ДЕЕВ С. Ю.
МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
Аннотация. В статье проанализированы результаты проведенного в 2015 г. социологического опроса в образовательных учреждениях Республики Калмыкия.
Ключевые слова: экстремизм, национализм, межнациональные отношения.
Мы раду тому факту, что волею Министерства образования и науки Республики Калмыкия нам было поручено провести мониторинг в своеобразной и прямо скажем оригинальной среде - в наших средних специальных образовательных учреждениях. Всего было опрошено 186 учащихся четырех профессиональных образовательных учреждений г. Элисты — Торгово-технологического колледжа, Элистинского педагогического колледжа, Калмыцкого государственного колледжа нефти и газа и Элистинского политехнического колледжа. Эта молодежь начинает свою самостоятельную жизнь раньше своих сверстников, продолжающих обучение в школе. Семьи, в которых воспитывались эти молодые люди, наиболее социально не защищены, а дети, как правило, имели проблемы с успеваемостью и дисциплиной в школе. Эта молодежь имеет смелость уже в этом возрасте признаться себе, что их будущие рабочие специальности, что их жизнь — это борьба за выживание, без мечты о выдающейся карьере и хорошем ВУЗе. Наш интерес, вполне понятен наш интерес так как на формирование радикальных и экстремистских установок у молодежи в значительной степени влияет то, какая социальная идентичность сформирована у представителей молодого поколения они зависят от того, сформировано ли толерантное отношение к представителям других рас, национальностей, конфессий. Так как подростки являются наиболее сензитивной к социальным процессам возрастной группой, исследование межэтнических отношений через подростковые реакции (суждения, поведения) является особенно перспективным.
Социальная идентификация, как процесс формирования социальной идентичности, через соотнесение и отождествление себя или других с социальными образцами — группами, ролями, типами, признаками — и через соответствующий им социальный статус, является неотъемлемым процессом формирования личности молодого человека. Особенно важно формирование гражданской идентичности, состоящей в отождествлении индивида с обществом во всех его типических социокультурных измерениях.
С кем же идентифицирует себя современная молодежь Республики Калмыкия? Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что в первую очередь молодежь самоидентифицирует себя как «россиянина» (45,2%). Это хорошо для государства, плохо для нации и нейтрально для политического сознания молодого поколения. Но в данном случае надо воспринимать данные ответы как характеристику среды, в которой воспитывается и учится молодой человек. Важнейшими факторами, определяющими мышление, действия наших учащихся, являются не возраст, а среда, в которой человек рос до 10-12-ти лет (все, что происходит вокруг человек в таком возрасте оценивает не в категориях «хорошее или плохое», «правильное или неправильное», а как нормальное), и нормы воспитания в семье, воспринимаемые ребенком как абсолютно адекватные. Для 45,2% учащихся наших ССУЗов быть «россиянином» - это нормально! Напомним, что выбор идентичности делается на основе свободного осознания. А это значит, что для этих молодых людей гражданская нация есть базовая ценность. Эти базовые ценности неосознанно проявляются в течение всей последующей жизни как отдельного человека, так и целого поколения, влияют на наше поведение. Кроме того, такой высокий процент говорит о том, что нынешняя, вступающая во взрослую жизнь, молодежь росла в достаточно спокойной межэтнической атмосфере в отличие от людей, которые формировались в 1990-е гг. прошлого столетия, привыкших к состоянию борьбы, воспринимающих ее как
нормальное явление и, соответственно, чаще выбирающих националистические установки (агрессивные).
Для некоторой доли молодежи характерна идентификация себя по национальному признаку. Это больше присуще юношам (28,8% против 24,4% у девушек). Девушки считают, что кому-то доказывать, что ты «калмык» или «русский» нет необходимости. В психологии существует понятие «социальной дистанции», то есть определенной доли нетерпимости по отношению к тому или иному этносу. Существует также и гендерное разделение: показатель социальной дистанции у женщин лучше, чем у мужчин. Так что Республика Калмыкия в этом отношении не исключение.
