Научная статья на тему 'ТЕРРОРИЗМ КАК ФАКТОР РИСКА В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА)'

ТЕРРОРИЗМ КАК ФАКТОР РИСКА В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
79
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
массовый опрос / терроризм / Республика Калмыкия / Questioning / terrorism / the Republic of Kalmykia

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Оконов Б. А.

В статье представлены результаты массового опроса жителей столицы Республики Калмыкия – г. Элиста, об их отношении к такому явлению, как терроризм. В статье по результатам опроса выделены факторы риска возникновения террористических угроз в современном городе. По материалам исследования предложены рекомендации по повышению эффективности комплексного плана по противодействию идеологии терроризма в Республике Калмыкия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRORISM AS A FACTOR OF RISK IN THE MODERN CITY (BASED ON THE MATERIALS OF SOCIOLOGICAL MONITORING)

The article presents the results of a mass debriefing of residents of the capital of the Republic of Kalmykia Elista, about their attitude to such phenomenon as terrorism. Based on the debriefing results, the article highlights the factors of risk for the terrorist threats emergence in a modern city. Based on the research materials, recommendations are proposed for increasing the effectiveness of a comprehensive plan to counter the ideology of terrorism in the Republic of Kalmykia.

Текст научной работы на тему «ТЕРРОРИЗМ КАК ФАКТОР РИСКА В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА)»

Мы видим высокий процент тех, кто хотел бы знать об обычаях, традициях, истории тех народов, представители которых живут в республике, среди них - 55,6% калмыков, 66,7% русских и 57,9% людей другой национальности. Среди тех, кто заинтересован в получении информации подобного рода студентов и работающих - 54,6%, безработных - 62,5%, домохозяек - 78,6%, пенсионеров - 70,4%. Высокий процент утвердительных ответов на заданный вопрос среди домохозяек и пенсионеров может быть вызван тем, что наличие свободного времени повышает интерес к тому, на что мешает обращать внимание высокая занятость.

Таким образом, выявление проблемных вопросов и тенденций развития межнациональных отношений населения любого региона и города России, в конечном счете, позволит органам власти всех уровней проводить взвешенную, научно-обоснованную национальную политику, направленную на снижение уровня конфликтности в межнациональных отношениях. Городские власти заинтересованы в налаживании эффективного взаимодействия власти и представителей НКОО с целью укрепления и развития межнациональных отношений, утверждения межнационального согласия. Все это формирует у граждан толерантность, взаимопонимание, уважение к другим народам. Грамотная национальная политика позволяет этносам не только интегрироваться в единое сообщество, сохраняя свою самобытность, но и «не раствориться» в другом этносе. Но с другой стороны, как показывают события в других регионах, да и в республике, любая неосторожность, происшествие или еще какое-то острое событие может вмиг изменить межнациональную стабильность в городском сообществе. Поэтому недопущение конфликтов, обеспечение стабильности и развитие толерантных отношений является одной из первостепенных задач городских властей в полиэтничном сообществе.

1. Муслимзаде Д.М. Анализ некоторых аспектов гражданской идентичности // История и педагогика естествознания. 2018. № 3. С. 20-23.

2. Национальный состав и владение языками, гражданство: итоги Всероссийской переписи населения 2010 года / Территориальный орган Федеральной службы гос. статистики по Республике Калмыкия. Элиста, 2013. 841 с.

3. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2018 года [Электронный ресурс]. URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/rating_regions_2019.pdf (дата обращения: 11.05.2020).

4. Рейтинг российских регионов по качеству жизни - 2019 [Электронный ресурс]. URL: https:// ria.ru/20200217/1564483827.html (дата обращения: 23.06.2020).

5. Тадышева Н.О. Межэтнические и межконфессиональные отношения в республике Алтай [Электронный ресурс] // Мир Большого Алтая. 2017. №3 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ mezhetnicheskie-i-mezhkonfessionalnye-otnosheniya-v-respublike-altay (дата обращения: 30.06.2020).

6. Шергалиева М.Т. К методологии проблемы идентичностей: социальная, личная, этническая и гражданская // Система ценностей современного общества. 2014. №33. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/k-metodologii-problemy-identichnostey-sotsialnaya-lichnaya-etnicheskaya-i-grazhdanskaya (дата обращения 30.06.2020.

DOI: 10.24411/2071-7830-2020-10010 ОКОНОВ Б.А.

