И еще. Формирование навыков межэтнического согласия в образовательном пространстве следует основывать на принципах регионального патриотизма с учётом территориальной привязанности молодёжи, общих ценностей и идеалов, объединяющих молодёжь различных национальностей, усиления экономической и социальной устроенности выпускников, создания для них возможностей профессионального роста и социальных лифтов.
1. Деев С.Ю. Мониторинг по выявлению причин вовлечения граждан РК в преступную деятельность экстремистской направленности (по материалам социологического опроса) // Вестник ИКИАТ. 2016. N° 2 (33). С. 98-103.
2. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодёжный экстремизм. Сущность и особенности проявления // Социологические исследования. 2008. № 5. С. 37-47.
3. Сериков А.В. Региональная идентичность в контексте молодежного экстремизма в российском обществе // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки . 2019. № 2. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-identichnost-v-kontekste-molodezhnogo-ekstremizma-v-rossiyskom-obschestve (дата обращения: 05.12.2020).
10.24412/2071-7830-2020-41-36-42 ОКОНОВ Б.А.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ВОСПРИЯТИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ТЕРРОРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ)
БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия,
Аннотация. Многочисленные проявления экстремизма в настоящее время нарушают стабильность общественно-политической жизни и вызывают угрозу безопасности граждан в нашей стране и во всем мире. В статье представлены результаты социологического мониторинга, проведенного в течение 20192020 гг. по проблеме восприятия и профилактики терроризма в Республике Калмыкия. По материалам исследования, деятельность органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций, научно-исследовательских и образовательных учреждений по вопросам предупреждения и профилактики распространения терроризма приводит к тому, что националистические и радикальные движения не имеют социальной поддержки в обществе.
Ключевые слова: социологический мониторинг, экстремизм, терроризм, Республика Калмыкия.
В рамках мероприятий, предусмотренных «Планом работы Антитеррористической комиссии Республики Калмыкия», Научно-исследовательским центром по профилактике и противодействию экстремизму и терроризму БНУ РК «ИКИАТ» с 2018 года проводится «социологическое исследование по изучению причин и условий, способствующих распространению террористических и экстремистских идей, их общественному восприятию, других вопросов противодействия терроризму и экстремизму». С 2019 года социологическое исследование проводится на всей территории республики, и опросом охвачено более 1000 респондентов [1].
Целью данной статьи явилось определение динамики характеристик и уровня террористического сознания и поведения населения в многонациональном регионе. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- провести исследования по выявлению понимания и профилактики терроризма;
- предложить комплекс эффективных мер общего и специального характера по предупреждению экстремизма в среде молодежи.
В анкету массового опроса в 2020 г. были внесены изменения, которые были утверждены на заседании Антитеррористической комиссии РК. По некоторым вопросам показатели за 2019 г. отсутствуют.
Согласно разработанной выборке, было опрошено 575 респондентов в 2020 г. и 558 - в 2019 г. Изменение количества респондентов связано с введённым режимом самоизоляции в 2020 году. Опрос в
2020 г. был проведен в электронном виде. Анкета была размещена на сайте http: //webanketa .com. Особенностью опроса 2020 г. явилось то, что подавляющее большинство (75,8%) респондентов оказалось с высшим и неоконченным высшим образованиями (в 2019 г. доля респондентов с высшим образованием составила 60,2%) (рис. 1).
