DOI: 10.24411/2071-7830-2018-10019 НЕМГИРОВА С. Н., МАНЦАЕВА А. А.
ОЦЕНКА МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ЖИТЕЛЯМИ РАЙОНОВ
РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
Аннотация: В статье представлены результаты анализа социологического опроса сельского населения многонационального региона. Сделан вывод о сохранении межэтнического согласия в регионе, что может служить основой позиционирования республики как толерантного этнополитического пространства, создающего условия для взаимодействия и саморазвития этнокультурных сообществ в структуре гражданского общества.
Ключевые слова: межэтнические отношения, статистическая обработка данных, факторный анализ, критерий хи-квадрат.
С целью выявления состояния межэтнических отношений в Республике Калмыкия сотрудниками Института комплексных исследований аридных территорий в 2018 г. был проведен очередной социологический опрос населения, в котором приняли участие 386 респондентов. В качестве основного местожительства 169 человек (43,8%) указали г. Элисту, а остальные 217 (56,2%) - районы республики, причем три четверти из них (162 человека или 74,7%) проживают в райцентрах, остальные (55 человек или 25,3%) - в селах.
В рамках данной статьи мы дадим оценку состояния межэтнических отношений именно в районах республики, которое, на наш взгляд, представляет отдельный интерес, поскольку в территориальном разрезе регион неоднороден как по этническому составу, так и по плотности населения [1].
Географию опроса составили Городовиковский, Ики-Бурульский, Приютненский, Яшкульский, Яшалтинский и Целинный районы, причем распределение респондентов по этим районам было осуществлено пропорционально фактической численности жителей в них. В выборочной совокупности представлено 47,9% мужчин и 52,1% женщин. Самой многочисленной категорией стала возрастная группа 30-49 лет - 36,4%, остальные распределились примерно поровну: 18-29 лет - 20,3%, 50-59 лет - 21,7%, старше 60 лет - 21,7%. По этническому составу выборочный массив представлен следующими группами: калмыки - 44,3%, русские - 33,6%, другие национальности (даргинцы, турки-месхетинцы, украинцы, латыши, аварцы и др.) - 23,0%. Вопрос о конфессиональной принадлежности выявил следующее: более половины (53,5%) опрошенных относят себя к буддистам, 28,1% - к христианам, 11,5% исповедуют ислам, оставшиеся 6,9% распределились между неверующими и затруднившимися определенно ответить на вопрос о своей религии.
Следующие демографические характеристики социального положения - уровень образования и материальное положение, мы решили сопоставить с местожительством опрошенных (рис. 1, табл. 1). Причиной этому стали результаты предыдущих исследований [2], выявившие корреляционную связь между толерантным/ интолерантным поведением респондентов и их материальным положением, которое, в свою очередь, зависит от уровня образования.
70,060,0-
50,0-
40,030,020,0-
10,0-
0,0"
Рис. 1. Уровень образования респондентов в зависимости от местожительства
Начальное или без неполное / общее среднее
образования среднее специальное
образование образование
в ысшее, неоконченное
высшее образование
В данном исследовании корреляционная связь между уровнем образования и материальным положением респондентов не подтвердилась (не значима), однако, как видим, сельские жители почти намного чаще, чем в целом по республике, оценивают свое материальное положение как плохое и очень плохое. В то же время процент сельчан с высшим/неоконченным высшим образованием наименьший среди сравниваемых групп и практически равен проценту сельчан, имеющих среднее профессиональное образование.
Таблица 1.
