Научная статья на тему 'ЭТНОДИАЛОГ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ'

ЭТНОДИАЛОГ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
100
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / молодежная политика / национальное многообразие / межнациональные отношения / межэтнические конфликты / этнодиалог. / youth / youth policy / national diversity / interethnic relations / interethnic conflicts / ethnodialogue.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Санджиев Юрий Борисович

В статье выявляются актуальные проблемы, связанные с возникновением и преодолением межнациональных разногласий в молодежной среде. Рассматриваются основные направления государственной молодежной политики в сфере межэтнических отношений. Определяется влияние СМИ на процесс социализации и формирования ценностей у современной молодежи. Особое внимание акцентируется на важности развития у молодых людей способности вести эффективный межнациональный диалог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Санджиев Юрий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNODIALOGUE IN YOUTH ENVIRONMENT

The article identifies topical issues related to the emergence and overcoming of interethnic differences among young people. The main directions of the state youth policy in the field of interethnic relations are considered. The influence of mass media on the process of socialization and formation of values among modern youth is determined. Special attention is paid to the importance of developing the ability of young people to conduct an effective interethnic dialogue.

Текст научной работы на тему «ЭТНОДИАЛОГ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ»

Р01: 10.24412/2071 -7830-2021 -243-73-77 САНДЖИЕВ Ю.Б.

ЭТНОДИАЛОГ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

}>НУ РК «Институт комплексных исследовании аридных территорий», г. Элиста,

Россия, Ис1ас2003(а> Ьк. г и

Аннотация. В статье выявляются актуальные проблемы, связанные с возникновением и преодолением межнациональных разногласий в молодежной среде. Рассматриваются основные направления государственной молодежной политики в сфере межэтнических отношений. Определяется влияние СМИ на процесс социализации и формирования ценностей у современной молодежи. Особое внимание акцентируется на важности развития у молодых людей способности вести эффективный межнациональный диалог.

Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, национальное многообразие, межнациональные отношения, межэтнические конфликты, этнодиалог.

Главным богатством и преимуществом нашей страны является национальное многообразие Российской Федерации, которое накладывает некие обязательства на государство в виде соблюдения международных стандартов и норм, поддержания достойного социально-экономического уровня развития страны, предотвращения внешних экстремистских и террористических угроз. Особенностью данной сферы отношений является ее конфликтогенный потенциал.

На сегодняшний день приняты основные документы в сфере государственной национальной политики. Главным актом является Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [7], на нормы которой опираются не только федеральные, но и региональные органы власти, уполномоченные по решению межнациональных и межконфессиональных проблем. Стратегией предусматривается целый ряд мероприятий по работе с молодежью, реализуется федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» (далее -ФЦП), способствующая софинансированию региональных целевых программ. Из перечня 28 мероприятий ФЦП, направленных на укрепление гражданского единства, гармонизацию межнациональных отношений и содействие этнокультурному многообразию народов России, около пяти ориентированы исключительно на молодежь.

В 2014 году распоряжением правительства России были утверждены «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [4], приоритетными задачами в рамках укрепления межнационального единства были сформулированы следующие: формирование системы ценностей с учетом многонациональной основы нашего государства, развитие в молодежной среде культуры созидательных межэтнических отношений. В 2015 году принят Закон Республики Калмыкии «Об основных направлениях государственной молодежной политики Республики Калмыкии». Настоящий закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательством Республики Калмыкия определяет правовые, социально-экономические и организационные механизмы осуществления государственной молодежной политики Республики Калмыкия и направлен на обеспечение прав молодых граждан, молодежных и детских объединений, защиту их интересов и привлечение их к непосредственному участию в формиро-

вании и реализации государственной молодежной политики Республики Калмыкия [2]. В 2018 году утверждена Концепция государственной национальной политики Республики Калмыкия [3].

Таким образом, во всех вышеперечисленных документах обозначены нормы, предусматривающие работу с молодежью. В основном данные мероприятия направлены на решение проблем в рамках патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения, укрепления культуры межнационального и межконфессионального общения в сфере образования, привлечения молодежных и детских общественных объединений к участию в различных мероприятиях, посвященных межнациональным вопросам.

В эпоху информационного диалога актуален вопрос межнациональных взаимодействий, в частности межнациональных конфликтов, особенно часто возникающих между представителями молодого поколения. Требуется современное переосмысление взглядов в этой сфере. Как правило, именно культурные различия народов являются основной причиной возникновения межнациональных конфликтов, которые могут проявляться в форме противоречий или открытого столкновения. Диапазон причин межнациональных конфликтов предельно широк.

