УДК 304.444
Викторин В. М.1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
Аннотация. В данной статье рассмотрены межэтнические отношения Республики Калмыкия в рамках государственного управления, описаны меры по профилактике межэтнических противоречий в регионе. Авторами было проведено социологическое исследование по данному вопросу вынесены рекомендации по улучшению межнационального климата в регионе.
Ключевые слова: концепция национальной политики, Республика Калмыкия, этнос, межэтнические отношения.
Victorin V. M.
STATE ADMINISTRATION OF INTERETHNIC RELATION IN THE CASE THE REPUBLIC OF KALMYKIA
Abstract. In this article the interethnic relations of the Republic of Kalmykia within public administration are considered, measures for prevention of interethnic contradictions in the region are described. The author conducted sociological research on the matter, recommendations about improvement of international climate in the region are taken out.
Keywords: the concept of national policy, the Republic of Kalmykiy, ethnicity, ethnicity relations.
В современном мире, где постоянно разворачиваются процессы глобализации в общественной жизни, как и их противовес - направления регионализма, всё большую актуальность приобретают вопросы этнокультурно-специфического развития и межэтнического взаимодейс-
Россия - одна из самых многонациональных стран мира, объединяющая более 193 национальностей - этносов, каждый из которых имеет свой родной язык, культуру, традиции и обычаи. И потому имеет свои особенности и сложности в сфере межэтнических контактов на различных уровнях государственного и общественного устройства.
Межэтнические (межнациональные отношения), как одни из самых уязвимых на фоне социально-экономических проблем, серьезно обострились в последнее время на разных континентах. Усложнились они и в ряде регионов стран СНГ и России.
Досадно заметить, что такие тенденции всё чаще в итоге перерастают пропаганду идеологии национализма, в проявление национальной розни, неприязни и ненависти, в разжигании конфликтов на этнической и религиозной (конфессиональной) почве, опасных массовыми кровопролитными нарушениями общественного порядка.
Но всё перечисленное - это уже прямое выражение экстремизма, угрожающего национальной (федеральной и региональной) безопасности России. И хотя строго этнокультурное развитие - обычно составляет заботу общественных инициатив, в критических и предкритических случаях роль государственного управления представляется крайне актуальной для регулирования межэтнических отношений.
Одним из южных многонациональных субъектов Российской Федерации является Республика Калмыкия, где проживают представители более чем сотни этносов - национальностей. Согласно Всероссийской переписи населения в 2010 году, [4] в Калмыкии насчитывается 283
1 Виктория Виктор Михайлович, канд. ист. наук, доцент, зав. Лабораторией этнополитических исследований Астраханский филиал РАНХиГС
Victorin Victor, Candidate of Historical Science, Associate Professor, Head of the Laboratory of ethno-political research AfRANEPA
691 жителей, из которых 57,4 % населения - калмыки, 30,2 % - русские, а дальше следуют даргинцы (2,7 %), казахи (1,7 %), турки - месхетинцы (1,3 %), чеченцы (1,2 %), аварцы (0,8%), украинцы и корейцы (по 0,5 %), немцы (0,4 %). Ещё 3,3 % населения указали другие девять десятков национальностей. Выделим среди них украинцев (традиционное, в давнем прошлом, население столицы - г. Элисты) и татар с особой, «утар - алабугатской», группой на востоке республики.
Равенство всех народов, языков и этнокультур провозглашено в принятом 5 апреля 1994 г. Степном Уложении - Их Цааж (Основном законе) Республики Калмыкия, [4] который гарантирует содействие самобытности, развитию культуры этносов, проживающих в регионе. А затем подтверждалось во всех последующих редакциях Конституции РК.
Принципиально важны товарищеские и партнёрские отношения Калмыкии с соседними субъектами Федерации, с жителями которых у населения республики сложились давние родственные и дружеские связи: С Астраханской, Волгоградской и Ростовской областями, со Ставропольским краем. А также установлены контакты с калмыками (ойрад) и представителями иных характерных этносов региона, ныне проживающими в различных странах СНГ и планеты в целом.
Меры по профилактике межэтнических конфликтов и поддержанию межнационального мира и согласия осуществляются на соответствующем должном уровне органами власти Республики Калмыкия. Мероприятия в данном направлении осуществляются в тесном взаимодействии с правоохранительными органами и заинтересованными ведомствами. Основной акцент в работе ставится на реализацию Указа Президента Российской федерации от 7 мая 2012 года № 602 «Об обеспечении межнационального согласия». [8] Определен уполномоченный орган исполнительной власти Республики Калмыкия по выработке государственной национальной политики - Министерство культуры и туризма Республики Калмыкия.
