спортивные площадки и зоны отдыха) и увеличивать количество популярных любительских спортивных мероприятий на республиканском и муниципальном уровнях. Можно организовать проведение ежегодного летнего республиканского спортивного фестиваля с коллективным, семейным или индивидуальным участием с хорошим призовым фондом (например, «Калмыцкий чемпионат»). Мотивировать население к достижению спортивных целей может помочь создание единой цифровой платформы, содержащей справочную информацию, научно доказанные рекомендации по здоровому образу жизни, социально-эмоционально-этическому поведению, основам безопасности жизнедеятельности и т.д. На этой же платформе можно проводить дистанционные тренировки по гимнастике, зарядке и йоге, мастер-классы по питанию и др. Платформа такого рода станет хорошей поддержкой и надежным информационным ресурсом как для преподавателей дошкольного и школьного образования, так и для каждого желающего.
Список литературы
1. Антонов А.И. Микросоциология семьи: методология исследования структур и процессов: Учебное пособие для вузов. М.: Издательский Дом «Nota Bene», 1998. - 360 с.
2. Волкова М.В. Здравоохранительное поведение населения в условиях российских социально-экономических трансформаций: дис. на соиск. уч. ст. канд. социолог. наук: 22.00.03. Саратов, 2005. 269 с.
3.3елионко А.В. Обоснование организационно-профилактических мероприятий по совершенствованию системы формирования здоровьесберегающего поведения и улучшению качества жизни населения: дис. на соиск. уч. ст. канд. мед. наук: 14.02.03. СПб., 2016. 193 с.
4. Медков В.М Демография: Учебник. М.: Инфа-М, 2014. - 332 с.
5. Оценка респондентами состояния своего здоровья (по субъектам Российской Федерации) // Выборочное наблюдение состояния здоровья населения / Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/zdor21/PublishSite_2021/index.html (дата обращения: 01.11.2022).
6. Официальный сайт НАФИ. Большинство россиян не занимаются спортом [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/analytics/bolshinstvo-rossiyan-ne-zanimayutsya-sportom-no-dovolny-svoey-fizicheskoy-formoy/ (дата обращения: 03.11.2022).
7. Официальный сайт НАФИ. Половина россиян ведут нездоровый образ жизни [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/analytics/polovina-rossiyan-vedut-nezdorovyy-obraz-zhizni/ (дата обращения: 03.11.2022).
DOI: 10.24412/2071-7830-2022-245-99-105 БУРВИНОВА A.A.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В
РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ
БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье отражены результаты исследования межнациональных отношений в одном из субъектов Российской Федерации. Сделан вывод о преобладании положительных оценок межнациональных отношений, что не устраняет социальные риски в сфере межэтнического взаимодействия, которые вызывают необходимость пристального внимания к этой сфере со стороны власти.
Ключевые слова: межнациональные отношения, мониторинг, национальная политика, толерантность, межэтнические конфликты, Республика Калмыкия.
Изучение социальных процессов и общественных проблем, поиск путей их решения и разработка стратегических направлений развития общества являются одной из фундаментальных научных задач. Современное общество характеризуется культурным, языковым, этническим и конфессиональным разнообразием, которое порождает различного рода проблемы взаимодействия между социальными группами. На заседании Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям в марте 2021 г. Президент России В. В. Путин подчеркнул, что «внимание к вопросам реализации национальной политики, особенно на местах, должно быть пристальным и постоянным, а действия - максимально деликатными, тактичными, корректными ... . Человек может принадлежать к той или иной этнической группе, но страна у нас всех одна - большая Россия [3]. Поэтому на органы власти и институты гражданского общества возлагаются задачи по контролю за состоянием межнациональных отношений, выявлению факторов и причин, вызывающих напряженность, профилактике и решению проблем в сфере межэтнического взаимодействия.
