ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
6. ФЗ № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. Ст.2 п.1.
7. ФЗ № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 8 мая 2010 г. Ст. 13 п. 1в.
8. http://expert.ru/2012/02/8/statistika-gosuslug/
9. Википедия. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/
ЛИДЖИЕВА ИВ.
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ОЦЕНКАХ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА
Аннотация: В статье рассмотрены результаты, полученные в ходе массового социологического опроса, которые отражают отношение населения к национальной культуре. Сделан вывод о том, что Республика Калмыкия является благоприятным регионом для культурного развития народов, населяющих его территорию.
Ключевые слова: национальная культура, межнациональное взаимодействие, конфессия, многонациональное общество, этнокультурные предпочтения.
Культура народов России, представляющая собой сочетание знаний, верований, ценностей и норм поведения, обрядов и обычаев, различных форм народного творчества и ремесел, является объединяющим началом, которое способствует сближению и взаимопониманию между народами, утверждению принципов согласия и толерантности.
Республика Калмыкия расположена в Нижнем Поволжье и является «уникальным местом планеты по единству и сосуществованию этносов и конфессий» [1, с. 35]. Но многонациональность региона никогда не была причиной напряженности, а напротив, содействует созданию общих материальных и духовных ценностей, взаимообогащению культур.
C целью диагностики состояния и развития этноконфессиональных и межкультурных отношений в многонациональном регионе на межличностном, межгрупповом и институциональном уровнях в Республике Калмыкия Институтом комплексных исследований аридных территорий весной 2012 г. был проведен социологический опрос, в котором приняли участие 386 человек, из них - 165 калмыков, 163 русских и 58 представителей других национальностей. Одной из задач исследования было выявление этнокультурных предпочтений населения.
По мнению большинства респондентов, как показали результаты исследования, в понятие «национальная культура» входит наследие предков (68,5%), культурные ценности, сохраняющие национальное своеобразие (62,7%), и язык (51,6%). Лишь только четверть из числа опрошенных респондентов отметили, что одной из составляющих национальной культуры являются культурные ценности, пропагандируемые государством, чуть более четверти считают, что это письменность и 40,4% участников опроса назвали способность каждого человека оставаться самим собой.
В связи с тем, что Российская Федерация является одним из самых многонациональных государств в мире, респондентам было предложено ответить на вопрос: «Какое влияние оказывают национальные культуры на современное многонациональное российское общество?». Ответы участников опроса распределились следующим образом (рис. 1):
Данные, приведенные на рис. 1, показывают, что подавляющее большинство респондентов считают, что национальная культура способствует сплочению людей разных национальностей. Этот факт может служить аргументом в пользу гипотезы о наличии межэтнической толерантности в Калмыкии.
Ответы респондентов на вопрос: «Насколько хорошо Вы знаете свою национальную культуру?» -распределились следующим образом: говорю на родном языке (69,4%), соблюдаю национальные традиции, обычаи и религиозные обряды (61,7%), готовлю национальные блюда (54,9%), участвую в национальных праздниках (47,7%), приобщаю детей к национальной культуре, хорошо знаю историю родного края (38,1%), располагаю предметами национальной принадлежности (24,6%), знаю, изучаю народное творчество (23,1%).
92
№ 2(25), 2012 г.
^ Способствуют сплочению людей разных национальностей ^ Способствуют разобщению народов
Не оказывают никакого влияния ^ Другое, укажите Затрудняюсь ответить
Рис. 1. Какое влияние оказывают национальные культуры на современное многонациональное государство? (в %)
Хотелось бы особо отметить, что подавляющее большинство респондентов (69,4%) при ответе на вопрос ответили «говорю на родном языке». Но, к сожалению, так считают абсолютное большинство респондентов русской (86,4%) и других национальностей (82%) и только 48,5% калмыков. Большинство калмыков, участвовавших в опросе и говорящих на калмыцком языке, проживают в сельской местности (58,5%), 41,5% - в городе. Интересная ситуация наблюдается в данном вопросе, исходя из возрастных категорий. Так, наибольший показатель ответов среди респондентов калмыцкой национальности, говорящих на родном языке, приходится на людей в возрасте 30-49 лет (41,3%), 22,5% - 60 лет и старше, 20% - 50-59 лет и 16,2% - на молодых людей в возрасте 18-29 лет. В данном случае можно предположить, что небольшая доля респондентов в возрасте 50 лет и старше связана с тем, что их детство и молодые годы прошли в депортации, когда не было возможности говорить на родном языке. Наименьший показатель среди молодых людей объясняется тем, что именно в данном возрасте приоритетными являются иностранные языки, и нет должного чувства осознания необходимости говорить на родном языке.
