Научная статья на тему 'Сфера социально-экономического развития Российской Федерации, необходимая для защиты от чрезвычайных ситуаций'

Сфера социально-экономического развития Российской Федерации, необходимая для защиты от чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
610
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА / ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фалеев Михаил Иванович:, Макиев Юрий Дмитриевич

Настоящая статья посвящена рассмотрению общего содержания сферы социально-экономического развития Российской Федерации по защите от чрезвычайных ситуаций физической природы. Стратегическое планирование социально-экономического развития страны свое конкретное воплощение находит в рамках государственных программ в соответствующих сферах социально-экономического развития. В области защиты от чрезвычайных ситуаций соответствующая сфера социально-экономического развития отражается Государственной программой «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фалеев Михаил Иванович:, Макиев Юрий Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сфера социально-экономического развития Российской Федерации, необходимая для защиты от чрезвычайных ситуаций»

М.И. Фалеев, Ю.Д. Макиев. Сфера социально-экономического развития Российской Федерации ...

УДК 614.8

М.И. Фалеев, Ю.Д. Макиев

Сфера социально-экономического развития Российской Федерации, необходимая для защиты от чрезвычайных ситуаций

Аннотация

Настоящая статья посвящена рассмотрению общего содержания сферы социально-экономического развития Российской Федерации по защите от чрезвычайных ситуаций физической природы. Стратегическое планирование социально-экономического развития страны свое конкретное воплощение находит в рамках государственных программ в соответствующих сферах социально-экономического развития. В области защиты от чрезвычайных ситуаций соответствующая сфера социально-экономического развития отражается Государственной программой «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

Ключевые слова: стратегическое планирование; программно-целевое планирование; государственная программа; федеральная целевая программа; чрезвычайная ситуация; гражданская оборона; единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; пожарная безопасность.

Содержание

Введение

1. Требования к дополнительным и обосновывающим материалам государственной программы

2. Сфера социально-экономического развития Российской Федерации, отражаемая государственной программой

Заключение Литература

Введение

Стратегическое планирование является в основном магистральным направлением социально-экономического развития, принятым в Российской Федерации.

Свое конкретное воплощение стратегическое планирование социально-экономического развития находит в рамках государственных программ в соответствующих сферах социально-экономического развития.

В области защиты от чрезвычайных ситуаций различной природы соответствующая сфера социально-экономического развития отражается Государственной программой Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 300.

Однако само понятие сферы социально-экономического развития Российской Федерации по за-

щите от чрезвычайных ситуаций или сферы социально-экономического развития страны, связанное с защитой от чрезвычайных ситуаций, к настоящему времени еще не определено и с достаточной полнотой не рассмотрено.

Настоящая статья посвящается рассмотрению общего содержания сферы социально-экономического развития Российской Федерации по защите от чрезвычайных ситуаций различной природы. В рамках статьи рассматриваются: требования к дополнительным и обосновывающим материалам Государственной программы, обуславливающие необходимость рассмотрения понятия «соответствующая сфера социально-экономического развития Российской Федерации»;

содержание сферы социально-экономического развития Российской Федерации, отражаемой Государственной программой «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

1. Требования к дополнительным и обосновывающим материалам государственной программы

Общий «Порядок разработки реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 2.08.2010 № 588 определяет:

требования к содержанию государственной программы;

основание и этапы разработки государственной программы;

финансовое обеспечение реализации государственной программы;

управление и контроль реализации государственной программы;

полномочия участников разработки государственной программы по ее разработке и реализации.

Государственная программа как документ стратегического планирования, содержит комплекс планируемых мероприятий, взаимосвязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижения приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Государственная программа включает в себя: федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие, в том числе ведомственные целевые программы;

основные мероприятия органов государственной власти, разрабатываемые для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

При формировании государственных программ учитываются цели, задачи и мероприятия приоритетных национальных проектов, реализуемых в соответствующих сферах.

