Научная статья на тему 'Национальная культура в оценках населения региона'

Национальная культура в оценках населения региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
281
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная культура / межнациональное взаимодействие / конфессия / многонациональное общество / этнокультурные предпочтения / national culture / international cooperation / confession / multicultural society / ethnic and cultural preferences

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лиджиева И. В.

В статье рассмотрены результаты, полученные в ходе массового социологического опроса, которые отражают отношение населения к национальной культуре. Сделан вывод о том, что Республика Калмыкия является благоприятным регионом для культурного развития народов, населяющих его территорию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL CULTURE IN THE POPULATION ESTIMATES REGION

The article describes the results obtained in the course of the mass survey, reflecting the attitude of the population to the national culture. In the study it was concluded that the Republic of Kalmykia is a favorable region for the cultural development of the peoples on this territory.

Текст научной работы на тему «Национальная культура в оценках населения региона»

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

6. ФЗ № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. Ст.2 п.1.

7. ФЗ № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 8 мая 2010 г. Ст. 13 п. 1в.

8. http://expert.ru/2012/02/8/statistika-gosuslug/

9. Википедия. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/

ЛИДЖИЕВА ИВ.

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ОЦЕНКАХ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА

Аннотация: В статье рассмотрены результаты, полученные в ходе массового социологического опроса, которые отражают отношение населения к национальной культуре. Сделан вывод о том, что Республика Калмыкия является благоприятным регионом для культурного развития народов, населяющих его территорию.

Ключевые слова: национальная культура, межнациональное взаимодействие, конфессия, многонациональное общество, этнокультурные предпочтения.

Культура народов России, представляющая собой сочетание знаний, верований, ценностей и норм поведения, обрядов и обычаев, различных форм народного творчества и ремесел, является объединяющим началом, которое способствует сближению и взаимопониманию между народами, утверждению принципов согласия и толерантности.

Республика Калмыкия расположена в Нижнем Поволжье и является «уникальным местом планеты по единству и сосуществованию этносов и конфессий» [1, с. 35]. Но многонациональность региона никогда не была причиной напряженности, а напротив, содействует созданию общих материальных и духовных ценностей, взаимообогащению культур.

C целью диагностики состояния и развития этноконфессиональных и межкультурных отношений в многонациональном регионе на межличностном, межгрупповом и институциональном уровнях в Республике Калмыкия Институтом комплексных исследований аридных территорий весной 2012 г. был проведен социологический опрос, в котором приняли участие 386 человек, из них - 165 калмыков, 163 русских и 58 представителей других национальностей. Одной из задач исследования было выявление этнокультурных предпочтений населения.

По мнению большинства респондентов, как показали результаты исследования, в понятие «национальная культура» входит наследие предков (68,5%), культурные ценности, сохраняющие национальное своеобразие (62,7%), и язык (51,6%). Лишь только четверть из числа опрошенных респондентов отметили, что одной из составляющих национальной культуры являются культурные ценности, пропагандируемые государством, чуть более четверти считают, что это письменность и 40,4% участников опроса назвали способность каждого человека оставаться самим собой.

В связи с тем, что Российская Федерация является одним из самых многонациональных государств в мире, респондентам было предложено ответить на вопрос: «Какое влияние оказывают национальные культуры на современное многонациональное российское общество?». Ответы участников опроса распределились следующим образом (рис. 1):

Данные, приведенные на рис. 1, показывают, что подавляющее большинство респондентов считают, что национальная культура способствует сплочению людей разных национальностей. Этот факт может служить аргументом в пользу гипотезы о наличии межэтнической толерантности в Калмыкии.

Ответы респондентов на вопрос: «Насколько хорошо Вы знаете свою национальную культуру?» -распределились следующим образом: говорю на родном языке (69,4%), соблюдаю национальные традиции, обычаи и религиозные обряды (61,7%), готовлю национальные блюда (54,9%), участвую в национальных праздниках (47,7%), приобщаю детей к национальной культуре, хорошо знаю историю родного края (38,1%), располагаю предметами национальной принадлежности (24,6%), знаю, изучаю народное творчество (23,1%).

92

№ 2(25), 2012 г.