«Устойчивость и стабильность межэтнических отношений, отсутствие необходимости в этнической мобилизации являются показателями успешности выстраивания государственной национальной политики, ее способности учитывать различные факторы, устранять их негативное влияние и использовать позитивные возможности. И напротив, наличие недовольства, неудовлетворенности межкультурным диалогом может свидетельствовать о наличии разногласий, нарушении баланса на всех общественных уровнях» [2, с. 31]. Для предотвращения межнациональной напряженности необходимо мониторить ситуацию в сфере межэтнического взаимодействия и социального самочувствия населения, определять конфликтогенные детерминанты, что в итоге создает широкие возможности для прогнозирования возможных реакций общественности на те или иные события и вовремя на них реагировать. В первую очередь это касается полиэтнических регионов, таких как Республика Калмыкия, где возрастает значимость специфики регионального управления межэтническими отношениями в зависимости от исторических условий их формирования. Деятельность органов государственной власти по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 г. [4] и Концепции государственной национальной политики Республики Калмыкия [5], где представлены основные направления, задачи и механизмы ее реализации, способствуют укреплению единства народов, проживающих на территории региона.
Сотрудники отдела социально-политических исследований Института комплексных исследований аридных территорий проводят ежегодный мониторинг межнациональных отношений в Республике Калмыкия, инструментами которого являются различные показатели, выявляющие тенденции их развития, что позволяет собрать достоверную информацию по этому вопросу. Для сбора первичной информации использовался метод массового опроса населения с использованием стандартизированной анкеты. Отбор респондентов производится посредством пропорциональной квотной выборки. Всего в 2022 г. было опрошено 535 респондентов (население в возрасте 18 лет и старше, постоянно проживающее на территории Республики Калмыкия), среди которых 48% мужчин, 52% женщин; 57% калмыков, 29,2% русских и 13,8% представителей других национальностей. В опросе участвовали представители следующих возрастных категорий: 18-29 лет - 20,7%, 3049 лет - 45,8%, 50-59 лет - 21,5%, 60 лет и старше - 12%. Среди респондентов 75,5% составляют работающие, 9,0% - студенты, 7,7% - пенсионеры, 6,5% - безработные и домохозяйки.
Целью данной статьи является диагностика состояния межэтнических отношений в Республике Калмыкия, а также прогнозирование развития дальнейшей ситуации в данной сфере. В ходе нашего исследования респондентам было предложено оценить состояние межнациональных отношений, исходя из четырех значений: «благоприятные», «стабильные, но не беспроблемные», «напряженные, тревожные» и «конфликтные». Межнациональные отношения реализуются, как известно, на институциональном, межгрупповом и межличностном уровнях. Прежде всего, респонденты оценивают, как выстраиваются
отношения между окружающими их людьми разной национальности. Но, естественно, на эти отношения, кроме других обстоятельств, влияет и то, как они воспринимают отношения между республикой, которая ассоциируется с национальностью, дающей ей название, и федеральным центром, который стоит «за спиной» русских в обыденных представлениях. В целом в оценках межнациональных отношений в Республике Калмыкия доминирует оптимизм, в большей степени «благоприятными» их считают 55,1% респондентов калмыцкой и русской национальности и 68,9% представителей другой национальности (табл. 1).
Таблица 1.
Распределение ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете межнациональные отношения в _Республике Калмыкия?» (в %)_
Ваша национальность: Всего
Калмык Русский Другая
Благоприятные 55,1 55,1 68,9 57,0
Стабильные, но не беспроблемные 42,0 41,7 31,1 40,4
Напряженные, тревожные 2,3 1,9 1,9
Конфликтные 0,7 1,3 0,7
Как конфликтные межэтнические отношения оценивают только 0,7% опрошенных жителей республики, проживающих в г. Элисте, а также Малодербетовском и Целинном районах. Русские чаще оценивают отношения как конфликтные (1,3%), это может говорить о том, что для их социального самочувствия характерно более тревожное состояние. Таким образом, большинство жителей республики в основном считают взаимодействие между представителями различных национальностей ровными, бесконфликтными, доброжелательными.
Полученные в ходе исследования данные показывают, что испытывают гордость за принадлежность к своей национальности 82,6% калмыков, 67,6% представителей других национальностей и 55,8% русских. Привязанность к своему народу в большей степени характерна для малых народов, в этом выражается стремление к сохранению себя как этноса. Большой процент калмыков, испытывающих гордость по отношению к своей национальности, может быть связан с силой родовых традиций калмыцкого народа, возрождением интереса к калмыцкой культуре, языку и истории предков, перенесших всевозможные лишения в прошлом.
