Научная статья на тему 'Сарпинский район республики Калмыкия: опыт межнационального общения'

Сарпинский район республики Калмыкия: опыт межнационального общения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
250
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межнациональное взаимодействие / этническая толерантность / национальная культура / inter-ethnic interaction / ethnic tolerance / national culture

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лиджиева И. В., Мушараева И. С.

В статье рассмотрены межнациональные взаимоотношения в Сарпинском районе как одном из полиэтничных административно-территориальных образований Республики Калмыкия. Приведен анализ материалов массового социологического опроса и статистических данных. Сделан вывод о том, что стабильность в сфере межэтнического взаимодействия является результатом этнической толерантности и проводимой руководством района национальной политикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SARPINSKY DISTRICT OF REPUBLIC OF KALMYKIA: EXPERIENCE OF INTERNATIONAL COMMONUNICATION (

The article considers the interethnic relations in Sarpinsky district as one of the multi-ethnic territorial administrative units of the Republic of Kalmykia. The author analyzes the material mass survey and statistics. It is concluded that the stability of international cooperation is the result of ethnic tolerance and pursued by the area of national policy.

Текст научной работы на тему «Сарпинский район республики Калмыкия: опыт межнационального общения»

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

национальностей, 33,3% русских и 27,6% калмыков. С небольшой долей разницы согласны с указанным утверждением 31,5% мужчин и 33,7% женщин. Результаты исследования показывают, чем старше респонденты, тем они более толерантны по отношению к СМИ. Так, полностью соглашаются с приведенным мнением 22,5% респондентов в возрасте 18-29 лет, 31,3% - 30-49 лет, 40,9% - 50-59 лет и 42,6% - 60 лет и старше. Полностью не согласны с предложенным утверждением 9,2% калмыков, 5,6% русских и 3,3% респондентов других национальностей. В большей мере это мужчины (8,2%), чем женщины (5,4%), а также респонденты в возрасте 30-49 лет (8,7%), чем достигшие 60 лет и старше (5,9%). Доля горожан в данном случае на 1,8% больше, чем сельчан -7,9% и 6,1% соответственно. Вызывает интерес, что максимальный показатель несогласия приходится на респондентов, имеющих высшее и незаконченное высшее образование (8,1%), что почти в два раза больше, чем у респондентов с неполным средним и средним образованием (4,9%). Затруднились ответить в большей мере участники опроса, имеющие неполное среднее и среднее образование (15,9%), этот показатель среди респондентов со средним специальным образованием равен 6,1% и с высшим - 8,1%. В связи с вышеуказанным следует отметить, что в республике СМИ способствуют формированию доброжелательного отношения к представителям различных национальностей и религий.

Таким образом, результаты исследования показали, что Республика Калмыкия является благоприятным регионом для развития национальных культур всех народов. В ходе исследования была выявлена тенденция, имеющая важное значение в гармонизации межнациональных отношений в полиэтничном регионе, которая заключается в том, что этнокультурные предпочтения жителей республики ориентированы как на ценности собственных этнических групп, так и других национальностей.

1. Викторин В. М. Астраханская область в XXI веке: феномен социокультурной регионалистики. // Астрахань - XXI в.: социокультурная регионалистика. Астрахань. 2007.

ЛИДЖИЕВА И.В., МУШАРАЕВА И.С.

САРПИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ:

ОПЫТ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Аннотация: В статье рассмотрены межнациональные взаимоотношения в Сарпинском районе как одном из полиэтничных административно-территориальных образований Республики Калмыкия. Приведен анализ материалов массового социологического опроса и статистических данных. Сделан вывод о том, что стабильность в сфере межэтнического взаимодействия является результатом этнической толерантности и проводимой руководством района национальной политики.

Ключевые слова: межнациональное взаимодействие, этническая толерантность, национальная культура.

Калмыцкая степь, расположенная на перекрестке цивилизаций Европы и Азии, стала своеобразной платформой, где происходили интенсивные процессы взаимодействия различных культур и религий. Как было отмечено Главой Республики Калмыкия А.М. Орловым, «Калмыкия всегда являлась и является регионом стабильности на Юге России, где в мире и согласии проживают представители разных национальностей, религиозных конфессий» [2, с. 2].

Добровольно приняв российское подданство, калмыки установили тесные торговые и хозяйственные связи с местными народами, которые чередовались военными столкновениями, но в конечном итоге устанавливались мирные добрососедские отношения, диктуемые экономической взаимозависимостью, обусловленной кочевым одних и оседлым образом жизни других народов.