^ Способствуют сплочению людей разных национальностей ^ Способствуют разобщению народов

Не оказывают никакого влияния ^ Другое, укажите Затрудняюсь ответить

Рис. 1. Какое влияние оказывают национальные культуры на современное многонациональное государство? (в %)

Хотелось бы особо отметить, что подавляющее большинство респондентов (69,4%) при ответе на вопрос ответили «говорю на родном языке». Но, к сожалению, так считают абсолютное большинство респондентов русской (86,4%) и других национальностей (82%) и только 48,5% калмыков. Большинство калмыков, участвовавших в опросе и говорящих на калмыцком языке, проживают в сельской местности (58,5%), 41,5% - в городе. Интересная ситуация наблюдается в данном вопросе, исходя из возрастных категорий. Так, наибольший показатель ответов среди респондентов калмыцкой национальности, говорящих на родном языке, приходится на людей в возрасте 30-49 лет (41,3%), 22,5% - 60 лет и старше, 20% - 50-59 лет и 16,2% - на молодых людей в возрасте 18-29 лет. В данном случае можно предположить, что небольшая доля респондентов в возрасте 50 лет и старше связана с тем, что их детство и молодые годы прошли в депортации, когда не было возможности говорить на родном языке. Наименьший показатель среди молодых людей объясняется тем, что именно в данном возрасте приоритетными являются иностранные языки, и нет должного чувства осознания необходимости говорить на родном языке.

В большей мере на родном языке, вне зависимости от национальности, говорят мужчины (72,8%), чем женщины (66,3%), а также, с небольшой долей разницы, участники опроса, имеющие среднее специальное (77,3%) и неполное среднее, среднее образование (76,8%). В зависимости от социального положения, на родном языке в большей степени говорят пенсионеры (87,5%), работники сельского хозяйства (86,7%) и безработные (82,8%).

На второе место респонденты к составляющим национальной культуры отнесли соблюдение национальных традиций, обычаев и религиозных обрядов. Такого мнения придерживаются подавляющее большинство калмыков (73,6%), большинство представителей других национальностей (68,9%) и чуть менее половины из числа опрошенных русских (47,5%). Соблюдают национальные традиции, обычаи и религиозные обряды в большей степени женщины (63,9%), чем мужчины (63,9%). По всей видимости, это связано с тем, что именно женщина занимается семейным бытом, следит за здоровьем членов семьи и т.д. Несмотря на то, что, согласно устоявшемуся мнению, село является хранителем культуры, традиций и обычаев народа, показатель сельских респондентов меньше (57,1%), чем городских (69,8%). Соблюдение национальных традиций, обычаев и религиозных обрядов характерно для респондентов всех возрастов (более 50%), но в большей степени для лиц в возрасте 50-59 лет (66,7%) и молодых респондентов (62,7%).

Знание национальной культуры также проявляется в приготовлении национальных блюд, в оценках респондентов занимая третье место. Эта составляющая культуры народа, вне зависимости от политического режима, формы правления, была и остается неотрывной частью нации. Если в определенные периоды времени говорить на родном языке было преступлением, то запретить людям

93

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

приготовить, например, калмыцкий чай было невозможно. В связи с этим, вне зависимости от национальности, образования, места жительства, все участники опроса отмечают, что их знания своей национальной культуры проявляются в приготовлении блюд национальной кухни.

Вызывает определенную тревогу тот факт, что хорошо знают историю родного края только 24,6% из числа опрошенных респондентов, среди которых 44,3% представителей других национальностей, 38,3% русских и 36,2% калмыков.

В зависимости от возраста наблюдается следующая тенденция: чем старше респонденты, тем большее их количество знает историю своего народа: доля участников опроса, достигших 60 лет и старше, составляет 45,6%, 18-29 лет - 32,4%. В связи с этим следует рекомендовать органам образования уделить серьезное внимание преподаванию истории и культуры родного края. Подобная ситуация складывается и с приобщением детей к национальной культуре, так как чем старше респондент, тем выше показатель.

На вопрос: «Интересует ли Вас культура народов, проживающих на территории республики?» -подавляющее большинство респондентов ответили утвердительно (63,7%), не проявляют интереса к культуре других народов 19,4% опрошенных и затруднились ответить 16,8%. В большей степени интерес к культуре других народов проявляется в изучении быта, обрядов, традиций, кухни (34,5%); прослушивании музыки разных народов, классической и эстрадной (30,8%); просмотре фильмов о культуре других народов (29,0%) и т. д.