И еще один момент: именно калмыки считают себя «представителем своей национальности» в 82% случаев! Вот тут совсем другие установки. Получается, что для молодого человека (и собственно среды, где он воспитывается) крайне важно помнить о своей национальной принадлежности. Напомню, это хорошо для нации, но плохо для государства. Нам, конечно, такой ответ еще не дает права считать наших респондентов «националистами», тем более что от общего числа респондентов только 26,9% считают себя таковыми. Мы также не склонны находить большой аналитической разницы между понятиями «националист» и «патриот», кроме того, что в массовом сознании за первым закрепилась ассоциация с чем-то не очень хорошим, а за вторым - с чем-то похвальным. Бороться за интересы своей нации - это нормально, для трети всех опрошенных такой вывод более точен. Отметим как факт, что наибольшее число респондентов, ответивших так, учатся в Элистинском педагогическом колледже.
Молодые люди оценивают межнациональные отношения в образовательных учреждениях Республики Калмыкия как «благоприятные» или «стабильные» (за 85%). Молодые учащиеся даже представить не могут, что возможен конфликт на национальной почве, в их сознании нет для этого повода. Подраться потому что я калмык, а ты русский? Нет, этого просто не бывает. Молодежь разных национальностей не только не хочет конфликтовать, она не видит никаких препятствий своему счастью в межнациональных браках. Абсолютное большинство (83,2%) приветствует соединение различных культур в брачном союзе. Это, на наш взгляд, яркое подтверждение тому, что подростки искренне оценивают межнациональные отношения как «благоприятные» и «стабильные».
И здесь есть небольшой парадокс. В Элистинском педагогическом колледже вообще нет учащихся, которые бы оценивали данные отношения как «конфликтные», и только 1,9% опрошенных оценивают межнациональные отношения как «напряженные» или «тревожные». Другими словами, людей, гордящихся своей национальностью, здесь больше всего, а конфликтов на этой почве возникнуть не может. Это говорит о многом. Наша, если хотите, «национальная калмыцкая гордость» не агрессивна. Она не стремится навязывать, господствовать, управлять. В ней нет, что называется, «биологического, антропологического» превосходства. Просто калмыку легче и лучше с калмыком, но это не значит, что для его удобства все должны быть как калмыки. И здесь мы не оговорились с понятием «калмыцкая гордость». Вдумайтесь в цифру - 90% калмыков оценивают межнациональные отношения как «благоприятные» или «стабильные». С этим их все в республике устраивает!
Другие цифры мы видим у русских подростков. Среди опрошенных учащихся, которые оценили отношения как «напряженные, тревожные», 85,7% русских! Еще раз: подросток в большинстве случаев лишь транслирует настроения, господствующие в той среде, где он воспитывался. Так, у подростков к 10-12-ти годам формируются суждения, которые перенимаются от родителей, сверстников, от бытовых ситуаций, свидетелем которых он постоянно бывает и которые самопроизвольно проходят через его сознание и откладываются в виде стандартной реакции. На основе этих суждений у подростка к 14-16-ти годам возникают убеждения, так называемая позиция его взглядов на жизнь, окружающую его среду и общество в целом. На основе суждений и убеждений к 18-20 годам возникает мировоззрение, определяющее жизненный путь молодого человека, но
сформированное мировоззрение с трудом поддается преобразованию в обществе. Выбор варианта ответа «напряженные, тревожные» не случаен - 11,1% русских так определяют межнациональные отношения в образовательных учреждениях республики. Это русские, считающие, что в образовательном учреждении, где они учатся, возможно возникновение конфликтов на национальной почве (42,6%). Но в данном случае эти ребята не националисты. Нет. Для них национальность - не повод для конфликта. Процент русских респондентов, готовых применить насильственные действия в отношении людей, к которым они испытывают неприязнь, ничтожно мал - 1,9%. Просто их среда (считай семья) не видит карьерных и жизненных перспектив в Республике Калмыкия. И так как в целом мировоззрение этих молодых людей практически сформировано, то потенциально это мигранты, которые при первой удобной возможности покинут республику.
