Мы видим высокий процент тех, кто хотел бы знать об обычаях, традициях, истории тех народов, представители которых живут в республике, среди них - 55,6% калмыков, 66,7% русских и 57,9% людей другой национальности. Среди тех, кто заинтересован в получении информации подобного рода студентов и работающих - 54,6%, безработных - 62,5%, домохозяек - 78,6%, пенсионеров - 70,4%. Высокий процент утвердительных ответов на заданный вопрос среди домохозяек и пенсионеров может быть вызван тем, что наличие свободного времени повышает интерес к тому, на что мешает обращать внимание высокая занятость.
Таким образом, выявление проблемных вопросов и тенденций развития межнациональных отношений населения любого региона и города России, в конечном счете, позволит органам власти всех уровней проводить взвешенную, научно-обоснованную национальную политику, направленную на снижение уровня конфликтности в межнациональных отношениях. Городские власти заинтересованы в налаживании эффективного взаимодействия власти и представителей НКОО с целью укрепления и развития межнациональных отношений, утверждения межнационального согласия. Все это формирует у граждан толерантность, взаимопонимание, уважение к другим народам. Грамотная национальная политика позволяет этносам не только интегрироваться в единое сообщество, сохраняя свою самобытность, но и «не раствориться» в другом этносе. Но с другой стороны, как показывают события в других регионах, да и в республике, любая неосторожность, происшествие или еще какое-то острое событие может вмиг изменить межнациональную стабильность в городском сообществе. Поэтому недопущение конфликтов, обеспечение стабильности и развитие толерантных отношений является одной из первостепенных задач городских властей в полиэтничном сообществе.
1. Муслимзаде Д.М. Анализ некоторых аспектов гражданской идентичности // История и педагогика естествознания. 2018. № 3. С. 20-23.
2. Национальный состав и владение языками, гражданство: итоги Всероссийской переписи населения 2010 года / Территориальный орган Федеральной службы гос. статистики по Республике Калмыкия. Элиста, 2013. 841 с.
3. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2018 года [Электронный ресурс]. URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/rating_regions_2019.pdf (дата обращения: 11.05.2020).
4. Рейтинг российских регионов по качеству жизни - 2019 [Электронный ресурс]. URL: https:// ria.ru/20200217/1564483827.html (дата обращения: 23.06.2020).
5. Тадышева Н.О. Межэтнические и межконфессиональные отношения в республике Алтай [Электронный ресурс] // Мир Большого Алтая. 2017. №3 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ mezhetnicheskie-i-mezhkonfessionalnye-otnosheniya-v-respublike-altay (дата обращения: 30.06.2020).
6. Шергалиева М.Т. К методологии проблемы идентичностей: социальная, личная, этническая и гражданская // Система ценностей современного общества. 2014. №33. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/k-metodologii-problemy-identichnostey-sotsialnaya-lichnaya-etnicheskaya-i-grazhdanskaya (дата обращения 30.06.2020.
DOI: 10.24411/2071-7830-2020-10010 ОКОНОВ Б.А.
ТЕРРОРИЗМ КАК ФАКТОР РИСКА В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА)
БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия,
vostok8 0@mail. т
Аннотация: В статье представлены результаты массового опроса жителей столицы Республики Калмыкия - г. Элиста, об их отношении к такому явлению, как терроризм. В статье по результатам опроса выделены факторы риска возникновения террористических угроз в современном городе. По материалам исследования предложены рекомендации по повышению эффективности комплексного плана по противодействию идеологии терроризма в Республике Калмыкия.
Ключевые слова: массовый опрос, терроризм, Республика Калмыкия.
Одним из ключевых направлений борьбы с экстремизмом и терроризмом является профилактика. Особо следует отметить о необходимости предупредительно-профилактической работы по отслеживанию и принятию мер к ликвидации экстремистско-националистических и экстремистско-террористических сайтов в Интернете, активно пропагандирующих идеологию экстремизма, национализма и терроризма, содержащих призывы к совершению преступлений экстремистской и террористической направленности, а также подробные инструкции по изготовлению взрывных устройств, совершению террористических актов, "националистических" убийств и т.п.
Подобная работа по противодействию экстремистской и террористической деятельности осуществляется республиканскими органами власти, правоохранительными органами и органами местного самоуправления, научными организациями, которые в пределах своей компетенции в приоритетном направлении проводят профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение угрозы экстремизма и терроризма.