В состав государственной программы входят: паспорт государственной программы; паспорта подпрограмм; паспорта федеральных целевых программ; приоритеты и цели государственной политики, в том числе общие требования к политике субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере (включая общую характеристику участия субъектов Российской Федерации в реализации государственной программы);

перечень и характеристики основных мероприятий государственной программы и ведомственных целевых программ с указанием средств их реализации и ожидаемых результатов, а также сведения о взаимосвязи мероприятий их выполнения с целевыми индикаторами и показателями государственной программы;

основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и ожидаемых результатов государственной программы с указанием основных положений и сроков принятия необходимых нормативных правовых актов;

перечень и сведения о целевых индикаторах и показателях государственной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации, а также сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с целевыми индикаторами и показателями государственной программы;

информация по финансовому обеспечению государственной программы за счет средств федерального бюджета с расшифровкой по главным распорядителям средств федерального бюджета, федеральным целевым программам, основным мероприятиям подпрограмм, а также по годам реализации государственной программы;

предельные объемы средств федерального бюджета на исполнение долгосрочных государственных контрактов в целях реализации основных мероприятий государственной программы;

правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках государственной программы;

план реализации государственной программы на очередной финансовый год и плановый период.

Кроме указанных основных элементов в состав государственной программы могут (должны) входить дополнительные и обосновывающие материалы, к числу которых относятся:

характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Российской Федерации, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих факторов реализации государственной программы;

прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития Российской Федерации и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы;

прогноз ожидаемых результатов государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, государственных институтов, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере;

описание рисков реализации государственной программы, в том числе не достижение целевых показателей, а также описание механизмов управления рисками и их минимизации;

обоснование набора подпрограмм и федеральных целевых программ;

описание мер государственного регулирования в сфере реализации государственной программы;

М.И. Фалеев, Ю.Д. Макиев. Сфера социально-экономического развития Российской Федерации .,

обоснование необходимых финансовых ресурсов на реализацию государственной программы, а также оценка степени влияния выделения дополнительных объемов финансирования на показатели (индикаторы) государственной программы (подпрограммы), в том числе на сроки и ожидаемые непосредственные результаты реализации государственных целевых программ и основных мероприятий подпрограмм;

характеристика соответствующей сферы социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации, в том числе информация о прогнозных расходах субъектов Российской Федерации в случае их участия в разработке и реализации государственной программы, а также перечень реализуемых ими мероприятий;

методика оценки эффективности программы; в случае оказания федеральными государственными учреждениями государственных услуг юридическим и физическим лицам — прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации государственной программы;

в случае использования налоговых, таможенных, тарифных кредитных и иных инструментов -обоснование необходимости их применения для достижения цели и ожидаемых результатов государственной программы с финансовой оценкой по этапам ее реализации;

в случае реализации в соответствующей сфере социально-экономического развития Российской Федерации инвестиционных проектов, исполнение которых полностью или частично осуществляется за счет средств федерального бюджета — информация об указанных проектах;

в случае участия в реализации государственной программы государственных корпораций, открытых акционерных обществ с государственным участием общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов — соответствующая информация, включающая данные о прогнозных расходах указанных организаций на реализацию государственной программы;

в случае реализации в соответствующей сфере социально-экономического развития приоритетного национального проекта — характеристика целей, задач и мероприятий приоритетного национального проекта. А также сведения об их ресурсном обеспечении;

сведения о порядке сбора информации и методики расчета показателей (индикаторов) государственной программы;

основные параметры потребности в трудовых ресурсах для реализации государственной программы, включая потребность в инженерно-технических кадрах и прогноз объемов их подготовки за счет бюджетных средств;

сведения о целевых группах физических и юридических лиц, на которых направлено действие го-

сударственной программы и обоснование их выделения;

сведения об объемах бюджетного ассигнований по источникам финансирования дефицита федерального бюджета, направленных на реализацию мероприятий государственной программы;

дополнительные сведения по подпрограммам государственной программы.

Приведенный перечень дополнительных и обосновывающих материалов государственной программы определяет состав материалов государственной программы, которые не утверждаются актом Правительства Российской Федерации.

Анализ содержания дополнительных и обосновывающих материалов государственной программы показывает, что указанные материалы направлены на конкретизацию и обоснование показателей и структуры государственной программы, оценку ее эффективности и реализуемости.

По своему существу они могут быть классифицированы на следующие группы:

общая характеристика текущего состояния и развития соответствующей сферы социально-экономического развития Российской Федерации;

обоснование структуры и показателей государственной программы;

оценка эффективности и реализуемости государственной программы;

особые специфические случаи разработки и реализации государственной программы.