Подросток, молодой человек постоянно нуждается в общении, нуждается в гораздо большей мере, нежели взрослый сформировавшийся человек. Именно в процессе общения происходит самовыражение. Несовершеннолетние ищут своё самовыражение в неформальном общении. Поэтому для диагностики межнациональных отношений были заданы следующие вопросы: «Какие чувства Вы испытываете по отношению к лицам другой национальности?», «Какие социальные группы вызывает у Вас раздражение, неприязнь?», «Если Вы испытываете неприязнь к какой-либо группе людей, то в чем это выражается?». Результаты получились несколько противоречивыми. Значительная часть респондентов по отношению к лицам других национальностей испытывает равнодушие - 19,4%, отсутствие эмоций — 24,8%. С другой стороны, испытывают интерес 23,0% опрошенных, уважение — 19,8%. Как видим, цифры сопоставимы. Но они противоположны. Поэтому решающими стали дополнительные «эмоции». Если «симпатии» и «любовь» в общей сложности дают нам 8,6%, то «ненависть», «отвращение», «брезгливость» и «неприязнь» дают нам в общей сложности 4,5%. Итог: 48,7% негатива уб 51,4% позитива. Таким образом, говорить о высоком уровне межэтнической напряженности нельзя, скорее об апатии, абсентеизме у части подростков. Если брать национальность как критерий, то тут все ровно. Русские учащиеся чаще испытывают «симпатии» — 8,6% против 2,3% у калмыков, но этот процент выравнивается в «интересе», где ситуация противоположная - 26,2% у калмыков и 22,9% у русских. Такая же картина и в других критериях испытываемых эмоций.
Показатели отношения к лицам другой национальности можно выявить путём анализа ситуационного вопроса, ответы на который проецирует на себя респондент. Здесь хотелось бы отметить, что экстремисты крайне бескомпромиссно проводят границы между «своими» и «чужими» в обществе. Люди крайне радикальных взглядов воинствующе нетерпимы к членам общества, принадлежащим к «чуждым» социальным группам. Поэтому вопрос: «Какие социальные группы вызывают у Вас раздражение, неприязнь?» был задан с целью определить, как относятся наши респонденты к людям исповедующим иные политические взгляды, экономические, эстетические, моральные, религиозные идеи, имеющим другую этническую принадлежность. Даже бегло взглянув на таблицу ответов, понимаешь, что в ближайшем будущем нас не ждет распространение националистического экстремизма. А именно такая форма экстремизма наиболее опасна. Это связано, во-первых, как с многонациональностью нашего государства, так и одновременно с доминированием коренных этносов над другими в национальных республиках, во-вторых, с увеличивающимся потоком мигрантов из других государств. Более трети (37,1%) старших школьников ответили, что им не нравятся «националисты»! А «неприязнь» к представителям другим национальностей испытывают только 2,5% опрошенных. Меньше «неприязни» только к «бедным» (2,1%). И в этих 2,5% буквально капля недовольства у девочек - 0,8%. Другими словами, будущие матери семейства, а женщины - это основа традиции, не желают видеть в других национальностях никакой опасности. А значит, и в ближайшем будущем, как говорят экономисты «при прочих равных», нам не стоит бояться всплеска межнациональной розни.
Вторая группа, к которой опрошенные подростки относятся с «неприязнью» (26,1%), — это «готы, байкеры, металлисты». В социологии все эти социальные группы именуются субкультурой. То есть данный ответ не имеет никакого отношения к формированию негативного этностереотипа. Пожалуй, данный процент нас должен настораживать в другом плане. Так называемые молодежные субкультуры - это неотъемлемая часть жизни современных подростков и молодых людей. Но отрицательное отношение к таким проявлениям досуга говорит, что в Республике Калмыкия просто отсутствуют площадки, где молодые люди могли бы проявить себя и выбранный стиль жизнь. Важно понять следующее: развитие молодежного экстремизма - это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения. А молодежные субкультуры как раз снимают проблему духовного вакуума, формируя своеобразные, но все же вполне понятные формы протеста и образцов поведения. Более того, как показывает общемировая практика, среди членов подобных молодежных направлений поддержка экстремизма весьма невысока. Современной молодежи нужны спортивные клубы, музыкальные тусовки, компьютерные центры, и в этой привлекательной для молодежи сфере не будут рождаться и распространяться экстремистские идеологии и взгляды.