ТЕРРОРИЗМ КАК ФАКТОР РИСКА В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА)

БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия,

vostok8 0@mail. т

Аннотация: В статье представлены результаты массового опроса жителей столицы Республики Калмыкия - г. Элиста, об их отношении к такому явлению, как терроризм. В статье по результатам опроса выделены факторы риска возникновения террористических угроз в современном городе. По материалам исследования предложены рекомендации по повышению эффективности комплексного плана по противодействию идеологии терроризма в Республике Калмыкия.

Ключевые слова: массовый опрос, терроризм, Республика Калмыкия.

Одним из ключевых направлений борьбы с экстремизмом и терроризмом является профилактика. Особо следует отметить о необходимости предупредительно-профилактической работы по отслеживанию и принятию мер к ликвидации экстремистско-националистических и экстремистско-террористических сайтов в Интернете, активно пропагандирующих идеологию экстремизма, национализма и терроризма, содержащих призывы к совершению преступлений экстремистской и террористической направленности, а также подробные инструкции по изготовлению взрывных устройств, совершению террористических актов, "националистических" убийств и т.п.

Подобная работа по противодействию экстремистской и террористической деятельности осуществляется республиканскими органами власти, правоохранительными органами и органами местного самоуправления, научными организациями, которые в пределах своей компетенции в приоритетном направлении проводят профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение угрозы экстремизма и терроризма.

Научно-исследовательским центром по профилактике и противодействию экстремизму и терроризму на регулярной основе проводятся массовые опросы населения [2]. В 2019 году проведено социологическое исследование о влиянии идеологии терроризма на общественно-политическую ситуацию в субъектах Российской Федерации и об эффективности деятельности органов государственной власти в области противодействия идеологии терроризма. Исследование проводилось в соответствии с мероприятиями, предусмотренными «Комплексным (сводным) планом противодействия идеологии терроризма в Республике Калмыкия на 2019 год», пункт 4.4.1.

Понимание сущности экстремизма, особенностей межэтнических и межконфессиональных отношений в обществе необходимо для эффективной работы по раннему предупреждению возникновения различных проявлений экстремизма. В этой связи представляется интересным отношение жителей г. Элиста -столицы Республики Калмыкия - к такому явлению, как экстремизм.

По результатам социологического исследования сделаны некоторые выводы и предложены рекомендации по повышению эффективности комплексного плана по противодействию идеологии терроризма в Республике Калмыкия.

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСПОНДЕНТОВ

Согласно разработанной выборке было опрошено 199 респондентов. Из них мужчины составили 46,0%, женщины - 54,0%.

Опрошенные респонденты представлены следующими возрастными группами: 18-29 лет - 22,6%, 30-49 лет - 55,8%, 50-59 лет - 14,6%, 60 лет и старше - 7,0% (рис. 1).

Рис. 1. Возраст респондентов, в %

Как показано (рис. 2), лиц без образования и с начальным образованием среди опрошенных жителей столицы было крайне мало (1,0%). Небольшая часть (10,5%) - с неполным средним и средним образованием. Каждый седьмой (14,1%) респондент со средним специальным образованием. Абсолютное большинство городских жителей (81,4%) - респонденты с высшим и неоконченным высшим образованиями.

3.5

14,1

Начальное образование, без образования Неполное среднее, среднее образование Среднее специальное образование I Высшее, неоконченное высшее образование

Рис. 2. Образование респондентов, в %

В процессе исследования мы попытались выявить оценку материального состояния жителей республики. По своему материальному положению респонденты распределились следующим образом (рис. 3). Небольшая часть (0,5%) опрошенных городских жителей оценили свое материальное положение, как очень хорошее. Более десятой части (10,6%) граждан дали ответ, что они оценивают свое материальное положение, как хорошее. Большинство горожан (67,8%) ответили, что оценивают свое материальное положение, как среднее. Менее пятой части опрошенных (16,1%) жителей столицы оценили свое материальное положение как плохое. Небольшая часть (12,5%) респондентов оценили свое материальное положение, как очень плохое. Небольшая часть (2,5%) ответивших не смогла или не пожелала дать точного ответа на поставленный вопрос.

80 60 40 20 0

67,8

16,1 111

10,6 0,5 2,5 2,5

0,5% - очень хорошее 10,6% - хорошее 67,8% - среднее 16,1% - плохое 2,5% - очень плохое

Рис. 3. Материальное положение, в %

Выборочный массив представлен следующими этническими группами: калмыки - 76,4%, русские 19,6%, другая национальность (немцы, казахи, туркмены, украинцы) - 4,0% (рис. 4).

4,0

калмыки

русские

другие национальности

Рис. 4. Этнические группы, в %

Выбор исследуемых групп был произведен случайным методом. Для проведения социологического опроса была разработана анкета, которая состояла из 20 вопросов, в большинстве своем закрытого типа. Анкетирование было произведено раздаточным способом, все анкеты были анонимными.

