Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗАЩИТЫ ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗАЩИТЫ ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ / ПРОИСШЕСТВИЯ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РИСКИ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ / ДОПУСТИМЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РИСК НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ / МАЛОМЕРНОЕ СУДНО / МЕСТА МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бабусенко Михаил Сергеевич, Долгов Александр Анатольевич, Зиновьев Сергей Владимирович, Тузов Федор Константинович

Получено выражение для оценки риска гибели людей на водных объектах субъектов Российской Федерации. Выражение учитывает: климатические особенности субъекта; антропогенную нагрузку в местах массового пребывания людей на водных объектах; количество маломерных судов на водных объектах субъекта Российской Федерации, а также характеристики самих водных объектов, определяющие возможность их эксплуатации в рекреационных, туристских и транспортных целях. Для оценки безопасности людей на водных объектах (степени защищенности населения от несчастных случаев, связанных с гибелью людей на водных объектах) предлагается сравнивать численные значения отношений вероятности гибели людей на водных объектах федерального округа Российской Федерации с допустимым индивидуальным риском гибели людей на водных объектах этого федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бабусенко Михаил Сергеевич, Долгов Александр Анатольевич, Зиновьев Сергей Владимирович, Тузов Федор Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE ASSESSMENT OF THE PEOPLE PROTECTION ON THE RUSSIAN FEDERATION WATER BODIES

An expression is obtained for assessing the people death riskon the water bodies of the Russian Federation subjects. The expression takes into account the climatic features of the subject; anthropogenic burden in the places of mass stay of people on water bodies; the number of small vessels on water bodies, as well as the characteristics of the water bodies, determining the possibility of their operation for recreational, tourist and transport purposes. To assess the safety of people on water bodies (the degree of protection of the population from accidents related to the death of people on water bodies), it is proposed to compare the numerical values of the death probability ratio of people on water bodies with the permissible individual risk of death.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗАЩИТЫ ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Безопасность в чрезвычайных ситуациях «Технологии гражданской безопасности», том 20, 2023, № 1 (75) /61 УДК 614.8 EDN: BBRSHR

Оценка состояния защиты людей на водных объектах Российской Федерации

ISSN 1996-8493

D01:10.54234/CST. 19968493.2023.20.1.75 © Технологии гражданской безопасности, 2023

М.С. Бабусенко, А.А. Долгов, С.В. Зиновьев, Ф.К. Тузов

Аннотация

Получено выражение для оценки риска гибели людей на водных объектах субъектов Российской Федерации. Выражение учитывает: климатические особенности субъекта; антропогенную нагрузку в местах массового пребывания людей на водных объектах; количество маломерных судов на водных объектах субъекта Российской Федерации, а также характеристики самих водных объектов, определяющие возможность их эксплуатации в рекреационных, туристских и транспортных целях. Для оценки безопасности людей на водных объектах (степени защищенности населения от несчастных случаев, связанных с гибелью людей на водных объектах) предлагается сравнивать численные значения отношений вероятности гибели людей на водных объектах федерального округа Российской Федерации с допустимым индивидуальным риском гибели людей на водных объектах этого федерального округа.

Ключевые слова: водные объекты; происшествия на водных объектах; индивидуальные риски на водных объектах; допустимый индивидуальный риск на водных объектах; статистические данные; маломерное судно; места массового пребывания людей на водных объектах.

State Assessment of the People Protection on the Russian Federation Water Bodies

ISSN 1996-8493

D01:10.54234/CST. 19968493.2023.20.1.75 © Civil Security Technology, 2023

M. Babusenko, A. Dolgov, S. Zinoviev, F. Tuzov

Abstact

An expression is obtained for assessing the people death riskon the water bodies of the Russian Federation subjects. The expression takes into account the climatic features of the subject; anthropogenic burden in the places of mass stay of people on water bodies; the number of small vessels on water bodies, as well as the characteristics of the water bodies, determining the possibility of their operation for recreational, tourist and transport purposes. To assess the safety of people on water bodies (the degree of protection of the population from accidents related to the death of people on water bodies), it is proposed to compare the numerical values of the death probability ratio of people on water bodies with the permissible individual risk of death.

