВПО / Л.В. Шкерина, М.Б. Шашкина, А.В. Багачук // Сибирский пед. журн. - 2012. - № 7.

3. Вербицкий, А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М., 2004.

4. Багачук, А.В. Принципы проектирования и реализации программы вовлечения студентов - будущих учителей в исследовательскую деятельность // Образование и общество. - 2013. - № 4(81).

Bibliography

1. Shvihrev, V.S. Nauchnoe poznanie kak deyateljnostj. - M., 1984.

2. Shkerina, L.V. Kriterialjnaya modelj i urovni sformirovannosti kompetenciyj studentov - buduthikh bakalavrov v formate FGOS VPO / L.V. Shkerina, M.B. Shashkina, A.V. Bagachuk // Sibirskiyj ped. zhurn. - 2012. - № 7.

3. Verbickiyj, A.A. Kompetentnostnihyj podkhod i teoriya kontekstnogo obucheniya. - M., 2004.

4. Bagachuk, A.V. Principih proektirovaniya i realizacii programmih vovlecheniya studentov - buduthikh uchiteleyj v issledovateljskuyu deyateljnostj // Obrazovanie i obthestvo. - 2013. - № 4(81).

Статья поступила в редакцию 17.07.14

УДК 378

Balchugov S.G., Naumov P.Y. A COMPLEX OF PEDAGOGICAL MEANS FOR DEVELOPING READINESS OF A FUTURE OFFICER TO CARRY OUT RESEARCH. The article presents the results of the research of pedagogical means that help develop readiness of officers to accomplish research activity and to do science. The author proposes to use a complex of means developed by the formation of this phenomenon. The paper has conclusions that are based on the results of the investigation.

Key words: pedagogical means, readiness, formation, research activities, future officer, scientific approaches.

С.Г. Бальчугов, научно-исследовательский и редакционно-издательский отдел ФГКВОУВПО «Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России», г. Новосибирск, E-mail: vnok00@ngs.ru; П.Ю. Наумов, канд. пед. наук, ФГКВОУВПО «(Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России», г. Новосибирск, E-mail: vnok00@ngs.ru

КОМПЛЕКС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье представлены результаты исследования педагогических средств формирования готовности будущего офицера к научно-исследовательской деятельности. Авторами предлагается к использованию разработанный комплекс педагогических средств формирования готовности будущих офицеров к научно-исследовательской деятельности. На основе результатов работы делаются соответствующие выводы.

Ключевые слова: педагогические средства, готовность, формирование, научно-исследовательская деятельность, будущие офицеры, научные подходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.