Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ВОСПРИЯТИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ТЕРРОРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ)'

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ВОСПРИЯТИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ТЕРРОРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
129
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социологический мониторинг / экстремизм / терроризм / Республика Калмыкия / sociological monitoring / extremism / terrorism / Republic of Kalmykia

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Оконов Б. А.

Многочисленные проявления экстремизма в настоящее время нарушают стабильность общественно-политической жизни и вызывают угрозу безопасности граждан в нашей стране и во всем мире. В статье представлены результаты социологического мониторинга, проведенного в течение 20192020 гг. по проблеме восприятия и профилактики терроризма в Республике Калмыкия. По материалам исследования, деятельность органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций, научно-исследовательских и образовательных учреждений по вопросам предупреждения и профилактики распространения терроризма приводит к тому, что националистические и радикальные движения не имеют социальной поддержки в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL SURVEY OF PERCEPTION AND COUNTERACT TERRORISM (ON EXAMPLE OF REPUBLIC OF KALMYKIA)

Nowadays many forms of extremism have big impact on political and social stability and are the reason of threat to public safety in our country and in the whole world. Article gives sociological monitoring’s results, which were held in 2019-2020 in the issue of perception and counteract of terrorism in Republic of Kalmykia. Based on materials of research the activities of authorities and municipality, public organizations, research and educational institutions on issues of prevention and counteract of terrorism spread leads to result, in which nationalist and radical movements don’t have a fundamental social support in society.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ВОСПРИЯТИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ТЕРРОРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ)»

И еще. Формирование навыков межэтнического согласия в образовательном пространстве следует основывать на принципах регионального патриотизма с учётом территориальной привязанности молодёжи, общих ценностей и идеалов, объединяющих молодёжь различных национальностей, усиления экономической и социальной устроенности выпускников, создания для них возможностей профессионального роста и социальных лифтов.

1. Деев С.Ю. Мониторинг по выявлению причин вовлечения граждан РК в преступную деятельность экстремистской направленности (по материалам социологического опроса) // Вестник ИКИАТ. 2016. N° 2 (33). С. 98-103.

2. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодёжный экстремизм. Сущность и особенности проявления // Социологические исследования. 2008. № 5. С. 37-47.

3. Сериков А.В. Региональная идентичность в контексте молодежного экстремизма в российском обществе // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки . 2019. № 2. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-identichnost-v-kontekste-molodezhnogo-ekstremizma-v-rossiyskom-obschestve (дата обращения: 05.12.2020).

10.24412/2071-7830-2020-41-36-42 ОКОНОВ Б.А.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ВОСПРИЯТИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ТЕРРОРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ)

БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия,

[email protected]

Аннотация. Многочисленные проявления экстремизма в настоящее время нарушают стабильность общественно-политической жизни и вызывают угрозу безопасности граждан в нашей стране и во всем мире. В статье представлены результаты социологического мониторинга, проведенного в течение 20192020 гг. по проблеме восприятия и профилактики терроризма в Республике Калмыкия. По материалам исследования, деятельность органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций, научно-исследовательских и образовательных учреждений по вопросам предупреждения и профилактики распространения терроризма приводит к тому, что националистические и радикальные движения не имеют социальной поддержки в обществе.

Ключевые слова: социологический мониторинг, экстремизм, терроризм, Республика Калмыкия.

В рамках мероприятий, предусмотренных «Планом работы Антитеррористической комиссии Республики Калмыкия», Научно-исследовательским центром по профилактике и противодействию экстремизму и терроризму БНУ РК «ИКИАТ» с 2018 года проводится «социологическое исследование по изучению причин и условий, способствующих распространению террористических и экстремистских идей, их общественному восприятию, других вопросов противодействия терроризму и экстремизму». С 2019 года социологическое исследование проводится на всей территории республики, и опросом охвачено более 1000 респондентов [1].

Целью данной статьи явилось определение динамики характеристик и уровня террористического сознания и поведения населения в многонациональном регионе. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- провести исследования по выявлению понимания и профилактики терроризма;

- предложить комплекс эффективных мер общего и специального характера по предупреждению экстремизма в среде молодежи.

В анкету массового опроса в 2020 г. были внесены изменения, которые были утверждены на заседании Антитеррористической комиссии РК. По некоторым вопросам показатели за 2019 г. отсутствуют.

