УДК 005.334
Риск-ориентированный подход к ранжированию водных объектов и территорий субъектов Российской Федерации по степени опасности для населения
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2017
А.Ю. Большагин, А.И. Вялышев, В.М. Добров, А.А. Долгов, С.В. Зиновьев
Аннотация
Представлен метод оценки риска гибели людей на водных объектах территорий субъектов Российской Федерации. При определении показателей риска применялся вероятностный подход. Впервые приведен метод ранжирования территорий субъектов Российской Федерации и водных объектов муниципальных образований по величине риска гибели людей.
Ключевые слова: водные объекты; паспорт безопасности; места массового скопления людей; оценка рисков гибели людей на водных объектах; ранжирование водных объектов и экспертов; риск возникновения чрезвычайной ситуации; масштаб возможных последствий чрезвычайной ситуации.
Risk-Based Approach to the Ranking of Water Bodies and the Territories of the Russian Federation Subjects Based on the Danger for Population
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2017
A. Bolshagin, A. Vialyshev, V. Dobrov, A. Dolgov, S. Zinovyev
Abstract
This paper presents a method to assess the risk of loss of human life on water bodies in the Russian Federation subjects. Risk indicators are determined using a probabilistic approach. This is the first time that a method is presented for ranking the water bodies and territories of the Russian Federation based on the risk of loss of life.
Key words: water bodies; safety data sheet; crowded places; assessment of the risk of death on water bodies; ranking of water bodies.
Согласно статистике ежегодно на водных объектах Российской Федерации погибает от 5000 до 6000 человек. Основную опасность представляют места массового скопления людей (пляжи, переправы, ледовые переправы, места подледного лова рыбы, стоянки судов ГИМС и т.д.).
Анализ показал, что основной причиной гибели людей на водных объектах является купание (выход на лед в зимнее время) в необорудованных или запрещенных местах.
Задача данной работы—применить риск-ориентированный подход к информационному наполнению типовых паспортов безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в части, касающейся характеристик водных объектов.
Применен вероятностный подход при определении показателей риска (гибели людей) в результате чрезвычайной ситуации (ЧС) на водных объектах. Под риском ЧС понимается мера опасности, сочетающая вероятность возникновения ЧС и ее последствия (ГОСТ Р 55059-2012 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Термины и определения). При этом последствиями ЧС являются прямые и косвенные потери людей и материальных ресурсов при реализации возникшей опасности, оцениваемые числом пострадавших и/ или размером материального ущерба, под которым, согласно указанному выше ГОСТу, понимается величина вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных или растений, выражаемая в натуральных или стоимостных единицах.
В ходе работы были проанализированы существующие нормативные и методические документы по паспортизации водных объектов, отчетные материалы и информационные справки о состоянии деятельности ГИМС МЧС России по обеспечению безопасности людей на водных объектах с 2011 по 2016 гг.
Водные объекты подразделялись на объекты с наличием спасательных станций или постов и без них (т.е. охраняемые и неохраняемые).
Для оценки вероятности гибели людей на водных объектах предлагается использовать статистические данные ГИМС МЧС России за последние 5 лет, предшествующие прогнозному году.
При расчете показателя риска гибели людей на водных объектах, определяемого как произведение вероятности гибели людей на водных объектах, помноженной на потери или ущерб, понесенный обществом от гибели людей, в качестве возможных потерь необходимо использовать величину среднестатистической стоимости жизни (ССЖ) людей Российской Федерации на расчетный период времени, помноженную на прогнозное число погибших людей. По данным Центра стратегических исследований компании Росгосстрах стоимость человеческой жизни в России в 2015 году составила 4,5 млн рублей (данные по ССЖ в 2016 году не найдены) [1].
Оценка риска гибели людей на водных объектах территорий субъекта Российской Федерации
Использованы обозначения: муниципальное образование, входящее в состав субъекта Федерации, буквой—т; общее количество муниципальных образований на территории субъекта —М; количество водных объектов в т-ом муниципальном образовании, где возможно формирование мест с массовым скоплением людей (МСЛ),— I .; количество мест с МСЛ на /-ом водном объекте в т-ом муниципальном образовании, оснащенных спасательными постами,—К. ;
^ ^ 1т7
Ь. — количество мест на 1-ом водном объекте в т-ом
1т
муниципальном образовании, не оснащенных спасательными постами. Тогда вероятность гибели людей на к-ом месте МСЛ, оснащенном спасательными постами, на 1-ом водном объекте т-ого муниципального образования можно представить как:
с МСЛ рМСЛ _ с1кт 1кт
И.