Научно-исследовательским центром по профилактике и противодействию экстремизму и терроризму на регулярной основе проводятся массовые опросы населения [2]. В 2019 году проведено социологическое исследование о влиянии идеологии терроризма на общественно-политическую ситуацию в субъектах Российской Федерации и об эффективности деятельности органов государственной власти в области противодействия идеологии терроризма. Исследование проводилось в соответствии с мероприятиями, предусмотренными «Комплексным (сводным) планом противодействия идеологии терроризма в Республике Калмыкия на 2019 год», пункт 4.4.1.
Понимание сущности экстремизма, особенностей межэтнических и межконфессиональных отношений в обществе необходимо для эффективной работы по раннему предупреждению возникновения различных проявлений экстремизма. В этой связи представляется интересным отношение жителей г. Элиста -столицы Республики Калмыкия - к такому явлению, как экстремизм.
По результатам социологического исследования сделаны некоторые выводы и предложены рекомендации по повышению эффективности комплексного плана по противодействию идеологии терроризма в Республике Калмыкия.
СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСПОНДЕНТОВ
Согласно разработанной выборке было опрошено 199 респондентов. Из них мужчины составили 46,0%, женщины - 54,0%.
Опрошенные респонденты представлены следующими возрастными группами: 18-29 лет - 22,6%, 30-49 лет - 55,8%, 50-59 лет - 14,6%, 60 лет и старше - 7,0% (рис. 1).
Рис. 1. Возраст респондентов, в %
Как показано (рис. 2), лиц без образования и с начальным образованием среди опрошенных жителей столицы было крайне мало (1,0%). Небольшая часть (10,5%) - с неполным средним и средним образованием. Каждый седьмой (14,1%) респондент со средним специальным образованием. Абсолютное большинство городских жителей (81,4%) - респонденты с высшим и неоконченным высшим образованиями.
3.5
14,1
Начальное образование, без образования Неполное среднее, среднее образование Среднее специальное образование I Высшее, неоконченное высшее образование
Рис. 2. Образование респондентов, в %
В процессе исследования мы попытались выявить оценку материального состояния жителей республики. По своему материальному положению респонденты распределились следующим образом (рис. 3). Небольшая часть (0,5%) опрошенных городских жителей оценили свое материальное положение, как очень хорошее. Более десятой части (10,6%) граждан дали ответ, что они оценивают свое материальное положение, как хорошее. Большинство горожан (67,8%) ответили, что оценивают свое материальное положение, как среднее. Менее пятой части опрошенных (16,1%) жителей столицы оценили свое материальное положение как плохое. Небольшая часть (12,5%) респондентов оценили свое материальное положение, как очень плохое. Небольшая часть (2,5%) ответивших не смогла или не пожелала дать точного ответа на поставленный вопрос.
80 60 40 20 0
67,8
16,1 111
10,6 0,5 2,5 2,5
0,5% - очень хорошее 10,6% - хорошее 67,8% - среднее 16,1% - плохое 2,5% - очень плохое
Рис. 3. Материальное положение, в %
Выборочный массив представлен следующими этническими группами: калмыки - 76,4%, русские 19,6%, другая национальность (немцы, казахи, туркмены, украинцы) - 4,0% (рис. 4).
4,0
калмыки
русские
другие национальности
Рис. 4. Этнические группы, в %
Выбор исследуемых групп был произведен случайным методом. Для проведения социологического опроса была разработана анкета, которая состояла из 20 вопросов, в большинстве своем закрытого типа. Анкетирование было произведено раздаточным способом, все анкеты были анонимными.
1
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В Российской Федерации за возбуждение вражды по национальному признаку предусмотрена уголовная ответственность, согласно статье 282 УК РФ. Сюда можно отнести распространение расистской, экстремистской, сепаратистской и других подобных идеологий, а так же провокации на межэтнические конфликты. Как показал проведенный опрос, граждане нашей республики практически не сталкивались с информацией, которую распространяют террористические организации.
На вопрос о том, «Приходилось ли Вам лично сталкиваться с информацией, которую распространяют террористические организации?» абсолютное большинство (97,5%) респондентов ответило, что не сталкивались с такой информацией (рис. 5).