Согласно разработанной выборке, было опрошено 575 респондентов в 2020 г. и 558 - в 2019 г. Изменение количества респондентов связано с введённым режимом самоизоляции в 2020 году. Опрос в

2020 г. был проведен в электронном виде. Анкета была размещена на сайте http: //webanketa .com. Особенностью опроса 2020 г. явилось то, что подавляющее большинство (75,8%) респондентов оказалось с высшим и неоконченным высшим образованиями (в 2019 г. доля респондентов с высшим образованием составила 60,2%) (рис. 1).

£0 70

■iO

за га is

я

15.,-i

Б,7

□ Бёъ й Й р эз^аан ия > н эч зл ьное й С р дзоеан иё Ш Не пол н ае ср^ д н^ е, ср^ д йб р дзоеан не

□ С|>&Д Н ££ 1.П £ Ц№Л ЫШ& и 0 ртЛЗОВЗН Н£ □ Н Ш НЧ£ Н Н±>Е ЬЪГШ* &

Рис. 1. Образование респондентов, 2020 г., в %

В ходе мониторинга мы попытались выявить оценку материального состояния жителей республики. По своему материальному положению респонденты распределились следующим образом. В 2020 г. среди опрошенных жителей нашей республики не нашлось таких людей, которые оценили бы свое материальное положение как очень хорошее (0%). Также в 2020 г. снизилось количество людей, которые дали ответ, что они оценивают свое материальное положение как хорошее (с 14,8% до 9,2%). Большинство респондентов, как в 2019 г., так и в 2020 г., ответили, что оценивают свое материальное положение как среднее (доля выросла с 62,3% до 72,3%). Почти каждый седьмой опрошенный (14,6%) житель республики оценил свое материальное положение как плохое (доля снизилась с 18,4% до 14,6%). Небольшая часть (0,5%) респондентов оценили свое материальное положение как очень плохое (доля снизилась с 1,7% до 0,5%). Небольшая часть (1,6%) ответивших не смогла или не пожелала дать точного ответа на поставленный вопрос.

В 2020 г. выборочный массив был представлен следующими этническими группами: калмыки - 83,0%, русские - 16,0%, другая национальность (даргинцы, корейцы, украинцы) - 1,0% (рис. 2).

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

83

□ 2019

□ 2020

10,5

Ш

1,0

калмыки

русские

другие национальности

Рис. 2. Этнический состав респондентов, 2019-2020 гг., в %

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В настоящее время одним из основных источников угроз национальной безопасности является экстремистская деятельность, осуществляемая националистическими, радикальными, общественными, религиозными, этническими и иными организациями и объединениями, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной обстановки в стране [3]. По сведениям правоохранительных органов, территория Республики Калмыкия остается стабильной и контролируемой, межнациональных и межконфессиональных конфликтов в 2019 году не зафиксировано.

Крайним проявлением экстремизма является терроризм. Сохраняющиеся очаги терроризма, межнациональной розни, религиозной вражды и иных проявлений экстремизма, прежде всего в регионах Ближнего Востока и Центральной Азии, способствуют интенсификации миграционных потоков, с которыми в Российскую Федерацию проникают члены международных экстремистских и террористических организаций, а также распространению и пропаганде экстремистской идеологии. Основным средством привлечения новых членов в экстремистские организации, координации экстремистских преступлений и распространения экстремистской идеологии выступает сеть Интернет.

«Терроризм» как в научном определении, так и в обыденном понимании - это многосоставное, сложное явление, которое потенциально содержит в себе большое количество значений. Согласно статье 205 действующего Уголовного Кодекса Российской Федерации террористический акт представляет собой «совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями» [2].

В связи с этим одной из задач социологического исследования было выявить основные характеристики понятия «терроризм» у наших сограждан.

Как оказалось, менее половины (45,9%) опрошенных считают терроризм преступным актом насилия, что в общем виде и совпадает с законодательным определением данного термина. Каждый четвертый респондент (25,6%) рассматривает терроризм как нарушение нравственности и угрозу миру. Менее десятой части опрошенных (8%) считают терроризм бандитизмом и разбоем. Небольшие доли опрошенных в качестве понимания терроризма отметили:

- 7,1% - демонстрация превосходства над мирным населением;

- 6,3% - способ ведения боевых действий;

- 5,7% - политическая борьба несогласных с властью;

- 1,4% - затрудняюсь ответить.

