Научная статья на тему 'МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ)'

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
190
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межэтнические отношения / национализм / ксенофобия / патриотизм / экстремизм / терроризм / inter-ethnic relations / nationalism / xenophobia / patriotism / extremism / terrorism

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Немгирова С.Н.

Студенческая молодежь, являясь одной из динамичных, мобильных социальных групп, входит в число субъектов, которые выполняют развивающие, конструктивистские, инновационные функции в обществе. В данной статье представлены результаты мониторинга межэтнических отношений в образовательных учреждениях Республики Калмыкия, целью которого является изучение мнения учащейся молодежи относительно ситуации в данной сфере. Сделан вывод о высокой межнациональной терпимости и низкой распространенности идеологии национализма в образовательной среде полиэтнического региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTER-ETHNIC RELATIONS AND NATIONALISM IN EDUCATIONAL ENVIRONMENT (BASED ON MATERIALS OF REPUBLIC OF KALMYKIA)

Student are very dynamic and mobile social group, who perform developmental, constructive, innovative functions in society. In this article monitoring results of interethnic relations at educational institutions of Kalmykia Republic are presented, aim of which is opinion polling study of students concerning the situation in this sphere. We came to conclusion of high interethnic tolerance and low prevalence of terrorism ideology in educational environment of multiethnic region.

Текст научной работы на тему «МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ)»

СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ

10.24412/2071-7830-2020-41-31-36 НЕМГИРОВА С. Н.

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ)

БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия,

nereatsof@mail. ru

Аннотация. Студенческая молодежь, являясь одной из динамичных, мобильных социальных групп, входит в число субъектов, которые выполняют развивающие, конструктивистские, инновационные функции в обществе. В данной статье представлены результаты мониторинга межэтнических отношений в образовательных учреждениях Республики Калмыкия, целью которого является изучение мнения учащейся молодежи относительно ситуации в данной сфере. Сделан вывод о высокой межнациональной терпимости и низкой распространенности идеологии национализма в образовательной среде полиэтнического региона.

Ключевые слова: межэтнические отношения, национализм, ксенофобия, патриотизм, экстремизм, терроризм.

Устойчивость и стабильность межэтнических отношений, отсутствие необходимости в этнической мобилизации являются показателями успешности выстраивания государственной национальной политики, ее способности учитывать различные факторы, устранять их негативное влияние и использовать позитивные возможности. И напротив, наличие недовольства, неудовлетворенности межкультурным диалогом может свидетельствовать о наличии разногласий, нарушении баланса на всех общественных уровнях. Данная проблема особенно хорошо прослеживается в группах, взаимодействие между участниками которых происходит на постоянной основе и на протяжении продолжительного временного промежутка. Хорошим примером в этом случае является студенческая среда. ВУЗы и ССУЗы России на сегодняшний день отличаются поликультурным образовательным пространством: в них преобладает смешанный национальный состав, поэтому вопросы межэтнических отношений в студенческой среде России являются актуальными.

С 2015 г. сотрудники Института комплексных исследований аридных территорий проводят ежегодный мониторинг межэтнических отношений в образовательных учреждениях Республики Калмыкия, целью которого является изучение мнения учащейся молодежи относительно ситуации в данной сфере. В данной статье представлены результаты мониторинга 2018-2019 гг. В опросе 2018 г. приняли участие 146 учащихся высших и средних профессиональных образовательных учреждений Республики Калмыкия (Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова, Элистинский педагогический и Торгово-технологический колледжи, Многопрофильный колледж г. Городовиковска) в возрасте 16-24 лет, из них 43,8% юношей и 56,2% девушек. 66,7% опрошенных составили калмыки, 25,3% - русские, 8,2% -представители других национальностей (даргинцы, казахи, узбеки, украинцы, татары и др.). В 2019 г. было опрошено 170 учащихся: 49,4% юношей и 50,6% девушек (Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова - N=62, Элистинский политехнический колледж - N=51, Калмыцкий государственный колледж нефти и газа - N=41, Филиал Калмыцкого государственного колледжа нефти и газа в с. Малые Дербеты - N=16). По национальному признаку респонденты разделились следующим образом: 65,3% опрошенных - калмыки, 25,3% - русские, 9,4% - представители других национальностей (даргинцы, казахи, чеченцы, корейцы, азербайджанцы, тувинцы и др.). Статистический анализ результатов исследования был осуществлен с использованием программы SPSS 20.0.

