Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
62
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межэтнические отношения / мониторинг / молодежь / толерантность / межэтнические конфликты / Республика Калмыкия.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бурвинова А.А.

В статье на основе эмпирических данных представлены результаты мониторинга межэтнических отношений в образовательных учреждениях Республики Калмыкия. Сделан вывод о том, что ситуация в сфере межэтнического взаимодействия в целом благоприятная, особых противоречий, межэтнических конфликтов в образовательной среде в настоящее время не имеется и не прогнозируется. Уровень этнической толерантности среди учащихся достаточно высокий, большинство опрошенных не сталкивались с оскорблениями или насильственными действиями из-за национальной принадлежности в стенах своих учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Таким образом, в целях противодействия использования фейковой информации для дискредитации ВС РФ законодателем сформирована достаточная правовая база. Однако в ходе правоприменительной практики предстоит оценить её практическую эффективность. Поскольку санкции новых статейУК РФдостаточно суровы, их должно быть достаточно для того, чтобы свести к минимуму уровень дезинформации в отношении российской армии и государственных органов и их действий за пределами территории России и снизить уровень негативного информационного влияния на широкую аудиторию, тем самым, усилив меры обеспечения безопасности государства.

Список литературы

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации,1996. - № 25. Ст. 2954.

2. Федеральный закон от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002. - №30. Ст. 3031.

3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»// Собрание законодательства Российской Федерации, 2006. - №31. Ст. 3448 (Часть I).

4. Ермакова О.В. Составы нарушения территориальной целостности РФ: недостатки конструкций // Проблемы противодействия экстремизму и терроризму: региональный формат: междунар. сб. науч. ст. Барнаул: Изд-во БЮИ МВД России, 2021.

5. Мельникова Д.П. Правовое регулирование экстремистской деятельности в сети Интернет. URL: http: //www. sci enceforum .ru/2013/151/2191.

6. Пенькова А.В. К вопросу о преступности экстремистской направленности // Молодой ученый, 2022. - № 21 (416). С. 591-594. - URL: https://moluch.ru/archive/416/92289/.

DOI 10.24412^-37063-2023-102-106

Бурвинова А.А.

МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий, г. Элиста

Аннотация. В статье на основе эмпирических данных представлены результаты мониторинга межэтнических отношений в образовательных учреждениях Республики Калмыкия. Сделан вывод о том, что ситуация в сфере межэтнического взаимодействия в целом благоприятная, особых противоречий, межэтнических конфликтов в образовательной среде в настоящее время не имеется и не прогнозируется. Уровень этнической толерантности среди учащихся достаточно высокий, большинство опрошенных не сталкивались с оскорблениями или насильственными действиями из-за национальной принадлежности в стенах своих учебных заведений.

Ключевые слова: межэтнические отношения, мониторинг, молодежь, толерантность, межэтнические конфликты, Республика Калмыкия.

Происходящие в стране социальные катаклизмы оказывают серьезное влияние на молодежь, поэтому дальнейшее развитие общества и государства в целом зависит от того, какие интересы, взгляды, ценности будут преобладать среди данной возрастной группы. Интерес к данной тематике повышает развернувшаяся информационная полемика в интернет-пространстве, т.к. высокая эмоциональность и неустойчивость молодого поколения ставит его в поле социально-

психологического напряжения. Такие особенности молодежи, как излишняя самоуверенность, стремление к утверждению своей точки зрения, склонность к поведенческим шаблонам, эмоциональная лабильность могут приводить к резкости суждений, раздражительности, повышенной конфликтности, агрессии в межличностных, межэтнических отношениях.

Целью данной статьи является диагностика состояния межэтнических отношений в студенческой среде, а также прогнозирование их развития. С 2015 г. сотрудники отдела социально-политических исследований Института комплексных исследований аридных территорий проводят ежегодный мониторинг состояния межэтнических отношений в образовательных организациях Республики Калмыкия. Использование различных показателей мониторинга позволяют выявлять тенденции развития межэтнических отношений в молодежной среде.

В 2022 г. социологический опрос обучающихся проводился в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях г. Элисты (Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова, Калмыцкий медицинский колледж им. Т. Хахлыновой, Калмыцкий филиал «Московского государственного гуманитарно-экономического университета» и Калмыцкий государственный колледж нефти и газа). Всего в опросе приняли участие 214 человек в возрасте от 16 до 35 лет. В выборке представлены 38,3% юношей и 61,7% девушек, среди которых 66,8% калмыков, 20,1% русских и 13,1% представителей других национальностей (казахи, чеченцы, даргинцы, азербайджанцы, узбеки и др.).

