Научная статья на тему 'Межэтническая толерантность в молодежной среде региона'

Межэтническая толерантность в молодежной среде региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
794
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / НАЦИЯ / ЭТНОС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лиджиева И.В., Немгирова С.Н.

В статье приведен анализ мнения молодых людей, принявших участие в социологическом опросе на тему: «Межнациональные отношения в Республике Калмыкия». По результатам исследования были предложены рекомендации по формированию толерантности в молодежной среде региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межэтническая толерантность в молодежной среде региона»

№ 1(24), 2012 г.

учебных программах и режиме в начальной и средней школе»; в феврале 1933 г, - «Об учебниках для начальной и средней школы»,

19 сентября 1932 г. ЦИК СССР принял программный документ об улучшении подготовки специалистов с высшим и средним образованием - постановление «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах». При ЦИК СССР был образован Комитет по высшей технической школе, в функции которого входила разработка учебных планов, учебных программ и методов преподавания для институтов и техникумов, утверждение сети этих учебных заведений, контроль за ходом учебной работы [2, с. 27-28].

Но в это время, как показывает изученный материал, вести эту работу было трудно не только потому, что большинство неграмотных составляли женщины, но и потому, что женщина была привязана к дому, она была политически более отсталой и значительно менее вовлечена в общественную жизнь. Кроме этого, женщина, желающая ликвидировать собственную неграмотность, зачастую не находила поддержки со стороны мужчин своей семьи.

В ходе постреволюционных преобразований партия большевиков объявила образование приоритетным направлением государственной политики. Основой же послужила ликвидация неграмотности среди женского населения. И от того удастся ли женщине сохранить доступ к сфере образования, зависела дальнейшая судьба кампании по ликвидации безграмотности.

1. Брук С.И., Кабузан В.М. Этнический состав населения России. (1719-1917 г.г.) // Этнографическое обозрение. 1980. № 6. С. 161.

2. Ташнинов Н. Ш. Очерки истории просвещения Калмыцкой АССР. Элиста. 1969. С. 67.

3. Информационный бюллетень общества «Долой неграмотность». № 4. 1924. С. 7

4. Пономарев А.А. Территория и население Юго-Востока. Ростов - на Дону. 1924. С. 34.

5. Журнал «Красное знамя». М. 1920. С. 43.

ЛИДЖИЕВА И. В., НЕМГИРОВА С. Н.

МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ РЕГИОНА

Аннотация: В статье приведен анализ мнения молодых людей, принявших участие в социологическом опросе на тему: «Межнациональные отношения в Республике Калмыкия». По результатам исследования были предложены рекомендации по формированию толерантности в молодежной среде региона.

Ключевые слова: молодежь, толерантность, этническая толерантность, гражданское общество, нация, этнос.

Современное общество становится все более динамичным, увеличивается социальная мобильность, усиливается миграционная активность, растет интенсивность и сложность различного рода взаимодействий между людьми, поколениями, социальными группами, народами и культурами, вследствие чего обостряются противоречия во всех сферах жизни общества, конфликты интересов и целей участников социального взаимодействия, что нередко сопровождается проявлением агрессии и насилия.

Неоднозначные процессы межнациональных отношений в современной России актуализируют изучение проблем этнической толерантности, особенно в молодежной среде. Все это вызвано, в частности, тем что молодежь представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих в обществе трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой с экономической и социальной точек зрения. И от того, какие интересы, взгляды, ценности преобладают у молодых людей, зависит дальнейшее социальноэкономическое, политическое и культурное развитие общества и государства в целом. В связи с возрождением национальных культур народов, проживающих на территории России, восстановлением традиций встает вопрос об отношении молодежи к этим проблемам.

Все это актуализирует проблему толерантности, одной из основных форм которой является межэтническая толерантность, трактуемая в этносоциологической литературе как специфическая черта национального характера того или иного народа, его менталитета, ориентирующая на терпимость, согласие, готовность к конструктивному решению возникающих проблем в межнациональных отношениях. Поскольку этническая толерантность, как правило, проявляется непосредственно в ходе межэтнических контактов,

81

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

ее уровень нередко зависит от степени интенсивности данных контактов и в каждом конкретном случае различен. Президент Д.А. Медведев 22 июля 2011 г. на совместном заседании президиумов Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию, посвящённом подготовке к празднованию 1150-летия зарождения российской государственности, подчеркнул, что «...в нашем государстве, как ни в каком другом, существует уникальный опыт совместного проживания и развития различных этносов и культур, которые взаимно обогащали друг друга, помогали друг другу в самые драматические периоды своего развития.» [1].

