Научная статья на тему 'Этническая толерантность как фактор формирования гражданского общества в полиэтническом регионе'

Этническая толерантность как фактор формирования гражданского общества в полиэтническом регионе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1518
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / НАЦИЯ / ЭТНОС / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ БРАК / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ / АККУЛЬТУРАЦИЯ / КОНФЕССИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лиджиева И.В.

В статье рассмотрены особенности межнационального взаимодействия в Республике Калмыкия. Приведен анализ этнической толерантности как одного из факторов становления и развития гражданского общества в полиэтническом регионе. Сделан вывод о том, что этническая толерантность, межнациональные браки, аккультурация способствуют сближению народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этническая толерантность как фактор формирования гражданского общества в полиэтническом регионе»

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

ЛИДЖИЕВА И. В.

ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ

Аннотация: В статье рассмотрены особенности межнационального взаимодействия в Республике Калмыкия. Приведен анализ этнической толерантности как одного из факторов становления и развития гражданского общества в полиэтническом регионе. Сделан вывод о том, что этническая толерантность, межнациональные браки, аккультурация способствуют сближению народов.

Ключевые слова: толерантность, этническая толерантность, гражданское общество, нация, этнос, этническая идентичность, межэтнический брак, межэтническая семья, аккультурация, конфессии.

Гражданское общество - один из феноменов новейшего времени, совокупность неполитических отношений и социальных образований, объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности властно-государственных структур и позволяющими контролировать действия государственной машины. В становлении гражданского общества в современной России существенную роль играет национальный фактор. Российская Федерация является многонациональной страной, объединяющей представителей более чем 180 этнических групп, в силу чего взаимоотношения между народами являются вопросом первостепенной важности. Многие важнейшие социальные процессы ныне имеют этнически окрашенный характер, что предопределило один из приоритетных векторов развития гражданского общества - взаимоуважительные отношения между конфессиями и народами.

Анализ дефиниций «нация», «этнос» в отечественном обществоведении позволил выявить наличие двух основных подходов в их определении. В первом случае под нациями понимаются сообщества граждан того или иного государства независимо от их этнической принадлежности. Сторонником этого подхода является директор Института этнологии и антропологии РАН Тишков В.А. [5]. Представители второго подхода под нациями или нациями-этносами подразумевают самобытные, автохтонные народы, друг на друга не похожие, но живущие, тем не менее, в рамках одного государства, либо не находящиеся в дисперсном состоянии, но сохраняющие единое этническое самосознание. По нашему мнению, наиболее приемлемое определение, применительно к России, дает Р.Г. Абдулатипов, один из активных приверженцев этого подхода, который подчеркивает: «Россия - это содружество «наций-этносов», с одной стороны, и «нация-государство», единое для всех этносов, с другой. В этом заключаются особенности ее развития. Россия пытается организовать нацию-государство, сохранить и обеспечить исторические перспективы для «наций-этносов» [1, с. 96].

На всем постсоветском пространстве этносы бывшего СССР переживают качественно новый этап своего развития, названный «этническим ренессансом». Для данного этапа характерны рост этнического самосознания и большое внимание к проблемам сохранения и развития национальных культур, языков, традиций, обычаев и других атрибутов этничности.

Калмыки добровольно вошли в состав России более 400 лет назад, совместно проживая с представителями множества национальностей, в итоге современная Калмыкия представляет собой целостное, исторически сложившееся многонациональное образование. В ходе длительного совместного проживания на общей территории представители разных национальностей накопили ценный опыт межнационального общения. Процессы национального возрождения 90-х гг. XX века не повлекли за собой конфликты на национальной или религиозной почве, а способствовали гармоничному сосуществованию всех народов, населяющих республику. Частота межэтнических контактов в данном регионе естественно, очень высока, поэтому важно знать особенности протекания межэтнического взаимодействия и факторы, способствующие позитивным межэтническим отношениям. В свое время американский социолог П. Сорокин писал: «Из всех связей, которые соединяют людей между собой, связи по местности являются самыми сильными. Одно и то же местожительства порождает в людях общность стремлений и интересов. Сходство в образе жизни, семейные связи, товарищеские отношения, созданные еще с детства, придают им общий характер, создающий живую связь. В итоге образуется группа, отмеченная колоритом данного места. Таковы в России типы «помора», «ярославца», «сибиряка» и т.п.» [4, с.72 ]. То же самое касается и жителей Калмыкии. В настоящее время республика прочно сохраняет благоприятную общественную атмосферу, взаимоуважение людей разных наций. И, тем не

90

№ 1(24), 2012 г.

менее, есть определенные основания не оставлять этот вопрос без внимания, постоянно выяснять мотивы поведения людей в области межнациональных отношений.

С целью выявления состояния межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Калмыкия Институтом комплексных исследований аридных территорий в 1999, 2002 и 2011 гг. были проведены социологические опросы населения. В качестве индикаторов межэтнической толерантности выступили оценка межнациональной ситуации в республике и в месте своего проживания, реакция респондентов на межнациональные конфликты и отношение к браку с человеком другой национальности. Однако следует отметить, что проявление толерантности в предполагаемых гипотетических ситуациях демонстрируется респондентами, как правило, шире, чем в реальном поведении.