Одной из задач мониторинга было выявление особенностей самоидентификации молодежи Республики Калмыкия. Самоидентификация - это оценка личных способностей, физических и нравственных свойств. Каждый человек сам для себя определяет, кто он по мировоззрению, насколько он готов к выполнению той или иной деятельности, достижению целей, проявлению чувств или физических качеств. На основе этих данных личность может причислить себя к той или иной группе - национальной, религиозной, спортивной, интеллектуальной и другим. Для изучения характеристик идентичности студенческой молодежи в условиях полиэтнического образования и ответа на вопрос о том, как соотносятся на уровне установок респондентов национальная (гражданская) и этническая идентичность, предлагался вопрос: «Кем вы себя считаете в первую очередь?». Формирование ксенофобии у современной молодежи в значительной степени зависит от того, какая социальная идентичность сложилась у представителей молодого поколения, и от того, сформировано ли толерантное отношение к представителям других рас, национальностей, конфессий [3, с. 140]. В первую очередь студенты отождествляют себя с представителями своей национальности и только 30,8% - с россиянами. По сравнению с предыдущим годом, процент молодежи, идентифицирующей себя с «представителями своей нации», возрос на 9,0%, «забрав» голоса у «россиян» (табл. 1). Снизилось и число молодежи, считающей себя «россиянами» - на 6,8%.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: «Кем Вы себя считаете в первую очередь?» (в %)

Ваш национальность: 2022 2021

Калмык Русский Другая

Россиянином 20.3 62,8 317 30,8 37,6

Представителе^ своей национальности 43 ,4 18,6 35,7 37,4 28,4

Жшшем республики 32.9 11,6 21,4 27,1 28,9

Отличаются данные по самоидентификации по образовательным учреждениям -если студенты Калмыцкого медицинского колледжа им Т. Хахлыновой считают себя в большей мере «представителями своей национальности», то студенты Калмыцкого государственного колледжа нефти и газа - «жителями республики».

Формирование межнациональных отношений непосредственно связано с формированием межнациональной культуры, как результата воспитания и развития личности, который проявляется в системе знаний культурных ценностей разных народов и выработке на их основе позитивного образа собственной культуры, толерантности и культурно-национального восприятия [1, с. 260]. Абсолютное большинство респондентов (85,1%) считают, что в их образовательных учреждениях не существует проблем межнационального характера. Однако если сравнивать с предыдущим годом, то доля ответивших, что проблемы все-таки есть, повысилась на 12,1%. Студенты Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова и Калмыцкого государственного колледжа нефти и газа чаще других отмечали существование проблем межнационального характера в их образовательном учреждении (в сумме 14,8 и 17,4% соответственно, табл. 2). Одной из задач образовательных учреждений является создание педагогических условий, обеспечивающих формирование у студентов готовности вести себя по законам принятия представителей иных культур, что, в свою очередь, снимает напряжение и негативные проявления в межнациональных отношениях поликультурного образовательного пространства.

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: «Существуют ли проблемы межнационального характера в Вашем образовательном учреждении?» (в %)

Ваше образовательное учреждение: Всего

КГУ Медколледж МГГЭУ КГК нефти н газа

Да. существуют 7,9 3,2 8,7 7,0

Скорее да. чем нет 6,9 9,7 8,7 7,9

Скорее нет. чем да 16,8 30,6 12,9 19,6 19,2

Нет 68;3 55,6 74,2 63,0 65,9

Состояние межэтнических отношений напрямую оказывает влияние на конфликтогенный потенциал в молодежной среде поликультурного региона. Но уровень этнической толерантности среди учащихся образовательных учреждений республики достаточно высокий. Более 90,0% опрошенных не сталкивались с фактами проявления интотолерантного поведения в стенах родного вуза, ссуза. Чаще приходилось наблюдать за действиями такого рода респондентам русской и других национальностей (табл. 3), по мнению почти двух третьих опрошенных, это происходило со стороны незнакомых людей.

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос: «Приходилось ли Вам сталкиваться в Вашем образовательном учреждении в текущем году с фактами...» (в %)

Оскорбления людей из-за их Насильственных: (хулиганских) действий по отношению к людям из-за их национальной принадлежности11

национальной принадлежности?

Да Нет Да Нет

Калмык 7,7 22,4 24,5

Русский 14,0 30,2 11,6 32.6

Другая 17,9 21,4 35.7

Межэтнические конфликты среди молодежи в настоящее время - проблема достаточно острая и актуальная. В России, как и во многих других странах, наблюдается тенденция к возрождению национального самосознания, национальной культуры, этнической

самобытности больших и малых народов, что сопровождается как позитивными, так и негативными социально-психологическими явлениями. Абсолютное большинство опрошенных (91,6%) считает невозможным или маловероятным возникновение массового межнационального конфликта в своем образовательном учреждении (табл. 4). Небольшую тревожность и пессимизм демонстрируют студенты Калмыцкого медицинского колледжа им. Т. Хахлыновой - 11,2% респондентов подтверждают вероятность возникновения конфликта такого рода. Стоит отметить Калмыцкий государственный колледж нефти и газа, где вероятность появления подобных конфликтов существенно ниже, чем в других образовательных учреждениях.