Необходимо отметить, что никто из ответивших не отметил пункт (0,0%) терроризм - это способ восстановить справедливость.

В своем исследовании мы попытались выявить у наших сограждан, какие мотивы могут быть у террористов и кто может выступить организатором террористических актов. Респондентам был задан следующий вопрос: «Как Вы думаете, каким мотивом, в первую очередь, руководствуются террористы?».

Более трети (34,6%) респондентов придерживаются мнения, что мотивом террористов являются религиозные идеи. Четверть (25,6%) ответивших считает, что террористы руководствуются мотивами материального вознаграждения. Каждый восьмой (13,2%) респондент ответил, что мотивом является неверие в то, что проблему можно решить мирным путем. Небольшая часть (6,8%) опрошенных отметили в качестве мотива желание отомстить. Каждый двенадцатый (6,6%) считает, что мотивом является ощущение несправедливости и произвола. Более десятой части (13,2%) затруднились ответить на данный вопрос.

Далее был задан вопрос: «Кто, на Ваш взгляд, является организатором терактов?». Менее половины (43,3%) ответивших считает организатором терактов радикальные исламские группировки. Более четверти (28,0%) респондентов придерживаются мнения, что организаторами террористических актов являются националистические организации. Каждый десятый (10,6%) ответил, что организаторами терактов являются противники политического режима. Менее десятой части (4,2%) опрошенных отметили в качестве организатора терактов обычных людей, доведенных до отчаяния. Более десятой части (13,4%) затруднились ответить на данный вопрос.

Также был задан вопрос: «Как Вы оцениваете вероятность проведения террористических актов в месте Вашего проживания в настоящее время?».

Незначительная часть (1,4%) оценила вероятность проведения террористического акта в месте своего проживания как высокую. Более десятой части (12,3%) респондентов оценивает вероятность проведения террористического акта в месте своего проживания как среднюю. Более половины (65,1%) опрошенных считает, что вероятность проведения террористического акта в месте своего проживания низкая. Таким образом, большинство населения (78,8%) в той или иной степени признают вероятность проведения террористического акта у нас в республике.

Далее был задан вопрос: «Насколько Вы чувствуете себя защищенными от террористических актов?»

Менее десятой части (8,7%) ответила, что полностью чувствует себя защищенной. Около четверти (28,7%) признались, что по большей части чувствуют себя защищенными. Более четверти (25,9%) отметили, что защищены лишь частично. Менее пятой части (18,4%) респондентов признались, что не чувствуют себя защищенными от террористической атаки, более десятой (18,3%) опрошенных затруднились с ответом.

Также был проведен сравнительный анализ ответов жителей районов и городского округа (табл. 1).

Таблица 1.

Насколько Вы чувствуете себя защищенными от террористических актов? сравнительный анализ по местожительству, в %

Защищен По большей части Защищен Полностью Затрудняюсь

защищен лишь частично не защищен ответить

Общее по республике 8,7 28,7 25,9 18,4 18,3

г. Элиста 7,4 32,3 24,4 21,6 14,3

Городовиковский район 0 34,4 8,6 11,4 45,7

Ики-Бурульский район 36,4 27,3 4,5 18,2 13,6

Кетченеровский район 0 13,6 31,8 31,8 22,6

Лаганский район 41 17,9 10,3 20,5 10,3

Малодербетовский 4,5 27,3 18,2 9,1 40,9

Октябрьский район 11,1 22,2 38,9 11,1 16,7

Приютненский район 12,5 29,2 20,8 37,5 0

Сарпинский район 10,7 21,4 28,6 24,4 17,9

Целинный район 0 15 20 10 55

Черноземельский район 4 24 40 20 12

Юстинский район 0 23,8 52,4 14,3 9,5

Яшалтинский район 0 45,5 54,5 0 0

Яшкульский район 0 41,4 34,5 17,2 6,9

В среднем по республике менее десятой части (8,7%) респондентов ответили, что полностью чувствуют себя защищенными. В разрезе районов, наибольшая доля чувствующих себя защищенными в Приютненском районе (12,5% - более десятой части опрошенных), наименьшая - в Городовиковском, Кетченеровском, Целинном, Юстинском, Яшкульском и Яшалтинском районах (0,0% опрошенных).