97
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
■ Да ■ Нет
Рис. 5. «Приходилось ли Вам лично сталкиваться с информацией, которую распространяют
террористические организации?», в %
Небольшая часть (2,5%) признали, что сталкивались с такой информацией. Корреляции по возрасту, полу, образованию опрошенных четких тенденций и взаимосвязей не выявили.
Далее был задан вопрос о том, «Кто/что способствует распространению информации о возможности участия в террористических группах?» (рис. 6).
■ Затрудняюсь ответить
■ Родственники
■ Соседи, друзья
■ Обучение за рубежом
■ Книги, журналы, брошюры
■ Религиозные наставники 0,00% 50,00% 100,00%
■ Интернет
Рис. 6. «Кто/что способствует распространению информации о возможности участия
в террористических группах?», в %
Большинство респондентов (72,7%) придерживается мнения, что прежде всего распространению информации о возможности участия в террористических группах способствует всемирная сеть Интернет. Более трети (36,0%) опрошенных отметили религиозных наставников.
Каждый десятый (10,1%) считает, что через книги, брошюры, журналы распространяется информация о возможности участия в группах. Менее десятой части отметили:
8,4% - обучение за рубежом; 4,7% - родственники; 4,7% - соседи, друзья 12,6 - затрудняюсь ответить.
Как показало исследование, по мнению большинства респондентов, главным каналом распространения идеологии терроризма является Интернет.
Далее был задан вопрос о том, «Кто, в первую очередь, должен противодействовать распространению радикальных взглядов?» (рис. 7).
■ Политические партии
■ Специалисты по пропаганде
■ Президент В. Путин
■ Педагоги учебных заведений
■ Религиозные наставники
■ Общественные организации
■ Полиция
■ Региональные и местные власти
0 20 40 60 80 "Спецслужбы
Рис. 7. «Кто, в первую очередь, должен противодействовать распространению радикальных взглядов?», в %
Большинство респондентов (70,7%) придерживается мнения, что прежде всего противодействовать распространению радикальных взглядов должны спецслужбы. Около трети (30,5%) опрошенных отметили региональные власти. Каждый четвертый (26,6%) считает, что полиция должна в первую очередь противодействовать распространению радикальных взглядов. Менее пятой части (18,7%) отметили общественные организации и (17,7%) религиозных наставников. Каждый шестой (15,8%) считает, что педагоги учебных заведений и почти столько же (15,3%) считает, что президент В. Путин должен противодействовать распространению радикальных взглядов. Более десятой части 15,0% отметили специалистов по пропаганде и 10,6% отметили политические партии.
Далее был задан вопрос о том, «Возможны ли вообще террористические акты по месту Вашего жительства?» (рис. 8).
19,1 53,8 8,5 18,6
0% 20% 40% 60% 80% 100%
■ Возможны ■ Маловероятны ■ Практически невозможны Затрудняюсь ответить
Рис. 8. "Возможны ли террористические акты у нас в республике?", в %
Менее десятой части (8,5%) респондентов отрицает возможность проведения в регионе террористического акта.
Пятая часть (19,1%) респондентов придерживается мнения, что террористические акты возможны у нас в регионе. Более половины (53,8%) опрошенных считает, что террористические акты на территории нашей республики маловероятны. Таким образом, большинство опрошенных горожан (72,9%) в той или иной степени признают возможность проведения террористического акта по месту жительства, 18,6% затрудняются ответить.
Экстремистская идеология с одной стороны заключается в пропаганде, в распространении на социальные слои общества, в охвате наибольшей численности людей, с другой стороны, это противоправные действия, предусматривающие насильственные меры, направленные на запугивание основного населения. В этой связи представлялось интересным, насколько чувствуют защищенными себя наши столичные жители (рис. 9).
40 35 30 25 20 15 10 5 0
33,7
23,6
19,1
2,5
1
□ Защищен
□ По большей части защищен
□ Защищен лишь частично
□ Полностью не защищен
□ Затрудняюсь ответить
Рис. 9. "Насколько Вы чувствуете себя защищенными от террористических актов?", в %
Небольшая часть (2,5%) респондентов чувствует себя полностью защищенными от террористических актов.
Следует отметить, что каждый пятый опрошенный затруднился с ответом.