Приступим непосредственно к определению состояния межэтнических отношений, а также конфликтогенного потенциала в образовательной среде поликультурного региона. На вопрос о том, сталкивались ли студенты с различными фактами проявления интолерантного поведения в стенах родного ВУЗа, ССУЗа, утвердительные ответы были получены от каждого десятого респондента (табл. 1). Четверть опрошенных наблюдала проявления национальной неприязни со стороны незнакомых людей, каждый двадцатый - со стороны своих одногруппников, каждый двадцать пятый - со стороны педагогов (из семи человек шесть - юноши).

Таблица 1.

Приходилось ли Вам сталкиваться в Вашем образовательном учреждении за последний год с фактами ...? (в %)

оскорбления людей из-за их национальной или религиозной принадлежности насильственных (хулиганских) действий по отношению к людям из-за их национальной или религиозной принадлежности

Да 11,2 10,0

Нет 88,8 90,0

Итого 100,0 100,0

Уровень этнической толерантности среди учащихся образовательных учреждений достаточно высокий - 93,7% респондентов не испытывали на себе недоброжелательного, неприязненного отношения из-за своей национальной или конфессиональной принадлежности, и сами его не проявляли (94,7%).

Межэтнические конфликты среди молодежи в настоящее время проблема острая и актуальная. В России, как и во многих других странах, наблюдается тенденция к возрождению национального самосознания, национальной культуры, этнической самобытности больших и малых народов, что сопровождается как позитивными, так и негативными социально-психологическими явлениями.

Допускают вероятность возникновения столкновений, драк на межнациональной почве в своих образовательных учреждениях 18,2% респондентов, что выше показателя 2018 г. на 7,5% (рис. 1), и это вызывает определенное беспокойство. Число не сумевших однозначно ответить на данный вопрос существенно (24,1%) и может скрывать в себе и положительные, и отрицательные тенденции. Взрослое население республики в целом дает намного худшие показатели - 42,8% (сумма средней и высокой оценок), что не подтверждает нашу гипотезу о наличии большего конфликтогенного потенциала именно в молодежной среде.

Рис. 1. Вероятность возникновения столкновений на межнациональной почве в образовательных учреждениях Республики Калмыкия в 2018-2019 гг. (в %)

Готовы принять участие в открытом конфликте за интересы представителей своей национальности 38,8% опрошенных (юношей на 20% больше, чем девушек - 48,8% и 29,9% соответственно), среди студентов Элистинского политехнического колледжа таковых больше половины (56,9%). В разрезе национальностей существенных различий нет.

Мы спросили наших студентов о том, к чему может привести взаимодействие представителей различных национальностей: 57,1% опрошенных указали на взаимное культурное обогащение, 40% - на появление новых возможностей для каждого участника взаимодействия, причем калмыки выбирали эти варианты ответов намного чаще (табл. 2).

Таблица 2.

К чему, на Ваш взгляд, может привести взаимодействие представителей различных национальностей в Вашем образовательном учреждении? в разрезе национальностей (в %)

Калмык Русский Другая Итого

К взаимному культурному обогащению 61,3 48,8 50,0 57,1

К появлению напряженности во взаимоотношениях 7,2 11,6 0 7,6

К появлению новых возможностей для каждого участника взаимодействия 45,9 27,9 31,2 40,0

Подобное взаимодействие не может привести к положительным результатам 3,6 11,6 6,2 5,9

Затрудняюсь ответить 14,4 18,6 31,2 17,1

Таким образом, мы можем говорить о сформировавшихся умениях и навыках межэтнического общения у калмыцких студентов, которые относятся к компетентности современного специалиста в качестве важнейшего компонента профессионализма и требуют от него высокого уровня гуманизма, духовно-нравственной культуры, диалогичности и взаимопонимания, терпимости к чужому мнению, поведению, признания и уважения других в их праве на отличие.