С целью выявления состояния межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Калмыкия Институтом комплексных исследований аридных территорий в 2011 г. был проведен социологический опрос населения, в котором приняли участие 385 респондентов, из них 270 калмыков, 84 русских, 31 представитель других национальностей. В связи с тем, что в данной статье рассматривается межэтническая толерантность в молодежной среде Калмыкии, было проанализированно только мнение опрошенной молодежи. В нашем исследовании приняли участие 90 человек в возрасте от 18 до 29 лет, из них - 62 калмыка, 17 русских и 11 представителей других национальностей. 62 респондента являются жителями г. Элисты, 28 проживают в сельской местности. В образовательном аспекте из 90 молодых респондентов 69 имеют незаконченное высшее или высшее образование, 18 - среднее специальное, 2 имеют неполное или общее среднее и 1 респондент - начальное или без образования.

Молодежь представляет собой социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет, некоторые исследователи включают в молодежь людей до 30 лет), а также особенностей социально-психологических качеств [3, с. 45]. Так как молодежь - это наиболее активная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет, критично воспринимающая окружающую действительность, в ходе исследования нами было выдвинуто предположение о том, что молодые люди имеют низкий уровень толерантности.

На вопрос: «Вы живете здесь главным образом потому, что.?» - абсолютное большинство респондентов ответили: родился здесь, здесь мои родственники, близкие (73%), из них 19% респондентов в возрасте 18-29 лет. 26% от числа опрошенных считают, что в Калмыкии благоприятные отношения между людьми разных национальностей и здесь уважительно относятся к людям разных религий, между тем показатель молодых респондентов составляет всего 2,3% от общего числа опрошенных, что вызывает тревогу. 15 % респондентов считают, что здесь легче содержать семью; 2% опрошенных живут здесь временно, из которых 1,3% - молодые люди.

На рисунке 1 приведена динамика межнациональных отношений за 1999-2011 гг. Максимальный уровень положительных оценок межнациональных отношений респондентами в местах своего проживания приходится на начало 2000-х гг., которые характеризовались относительной стабильностью, в отличие от переходного периода конца ХХ в. и посткризисных тенденций новейшей истории.

70

60

50

40

30

20

10

0

1999

—А— -2002

-2011

Рис. 1. Динамика оценки межнациональных отношений в месте проживания респондентов

в 1999-2011 гг. (%)

82

№ 1(24), 2012 г.

Оценивая межнациональные отношения в республике в целом, почти половина респондентов (48%) определили их как стабильные, но не беспроблемные (Рис. 2). Данный показатель сформировался в результате выраженного мнения респондентов в возрасте от 18 до 29 лет (50%), тогда как доля респондентов 60 лет и старше в данной оценке составляет 32%. Большинство респондентов старшего поколения оценивают состояние межнациональных отношений в республике как благоприятные (62%).

Затрудняюсь

ответить

к

1,8

Конфликтные

4,2

Напряженные,

тревожные

5,2

Стабильные, но не беспроблемные

47,5

Благоприятные

41,3

0 10 20 30 40 50

Рис. 2. Оценка респондентами межнациональных отношений в республике в целом? (%)

Интересен тот факт, что 49% молодых людей оценивают межнациональные отношения в месте своего проживания как благоприятные, при этом только 34% считают их таковыми в республике. Можно предположить, что в данном случае сыграло характерное для молодежи социально-психологическое качество - внутренняя противоречивость.

