Научная статья на тему 'Социологический анализ межэтнических и межконфессиональных отношений в образовательных организациях'

Социологический анализ межэтнических и межконфессиональных отношений в образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
253
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ДАННЫХ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / КСЕНОФОБИЯ / MONITORING / INTERETHNIC RELATIONS / INTERFAITH RELATIONS / TOLERANCE / STATISTICAL DATA PROCESSING / YOUTH / EXTREMISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Немгирова София Николаевна, Манцаева Айса Анатольевна

В статье представлены результаты исследования межэтнических и межконфессиональных отношений в образовательных учреждениях Республики Калмыкия. Полученные результаты свидетельствует о том, что в молодежной среде региона преобладают достаточно высокий уровень толерантности и уважительное отношение к представителям других национальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociological Analysis of Inter-Ethnic and Interfaith Relations in the Youth Environment

The article presents the results obtained in the study of interethnic and interfaith relations in educational institutions of the Republic of Kalmykia. The results indicate that a fairly high level of tolerance and respect for representatives of other nationalities prevail among the youth in the region.

Текст научной работы на тему «Социологический анализ межэтнических и межконфессиональных отношений в образовательных организациях»

УДК 316.347

Социологический анализ межэтнических и межконфессиональных отношений в образовательных организациях

Немгирова С.Н.

Заведующий отделом социально-политических исследований Института комплексных исследований аридных территорий (Элиста)

Манцаееа А. А.

Научный сотрудник отдела экономических исследований Института комплексных исследований аридных территорий (Элиста)

В статье представлены результаты исследования межэтнических и межконфессиональных отношений в образовательных учреждениях Республики Калмыкия. Полученные результаты свидетельствует о том, что в молодежной среде региона преобладают достаточно высокий уровень толерантности и уважительное отношение к представителям других национальностей.

Ключевые слова: мониторинг, межэтнические отношения, межконфессиональные отношения, статистическая обработка данных, толерантность, молодежь, ксенофобия.

Молодежь - это динамичная социальная структура, во многом отвечающая на социоэкономические и политические изменения во «взрослом» обществе. Напряженность в сфере межэтнических отношений негативно сказывается на воспитании студентов, что, к сожалению, приводит к потенциальным проблемам - ксенофобии и экстремизму в молодёжной среде.

На сегодняшний день приняты основные концептуальные документы в сфере государственной национальной политики. Главным актом является Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации, на нормы которой опираются не только федеральные, но и региональные органы власти, уполномоченные решать межнациональные и межконфессиональные проблемы. Не первый год реализуется Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», способствующая софинансиро-ванию региональных целевых программ. В 2014 г. распоряжением Правительства РФ были утверждены «Основы государственной молодежной полити-

ки Российской Федерации на период до 2025 года», где приоритетными задачами в рамках укрепления межнационального единства были сформулированы следующие: «формирование системы ценностей с учетом многонациональной основы нашего государства», «развитие в молодежной среде культуры созидательных межэтнических отношений» [1].

Во всех вышеперечисленных документах обозначены нормы, предусматривающие работу с молодежью. В основном данные мероприятия направлены на решение проблем в рамках патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения, укрепления культуры межнационального и межконфессионального общения в сфере образования.

С 2015 г. сотрудники Института комплексных исследований аридных территорий проводят ежегодный мониторинг межэтнических отношений в образовательных учреждениях Республики Калмыкия (2015 г.: N = 186, 2016 г.: N = 160, 2017 г.: N = 149, 2018 г.: N = 146). Данное исследование является частью большой работы образовательных организаций, органов государственной и муниципальной

Вестник экономики, права и социологии, 2019, № 3

Социология

власти Республики Калмыкия, которые ведут комплексную работу по развитию уважительных взаимоотношений и диалога между представителями различных этнических общностей, профилактике ксенофобских настроений.