Перейдем к анализу второго блока вопросов нашей анкеты, призванных выявить осведомленность студенческой молодежи относительно таких терминов как национализм, ксенофобия, шовинизм, патриотизм, экстремизм и терроризм. Термин «ксенофобия», если переводить дословно, означает боязнь чего-либо чужого, отличающегося от привычного. Она присутствует и в современном мире, проявляясь, конечно, не в той форме, в какой ее видели в первобытном мире. Ксенофобию нельзя ликвидировать, но можно видоизменить, подстроить под данное общество. Для этого необходимо воспитывать в людях уважение к тем, кто их окружает с самого детства. Тогда у нас появится шанс свести проявления ксенофобии к минимальному уровню. Осознание, что человек отличается чем-либо от других может перерасти во враждебный настрой, который приносит людям чувство страха, нетерпимости к другим. Это служит оправданием отрицательного восприятия всех «чужих». Только 30% опрошенных студентов знакомо со смыслом данного термина (табл. 3).

Таблица 3.

Знаете ли Вы смысл нижеприведенных терминов? в разрезе национальностей (в %)

Ваша национальность Итого

Калмык Русский Другая

«Ксенофобия» Да 32,4 25,6 25,0 30,0

Нет 67,6 74,4 75,0 70,0

«Национализм» Да 91,0 79,1 93,8 88,2

Нет 9,0 20,9 6,2 11,8

«Патриотизм» Да 93,7 83,7 100,0 91,8

Нет 6,3 16,3 0,0 8,2

«Шовинизм» Да 29,7 37,2 31,2 31,8

Нет 70,3 62,8 68,8 68,2

«Экстремизм» Да 78,4 69,8 93,8 77,6

Нет 21,6 30,2 6,2 22,4

В России из всех видов ксенофобии преобладает именно национализм. Национализм - это идеология, которая признает самую высокую ценность нации. Часто его приравнивают к патриотизму. С точки зрения сущности, данные понятия не имеют ничего общего, но несмотря на это грань между ними все больше и больше размывается. Националисты прикрываются патриотизмом, а различные СМИ охотно их в этом поддерживают. Проявляя негатив по отношению к другим нациям, люди пытаются показать свою любовь к Родине, которая лежит в основе патриотизма. Основой национализма является любовь к собственной нации, отсюда - различное отношение как к согражданам, так и к иностранцам.

Патриот уважает всех граждан страны, а вот к подданным других государств относится настороженно, побаиваясь, что их действия могут привести к потере государственного суверенитета и целостности. Патриотизм ставит на одну ступень всех граждан страны, национализм - членов своего этноса (народа). Патриотизм - это любовь к родному дому, национализм - любовь к родным людям. То есть быть националистом - не значит ненавидеть другие нации. Абсолютное большинство наших студентов понимают смысл и патриотизма, и национализма.

Не стоит путать национализм с шовинизмом, который заключается в проповеди национального превосходства с целью обоснования права на дискриминацию и угнетение других народов. Шовинизм способствует возникновению и распространению неприязни и даже ненависти к чужакам, иноземцам, иноверцам по принципу: «не такой - чужой - чужак - враг». Данный термин уже не столь понятен студентам - всего 31,8% в состоянии его идентифицировать.

Национализм является основой экстремизма, который обычно характеризуется как приверженность различных субъектов к крайним, с точки зрения общества, взглядам и мерам для достижения определенных целей. В основе данного явления лежит естественное столкновение интересов и противоречий: политических, экономических, религиозных, социальных, этнических. В случае невозможности соблюдения своих интересов, по тем или иным причинам, один из участников противостояния вполне способен перейти к крайним методам разрешения проблемы, а это в нашей стране квалифицируется как экстремизм. При этом проблема экстремизма формируется не как результат какой-то отдельной причины или одного фактора, а как набор проблем, каждая из которых вносит свой негативный вклад в общий потенциал распространения экстремистских идей и действий [1].

Наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются учащиеся образовательных учреждений с ещё не сформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой. Молодежный экстремизм достаточно успешно мимикрируется под видом культурно-просветительских, неполитических, политико-просветительских структур, и в этом контексте региональная идентичность становится брендом респектабельности молодежного экстремизма [3, с. 238]. Ю.А. Зубок и В.И. Чупров последовательно развивают мысль о молодежном экстремизме как дисфункциональности социальной регуляции и саморегуляции молодежи, ориентации на экстремальное поведение в условиях социальной аномии, а в приложении к региональному контексту - росте социальных рисков для молодежи, сокращении перспектив трудоустройства, карьерных устремлений, качественного потребления и социальной самореализации [2].

