Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ'

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенческая молодежь / образовательная среда / межнациональные отношения / толерантность / межэтнические конфликты / Родина / патриотизм / Республика Калмыкия. / student youth / educational environment / interethnic relations / tolerance / interethnic conflicts / Motherland / patriotism / Republic of Kalmykia.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Бурвинова Алина Александровна

В статье рассмотрены результаты социологического исследования студенчества, проведенного отделом социально-политических исследований Института комплексных исследований в Республике Калмыкия в 2023 г. Дана не только оценка современного состояния межнациональных отношений в сфере образования полиэтничного региона, но и выявлено отношение молодежи к таким понятиям, как Родина и патриотизм. Сделан вывод о стабильной ситуации в сфере межнациональных отношений в студенческой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE STATE OF INTERETHNIC RELATIONS AMONG STUDENTS

The article examines the results of a sociological study on studentship in the Republic of Kalmykia, conducted by the Department of Socio-Political Research of the Institute of Complex Research of Arid Territories in 2023. The current state of interethnic relations in the educational environment of a multi-ethnic region, the attitude of young people to such concepts as Motherland and patriotism has been assessed. There is an indication of a stable situation in the sphere of interethnic relations among students.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ»

DOI: 10.24412/2071-7830-2024-148-52-57 БУРВИНОВА А.А.

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

БНУРК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрены результаты социологического исследования студенчества, проведенного отделом социально-политических исследований Института комплексных исследований в Республике Калмыкия в 2023 г. Дана не только оценка современного состояния межнациональных отношений в сфере образования полиэтничного региона, но и выявлено отношение молодежи к таким понятиям, как Родина и патриотизм. Сделан вывод о стабильной ситуации в сфере межнациональных отношений в студенческой среде.

Ключевые слова: студенческая молодежь, образовательная среда, межнациональные отношения, толерантность, межэтнические конфликты, Родина, патриотизм, Республика Калмыкия.

Поликультурность пространства деятельности человека является неотъемлемой чертой современного мира, что вызвано возросшими миграционными процессами, которые объективно усложняют социокультурную структуру населения различных стран и регионов. Это актуализирует проблему подготовки молодежи к жизни в обществе, в котором необходимо взаимодействовать с людьми разных культур, ведь они не только постепенно вливаются в ряды более взрослого поколения, но и сами принимают активное участие в общественных процессах, происходящих в стране, и от того, какие взгляды, интересы и ценности будут превалировать в молодежной среде, зависит дальнейшее социально -экономическое, политическое и культурное развитие общества и государства в целом.

Молодежь оказывается наиболее восприимчивой к разного рода радикальным идеям в силу своего возраста, неопытности, отсутствия должного внимания со стороны государственных структур и общественных институтов. В ситуациях социальной неопределенности и экономической нестабильности может возникать благодатная почва для роста этнических фобий, антимигрантских настроений, вплоть до проявления экстремистского поведения, в том числе в образовательной среде. Поэтому студенческая молодежь, являясь ключевым фактором и стратегическим ресурсом развития любого государства, традиционно находится в фокусе внимания ученых и выступает объектом специальных исследований как на общефедеральном, так и региональном уровнях.

С целью оценки состояния межэтнических отношений в молодежной среде в 2023 г. сотрудниками отдела социально-политических исследований Института комплексных исследований аридных территорий был проведен социологический опрос обучающихся в учреждениях высшего и среднего профессионального образования Республики Калмыкия (Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова, Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова, Элистинский политехнический колледж, Торгово-технологический колледж). Всего в опросе приняли участие 295 человек в возрасте от 16 до 29 лет. В выборке представлены 48,5% юношей и 51,5% девушек, среди которых 63,1% калмыков, 27,5% русских и 9,5% представителей других национальностей (казахи, татары, даргинцы, таджики и др.).

Для начала мы предприняли попытку определить отношение молодежи к таким понятиям, как Родина и патриотизм. Патриотизм в жизни современной молодежи занимает значимое место, с одной стороны, это преданность своему Отечеству, Родине, а с другой -сохранение культурной неповторимости каждого народа, входящего в состав страны. Чтобы воспитать у студентов чувство патриотизма, нужно приложить много сил и времени. Любовь

к близким людям, родному городу, колледжу и родной стране - всё это играет огромную роль в становлении личности студента. Как видно из табл.1, абсолютное большинство опрошенных (87,1%) считает себя патриотами, при этом респонденты русской национальности выражают подобную идентичность чаще других.

Таблица 1

Как бы Вы сами себя охарактеризовали - как патриота своей страны или нет?