Целью мониторинга является изучение мнения учащейся молодежи относительно ситуации в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в образовательных учреждениях республики. В 2018 г. опрос обучающихся проводился в профессиональных образовательных учреждениях г. Элисты (Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова, Элистинский педагогический колледж, Торгово-технологический колледж) и г. Городовиковска (Многопрофильный колледж)). В 2018 г. в опросе приняли участие 43,8 % юношей и 56,2 % девушек. По национальному признаку респонденты разделились следующим образом: 66,7 % опрошенных - калмыки, 25,3 % - русские, 8,2 % - представители других национальностей (даргинцы, казахи, узбеки, украинцы, татары и др.).

Одной из задач мониторинга является выявление особенностей самоидентификации молодежи Республики Калмыкия. Формирование ксенофобии у современной молодежи в значительной степени зависит от того, какая социальная идентичность сложилась у представителей молодого поколения, и от того, сформировано ли толерантное отношение к представителям других рас, национальностей, конфессий. Отождествление себя или других с социальными образцами также является неотъемлемым процессом формирования личности молодого человека.

По сравнению с 2016 г. существенно упала доля «россиян» среди студентов образовательных учреждений (далее - ОУ) - на 21,2 % (рис. 1), что отличается от общей картины в республике (исследование проводилось в 2018 г. в г. Элисте и районах Республики Калмыкия методом массового опроса по квотной территориальной выборке, N = 393). С одной стороны, превышение данной самоидентификации над другими говорит о том, что гражданская идентичность является частью оценки своего объективного положения, которое человек занимает в жизни в настоящее время, и какое положение он хочет занимать в будущем. С другой стороны, причин такого существенного падения может быть много, одной из них является разочарование. Риторика со стороны власти обнадеживает - «Великая и сильная Россия!», «Будь па-140

триотом своей страны». Но действий за риторикой не следует. И молодежь стала разочаровываться. Она видит, что институты так называемого повседневного государства не работают или плохо работают на них: полиция, здравоохранение, образование всё больше уходят или в узаконенный платный сектор, или в коррупционную тень. Молодые люди, понимая, что на государство рассчитывать не могут, ищут какие-то замены. По нашим наблюдениям, всё больше девушек и юношей республики интересуется дальними родственниками, предками, национальным языком. Это значит, что они пытаются найти какую-то опору в институте семьи. То есть вместо «сильного» государства молодежь стремится найти опору среди представителей своего этноса. Эту мысль подтверждает рост национального самосознания среди учащейся молодежи республики: для каждого четвертого опрошенного характерна идентификация себя по национальному признаку, что играет немаловажную роль. Прежде всего это иллюстрация ситуации комфортности - мне хорошо там, где я живу. И это хорошо. Патриотизм большой страны, огромных пространств важно сохранять, но желательно бы развивать еще и патриотизм маленький, местечковый, поселковый, городской. Наша молодежь - не только патриоты большой России, но все больше патриоты своего маленького двора, маленького городка. Более глубокая проработка ответов на вопрос: «Кем Вы себя считаете в первую очередь?» с помощью статистики хи-квадрат, выявила их зависимость от национальной принадлежности респондентов: 88,6 % респондентов, идентифицирующих себя с «представителями своей нации», - калмыки, 8,6 % - русские и только 2,9 % - представители других национальностей.

Одна из граней толерантности - это не то отношение, которое человек испытывает к себе, а те

ЕЗОУ_2018 0 Все 2018

Россиянином

Представителем своей нации

Жителем республики

Затрудняюсь ответить

Россиянином

а) общая ситуация в 2018 г. б) динамика в 2016-2018 гг.

Рис. 1. Распределение ответов учащихся образовательных учреждений Республики Калмыкия на вопрос: «Кем Вы себя считаете в первую очередь?»

