Р01: 10.24412/2071 -7830-2021 -243-73-77 САНДЖИЕВ Ю.Б.
ЭТНОДИАЛОГ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
}>НУ РК «Институт комплексных исследовании аридных территорий», г. Элиста,
Россия, Ис1ас2003(а> Ьк. г и
Аннотация. В статье выявляются актуальные проблемы, связанные с возникновением и преодолением межнациональных разногласий в молодежной среде. Рассматриваются основные направления государственной молодежной политики в сфере межэтнических отношений. Определяется влияние СМИ на процесс социализации и формирования ценностей у современной молодежи. Особое внимание акцентируется на важности развития у молодых людей способности вести эффективный межнациональный диалог.
Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, национальное многообразие, межнациональные отношения, межэтнические конфликты, этнодиалог.
Главным богатством и преимуществом нашей страны является национальное многообразие Российской Федерации, которое накладывает некие обязательства на государство в виде соблюдения международных стандартов и норм, поддержания достойного социально-экономического уровня развития страны, предотвращения внешних экстремистских и террористических угроз. Особенностью данной сферы отношений является ее конфликтогенный потенциал.
На сегодняшний день приняты основные документы в сфере государственной национальной политики. Главным актом является Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [7], на нормы которой опираются не только федеральные, но и региональные органы власти, уполномоченные по решению межнациональных и межконфессиональных проблем. Стратегией предусматривается целый ряд мероприятий по работе с молодежью, реализуется федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» (далее -ФЦП), способствующая софинансированию региональных целевых программ. Из перечня 28 мероприятий ФЦП, направленных на укрепление гражданского единства, гармонизацию межнациональных отношений и содействие этнокультурному многообразию народов России, около пяти ориентированы исключительно на молодежь.
В 2014 году распоряжением правительства России были утверждены «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [4], приоритетными задачами в рамках укрепления межнационального единства были сформулированы следующие: формирование системы ценностей с учетом многонациональной основы нашего государства, развитие в молодежной среде культуры созидательных межэтнических отношений. В 2015 году принят Закон Республики Калмыкии «Об основных направлениях государственной молодежной политики Республики Калмыкии». Настоящий закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательством Республики Калмыкия определяет правовые, социально-экономические и организационные механизмы осуществления государственной молодежной политики Республики Калмыкия и направлен на обеспечение прав молодых граждан, молодежных и детских объединений, защиту их интересов и привлечение их к непосредственному участию в формиро-
вании и реализации государственной молодежной политики Республики Калмыкия [2]. В 2018 году утверждена Концепция государственной национальной политики Республики Калмыкия [3].
Таким образом, во всех вышеперечисленных документах обозначены нормы, предусматривающие работу с молодежью. В основном данные мероприятия направлены на решение проблем в рамках патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения, укрепления культуры межнационального и межконфессионального общения в сфере образования, привлечения молодежных и детских общественных объединений к участию в различных мероприятиях, посвященных межнациональным вопросам.
В эпоху информационного диалога актуален вопрос межнациональных взаимодействий, в частности межнациональных конфликтов, особенно часто возникающих между представителями молодого поколения. Требуется современное переосмысление взглядов в этой сфере. Как правило, именно культурные различия народов являются основной причиной возникновения межнациональных конфликтов, которые могут проявляться в форме противоречий или открытого столкновения. Диапазон причин межнациональных конфликтов предельно широк.
В основе конфликта может лежать не только недостаточное знание чужого языка, но и связанное с этим простое недопонимание партнера по коммуникации. Также имеют место более глубокие причины, неосознаваемые или нечетко понимаемые участниками диалога [5, с. 208]. Однако перечень проблем в сфере межэтнических отношений значительно шире, и именно в молодежной среде конфликты приобретают наиболее жесткую форму. Связано это с возрастными социально-психологическими особенностями данной возрастной когорты.