а Р
МСЛ
йт
С,
МСЛ
Пт
Н
вероятность гибели людей на 1-ом месте МСЛ, не оснащенном спасательными постами, на 1-ом водном объекте т-ого муниципального образования. Здесь С]кт — количество погибших людей на /-ом водном объекте в ^ом месте МСЛ, оснащенном спасательными постами, т-ого муниципального образования (среднее значение за 5 последних лет), чел., а — количество погибших людей на 1-ом водном объекте в 1-ом месте МСЛ, не оснащенном спасательными постами, т-ого муниципального образования (среднее значение за 5 последних лет), чел. Н — численность населения т-ого муниципального образования (среднее значение за 5 последних лет), чел. Очевидно, что риск гибели людей в ^ом месте МСЛ, оснащенном спасательным постом на 1-ом водном объекте в т-ом муниципальном образовании, можно записать как:
0МСЛ Г)МС^„ ТТ* К,ЛГ с-
ям = ем. Х Я ХУ. руб^
Пат
' 1кт
а в 1-ом месте массового скопления людей, не оснащенном спасательным постом — как:
ЯМСЛ = РМСЛ XИ* *Уж руб.
Иш
' Иш
Здесь У — значение средней статистической стоимости жизни человека на прогнозный год, а Н* — численность населения т-ого муниципального образования в прогнозный период, чел.
В принятых определениях используемых величин применяется понятие «места массового скопления людей на водных объектах»—места МСЛ, под которым понимаются:
пляжи с оборудованными спасательными постами;
пляжи, не оснащенные спасательными постами;
водные переправы и наплавные мосты, оборудованные спасательными постами;
водные переправы и наплавные мосты, не оборудованные спасательными постами;
ледовые переправы, оборудованные спасательными постами;
ледовые переправы, не оборудованные спасательными постами;
места массового выхода людей на лед для подледного лова рыбы, оборудованные спасательными постами;
места массового выхода людей на лед для подледного лова рыбы, не оборудованные спасательными постами.
При оценке количества погибших людей на /-ом водном объекте т-ого муниципального образования (среднее значение за 5 последних лет), помимо трагических случаев в местах массового скопления людей, необходимо учитывать и количество погибших людей при эксплуатации маломерных судов (ММС) (среднее значение за 5 последних лет). В этом случае риск гибели людей при эксплуатации ММС без аттестационных документов у водителя судна или без документов, подтверждающих проведение ежегодного технического обслуживания (ТО) плавсредства для /-ого водного объекта т-ого муниципального образования, можно представить как:
дммс = дммс хн ху ,
1рт 1рт т ссж'
а для ММС со всеми разрешительными документами:
дммс = рммс хн ху .
ггт ггт т ссж
п г> ММС
Здесь к. — вероятность гибели людей на /-ых водных объектах т-ого муниципального образования субъекта РФ при эксплуатации ММС без аттестационных документов у водителя судна или без документов, подтверждающих проведение ежегодного ТО плавсредства, а Я^М—то же самое, но со всеми разрешительными документами.
Основываясь на определении вероятности гибели людей в местах МСЛ на /-ом водном объекте т-ого муниципального образования, можно оценить в целом (по всем местам МСЛ на всех водных объектах) вероятность гибели людей для т-ого муниципального образования:
1ш (К ш 1ш \
-)МСЛ
I
1=1
или
рМСЛ _
н
I рМСЛ / ' гкш \ к =1
I _1 V к _1
+ 1 Р
^ 1 Пш
МСЛ
I=1
МСЛ 1кт
+
I _1
МСЛ Ит
Вероятность гибели людей на /-ых водных объектах т-ого муниципального образования субъекта РФ при эксплуатации ММС можно записать следующим образом:
Р
ММС Iрт
с.
ММС
->ММС
с
ММС
и.
и.
/-1ММС _
где С1рт — количество погибших людей на /-ом водном объекте при эксплуатации ММС без аттестационных документов у водителя или без документов плавсредства. С1гт — то же самое, но со всеми разрешительными документами. Тогда
-)ММС
ж
(=1
ММС , рММС ' (рт (гт ^
или
->ММС
1 1т
1 'С1 (сс ММС , с ММС ^
тг / 11 (рт (гт .