Key words: water bodies; accidents on water bodies; individual risks on water bodies; permissible individual risk on water bodies; statistical data; small vessel; places of mass stay of people on water bodies.

12.10.2022

Согласно статистике* ежегодно на водных объектах Российской Федерации погибает от 3000 до 6000 человек. При этом, по данным за 2017-2021 годы, большая часть несчастных случаев происходит в местах массового отдыха людей на водных объектах, а именно: на пляжах, местах подледного лова рыбы, а также при эксплуатации маломерных судов (ММС). К местам массового пребывания людей на водных объектах (МПЛ) следует относить: пляжи, оснащенные и не оснащенные спасательными постами;

водные переправы и наплавные мосты, оборудованные и не оборудованные спасательными постами;

ледовые переправы, оборудованные и не оборудованные спасательными постами;

места массового выхода людей на лед для подледного лова рыбы, оснащенные и не оснащенные спасательными постами.

Учет аварий и происшествий с ММС, несчастных случаев с людьми на воде проводится должностными лицами Государственной инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий (ГИМС МЧС России), которая осуществляет свою деятельность в отношении маломерных судов, используемых в некоммерческих целях; баз (сооружений) для стоянок маломерных судов; пляжей, специально оборудованных для купания; переправ (кроме паромных переправ), на которых используются маломерные суда, и ледовых переправ; наплавных мостов на внутренних водах, не включенных в перечень внутренних водных путей Российской Федерации, утверждаемый Правительством Российской Федерации [1].

Анализ статистических данных по происшествиям на водных объектах федеральных округов Российской Федерации показывает, что основными факторами, влияющими на количество происшествий (случаев гибели людей) на водных объектах, являются:

численность населения анализируемой территории (/'-го федерального округа или /'-го субъекта РФ) —N ; N;

площадь водных объектов субъекта РФ или удельная площадь водных объектов в /-ом субъекте РФ или в j-ом федеральном округе:

длина береговой линии водных объектов анализируемой территории (/-го федерального округа или /-го субъекта РФ) — L/; L,, км;

климатические особенности анализируемой территории:

длительность купального сезона (длительность работы мест массового пребывания людей на водных объектах) на анализируемой территории (/ -го субъекта РФ /'-го федерального округа) — ТМЛ, дней;

длительность навигационного периода для маломерных судов (ММС) на водных объектах анализируемой

территории (/-го субъекта РФ /-го федерального округа) — 7^, дней;

количество пляжей (мест) оборудованных для купания в ьом СФ j-ого федерального округа — D./, ед.;

количество оборудованных ледовых переправ /-го субъекта РФ /-го федерального округа - С ед.;

плотность речной сети /-го субъекта РФ /-го федерального округа — R./, км/км2;

количество оборудованных баз-стоянок для ММС /-го субъекта РФ /-го федерального округа — В..;

количество людей за купальный сезон, посещающих места организованного отдыха людей на водных объектах, в / -ом субъекте РФ /-го федерального округа —

ЫМПЛ чел.; к// у 7

количество людей за купальный сезон, посещающих неаттестованные места неорганизованного отдыха людей на водных объектах, в /-ом субъекте РФ /-го федерального округа — N'МПЛ, чел.;

количество ММС, стоящих на учете в ГИМС, за навигационный сезон в / -ом субъекте РФ/-го федерального округа — / ед.;

количество ММС не зарегистрированных в ГИМС в /-ом субъекте РФ /-го федерального округа — Тп.ММС, ед.;

количество ММС в /-ом федеральном округе или /-ом субъекте РФ — Т; Т, ед.

С учетом вышеизложенного вероятность гибели людей (риск гибели людей) на водных объектах /-го федерального округа можно записать как:

Р. = /N , FО/, F, L).