52% молодых респондентов не сталкивались с ущемлением их национальных интересов и чувств, 42% респондентов считают, что их права ущемляются, так ответили 73% представителей других национальностей, 61% калмыков и 47% русских. По мнению молодых людей, столкнувшихся с ущемлением их национальных интересов и чувств, чаще всего это происходит при свободном передвижении и выборе места жительства, а также в трудовой сфере - так ответили 63% и 58% респондентов соответственно; при получении образования были ущемлены по национальному признаку права 34% респондентов; в сфере национально-культурного и религиозного развития - 58%; в предпринимательской сфере - 21% представителей молодежи. 63% представителей других национальностей и 38% молодых людей русской национальности считают, что ущемление их прав происходит в трудовой сфере, 36% респондентов титульной нации сталкивались с ущемлением их национальных интересов при свободном передвижении и выборе места жительства.

На вопрос: «Как Вы относитесь к проживанию среди представителей других национальностей?» -ответы молодых респондентов с небольшой долей разницы распределились между двумя ответами: «мне все равно, в какой национальной среде жить» (46%) и «лучше жить в своей национальной среде» (44,4%), тогда как показатель ответов респондентов в возрасте 30-49 лет составил 39% и 54% соответственно.

Показатель положительного отношения пожилых людей к миграции на территории республики более, чем в два раза выше, чем у молодых, так считают 49% и 24% респондентов соответственно. Процент молодежи, выражающей безразличное отношение к миграционным процессам в регионе, выше, чем у представителей старшего поколения, среди них также высок процент затруднившихся ответить.

Как показывают результаты исследования, более трети молодых респондентов - 33% - не одобряют тенденцию к увеличению численности представителей других национальностей в их населенном пункте, из них 44% калмыков, 18% русских, среди представителей других национальностей нет неодобряющих этот процесс. На втором месте в рейтинге ответов молодых людей отмечено безразличное отношение (29%), среди них 23% калмыков, 30 % русских и 64% молодых респондентов других национальностей;

83

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

положительно относятся к миграции 25,6 % опрошенных и затруднились ответить 10% из числа опрошенных молодых людей.

Сравнительный анализ оценок молодых людей и респондентов старше 60 лет по показателю положительного отношения к приезду в их населенный пункт для постоянного проживания представителей других национальностей показывает проявление высокого уровня толерантности со стороны последних. Можно предположить, что низкий уровень положительных оценок и, соответственно, высокий уровень неодобрения молодых людей вызван наличием растущей конкуренции со стороны мигрантов в сфере трудоустройства, повышением цен на жилье, что провоцируется притоком приезжих и др.

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 г., в Республике Калмыкия наблюдается рост многонациональности, в связи с этим было выдвинуто предположение о том, что чем более разнороден состав жителей города или села, тем чаще им приходится в повседневной жизни иметь дело с представителями других национальностей, тем больше у них шансов установить дружеские связи с людьми других этнических групп и тем больше вероятность смешанных браков. Подобная ситуация не должна вызывать у большинства населения отрицательного отношения к межнациональным бракам, что и было подтверждено результатами социологического опроса.

Большинство респондентов всех возрастных групп отметили положительное отношение к межнациональным бракам, несмотря на бытующее мнение о консервативности старшего поколения в этом вопросе. Но, к сожалению, тенденция безразличного отношения продолжает сохраняться среди молодежи - 19% ответов против 12% ответов респондентов в возрасте 30-49 лет, 13% - 50-59 лет и всего 6% - пожилых респондентов. Интересен тот факт, что из тех респондентов, которые положительно относятся к межнациональным бракам, 81 % составляют женщины и только 19% мужчин. Дальнейший общий анализ показал, что не одобряют межнациональные браки только городские жители. Категоричное неодобрение межнациональных браков, с небольшой долей разницы, отмечено у респондентов в возрасте 18-29 лет (12%) и 60 лет и старше (11%). Следует отметить, что среди молодых респондентов в этом вопросе нет неопределившихся.

Позитивным моментом является отношение молодых респондентов к межнациональным конфликтам. Большинство молодых людей (57%) в случае возникновения конфликта на национальной почве постараются примирить его участников или не будут участвовать в нем. Между тем, 19% молодых жителей Калмыкии станут активными его участниками, а этот же показатель среди респондентов в возрасте 60 лет и старше более, чем в два раза ниже (8%), что подтверждает мнение о проявлении большей терпимости старшим поколением, которое в своих суждениях опирается на жизненный опыт.