В большей мере на родном языке, вне зависимости от национальности, говорят мужчины (72,8%), чем женщины (66,3%), а также, с небольшой долей разницы, участники опроса, имеющие среднее специальное (77,3%) и неполное среднее, среднее образование (76,8%). В зависимости от социального положения, на родном языке в большей степени говорят пенсионеры (87,5%), работники сельского хозяйства (86,7%) и безработные (82,8%).
На второе место респонденты к составляющим национальной культуры отнесли соблюдение национальных традиций, обычаев и религиозных обрядов. Такого мнения придерживаются подавляющее большинство калмыков (73,6%), большинство представителей других национальностей (68,9%) и чуть менее половины из числа опрошенных русских (47,5%). Соблюдают национальные традиции, обычаи и религиозные обряды в большей степени женщины (63,9%), чем мужчины (63,9%). По всей видимости, это связано с тем, что именно женщина занимается семейным бытом, следит за здоровьем членов семьи и т.д. Несмотря на то, что, согласно устоявшемуся мнению, село является хранителем культуры, традиций и обычаев народа, показатель сельских респондентов меньше (57,1%), чем городских (69,8%). Соблюдение национальных традиций, обычаев и религиозных обрядов характерно для респондентов всех возрастов (более 50%), но в большей степени для лиц в возрасте 50-59 лет (66,7%) и молодых респондентов (62,7%).
Знание национальной культуры также проявляется в приготовлении национальных блюд, в оценках респондентов занимая третье место. Эта составляющая культуры народа, вне зависимости от политического режима, формы правления, была и остается неотрывной частью нации. Если в определенные периоды времени говорить на родном языке было преступлением, то запретить людям
93
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
приготовить, например, калмыцкий чай было невозможно. В связи с этим, вне зависимости от национальности, образования, места жительства, все участники опроса отмечают, что их знания своей национальной культуры проявляются в приготовлении блюд национальной кухни.
Вызывает определенную тревогу тот факт, что хорошо знают историю родного края только 24,6% из числа опрошенных респондентов, среди которых 44,3% представителей других национальностей, 38,3% русских и 36,2% калмыков.
В зависимости от возраста наблюдается следующая тенденция: чем старше респонденты, тем большее их количество знает историю своего народа: доля участников опроса, достигших 60 лет и старше, составляет 45,6%, 18-29 лет - 32,4%. В связи с этим следует рекомендовать органам образования уделить серьезное внимание преподаванию истории и культуры родного края. Подобная ситуация складывается и с приобщением детей к национальной культуре, так как чем старше респондент, тем выше показатель.
На вопрос: «Интересует ли Вас культура народов, проживающих на территории республики?» -подавляющее большинство респондентов ответили утвердительно (63,7%), не проявляют интереса к культуре других народов 19,4% опрошенных и затруднились ответить 16,8%. В большей степени интерес к культуре других народов проявляется в изучении быта, обрядов, традиций, кухни (34,5%); прослушивании музыки разных народов, классической и эстрадной (30,8%); просмотре фильмов о культуре других народов (29,0%) и т. д.