96

№ 2(25), 2012 г.

Зачастую дружеские отношения людей разных национальностей скреплялись браками, что вело к установлению еще и родственных отношений. Становление межэтнической брачности, как формы межнационального взаимодействия, имеет исторический характер, что позволяет утверждать об изначальном становлении толерантных отношений между народами на территории современной Калмыкии.

Малодербетовский улус занимал большую часть Ергеней и, в силу своих природных условий, являлся наиболее благоприятным, по сравнению с другими улусами, для создания оседлых поселений и культивирования земледелия. К тому же он находился в выгодном географическом положении: с севера на юг его территорию пересекала стратегически важная для России дорога Царицын -Ставрополь, обеспечивавшая связь Центра с Кавказом. Значение дороги возросло во второй половине XVIII в., когда завершилось устройство Азовско-Моздокской укрепленной линии, а ее центром решено было сделать город Екатеринодар. Именно с этого времени царское правительство обратило внимание на Царицынско-Ставропольский тракт, как кратчайшую дорогу на Северный Кавказ, и приступило к его заселению [1, с. 7].

В Малодербетовском улусе идею перехода на оседлость поддержал его владелец Д. Тундутов, пожелавший с частью своих калмыков поселиться на Царицынско-Ставропольском тракте. Им для этих целей под поселения было выделено 7 урочищ и среди них место будущего села Садовое -урочище Амтя-Зельмень. Юридическим основанием для заселения этой территории стал Указ императора Николая Первого от 30 декабря 1846 г. «О заселении дорог на калмыцких землях Астраханской губернии» и инструкция с аналогичным названием, а ее практическое осуществление было возложено на специально созданную для этих целей Комиссию по заселению дорог, куда вошли в качестве председателя Главный попечитель калмыцкого народа К.А. Оленич-Гнененко, землемер, двое топографов, чиновник особых поручений, гражданский инженер и ученый лесничий. В 1848 г. станица Садовая существовала лишь на бумаге, несмотря на поселение летом того года на урочище воронежского переселенца, крестьянина Г. Миткова. Отмена крепостного права в России привела во второй половине XIX века к увеличению численности населения Калмыцкой степи за счет русских и украинских переселенцев с Воронежской, Тамбовской, Екатеринославской, Таврической и Харьковской губерний.

«Положение об управлении калмыцким народом» от 24 ноября 1847 г. предусматривало создание поселений калмыков вдоль Царицынско-Ставропольского тракта, тем самым переводя их на оседлый образ жизни и развивая дорожную инфраструктуру. Активное включение в этот процесс и крестьян-переселенцев привело к созданию оседлых поселений, одним из которых является село Садовое -современный административный центр Сарпинского района Республики Калмыкия. В его состав входят девять сельских муниципальных образований, объединяющих 17 населенных пунктов. Ведущее место в экономике района, как и в целом по республике, занимает сельское хозяйство, в котором приоритетными направлениями являются зерновое производство и животноводство. Промышленность района в основном представлена предприятиями, занимающимися переработкой сельскохозяйственной продукции: производством муки, хлеба и хлебобулочных, колбасных изделий, мяса и субпродуктов. Заметный вклад в экономическое развитие вносят и предприятия малого и среднего бизнеса, которые специализируются в предоставлении различных услуг: торговле, общественное питание и бытовое обслуживание.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., на территории района проживают представители около десяти национальностей. Первое место по численности занимают русские (57,1%), второе - калмыки (29,7%), солидную диаспору представляют выходцы из Чечни и Дагестана. Анализ национального состава населения района показывает, что за период с 1989 г. по 2010 г. процентное соотношение численности представителей калмыцкой, русской и других национальностей фактически остается неизменным. Следует предположить, что данная ситуация обусловлена мирными и добрыми отношениями между жителями района разных национальностей, и исповедующих различные религиозные взгляды. Но, тем не менее, межнациональные отношения, имеющие латентный характер, требуют особого внимания.

Отделом социологических исследований Института комплексных исследований аридных территорий с 1999 г. в республике проводятся социологические опросы, которые показывают, что максимальный уровень положительных оценок респондентами межнациональных отношений приходится на начало 2000-х годов. Этот период характеризуется относительной стабильностью, в отличие от переходного периода конца XX в. и посткризисных тенденций новейшей истории (Рис. 1).