Треть (33,7%) респондентов придерживается мнения, что по большей части защищены от террористических актов. Менее четверти (23,6%) опрошенных считает, что защищены лишь частично. Таким образом, большинство опрошенных горожан (57,3%) в той или иной степени признают, что не полностью защищены от террористических актов, 21,1% - полностью не защищены.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Национальный состав населения Республики Калмыкия насчитывает более 40 национальностей, большинство из которых калмыки (53,3%), русские (33,6%), даргинцы, чеченцы, турки-месхетинцы [1]. В регионе представлены все основные религии. Вместе с тем, многонациональность и поликонфессиональность населения республики не являлись источниками социальной напряженности. Республика Калмыкия в этнополитическом плане в течение длительного периода остается одним из стабильных и спокойных регионов Российской Федерации. В значительной степени это результат усилий органов государственной власти, институтов гражданского общества, неизменно направленных на поддержание и укрепление межнационального и межконфессионального взаимопонимания и согласия.
Несмотря на это, экстремизм и его разновидность терроризм представляют реальную опасность, как для международного сообщества в целом, так и для нашего государства, в частности.
Необходимо отметить, что каждый пятый опрошенный столичный житель оценил свое материальное положение, как «плохое» и «очень плохое». Бедность является показателем пониженного социального статуса личности и становится результатом неравенства людей в обществе и неравного распределения материальных благ между индивидами. Бедность может породить как одиночный, так и групповой терроризм.
Как показало исследование, по мнению большинства респондентов, главным каналом распространения идеологии терроризма является всемирная сеть Интернет.
Кроме этого, большинство жителей г. Элиста в той или иной степени признают возможность проведения террористического акта у нас в республике. Кроме того, большинство опрошенных горожан
признают, что не полностью защищены от террористических актов. Чувство страха и неопределенности в условиях современного социально-экономического кризиса может вызвать рост экстремистских проявлений.
1. Национальный состав и владение языками, гражданство: итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РК. Элиста, 2013. 841 с.
2. Оконов Б.А. Об итогах социологического исследования по изучению причин и условий, способствующих распространению террористических и экстремистских идей в Республике Калмыкия / / Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. 2019. № 1 (38). С. 86-92.
DOI: 10.24411/2071-7830-2020-10011 ЧЕМИДОВА Л.С.
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ИНФРАСТРУКТУРОЙ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ
КАЛМЫКИИ
БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия,
lusara@mail. т
Аннотация. В статье описаны некоторые результаты социологического исследования уровня жизни сельского населения в аспекте удовлетворенности населения благоустройством и состоянием инфраструктуры сельских поселений в Республике Калмыкия. Целью исследования было выявить уровень жизни через самоощущение сельских жителей Республики Калмыкия.
Ключевые слова: комфортная среда, благоустройство, социальная инфраструктура, уровень жизни сельского населения.
Развитие сельских территорий Российской Федерации является стратегически важным направлением развития экономики страны в наше время. Однако, низкое качество жизни, а порой устаревшие условия существования сельского населения, оторванность сельских поселений от научно-технических достижений XXI в., недостаточная вовлеченность сельского населения в практики гражданского общества, слабое развитие транспортной инфраструктуры и средств связи не позволяют реализовать потенциал сельских территорий в полной мере.
Республика Калмыкия - аграрный регион, как субъект Российской Федерации входит в состав Южного Федерального округа. Численность сельского населения традиционно в нашем регионе превышало численность городского, поэтому приоритетом в политике развития региона всегда было развитие аграрного сектора и сельских территорий.
Подтверждением этих тенденций является утверждение и реализация государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» в мае 2019 года [3 ], целями которой являются:
• сохранение доли сельского населения в общей численности населения Российской Федерации на уровне не менее 25,3 процента в 2025 году;
• достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 80 процентов в 2025 году;
• повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50 процентов в 2025 году.
Данная программа содержит подпрограмму «Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях», которая предполагает выделение финансовых средств на развитие инженерной, транспортной инфраструктуры на сельских территориях, а также благоустройство сельских населённых пунктов. Несмотря на то, что доля сельского населения в общей численности населения в Калмыкии всегда превышала долю городского населения (рис. 1), отрицательная динамика прироста сельского населения свидетельствует о наличии проблем и отсутствии условий, благоприятных для развития.