По российскому законодательству трактовка экстремизма включает в себя слишком много дефиниций, поэтому, несмотря на то, что сейчас везде об этом пишут и говорят, наша молодежь до сих пор не до конца осознает его смысл (22,4% опрошенных суть экстремизма не известна). В то же время представителям других национальностей данный термин знаком достаточно хорошо.

На вопрос: «Согласны ли Вы с тем, что главным источником распространения идеологии экстремизма и разжигания межнациональной розни является Интернет?» - третья часть респондентов затруднилась ответить, причем большая часть из них - девушки (табл. 4). Полностью согласны с этим фактом только 7,6% опрошенных, что приводит к мысли о существовании других источников, помимо Интернет-пространства, посредством которых идет распространение подобных взглядов в молодежной среде (и они могут быть им известны), поэтому здесь есть о чем стоит призадуматься властным структурам и администрации образовательных учреждений.

Таблица 4.

Согласны ли Вы с тем, что главным источником распространения идеологии экстремизма и разжигания межнациональной розни является Интернет? в разрезе пола (в %)

Ваш пол Всего

Мужской Женский

Полностью согласен 8,3 7,0 7,6

Скорее согласен 26,2 31,4 28,8

Скорее не согласен 21,4 15,1 18,2

Не согласен 22,6 5,8 14,1

Затрудняюсь ответить 21,4 40,7 31,2

Всего 100,0% 100,0 100,0

Знакомы ли наши студенты с понятием «терроризм» или, точнее, что он для них обозначает? Терроризм - практика, когда для достижения целей используются насильственные действия, запугивание их применением. Террорист всегда экстремист, но не наоборот. Только 1,2% опрошенных затруднились ответить на данный вопрос (табл. 5). 38,8% респондентов под терроризмом понимают преступные акты насилия, в то время как в 2018 г. данный вариант ответа выбирал каждый второй опрошенный. Каждый пятый полагает, что это нарушение нравственности и угроза миру. Политическая борьба несогласных с властью - третий по популярности ответ в определениях терроризма по итогам опроса 2019 г., что почти на 10% больше прошлогоднего показателя. Получается, что в мировоззрении студентов данный термин приобретает все большую окраску.

Таблица 5.

Что такое терроризм в Вашем понимании? (в %)

2018 г. 2019 г.

1. Преступные акты насилия 50,7 38,8

2. Нарушение нравственности и угроза миру 18,5 21,2

3. Политическая борьба несогласных с властью 5,5 14,1

4. Способ ведения боевых действий 7,5 10,6

5. Бандитизм, разбой 11,0 9,4

6. Демонстрация превосходства над мирным населением 1,4 4,1

7. Способ восстановить справедливость 0,7 0,6

8. Затрудняюсь ответить 4,8 1,2

Итого 100,0 100,0

И последнее, с чем нам необходимо разобраться, это причины распространения радикальных взглядов среди молодежи. Абсолютное большинство (88,8%) опрошенных в первую очередь выделяют низкий уровень культуры молодежи. На второе место студенты, с небольшой разницей, ставят низкий уровень социального контроля со стороны образовательных учреждений, нежелание понимать «чужую» культуру, неприятие стиля жизни представителей «чужой» культуры и желание признания своей культуры лучшей со стороны представителей других культур. Чуть более половины респондентов полагают, что основной причиной является сопротивление навязыванию ценностей представителей «чужой» культуры. Именно поэтому важную роль в предотвращении распространения экстремистских настроений в молодежной среде играют образовательные учреждения.