Нт 1=1
Поскольку риски гибели людей на /-ых водных объектах в местах МСЛ для т-го муниципального образования определены, то в целом для муниципального образования риск гибели людей на водных объектах можно записать как:
Я
МСЛ
= РМСЛ хН* хУ
или
р МСЛ _ л/ Кт - У сс
К
Н
Гк1т
(-1
у у с МСЛ +у с
/ , / , ^ (кт ^ ¿^ ^ (
V к-1
1«т ^ МСЛ Ит
1-1 у
Аналогично определяется риск гибели людей при эксплуатации ММС для т-ого муниципального образования:
-чММС + с ММС '
н*
о ММС _ у 11 т ^ ( с ММС + с ММС )
т ссж ^г ' I \ ¿рт ггт )'
Нт г_1
Тогда риск гибели людей на водных объектах субъекта Российской Федерации—RT можно представить как:
м
к=Х(
МСЛ . Г)ММС " + Кт
т-1
1т г к т
М ТТ
- У б Ёпб б с
ссж /у тт / I / ^ г т-1
т г-1
МСЛ
Шоп
+
б С^сл + С 1
/ I гт ц
ММС
ггрт
+
V о-1
1 -1
+ сМ
ММС ггт
, руб.
Данное выражение однозначно определяет риск гибели людей на водных объектах для субъекта Российской Федерации в рублевом эквиваленте, основываясь на значениях УССЖ и значении численности населения в т-ых муниципальных образованиях субъекта Федерации в прогнозный год—И*. Очевидно, что величину И* можно с достаточной степенью точности определить, основываясь на данных Всероссийской переписи населения и ежегодных данных Росстата. Допустим, что прогнозное значение численности населения т-ого муниципального образования в следующем году, для которого делается оценка риска гибели людей на водных объектах, можно представить как:
И* = И к ,
и
где к — коэффициент, учитывающий динамику численности населения в т-ом муниципальном образовании субъекта Федерации за последние 5 лет, который легко можно определить по выражению:
кт = 0,25 хУ
т ' ^^
а=1
Н
(а+1)
На
где На — численность населения т-го муниципального образования в первый год (а = 1) пятилетнего анализируемого периода, а Н^ + 1)1—тот же параметр в последующий год. Таким образом, при кт > 1 — народонаселение муниципального образования растет, при кт < 1—народонаселение убывает, а при кт = 1 — остается без изменений.
Как говорилось выше, риск гибели людей в местах МСЛ на водных объектах и при эксплуатации ММС оценивается в рублевом эквиваленте среднестатистической стоимости жизни человека в Российской Федерации (в субъекте Российской Федерации). Такое представление риска удобно для ранжирования территорий по степени опасности для населения, с одной стороны, и, с другой стороны—для оценки стоимости необходимых превентивных мероприятий для снижения уровня прогнозируемого риска в тех случаях, когда он превышает значение R*T — уровень допустимого риска гибели людей для данной территории субъекта Российской Федерации, который также оценивается в рублевом эквиваленте среднестатистической стоимости человеческой жизни:
Я = Рт хНт хУссж;
Н* - Нт X кт ;
кт = 0,25 х£
а=1
И,
(а+1)
Иа
\ т у
где кТ—динамика численности населения территории субъекта Российской Федерации в пятилетний анализируемый период;
Р'т—допустимая вероятность гибели людей на водных объектах для территории субъекта Российской Федерации, год-1;
Н*т—численность населения территории субъекта Российской Федерации в прогнозируемый период (год);
Нт—численность населения территории субъекта Российской Федерации в предшествующий прогнозному периоду (год).
м
НТ =2 Нш.
т=1
Значение величины допустимой вероятности гибели людей на водных объектах субъекта Российской Федерации — Р*Т не должно превышать значения допустимого индивидуального риска ЧС для субъектов РФ, определенного ГОСТ Р 22.10.022016 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Допу-
стимый риск чрезвычайных ситуаций» и вводимый в действие с 1 июля 2017 года. Необходимо иметь в виду, что под риском в настоящей работе понимается вероятностная мера опасности или совокупности опасностей, установленная для определенного объекта в виде возможных потерь за заданное время, выраженных в рублевом эквиваленте. То есть, используемая в работе величина допустимой вероятности гибели людей на водных объектах субъекта Российской Федерации идентична значению допустимого индивидуального риска ЧС для субъектов РФ, определенного ГОСТ Р 22.10.02-2016. В работе [2] проведен анализ существующих нормативных документов, определяющих порядок оценки состояния защиты населения субъектов Российской Федерации от ЧС природного, техногенного и биолого-социального характера. Показана необходимость оценки состояния защиты населения субъекта РФ от ЧС различного характера путем использования величины индивидуального риска ЧС, ежегодно определяемой отношением числа погибших при реализации потенциальных опасностей (при ЧС) в субъектах Российской Федерации к численности населения в этих субъектах [2].