По мнению большинства респондентов, народы, проживающие на территории республики, имеют одинаковые возможности для развития своей национальной культуры (57,0%), но в то же время четверть из числа опрошенных считает, что не все этнические группы имеют равные возможности, 7% участников опроса выразили отрицательное мнение и 11,4% - затруднились ответить. Утвердительно ответили 62,3% представителей других национальностей, 56,2% русских и 55,8% калмыков. С данным мнением согласились 63,6% сельских жителей и 45,3% городских. Кроме того, чем старше респонденты, тем выше доля утвердительных ответов. Так, этот показатель у молодых участников опроса в возрасте 18-29 лет равен 49%, у достигших 60 лет и старше - 60,3%. Подобная тенденция прослеживается в разрезе образования: чем ниже уровень образования, тем выше доля утвердительных ответов. Так считают 63,4% респондентов с неполным средним и средним образованием, 53,5% - с высшим и незаконченным высшим образованием. Выразили мнение о том, что не все народы имеют равные возможности для развития своей национальной культуры на территории республики 6,1% калмыков, 7,4% русских и 8,2% представителей других национальностей. Согласились с указанным вариантом ответа в два раза больше мужчин, чем женщин, а также 7,7% сельчан и 5,8% горожан. Наибольший показатель в данном варианте ответа, исходя из социального положения респондентов, приходится на работников сельского хозяйства (20,0%) и наименьший - на служащих (4,3%). Интересен тот факт, что наибольшая доля отрицательных ответов приходится на участников опроса, имеющих неполное среднее и среднее образование, а наименьшая - на тех, кто имеет высшее и незаконченное высшее образование, т.е., чем ниже уровень образования, тем выше показатель отрицательных ответов.

Исходя из мнения респондентов по данному вопросу, следует предположить, что в республике благоприятная среда для развития национальных культур народов, проживающих на ее территории, но следует обратить внимание и на небольшой показатель отрицательных ответов участников опроса. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо уделить серьезное внимание развитию культур всех народов, проживающих в Калмыкии.

Республика Калмыкия исторически является многонациональным регионом, в связи с чем стояла задача определения роли русского языка в жизни жителей республики (Рис. 2). Согласно результатам опроса, 48,2% опрошенных ответили, что это их родной язык: так считают 95,1% русских, 16,4% респондентов других национальностей и 14,1% калмыков. В разрезе половой принадлежности этот показатель среди женщин равен 52,5%, среди мужчин - 43,5%. Русский язык воспринимают как родной большинство респондентов в возрасте 50 лет и старше, имеющих неполное среднее, среднее и среднее специальное образование, 52,2% респондентов, проживающих в сельской местности, и 41% горожан. Исходя из социального положения, относятся к русскому языку как родному большинство рабочих (59,7%) и пенсионеров (51,8%). Русский языком является родным для 40,7% респондентов с высшим и незаконченным высшим образованием, 51,2% - с неполным средним и средним, 56,1% - со средним специальным образованием.

94

№ 2(25), 2012 г.

8,3 0,10

™ Это мой родной язык

48 2 “ Воспринимаю его так же, как

свой родной язык ні Средство межнационального общения

Ощущаю потребность в его полноценном знании ■ Язык, который я не хотел бы, но вынужден изучать Затрудняюсь ответить

38,9

Рис. 2. Отношение респондентов к русскому языку (в %)

Воспринимают русский язык так же, как свой родной 71,2% калмыков, 16,4% представителей других национальностей и 3,7% русских. Для большинства респондентов других национальностей русский язык -это средство межнационального общения, на эту же категорию приходится наибольший процент ответивших, что русский язык - «это язык, который я не хотел бы, но вынужден изучать» (1,6%). Это относится в основном к респондентам, имеющим неполное среднее, среднее (1,2%) и среднее специальное образование (0,8%). С небольшой долей разницы поддерживают данное мнение 0,4% сельских и 0,7% городских жителей. Дальнейший анализ материалов опроса показывает, что указанного мнения придерживаются респонденты в возрасте 5059 лет (1,5%) - и 18-29 лет (1,0%) Наибольший показатель в данном варианте ответа, исходя из социального положения респондентов, приходится на студентов - 3,1% и пенсионеров - 0,7%. В зависимости от уровня достатка, наименьший показатель у участников опроса, оценивших свое материальное положение как плохое - 25,0%, хорошее материальное положение - 15,0%, ниже среднего - 14,8% и среднее - 10,3%.