/ / ВО/ / /

Анализ статистических данных также показал, что основными причинами гибели людей на водных объектах являются: купание в летний период и выход на лед в зимнее время в необорудованных или запрещенных местах, эксплуатация маломерных судов, не прошедших техническое освидетельствование, эксплуатация маломерных судов, водители которых не прошли обучение вождению маломерного судна. Динамика гибели людей по основным причинам на водных объектах с 2017 по 2021 годы представлена на рис. 1.

В 2017-2021 годы основной причиной гибели людей на воде являлось купание в водоемах, главным образом — в необорудованных местах (93,8%). Это вызвано отсутствием необходимого количества функционирующих аттестованных пляжей [2]. Несмотря на тенденцию увеличения в последние годы числа аттестованных пляжей, их количество остается недостаточным для организации безопасного отдыха людей на воде.

Рост случаев гибели людей на водных объектах в купальный сезон происходит при возрастании антропогенной нагрузки на места купания, когда в праздничные, выходные дни и в периоды повышения температуры воздуха большое количество отдыхающих выезжает на водоемы. Значительная антропогенная нагрузка ложится на неаттестованные пляжи, на которых отсутствуют выездные спасательные посты.

* Статистические данные о происшествиях на водных объектах Российской Федерации за период 2017-2021 гг. предоставлены Управлением безопасности людей на водных объектах МЧС России.

В целях повышения безопасности людей на водных объектах, снижения числа несчастных случаев, привлечения внимания общественности и органов местного самоуправления, активизации работ по организации отдыха людей на воде в купальный сезон проводятся месячники безопасности на водоемах. Основные усилия в рамках проводимых месячников безопасности направляются на активизацию работы органов местного самоуправления по открытию пляжей, проведение госинспекторами по маломерным судам рейдов и патрулирований с целью выявления не оборудованных должным образом мест массового пребывания людей на водных объектах и предупреждения гибели людей на водных объектах [3].

Мероприятия, проводимые ГИМС МЧС России в рамках месячников безопасности, позволяют в определенной мере улучшить ситуацию на водных объектах, снизить количество происшествий и гибель людей, повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности.

Несмотря на принимаемые меры, гибель людей на водных объектах продолжает оставаться серьезной проблемой, а значения индивидуальных рисков ЧС на водных объектах более чем в 90% субъектов Российской

Федерации превышают уровни допустимых индивидуальных рисков для этих субъектов [4].

Для определения основных направлений превентивных мероприятий по снижению количества случаев гибели людей на водных объектах субъектов Российской Федерации было проведено исследование, целью которого являлась разработка алгоритма оценки рисков гибели людей на водных объектах. Разработанный алгоритм учитывает климатические особенности субъекта (длительность купального и навигационного сезонов), количество аттестованных МПЛ и стихийно действующих (неподконтрольных ГИМС МЧС России) МПЛ на водных объектах, обеспеченность мест массового пребывания людей на водных объектах спасательными подразделениями и, возможно, другие факторы, явно оказывающие влияние на числовое значение искомой величины. Схема физических процессов, оказывающих влияние на поведение людей на водных объектах, а следовательно, и на возможность возникновения ситуаций, связанных с гибелью людей в местах массового их пребывания на водных объектах и при эксплуатации маломерных судов, представлена на рис. 2.

При разработке алгоритма были использованы элементы теории вероятностей [5] и физические

Рис. 1. Динамика гибели людей на водных объектах по основным причинам за 5 лет

Действие климатических факторов на водные объекты и население, определяющих длительность купального сезона (1) и период навигации (2) на анализируемой территории

П 2

Достижеше-тжятггоетояния водного объекта и населения анализируемой территории, при котором возможна эксплуатация МПЛ и ММС

Массовый выход подей в МПЛ на ВО —> Массовый выход ММС на ВО

V

Появление случаев гибели людей на ВО (в МПЛ и при эксплуатации ММС)

Рис. 2. Физическая модель опасности гибели людей на водных объектах

соображения, представленные на рис. 2. Получена формула для оценки вероятности гибели людей в МПЛ и при эксплуатации маломерных судовна водных объектах /-го субъекта Российской Федерации /-го федерального округа Российской Федерации (ФО РФ) в виде:

P,- = ![4* РТЛ И* PATC / A)x

J i=l

ПЛ(C + T,*Pij(T) *Py( TC/ T) *Р-ММС(С) ].