В основе конфликта может лежать не только недостаточное знание чужого языка, но и связанное с этим простое недопонимание партнера по коммуникации. Также имеют место более глубокие причины, неосознаваемые или нечетко понимаемые участниками диалога [5, с. 208]. Однако перечень проблем в сфере межэтнических отношений значительно шире, и именно в молодежной среде конфликты приобретают наиболее жесткую форму. Связано это с возрастными социально-психологическими особенностями данной возрастной когорты.

Молодежь наиболее этноцентрична (оценочная дифференциация межэтнических особенностей по принципу «свой и чужой») по сравнению с другими группами населения, что выражается в национальном самосознании молодежи, ее крайних позициях, которые могут трансформироваться в национальную нетерпимость и экстремизм. Совсем не новы националистические идеи, этнические предрассудки, стереотипы восприятия и поведения, которые сегодня существуют в молодежных сообществах и группах. Еще с первобытных времен как атавизм сохраняются страх и враждебное отношение к «чужим». Это эмоционально окрашенное оценочное восприятие представителей другого этноса или национальной культуры поддерживается внутренними кризисами и внешними процессами, которые еще более углубляют враждебное отношение. Стремление понять чужую культуру или ее представителей, разобраться в культурных различиях и сходствах существует столько же времени, сколько и культурные и этнические разнообразия [6, с. 63].

В связи с этим данная группа населения наиболее сильно подвержена манипулированию и воздействию со стороны запрещенных в стране экстремистских организаций. Решение данной проблемы должно основываться не только на внедрении образовательных программ для формирования религиозной и этнической толерантности или морально-нравственном воспитании, очень важно перенаправить энергию молодежи из разрушительного русла в созидательное направление.

Необходима организация досуговых и спортивных мероприятий по развитию социальной активности молодежи. В условиях социально-экономической нестабильности большинство спортивных секций и клубов по интересам, особенно в регионах, являются платными, что лишает молодых людей возможности самореализации. Экстремистские организации используют это в собственных целях, вовлекая в свою деятельность, которая не требует ни

материальных, ни высокоинтеллектуальных затрат, например, просто обеспечивая своим сторонникам бесплатные занятия в спортивных клубах и т.д.

Необходима система мониторинга для оперативного отслеживания межэтнической и межконфессиональной напряженности и своевременной нейтрализации разгорающихся конфликтов между представителями различных национальных и культурных групп. На сегодняшний день мониторингом межэтнической напряженности занимается Федеральное агентство по делам национальностей Российской Федерации [I]. Агентство разработало 28 индикаторов конфликтности межнациональных отношений, которые позволяют оповещать должностных лиц различного уровня о разгорающихся конфликтах для принятия своевременных управленческих решений, блокировать Интернет-ресурсы экстремистского характера и формировать статистику конфликтности в регионах России. Однако в рамках существующей системы мониторинга не предусмотрено отслеживание проблем в молодежной среде, как отдельной возрастной категории.

В Республике Калмыкия благополучие в сфере межнациональных отношений среди молодежи выражается в первую очередь в отсутствии открытых межэтнических конфликтов. Кроме того, в последнее время среди молодежи наблюдается рост национального самосознания, интерес к национальным традициям, культуре и верованиям своих предков, изучению других незнакомых этносов, носителями которых ЯВЛЯЮТСЯ студенты ближнего и дальнего зарубежья. Взаимодействие культур является благоприятной основой для развития межнациональных отношений.

В республике диалог культур имеет многовековую историю, так как в регионе представлено большое культурное многообразие религий, традиций, обычаев, ценностей. Уникальность состоит в том, что на ее территории на протяжении столетий проживают представители многих народов, сохраняя свою этническую самобытность, культуру и язык. Сам процесс межнационального взаимодействия (этнодиапог) является важным фактором, предупреждающим возникновение конфликтов и разного рода противоречий, позитивными результатами которого выступают снятие напряженности, создание обстановки взаимного доверия и уважения. Все это укрепляет позицию толерантности и партнерства у молодежи.

Особый вклад в развитие этнодиалога вносит влиятельная в республике религиозная организация в лице Межрелигиозного Совета традиционных конфессий Калмыкии. Учредителями данного Совета являются Объединение буддистов Калмыкии, Элистинская и Калмыцкая епархия Русской православной церкви и Духовное управление мусульман Калмыкии.