Надо сказать, что определение индивидуального риска ЧС в ГОСТ Р 22.2.06-2016 (со ссылкой на ГОСТ Р 55059-2012)—некорректно, поскольку оно (определение) в корне отличается от понятия риска ЧС, приводимого здесь же, и идентично определению вероятности гибели человека на рассматриваемой территории за год, но не риску, который определяется как мера опасности и предполагает наличие, помимо вероятности негативного явления, еще и последствия от этого явления (экономические, экологические, социальные) в натуральном выражении, либо в стоимостном, т.е. в рублевом, эквиваленте.
Ниже приводится алгоритм управления рисками на водных объектах субъекта Российской Федерации, основанный на анализе существующих опасных факторов, приводящих к ЧС, и анализе принятых мер для снижения риска гибели людей.
Управление рисками гибели людей на водных объектах территорий субъекта Российской Федерации
В целях снижения риска гибели людей на водных объектах необходимо проводить обоснованные мероприятия (основанные на анализе случаев гибели людей на водных объектах в течение 5 лет, предшествующих прогнозному году) по усилению защиты людей на этих объектах.
Стоимости защитных (дополнительных) мероприятий на территории субъекта Российской Федерации составляет У*т руб., причем, 0 < У* < Ят, тогда новое значение риска гибели людей на водных объектах субъекта Российской Федерации Я'т (с учетом проведенных мероприятий) можно записать, как:
Я' = Ят - У* < я*.
Из последнего выражения можно оценить стоимость необходимых защитных (дополнительных) мероприятий на территории субъекта Российской Федерации—УТ:
У* > Яг - R* руб., или У* = RT - R' < R* руб.
Необходимо иметь в виду, что стоимость превентивных мероприятий по снижению риска не соответствует непосредственно стоимости предотвращенных случаев гибели людей на водных объектах в результате этих мероприятий. Необходимо определить коэффициент эффективности превентивных мероприятий, который бы устанавливал однозначное соответствие сравниваемых параметров.
Очевидно, что данный коэффициент можно определить через сравнение числа погибших людей на неохраняемых (I) и охраняемых (к) местах МСЛ посредством защитного мероприятия п-ого типа на /-ом водном объекте т-го муниципального образования, т.е.:
к
СМСЛ хУ
11Ш сс
СГЛ х У
1КШ п
+ УпШ
ссж Ш 1КШ
где:
СМСЛ—количество трагических случаев в т-ом муниципальном образовании на 1-ом месте МСЛ /-ого водоема, не оснащенного защитными мероприятиями;
СМСЛ — количество трагических случаев на к-ом месте^МСЛ, оснащенном защитными мероприятиями п-ого типа на /-ом водоеме в т-ом муниципальном образовании;
У От— стоимость защитного мероприятия п-ого типа в к-ом месте МСЛ на /-ом водном объекте т-ого муниципального образования;
У — среднестатистическая стоимость чело-
ссж т
веческой жизни на прогнозный год в т-ом муниципальном образовании;
п—тип защитного мероприятия принимает значение от 1 до 5: 1— спасательные посты для пляжей; 2 — спасательные посты для водных переправ и наплавных мостов; 3 — спасательные посты для ледовых переправ; 4 — спасательные посты для мест массового выхода людей на лед для подледного лова рыбы; 5 — аттестация водителей ММС и проведение технического освидетельствования водного транспорта.
При расчете коэффициента эффективности превентивных мероприятий по снижению травматизма и гибели людей при эксплуатации маломерных судов на /-ых водных объектах т-ого муниципального образования (для п = 5)—К5,, . необходимо вме-
^ 7-чМСЛ эфф-1т ^,ММС
сто величины С1т использовать величину С ,
11тп МСЛ 'Рт
вместо величины С, — величину С , а вместо
гкт п 1гт '
У" — величину У5 Значение величины У5 опреде-
1кт ^ 1гт. 1гт А
ляется суммой расходов т-ого муниципального образования на аттестацию пользователей ММС и ТО плавсредств в текущем году.
Надо также иметь в виду то, что при расчете коэффициента эффективности защитного мероприятия п-ого типа К"эфф т необходимо проводить сравнение количества несчастных случаев в однотипных местах
д |Г/~! тт ^МСЛ ^МСЛ, ,
МСЛ, т. е. для С1кт и Сат п к и I соответствуют одному и тому же типу мест МСЛ с одной лишь разницей, что к-ое место оснащено защитным мероприятием п-ого типа.