(1)

Здесь:

А.. и Т / — весовые коэффициенты антропогенной нагрузки и маломерных судов на водные объекты /-го субъекта РФ /-го федерального округа;

Рмпл (А) — вероятность антропогенной нагрузки на водные объекты / -го субъекта РФ /-го федерального округа в анализируемый период времени;

Рммс (Т) — вероятность гибели людей при эксплуатации ММС на водных объектах /-го субъекта РФ /-го федерального округа;

Рмпл (С) — доля дней купального сезона в году для /-го субъекта РФ /-го федерального округа;

Рммс (С) — доля дней навигации в году для /-го субъекта РФ /-го федерального округа;

I — количество субъектов федерации в составе /-го федерального округа.

Весовые коэффициенты определяются следующим образом:

л =

T =

1 при кГ > j

к

при кМЛ < j

1 ММС \ ММС

1 при к > Kj

ММС , ММС

■ при к < кМ

В данных выражениях:

кшЛ = F]в° х N х D х С ; кММС = xJi XB .

' F L L R ' Fi L L

кшЛ = ^BO х Nj х D х C; kmmc = J хт xB. J F. L L R J F. L L

j j J J J J J

Доля дней купального сезона и навигации в году для /-го субъекта РФ /-го федерального округа можно выразить следующим образом:

РМ (С) = 2.7 х10-3ТМЛЛ; РММС (С) = 2.7 х10-3ТММС. V у'Ъ У у!

Здесь численные коэффициенты представляют собой величину, обратную количеству дней в году: 1/365.

Значение вероятности гибели людей на водных объектах /-го субъекта РФ /-го федерального округа можно записать следующим образом:

+ Р

Здесь:

МПЛ

P (A) =

ку

МПЛ

P (A) =

(A) = [lj (A])х РП (TC/A) +

Г ( a) х РМЛ (тСА)]Г.Г (C).

(2)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N

МПЛ

Kij

N

N

у

МПЛ lij

МПЛ

;P..

Kij

ТС/ I =

NTC

Kij

nMIUI ;

N Kij

¡у

Тогда:

N

j

МПЛ ■; Plij

ТС/\ =

N

ТС lij

Nl

МПЛ~

lij

МПЛ PKj (^ =

«С + Nj )хрГ (С)

Nj

Значение вероятности гибели людей при эксплуатации ММС на водных объектах /-го субъекта РФ /-го федерального округа можно записать следующим образом:

рММС ij

+Pnj Здесь:

ММС

(Т ) =

ММС

ММС mij

р

m

(Т )х РПММС (C

(т )х РММс m

mij

(T) =

тММС mij

\

рММС

(C).

(3)

; P

ММС

mij

ТС/\ =

N

ТС mij

NJ

ММС

P.. (T) =-L-mj v 7 Tj

грММС . д тТС

imj ММС ТС A Nmj

; p..

nj

N '

где:

Рммс (Т) — вероятность появления ММС на водном объекте /-го субъекта РФ /-го федерального округа, стоящего на учете в ГИМС по субъекту РФ;

Рммс (ТС/Т) — вероятность гибели человека при эксплуатации ММС на водном объекте / -го субъекта РФ /-го федерального округа, стоящего на учете в ГИМС по субъекту РФ;

РМмс (Т) — вероятность появления неаттестован-ного ММС на водном объекте /-го субъекта РФ/-го федерального округа, не стоящего на учете в ГИМС по субъекту РФ;

РММмс (ТС/Т) — вероятности гибели человека при эксплуатации ММС на водном объекте / -го субъекта РФ /-го федерального округа не стоящего на учете в ГИМС по субъекту РФ.