Молодежь наиболее этноцентрична (оценочная дифференциация межэтнических особенностей по принципу «свой и чужой») по сравнению с другими группами населения, что выражается в национальном самосознании молодежи, ее крайних позициях, которые могут трансформироваться в национальную нетерпимость и экстремизм. Совсем не новы националистические идеи, этнические предрассудки, стереотипы восприятия и поведения, которые сегодня существуют в молодежных сообществах и группах. Еще с первобытных времен как атавизм сохраняются страх и враждебное отношение к «чужим». Это эмоционально окрашенное оценочное восприятие представителей другого этноса или национальной культуры поддерживается внутренними кризисами и внешними процессами, которые еще более углубляют враждебное отношение. Стремление понять чужую культуру или ее представителей, разобраться в культурных различиях и сходствах существует столько же времени, сколько и культурные и этнические разнообразия [6, с. 63].
В связи с этим данная группа населения наиболее сильно подвержена манипулированию и воздействию со стороны запрещенных в стране экстремистских организаций. Решение данной проблемы должно основываться не только на внедрении образовательных программ для формирования религиозной и этнической толерантности или морально-нравственном воспитании, очень важно перенаправить энергию молодежи из разрушительного русла в созидательное направление.
Необходима организация досуговых и спортивных мероприятий по развитию социальной активности молодежи. В условиях социально-экономической нестабильности большинство спортивных секций и клубов по интересам, особенно в регионах, являются платными, что лишает молодых людей возможности самореализации. Экстремистские организации используют это в собственных целях, вовлекая в свою деятельность, которая не требует ни
материальных, ни высокоинтеллектуальных затрат, например, просто обеспечивая своим сторонникам бесплатные занятия в спортивных клубах и т.д.
Необходима система мониторинга для оперативного отслеживания межэтнической и межконфессиональной напряженности и своевременной нейтрализации разгорающихся конфликтов между представителями различных национальных и культурных групп. На сегодняшний день мониторингом межэтнической напряженности занимается Федеральное агентство по делам национальностей Российской Федерации [I]. Агентство разработало 28 индикаторов конфликтности межнациональных отношений, которые позволяют оповещать должностных лиц различного уровня о разгорающихся конфликтах для принятия своевременных управленческих решений, блокировать Интернет-ресурсы экстремистского характера и формировать статистику конфликтности в регионах России. Однако в рамках существующей системы мониторинга не предусмотрено отслеживание проблем в молодежной среде, как отдельной возрастной категории.
В Республике Калмыкия благополучие в сфере межнациональных отношений среди молодежи выражается в первую очередь в отсутствии открытых межэтнических конфликтов. Кроме того, в последнее время среди молодежи наблюдается рост национального самосознания, интерес к национальным традициям, культуре и верованиям своих предков, изучению других незнакомых этносов, носителями которых ЯВЛЯЮТСЯ студенты ближнего и дальнего зарубежья. Взаимодействие культур является благоприятной основой для развития межнациональных отношений.
В республике диалог культур имеет многовековую историю, так как в регионе представлено большое культурное многообразие религий, традиций, обычаев, ценностей. Уникальность состоит в том, что на ее территории на протяжении столетий проживают представители многих народов, сохраняя свою этническую самобытность, культуру и язык. Сам процесс межнационального взаимодействия (этнодиапог) является важным фактором, предупреждающим возникновение конфликтов и разного рода противоречий, позитивными результатами которого выступают снятие напряженности, создание обстановки взаимного доверия и уважения. Все это укрепляет позицию толерантности и партнерства у молодежи.
Особый вклад в развитие этнодиалога вносит влиятельная в республике религиозная организация в лице Межрелигиозного Совета традиционных конфессий Калмыкии. Учредителями данного Совета являются Объединение буддистов Калмыкии, Элистинская и Калмыцкая епархия Русской православной церкви и Духовное управление мусульман Калмыкии.
В республике накоплен опыт деятельности национально-культурных центров на республиканском и муниципальном уровнях, в настоящее время насчитывается четыре наиболее многочисленные этнические диаспоры: Калмыцкая общественная организация «Дагестанская диаспора», Общественно-культурное объединение «Согласие» (Барт) Республики Калмыкия, Общественная организация <(Культурный центр турок - месхетинцев Республики Калмыкия», Казахский культурный центр «Жерлестер». Работа, проводимая национально-культурными центрами направлена, в том числе, на решение острых проблем, преодоление недопонимания среди молодежи, укрепление межнационального и межрелигиозного согласия, развитие толерантности и формирование светской этики у молодого поколения.