(в % от опрошенных)

Варианты ответов Калмыки Русские Другие Всего

Да, безусловно 28,5 39,5 25,0 31,2

Скорее да 55,9 54,3 60,7 55,9

Скорее нет 11,8 4,9 10,7 9,8

Безусловно, нет 3,8 1,2 3,6 3,1

В последнее время слово «патриотизм» всё чаще и чаще стало звучать в обществе, но вопрос в том, какой смысл оно в себе таит и что современная молодежь понимает под ним, какое значение вкладывает в этот термин. От того, насколько четко молодежь усвоит это понятие, будет зависеть привитие духовно-нравственных ценностей. Быть патриотом своей страны для наших студентов - это гордиться культурой и традициями России, готовность защищать интересы Родины и своего народа (рис.1). Гордится историческим прошлым России 55,2% опрошенных.

Я горжусь культурой и традициями России

Я готов защищать интересы своей Родины и своего народа

Я горжусь историческим прошлым России

Я живу в России и не собираюсь никуда уезжать

Я горжусь военным и политическим влиянием России в современном мире

Я готов подчинить свои частные интересы интересам России Мне не нравтится, что у России естьвраги, и я готов бороться с ними

Рис. 1. Что значит для Вас быть патриотом своей страны?

Образ Родины у молодых людей формируется постепенно и во многом зависит от системы целенаправленного влияния в виде воспитательного воздействия, доминирования тех или иных социальных взглядов и убеждений. Само понятие «Родина» в системе социальных представлений отображается в ряде символов, связанных с государственностью, историей, культурой и даже природой своей страны. Важную роль в понимании Родины как социального феномена играет этнос. Через территориальную обособленность, развитие языка, этническую культуру, традиции и обычаи происходит расширение представлений о Родине - от семейных до этнических. Что же является Родиной для студенческой молодежи республики? 39,0% опрошенных считают ею место, где они выросли, каждый пятый - родную землю (табл. 2). Реже всего у наших студентов Родина ассоциируется с республикой, так полагает только каждый восьмой учащийся, среди русских респондентов таких аналогий в три раза меньше.

63,4%

60,0%

2 55,2%

22,8%

Таблица 2

«Что для Вас Родина в первую очередь?» (в % от опрошенных)

Варианты ответов Калмыки Русские Другие Всего

Место, где я вырос(-ла) 41,9 35,8 28,6 39,0

Родная земля 14,5 25,9 39,3 20,0

То место, где мои родители 15,1 14,8 10,7 14,6

Моя страна 10,8 19,8 10,7 13,2

Моя республика 15,6 3,7 10,7 11,9

«Вузы как организация, выполняющая образовательные и воспитательные функции, имеют широчайшие возможности для формирования у обучающихся определенных нравственных позиций, отношения к различным жизненным аспектам, ценностям общества и государства, в том числе межнациональной (межэтнической) и межконфессиональной солидарности» [2]. Поэтому согласимся с мнением, что «в основу формирования социальной идентичности учащейся молодежи укладываются, прежде всего, культура, нормы и ценности, присущие конкретному социуму, в котором молодежь проходит свое становление» [1].

Большая часть опрошенных оценила состояние межнациональных отношений в своих образовательных учреждениях как благоприятные (табл. 3). Только 0,7% из общего числа респондентов посчитали межнациональные отношения в своих учебных заведениях неблагоприятными, чаще других так полагали представители других национальностей.

Таблица 3

Как вы оцениваете межнациональные отношения в Вашем образовательном учреждении?

(в % от опрошенных)

Варианты ответов Калмыки Русские Другие Всего

Благоприятные 69,9 70,4 64,3 69,5

Скорее благоприятные 28,0 24,7 28,6 27,1

Скорее неблагоприятные 2,2 3,7 3,6 2,7

Неблагоприятные 1,2 3,6 0,7

Одним из важным индикатором оценки состояния межнациональных отношений в образовательной среде является показатель наличия / отсутствия чувства неприязни к представителям других национальностей. Известно, что этническая неприязнь нередко формируется как проекция на недоброжелательное отношение, испытанное со стороны представителей «чужих» национальностей. Поэтому отношение к представителям других национальностей приобретает в наше время все большую актуальность. «Это связано не только с распространением конфликтов, в которых фактор этничности играет значимую роль, но в целом со своеобразным этническим «ренессансом» или «этническим парадоксом современности», проявляющимся в росте солидарности и значимости для человека его этнической принадлежности» [3].