Тогда:

ММС

P.

У

(У+ TnMMC))( Q

ТУ *NJ

к

к

к

С учетом вышеизложенного вероятность гибели (риск гибели) людей на водных объектах '-го федерального округа можно представить как:

р =2

^ .=1

А (+ N.)(С) +

А"'Х N.

} (5)

(Т Х + Т .. Х )РММС (С)'

V т. т. п. п. ' у \ У

тЛ

Для оценки безопасности людей на водных объектах (степени защищенности населения от несчастных случаев, связанных с гибелью людей на водных объектах) [3] предлагается сравнивать численные значения отношений вероятности гибели людей на водных объектах '-го ФО РФ с допустимым индивидуальным риском гибели людей на водных объектах этого федерального округа:

Р,

-4 ^ Рек,.

Р. ]

(6)

Здесь:

Pchj — критерий эффективности защиты людей от несчастных случаев на водных объектах в '-ом ФО РФ;

Р **—допустимая вероятность (допустимый индивидуальный риск) гибели людей на водных объектах '-го федерального округа;

Р '—вероятность гибели людей на водных объектах '-го федерального округа.

Подставив значение Р. в выражение для Рок., получим:

Реь = 2;7х10~3 у \т X А X(N1+N1)X+

1 р* х ы х т. ~ \ 1 11 щ ] чЪ

+Т. X (Тммс X ЫТС + Тммс X ЫТС ) X Т™МСЛ.

1 V т 1 т 11 п 11 п 1 / уЕ _|

(7)

Очевидно, что чем больше Рок, тем ниже эффективность работы администрации '-го федерального

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

округа в области защиты населения от несчастных случаев (гибели людей) на водных объектах округа.

Этот критерий характеризует эффективность работы администраций федеральных округов РФ и учитывает такие особенности подконтрольных территорий, как:

доля площади водных объектов в общей площади федерального округа;

протяженность береговой линии водных объектов федерального округа;

плотность населения федерального округа; количество маломерных судов на водных объектах федерального округа;

климатические особенности федерального округа: длительность купального сезона; длительность навигации;

антропогенная нагрузка в местах массового пребывания людей (МПЛ) и эксплуатации маломерных судов на водных объектах (пляжи; переправы, в т. ч. ледовые) федерального округа с учетом наличия или отсутствия разрешительных документов на эксплуатацию этих объектов и ММС.

Защита населения от несчастных случаев (гибели людей) на водных объектах в федеральных округах тем лучше, чем меньше критерий Рок. Соответственно, при сравнении двух федеральных округов эффективность работы администрации выше там, где критерий Рок. меньше.

Допустимая вероятность (допустимый индивидуальный риск) гибели людей на водных объектах '-го федерального округа — Р*, входящая в состав критерия, определялась отношением числа погибших людей на водных объектах '-го федерального округа к численности населения этого округа [6, 7]. Для этих целей использовались статистические данные о происшествиях на водных объектах Российской Федерации за период 2017-2021 годов [2, 3, 8]. Значения рассчитанных допустимых индивидуальных рисков гибели людей на водных объектах субъектов Российской Федерации и федеральных округов были рассчитаны в ходе выполнения [9] и представлены в таблице ниже.

Уровень допустимого индивидуального риска вероятной гибели людей в происшествиях на водных объектах субъектов Российской Федерации (Р/)и федеральных округов (P'.)