По мнению большинства респондентов, народы, проживающие на территории республики, имеют одинаковые возможности для развития своей национальной культуры (57,0%), но в то же время четверть из числа опрошенных считает, что не все этнические группы имеют равные возможности, 7% участников опроса выразили отрицательное мнение и 11,4% - затруднились ответить. Утвердительно ответили 62,3% представителей других национальностей, 56,2% русских и 55,8% калмыков. С данным мнением согласились 63,6% сельских жителей и 45,3% городских. Кроме того, чем старше респонденты, тем выше доля утвердительных ответов. Так, этот показатель у молодых участников опроса в возрасте 18-29 лет равен 49%, у достигших 60 лет и старше - 60,3%. Подобная тенденция прослеживается в разрезе образования: чем ниже уровень образования, тем выше доля утвердительных ответов. Так считают 63,4% респондентов с неполным средним и средним образованием, 53,5% - с высшим и незаконченным высшим образованием. Выразили мнение о том, что не все народы имеют равные возможности для развития своей национальной культуры на территории республики 6,1% калмыков, 7,4% русских и 8,2% представителей других национальностей. Согласились с указанным вариантом ответа в два раза больше мужчин, чем женщин, а также 7,7% сельчан и 5,8% горожан. Наибольший показатель в данном варианте ответа, исходя из социального положения респондентов, приходится на работников сельского хозяйства (20,0%) и наименьший - на служащих (4,3%). Интересен тот факт, что наибольшая доля отрицательных ответов приходится на участников опроса, имеющих неполное среднее и среднее образование, а наименьшая - на тех, кто имеет высшее и незаконченное высшее образование, т.е., чем ниже уровень образования, тем выше показатель отрицательных ответов.
Исходя из мнения респондентов по данному вопросу, следует предположить, что в республике благоприятная среда для развития национальных культур народов, проживающих на ее территории, но следует обратить внимание и на небольшой показатель отрицательных ответов участников опроса. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо уделить серьезное внимание развитию культур всех народов, проживающих в Калмыкии.
Республика Калмыкия исторически является многонациональным регионом, в связи с чем стояла задача определения роли русского языка в жизни жителей республики (Рис. 2). Согласно результатам опроса, 48,2% опрошенных ответили, что это их родной язык: так считают 95,1% русских, 16,4% респондентов других национальностей и 14,1% калмыков. В разрезе половой принадлежности этот показатель среди женщин равен 52,5%, среди мужчин - 43,5%. Русский язык воспринимают как родной большинство респондентов в возрасте 50 лет и старше, имеющих неполное среднее, среднее и среднее специальное образование, 52,2% респондентов, проживающих в сельской местности, и 41% горожан. Исходя из социального положения, относятся к русскому языку как родному большинство рабочих (59,7%) и пенсионеров (51,8%). Русский языком является родным для 40,7% респондентов с высшим и незаконченным высшим образованием, 51,2% - с неполным средним и средним, 56,1% - со средним специальным образованием.
94
№ 2(25), 2012 г.
8,3 0,10
™ Это мой родной язык
48 2 “ Воспринимаю его так же, как
свой родной язык ні Средство межнационального общения
Ощущаю потребность в его полноценном знании ■ Язык, который я не хотел бы, но вынужден изучать Затрудняюсь ответить
38,9
Рис. 2. Отношение респондентов к русскому языку (в %)
Воспринимают русский язык так же, как свой родной 71,2% калмыков, 16,4% представителей других национальностей и 3,7% русских. Для большинства респондентов других национальностей русский язык -это средство межнационального общения, на эту же категорию приходится наибольший процент ответивших, что русский язык - «это язык, который я не хотел бы, но вынужден изучать» (1,6%). Это относится в основном к респондентам, имеющим неполное среднее, среднее (1,2%) и среднее специальное образование (0,8%). С небольшой долей разницы поддерживают данное мнение 0,4% сельских и 0,7% городских жителей. Дальнейший анализ материалов опроса показывает, что указанного мнения придерживаются респонденты в возрасте 5059 лет (1,5%) - и 18-29 лет (1,0%) Наибольший показатель в данном варианте ответа, исходя из социального положения респондентов, приходится на студентов - 3,1% и пенсионеров - 0,7%. В зависимости от уровня достатка, наименьший показатель у участников опроса, оценивших свое материальное положение как плохое - 25,0%, хорошее материальное положение - 15,0%, ниже среднего - 14,8% и среднее - 10,3%.