Мы попытались определить, насколько велика значимость национальной принадлежности человека во взаимодействиях. Для большинства опрошенных (51,4%) национальная принадлежность человека не имеет значения (табл. 2). Это свойственно в большей степени для русских (69,2%) и представителей других национальностей (59,2%). Данный факт может говорить о том, что главное в жизни жителей республики - не этническое происхождение, а отношение к окружающим, независимо от национальности и вероисповедания.
Таблица 2.
Распределение ответов на вопрос: «Насколько значима для Вас национальная _принадлежность человека?» (в %)_
Ваша национальность: 2022 2021
Калмык Русский Другая
Значима 37,7 13,5 24,3 28,8 28,8
Скорее значима 22,0 17,3 16,2 19,8 16,7
Скорее незначима 20,0 23,7 27,0 22,1 26,2
Не значима 20,3 45,5 32,4 29,3 28,3
В то же время национальность человека играет роль при оценке человека для 59,7% калмыков, а именно для жителей районов, что, скорее всего, связано с более тесными
контактами между людьми разных национальностей во всех сферах (в том числе и в быту), нежели среди горожан, отсюда - большая щепетильность в оценках окружающих. Приведенные в табл. 3 данные показывают, что для жителей ряда районов (Малодербетовского, Черноземельского, Кетченеровского и Приютненского) национальная принадлежность человека играет более значимую роль.
Таблица 3.
Значимость национальной принадлежности (в %)
Значима Не значима
Малодербетовский 73,7 26,2
Черноземельский 62,5 37,5
Кетченеровский 55,6 44,4
Приютненский 55,0 45,0
Городовиковский 51,7 48,3
Целинный 51,2 48,8
Элиста 50,2 49,8
Лаганский 48,6 51,4
Яшкульский 46,7 53,3
Сарпинский 43,5 56,5
Ики-Бурульский 36,8 63,2
Юстинский 36,8 63,2
Октябрьский 31,3 68,7
Яшалтинский 24,1 75,9
Всего 48,6 51,4
При этом абсолютное большинство опрошенных (84,9%) не испытывало неприязнь к представителям каких-либо национальностей, что свидетельствует о высокой толерантности населения региона. Данный вопрос отражает социальное самочувствие опрошенных и фиксирует общий фон отношения к людям иной национальности в локальной среде, что дает дополнительную информацию о межнациональной ситуации в республике и является одним из факторов, влияющих на ее оценку респондентами. Длительное многолетнее совместное существование, людей разных национальностей, проживающих на территории республики, способствует возникновению отношений дружбы, которые исключают восприятие другого человека как представителя той или иной этнической группы. При совместной трудовой деятельности и личных взаимодействиях, оцениваются прежде всего деловые и личностные качества, а не принадлежность к определенной этнической группе. Также к факторам, оказывающим положительное влияние на межнациональные отношения, мы относим сложившиеся исторические традиции межнационального общения между разными народностями, проживающими в республике, что позволяет сохранять спокойствие и стабильность в регионе.
На общем фоне выделяются несколько групп, декларирующих более высокую степень неприязни к представителям других национальностей, - это молодежь, мужчины в возрасте 30-49 лет; работающие; лица, имеющие высшее/незаконченное высшее образование, а также респонденты, оценивающие свое материальное положение как удовлетворительное. Довольно очевидно, что к «неприятным» национальностям респонденты причисляют тех, с кем лично приходится чаще всего сталкиваться в повседневной жизни и во взаимодействии с которыми чаще всего возникают «бытовые» неурядицы и конфликты. Но из этого также следует, что национальная неприязнь основывается скорее на ощущении социокультурных различий и цивилизационной чуждости, нежели на переживании чувства страха от необходимости жить рядом с представителем другой национальности. Следует обратить внимание на Городовиковский и Приютненский районы, где уровень неприязненного, настороженного отношения к представителям других национальностей существенно выше среднего значения (10,3% против 5%).