Оценка респондентами своего материального положения в зависимости от местожительства (в %)
г. Элиста Райцентр Село Республика в целом
Очень хорошее 1,8 1,9 - 1,6
Хорошее 18,3 16,7 18,2 17,6
Среднее 66,9 58,5 58,2 66,3
Плохое 7,1 9,3 18,2 9,6
Очень плохое 2,4 3,1 1,8 2,6
Затрудняюсь ответить 3,6 0,6 3,6 2,3
Важнейшим фактором стабильности и безопасности межэтнических отношений в многонациональной среде региона является общероссийская идентичность, которая в последние годы в Республике Калмыкия сохраняется на достаточно высоком уровне (рис. 2). Как проблем, идентичность можно считать в случае, если она перестает быть очевидной для индивида. Идентичность возникает с созданием определенных мыслимых границ, но суть не в мысли, а в действии. Когда эти мыслимые границы становятся реальностью, идентичность начинает жить своей собственной жизнью. Роль идентичности становится значимой только тогда, когда контекст определяет содержание. В этом случае она начинает претендовать на то, чтобы заменить другие социально-политические сущности, связанные с принадлежностью к группе, этносу, классу. Если такой замены не происходит, идентичность становится не тем, чем есть субъект на самом деле, а ролью - тем, кем он хочет казаться. Как следствие, возможность смены идентичности становится более чем реальной, так как она не отражает сущности индивида. Именно тогда, когда идентичность можно выбирать и менять, она превращается в политическую проблему.
60-
5040-
зо-
20-
10-
0-
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «Кем Вы считаете себя в первую очередь?» (в %)
ЕЗ жители районов2018 Шв целом в Вэспублике 2018 Ю жители районов2017
Рэссиянином
Представителем
своей национальности
Затрудняюсь ответить
Большинство жителей районов Республики Калмыкия (59,9%) также ощущают себя «россиянами», что незначительно отличается от результатов прошлогоднего опроса. Поэтому мы можем говорить о том, что нет поводов для беспокойства в этом аспекте рассматриваемой проблематики.
Нами была выдвинута гипотеза, согласно которой «россиян» должно быть больше всего в самой старшей возрастной категории (свыше 60 лет). Все-таки это поколение, воспитанное в СССР, где гражданская (советская) нация была основным элементом социализации. Но самый высокий процент (64,6%) демонстрируют респонденты в возрасте 30-49 лет, что нужно, безусловно, толковать как их открытость к межэтническому общению.
Только 54,8% русских респондентов считают себя «россиянами» (причем калмыков больше - 58,5%). В научном сообществе бытуют представления об исторической незавершенности процесса национальной консолидации русских, как граждан единого государства («россиян»), с одной стороны, и стремлении к утверждению и саморазвитию общностей, составляющих его полиэтничное население, - с другой. Для Республики Калмыкия это совершенно не верно. 39,7% русских респондентов отождествляют себя с «жителями республики», что еще раз подтверждает единство социума в калмыцком обществе.
Понятно, что привязанность к своему народу в большей степени характерна для малочисленных наций, в чем выражается стремление к сохранению себя как этноса [3], и данный факт подтверждается тем, что две трети опрошенных, считающих себя «представителями своей национальности», - калмыки, четверть - других национальностей и только 8,3% - русские. И это знак того, что региональная политическая элита не стремится к формированию политического капитала на эксплуатации национального чувства, а у населения нет желания доказывать кому бы то ни было, что он «калмык» или «русский».
68,2% респондентов оценивают межэтнические отношения в республике как «благоприятные» и «скорее благоприятные», что на 4,2% выше, чем в 2017 г. Как конфликтные межэтнические отношения рассматривают только 6,5% опрошенных жителей районов республики, но среди жителей Приютненского и Яшкульского районов этот показатель существенно выше - более 12%. Русские чаще оценивают отношения в этой сфере как конфликтные (9,6%), что может говорить о том, что для их социального самочувствия характерно большее состояние тревожности. При этом взаимосвязь ответов на данный вопрос с другими социально-демографическими характеристиками респондентов, такими как пол, вероисповедание, образование, материальное положение, выявлена не была.
По сравнению с прошлым годом уменьшилась и доля тех респондентов, которые сталкивались со случаями ущемления национальных интересов и чувств (рис. 3), причем почти половина (44,4%) таких случаев происходила в общественных местах, а каждый пятый - в трудовой сфере.