В рамках дополнительных и обосновывающих материалов государственной программы неоднократно используется понятие соответствующей сферы социально-экономического развития Российской Федерации.

2. Сфера социально-экономического развития Российской Федерации по защите от чрезвычайных ситуаций, отражаемая государственной программой «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасность людей на водных объектах»

Деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должна быть направлена на обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности населения и устойчивого социально-экономического развития государства, с учетом планов реализации крупных экономических и инфраструктурных проектов.

Государственная программа Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (далее — Государственная программа), утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 300.

Процесс ее выполнения и реализация результатов влияет на условия социально-экономического развития страны путем снижения социального, экономического и экологического ущерба, наносимого населению, экономике и природной среде от ведения и вследствие ведения военных действий, совершения террористических актов, ЧС природного и техногенного характера, пожаров и происшествий на водных объектах.

Действия государства в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности определяют сферу социально-экономического развития Российской Федерации, отражаемую государственной программой Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

Практическая деятельность в этой сфере социально-экономического развития Российской Федерации осуществляется в рамках:

системы гражданской обороны, представляющей собой организационно-функциональное оформление выполнения системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединяющей органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах;

системы обеспечения пожарной безопасности, представляющей собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами и основными элементами которой являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане и принимающие участие в обеспечении пожарной безопас-

ности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные направления деятельности системы гражданской обороны, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и системы обеспечения пожарной безопасности приведены в табл. 1.

Особое место в рассмотренной сфере социально-экономического развития Российской Федерации, обеспечивающей защиту населения и территорий от ЧС, пожарную безопасность и безопасность людей на водных объектах, занимает МЧС России, являющееся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах и осуществляющим управление, координацию, контроль и реагирование в этой сфере.

МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно через входящие в его систему территориальные органы, региональные центры и главные управления по субъектам Российской Федерации, федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, спасательные воинские формирования, государственную инспекцию по маломерным судам, аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, военизированные горноспасательные части и иные учреждения и организации.

К числу основных задач МЧС России относятся:

осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечение пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при ЧС, защите населения и территорий от ЧС и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию;

осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий ЧС и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций.

В общем объеме затрат на Государственную программу ресурсное обеспечение деятельности МЧС России составляет порядка 86 %.

ю ю ю

00

н

о

ю о

ш £

ю

'чо

Основные направления деятельности системы гражданской обороны, единой государственной системы предупреждения и ликвидации

чрезвычайных ситуаций и системы обеспечения пожарной безопасности

Таблица 1

Федеральные органы исполнительной власти

Органы исполнительной власти субъектов РФ

Органы местного самоуправления

Организации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Руководство

гражданской

обороной

Руководители федеральных органов исполнительной власти

Органы управления гражданской обороны

Структурные подразделения ФОИВ, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны

Полномочия в Организуют проведение мероприятий области граж- по гражданской обороне, включая созда-данской оборо- ние и подготовку необходимых сил и ны средств.

Осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов. Создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств

СИСТЕМА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Главы органов исполнительной власти субъектов РФ

Главные управления МЧС России по субъекту Российской Федерации

Организуют проведение мероприятий по ГО.

В пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны. Создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения, защитные сооружения и другие объекты. Планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы. Планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время.

Создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Обеспечивают своевременное оповещение населения об опасностях

Руководители органов местного самоуправления

Структурные подразделения органов местного самоуправления, уполномоченные на решение задач в области ГО

Проводят мероприятия по гражданской обороне.

Проводят подготовку и обучение населения.

Создают и поддерживают в постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения об опасностях, защищают сооружения и другие объекты ГО.

Проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы. Проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время. Создают запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств. Обеспечивают своевременное оповещение населения об опасностях. Создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны местного значения

Руководители организаций

Структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в облас-ти гражданской обороны

Планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.

Проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время.

Осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны.

Создают и содержат запасы материально-технических продовольственных, медицинских и иных средств.

Создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, нештатные аварийно-спасательные формирования и локальные системы оповещения (для организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне или эксплуатирующие опасные производственные объекты)

е

га га со

Продолжение табл. 1

Г) н 43

Ч

пз

п *

43

Щ

В

Я п Я О

5 ч

т

С 43 О О!