Как видно из табл. 4, абсолютное большинство респондентов (89,3%) не сталкивались с дискриминацией по национальному признаку в свой адрес. Однако есть и те, кто испытывал ущемление своих прав и интересов за последний год, особенно стоит отметить Малодербетовский и Черноземельский районы, где количество сталкивающихся со случаями ущемления своих прав или ограничением возможностей из-за своей национальности достаточно существенное. В Малодербетовском районе сталкивались с проблемами такого рода в основном женщины русской национальности в возрасте 30-49 лет; в Черноземельском районе чувствовали ущемление своих прав как мужчины, так и женщины калмыцкой национальности, а также работающие и респонденты в возрасте 30-49 лет. 60,0% опрошенных из тех, кто сталкивался со случаями ущемления своих прав в связи с национальной принадлежностью, называли общественные места (на улице, во дворе, в транспорте, в местах отдыха), 29,1 % - трудовую сферу, 23,6 % - сферу ведения бизнеса.
Таблица 4.
Распределение ответов на вопрос: «Сталкивались ли Вы в Республике Калмыкия за последний год со случаями ущемления Ваших прав или ограничением возможностей _из-за Вашей национальности?» (в %)_
Да, постоянно Да, периодически Да, крайне редко Нет
Элиста 0,9 4,7 6,1 88,3
Городовиковский 3,4 17,2 79,3
Ики-Бурульский, Юстинский 5,3 94,7
Кетченеровский Октябрьский 100,0
Лаганский 2,9 2,9 8,6 85,7
Малодербетовский 5,3 15,8 5,3 73,7
Приютненский 5,0 95,0
Сарпинский 4,3 95,7
Целинный 2,4 7,3 90,2
Черноземельский 8,3 8,3 4,2 79,2
Яшалтинский 3,4 96,6
Яшкульский 3,3 3,3 93,3
Всего 1,3% 3,6 5,8 89,3
Несмотря на то, что конфликтогенность межнациональных отношений по сравнению с прошлым годом немного понизилась, тем не менее социальные риски конфликтов на национальной почве достаточно высокие - 36,5% опрошенных допускают их гипотетическую возможность (табл. 5). Говорят о том, что конфликты уже есть 1,7% респондентов, причем среди представителей других национальностей таких ответов только 1,4%, среди учащейся молодежи - 6,3%, безработных - 5,0%, пенсионеров - 2,4%, респондентов с хорошим материальным положением - 5,4%. Национальная принадлежность респондентов оказывает влияние на оценки вероятности возникновения межэтнических конфликтов - русские демонстрируют большую тревожность (39,1% респондентов русской национальности полагают, что межнациональные конфликты возможны в их населенном пункте), в то время как представители других национальностей - меньшую (29,7%). Такого мнения в основном придерживаются работающие респонденты в возрасте 30-49 лет, оценивающие свое материальное положение как удовлетворительное.
Таблица 5.
Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, возможны ли межнациональные _конфликты в Вашем населенном пункте?» (в %)_
Скорее Скорее Нет, Они уже
Да, возможны возможны невозможны невозможны есть
Элиста 22,1 24,9 33,8 18,3 0,9
Городовиковский 10,3 20,7 44,8 17,2 6,9
Ики-Бурульский 15,8 5,3 36,8 42,1
Кетченеровский 22,2 77,8
Лаганский 8,6 25,7 28,6 34,3 2,9
Малодербетовский 15,8 31,6 21,1 26,3 5,3
Октябрьский 12,5 6,3 43,8 37,5
Приютненский 35,0 40,0 25,0
Сарпинский 21,7 17,4 26,1 30,4 4,3
Целинный 9,8 17,1 46,3 24,4 2,4
Черноземельский 20,8 12,5 20,8 45,8
Юстинский 26,3 47,4 26,3
Яшалтинский 13,8 13,8 48,3 20,7 3,4
Яшкульский 10,0 10,0 50,0 30,0
Всего 16,3 20,2 35,3 26,5 1,7
Повышенную тревожность и пессимизм демонстрируют жители г. Элисты - 47,0% горожан подтверждают вероятность возникновения межнациональных конфликтов в столице. Среди муниципальных образований опять выделяется Малодербетовский район, где вероятность конфликтов такого рода также достаточно высокая. Стоит отметить Октябрьский и Яшкульский районы, где конфликтогенный потенциал существенно ниже средних значений по республике. Напряжённость и межнациональные конфликты имеют сложный причинный комплекс, они обычно не исчерпываются собственно этнонациональными условиями, что вовсе не должно вести к недооценке последних. Социальные факторы в принципе обуславливают все общественные конфликты. Изучение причин не возникновения конфликтов и не перерастания вербальной агрессии в физическую предполагает разграничение «конфликтов интересов» и «конфликтов ценностей». В первом случае спорные вопросы могут обсуждаться на языке общепринятых норм, правил и процедур, во втором - приверженность собственным взглядам и отказ признавать убеждения и моральные нормы других делают политический торг мало приемлемым. Главным инструментом снижения напряженности межнациональных отношений становится толерантность [1].