да, постоянно да, изредка да, крайне редко нет затрудняюсь
ответить
а) динамика в 2017-2018 гг.
ЕВ Райцентры ЕВ Село
г +ч-ч-п - 4-Ч- 4- +4-ч 4-Ч--Р
- +4-Ч +Ч- -Р -4^4-Ч
- 4^4-Ч
- 4^4-Ч -4^4-4 4-4-4^
- 4^4-Ч
-4^4-Ч
- 4^4-Ч
- 4^4-Ч -4^4-4 4-4-4^
- 4^4-Ч
-Ч^Ч-Ч -4^4-4 4-4-4^ -4^4-4 4-4-4^
- 4-4-Ч
+г+т4-1
- 4-4-Ч
+Ч--Р
В 2,5% Д10,0%
3,6%
6,2% I
16,4%
84,0%
+'+'+'
- 4-4-Ч
- 4^4-4
- 4-4-Ч
+т4-т4-1
- 4-4-Ч
- 4-4-Ч
+т4-т4-1
- 4-4-Ч
4-4-4-^ -4-4-Ч
- 4-4-Ч -4^4-4 4-4-4^ -4-4-Ч
-ЧЧ-Ч -4-4-Ч -4-4-Ч -4^4-4 4-4-4^ -4-4-Ч
-Ч-4-Ч +1+1+1
в о,с
5,6% I
0,0%
да, постоянно да, изредка да, крайне редко нет затрудняюсь
ответить
б) по местожительству респондентов в 2018 г.
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «Сталкивались ли Вы со случаями ущемления Ваших прав в связи с национальной принадлежностью в республике за последний год?»
Отношение жителей районов Республики Калмыкия к представителям других национальностей также является преимущественно положительным. На вопрос: «Какие чувства Вы испытываете по отношению к лицам другой национальности?», респонденты чаще выбирали положительные варианты ответов: уважение (47,0%), интерес (22,6%) и симпатию (12,4%) (табл. 2). Вместе с тем было установлено, что респонденты «россияне» чаще других испытывают чувства «симпатии» и «уважения» к другим национальностям, нежели респонденты, считающие себя «представителями своей национальности» и «жителями республики».
Таблица 2.
Распределение ответов на вопрос: «Какие чувства Вы испытываете по отношению
к лицам другой национальности?» (в %)
Райцентр Село Жители районов в целом Республика в целом
Симпатия 14,2 7,3 12,4 12,7
Ненависть 1,2 1,8 1,4 1,3
Интерес 24,1 18,1 22,6 25,6
Отвращение 0,0 0,0 0,0 1,8
Равнодушие 11,1 12,7 11,6 16,8
Неприязнь 1,2 0,0 0,9 0,8
Брезгливость 0,6 0,0 0,5 1,1
Уважение 42,0 61,6 47,0 41,1
Любовь 1,8 0,0 1,4 1,1
Никаких эмоций 21,0 21,8 21,2 25,6
Негативные чувства по отношению к лицам другой национальности в 2018 г. чаще всего испытывали жители Приютненского района - 25,8% (доля респондентов, выбравших хотя бы один из «Ненависть», «Отвращение», «Равнодушие», «Неприязнь», «Брезгливость» в общем числе ответивших), объясняя это большим притоком цыганского населения в последние два-три года, некорректно ведущего себя по отношению к местному населению и благоустройству населенных пунктов. Также достаточно высокий процент опрошенных, испытывающих негативные чувства по отношению к представителям других национальностей,
был зафиксирован в Ики-Бурульском районе (20,8%), где уже не первый год идут споры по поводу раздела земли, а точнее, - животноводческих стоянок и пастбищ, эксплуатируемых приезжими из Республики Дагестан.