97

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

■ 1999 □ 2002

■ 2011 □ 2012

hQ t! К Ю

О

&

О

оЗ D

н ю

о

к

о

со

S

ft

н

К

s

н

■&

к

о

И

Рис. 1. Динамика оценки респондентами межнациональных отношений в республике в 1999-2012 гг. (в %)

Результаты социологического опроса 2012 г. показали наличие беспокойства у жителей Сарпинского района состоянием межнациональных отношений. Наибольший показатель мнения респондентов приходится на оценку межнациональных отношений как «Стабильные, но не беспроблемные», по национальному признаку данное мнение разделяют 46,7% русских, 39,1% калмыков и 37,5% представителей других национальностей (даргинцев, чеченцев, аварцев).

В зависимости от возраста наблюдается динамика роста тревожности состоянием межнациональных отношений. Так, оценили их в республике в целом как «Стабильные, но не беспроблемные» большинство респондентов в возрасте 60 лет и старше (62,5%), половина (50%) - 50-59 лет, 42,9% - 30-49 лет и 23,1% молодых людей в возрасте 18-29 лет. Указанные отношения оценили как «Напряженные, тревожные» 13,3% респондентов, из них 41,2% составляют молодые люди в возрасте 18-29 лет, а также 25% представителей других национальностей. В зависимости от социального положения, это мнение разделяют 50% работников сельского хозяйства и 66,7% предпринимателей.

Несмотря на то, что национальный состав района отличается разнообразием, почти четверть респондентов не одобряют увеличения численности представителей других национальностей в республике, чуть более четверти относятся к этому безразлично. Закономерен тот факт, что положительное отношение к миграции на территории Калмыкии выразили абсолютное большинство представителей других национальностей. Наибольший показатель неодобрения этого процесса приходится на респондентов калмыцкой и русской национальностей, т.е. коренного населения района. В связи с этим, можно предположить, что проблемы в сфере межнациональных отношений возможны по причине безработицы, доказательством этого является отрицательная динамика численности трудоспособного населения в районе - с 8721 чел. в 2006 г. до 8300 чел. в 2010 г. Кроме того, немаловажную роль играет рост конкуренции на рынке труда, обусловленный миграцией народов Северного Кавказа, что подтверждается дальнейшими результатами опроса. Так, 50% из числа не одобряющих приезд представителей других национальностей заняты в сельском хозяйстве, а выходцы из Северного Кавказа традиционно занимаются животноводством.

Выражая беспокойство состоянием межнациональных отношений в республике, тем не менее большинство сарпинцев участвовавших в опросе, отметили, что они не сталкивались с ущемлением своих национальных интересов и чувств. Так считают 65,2% калмыков, 62,5% представителей других национальностей и 60% русских. Более того, большинство из числа опрошенных респондентов всех национальностей отметили положительное отношение к межнациональным бракам, которые являются одним из наглядных индикаторов межэтнической толерантности, но, к сожалению, органы ЗАГС не

98

№ 2(25), 2012 г.

ведут статистику по данному направлению, что значительно затрудняет получение полноценной картины взаимодействия людей разных национальностей.

В ходе анализа материалов социологического опроса было выявлено, что главными составляющими национальной культуры являются наследие предков, культурные ценности, сохраняющие национальное своеобразие, способность каждого народа оставаться самим собой. Знание собственной национальной культуры, по мнению большинства респондентов, проявляется во владении родным языком, соблюдении национальных традиций и обычаев. При этом на вопрос: «Как Вы считаете, имеют ли одинаковые возможности для развития культуры народы, проживающие на территории республики?» - ответы участников опроса распределились следующим образом и представлены (рис. 2).

8%

И Да, имеют

□ Да, но не все этнические группы имеют равные возможности

S Нет, не имеют

□ Затрудняюсь ответить

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы считаете, имеют ли одинаковые возможности для развития культуры народы, проживающие

на территории республики?»

Анализ данных, представленых на (рис. 2) показывает наличие тенденции неудовлетворенности существующими возможностями для реализации культурных прав, закрепленных Конституцией Российской Федерации, характерно для респондентов некоренного населения района. Данная ситуация позволяет сделать вывод о том, что руководству района необходимо обратить внимание на планирование культурно-массовых мероприятий с учетом интересов представителей всех национальностей.