£0 70
■iO
за га is
я
15.,-i
Б,7
□ Бёъ й Й р эз^аан ия > н эч зл ьное й С р дзоеан иё Ш Не пол н ае ср^ д н^ е, ср^ д йб р дзоеан не
□ С|>&Д Н ££ 1.П £ Ц№Л ЫШ& и 0 ртЛЗОВЗН Н£ □ Н Ш НЧ£ Н Н±>Е ЬЪГШ* &
Рис. 1. Образование респондентов, 2020 г., в %
В ходе мониторинга мы попытались выявить оценку материального состояния жителей республики. По своему материальному положению респонденты распределились следующим образом. В 2020 г. среди опрошенных жителей нашей республики не нашлось таких людей, которые оценили бы свое материальное положение как очень хорошее (0%). Также в 2020 г. снизилось количество людей, которые дали ответ, что они оценивают свое материальное положение как хорошее (с 14,8% до 9,2%). Большинство респондентов, как в 2019 г., так и в 2020 г., ответили, что оценивают свое материальное положение как среднее (доля выросла с 62,3% до 72,3%). Почти каждый седьмой опрошенный (14,6%) житель республики оценил свое материальное положение как плохое (доля снизилась с 18,4% до 14,6%). Небольшая часть (0,5%) респондентов оценили свое материальное положение как очень плохое (доля снизилась с 1,7% до 0,5%). Небольшая часть (1,6%) ответивших не смогла или не пожелала дать точного ответа на поставленный вопрос.
В 2020 г. выборочный массив был представлен следующими этническими группами: калмыки - 83,0%, русские - 16,0%, другая национальность (даргинцы, корейцы, украинцы) - 1,0% (рис. 2).
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
83
□ 2019
□ 2020
10,5
Ш
1,0
калмыки
русские
другие национальности
Рис. 2. Этнический состав респондентов, 2019-2020 гг., в %
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В настоящее время одним из основных источников угроз национальной безопасности является экстремистская деятельность, осуществляемая националистическими, радикальными, общественными, религиозными, этническими и иными организациями и объединениями, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной обстановки в стране [3]. По сведениям правоохранительных органов, территория Республики Калмыкия остается стабильной и контролируемой, межнациональных и межконфессиональных конфликтов в 2019 году не зафиксировано.
Крайним проявлением экстремизма является терроризм. Сохраняющиеся очаги терроризма, межнациональной розни, религиозной вражды и иных проявлений экстремизма, прежде всего в регионах Ближнего Востока и Центральной Азии, способствуют интенсификации миграционных потоков, с которыми в Российскую Федерацию проникают члены международных экстремистских и террористических организаций, а также распространению и пропаганде экстремистской идеологии. Основным средством привлечения новых членов в экстремистские организации, координации экстремистских преступлений и распространения экстремистской идеологии выступает сеть Интернет.
«Терроризм» как в научном определении, так и в обыденном понимании - это многосоставное, сложное явление, которое потенциально содержит в себе большое количество значений. Согласно статье 205 действующего Уголовного Кодекса Российской Федерации террористический акт представляет собой «совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями» [2].
В связи с этим одной из задач социологического исследования было выявить основные характеристики понятия «терроризм» у наших сограждан.
Как оказалось, менее половины (45,9%) опрошенных считают терроризм преступным актом насилия, что в общем виде и совпадает с законодательным определением данного термина. Каждый четвертый респондент (25,6%) рассматривает терроризм как нарушение нравственности и угрозу миру. Менее десятой части опрошенных (8%) считают терроризм бандитизмом и разбоем. Небольшие доли опрошенных в качестве понимания терроризма отметили:
- 7,1% - демонстрация превосходства над мирным населением;
- 6,3% - способ ведения боевых действий;
- 5,7% - политическая борьба несогласных с властью;
- 1,4% - затрудняюсь ответить.
Необходимо отметить, что никто из ответивших не отметил пункт (0,0%) терроризм - это способ восстановить справедливость.
В своем исследовании мы попытались выявить у наших сограждан, какие мотивы могут быть у террористов и кто может выступить организатором террористических актов. Респондентам был задан следующий вопрос: «Как Вы думаете, каким мотивом, в первую очередь, руководствуются террористы?».
Более трети (34,6%) респондентов придерживаются мнения, что мотивом террористов являются религиозные идеи. Четверть (25,6%) ответивших считает, что террористы руководствуются мотивами материального вознаграждения. Каждый восьмой (13,2%) респондент ответил, что мотивом является неверие в то, что проблему можно решить мирным путем. Небольшая часть (6,8%) опрошенных отметили в качестве мотива желание отомстить. Каждый двенадцатый (6,6%) считает, что мотивом является ощущение несправедливости и произвола. Более десятой части (13,2%) затруднились ответить на данный вопрос.