Среди органов, осуществляющих работу по реализации полномочий субъектов РФ в сфере профилактики экстремизма и пресечения его проявлений, создана постоянно действующая Комиссия по мониторингу и оперативному реагированию на проявления религиозного и национального экстремизма в Республике Калмыкия (утв. распоряжением Главы Республики Калмыкия от 18 марта 2014 г. № 47-рг) [5], которая включает две рабочие груп-
Удовлетворяя интересы всех этносов региона, Калмыкия дорожит и своей неповторимой спецификой. Это - единственная в Европе территория, где традиционно исповедуется религия буддизма. В буддизме основой проповеди и центральным понятием является высокая терпимость, человеколюбие и сострадание ко всем живым существам. Это - мировая, по своему типу, религия, и она объединяет не только одну нацию, но и все народы в одном государстве, регионе. Поэтому традиции буддистов во многом оказывают заметное влияние на формирование норм и ценностей, воспитанию всей культуры общения в регионе.
Это нисколько не исключает активной роли в жизни республики общин православной и мусульманской, иных религий, их конструктивно действующего духовенства. Имеющие разные цели в условиях светского государственного устройства, они эффективно взаимодействуют с последним в рамках гражданского общества и взаимополезных инициатив.
Так, в марте 2004 г. по инициативе Объединения буддистов Калмыкии, Элистинской и Калмыцкой Епархии Русской Православной церкви и Духовного Управления мусульман РК на территории республики создан Межрелигиозный Совет традиционных конфессий.
По состоянию на 01.01.2014 г. в Калмыкии осуществляют свою деятельность 282 общественных объединений, из которых 84 религиозных организаций, 8 общественных движений, 32 политические партии и 54 профсоюзных организаций.
В гармонизации межэтнических отношений в поликультурном обществе региона особую роль играют национально-культурные общественные объединения (НКОО). В настоящее время в республике официально осуществляют свою деятельность 9 национально-культурных об-60
ществ. Их деятельность направлена на развитие культуры, традиций и обычаев народов, проживающих в республике, сохранение родного языка и укрепление межнациональных связей, дружбы между народами. При национальных центрах активно функционируют фольклорные ансамбли, и различные кружки.
Благодаря совместной работе учреждений образования и культуры с НКОО ежегодно проводятся культурно - массовые мероприятия: празднуются национальные праздники, проводятся республиканские молодежные форумы, семинары, фестиваль «В семье единой», дни национальной культуры народов Республики Калмыкия.
Министерство культуры и туризма РК активно сотрудничает с МВД по Республике Калмыкия, с Министерством образования и науки Республики Калмыкия, Министерством спорта, туризма и молодежной политики Республики Калмыкия, в части проведения профилактических мероприятий в молодежной среде. Совместно с представителями этих министерств в учебных заведениях осуществляются мероприятия по получению информации о негативных процессах, происходящих в молодёжной среде.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 года, в целях реализации задач государственной национальной политики, предупреждения межнациональных конфликтов и механизмов их урегулирования в республике, сохранения этнополитической стабильности в регионе Министерство спорта, туризма и молодежной политики РК на постоянной основе осуществляет взаимодействие с детскими и молодежными общественными организациями, реализующими социально-значимые проекты и программы: МОО СПО «Солнг», АДиП РК «Хамдан», КРО ООО «Российский союз молодежи», КРО BOO «Молодая Гвардия», Штаб студенческих отрядов «Джангр», Студенческий совет при Главе РК, Ассоциация поисковых отрядов РК «Калмыкия» и др.
Налажено взаимодействие органов исполнительной власти и местного самоуправления со средствами массовой информации. Основными задачами публикаций на тему гармонизации межэтнических отношений, предупреждения радикализации в обществе является формирование идеологического иммунитета у подрастающего поколения.
Уникальность Республики Калмыкия, которая исторически представляет собой регион благополучных межэтнических отношений, как раз в том, что здесь на протяжении многих годов в дружбе и согласии проживают множество национальных и этнических групп.
В апреле 2013 г. Правительством республики была утверждена целевая программа «О профилактике экстремизма и терроризма в Республике Калмыкия на 2013 - 2017 гг.». [6] Программа направлена на обеспечение этнополитической стабильности в Калмыкии, воспитание толерантности и непризнания населением идей экстремизма и терроризма.