Национальная принадлежность респондентов также оказывает влияние на оценки вероятности возникновения межэтнических конфликтов - русские демонстрируют большую тревожность (39,1% респондентов русской национальности полагают, что межнациональные конфликты возможны в их населенном пункте), в то время как представители других национальностей - меньшую (29,7%). Такого мнения в основном придерживаются работающие респонденты в возрасте 30-49 лет, оценивающие свое материальное положение как удовлетворительное.
Жителей республики мы попросили пояснить, как следует осуществлять работу по предотвращению межнациональных конфликтов. 62,2% респондентов считают, что в первую очередь, толерантность необходимо воспитывать в семье, во вторую - в школе. Возможно, в некоторой степени влияние на ее формирование оказывает школа и старшие по возрасту друзья, но самое главное, что это формирование начинается и укрепляется в самой малой, но определенно немаловажной ячейке общества - в семье. Так как родители являются примером для своего ребенка, именно они должны заложить в нем основы человеческого взаимодействия. Воспитывать толерантность в семье означает прививать уважение и принятие многообразия культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой
индивидуальности. 38,7% опрошенных (21,3 % калмыков, 11,2% русских и 6,2% представителей другой национальности) считают, что для предотвращения межнациональных конфликтов следует больше проводить совместных праздников и других мероприятий.
Таким образом, можно сделать вывод, что Республика Калмыкия как национальный регион демонстрирует наличие стабильных межнациональных отношений, которые благоприятствуют гармоничному развитию этнических процессов и выступают условием для обеспечения межнационального согласия, способствующего консолидации всех этнических групп в региональном социуме. Существующие проблемы в сфере взаимодействий между этносами обусловлены не трудностями этнокультурного взаимодействия народов, а уровнем социально - экономического развития республики, отражающегося на социальном самочувствии граждан и их оценках межэтнических отношений. Поэтому необходима комплексная систематическая работа, которая будет направлена на повышение конкурентоспособности экономики, развитие частно-государственного партнерства, обеспечение благоприятных условий для развития бизнеса и предпринимательства, а также создание новых рабочих мест.
Список литературы
1. Мукомель В.И. Национальная политика: новый ракурс. Рецензия на книгу «Многоэтничный город. Проблемы и перспективы управления культурным разнообразием в крупнейших городах» // Демографическое обозрение. 2018. №4 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7natsionalnaya-politika-novyy-rakurs-retsenziya-na-knigu-mnogoetnichnyy-gorod-problemy-i-perspektivy-upravleniya-kulturnym (дата обращения: 25.10.2022).
2. Немгирова С.Н. Межэтнические отношения и проявление национализма в образовательной среде (на материалах Республики Калмыкия) II Вестник ИКИАТ. 2020. №2 (41). С.31-36.
3. Проведение заседания Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/65252 (дата обращения 10.10.2022 г.)
4. Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2017-2025 годах в Республике Калмыкия Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: утв. распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 25.01.2017 г. №17-р [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/445069769 (дата обращения 10.10.2022 г.)
5. Об утверждении Концепции государственной национальной политики Республики Калмыкия: утв. распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 27.03.2018 г. №65-р [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/446686903 (дата обращения 10.10.2022 г.)