Таким образом, межнациональное согласие в образовательной среде поддерживается сходством ценностей и смысловых установок, объединяющих калмыцкое студенчество и основанных на традициях совместного проживания, исторической памяти, сложившихся социокультурных связях. Напряженность в сфере межэтнических отношений негативно сказывается на воспитании студентов, что может привести к потенциальным проблемам - ксенофобии и экстремизму в молодёжной среде. Динамика межкультурного контакта будет зависеть от качества взаимоотношений между представителями различных национальностей, как результата воспитания и развития личности, который проявляется в системе знаний культурных ценностей разных народов и выработке на их основе позитивного восприятия мира. Следовательно, одной из первостепенных задач учебных заведений в данном контексте является создание педагогических условий для обеспечения формирования у студентов готовности и умения жить, работать, вести себя по законам принятия представителей иных культур, что, в свою очередь, снимет напряжение и негативные проявления в межэтнических отношениях образовательного пространства. Именно поликультурные знания и умения способствуют формированию социально-психологической ориентации личности, выработке готовности воздерживаться от любых негативных воздействий, навыков регулирования межэтнических отношений в коллективе, предотвращению конфликтных ситуаций в коммуникативных процессах.

Причины и условия распространения экстремистских идей в молодёжной среде очень схожи с причинами и условиями преступности и правонарушений. Юноши и девушки, еще не имеющие большого жизненного опыта, чётких морально-нравственных ориентиров, не всегда могут определить, где проходит грань между преступным и непреступным деянием. В этой связи молодёжь становится объектом вовлечения в противоправную экстремистскую деятельность. Поэтому экстремизм требует профилактики в контексте регулярной целенаправленной работы со стороны социальных и властных институтов, а также педагогического состава образовательных учреждений.

И еще. Формирование навыков межэтнического согласия в образовательном пространстве следует основывать на принципах регионального патриотизма с учётом территориальной привязанности молодёжи, общих ценностей и идеалов, объединяющих молодёжь различных национальностей, усиления экономической и социальной устроенности выпускников, создания для них возможностей профессионального роста и социальных лифтов.

1. Деев С.Ю. Мониторинг по выявлению причин вовлечения граждан РК в преступную деятельность экстремистской направленности (по материалам социологического опроса) // Вестник ИКИАТ. 2016. N° 2 (33). С. 98-103.

2. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодёжный экстремизм. Сущность и особенности проявления // Социологические исследования. 2008. № 5. С. 37-47.

3. Сериков А.В. Региональная идентичность в контексте молодежного экстремизма в российском обществе // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки . 2019. № 2. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-identichnost-v-kontekste-molodezhnogo-ekstremizma-v-rossiyskom-obschestve (дата обращения: 05.12.2020).

10.24412/2071-7830-2020-41-36-42 ОКОНОВ Б.А.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ВОСПРИЯТИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ТЕРРОРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ)

БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия,

vostok80@mail.ru

Аннотация. Многочисленные проявления экстремизма в настоящее время нарушают стабильность общественно-политической жизни и вызывают угрозу безопасности граждан в нашей стране и во всем мире. В статье представлены результаты социологического мониторинга, проведенного в течение 20192020 гг. по проблеме восприятия и профилактики терроризма в Республике Калмыкия. По материалам исследования, деятельность органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций, научно-исследовательских и образовательных учреждений по вопросам предупреждения и профилактики распространения терроризма приводит к тому, что националистические и радикальные движения не имеют социальной поддержки в обществе.

Ключевые слова: социологический мониторинг, экстремизм, терроризм, Республика Калмыкия.

В рамках мероприятий, предусмотренных «Планом работы Антитеррористической комиссии Республики Калмыкия», Научно-исследовательским центром по профилактике и противодействию экстремизму и терроризму БНУ РК «ИКИАТ» с 2018 года проводится «социологическое исследование по изучению причин и условий, способствующих распространению террористических и экстремистских идей, их общественному восприятию, других вопросов противодействия терроризму и экстремизму». С 2019 года социологическое исследование проводится на всей территории республики, и опросом охвачено более 1000 респондентов [1].

Целью данной статьи явилось определение динамики характеристик и уровня террористического сознания и поведения населения в многонациональном регионе. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- провести исследования по выявлению понимания и профилактики терроризма;

- предложить комплекс эффективных мер общего и специального характера по предупреждению экстремизма в среде молодежи.

В анкету массового опроса в 2020 г. были внесены изменения, которые были утверждены на заседании Антитеррористической комиссии РК. По некоторым вопросам показатели за 2019 г. отсутствуют.

Согласно разработанной выборке, было опрошено 575 респондентов в 2020 г. и 558 - в 2019 г. Изменение количества респондентов связано с введённым режимом самоизоляции в 2020 году. Опрос в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.