Но, заметим уверенно, стабильность не означает беспроблемности. В последнее время в Республике Калмыкия наблюдается потенциал межэтнической напряженности, это, прежде всего, связано с сохраняющимся высоким уровнем безработицы, дотационным характером экономики, внутренней и внешней миграцией.
Рассмотрим последние наиболее внимательно. В республике наблюдается устойчивость миграционных оттоков населения в Центральные регионы России. С каждым годом число выбывших за пределы республики увеличивается, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РК за январь-август 2014 года число выбывших составило 4321 чел. [1]. А число прибывших за восемь месяцев составило 2804 чел. Как сообщает Росстат, за весь 2014 год численность населения Калмыкии уменьшилась на 1440
Как сообщил в отчетном докладе заместитель начальника Отдела ФМС России по Республике Калмыкия начальник паспортно-визового отдела Шлыков С.П.: «в 2014 году на миграционный учет в Республике Калмыкия поставлено 9248 иностранных граждан и лиц без гражданства, что на 20,9% больше аналогичного показателя прошлого года». [2]
Таким образом, прибывающая миграция из ближнего и дальнего зарубежья становится, на
61
общем фоне, важным влияющим фактором, с увеличением числа мигрантов, прибывающих в республику.
В основном это граждане Узбекистана и Китая, которые являются безусловными лидерами в осуществлении трудовой деятельности в Калмыкию, задействованными здесь преимущественно в «сельском хозяйстве» (48,9%), «строительстве» (45,8%) и в «обрабатывающем производстве» (3,7%). [3]
При этом, иностранные граждане, ввиду своей относительно дешевой рабочей силы, оказывают воздействие на формирование цены на рынке труда, тем самым вызывая подчас недовольство со стороны местного населения.
В 2007 году при ОФМС России по Республике Калмыкия был создан и проводит постоянную разъяснительную работу Общественно-консультативный совет, в 2011 году создана группа содействия для организации работы по преодолению мигрантами барьеров при адаптации в сообщество. В связи с этим, во многих регионах открываются центры тестирования иностранных граждан, так в столице республике г. Элиста открылся центр тестирования иностранных граждан при Калмыцком государственном университете.
Далее, существенно и то, что за последние 30-50 лет в результате миграций, которые были связаны с политической ситуацией на Кавказе, в Калмыкии устойчиво сложились этнические группы северокавказских народов. Республика радушно приняла мигрантов из кавказского региона, которые со временем заполнили животноводческую отрасль, традиционно считавшейся калмыцкой. На этом фоне усилилась конкуренция между приезжими и местным населением.
Изучив мнения экспертов (см. данные исследования далее), можем утверждать следующее: фобии по отношению к мигрантам из соседних республик Северного Кавказа у ранее проживавшего местного населения имеют место и опираются отчасти на более высокую рождаемость у приехавших с тенденцией становиться в отдельных частях республики преобладающим населением.
Всё это связано и с имеющимися экономическими проблемами в республике, поиском наиболее благоприятных условий труда, стремлением улучшить материальное положение, а также перспектив для дальнейшего развития.
Среди основных негативных факторов ухудшения межэтнических отношений в Республике Калмыкия следует выделить: достаточно высокий уровень безработицы, дотационный характер экономики и миграционные процессы.
В Республике Калмыкия постоянно проводятся различные мероприятия по содействию адаптации и интеграции мигрантов, а также по формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим обществом. Деятельность органов региональной власти направлена на стабилизацию межнациональных отношений, профилактику экстремизма, как политического, так и религиозного, а также сохранение веротерпимости и взаимопонимание между представителями различных конфессий.
Похоже, что и многие другие субъекты Федерации теперь испытывают аналогичные проблемы - в их позитивном и в негативном выражении. А специфика и внутренние сложности собственно Республики Калмыкия оказывается лучше заметными «при взгляде со стороны».
В связи с этим, инициативной группой студентов г. Астрахани было проведено социологическое исследование среди обучающихся здесь в вузах представителей калмыцкой национальности - с целью оценки состояния хорошо знакомых им межэтнических отношений в Республике Калмыкия. В опросе участвовало 100 респондентов.
Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод, что межэтнические отношения в Республике Калмыкия нельзя назвать благополучными, но и нельзя всё же причислить к неудовлетворительным.
Опрос показал, что межэтнические конфликты на территории Республики Калмыкия имеются и проявляются в неуважении к языку и обычаям других национальностей в повседневном быту - так считают 41% из числа респондентов, 22% выделили как одну из причин конфликтов 62
- «целенаправленное разжигание межнациональных проблем», 20% - «активный рост численности этнических мигрантов», 16% - «отрицательный пример кровопролитных конфликтов», 21% - «недостаточное внимание к вопросам гармонизации со стороны органов власти», 21% отметили «ухудшение экономической ситуации».