В среднем по республике более четверти (28,7%) признались, что по большей части чувствуют себя защищенными. Чувствуют себя в большей степени защищенными респонденты проживающие в Яшалтинском районе (45,5%), незащищенными - в Кетченеровском районе (13,6%).

В среднем по республике более четверти (25,9%) отметили, что защищены лишь частично. В разрезе районов наибольшая доля ответивших, что чувствуют себя защищенными лишь частично в Яшалтинском районе (54,5% - более половины опрошенных), наименьшая - в Ики-Бурульском районе (4,5% опрошенных).

В среднем по республике менее пятой части (18,4%) респондентов признались, что не чувствуют себя защищенными от террористической атаки. В разрезе районов наибольшая доля ответивших, что

не чувствуют себя защищенными в Приютненском районе (37,5% - более трети опрошенных), наименьшая - в Яшалтинском районе (4,1% опрошенных).

В соответствии со «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации» должна быть обеспечена защищённость России, её граждан и территории от различных опасностей и угроз, а также то, что обеспечивает потенциал развития России на длительный срок. Однако как показало исследование более пятой части респондентов признались, что полностью не защищены от террористической атаки. Чувство страха — мощная деструктивная эмоция, и воспроизводство ее в полиэтничном регионе под влиянием различных социальных причин способно привести к негативным последствиям: от дальнейшего распространения различных форм девиантного поведения до формирования предпосылок социальной катастрофы. В этой связи нами был проведен корреляционный анализ полученных ответов, который позволил определить социально-демографические характеристики той части населения, которая чувствует себя полностью незащищенной от угрозы террористической атаки (рис. 4).

Как показал сравнительный анализ, чаще так думают женщины, 30-49 лет, со средне-специальным

18,9 18,8

/

Ж

а респонденты населеннее целом

т

Рис. 4. Ответившие, "полностью не защищен", сравнительный анализ, в %

Далее был задан вопрос: «Кто/что способствует распространению информации о возможности участия в террористических группах?». Большинство респондентов (73,4%) придерживается мнения, что, прежде всего, распространению информации о возможности участия в террористических группах способствует всемирная сеть - Интернет. Более трети (36,9%) опрошенных отметили религиозных наставников. Более десятой части (13,9%) считает, что через книги, брошюры, журналы распространяется информация о возможности участия в группах. Менее десятой части отметили:

- 3,5% - соседи, друзья;

- 3,1% - обучение за рубежом;

- 2,1% - родственники.

Далее был задан вопрос: «Приходилось ли Вам лично сталкиваться с информацией, которую распространяют террористические организации?» (рис. 5). В 2020 г. абсолютное большинство (97,4%) респондентов не сталкивались с такой информацией. Небольшая часть (2,6%) признали, что сталкивались с такой информацией. По сравнению с 2019 г. изменения в пределах статистической погрешности.

Многонациональность и поликонфессиональность населения республики не являлись источниками социальной напряженности. Республика Калмыкия в этнополитическом плане в течение длительного периода остается одним из стабильных и спокойных регионов Российской Федерации.

<57. &

Э7Д

Нет

Рис. 5. Приходилось ли Вам лично сталкиваться с информацией, которую распространяют террористические организации?, 2019-2020 гг., в %

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экстремизм и его разновидность терроризм представляют реальную опасность, как для международного сообщества в целом, так и для нашего государства в частности.

Как показало исследование, за 2019-2020 гг. значительных изменений в общественном сознании по проблеме терроризма не произошло. В 2020 г. несколько снизилось количество респондентов, оценивших свое материальное положение как «плохое» и «очень плохое». Однако этот показатель остается все еще высоким, каждый шестой опрошенный житель республики отнес себя к бедным слоям населения. Бедность является показателем пониженного социального статуса личности и становится результатом неравенства людей в обществе и неравного распределения материальных благ между индивидами. Бедность может породить как одиночный, так и групповой терроризм. Одиночный терроризм возникает в ситуации, когда у потенциального террориста не хватает сил, чтобы получить желаемые ресурсы мирным путем. Групповой является формой межгруппового конфликта, решаемого вооруженным путем, и возникает в ситуации, когда одна из конфликтующих групп слишком слаба для того, чтобы вступить в прямое вооруженное противостояние и при этом не видит эффективных средств мирного решения конфликта или не желает этого.

Кроме этого, большинство населения в той или иной степени признают возможность проведения террористического акта у нас в республике.