Распределение мнений респондентов при ответе на вопрос: «Согласны ли Вы, что СМИ способствуют формированию доброжелательного отношения к представителям различных национальностей и религий?» -представлено на рис. 3.

Рис. 3. Согласны ли Вы, что СМИ способствуют формированию доброжелательного отношения к представителям различных национальностей и религий? (в %)

Как свидетельствуют приведенные на рис. 3 данные, 32,6% из числа опрошенных полностью согласны с предложенным утверждением. Такого мнения придерживаются 44,3% респондентов других

95

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

национальностей, 33,3% русских и 27,6% калмыков. С небольшой долей разницы согласны с указанным утверждением 31,5% мужчин и 33,7% женщин. Результаты исследования показывают, чем старше респонденты, тем они более толерантны по отношению к СМИ. Так, полностью соглашаются с приведенным мнением 22,5% респондентов в возрасте 18-29 лет, 31,3% - 30-49 лет, 40,9% - 50-59 лет и 42,6% - 60 лет и старше. Полностью не согласны с предложенным утверждением 9,2% калмыков, 5,6% русских и 3,3% респондентов других национальностей. В большей мере это мужчины (8,2%), чем женщины (5,4%), а также респонденты в возрасте 30-49 лет (8,7%), чем достигшие 60 лет и старше (5,9%). Доля горожан в данном случае на 1,8% больше, чем сельчан -7,9% и 6,1% соответственно. Вызывает интерес, что максимальный показатель несогласия приходится на респондентов, имеющих высшее и незаконченное высшее образование (8,1%), что почти в два раза больше, чем у респондентов с неполным средним и средним образованием (4,9%). Затруднились ответить в большей мере участники опроса, имеющие неполное среднее и среднее образование (15,9%), этот показатель среди респондентов со средним специальным образованием равен 6,1% и с высшим - 8,1%. В связи с вышеуказанным следует отметить, что в республике СМИ способствуют формированию доброжелательного отношения к представителям различных национальностей и религий.

Таким образом, результаты исследования показали, что Республика Калмыкия является благоприятным регионом для развития национальных культур всех народов. В ходе исследования была выявлена тенденция, имеющая важное значение в гармонизации межнациональных отношений в полиэтничном регионе, которая заключается в том, что этнокультурные предпочтения жителей республики ориентированы как на ценности собственных этнических групп, так и других национальностей.

1. Викторин В. М. Астраханская область в XXI веке: феномен социокультурной регионалистики. // Астрахань - XXI в.: социокультурная регионалистика. Астрахань. 2007.

ЛИДЖИЕВА И.В., МУШАРАЕВА И.С.

САРПИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ:

ОПЫТ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Аннотация: В статье рассмотрены межнациональные взаимоотношения в Сарпинском районе как одном из полиэтничных административно-территориальных образований Республики Калмыкия. Приведен анализ материалов массового социологического опроса и статистических данных. Сделан вывод о том, что стабильность в сфере межэтнического взаимодействия является результатом этнической толерантности и проводимой руководством района национальной политики.

Ключевые слова: межнациональное взаимодействие, этническая толерантность, национальная культура.

Калмыцкая степь, расположенная на перекрестке цивилизаций Европы и Азии, стала своеобразной платформой, где происходили интенсивные процессы взаимодействия различных культур и религий. Как было отмечено Главой Республики Калмыкия А.М. Орловым, «Калмыкия всегда являлась и является регионом стабильности на Юге России, где в мире и согласии проживают представители разных национальностей, религиозных конфессий» [2, с. 2].

Добровольно приняв российское подданство, калмыки установили тесные торговые и хозяйственные связи с местными народами, которые чередовались военными столкновениями, но в конечном итоге устанавливались мирные добрососедские отношения, диктуемые экономической взаимозависимостью, обусловленной кочевым одних и оседлым образом жизни других народов.

96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.