Наименование субъектов РФ Риск доп. инд. Р'., Р'

Республика Башкортостан 3,71х10-5

Республика Марий Эл 5,33х10-5

Республика Мордовия 3,56х10-5

Республика Татарстан 2,19х10-5

Удмуртская Республика 4,11х10-5

Чувашская Республика 2,67х10-5

Кировская область 3,17х10-5

Нижегородская область 2,86х10-5

Оренбургская область 3,84х10-5

Пензенская область 2,79х10-5

Пермский край 3,22х10-5

Самарская область 1,22х10-5

Наименование субъектов РФ Риск доп. инд. Р'., Р*

Саратовская область 4,21х10--5

Ульяновская область 1,46х10-5

Приволжский федеральный округ 2,70х10-5

Республика Дагестан 7,81х10-6

Республика Ингушетия 3,59х10-6

Кабардино-Балкарская республика 1,84х10-6

Карачаево-Черкесская республика 1,63х10-5

Республика Северная Осетия-Алания 9,75х10-6

Чеченская Республика 7,36х10-6

Ставропольский край 1,88х10-5

Северно-Кавказский федеральный округ 1,07х10-5

Республика Алтай 6,29х10-5

Наименование субъектов РФ Риск доп. инд. РД Р.

Республика Тыва 4,42х10-5

Республика Хакасия 2,58х10-5

Алтайский край 2,84х10-5

Красноярский край 1,96х10-5

Иркутская область 1,72х10-5

Кемеровская область 1,61х10-5

Новосибирская область 2,20х10-5

Омская область 1,46х10-5

Томская область 3,12х10-5

Сибирский федеральный округ 2,17х10-5

Курганская область 4,11х10-5

Свердловская область 2,24х10-5

Тюменская область 3,43х10-5

Челябинская область 3,18х10-5

Ханты-Мансийский автономный округ 1,34х10-5

Ямало-Ненецкий автономный округ 3,20х10-5

Уральский федеральный округ 2,70х10--5

Белгородская область 2,83х10-5

Брянская область 3,06х10-5

Владимирская область 2,51х10-5

Воронежская область 2,98х10-5

Ивановская область 1,78х10-5

Калужская область 1,45х10-5

Костромская область 2,17х10-5

Курская область 1,77х10-5

Липецкая область 8,95х10-6

Московская область 8,06х10-6

Орловская область 5,16х10-6

Рязанская область 1,24х10-5

Смоленская область 1,39х10-5

Тамбовская область 4,39х10-5

Тверская область 4,37х10-5

Тульская область 1,31х10-5

Ярославская область 1,08х10-5

г. Москва 2,67х10-6

Использование критериев эффективности защиты людей от несчастных случаев (гибели людей) на водных объектах позволит МЧС России проводить обоснованную политику превентивных мер, направленных

Наименование субъектов РФ Риск доп. инд. РД Р.

Центральный федеральный округ 1,32х10-5

Республика Адыгея (Адыгея) 2,18х10-5

Республика Калмыкия 3,01х10-5

Краснодарский край 2,43х10-5

Астраханская область 6,11х10-5

Волгоградская область 5,88х10-5

Ростовская область Республика Крым 1,63х10-5 4,54х10-5

г. Севастополь 1,86х10-5

Южный федеральный округ 3,21х10-5

Республика Карелия 6,07х10-5

Республика Коми 5,71х10-5

Архангельская область 4,36х10-5

Вологодская область 3,52х10-5

Калининградская обл. 3,18х10-5

Ленинградская область 7,12х10-5

Мурманская область 1,13х10-5

Новгородская область 5,94х10-5

Псковская область 3,50х10-5

Санкт-Петербург 1,03х10-5

Ненецкий А.О. 1,68х10-4

Северо-западный федеральный округ 3,34х10-5

Республика Саха (Якутия) 7,34х10-5

Камчатский край 1,66х10-5

Приморский край 2,16х10-5

Хабаровский край 3,13х10-5

Амурская область 6,10х10-5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Магаданская область 8,50х10-6

Сахалинская область 1,39х10-5

Еврейская автономная область 4,40х10-5

Чукотский автономный округ 7,64х10-5

Республика Бурятия 1,02х10-4

Забайкальский край 2,07х10-5

Дальневосточный федеральный округ 4,26х10-5

на повышение результативности деятельности ГИМС МЧС России в области защиты населения от потенциальных опасностей на водных объектах субъектов Российской Федерации и федеральных округов.