1

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В Российской Федерации за возбуждение вражды по национальному признаку предусмотрена уголовная ответственность, согласно статье 282 УК РФ. Сюда можно отнести распространение расистской, экстремистской, сепаратистской и других подобных идеологий, а так же провокации на межэтнические конфликты. Как показал проведенный опрос, граждане нашей республики практически не сталкивались с информацией, которую распространяют террористические организации.

На вопрос о том, «Приходилось ли Вам лично сталкиваться с информацией, которую распространяют террористические организации?» абсолютное большинство (97,5%) респондентов ответило, что не сталкивались с такой информацией (рис. 5).

97

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

■ Да ■ Нет

Рис. 5. «Приходилось ли Вам лично сталкиваться с информацией, которую распространяют

террористические организации?», в %

Небольшая часть (2,5%) признали, что сталкивались с такой информацией. Корреляции по возрасту, полу, образованию опрошенных четких тенденций и взаимосвязей не выявили.

Далее был задан вопрос о том, «Кто/что способствует распространению информации о возможности участия в террористических группах?» (рис. 6).

■ Затрудняюсь ответить

■ Родственники

■ Соседи, друзья

■ Обучение за рубежом

■ Книги, журналы, брошюры

■ Религиозные наставники 0,00% 50,00% 100,00%

■ Интернет

Рис. 6. «Кто/что способствует распространению информации о возможности участия

в террористических группах?», в %

Большинство респондентов (72,7%) придерживается мнения, что прежде всего распространению информации о возможности участия в террористических группах способствует всемирная сеть Интернет. Более трети (36,0%) опрошенных отметили религиозных наставников.

Каждый десятый (10,1%) считает, что через книги, брошюры, журналы распространяется информация о возможности участия в группах. Менее десятой части отметили:

8,4% - обучение за рубежом; 4,7% - родственники; 4,7% - соседи, друзья 12,6 - затрудняюсь ответить.

Как показало исследование, по мнению большинства респондентов, главным каналом распространения идеологии терроризма является Интернет.

Далее был задан вопрос о том, «Кто, в первую очередь, должен противодействовать распространению радикальных взглядов?» (рис. 7).

■ Политические партии

■ Специалисты по пропаганде

■ Президент В. Путин

■ Педагоги учебных заведений

■ Религиозные наставники

■ Общественные организации

■ Полиция

■ Региональные и местные власти

0 20 40 60 80 "Спецслужбы

Рис. 7. «Кто, в первую очередь, должен противодействовать распространению радикальных взглядов?», в %

Большинство респондентов (70,7%) придерживается мнения, что прежде всего противодействовать распространению радикальных взглядов должны спецслужбы. Около трети (30,5%) опрошенных отметили региональные власти. Каждый четвертый (26,6%) считает, что полиция должна в первую очередь противодействовать распространению радикальных взглядов. Менее пятой части (18,7%) отметили общественные организации и (17,7%) религиозных наставников. Каждый шестой (15,8%) считает, что педагоги учебных заведений и почти столько же (15,3%) считает, что президент В. Путин должен противодействовать распространению радикальных взглядов. Более десятой части 15,0% отметили специалистов по пропаганде и 10,6% отметили политические партии.

Далее был задан вопрос о том, «Возможны ли вообще террористические акты по месту Вашего жительства?» (рис. 8).

19,1 53,8 8,5 18,6

0% 20% 40% 60% 80% 100%

■ Возможны ■ Маловероятны ■ Практически невозможны Затрудняюсь ответить

Рис. 8. "Возможны ли террористические акты у нас в республике?", в %

Менее десятой части (8,5%) респондентов отрицает возможность проведения в регионе террористического акта.

Пятая часть (19,1%) респондентов придерживается мнения, что террористические акты возможны у нас в регионе. Более половины (53,8%) опрошенных считает, что террористические акты на территории нашей республики маловероятны. Таким образом, большинство опрошенных горожан (72,9%) в той или иной степени признают возможность проведения террористического акта по месту жительства, 18,6% затрудняются ответить.

Экстремистская идеология с одной стороны заключается в пропаганде, в распространении на социальные слои общества, в охвате наибольшей численности людей, с другой стороны, это противоправные действия, предусматривающие насильственные меры, направленные на запугивание основного населения. В этой связи представлялось интересным, насколько чувствуют защищенными себя наши столичные жители (рис. 9).