Далее был задан вопрос: «Кто, на Ваш взгляд, является организатором терактов?». Менее половины (43,3%) ответивших считает организатором терактов радикальные исламские группировки. Более четверти (28,0%) респондентов придерживаются мнения, что организаторами террористических актов являются националистические организации. Каждый десятый (10,6%) ответил, что организаторами терактов являются противники политического режима. Менее десятой части (4,2%) опрошенных отметили в качестве организатора терактов обычных людей, доведенных до отчаяния. Более десятой части (13,4%) затруднились ответить на данный вопрос.
Также был задан вопрос: «Как Вы оцениваете вероятность проведения террористических актов в месте Вашего проживания в настоящее время?».
Незначительная часть (1,4%) оценила вероятность проведения террористического акта в месте своего проживания как высокую. Более десятой части (12,3%) респондентов оценивает вероятность проведения террористического акта в месте своего проживания как среднюю. Более половины (65,1%) опрошенных считает, что вероятность проведения террористического акта в месте своего проживания низкая. Таким образом, большинство населения (78,8%) в той или иной степени признают вероятность проведения террористического акта у нас в республике.
Далее был задан вопрос: «Насколько Вы чувствуете себя защищенными от террористических актов?»
Менее десятой части (8,7%) ответила, что полностью чувствует себя защищенной. Около четверти (28,7%) признались, что по большей части чувствуют себя защищенными. Более четверти (25,9%) отметили, что защищены лишь частично. Менее пятой части (18,4%) респондентов признались, что не чувствуют себя защищенными от террористической атаки, более десятой (18,3%) опрошенных затруднились с ответом.
Также был проведен сравнительный анализ ответов жителей районов и городского округа (табл. 1).
Таблица 1.
Насколько Вы чувствуете себя защищенными от террористических актов? сравнительный анализ по местожительству, в %
Защищен По большей части Защищен Полностью Затрудняюсь
защищен лишь частично не защищен ответить
Общее по республике 8,7 28,7 25,9 18,4 18,3
г. Элиста 7,4 32,3 24,4 21,6 14,3
Городовиковский район 0 34,4 8,6 11,4 45,7
Ики-Бурульский район 36,4 27,3 4,5 18,2 13,6
Кетченеровский район 0 13,6 31,8 31,8 22,6
Лаганский район 41 17,9 10,3 20,5 10,3
Малодербетовский 4,5 27,3 18,2 9,1 40,9
Октябрьский район 11,1 22,2 38,9 11,1 16,7
Приютненский район 12,5 29,2 20,8 37,5 0
Сарпинский район 10,7 21,4 28,6 24,4 17,9
Целинный район 0 15 20 10 55
Черноземельский район 4 24 40 20 12
Юстинский район 0 23,8 52,4 14,3 9,5
Яшалтинский район 0 45,5 54,5 0 0
Яшкульский район 0 41,4 34,5 17,2 6,9
В среднем по республике менее десятой части (8,7%) респондентов ответили, что полностью чувствуют себя защищенными. В разрезе районов, наибольшая доля чувствующих себя защищенными в Приютненском районе (12,5% - более десятой части опрошенных), наименьшая - в Городовиковском, Кетченеровском, Целинном, Юстинском, Яшкульском и Яшалтинском районах (0,0% опрошенных).
В среднем по республике более четверти (28,7%) признались, что по большей части чувствуют себя защищенными. Чувствуют себя в большей степени защищенными респонденты проживающие в Яшалтинском районе (45,5%), незащищенными - в Кетченеровском районе (13,6%).
В среднем по республике более четверти (25,9%) отметили, что защищены лишь частично. В разрезе районов наибольшая доля ответивших, что чувствуют себя защищенными лишь частично в Яшалтинском районе (54,5% - более половины опрошенных), наименьшая - в Ики-Бурульском районе (4,5% опрошенных).