92,9% опрошенных студентов никогда не испытывали неприязни к представителям других национальностей (табл. 4), что свидетельствует о высокой толерантности наших студентов. В дружеских взаимоотношениях прежде всего оцениваются личностные качества того или иного человека. Также к факторам, оказывающим положительное влияние на межнациональные отношения, мы относим сложившиеся исторические традиции межнационального общения между разными народностями, проживающими в республике.

Таблица 4

Испытываете ли Вы настороженность/неприязнь к представителям каких-либо национальностей, обучающимся в Вашем образовательном учреждении? (в % от опрошенных)

Варианты ответов Калмыцкий госуниверситет Педагогический колледж Политехнический колледж Торгово-технологический колледж Всего

Да, часто 0 3,1 2,0 3,2 1,7

Да, довольно часто 0 0 4,1 1,6 1,0

Редко, иногда 8,4 1,5 4,1 0 4,4

Нет, никогда 91,6 95,4 89,8 95,2 92,9

На общем фоне немного выделяются студенты Элистинского политехнического колледжа, которые декларируют более высокую настороженность к представителям других национальностей, что может привести к возникновению межнациональных конфликтов. Среди тех, кто испытывает неприязнь, доля девушек немного выше, чем юношей. Основной причиной негативного отношения к представителям других национальностей респонденты считают внутреннюю склонность конкретного народа к агрессии, также превалирует ответ «отсутствие опыта общения с представителями иной национальности». Зачастую молодежь мало знает о традициях, обычаях и ценностях других народов, поэтому и может формироваться негативный образ на основе стереотипов и предрассудков. Непонимание и незнание полной картины приводит к созданию мифов и ложных представлений о людях других национальностей.

На вопрос о том, сталкивались ли студенты с фактами проявления интотолерантного поведения из-за своей национальной принадлежности в стенах родного вуза, ссуза, утвердительные ответы чаще встречались со стороны представителей других национальностей (рис. 2).

С оскорблениями людей из-за их национальной С насильственными (хулиганскими) действиями принадлежности по отношению к людям из-за их национальной

принадлежности

10,7

6,5 1

7,4

10,7

Н Калмыки □ Русские В Другие

Рис. 2. Процент сталкивающихся с фактами оскорбления/ насильственных (хулиганских) действий из-за национальной принадлежности

В сравнении с 2022 г., число респондентов других национальностей, сталкивающихся с оскорблениями по национальному признаку в своих учебных заведениях, снизилось на 7,0%, а количество испытавших насильственные (хулиганские) действия по этому же поводу, наоборот, повысилось на 7,0%. Примечательно, что в почти половине случаев (47,6%) подобные действия исходили от незнакомых людей. Вызывает тревогу тот факт, что доля тех, кто ощутил на себе дискриминацию со стороны других студентов, по сравнению с предыдущим годом, выросла на треть, при этом удивляет, что студенты калмыцкой национальности чаще других выбирали данный ответ.

Несмотря на в целом толерантное отношение к представителям других национальностей, студенческая молодежь допускает возможность возникновения конфликтов на межнациональной почве. Русские респонденты чаще других полагают, что конфликты такого рода возможны, в то время как представители других национальности считают эту вероятность маловероятной (табл. 5). В отличии от 2022 г., риск возникновения массового межнационального конфликта в образовательных учреждениях снизился на 5,0%.

Таблица 5

Как вы считаете, в Вашем образовательном учреждении возможен массовый межнациональный конфликт? (в % от опрошенных)

Варианты ответов Ваша национальность: 2023 2022

Калмыки Русские Другие

Невозможен 43,5 43,2 39,3 43,1 37,9

Маловероятен 53,2 51,9 60,7 53,6 53,7

Вполне возможен, все к этому идет 1,1 2,5 1,4 6,1

Этого не избежать 2,2 2,5 2,0 2,3

Одним из способов снижения межэтнической напряженности, разрешения и предотвращения конфликтов выступают развитие и формирование толерантности у субъектов взаимодействия, которая отражает уровень культуры общения, является средством достижения межнационального согласия, показателем зрелости и готовности к сотрудничеству. Потребность студентов представлять свой народ через социокультурные формы жизнедеятельности в вузе, ссузе способствует развитию навыков общения в поликультурной среде образовательных учреждений, что в итоге формирует у учащихся интерес к традициям других культур. Совместно проводимое время поможет сплотить, а так же снизить противоречия между представителями различных этносов, поэтому организация общих досуговых мероприятий является эффективным методом, способствующим сохранению благоприятного межнационального климата в студенческих коллективах.