Результаты опроса показали динамику межнациональных взаимоотношений в разрезе указанных лет. Максимальный уровень положительных оценок межнациональных отношений респондентами в местах своего проживания приходится на начало 2000-х годов, которые характеризовались относительной стабильностью в отличие от переходного периода конца XX века и посткризисных тенденций новейшей истории. Внутренняя и внешняя миграция как следствие мирового финансового кризиса, на наш взгляд, предопределила снижение уровня положительной оценки состояния межнациональных отношений в регионе. По данным социологического опроса 2011 г. 47,5% респондентов оценивают межнациональные отношения в республике в целом как стабильные, но не беспроблемные, 41,3% из числа опрошенных считают их благоприятными, 5,2% - напряженными, тревожными; 4,2% - конфликтными. Интересен тот факт, что межнациональные отношения в республике оценивают как стабильные, но не беспроблемные 48,9% калмыков, 47,6% русских и только 35,5% представителей других национальностей. Это свидетельствует о том, что коренное население республики обеспокоено сложившейся ситуацией в сфере межнациональных отношений, оценивая ее как стабильную, но не беспроблемную. Дальнейший анализ результатов исследования, исходя из возрастных и образовательных характеристик, показывает следующее:

- чем старше респонденты, тем они лояльнее в оценке межнациональных отношений;

- чем ниже уровень образования респондентов, тем более положительные оценки состояния межнациональных отношений в месте своего проживания.

В связи с этим можно предположить, что люди старшего поколения, имея зачастую невысокий уровень образования по сравнению с представителями молодого и среднего поколения, в положительной оценке межнациональных отношений опираются на свой жизненный опыт, который делает людей более терпимыми друг к другу.

В современный период, в связи с усилившимися процессами глобализации, взаимодействие между этносами усиливается. Связано это, прежде всего, с ростом как внутренней, так и внешней миграции. Из-за увеличения числа мигрантов все больше проявляются различные формы нетерпимости, ксенофобии, экстремизма и терроризма. Подобные формы проявления интолерантности способствуют возникновению межнациональных конфликтов. Для выявления реакции граждан на межнациональные конфликты был задан вопрос: «Представьте себе, что в Вашем населенном пункте возник конфликт на национальной почве. Какова будет Ваша реакция?». Ответы респондентов распределились следующим образом (Рис.):

Затрудняюсь ответить Ш 8,6

Не буду участвовать в конфликте ^Ш 19,7

Постараюсь примирить участии ков..

Мне это безразлично ■ 2,6

Останусь сторонним наблюдателем 10,1

Стану активным участником конфликта 14,8

( 10 20 30 40 50

Рис. Реакция респондентов на межнациональные конфликты, (%)

91

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

Приведенные в (Рис.) данные свидетельствуют о негативном отношении населения региона к конфликтам на национальной почве и активной позитивной позиции, выраженной в желании примирить участников возможного конфликта.

Одной из важнейших характеристик межэтнических отношений является этническая толерантность, которая в отечественной этнопсихологии трактуется как «отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной» [3, с.46]. Формирование толерантности неотделимо от процесса становления и развития гражданского общества. Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: от латинского - tolerantia - терпение; английского - tolerance, toleration; немецкого - toleranz; французского - tolerance. Идеи толерантного сознания были заложены еще в античные времена и восходят к истории философской мысли и политическим учениям разных исторических периодов. В Древнем мире идеи и практика толерантности выражались, прежде всего, в терпимости к иноплеменным богам и культам. В научный оборот понятие «толерантность» было введено в XVIII веке. В России оно стало употребляться в либеральной печати с середины XIX в., но с середины 30-х годов XX в. оно исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 90-х гг. Декларация принципов толерантности, принятая ЮНЕСКО в 1995 году, определяет толерантность следующим образом: «... ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям».

Анализ научных исследований по межэтническим отношениям позволил выделить следующие типы толерантности:

• активная толерантность - открытость, готовность к межэтническим контактам;

• пассивная толерантность - нерегулярность межэтнических контактов, склонность общаться с представителями своей национальности при сохранении позитивного отношения к представителям иноэтнических групп;

• избирательная толерантность - межэтнические контакты носят ограниченный характер по какому-либо признаку - языку, религиозной принадлежности, культурным особенностям;

• вынужденная толерантность - межэтнические контакты возникают под давлением обстоятельств и носят сугубо деловой характер, например, по служебной линии;

• интолерантность - категорическое нежелание взаимодействовать с людьми другой культуры.

Этническая толерантность во многом определяется длительностью совместного проживания, развитием многообразных форм межкультурного взаимодействия, поскольку она по своему значению и должна формироваться, прежде всего, в культуре. Реальными формами проявления толерантности можно считать межэтнические браки, распространение двуязычия, аккультурацию.