В республике накоплен опыт деятельности национально-культурных центров на республиканском и муниципальном уровнях, в настоящее время насчитывается четыре наиболее многочисленные этнические диаспоры: Калмыцкая общественная организация «Дагестанская диаспора», Общественно-культурное объединение «Согласие» (Барт) Республики Калмыкия, Общественная организация <(Культурный центр турок - месхетинцев Республики Калмыкия», Казахский культурный центр «Жерлестер». Работа, проводимая национально-культурными центрами направлена, в том числе, на решение острых проблем, преодоление недопонимания среди молодежи, укрепление межнационального и межрелигиозного согласия, развитие толерантности и формирование светской этики у молодого поколения.

Важнейшая роль в формировании толерантного мышления и терпимого отношения к другим принадлежит СМИ, которые выполняют разные по своему характеру функции путем формирования общественного мнения, выработки определенных социальных установок, убеждений. СМИ подталкивают молодых людей к определенным поступкам, действиям. В

результате неправильно проводимой политики в этом направлении может произойти рост национализма, разжигание межнациональной розни. Это может проявляться в распространении среди молодого поколения идей о превосходстве одной национальности над другими. Возможности СМИ воздействовать на массовое сознание через навязывание стереотипов и предрассудков являются одной из серьезных причин возникновения меяснациональных конфликтов в настоящее время.

Особая роль принадлежит сфере образования. Системная и последовательная работа по формированию толерантности у молодежи существенно снижает уровень конфликтности в молодежной среде, сводит к минимуму агрессивное и негативное отношение школьной и студенческой молодежи друг к другу. В сознании школьников и студентов, а также в различных группах молодежи имеются и получают положительную оценку только «свои» - представители родного этноса, вместе с тем резко отрицательно оцениваются «чужие». Подобные убеждения осложняет процесс выполнения обществом и педагогическим сообществом задачи по формированию культуры межнационального общения среди молодого населения. Важно именно в процессе обучения развивать у студентов способность вести диалог, проявлять терпимость и уважение к традициям и особенностям образа жизни других национальностей. Всеми доступными средствами следует утверждать культуру межнациональных отношений, воспитывать толерантность, а в образовательных учреждениях вводить в образовательную программу компоненты межэтнического характера, что будет способствовать изучению культуры и религии других народов.

Имеющиеся нерешенные проблемы, мелкие конфликтные ситуации могут привести к более серьезным последствиям, что предполагает принятие дополнительных мер по их регулированию. Важнейшая задача здесь отводится органам государственной власти и муниципального управления. Одной из предупредительных мер по недопущению конфликтов, предпринимаемых органами государственной власти и муниципального управления, являются профилактические мероприятия среди населения, особенно в образовательной среде, а также среди приехавших в поисках работы со своим менталитетом, со своей культурой мигрантов из ближнего зарубежья, стран Средней Азии. Научить их принимать культуру других народов и национальностей, вжиться в нашу среду является одной из приоритетных задач обще-

По результатам опроса, проведенного в 2021 году Институтом комплексных исследований аридных территорий «ИКИАТ», удовлетворены предпринимаемыми мерами по решению межнациональных проблем органами власти республики 63,5% респондентов от общего количества опрошенных.

Таким образом, на сегодняшний день основные меры государственной молодежной политики Республики Калмыкия определяют не только правовые, социально-экономические и организационные механизмы реализации государственной национальной политики, но и отвечают на все вызовы времени. Можно констатировать, что политика властей в сфере межнациональных отношений имеет результат, и она является гарантом в налаживании эффективного этнодиалога в молодежной среде.

1.0 Федеральном агентстве по делам национальностей: постановление Правительства РФ от 18 апреля 2015 г. № 368.

2. Об основных направлениях государственной молодежной политики Республики Калмыкия (в ред. от 10.08.2021 г.): закон Республики Калмыкия от 17 июля 2015 года№130-У-3.

3. Об утверждении Концепции государственной национальной политики Республики Калмыкия: распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 27 марта 2018 года № 65-р.

4. Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р // СЗ РФ. 2014. № 50. Ст. 7185.

5. Садохин А. П. Межкультурная коммуникация: учеб. пособие. М., 2004. 288 с.

6.Смирнов А. Н. Роль государственной культурной политики в управлении межкультурными коммуникациями // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (52). С.62-66.

7. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 // СЗ РФ. 2012. № 52. Ст. 7477.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.