Таким образом, анализ полученных в ходе социологического опроса данных показывает, что:

- чем моложе респонденты, тем они более критичны к окружающему миру, тем больше среди них выражающих безразличное отношение;

- респонденты титульной нации в возрасте 18-29 лет не одобряют процесс миграции представителей других национальностей. На наш взгляд, подобная картина обусловлена беспокойством со стороны молодых людей внутренней и внешней миграцией, рассматривая ее как фактор растущей конкуренции в сфере образования, трудоустройства, ценовой политики и т.д.

- среди молодых респондентов наиболее высокая доля затруднившихся ответить;

- для молодых людей характерна внутренняя противоречивость в оценках;

- в своих оценках девушки более толерантны, чем молодые люди.

Республика Калмыкия - полиэтнический регион, где проживают люди разных национальностей и религиозных верований, в связи с этим сохранение мира и спокойствия, недопущение межнациональной розни и религиозного экстремизма является одной из важнейших задач в сфере гармонизации межэтнических отношений. Воспитание толерантности среди подрастающего поколения станет залогом будущей стабильности в регионе. В свете новейшей тенденции федеральной политики по усилению внимания государства к техническому образованию, необходимость поддержки именно гуманитарного образования для сохранения социального и межнационального мира предоставляется особенно актуальной. «Мы должны сделать все, чтобы традиции толерантности и взаимного уважения, которые нашему государству всегда были присущи, оставались нормой для общества» [2].

С учетом анализа результатов социологического опроса нами были разработаны предложения по повышению уровня толерантности среди молодежи в регионе, которые состоят из четырех основных блоков: методического, учебного, воспитательного и организационного.

84

№ 1(24), 2012 г.

Рекомендации

В целях повышения качества воспитательной работы в образовательных учреждениях в методическом плане необходимо:

- организовать проведение курсов повышения квалификации преподавателей образовательных учреждений начального, среднего, а также дополнительного образования по вопросам формирования установок толерантного сознания детей и подростков;

- подготовить учебно-методическую литературу по воспитанию толерантности учащихся;

- создать информационные материалы, направленные на воспитание культуры толерантности, взаимопонимания и взаимоуважения, ориентированные на разные возрастные группы детей и молодежи. Например, инициировать выпуск этнокалендаря, предназначенного для информирования о культуре, обычаях, традициях, языках представителей различных национальностей, проживающих в республике;

- разработать в образовательном пространстве Республики Калмыкии инновационные подходы к формированию устойчивого межкультурного диалога и воспитания культуры мира и толерантности в региональном сообществе.

В обучающих целях необходимо включить в учебный план образовательных учреждений элективные курсы, направленные на повышение уровня знаний и представлений об истории и культуре народов России и мира, о многонациональное™ и многоконфессиональности Республики Калмыкия.

Для популяризации идеи толерантности в сознании подрастающего поколения, а также в целях сохранения стабильности в регионе в воспитательных целях следует: во-первых, ежегодно планировать и проводить мероприятия, направленные на формирование у детей и подростков уважения к традициям, обычаям и культуре различных национальностей как внутри классных коллективов, так и на общешкольном уровне. Например, вовлекать школьников в подготовку стенгазет по этнокультурной тематике, организовывать проведение спортивных мероприятий с участием этнически смешанных команд, проводить конкурсы детского рисунка и плаката на тему «Народы нашего города, поселка»; конкурс компьютерных презентаций по этнокультурной тематике. Во-вторых, подготовить и провести мероприятия, приуроченные к Международному дню толерантности. В-третьих, усилить работу с неформальными группировками по вовлечению их членов в общественную жизнь образовательных учреждений, муниципалитетов, республики.

В целях повышения эффективности работы по гармонизации межэтнических, межкультурных и межконфессиональных взаимодействий в организационном плане необходимо:

- разработать Программу гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Республике Калмыкия;

- разработать Концепцию духовно-нравственного развития детей и молодежи в Республике Калмыкия;

- организовать проведение исследований по диагностике уровня сформированности толерантного сознания детей и молодежи;

- разработать цикл музейных образовательных программ «Моя страна - многонациональная Россия», «Моя Калмыкия» для разных возрастных групп учащихся общеобразовательных учреждений Республики Калмыкия, направленных на раскрытие многообразия национальных культур;

- подготовить цикл книжных выставок, посвященных роли и месту различных религий в культуре народов России;

- усилить роль медиасообществ в процессе распространения идей гражданской солидарности, взаимоуважения и противодействия негативным стереотипам и установкам.