Распределение мнений респондентов при ответе на вопрос: «Согласны ли Вы, что СМИ способствуют формированию доброжелательного отношения к представителям различных национальностей и религий?» -представлено на рис. 3.
Рис. 3. Согласны ли Вы, что СМИ способствуют формированию доброжелательного отношения к представителям различных национальностей и религий? (в %)
Как свидетельствуют приведенные на рис. 3 данные, 32,6% из числа опрошенных полностью согласны с предложенным утверждением. Такого мнения придерживаются 44,3% респондентов других
95
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
национальностей, 33,3% русских и 27,6% калмыков. С небольшой долей разницы согласны с указанным утверждением 31,5% мужчин и 33,7% женщин. Результаты исследования показывают, чем старше респонденты, тем они более толерантны по отношению к СМИ. Так, полностью соглашаются с приведенным мнением 22,5% респондентов в возрасте 18-29 лет, 31,3% - 30-49 лет, 40,9% - 50-59 лет и 42,6% - 60 лет и старше. Полностью не согласны с предложенным утверждением 9,2% калмыков, 5,6% русских и 3,3% респондентов других национальностей. В большей мере это мужчины (8,2%), чем женщины (5,4%), а также респонденты в возрасте 30-49 лет (8,7%), чем достигшие 60 лет и старше (5,9%). Доля горожан в данном случае на 1,8% больше, чем сельчан -7,9% и 6,1% соответственно. Вызывает интерес, что максимальный показатель несогласия приходится на респондентов, имеющих высшее и незаконченное высшее образование (8,1%), что почти в два раза больше, чем у респондентов с неполным средним и средним образованием (4,9%). Затруднились ответить в большей мере участники опроса, имеющие неполное среднее и среднее образование (15,9%), этот показатель среди респондентов со средним специальным образованием равен 6,1% и с высшим - 8,1%. В связи с вышеуказанным следует отметить, что в республике СМИ способствуют формированию доброжелательного отношения к представителям различных национальностей и религий.
Таким образом, результаты исследования показали, что Республика Калмыкия является благоприятным регионом для развития национальных культур всех народов. В ходе исследования была выявлена тенденция, имеющая важное значение в гармонизации межнациональных отношений в полиэтничном регионе, которая заключается в том, что этнокультурные предпочтения жителей республики ориентированы как на ценности собственных этнических групп, так и других национальностей.
1. Викторин В. М. Астраханская область в XXI веке: феномен социокультурной регионалистики. // Астрахань - XXI в.: социокультурная регионалистика. Астрахань. 2007.
ЛИДЖИЕВА И.В., МУШАРАЕВА И.С.
САРПИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ:
ОПЫТ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
Аннотация: В статье рассмотрены межнациональные взаимоотношения в Сарпинском районе как одном из полиэтничных административно-территориальных образований Республики Калмыкия. Приведен анализ материалов массового социологического опроса и статистических данных. Сделан вывод о том, что стабильность в сфере межэтнического взаимодействия является результатом этнической толерантности и проводимой руководством района национальной политики.
Ключевые слова: межнациональное взаимодействие, этническая толерантность, национальная культура.
Калмыцкая степь, расположенная на перекрестке цивилизаций Европы и Азии, стала своеобразной платформой, где происходили интенсивные процессы взаимодействия различных культур и религий. Как было отмечено Главой Республики Калмыкия А.М. Орловым, «Калмыкия всегда являлась и является регионом стабильности на Юге России, где в мире и согласии проживают представители разных национальностей, религиозных конфессий» [2, с. 2].
Добровольно приняв российское подданство, калмыки установили тесные торговые и хозяйственные связи с местными народами, которые чередовались военными столкновениями, но в конечном итоге устанавливались мирные добрососедские отношения, диктуемые экономической взаимозависимостью, обусловленной кочевым одних и оседлым образом жизни других народов.
96