В среднем по республике менее пятой части (18,4%) респондентов признались, что не чувствуют себя защищенными от террористической атаки. В разрезе районов наибольшая доля ответивших, что
не чувствуют себя защищенными в Приютненском районе (37,5% - более трети опрошенных), наименьшая - в Яшалтинском районе (4,1% опрошенных).
В соответствии со «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации» должна быть обеспечена защищённость России, её граждан и территории от различных опасностей и угроз, а также то, что обеспечивает потенциал развития России на длительный срок. Однако как показало исследование более пятой части респондентов признались, что полностью не защищены от террористической атаки. Чувство страха — мощная деструктивная эмоция, и воспроизводство ее в полиэтничном регионе под влиянием различных социальных причин способно привести к негативным последствиям: от дальнейшего распространения различных форм девиантного поведения до формирования предпосылок социальной катастрофы. В этой связи нами был проведен корреляционный анализ полученных ответов, который позволил определить социально-демографические характеристики той части населения, которая чувствует себя полностью незащищенной от угрозы террористической атаки (рис. 4).
Как показал сравнительный анализ, чаще так думают женщины, 30-49 лет, со средне-специальным
18,9 18,8
/
Ж
а респонденты населеннее целом
т
Рис. 4. Ответившие, "полностью не защищен", сравнительный анализ, в %
Далее был задан вопрос: «Кто/что способствует распространению информации о возможности участия в террористических группах?». Большинство респондентов (73,4%) придерживается мнения, что, прежде всего, распространению информации о возможности участия в террористических группах способствует всемирная сеть - Интернет. Более трети (36,9%) опрошенных отметили религиозных наставников. Более десятой части (13,9%) считает, что через книги, брошюры, журналы распространяется информация о возможности участия в группах. Менее десятой части отметили:
- 3,5% - соседи, друзья;
- 3,1% - обучение за рубежом;
- 2,1% - родственники.
Далее был задан вопрос: «Приходилось ли Вам лично сталкиваться с информацией, которую распространяют террористические организации?» (рис. 5). В 2020 г. абсолютное большинство (97,4%) респондентов не сталкивались с такой информацией. Небольшая часть (2,6%) признали, что сталкивались с такой информацией. По сравнению с 2019 г. изменения в пределах статистической погрешности.
Многонациональность и поликонфессиональность населения республики не являлись источниками социальной напряженности. Республика Калмыкия в этнополитическом плане в течение длительного периода остается одним из стабильных и спокойных регионов Российской Федерации.
<57. &
Э7Д
Нет
Рис. 5. Приходилось ли Вам лично сталкиваться с информацией, которую распространяют террористические организации?, 2019-2020 гг., в %
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экстремизм и его разновидность терроризм представляют реальную опасность, как для международного сообщества в целом, так и для нашего государства в частности.
Как показало исследование, за 2019-2020 гг. значительных изменений в общественном сознании по проблеме терроризма не произошло. В 2020 г. несколько снизилось количество респондентов, оценивших свое материальное положение как «плохое» и «очень плохое». Однако этот показатель остается все еще высоким, каждый шестой опрошенный житель республики отнес себя к бедным слоям населения. Бедность является показателем пониженного социального статуса личности и становится результатом неравенства людей в обществе и неравного распределения материальных благ между индивидами. Бедность может породить как одиночный, так и групповой терроризм. Одиночный терроризм возникает в ситуации, когда у потенциального террориста не хватает сил, чтобы получить желаемые ресурсы мирным путем. Групповой является формой межгруппового конфликта, решаемого вооруженным путем, и возникает в ситуации, когда одна из конфликтующих групп слишком слаба для того, чтобы вступить в прямое вооруженное противостояние и при этом не видит эффективных средств мирного решения конфликта или не желает этого.
Кроме этого, большинство населения в той или иной степени признают возможность проведения террористического акта у нас в республике.