Согласно полученным результатам, мы можем смело говорить о том, что в оценках межнациональной ситуации в образовательных учреждениях Республики Калмыкия преобладают позитивно-нейтральные коннотации, что позволяет говорить о стабильно благополучной ситуации. Патриотизм в жизни калмыцкого студенчества занимает значимое место, с одной стороны, это преданность своему Отечеству, Родине, а с другой - сохранение культурной неповторимости каждого народа, входящего в состав страны. Абсолютное большинство учащихся считают себя патриотами. В связи с тем, что современное российское общество становится всё более полиэтничным и поликонфессиональным дальнейшее исследование представлений студенческой молодёжи относительно ситуации в сфере межэтнических отношений, её самочувствия, планов и видения перспектив будущего имеет большое значение для выстраивания молодежной политики в регионах, прогнозов этносоциального и этнокультурного взаимодействия.

Список литературы

1. Волков Ю.Г., Гурба В.Н., Гуськов И.А. Социокультурный габитус гражданской идентичности учащейся молодежи: факторы формирования в условиях неопределенности российского общества // Гуманитарий Юга России. 2022. Т. 11. № 6. URL:https://cyberleninka.ru /article/n/sotsiokulturnyy-gabitus-grazhdanskoy-identichnosti-uchascheysya-molodezhi-faktory-for mirovaniya-v-usloviyah-neopredelennosti (дата обращения: 30. 04. 2024).

2. Сажина В.А. Формирование межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде в рамках внеаудиторной работы со студентами российских вузов // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2023. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-mezhnatsionalnogo-i-mezhkonfessionalnogo-soglasiy

a-v-molodezhnoy-srede-v-ramkah-vneauditomoy-raboty-so-studentami (дата обращения: 29.04. 2024).

3. Хухлаев О. Е., Миназова В. М., Павлова О. С., Зыков Е. В. Социальная идентичность и этнонациональные установки студенческой молодежи Чечни // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 4. С. 23-40. URL:https://psyjoumals.m/joumals/sps/arcЫve/2015_n4/k huk hlaev_minazova (дата обращения: 13.05.2024).

DOI: 10.24412/2071-7830-2024-148-57-61 УБУШИЕВА О. А

ГЕРОИ ОТЕЧЕСТВА В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТА И ГРАЖДАНИНА: ОКА ИВАНОВИЧ ГОРОДОВИКОВ

БНУРК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия, [email protected]

Аннотация. Статья посвящена воспитанию молодежи на героических традициях, что является важным аспектом формирования патриотизма и гражданской сознательности. Автором проведен теоретический и практический анализ общественной деятельности легендарного военачальника, национального героя калмыцкого народа Оки Ивановича Городовикова.

В статье рассматриваются основные принципы и подходы к воспитанию молодежи, включая исторические и культурные аспекты, связанные с героическими традициями. Подчеркивается важность сохранения и передачи исторической памяти о выдающихся личностях, которые своим примером вдохновляют молодые поколения на служение Родине и обществу.

Ключевые слова: герой отечества, героико-патриотическое воспитание, гражданин, патриот, молодежь

Одной из приоритетных задач, стоящих перед российским обществом, является воспитание патриотических чувств у молодежи. События, которые происходят в современном мире, требуют от всех социальных институтов воспитания гордости за свою страну, уважение к её историческому наследию, переосмысления множества вещей, единства и сплочённости народов России.

Патриотизм заключается не только в любви к своей Родине, но и к своему государству, к нациям, проживающим на территории нашей страны, к армии и её героям, которые доказали готовность защищать и оберегать наше Отечество.

Одним из важных компонентов патриотического воспитания является его героико-патриотическая направленность. Молодым людям необходимы ориентиры, примеры для подражания, которые в сложных жизненных ситуациях могут помочь сделать правильный выбор.

Владимир Владимирович Путин в одном из своих выступлений отметил, что «судьбы и подвиги Героев Отечества служат важнейшим моральным ориентиром для большинства граждан нашей огромной страны, вдохновляют на то, чтобы всегда достигать большего, идти вперед, созидать на благо людей, всем вместе делать нашу страну сильнее и успешнее».

Одним из самых выдающихся сыновей калмыцкого народа является легендарный военачальник, национальный герой Калмыкии - Ока Иванович Городовиков. Его жизненный путь достоин подражания: учит нас жить честно, служить Родине с достоинством, любить свою Отчизну, как он любил сам, наш знаменитый земляк.

Командарм Первой Конной армии, друг и соратник О.И. Городовикова С.М. Буденный так писал о нем: «Трудно представить себе воина скромнее и отважнее Оки Ивановича Городовикова. Меня всегда удивляло, как удачно сочетается в его характере исключительно

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.