По мнению абсолютного большинства респондентов, вне зависимости от национальности, вероисповедания, национальная культура способствует сплочению людей разных национальностей. Участники опроса интересуются культурой народов, проживающих на территории республики, прежде всего это выражается в проявлении внимания к быту, обрядам, традициям и кухне других народов. Понятие «национальная кухня» утратило свое значение, так как все блюда из национальной кухни, а также народные праздники имеют интернациональное значение. В этом отношении немалую роль играет администрация района, которая старается найти точки соприкосновения для положительного взаимодействия между всеми народами, населяющими территорию района. В этом направлении проводятся различные мероприятия на уровне района: празднование Зул, Масленицы, Цаган Сар, Ураза Байрам и т. д. Национальное и этническое своеобразие района потребовало нового подхода к традиционным культурам сарпинцев, которые смогли выразить это своеобразие через свои национально-культурные диаспоры, их деятельность стала основой гражданского согласия, мира и спокойствия среди людей разных национальностей.

В ходе совместного проживания в многонациональном обществе у разных народов сложилось определенное отношение к русскому языку. Так, 20% респондентов считают, что русский язык -это средство межнационального общения; 35% - воспринимают его так же, как свой родной язык, среди них 87% калмыков и 62,5% представителей других национальностей, и 57% обозначают его как родной язык, таково мнение 13% калмыков и 12,5% респондентов других национальностей. В связи с этим можно утверждать, что русский язык является средством консолидации разных народов

99

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

на территории Сарпинского района. Значительный интерес к калмыцкому языку наблюдается со стороны представителей других национальностей. Например, по данным Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия победителями республиканского тура олимпиады по калмыцкому языку для детей нетитульной национальности на протяжении многих лет становятся учащиеся общеобразовательных учреждений Сарпинского района, которые показывают великолепное знание калмыцкого языка, фольклора, традиций и обычаев [3].

В религиозном отношении абсолютное большинство сарпинцев считают себя верующими. По результатам социологического опроса респонденты отнесли себя к основным конфессиям: православию, буддизму и исламу. Несмотря на разнообразие религиозных взглядов, на территории одного района распространены учения трех мировых религий, абсолютное большинство их последователей, согласно результатам социологического исследования, положительно относятся к людям, исповедующим другую религию, веру. По мнению экспертов, религиозное воспитание имеет конкретную цель и задачу - привить подрастающему поколению, которое растет в условиях засилья западной массовой культуры, любовь к родному языку, национальным традициям, обрядам, языку. Человек, уважающий собственное национальное достояние, будет уважать и чувства других народов.

На вопрос: «Были ли в течение года в Вашем городе/селе насильственные столкновения на национальной почве?» - утвердительные ответы дали 26,6% из числа опрошенных, отрицательные -60% и затруднились ответить - 13,3%.респондентов. Следующий вопрос: «Были ли в течение года в Вашем городе/селе насильственные столкновения на религиозной почве?» - показал, что абсолютное большинство респондентов (73%) не наблюдали подобных событий в месте своего проживания, незначительное количество респондентов затруднились ответить (15%) и подтвердили наличие насильственных столкновений 12% респондентов. Утверждают о наличии столкновений на национальной и религиозной почве 50% представителей других национальностей, которые также отмечают, что «изредка», но бывают случаи ущемления их национальных интересов и чувств, это происходит в трудовой сфере и в общественных местах. Несмотря на незначительный показатель утвердительных ответов, можно предположить, что взаимодействие в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений не является идеальным. В результате подтверждается гипотеза о том, что незначительное ухудшение межнациональных отношений связано с миграцией народов Северного Кавказа на территорию Калмыкии и как следствие - рост конкуренции на рынке труда.

Таким образом, позитивное состояние межнациональных отношений в полиэтничном районе, таком как Сарпинский, имеет многовековой опыт. Увеличение численности населения за счет выходцев из Северного Кавказа не могло повлиять на общую тенденцию развития межнациональных отношений в районе. Единственной, но немаловажной проблемой, отрицательно влияющей на взаимоотношение между людьми разных национальностей, является отсутствие рабочих мест. Решение этого вопроса, как на федеральном, так и на региональном уровнях, приведет к установлению стабильного положительного взаимодействия между всеми народами, проживающими на территории Сарпинского района.

1. Белоусов С. С. Основано Таврическими поселенцами (с. Садовое 1849-1917 г.г.). Волгоград. Изд-во ««Тайм». 1999. 127 с.

2. Орлов А. М. Межнациональное согласие - это диалог и кропотливая работа. // Элистинская панорама. № 11 (1791). 25 января 2012 г.

3. Текущий архив Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия.

100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.