Таким образом, проведенное исследование показало, что сельское население Республики Калмыкия обладает достаточно высокой степенью толерантности. Ему присуще уважение к представителям других национальностей, что существенно снижает повышение конфликтного потенциала на территории региона. Сложившееся положение еще раз подтверждает гипотезу о влиянии социально-экономических причин на межэтнические отношения. Своевременное выявление негативных тенденций в данной сфере позволяет органам государственной и муниципальной власти республики скорректировать направления проводимой национальной политики.
1. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года в отношении демографических и социально-экономических характеристик отдельных национальностей. Приложение 2 «Национальный состав населения по субъектам Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/free doc/ new site/ perepis2010/ croc/results2. html (дата обращения: 17.12.2018).
2. Немгирова, С.Н. Межэтнические отношения в молодежной среде: поиск скрытых связей / С.Н. Немгирова, А.А. Манцаева // Humanitarian and Socio-Economic Sciences Journal. 2019. 1 (12) C. 36-40. [Электронный ресурс] // URL: https://doi.org/10.5281 /zenodo. 2539354 (дата обращения: 18.01.2019).
3. Лиджиева, И.В. Этнокультурное развитие региона: мониторинг этноконфессионального и межкультурного взаимодействия в Республике Калмыкия / И.В. Лиджиева, С.Н. Немгирова // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2014. № 1. С. 15-22.
DOI: 10.24411/2071-7830-2018-10020 ОКОНОВ Б. А., КУРШАЕВ Н. Э.
СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ И РЕЛИГИЯ* (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА)*
Аннотация: В статье представлены результаты социологического опроса студентов Калмыцкого государственного университета, проведенного в 2018 г. в рамках проекта РФФИ №17-46-080434 р-а «Этническая специфика организации брачно-семейных отношений калмыков. Гендерный анализ». В исследовании приняли участие как представители титульной нации - калмыки (торгоуты, дербеты, бузавы), так и русские, проживающие в настоящее время на территории Калмыкии. Кроме того, нами были опрошены студенты из Азии и Африки - молодые граждане из Кот-д'Ивуара и Китая.
Проведенное в рамках проекта социологическое исследование позволило выявить отношение современной молодежи к национальным традициям и религии.
Ключевые слова: молодежь, национальные традиции, религия, Калмыкия, социология.
Роль национальных традиций и религии в формировании и развитии будущего поколения огромная. Ведь наше будущее - в подрастающем поколении. Национальные традиции и религия организуют связь поколения, на них держится духовно-нравственная жизнь наших народов. Преемственность старшего и молодого поколения основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ, ничто так не объединяет народ как традиции. Достижение согласия между традициями и современностью все более становится проблемой науки. Вместе с тем, как отмечает Горяев М.С., каждая семья определяет свой набор семейных ценностей, передающихся из поколения в поколение. С изменением социокультурных, политических, экономических и других условий жизни общества могут создаваться новые ценности [1].
В рамках проекта РФФИ № 17-46-080434 р-а «Этническая специфика организации брачно-семейных отношений калмыков. Гендерный анализ.» был проведен социологический опрос студентов Калмыцкого государственного университета. В исследовании приняли участие как представители титульной нации -калмыки (торгоуты, дербеты, бузавы), так и русские, проживающие в настоящее время на территории Калмыкии. Кроме того, нами были опрошены студенты из Азии и Африки - молодые граждане из Кот-д'Ивуара и Китая.
* Статья выполнена в рамках проекта РФФИ № 17-46-080434 р-а, № 17-01-00327
Проведенное в рамках проекта социологическое исследование позволило выявить отношение современной молодежи к национальным традициям и религии.
Выборка исследования составляет 76 респондентов. Были опрошены студенты Калмыцкого Государственного университета из Республики Калмыкия, Кот-д'Ивуара и Китая.
Республика Калмыкия - субъект Российской Федерации, республика в её составе. Входит в состав Южного федерального округа, является частью Поволжского экономического района. Столица - город Элиста. Единственный регион в Европе, исповедующий буддизм.
Государственные языки: калмыцкий и русский.
Китайская Народная Республика (КНР), часто также Китай - государство в Восточной Азии. Крупнейшее по численности населения государство мира (свыше 1,38 млрд.). Большинство населения -этнические китайцы, самоназвание - хань; занимает третье место в мире по территории, уступая России и Канаде.
Республика Кот-д'Ивуар - государство в Западной Африке. Граничит с Либерией, Гвинеей, Мали, Буркина-Фасо и Ганой, с юга омывается водами Гвинейского залива Атлантического океана. До 1960 года - колония Франции. В стране насчитывается более 60 этнических групп. Столица - Ямусукро (242 тыс. жителей).
Официальный язык - французский, основные местные языки -дьюла, ауле, бете.
1. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСПОНДЕНТОВ
Согласно разработанной выборке было опрошено 76 респондентов - студентов Калмыцкого Государственного Университета. Все респонденты в одной возрастной группе - 18-29 лет. Из них мужчины составили 32,9%, женщины - 67,1% (см. рис. 1).
Ваш пол, в %
32,9,
Н Женщины И Мужчины
67,1
Рис. 1.
Опрошенные респонденты представлены следующими странами: Россия (Калмыкия) - 65,7%, Кот-д'Ивуар - 13,3%, Китай - 21,0% (см. рис. 2).
13,3
Страна проживания, в %
в Калмыкия в Китай и Кот-д'Ивуар
65,7
Рис. 2.
Как показано на рисунке 3, большинство респондентов (69,7%) проживает в столице своего проживания. Более пятой части (22,3%) - в городах. Менее десятой части (8,0%) - в селах.
Место проживания, в %
80 60 40 20 0
69,7
22,3
8
Столица
Город
Село
I Место проживания
Рис. 3.
Как свидетельствует сравнительный анализ, большинство респондентов (57,9%) из Калмыкии жители - столицы г. Элиста. Также большинство студентов из Кот-д'Ивуара (11,8%) - жители столицы г. Ямусукро. Все студенты из Китая - жители городов (г. Хух-Хото, Сычуань, Хайлар, Уланчаб, Чунцин). Представители сельского населения - жители райцентров и сел Калмыкии (8,0% от числа опрошенных). По нашему мнению, такая картина связана с материальными возможностями семей студентов. Так, например, большинство респондентов Кот-д'Ивуара приехали в КГУ из столицы своей родины. Все респонденты из Китая - представители небольших городов, по меркам Китая.
80 60 40 20 0
Место проживания, сравнительный анализ в зависимости от страны, в %
11.8
157,91 1
: ..................
Столица
Город
Село
Ш Калмыкия И Китай □ Кот-д'Ивуар
Рис. 4.
Все студенты - представители многонациональных государств. В анкете респонденты не отказывались называть свою национальность и субэтнос. Полученные результаты (см. рис. 5)
100% 80% 60% 40% 20% 0%
Указанные национальности и субэтносы, в %
I6,3!
¡6,3|
14 14 14
¡58!
43,75
43,7
100
Калмыкия
Китай
Кот-д^ Ивуар
Ш Китайцы ИХань Ш Монгол И Туцзя ШИвуарийцы
ШРусские И Торгоуты И Дорвюд ШБузав
Рис. 5.
Большинство опрошенных (58,0%) студентов из Калмыкии - русские. Менее половины опрошенных (42,0%) студентов из Калмыкии - представители титульной нации калмыки. Также они указали свою принадлежность к субэтносам - торгоуты, дорвюды и бузавы (по 14,0 %, соответственно).
Одинаково значительные части (по 43,75, соответственно) студентов из Китая назвали себя китайцами или китайцами-хань. Небольшие части (по 6,3%, соответственно) назвали себя туцзя и монголами. Все студенты из Кот-д'Ивуара назвали себя ивуарийцами.
Несмотря на возраст, почти каждый десятый (9,2%) опрошенный состоит в браке.
ап к
Рис. 6.
Закономерные и случайные сдвиги в развитии общества (урбанизация и т.д.) подрывают устои традиционной семьи, характеризуют направленность семейной жизни. Современная семья отличается от традиционной социально-демографическими характеристиками, социокультурными проблемами, психологическими особенностями. Национальные традиции и обычаи представляют собой уникальную связь, настоящий «мост времен», связывающий далекое прошлое с настоящим. В этой связи представлялось интересным, как нынешнее молодое поколение относится к национальным традициям и религии.
Важным фактором сохранения национальных традиций в семье является их повседневное использование. В этой связи задавался вопрос: «Какие национальные обычаи Вы сохраняете в своем быту?». Количество ответов было неограниченно. В связи с этим представилось возможным проранжировать ответы и увидеть, что респонденты соблюдают в первую очередь. Большинство (55,3%) ответило, что в первую очередь сохраняет в своем быту национальную кухню. Вместе с тем, в разной очередности, наиболее часто упоминаются свадебные национальные обряды, национальная кухня и обряды связанные с рождением. Также нужно отметить, что каждый шестой (15,8%) ответил, что не соблюдает национальные традиции в своей семье (см. рис. 7).
Какие национальные обычаи Вы сохраняете в своем быту?
ранжирование, в %
Не сохраняю
национальные праздники I' 14,5 I 21,1
Обряды, связанные с похоронами зр95 |,1о.5
Свадебные обряды 3
Обряды, связанные с рождением 3 Национальная кухня национальная одежда
15,8
19,21
11,8110.3
,3
0
20
40
60
80
□ 1 место □ 2 место □ 3 место □ 4 место □ 5 место □ 6 место
Рис. 7.