Авторы благодарят Управление безопасности людей на водных объектах МЧС России за предоставленные статистические данные о происшествиях на водных объектах субъектов Российской Федерации за 2017-2021 гг.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2022 г № 132 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правил государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и Положения о классификации и освидетельствовании маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2013 г № 820, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

2. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2021 году».

3. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2020 году».

4. Олтян И. Ю., Арефьева Е. В., Коровин А. И. Совершенствование оценки состояния защиты населения субъектов Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера // Технологии гражданской безопасности. 2021. Т. 18. Спецвыпуск. С. 35-41.

5. Вентцель Е. С. Теория вероятностей: Учеб. для вузов. 6-е изд. стер. М.: Высш. шк., 1999.

6. Олтян И. Ю., Коровин А. И. Оценка состояния защиты населения субъектов Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера // Технологии гражданской безопасности. 2016. Т. 13. № 4(50). С. 32-37.

7. ГОСТ Р 55059-2012 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Термины и определения».

Сведения об авторах

8. Государственные доклады «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» за 2017-2019 годы.

9. Научно-технический отчет по научно-исследовательской работе «Проведение исследований и разработка научно обоснованного уровня допустимого риска гибели людей в происшествиях на водных объектах». б/н. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2022.

Information about authors

Бабусенко Михаил Сергеевич: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с. науч.-исслед. отдела. Москва, Россия. SPIN-код: 1352-7271.

Долгов Александр Анатольевич: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), в. н. с. науч.-исслед. отдела. Москва, Россия. SPIN-код: 9808-0600.

Зиновьев Сергей Владимирович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с. науч.-исслед. отдела. Москва, Россия. SPIN-код:7969-5572.

Тузов Федор Константинович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н. с. науч.-исслед. отдела. Москва, Россия. SPIN-код: 5658-8607.

Babusenko Mikhail S.: All-Russian Research Institute for

Civil Defense and Emergencies, Senior Researcher, Research

Department.

Moscow, Russia.

SPIN code: 1352-7271.

Dolgov Alexander A.: All-Russian Research Institute for Civil

Defense and Emergencies, Leading Researcher, Research

Department.

Moscow, Russia.

SPIN code: 9808-0600.

Zinoviev Sergey V.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Senior Researcher, Research Department. Moscow, Russia. SPIN code: 7969-5572.

Tuzov Fedor K.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Researcher, Research Department.

Moscow, Russia. SPIN: 5658-8607.

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Гуренков А.С. и др. Сборник лекционных материалов для проведения занятий с дежурно-диспетчерским персоналом единых дежур-но-диспетчерских служб муниципальных образований. https://elibrary.ru/item.asp?id=44805322

Сосунов И.В. и др. Настольная книга (пособие) председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. https://elibrary.ru/item.asp?id=32546511

Батырев В.В. и др. Средства коллективной защиты. Оценка эффективности и качества защиты населения в чрезвычайных ситуациях. https://elibrary.ru/item.asp?id=35283773

Кусилов В.К. и др. Информационно-аналитический бюллетень об организации деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в 2017 году. https://elibrary.ru/item.asp?id=35367271

Настольная книга руководителя гражданской обороны. Изд. 6-е, ак-туализ. и дополн. https://elibrary.ru/item.asp?id=35027110

Разумов В.В. и др. Масштабы и опасность наводнений в регионах России. https://elibrary.ru/item.asp?id=35108092

Акимов В. А. Общая теория безопасности жизнедеятельности в современной научной картине мира. https://elibrary.ru/item.asp?id=36813168

Сосунов И.В. и др. Проблемные вопросы разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе проектной документации объектов капитального строительства. Монография. http://elibrary.ru/item.asp?id=28414015

Акимов В.А. и др. Стандартизация в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Монография. В 2-х т. Т. I. https://elibrary.ru/item.asp?id=29741180

Акимов В.А. и др. Стандартизация в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Монография. В 2-х т. Т. II. https://elibrary.ru/item.asp?id=29919459

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.