чувства, которые он испытывает по отношению к другим. Если, по данным ВЦИОМ, каждый четвертый россиянин испытывает недоверие или неприязнь к представителям какой-либо национальности, то среди наших респондентов только 6,2 % дают негативные оценки. Студенты образовательных учреждений чаще выбирают положительные варианты ответов: уважение и интерес. В отличие от предыдущих [2], в данном исследовании латентные связи между чувствами респондентов по отношению к представителям других национальностей и их самоидентификацией установлены не были. Однако была выявлена скрытая зависимость некоторых ответов от пола респондентов: девушки чаще, чем юноши испытывают интерес к представителям других национальностей (69,8 % против 30,2 %). Более половины опрошенных (53,5 %) равнодушны или не испытывают никаких особых чувств к лицам другой национальности, что нельзя считать позитивным моментом исследования (и опять, среди молодых людей равнодушных существенно больше: 77,3 % против 22,7 % среди девушек).

Чаще всего на вопрос о том, как часто в повседневной жизни приходилось встречаться с различными фактами проявления интолерантного поведения, студенты отвечали «никогда» (табл. 1). Вместе с тем каждый пятый опрошенный «иногда» сталкивался с националистической пропагандой и пропагандой против определенной религиозной веры, каждый третий - с оскорблениями людей из-за их национальной или религиозной принадлежности, а каж-

дый шестой - с насильственными (хулиганскими) действиями по отношению к людям другой национальности или религиозной веры.

Большинство (54,1 %) проявлений национальной неприязни респонденты наблюдали со стороны незнакомых людей, 11,0 % - со стороны одногруп-пников, 2,7 % - со стороны педагогов и 6,8 % - со стороны администрации. Наиболее тревожная ситуация сложилась в Многопрофильном колледже г. Го-родовиковска, поскольку из 16 человек, отметивших проявления национальной неприязни со стороны одногруппников, 43,8 % оказались студентами данного образовательного учреждения. Здесь же каждый пятый допускает возможность столкновений, драк на почве межнациональных конфликтов, а один студент считает, что они уже есть. В целом, вероятность возникновения столкновений, драк на почве межнациональных конфликтов студенты образовательных учреждений республики считают низкой (71,9 %), что существенно ниже результатов, полученных в 2015 г. (53,5 %).

Полученные результаты позволяют говорить о том, что уровень этнотолерантности среди молодежи достаточно высокий: студенты преимущественно не испытывали по отношению к себе недоброжелательного, неприязненного отношения из-за своей национальной или конфессиональной принадлежности и сами не проявляли враждебного настроя в отношении представителей других этносов, о чем свидетельствуют данные таблицы 2.

Тестирование этих вопросов по критерию хи-квадрат показало:

националистической пропаганды и пропаганды против определенной религиозной веры оскорбления людей из-за их национальной или религиозной принадлежности насильственных (хулиганских) действий по отношению к людям из-за их национальной или религиозной принадлежности

Никогда 76,7 61,0 81,5

Иногда 21,2 34,2 15,8

Часто 2,1 4,8 2,7

Итого 100,0 100,0 100,0

Таблица 2

Распределение ответов на вопросы об отношении студентов к лицам другой национальности, %

Как часто лично Вы испытывали по отношению к себе недоброжелательное, неприязненное отношение из-за своей национальности или религиозной веры? Вы сами проявляли неприязнь по отношению к людям другой национальности и веры? У Вас были проблемы, конфликты с представителями других национальностей в образовательном учреждении?

Никогда 78,8 82,2 87,7

Иногда 20,5 16,4 12,3

Часто 0,7 1,4 0,0

Итого 100,0 100,0 100,0

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: «Как часто вам приходится сталкиваться в повседневной жизни с фактами ...», %

- во-первых, отсутствие зависимости проявлений недоброжелательного отношения как в свой адрес, так и в адрес людей другой национальности и веры от пола респондентов;

- во-вторых, каждый пятый калмык и каждый четвертый представитель другой национальности «иногда» испытывает по отношению к себе недоброжелательное, неприязненное отношение из-за своей национальности или религиозной веры;

- в-третьих, проблемы и конфликты с представителями других национальностей в образовательных учреждениях чаще возникают среди молодежи с очень хорошим (23,5 %) и хорошим(15,9 %) материальным положением;

- в-четвертых, «часто» проявляют неприязнь по отношению к людям другой национальности и веры два студента Многопрофильного колледжа г. Горо-довиковска.