В конце анализа данного вопроса хотелось бы указать на то, что третье место в списке вызывающих наибольшее раздражение стоят «богатые» (11,3%). Здесь хотелось бы призвать не путать грешное с праведным. Не в ненависти к богатым суть вопроса, а в дискредитированной идее частной собственности. Само понятие собственности на территорииях бывшего СССР высмеивалось и искоренялось так долго и столь настойчиво, что исчезло из обихода, унеся с собой и соответствующие принципы и правила. Мало кто верит в свое право иметь собственность, мало кто дает другим право на собственность, ну а том, каким образом собственность появляется, тем более забыто. Из-за того, что собственность может быть отнята в любой момент, она перестала быть объектом долгосрочных устремлений, рассчитанных на поколения и передачу по наследству, а стала объектом зависти! Ребенок видит и хочет также жить. Может ли такое чувство зависти, или точнее материальной неполноценности, стать причиной экстремистских взглядов и поступков? При определенных обстоятельствах «да». К сожалению, в Республике Калмыкия тема растущего неравенства не становится центральной в политической дискуссии. Тема разрыва между богатыми и бедными вполне может порождать квалифицированный и заинтересованный разговор об общественных институтах и механизмах, следовательно, и содержательные запросы к власти. Плохо в этой «ненависти» к богатым то, что вина за неравенство возлагается не на условия, а на самих богатых, структуре и происхождению их доходов не придается особого значения.
Конкретизируя негативное отношение к представителям других социальных групп, респондентам было предложено ответить на вопрос: в чем выражается это негативное отношение? Варианты, выбранные участниками опроса, вполне мирные: «игнорирую» (31,7%) и «воздерживаюсь от общения с ними» (38,2%). Другими словами, никаких действий. У учащихся нет желания на этой почве выяснять отношения. Вообще какое-либо действие выбрали только 15,6%. Огорчает лишь то, что среди трех видов действий наибольший процент (6,5%) получил пункт, где действие самое радикальное - «при необходимости готов применить насильственные действия». А теперь самое интересное -кто эти молодые радикалы? Всего выбравших такой ответ было 12 человек и 10 из них это калмыки! Согласитесь, что это неожиданно. В национальной республике! Что это? Внутренняя тяга к насилию, привычка (традиционно используемая в семье и окружении) решать проблемы с помощью силы, или просто эти ученики считают насилие наиболее действенным способом? Сегодня в Интернете мы без труда найдем материалы калмыцких националистов, ратующих за чистоту крови, независимость и проповедующих агрессивное отношение к лицам другим национальностей. Конечно, Интернет сегодня заменил воспитателей, родителей и нянь, и мы вправе предположить, что это некое продолжение
интернет-дискуссий, услышанных и подсмотренных. Но, думается, все гораздо проще. Большинство националистов избегают любых вопросов, по которым могут возникнуть политические расхождения. То есть, например, буддизм практически исключается из публичных дискуссий внутри, зато демонизируются проблемы советского прошлого, Сталина. Но это не имеет выраженной основы, которая говорит, кто же есть на самом деле калмык. Эти вопросы вообще избегаются. Идет негативная самоидентификация через врагов. Но «образ врага» калмыцкого общества так размыт, неконкретен и нестрашен, что процент выбирающих насилие при решении национальных проблем в республике в ближайшем будущем никогда не будет превышать отметку 10%. Подтверждается это таким пунктом нашего мониторинга, как вероятность возникновения конфликта на национальной почве в образовательных учреждениях Республики Калмыкия. Данные показывают, что лишь каждый третий опрошенный такую возможность допускает, больше половины (53,8%) респондентов ее отрицают. При этом надо помнить, что это допущение, а не конкретная возможность.