Органы власти решают проблемы в сфере межнациональных отношений, но как выяснилось, не совсем - по мнению студенческой молодёжи - оперативно. На вопрос: «Насколько способствует решению межнациональных проблем действующая власть республики?» большая часть опрашиваемых ответили, что затрудняются с ответом, а 34% отметили, что «власть действует не оперативно», 18% - «в целом решает», 9% ответили: «они сами являются причиной конфликта».
В связи с этим, требуется, на наш взгляд, усилить просветительскую деятельность по недопущению проявлений национализма, а прежде всего, в учреждениях образования и культуры, которые должны воспитывать и прививать межэтническую толерантность через диалоги, знакомства с культурами других народов.
По вопросу дискриминации по прибытию в Астраханскую область, 41% респондентов отметили, что испытывали ущемление по национальному или религиозному признаку. Поэтому работу в соседних субъектах РФ следует лучше координировать, нарабатывая полезных опыт и обмениваясь им.
Сегодня система разрешения межэтнических противоречий является важнейшей задачей органов власти. Нами предлагается ещё и резко усилить работу властных структур, непосредственно отвечающих за межнациональные отношения, по улучшению отношений между представителями различных национальностей и конфессий. В том числе, конечно, и недавно созданного Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН, Росснац) - и будущих его подразделений и аналогичных органов в федеральных округах и субъектах Федерации (включая соседящие по адм. границам).
Для этого требуется поиск и новых, наиболее эффективных путей урегулирования конфликтов в национальной сфере и предотвращения насильственных, крайних форм конфликтного поведения.
В такой сложной работе нужны надёжные ориентиры. При разработке любого нормативно
- правового акта, влияющего на все стороны жизни общества, следует опираться на научный анализ и общественное мнение. Нам представляется (и студенты в опросе согласились с тем), что узловая проблема состоит на сегодняшний день в не принятой до сих пор Концепции национальной политики Республики Калмыкия. Это - существенный пробел в региональной законодательной базе.
На данный момент, проект Концепции национальной политики Республики Калмыкия находится на фазе разработки. Хотелось бы увидеть его вынесенным на общее обсуждение. Со своей стороны, предположим, что основной акцент должен быть сделан на уникальности региона, что Республика Калмыкия отличается от Европы своим восточноазиатским вектором в региональной культуре - предметом гордости и залогом здешней стабильной межэтнической ситуации в обозримом будущем. Предусмотреть в Концепции лучше и более масштабные и компетентные социологические изучения, в т. ч. среди молодёжи.
Принятие и утверждение Концепции национальной политики станет, можно утверждать уверенно, важным инструментом в повышении эффективности реализации государственной национальной политики в Республике Калмыкия, позволит осуществить цели и задачи, направленные на национально - культурное развитие народов Калмыкии и укрепление межэтнического согласия в республике.
Это создаст и хороший пример для других субъектов - соседей по Южному федеральному округу, поможет стимулировать совместные научно-практические обсуждения совпадающих и близких проблем, с участием молодёжного актива их представителей различных этносов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Данные Калмыкиястат.
2. Доклад «Об итогах служебной деятельности Отдела Федеральной миграционной службы по Республике Калмыкия за 2014 год и задачах по реализации государственной миграционной политики в Республике Калмыкия в 2015 году».
3. Заседание Комиссии по регулированию внешней трудовой миграции РК «О потребности в привлечении иностранных работников и предложений по объемам квот на 2014 год в Республику Калмыкия».
4. Об итогах Всероссийской переписи населения 2010 г. // «Российская газета» - Федеральный выпуск №5660 (284)
5. Распоряжение Главы Республики Калмыкия от 18.03.2014 № 47-рг «Об образовании постоянно действующей Комиссии по мониторингу и оперативному реагированию на проявления религиозного и национального экстремизма в Республике Калмыкия» // «Хальмг унн», №44-45, 20.03.2014.
6. Республиканская целевая программа «О профилактике экстремизма и терроризма в Республике Калмыкия на 2013-2017 гг.» (Утверждена Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30 апреля 2013 г. № 207).
7. Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкия// «Ведомости Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия» (1996, стр. 10).
8. Указ Президента Российской федерации от 7 мая 2012 года № 602 «Об обеспечении межнационального согласия» //Собрание законодательства Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 19 ст. 2339.