Межэтнические семьи - социальные институты общества, в которых происходит трансформация этнического самосознания, закрепляется и совершенствуется все то положительное, что накоплено этносами в области культурного развития, сохранения традиций, обычаев, языка. Проведенное исследование предусматривало выявление отношения населения к межнациональным бракам, которое показало, что 56% респондентов положительно относятся к межнациональным бракам, из них - 62,4% женщин и 50,3% мужчин; 15,1% - допускают межнациональные браки между представителями родственных народов; 12,7% - относятся к этому безразлично; 12,5% - межнациональные браки не одобряют; 2,8% респондентов затруднились ответить. Люди всех возрастных категорий, вне зависимости от места жительства, в большинстве своем относятся к межнациональным бракам положительно. Кроме того, в данном случае наблюдается небольшая положительная динамика, если в 1999 г. только 45,8% горожан и 45% сельчан оценивали свое отношение к межнациональным бракам как положительное, то в 2011 г. этот показатель составил 57,9% и 54,6% соответственно. Можно предположить, что чем более разнороден состав жителей города или села, тем чаще им приходится в повседневной жизни иметь дело с представителями других национальностей, тем больше у них шансов установить дружеские связи с людьми других этнических групп, тем больше вероятность смешанных браков. Положительная динамика межэтнической брачности свидетельствует о стабильности межэтнических отношений, благоприятном климате их развития, а также является позитивным показателем устойчивости социально-экономической ситуации в регионе в целом. Межэтнические браки усиливают этнические контакты и способствуют

92

№ 1(24), 2012 г.

сближению народов. По мнению Б.М. Алимовой, межэтнические браки, являясь следствием усиления социально-культурных и других контактов народов, в свою очередь, еще теснее сближают народы, способствуют интернационализации культуры, быта, повседневной жизни [1, с. 98].

Культурные контакты являются существенным компонентом общения между народами. В процессе аккультурации каждый человек одновременно решает две важнейшие проблемы: стремится сохранить свою культурную идентичность и включается в чужую культуру. Еще недавно исследователи считали, что наилучшей стратегией аккультурации является полная ассимиляция с доминирующей культурой. Сегодня же целью аккультурации является достижение интеграции культур, дающее в результате бикультурную или мультикультурную личность. При взаимодействии культуры не только дополняют друг друга, но и вступают в сложные отношения, при этом в ходе указанного процесса каждая из них обнаруживает свою самобытность и специфику, адаптируясь путем заимствования лучших особенностей каждой из них. Успешность аккультурации в психологическом аспекте определяется позитивной этнической идентичностью и этнической толерантностью.

С возрастанием политических, культурных и социально-экономических взаимодействий между различными народами усиливается и коммуникативная роль языка. В политиэтнических обществах с ростом национального самосознания у народов возрастает стремление к сохранению самобытных национальных культур, возрождению своих языков. При этом необходимо, чтобы язык служил средством для консолидации и лучшего взаимопонимания народов, а не становился основой межэтнических конфликтов. Языковая толерантность в России последовательно реализуется как принцип государственной политики на федеральном уровне и уровне субъектов федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации запрещены любые ограничения прав граждан по признакам национальной и языковой принадлежности, равно как и пропаганда превосходства по этим признакам (ст. 19 и 29), постулировано право пользования родным языком и свободный выбор языка обучения и воспитания (ст. 26), гарантировано всем народам России право на сохранение родного языка и создание условий для его развития (ст. 68). Согласно Федеральному закону №126-ФЗ от 24.07.1998 г. «О языках народов Российской Федерации» государство гарантирует каждому гражданину право на использование родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания. Закон №°30-П-З от 21.10.1999 г. «О языках народов Республики Калмыкия» призван обеспечить народам, населяющим территорию Республики Калмыкия, достойные условия для беспрепятственного и свободного использования родного языка в различных сферах общественной жизни; гарантировать возрождение, сохранение и развитие языка как важнейшего духовного достояния народов, населяющих республику. Двуязычие как политика является составной частью политического механизма межнационального общения, направленного на формирование и развитие национальностей в процессе становления гражданского общества.

Таким образом, факторами, объединяющими здесь различные этнические группы в единую социальную общность, являются среда обитания, процессы взаимовлияния культур, историческое прошлое и другие, многие из которых обусловлены совместным этнокультурным развитием. Результаты теоретического и эмпирических исследований вопросов межличностных отношений в межнациональном общении однозначно свидетельствуют об одном - формирование основ толерантности является важной составляющей становления личности, а также будущего субъекта брачных, трудовых, иных межличностных отношений и гражданина в целом. В условиях многонациональности, многоконфессиональности многообразие культур является залогом социально-политической стабильности и благоприятным условием для становления и развития гражданского общества.

1. Абдулатипов Р. Г. Этнополитология. Спб. 2004.

2. Алимова Б. М. Брак и свадебные обычаи в прошлом и настоящем. Махачкала. 1987.

3. Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. М. 1993.

4. Сорокин П. Социальная мобильность (пер. с англ. М.В Соколовой). М. 2005.

5. Тишков В. А. Этнология и политика: Ст. 1989-2004 г.г. 2-е изд. М. 2005.

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.