Одной из форм экстремизма является экстремизм религиозный, хотя нередко он переплетается и с этническим, и с политическим. Основа религиозного экстремизма зачастую опирается на этническую природу, чувство национального превосходства или обиды, социально-экономические обстоятельства, невозможность доступа к «социальным лифтам». Целесообразно выявить в сознании молодых людей многообразное отношение к религиям, их оценочные суждения. В ходе анализа религиозного экстремизма был задан вопрос, содержащий ряд оценочных суждений, которые учащиеся должны были одобрить, выбрав ответ «да», или осудить, выбрав ответ «нет».
Остановимся на анализе этой формы. Респондентам был задан вопрос о неприятии той или иной религии. «Представители некоторых религий не должны жить в нашем регионе» — с этим утверждением молодые люди не согласны принципиально (82,8%), не согласны как калмыки, так и русские, как девушки, так и юноши во всех четырех ССУЗах. Точно такая же картина и в ответах на вопрос о равенстве всех религий, только наоборот -82,8% за такое утверждение. Эта просто математическая точность совпадения говорит об искренности отвечающих подростков. Другими словами, социокультурная ситуация в подростковой среде близка к идеальной. Более детально это подтверждается другими ответами на пункты данного вопроса. С тем, что другая религия может представлять угрозу, согласны 84,4% респондентов, 82,8% отвечающих не согласны с тем, что представители некоторых религий не должны жить в нашем регионе - и это опять практически идеал! Единственный оценочный ответ, выпавший из этого идеала, - это ответ на вопрос: «Должны ли иметь привилегии представители моей нации при приеме в учебное заведение или устройстве на работу?». Понятно, что вопрос был поставлен провокационно. По Конституции РФ у нас в этом отношении все равны. Но полученный результат лишь подтверждает, что мы живем в национальной республике. Треть опрошенных (34,9%) считает, что такие привилегии должны быть и вполне логично, что в структуре этой трети 67,7% составляют калмыки.
Реальная жизнь не всегда соответствует представлениям молодого человека. Часто это связано со слишком большими ожиданиями, с недооценкой внешних трудностей, с необоснованным оптимизмом или, наоборот, негативизмом. У современной молодежи есть несколько вариантов разрешения кризисной ситуации: приспособиться к ней, уйти от неё в виртуальное пространство либо субкультуру, протест и нигилизм, что, в итоге, может привести и к экстремистским проявлениям. В Республике Калмыкия есть только два варианта. В моменты значительных потрясений и переломов, внезапно образующемся вакууме ценностей, изменения уровня жизни, неясности жизненных перспектив и неизбежного обострения противоречий экстремизм становится одной из трудно изживаемых и наиболее опасных характеристик общественного бытия.
Знакомы ли наши учащиеся с самим понятием «экстремизм» или, точнее, что оно для них обозначает? Результат опроса нас порадовал - 33,9% опрошенных затруднились
ответить. И это совсем неплохо. Конечно, незнание не гарантирует нам, что эти молодые люди не станут сторонниками какой-то экстремисткой идеологии в будущем, но это говорит о том, что на сегодняшний день треть опрошенных молодых людей даже не представляют себе, что значит это явление. Конечно, в среде «незнающих» больше девушек (24,0% юношей, 46,3% девушек). Не удивительно, что среди русских большее число респондентов выбрало ответ «действия, направленные против основ государственного строя» (40,7%). Русский человек традиционно впереди себя ставит свое государство. Респонденты-калмыки более склонны считать экстремизм «девиантным поведением» (27%). Подтверждение этого незнания мы находим и в процентах правильного определения, что есть экстремизм - только 14,0% опрошенных выбрали вариант ответа «уголовное преступление». Другими словами, для оставшихся 86,0% респондентов информация о термине носит скорее «бытовой» характер и не соответствует реальному значению. Подтверждается «незнание» наших респондентов также тем, что они не могут даже назвать организации, занимающиеся экстремистской деятельностью. То, что на слуху — ИГИЛ, то, что было популярно — «Алькаида». Никаких подробностей, мелочей, деталей.