Анализ оценок респондентами динамики и перспектив изменения межэтнических отношений в Республике Калмыкия свидетельствует о том, что социальные риски конфликтов на национальной почве довольно высокие (рис. 4). Повышенную тревожность и пессимизм демонстрируют молодые мужчины русской и других национальностей, оценивающих свое материальное положение как плохое и очень плохое. Возможность открытого межнационального конфликта в большей степени допускают жители Городовиковского района (28,9% опрошенных жителей района), в то время как в Ики Бурульском районе считают это «скорее невозможным» (50,0%), а в Приютненском - «невозможным» (58,1%).
============3
ииииип
¡иииппп :============!
т
шт
НИППИИ!
¡:е:е:е:е:=:е
Е============з
ёИМИММё! Е^ЕЕЕЕЕ;;
ЁИИИИП! ;============:
ШППИИ!
Ш
еееееееееее
шишип
ШИП!!!!!
!!!!!!!!!!!!
ееШШ
ммминм
ИИИИПЁЁ ============
ЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁ ЕЁЕЁЕЁЕЁЕЁЕ
ЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁ ============
Да, возможны
Скорее возможны
-1-
Скорее невозможны
ЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁ ===========
ЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁ "ЁЁЁЁЁЁ1ЁЁЁЁ
_===========
ЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁ ЁЁЁЁЁЁ1ЁЁЁЁ,
ШШ ============
"ЁЁ
Ш !!!!!!!!!!!
¡¡|1||1ГЕЕЕ
=Е=======
шш ЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁ "ЁЁЁЁЁЁ1ЁЁЁЁ _=е=е=е=е=е= ЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁ
еёеёеёеёеёе
ШИШИ!
ЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁ ============:
шшш
|=============|
ЯП =============
Нет, невозможны Они уже есть
Затрудняюсь ответить
Рис. 4. Распределение ответов на вопрос: «Как Вам кажется, возможны ли столкновения людей разных национальностей в Республике Калмыкия?» (в %)
Анализ ответов на вопрос: «Какую роль играет для Вас национальная принадлежность человека при его оценке?», - с помощью статистики хи-квадрат выявил их зависимость от материального положения респондентов. Действительно, для 48,0% респондентов, оценивающих материальное положение как плохое, национальность человека имеет «существенную» и «скорее существенную» роль, в то время как респонденты со средним достатком выбирали эти ответы только в 27,3% случаев. Отдельно мы изучили ответы сельчан, оценивающих свое материальное положение как «плохое» чаще других, и оказалось, что практически для каждого третьего из них национальность человека играет существенную роль (табл. 3).
Таблица 3.
Распределение ответов на вопрос: «Какую роль играет для Вас национальная принадлежность человека при его оценке?» (в %)
Райцентр Село Жители районов в целом Республика в целом
Существенную 16,0 27,3 18,9 16,3
Скорее существенную 10,5 12,7 11,1 12,4
Скорее несущественную 17,3 14,5 16,6 17,6
Не играет никакой роли 53,7 43,6 51,2 50,8
Затрудняюсь ответить 2,5 1,8 2,3 2,8
Итого 100,0 100,0 100,0 100,0
Ответы на следующие шесть вопросов-суждений, отражающих толерантное или интолерантное отношение жителей районов к представителям других национальностей (табл. 4), мы также протестировали по критерию хи-квадрат для глубокой проработки и поиска взаимосвязей между ответами и социально-демографическими характеристиками респондентов.
Таблица 4.
Распределение ответов жителей районов Республики Калмыкия на вопросы-суждения (в %)
Суждения Ответы
Да Нет
Проживание на территории республики представителей разных национальностей обогащает культуру республики 91,7 8,3
Разжигание межнациональной розни - это преступление, за которое надо сурово наказывать 91,2 8,8
Представители некоторых религий способны на любое преступление, потому что их религии это разрешают 23,0 77,0
Другая религия представляет угрозу для моей религии 6,5 93,5
Представители титульной национальности должны иметь больше прав в своей национальной республике 28,6 71,4
Я приветствую межнациональные браки 67,3 32,7
Были установлены следующие интересные факты:
— во-первых, то, что проживание на территории республики представителей разных национальностей не обогащает культуру республики считают 14,0 % опрошенных мужчин и только 3,0% женщин;
— во-вторых, то, что представители титульной национальности должны иметь больше прав в своей национальной республике считают 23,5% жителей райцентров и 43,6% сельчан, причем по национальной принадлежности эта группа распределилась следующим образом - 40,4% калмыков, 20,0% других национальностей и 11,2% русских;
— в-третьих, процент считающих, что представители титульной национальности должны иметь больше прав в своей национальной республике, уменьшается с повышением уровня образования (рис. 6) и наибольшая их концентрация наблюдается в Целинном районе (35,5%).