40 35 30 25 20 15 10 5 0

33,7

23,6

19,1

2,5

1

□ Защищен

□ По большей части защищен

□ Защищен лишь частично

□ Полностью не защищен

□ Затрудняюсь ответить

Рис. 9. "Насколько Вы чувствуете себя защищенными от террористических актов?", в %

Небольшая часть (2,5%) респондентов чувствует себя полностью защищенными от террористических актов.

Следует отметить, что каждый пятый опрошенный затруднился с ответом.

Треть (33,7%) респондентов придерживается мнения, что по большей части защищены от террористических актов. Менее четверти (23,6%) опрошенных считает, что защищены лишь частично. Таким образом, большинство опрошенных горожан (57,3%) в той или иной степени признают, что не полностью защищены от террористических актов, 21,1% - полностью не защищены.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Национальный состав населения Республики Калмыкия насчитывает более 40 национальностей, большинство из которых калмыки (53,3%), русские (33,6%), даргинцы, чеченцы, турки-месхетинцы [1]. В регионе представлены все основные религии. Вместе с тем, многонациональность и поликонфессиональность населения республики не являлись источниками социальной напряженности. Республика Калмыкия в этнополитическом плане в течение длительного периода остается одним из стабильных и спокойных регионов Российской Федерации. В значительной степени это результат усилий органов государственной власти, институтов гражданского общества, неизменно направленных на поддержание и укрепление межнационального и межконфессионального взаимопонимания и согласия.

Несмотря на это, экстремизм и его разновидность терроризм представляют реальную опасность, как для международного сообщества в целом, так и для нашего государства, в частности.

Необходимо отметить, что каждый пятый опрошенный столичный житель оценил свое материальное положение, как «плохое» и «очень плохое». Бедность является показателем пониженного социального статуса личности и становится результатом неравенства людей в обществе и неравного распределения материальных благ между индивидами. Бедность может породить как одиночный, так и групповой терроризм.

Как показало исследование, по мнению большинства респондентов, главным каналом распространения идеологии терроризма является всемирная сеть Интернет.

Кроме этого, большинство жителей г. Элиста в той или иной степени признают возможность проведения террористического акта у нас в республике. Кроме того, большинство опрошенных горожан

признают, что не полностью защищены от террористических актов. Чувство страха и неопределенности в условиях современного социально-экономического кризиса может вызвать рост экстремистских проявлений.

1. Национальный состав и владение языками, гражданство: итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РК. Элиста, 2013. 841 с.

2. Оконов Б.А. Об итогах социологического исследования по изучению причин и условий, способствующих распространению террористических и экстремистских идей в Республике Калмыкия / / Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. 2019. № 1 (38). С. 86-92.

DOI: 10.24411/2071-7830-2020-10011 ЧЕМИДОВА Л.С.

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ИНФРАСТРУКТУРОЙ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

КАЛМЫКИИ

БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия,

lusara@mail. т

Аннотация. В статье описаны некоторые результаты социологического исследования уровня жизни сельского населения в аспекте удовлетворенности населения благоустройством и состоянием инфраструктуры сельских поселений в Республике Калмыкия. Целью исследования было выявить уровень жизни через самоощущение сельских жителей Республики Калмыкия.

Ключевые слова: комфортная среда, благоустройство, социальная инфраструктура, уровень жизни сельского населения.

Развитие сельских территорий Российской Федерации является стратегически важным направлением развития экономики страны в наше время. Однако, низкое качество жизни, а порой устаревшие условия существования сельского населения, оторванность сельских поселений от научно-технических достижений XXI в., недостаточная вовлеченность сельского населения в практики гражданского общества, слабое развитие транспортной инфраструктуры и средств связи не позволяют реализовать потенциал сельских территорий в полной мере.

Республика Калмыкия - аграрный регион, как субъект Российской Федерации входит в состав Южного Федерального округа. Численность сельского населения традиционно в нашем регионе превышало численность городского, поэтому приоритетом в политике развития региона всегда было развитие аграрного сектора и сельских территорий.

Подтверждением этих тенденций является утверждение и реализация государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» в мае 2019 года [3 ], целями которой являются:

• сохранение доли сельского населения в общей численности населения Российской Федерации на уровне не менее 25,3 процента в 2025 году;

• достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 80 процентов в 2025 году;

• повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50 процентов в 2025 году.

Данная программа содержит подпрограмму «Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях», которая предполагает выделение финансовых средств на развитие инженерной, транспортной инфраструктуры на сельских территориях, а также благоустройство сельских населённых пунктов. Несмотря на то, что доля сельского населения в общей численности населения в Калмыкии всегда превышала долю городского населения (рис. 1), отрицательная динамика прироста сельского населения свидетельствует о наличии проблем и отсутствии условий, благоприятных для развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.