И если, с одной стороны, «незнание» (30,0% даже не могут назвать организации, которые они относят к экстремистским) это не так плохо, то с другой стороны, - это проблема. Проблема в том, что молодежь Калмыкии не знает и не понимает, что участие в экстремистских организациях, любые проявления экстремистской активности - это общественно опасное деяние, правонарушение, а зачастую и преступление, которые неизбежно повлекут за собой применение соответствующей меры ответственности. Молодые люди должны помнить, что российское законодательство содержит конкретные правовые нормы, предоставляющие правоохранительным органам значительные возможности по противодействию не просто самому «экстремизму» (наука еще не до конца определила само это понятие), а даже к его «проявлениям». Радует, что каждый четвертый (26,9%) относит к экстремистам террористические организации. По крайней мере, мы можем быть уверены, что эта четверть молодых людей отдает себе отчет в том, что в нашей стране преступления террористической направленности наказываются жестко, если не сказать жестоко. Забавно, что нелюбимые нашей молодежью готы, панки, эмо, хиппи не причислены к террористам, что не может нас не радовать как исследователей.
Проведённое нами анкетирование позволяет сделать некоторые выводы, основываясь на проанализированных данных. Большая часть целевой группы не сталкивалась с проявлениями экстремистского толка. Когда мы говорим «большая часть» - это не совсем точно. Подавляющее, абсолютное большинство. Цифры вызывают спокойствие: 89,8% респондентов никогда не сталкивались с проявлениями и пропагандой экстремизма. Не сталкивались лично. Не сталкивались в жизни. Что касается тех, кто сталкивается (т.е. в тех оставшихся 10,2%), то здесь треть имела встречу с этим явлением в Интернете (понятное дело, мальчиков в этой категории больше, девочки интересуются в Сети другими вещами). И это не удивительно. Сеть полна достаточно противоречивыми материалами и про футбольных фанатов, и про националистов разного толка. Но эта встреча «виртуальная». Она может влиять на формирование отношения молодого человека к явлениям и проявлениям экстремизма. Пожалуй, есть и некая опасность увлечения этими идеями. Но преувеличивать эту опасность не стоит. Пока в массовом сознании нет отклика и понимания и сочувствия агрессивным действиям, бояться этого не стоит. Другой показательный пример: 8,0% подростков якобы сталкивались с акциями протеста с применением насилия! Где? Когда? В ССУЗе? На улицах Элисты? Пожалуй, это еще один указатель на «виртуальность» такой встречи. Лишь 28,5% ребят считают проблему распространения радикальных взглядов в республике актуальной. Мы не будем так далеки от истины, если предположим, что большая часть из них, - это как раз продукт пропаганды Сети.
То, что нет приверженности радикализму у молодежи калмыцких ССУЗов, подтверждают ответы на вопрос: «Можете ли Вы оправдать действия террористов?». Сюжет этого вопроса не имеет прямого отношения к распространению экстремисткой идеологии.
Он больше сформирован как индикатор потенциального распространения экстремистской идеологии в Республике Калмыкия. Абсолютное большинство респондентов (71,0%) не считают возможным оправдание действий террористов. Настораживает другое, что 12,4% — это молодые парни и девушки, для которых существуют оправдания терроризму! Процент конечно минимален. Но не кажется таким маленьким, когда вдумаешься в суть вопроса! Да, это не массовые настроения; да, это, может быть, именно те, кто «встречается» с экстремизмом в Интернете; да, в реальности это могут быть отличники и отличницы. Но ответ заставляет задуматься, потому что мотивом такого ответа может быть только какая-нибудь идеология, которая по каким-то причинам привлекает молодого человека.