Также, как показало исследование, менее пятой части респондентов признались, что полностью не защищены от террористической атаки. В условиях пандемии у жителей нашей республики растет чувство страха и незащищённости. Как показал сравнительный анализ по месту жительства, жители шести районов (почти половина районов республики - Городовиковский, Кетченеровский, Целинный, Юстинский, Яшкульский и Яшалтинский) не ответили, что полностью защищены. В разрезе районов, наибольшая доля ответивших, что не чувствует себя защищенной в Приютненском районе. Чувство страха — мощная деструктивная эмоция, и воспроизводство ее в полиэтничном регионе под влиянием различных социальных причин способно привести к негативным последствиям: от дальнейшего распространения различных форм девиантного поведения до формирования предпосылок социальной катастрофы.

По мнению большинство респондентов, главным каналом распространения идеологии терроризма является Интернет. В этой связи рекомендуем усилить мониторинг информационно-телекомуникационной сети Интернет, в целях пресечения распространения экстремистской идеологии и выявления экстремистских материалов, в том числе содержащих призывы к подготовке несогласованных публичных мероприятий.

Вместе с тем на протяжении 2019-2020 гг. доля населения, столкнувшихся с информацией, которую распространяют террористические организации, остается низкой и не превышает 3%.

1. Оконов Б.А. Население Калмыкии о терроризме (по результатам социологического исследования. 2019 г.) // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. 2019. №2 2-2 (39). С. 33-40.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 27.10.2020г.). ст. 205. «Террористический акт». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699 (дата бращения: 02.12.2020 г.)

3. Указ Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_353838 (дата бращения: 02.12.2020 г.)

4. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 08.12.2020г.) «О противодействии терроризму». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_38840 (дата бращения: 02.12.2020 г.)

10.24412/2071-7830-2020-41-42-45 САНДЖИЕВ Ю.Б.

УЧАСТИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ

В ГОРОДСКИХ СООБЩЕСТВАХ

БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия,

tictac2003@bk. гы

Аннотация. В статье исследуются формы участия органов государственной и муниципальной власти в регулировании этнокультурных процессов в городских сообществах. Объектом настоящей статьи выступает сфера местного самоуправления городским сообществом, предметом - влияние органов государственной власти на регулирование этнокультурных процессов в муниципалитете. Цель настоящей статьи - исследование основных методов оценки форм взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в этнокультурных аспектах развития местного сообщества.

Ключевые слова: органы государственной власти, местное самоуправление, городское сообщество, центр управления регионом, цифровизация, обратная связь, город Элиста.

Формы участия органов государственной власти в регулировании процессов в городских сообществах в целом имеют отражение в Конституции РФ, законах, регулирующих полномочия органов государственной власти, а также в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В силу необходимости участия государственных органов власти в жизни муниципалитетов иногда происходит пересечение полномочий органов региональной власти и местного самоуправления (далее - МСУ). На законодательном уровне функции органов государственной власти и местного самоуправления разделены, однако в реальной жизни их деятельность тесно взаимосвязана, и эффективность общих усилий по улучшению городской жизни многим очевидна.

В частности, 23 ноября 2020 года сенатор от Бурятии Вячеслав Наговицын выступил в Совете Федерации с предложением организовать информационное пространство для взаимодействия органов местного самоуправления и федеральных органов государственной власти [6]. Обмен мнениями муниципалитетов и государственных органов происходил в формате заседания комиссии при Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления. Целью мероприятия был сбор лучших практик органов МСУ по решению вопросов местного значения. По результатам встречи предполагалось внести поправки в КоАП. Такое взаимодействие делает актуальным исследование роли государственных органов на местном уровне.

Примером городских сообществ, в масштабе которых себя активно проявляют государственные органы, являются, прежде всего, административные центры регионов России. Объектом настоящей статьи выступает сфера местного самоуправления городским сообществом. Предметом - влияние органов государственной власти на регулирование этнокультурных процессов в муниципалитете. Цель настоящей статьи - исследование основных методов оценки форм взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления в этнокультурных аспектах развития местного самоуправления на примере городского сообщества.

В настоящем исследовании понятие «городское сообщество» будет рассмотрено в общем виде, как население всех национальностей и вероисповеданий, проживающее в границах города, в интересах которого осуществляется местное самоуправление [3, с. 430]. Речь, прежде всего, идёт о жителях городов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.