Сравнительный анализ ответов респондентов в зависимости от национальности и субэтноса, ответивших что не соблюдают национальные традиции в быту, свидетельствует о значительной части ивуарийцев (40,0%) и более четверти калмыков-бузавов (28,6%) (см. рис. 8).
Ответившие, что не соблюдают национальные обычаи в быту, сравнительный анализ в %
Китайцы Ивуарийцы Русский Бузав Дорвюд Торгоут
1 40
117 1 5,6
1 17,2
1 2<
0 0
0
5
10
15
20
25
30
35
40
45
□ мужчина
Рис. 8.
В настоящее время роль религии в защите семейных ценностей, воспитании молодого поколения, преодолении пьянства, наркомании, игромании и других пороков особенно велика, ведь все эти греховные падения одинаково негативно воспринимаются традиционными религиями, противоречат общемировым культурным традициям и ценностям. Кроме того, все религии подчёркивают, что брак должен быть законным, настаивают на пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака. Во всех традиционных религиях исключаются иные отношения помимо брака. В исследовании представлялось достаточно важным выяснить отношение молодого поколения к религии. В этой связи задавался вопрос: «В каких случаях Вы посещаете хурул, церковь, лам?». Количество ответов было неограниченно. В связи с этим представилось возможным проранжировать ответы и увидеть, что респонденты соблюдают в первую и вторую очередь. Почти половина (44,7%) ответило, что посещает хурул, церковь по внутреннему стремлению общаться с богом. Вместе с тем, в разной очередности, наиболее часто упоминаются посещение хурула, церкви в беде, несчастье, болезни. Также нужно отметить, что более пятой части (22,4%) ответили, что не посещают церковь, хурул (см. рис. 9).
В каких случаях Вы посещаете хурул, церковь, лам? ранжирование, в %
не посещаю
посещение астролога
Сделать заказ молебна
По внутреннему стремлению общаться с богом
0 10 20 30 40
50
□ 1 место □ 2 место
Рис. 9.
Сравнительный анализ ответов респондентов в зависимости от национальности и субэтноса, ответивших, что не посещают хурул, церковь, выявил значительные части китайцев (37,5%) и русских (37,9%). (см. рисунок 10).
Ответившие, что не соблюдают национальные обычаи в своем быту, в зависимости от национальности и субэтноса, сравнительный анализ в %
Китайцы Ивуарийцы Русский Бузав Дорвюд Торгоут
0
1 1
0 1 .Э/,3
0 0 0 1 3/,'
10
15
20
25
30
35
40
Рис. 10.
В исследовании представлялось достаточно важным выяснить отношение молодого поколения к национальной культуре и традиционной религии. Как свидетельствуют результаты социологического исследования, проведенного среди студентов Калмыцкого государственного Университета, каждый шестой не соблюдает национальные традиции в быту, особенно много таких среди представителей молодого поколения Кот-д'Ивуара. Также каждый пятый не посещает церковь, хурул, лам, особенно много таких среди студентов-китайцев.
1. Горяев, М.С. Проблемы трансформации семьи и брака в отечественной историографии / М. С. Горяев, Б. А. Оконов // Вестник института: науч. изд. / Ин-т комплекс. исслед. арид. территорий. Элиста, 2017. № 2 (35). С. 84-88.
5
DOI: 10.24411/2071-7830-2018-10021 СПИРИДОНОВА Л.Ю.
ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЭЛИСТЫ В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ ГОРОЖАН
Аннотация: В данной публикации представлены данные, полученные в ходе социологического опроса 2018 года в рамках темы НИР «Определение уровня оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления городского округа и районных муниципальных образований Республики Калмыкия», касающиеся мнения населения города Элиста об организации транспортного обслуживания. Отдельное внимание уделяется вопросам доступности общественного транспорта, причинам неудовлетворенности транспортным обслуживанием в зависимости от проживания респондента в том или ином инфраструктурно-географическом районе Элисты, впервые полученные за годы мониторинга.
Ключевые слова:органы местного самоуправления, транспортное обслуживание, транспорт, удовлетворенность транспортным обслуживанием, доступность общественного транспорта, причины неудовлетворенности, инфраструктурно-географические районы, город Элиста, Республика Калмыкия.
В современном социальном устройстве общества органы местного самоуправления играют особую роль. «Будучи непосредственно встроенными в ткань повседневной практики существования человека в окружающей социально-бытовой среде, эти органы ближе всего стоят к его проблемам, призваны наиболее живо и чутко реагировать на нужды и запросы жителей, отвечать их жизненным интересам, а