Еще одна треть сталкивалась с оскорблениями по национальному признаку (33,0%). При этом калмыков в этой категории подавляющее большинство (35,7%). Парадокс?! Русские молодые люди в национальном регионе реже сталкиваются с унижением по национальному признаку, а у калмыков, что называется, это «имеет место быть» чаще. Нам представляется, что это те калмыки (по крайне мере большинство из выбравших такой вариант), которые столкнулись с таким явлением за пределами республики и просто экстраполировали свои ощущения в ответе. Живя в зоне этнокультурной толерантности, подросток, приезжая в другие регионы, испытывает дискомфорт. Не исключаем мы того, что в этот процент попали молодые люди калмыцкой национальности, у которых возникли проблемы в так называемых «русских» районах республики. Хотя наш мониторинг, проводимый среди взрослого населения этих районов, такой тенденции не выявил.
Политический экстремизм часто проявляется в виде ненависти, неприятия по отношению к определённым общественным и политическим организациям. Респондентам был задан вопрос о том, какие, по их мнению, группы и общественно-политические организации имеют отношение к распространению экстремистских идей. Здесь наши ученики правы почти во всем. Для них это, прежде всего, «фашисты, неофашисты» и «националисты». Попали в один из самых больших процентов и «криминальные группировки», что не правильно по форме, но верно по сути. Потому что криминальные группировки потенциально могут быть использованы различными религиозными фанатиками и ультранационалистическими организациями в своих целях.
Подводя некий итог нашего анализа, хотелось бы отметить ряд фактов. Во-первых, что, как минимум на треть, подростки не имеют представления о том, что из себя представляет такое явление как «экстремизм». Да это и логично. Подростки не знают что такое «экстремизм», поэтому и часто сталкиваться с этим явлением в жизни они не могли, просто исходя из того, что не могут его даже правильно определить. Во-вторых, рассматривая сущность такого социального явления, как экстремизм, на наш взгляд, очень важно указать на его амбивалентную природу. Ее суть состоит в понимании того, что побуждает молодых людей к экстремистским проявлениям — внутренние причины, вытекающие из социально-групповых особенностей самой молодежи, или внешние, связанные с использованием молодых людей для политических, национальных, религиозных, криминальных целей. Среди особенностей сознания молодых людей, оказывающих непосредственное влияние на появление экстремального поведения, необходимо отметить его экстремальность, трансагрессивность, лабильность, усиливающиеся в российском обществе процессами глобализации и индивидуализации его современных образцов. В-третьих, для всех очевидна необходимость проведения просветительской работы, связанной с вопросами сущности термина «экстремизм». Другой вопрос, кто должен, обязан, хочет или может заниматься такой работой. Наши молодые респонденты считают, что это должны быть, в первую очередь, семья или государство. Так считают и калмыки, и русские; и мальчики, и девочки. Также разъяснительной работы требуют вопросы, связанные с причинами экстремизма, что позволит молодежи увидеть, что факторы, влияющие на рост данной проблемы, носят не только объективный, но и субъективный характер.
Главный вывод исследования - в среде учащейся молодежи (ССУЗы города) нет людей второго сорта. Межнациональные отношения как на бытовом, так и на идейном уровне не имеют острых очагов напряженности. Наша интернационально мыслящая часть молодежи не склонна поддерживать экстремизм. Лучший метод борьбы с экстремизмом — доверить молодым людям настоящее дело. Или, точнее, открыть перспективу жизненных целей, направленных на созидание, а не на разрушение. Анкетирование позволило подтвердить необходимость проведения, в первую очередь, информационной работы. Необходимо предоставить наиболее полную характеристику данного явления со всеми его негативными чертами и последствиями. Это позволит в немалой степени повлиять на отношение респондентов к экстремизму во всех его проявлениях, что, в свою очередь, предупредит проявление экстремизма со стороны молодежи.
Самореализация человека осуществляется в социальном пространстве в режиме социального времени. Человек как субъект, преобразующий внешний мир и свою внутреннюю природу, является исходным пунктом (средством) и одновременно конечным результатом (целью) всего этого движения. Поэтому создание действенной системы социально-культурной профилактики экстремизма должно выстраиваться в соответствии с императивом, признающим личность человека действительным общественным богатством. В бытовом плане это наш призыв: «Уважения к подростку, как можно больше внимания и уважения»!