- подготовить для размещения в эфире FM-радиостанций, на местном телевидении коротких информационных блоков «Религиозная Калмыкия» в контексте истории и культуры республики.

1. Медведев Д. А. Заседание по вопросу подготовки к празднованию 1150-летия российской государственности // http: // state.kremlin.ru

2. Медведев Д. А. Заседание Президиума Госсовета о мерах по укреплению межнационального согласия // http: // komitet2-4.km.duma.gov.ru.

3. Социология молодёжи. / Под ред. В. Т. Лисовского. СПб.: Изд-во СПбГУ. 1996.

85

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

НЕМГИРОВА С. Н.

О РАЗВИТИИ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕГИОНЕ

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению основных институтов гражданского общества -негосударственных некоммерческих организаций. На основе проделанного анализа сформулирован вывод о необходимости активизации деятельности самоорганизующихся сообществ граждан, что позволит обеспечить удовлетворение их социально-экономических и политических потребностей, эффективный контроль за деятельностью властных структур и бизнеса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: гражданское общество, негосударственные некоммерческие организации, социальный капитал.

Одной из важных задач в процессе построения правового государства является развитие самостоятельных, устойчивых, пользующихся поддержкой широких слоев населения, институтов гражданского общества. В ходе проводимых в последние десятилетия реформ, направленных на демократическое обновление и модернизацию страны, созданы все необходимые условия для их функционирования.

Предназначение гражданского общества заключается в том, чтобы активизировать инициативу граждан, дать им возможность на деле опробовать свои властные полномочия, реализовать свои конституционные права. Развитие гражданского общества, понимаемого как «совокупность организаций разного назначения, между которыми складывается система социальных отношений вне государства как реальное развитие по линии гражданских инициатив, новых социальных движений и иной активности подобного рода» [3, с. 122], ведет к коренному изменению образа жизни людей, давая им возможность проявлять социальную и гражданскую ответственность.

Характеризуя гражданское общество, И. Кант главными считал следующие идеи: человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать за созданное; столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты являются побудительными причинами самосовершенствования людей; гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства [1, с. 143]. Способность к координации и совместным действиям в общих интересах формирует социальный капитал, составными частями которого являются взаимное доверие, нормы поведения, учитывающие общественный интерес.

Институты гражданского общества, в частности общественные объединения и фонды, негосударственные некоммерческие организации (НКО) образуют основу гражданского общества, определяют его содержание. Они призваны содействовать росту национального самосознания граждан, их политической культуры и высокой духовности, стремлению реализовать свой потенциал, самим строить свое будущее. Именно в такого рода объединениях «вызревает» гражданская активная личность. В то же время гражданское общество не сводится к совокупности зарегистрированных организаций, необходимо учитывать, выражать и защищать законные интересы всех самоорганизующихся гражданских структур, действующих в рамках Конституции РФ на территории страны. Институты гражданского общества позволяют индивидам вместе вырабатывать цели и достигать их - либо непосредственно совместными усилиями, либо отстаивая в диалоге с другими общественными структурами, бизнесом и представителями власти, в отличие от институтов, через которые удовлетворяется потребность в доходе. Человек является высшей ценностью, поэтому вся деятельность таких организаций, как правило, направлена на защиту прав граждан, развитие их инициативы, оказание помощи.

Развитая система негосударственных организаций обеспечивает баланс интересов в обществе. По мере их укрепления они становятся важнейшим инструментом общественного контроля за работой государственных структур, не только выражают, но и формируют общественное мнение и сознание. Деятельность общественных объединений, в каких бы организационно-правовых формах они ни создавались, основывается на принципах добровольности, равноправия, гласности, самоуправления и законности.

Правовую основу формирования и развития гражданского общества в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 1), федеральные законы «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях

86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.