Две трети учащихся признают свою религиозность, при этом большая их часть не всегда соблюдает религиозные обряды и обычаи. Еще больший процент респондентов (85,6 %) спокойно или с интересом относится к верующим - представителям других религий, что, на наш взгляд, свидетельствует о достаточно высокой культуре и терпимости среди студентов образовательных организаций республики.

Ответы на вопрос: «Какие действия Вы считаете допустимыми для защиты своего национального достоинства?» также продемонстрировали достаточно высокую степень толерантности в молодежной среде и непопулярность силовых методов воздействия на оппонентов. Три четверти респондентов наиболее приемлемым для себя считают отказ от общения с человеком, оскорбляющим их национальные чувства, еще четверть - обращение в организации по защите прав человека. Примерно одинаковое число студентов в качестве допустимых для себя действий называют обращение в правоохранительные органы, угрозу применения силы и непосредственное применение силы (9,6-12,3 %). При этом корреляционный анализ показал, что только каждый пятый ответивший из тех, кто будет угрожать применением силы, способен перей-ти к реальным действиям. Зависимость ответов на данный вопрос от национальности и материального положения не проявилась, а вот применение силы считают допустимым 18,8 % юношей (85,7 % всех положительных ответов) и только 2,4 % девушек (14,3 % всех положительных ответов), что вполне закономерно. 42,9 % респондентов, допускающих применение силы, - студенты Торгово-технологического колледжа, почти треть (28,6 %) - Многопрофильного колледжа г. Городо-виковска.

63,7 % учащейся молодежи испытывает потребность в информации о национальной культуре народов, проживающих на территории республики (совокупность ответов «высокая заинтересованность» 142

Социология

и «средняя заинтересованность»), около половины респондентов (45,8 %) заинтересованы в получении информации о других религиозных конфессиях. При этом большую заинтересованность во втором случае проявляют девушки (59,7 %), что косвенно подтверждает выявленную зависимость в ответах на вопрос об испытываемых чувствах к представителям других национальностей.

Главный вывод исследования - в среде учащийся молодежи (ссузах, главном вузе республики) нет людей второго сорта. Межнациональные отношения в образовательных организациях республики не имеют острых очагов напряженности. Молодежь Республики Калмыкия обладает достаточно высокой степенью толерантности, ей присуще уважительное отношение к представителям других национальностей, что минимизирует повышение конфликтного потенциала на территории республики и всплеск ксенофобии в региональном социуме.

Литература:

1. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации/ - URL: http://docs. cntd.ru/document/420237592 (дата обращения: 12.06.2019).

2. Немгирова С.Н., Манцаева А.А. Межэтнические отношения в молодежной среде: поиск скрытых связей // Humanitarian and Socio-Economic Sciences Journal, OEAPS Inc. (OPENE UROPE AN ACADEMY OF PUBLIC SCIENCES). - 2019. - № 1(12). - Р. 36-40.

Sociological Analysis of Inter-Ethnic and Interfaith Relations in the Youth Environment

The article presents the results obtained in the study ofinterethnic and interfaith relations in educational institutions of the Republic of Kalmykia. The results indicate that a fairly high level of tolerance and respect for representatives of other nationalities prevail among the youth in the region.

Key words: monitoring; inter-ethnic relations; interfaith relations, statistical data processing; tolerance, youth, extremism.

Nemgirova S.N., Mantsaeva A.A. Institute of Integrated Research of Arid Territories (Elista)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.