По сравнению с 2021 г., вероятность возникновения межнациональных конфликтов повысилась на 3,3%. Напряжённость и межнациональные конфликты имеют сложный причинный комплекс, обычно они не исчерпываются собственно этнонациональными условиями, что вовсе не должно вести к недооценке последних. Социальные факторы в принципе обуславливают все общественные конфликты. Изучение причин не возникновения конфликтов и не перерастания вербальной агрессии в физическую предполагает разграничение «конфликтов интересов» и «конфликтов ценностей». В первом случае спорные вопросы могут обсуждаться на языке общепринятых норм, правил и процедур, во втором - приверженность собственным взглядам и отказ признавать убеждения и моральные нормы других делают политический торг малоприемлемым. И опять, главным инструментом снижения напряженности в межнациональных отношениях становится воспитание толерантности.

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос: «Как вы считаете, в Вашем образовательном учреждении возможен массовый межнациональный конфликт?» (в %)

Ваша национальность: 2022 2021

Калмык Русский Другая

Невозможен 41,3 32,6 28,6 37,9 44,0

Маловероятен 54,5 53,5 50,0 53,7 50,9

Вполне возможен, все к этому вдет 2,6 11,6 14,3 6Л 2,3

Этого не избежать 1,4 1 7,1 2,3 2,8

Не примут участие в межнациональном конфликте 88,8% опрошенных (табл. 5). Безусловно готовы принять участие в подобном конфликте только 11,2% респондентов (чаще других так отвечали студенты Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова). Среди представителей других национальностей отмечен наибольший процент желающих принять участие в открытом столкновении (14,3%), что свидетельствует о склонности к конфликтогенному поведению. Но бороться за интересы своей нации - это нормально, а органам власти и администрации образовательных учреждений есть, о чем призадуматься в этом плане.

Таблица 5

Распределение ответов на вопрос: «Готовы ли Вы принять участие в открытом межнациональном конфликте?» (в %)

Ваша национальность: Всего

Калмык Русский Другая

Да 3,5 2.3 3:3

Скорее да. чем нет 7,0 9,3 10,7 7,9

Скорее нет, чем да 27,3 11,6 17,9 22,9

Нет 62Д 76,7 67,9 65,9

Таким образом, своевременный анализ и осмысление путей направленного регулирования отношений в рамках межэтнической поликультурной студенческой среды, а также разработка программы последовательного снижения, дальнейшей профилактики напряженности и конфликтности среди обучающихся будет способствовать гармонизации образовательного процесса и обеспечивать устойчивость общей системы взаимодействия различных этноконфессиональных групп [2]. Полученные результаты говорят о том, что межэтнические отношения в образовательной среде Республики Калмыкия в целом благоприятные, молодежь уважительно относится к представителям других национальностей, только каждый десятый опрошенный сталкивался с теми или иными фактами проявления интотолерантного поведения в стенах родного вуза или ссуза. Возникновение массового межнационального конфликта считает возможным только каждый двадцатый опрошенный, что минимизирует повышение конфликтогенного потенциала в будущем. Несмотря на это, в образовательных учреждениях следует продолжить работу по системному психолого-педагогическому сопровождению процесса межэтнического взаимодействия, чтобы отношения между студентами строились на основе стремления к сотрудничеству, взаимопониманию и культурному обогащению.

Список литературы

1. Джуринский А.Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме: учебник и практикум. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. 260 с.

2. Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Плеханова Д.Д. Исследование межэтнических отношений студентов в условиях поликультурной среды // Концепт. Научно-методический электронный журнал. 2021. №12. [Электронный ресурс]. URL: https://e-koncept.ru/2021/ 211083.htm (дата обращения 15.02.2023).

3. Немгирова С.Н., Манцаева А.А. Социологический анализ межэтнических и межконфессиональных отношений в образовательных организациях // ВЭПС. 2019. №3 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologicheskiy-analiz-mezhetnicheskih-i-mezhkonfessionalnyh-otnosheniy-v-obrazovatelnyh-organizatsiyah (дата обращения: 15.03.2023).

DOI 10.24412/cl-37063-2023-106-109

Вепрева ОН.

ОПАСНЫЕ ВЛИЯНИЯ НА ПОДРОСТКОВ В ЦИФРОВОМ МИРЕ

Калмыцкий филиал ФГБОУИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический

университет», г. Элиста

Аннотация. В статье рассматривается проблема отрицательного влияния цифровых средств массовой информации на подростков и даются советы родителям о противостоянии цифровой зависимости.

Ключевые слова: зависимость, цифровое слабоумие, деменция, компьютерные игры, социальные сети.

Цифровой мир несет с собой беспрецедентно неограниченный доступ к информации, изменились обстоятельства для родителей в воспитании детей.

Современные технологии несут опасные влияния на подростков и родителям нужно быть готовыми противостоять им.

Цифровые средства массовой информации (далее - цифровые СМИ) - благо для тех, у кого есть образовательная база, тогда они действительно способствуют развитию и приобретению новых знаний. Но они губительны для молодежи, более того, легкость обращения с цифровыми

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.