С учетом Кпэфф т стоимость защитных (дополнительных) мероприятий на территории субъекта Российской Федерации У*Т составит:
м 1т
У*=ЕЕК
х Уп
Ь.гт гкт ,
т=1 г =1 п=1
1т 1\т У-1.
XX исг1т
т=1 г=1 п=1 ^(кт
х У,
X У кт
ссж гкт
=1 сМСЛ х у
+ Упт
ссж гкт
Здесь N — количество типов защитных мероприятий на /-ом водном объекте т-ого муниципального образования. Для п = 5 вместо величины Упт необходимо использовать величину У5 , вместо величины
^чМСЛ ГММС
С, — использовать величину С■ , вместо ве-
мсл ___,„„„„_ ^ММС „ ?нячение К5
т , а значение К3ффЛт
учетом особенностей,
^Ит
личины СМСЛ — величину СМ
гкт п -1 п
необходимо рассчитывать описанных выше.
Подставляя значение стоимости защитных (дополнительных) мероприятий на территории субъекта Российской Федерации УТ в выражение для Я', можно получить развернутое выражение прогнозного значения риска гибели людей на водных объектах территории субъекта Российской Федерации с учетом проведения превентивных мероприятий:
Я'Т = Ят - У* =
= У У
ссж ^^
У
¥ (Ус
-МСЛ ¡кт
-Ус
МСЛ
Ит
С М
М
■ С-
-У
с Гл у-Упт
1 т_I кт
-У" ■
Для оценки эффективности проведенных защитных мероприятий можно использовать простые соотношения:
ЯТ
—— > 1 — неэффективное мероприятие;
= 1 — эффективное мероприятие;
Я*
ят
—— < 1 — высокоэффективное мероприятие;
я*
Основываясь на значениях рисков гибели людей на водных объектах и значениях допустимого (приемлемого) риска гибели людей для субъектов Российской Федерации, можно провести ранжирование территорий страны по степени защищенности людей на водных объектах:
RT < R* — состояние безопасности людей на водных объектах территории субъекта Российской Федерации удовлетворительное, не требующее проведения дополнительных (защитных) мероприятий;
RT > R* — состояние безопасности людей на водных объектах территории субъекта Российской Федерации неудовлетворительное, требующее анализа причин высокого показателя риска и принятия решения о проведении необходимых организационно-технических мероприятий.
Подобное ранжирование водных объектов по степени опасности для населения можно провести на уровне муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации. Более того, данная методика позволяет ранжировать по степени опасности места МСЛ на отдельном водном объекте муниципального образования субъекта Российской Федерации.
Литература
1. http://politklass.ru/skolko-stoit-chelovecheskaya-zhizn-v-rossii. html
2. Олтян И.Ю., Коровин А. И. Оценка состояния защиты населения субъектов Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера // Технологии гражданской безопасности. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2016. Т. 13. № 4(50).
Сведения об авторах
Большагин Алексей Юрьевич: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н.с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-mail: alekseybolshagin@gmail.com SPIN-код — 1440-5194.
Вялышев Александр Иванович: д. физ.-мат. н., ФГБУ
ВНИИ ГОЧС (ФЦ), г. н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
е-mail: vialyshev@rambler.ru
SPIN-код — 1070-5547.
Добров Владимир Михайлович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-таИ: dobrov007@mail.ru SPIN-код — 1235-0759.
Долгов Александр Анатольевич: к. физ.-мат. н., ФГБУ
ВНИИ ГОЧС (ФЦ), в. н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
е-таИ: dolaa@rambler.ru
SPIN-код — 9808-0600.
ФГБУ ВНИИ ГОЧС
Зиновьев Сергей Владимирович:
(ФЦ), нач. отд.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-т^И: golf1972@mail.ru SPIN-код — 7969-5572.
Information about the authors
Bolshagin Alexey J.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Researcher. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: alekseybolshagin@gmail.com SPIN-scientific — 1440-5194.
Vialyshev Aleksandr I.: Doctor of Physical and Mathematical Sciences, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Chief Researcher. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: vialyshev@rambler.ru SPIN-scientific — 1070-5547.
Dobrov Vladimir M.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Senior Researcher 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: dobrov0o7@mail.ru SPIN-scientific — 1235-0759.
Dolgov Aleksandr A.: Candidate of Physical and Mathematical Sciences All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, leading Researcher. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: dolaa@rambler.ru SPIN-scientific — 9808-0600.
Zinovyev Sergey V.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Head of Department. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: golf1972@mail.ru SPIN-scientific — 7969-5572.