а

л>

Я п п

а

л> В

0 со

Федеральные органы исполнительной власти

Органы исполнительной власти субъектов РФ

Органы местного самоуправления

Организации

Силы граждан- К силам гражданской обороны относятся:

ской обороны Спасательные воинские формирования МЧС России:

подразделения Государственной противопожарной службы;

аварийно-спасательные формирования и спасательные (аварийно-спасательные) службы;

(привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации нештатные аварийно-спасательные формирования);

(привлекаются для ликвидации ЧС в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии ЧС, а также для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории); нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;

(привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории);

Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации _ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Координационные органы единой системы Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности ФОИВ и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации

Постоянно действующие органы управления единой системы Подразделения ФОИВ и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы, для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны Главные управления МЧС России по субъектам РФ Органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления Структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны

Органы повседневного управления единой системы Информационные центры, дежур-но-диспетчерские пункты ФОИВ и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы Центры управления в кризисных ситуациях Главных управлений МЧС России по субъектам РФ, информационные центры, дежур-но-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов ФОИВ Единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований Дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов)

п

н -а

о

4

га

а р

п

н

5

о

Продолжение табл. 1

Федеральные органы исполнительной Органы исполнительной власти власти субъектов РФ

Органы местного самоуправления

Организации

Ликвидация Межрегионального и федерального ха-чрезвычайных рактера осуществляется силами и средст-ситуаций вами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС. При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства ФОИВ

Межмуниципального и регионального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС

Муниципального характера осуще- Локального характера осуществля-ствляется силами и средствами ор- ется силами и средствами организа-ганов местного самоуправления ций

Силы и средства единой системы

К силам и средствам единой системы относятся:

Специально подготовленные силы и средства ФОИВ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации ЧС Состав сил и средств единой системы определяется Правительством РФ. Силы и средства гражданской обороны

Привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.

силы постоянной готовности, входящие в состав сил и средств каждого уровня единой системы и предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации.

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС в течение не менее 3 суток.

Состав и структуру сил постоянной готовности определяет создавшие их ФОИВ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления организации и общественные объединения.

Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ.

специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны.

Привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом РФ. Силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации, включая территориальные органы.

Применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Аварийно-спасательная служба — это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения конкретных задач по предупреждению и ликвидации ЧС, функционально объединенных в единую систему, основу которых составляют аварийно-спасательные формирования. Аварийно-спасательное формирование — это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенных специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Профессиональные аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования создаются: в федеральных органах исполнительной власти — решением Правительства РФ,

в субъектах РФ — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ, в органах местного самоуправления — по решению органов местного самоуправления,

Продолжение табл. 1

Федеральные органы исполнительной Органы исполнительной власти власти субъектов РФ

Органы местного самоуправления

Организации

в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством РФ предусмотрено наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований - руководством организаций. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством РФ, или по решению администрации организации в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Г) н

Ч

пз

п *

43

Щ

В

Я п Я О

Я'

5 ч

т

Я 43 О О!

а

л>

Я п п

а

л> В О со

Я

Структура системы обеспечения пожарной безопасности

ю ю ю

Окончание табл. 1

Федеральные органы исполнительной власти

Основные пол- Создание, реорганизация и ликвидация номочия в об- органов управления, подразделений по-ласти пожар- жарной охраны, содержащихся за счет ной безопасно- средств федерального бюджета. сти Организация и проведение федерально-

го государственного пожарного надзора. Осуществление тушения пожаров в населенных пунктах, организация и осуществление тушения пожаров в административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы, а также при проведении мероприятии федерального уровня с массовым сосредоточением людей. Организация ведомственного пожарного надзора на объектах, находящихся в ведении ФОИВ.

Подготовка перечня организаций, в которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы, утверждаемого в установленном порядке. Подготовка утверждаемого Правительством РФ перечня объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, на которых создается пожарная охрана. Разработка утверждаемого Правительством РФ нормативного правового акта, устанавливающего противопожарный режим

Органы исполнительной власти субъектов РФ

Организация выполнения и осуществления мер пожарной безопасности.

Создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов РФ. Организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением особых случаев). Утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств субъектов РФ

Органы местного самоуправления

Создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих территориях. Оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

Организация принятия мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре. Принятие мер по ликвидации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.

Установление особого противопожарного режима в случае повышенной пожарной опасности. Создание условий для организации добровольной пожарной охраны

Организации

Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ. Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляют собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных ЧС

ЧО

Условно сфера социально-экономического развития Российской Федерации, необходимая для защиты от чрезвычайных ситуаций может быть представлена в виде трехмерной фигуры ориентированной по осям координат:

X — уровни иерархии построения защиты от чрезвычайных ситуаций;

У — организационно-функциональная система защиты от чрезвычайных ситуаций;

Ъ — инструменты защиты от чрезвычайных ситуаций.

Данное положение иллюстрируется схемой, приведенной на рис. 1.

В рамках рассматриваемой сферы социально-экономического развития Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах объектом защиты в соответствие с федеральными законами «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» «О пожарной безопасности» являются:

население — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации и их имущество;

территория — все земельное, водное, воздушное пространство в пределах Российской Федерации или его часть, материальные и культурные ценности на территории Российской Федерации, объек-

ты производственного и социального назначения, а также окружающая среда.

В результате воздействия под действием объективно существующих опасностей на указанные объекты защиты деструктивных событий, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций различного типа, возникающих пожаров и происшествий на водных объектах, имеют место:

гибель и ранение людей, и нарушение условий их жизнедеятельности;

разрушение и нарушение условий функционирования в сфере производства и в сфере производственной инфраструктуры;

опасные изменения окружающей природной среды, в том числе связанные с жизнью растений и животных.

Социальные и экономические потери, обусловленные указанными воздействиями опасных факторов, а также ликвидацией их последствий, связаны со значительными издержками материальных и финансовых средств, отвлечение которых на указанные цели в конечном итоге приводят к снижению темпов экономического роста.

Поэтому общая направленность государственной программы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» на предупреждение или снижение уровня опасных воздействий на объекты защиты отвечает требованиям повышения устойчивости социально-экономического развития Российской Федерации.

федеральный уровень, МЧС России

субъекты РФ

муниципальные образования организации

Уровни иерархии построения защиты от чрезвычайных ситуаций

система гражданской обороны единая госуда рственная система предупреждения и ликвидации ЧС

система обеспечения пожарной безопасности

Организационно-функциональные системы защиты от чрезвычайных ситуаций

Инструменты защиты от чрезвычайных ситуаций

Рис. 1. Схема сферы социально-экономического развития Российской Федерации, необходимой для защиты от чрезвычайных ситуаций

М.И. Фалеев, Ю.Д. Макиев. Сфера социально-экономического развития Российской Федерации .,

Заключение

В настоящей статье рассмотрены общие требования к дополнительным и обосновывающим материалам государственных программ, реализующих положения стратегического планирования в различных сферах социально-экономического развития Российской Федерации.

Применительно к области защиты от чрезвычайных ситуаций различной природы рассмотрены содержание и основные аспекты сферы социально-экономического развития Российской Федерации в этой области, представленной практической деятельностью системы гражданской обороны, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и системы обеспечения пожарной безопасности при определенной роли МЧС России, и отражаемой Государственной программой Российской Федерации «Защита населения и территорий, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

Литература

1. Современная стратегия гражданской защиты; под

ред. В.А. Пучкова. МЧС России. М, 2008.

2. Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации. Материалы Всероссийского совещания с руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам гражданской обороны и защиты населения. МЧС России, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). М, 2014.

3. Экономические механизмы управления рисками чрезвычайных ситуаций. МЧС России. М, 2004.

4. Управление экономикой в экстремальных условиях. Сборник научных трудов ИМЭИ (Институт макроэкономических исследований). 2014. № 2.

5. М.И. Фалеев, В.П. Малышев, Ю.Д. Макиев. Раннее предупреждение о чрезвычайных ситуациях. МЧС России. М, 2015.

21.07.2015

Сведения об авторах:

Макиев Юрий Дмитриевич: д-р техн. наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации; главный специалист;

Фалеев Михаил Иванович: канд. полит. наук, начальник Центра;

ФКУ ЦСИ ГЗ МЧС России; e-mail: [email protected]; 121352 Москва, ул. Давыдковская, д. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.