Также, как показало исследование, менее пятой части респондентов признались, что полностью не защищены от террористической атаки. В условиях пандемии у жителей нашей республики растет чувство страха и незащищённости. Как показал сравнительный анализ по месту жительства, жители шести районов (почти половина районов республики - Городовиковский, Кетченеровский, Целинный, Юстинский, Яшкульский и Яшалтинский) не ответили, что полностью защищены. В разрезе районов, наибольшая доля ответивших, что не чувствует себя защищенной в Приютненском районе. Чувство страха — мощная деструктивная эмоция, и воспроизводство ее в полиэтничном регионе под влиянием различных социальных причин способно привести к негативным последствиям: от дальнейшего распространения различных форм девиантного поведения до формирования предпосылок социальной катастрофы.
По мнению большинство респондентов, главным каналом распространения идеологии терроризма является Интернет. В этой связи рекомендуем усилить мониторинг информационно-телекомуникационной сети Интернет, в целях пресечения распространения экстремистской идеологии и выявления экстремистских материалов, в том числе содержащих призывы к подготовке несогласованных публичных мероприятий.
Вместе с тем на протяжении 2019-2020 гг. доля населения, столкнувшихся с информацией, которую распространяют террористические организации, остается низкой и не превышает 3%.
1. Оконов Б.А. Население Калмыкии о терроризме (по результатам социологического исследования. 2019 г.) // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. 2019. №2 2-2 (39). С. 33-40.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 27.10.2020г.). ст. 205. «Террористический акт». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699 (дата бращения: 02.12.2020 г.)
3. Указ Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_353838 (дата бращения: 02.12.2020 г.)
4. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 08.12.2020г.) «О противодействии терроризму». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_38840 (дата бращения: 02.12.2020 г.)
10.24412/2071-7830-2020-41-42-45 САНДЖИЕВ Ю.Б.
УЧАСТИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
В ГОРОДСКИХ СООБЩЕСТВАХ
БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия,
tictac2003@bk. гы
Аннотация. В статье исследуются формы участия органов государственной и муниципальной власти в регулировании этнокультурных процессов в городских сообществах. Объектом настоящей статьи выступает сфера местного самоуправления городским сообществом, предметом - влияние органов государственной власти на регулирование этнокультурных процессов в муниципалитете. Цель настоящей статьи - исследование основных методов оценки форм взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в этнокультурных аспектах развития местного сообщества.
Ключевые слова: органы государственной власти, местное самоуправление, городское сообщество, центр управления регионом, цифровизация, обратная связь, город Элиста.
Формы участия органов государственной власти в регулировании процессов в городских сообществах в целом имеют отражение в Конституции РФ, законах, регулирующих полномочия органов государственной власти, а также в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В силу необходимости участия государственных органов власти в жизни муниципалитетов иногда происходит пересечение полномочий органов региональной власти и местного самоуправления (далее - МСУ). На законодательном уровне функции органов государственной власти и местного самоуправления разделены, однако в реальной жизни их деятельность тесно взаимосвязана, и эффективность общих усилий по улучшению городской жизни многим очевидна.
В частности, 23 ноября 2020 года сенатор от Бурятии Вячеслав Наговицын выступил в Совете Федерации с предложением организовать информационное пространство для взаимодействия органов местного самоуправления и федеральных органов государственной власти [6]. Обмен мнениями муниципалитетов и государственных органов происходил в формате заседания комиссии при Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления. Целью мероприятия был сбор лучших практик органов МСУ по решению вопросов местного значения. По результатам встречи предполагалось внести поправки в КоАП. Такое взаимодействие делает актуальным исследование роли государственных органов на местном уровне.
Примером городских сообществ, в масштабе которых себя активно проявляют государственные органы, являются, прежде всего, административные центры регионов России. Объектом настоящей статьи выступает сфера местного самоуправления городским сообществом. Предметом - влияние органов государственной власти на регулирование этнокультурных процессов в муниципалитете. Цель настоящей статьи - исследование основных методов оценки форм взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления в этнокультурных аспектах развития местного самоуправления на примере городского сообщества.
В настоящем исследовании понятие «городское сообщество» будет рассмотрено в общем виде, как население всех национальностей и вероисповеданий, проживающее в границах города, в интересах которого осуществляется местное самоуправление [3, с. 430]. Речь, прежде всего, идёт о жителях городов