Важнейшая роль в формировании толерантного мышления и терпимого отношения к другим принадлежит СМИ, которые выполняют разные по своему характеру функции путем формирования общественного мнения, выработки определенных социальных установок, убеждений. СМИ подталкивают молодых людей к определенным поступкам, действиям. В
результате неправильно проводимой политики в этом направлении может произойти рост национализма, разжигание межнациональной розни. Это может проявляться в распространении среди молодого поколения идей о превосходстве одной национальности над другими. Возможности СМИ воздействовать на массовое сознание через навязывание стереотипов и предрассудков являются одной из серьезных причин возникновения меяснациональных конфликтов в настоящее время.
Особая роль принадлежит сфере образования. Системная и последовательная работа по формированию толерантности у молодежи существенно снижает уровень конфликтности в молодежной среде, сводит к минимуму агрессивное и негативное отношение школьной и студенческой молодежи друг к другу. В сознании школьников и студентов, а также в различных группах молодежи имеются и получают положительную оценку только «свои» - представители родного этноса, вместе с тем резко отрицательно оцениваются «чужие». Подобные убеждения осложняет процесс выполнения обществом и педагогическим сообществом задачи по формированию культуры межнационального общения среди молодого населения. Важно именно в процессе обучения развивать у студентов способность вести диалог, проявлять терпимость и уважение к традициям и особенностям образа жизни других национальностей. Всеми доступными средствами следует утверждать культуру межнациональных отношений, воспитывать толерантность, а в образовательных учреждениях вводить в образовательную программу компоненты межэтнического характера, что будет способствовать изучению культуры и религии других народов.
Имеющиеся нерешенные проблемы, мелкие конфликтные ситуации могут привести к более серьезным последствиям, что предполагает принятие дополнительных мер по их регулированию. Важнейшая задача здесь отводится органам государственной власти и муниципального управления. Одной из предупредительных мер по недопущению конфликтов, предпринимаемых органами государственной власти и муниципального управления, являются профилактические мероприятия среди населения, особенно в образовательной среде, а также среди приехавших в поисках работы со своим менталитетом, со своей культурой мигрантов из ближнего зарубежья, стран Средней Азии. Научить их принимать культуру других народов и национальностей, вжиться в нашу среду является одной из приоритетных задач обще-
По результатам опроса, проведенного в 2021 году Институтом комплексных исследований аридных территорий «ИКИАТ», удовлетворены предпринимаемыми мерами по решению межнациональных проблем органами власти республики 63,5% респондентов от общего количества опрошенных.
Таким образом, на сегодняшний день основные меры государственной молодежной политики Республики Калмыкия определяют не только правовые, социально-экономические и организационные механизмы реализации государственной национальной политики, но и отвечают на все вызовы времени. Можно констатировать, что политика властей в сфере межнациональных отношений имеет результат, и она является гарантом в налаживании эффективного этнодиалога в молодежной среде.
1.0 Федеральном агентстве по делам национальностей: постановление Правительства РФ от 18 апреля 2015 г. № 368.
2. Об основных направлениях государственной молодежной политики Республики Калмыкия (в ред. от 10.08.2021 г.): закон Республики Калмыкия от 17 июля 2015 года№130-У-3.
3. Об утверждении Концепции государственной национальной политики Республики Калмыкия: распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 27 марта 2018 года № 65-р.
4. Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р // СЗ РФ. 2014. № 50. Ст. 7185.
5. Садохин А. П. Межкультурная коммуникация: учеб. пособие. М., 2004. 288 с.
6.Смирнов А. Н. Роль государственной культурной политики в управлении межкультурными коммуникациями // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (52). С.62-66.
7. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 // СЗ РФ. 2012. № 52. Ст. 7477.