Анализ остальных вопросов-суждений явной зависимости от пола, национальности, вероисповедания, образования, материального положения, а также района проживания не выявил.
Начальное или без неполное / общее среднее среднее специальное высшее, неоконченное образования образование образование высшее образование
Рис. 6. Распределение респондентов, считающих, что представители титульной национальности должны иметь больше прав в своей национальной республике (в %, в зависимости от уровня образования)
Таким образом, проведенное исследование показало, что сельское население Республики Калмыкия обладает достаточно высокой степенью толерантности. Ему присуще уважение к представителям других национальностей, что существенно снижает повышение конфликтного потенциала на территории региона. Сложившееся положение еще раз подтверждает гипотезу о влиянии социально-экономических причин на межэтнические отношения. Своевременное выявление негативных тенденций в данной сфере позволяет органам государственной и муниципальной власти республики скорректировать направления проводимой национальной политики.
1. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года в отношении демографических и социально-экономических характеристик отдельных национальностей. Приложение 2 «Национальный состав населения по субъектам Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/free doc/ new site/ perepis2010/ croc/results2. html (дата обращения: 17.12.2018).
2. Немгирова, С.Н. Межэтнические отношения в молодежной среде: поиск скрытых связей / С.Н. Немгирова, А.А. Манцаева // Humanitarian and Socio-Economic Sciences Journal. 2019. 1 (12) C. 36-40. [Электронный ресурс] // URL: https://doi.org/10.5281 /zenodo. 2539354 (дата обращения: 18.01.2019).
3. Лиджиева, И.В. Этнокультурное развитие региона: мониторинг этноконфессионального и межкультурного взаимодействия в Республике Калмыкия / И.В. Лиджиева, С.Н. Немгирова // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2014. № 1. С. 15-22.
DOI: 10.24411/2071-7830-2018-10020 ОКОНОВ Б. А., КУРШАЕВ Н. Э.
СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ И РЕЛИГИЯ* (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА)*
Аннотация: В статье представлены результаты социологического опроса студентов Калмыцкого государственного университета, проведенного в 2018 г. в рамках проекта РФФИ №17-46-080434 р-а «Этническая специфика организации брачно-семейных отношений калмыков. Гендерный анализ». В исследовании приняли участие как представители титульной нации - калмыки (торгоуты, дербеты, бузавы), так и русские, проживающие в настоящее время на территории Калмыкии. Кроме того, нами были опрошены студенты из Азии и Африки - молодые граждане из Кот-д'Ивуара и Китая.
Проведенное в рамках проекта социологическое исследование позволило выявить отношение современной молодежи к национальным традициям и религии.
Ключевые слова: молодежь, национальные традиции, религия, Калмыкия, социология.
Роль национальных традиций и религии в формировании и развитии будущего поколения огромная. Ведь наше будущее - в подрастающем поколении. Национальные традиции и религия организуют связь поколения, на них держится духовно-нравственная жизнь наших народов. Преемственность старшего и молодого поколения основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ, ничто так не объединяет народ как традиции. Достижение согласия между традициями и современностью все более становится проблемой науки. Вместе с тем, как отмечает Горяев М.С., каждая семья определяет свой набор семейных ценностей, передающихся из поколения в поколение. С изменением социокультурных, политических, экономических и других условий жизни общества могут создаваться новые ценности [1].
В рамках проекта РФФИ № 17-46-080434 р-а «Этническая специфика организации брачно-семейных отношений калмыков. Гендерный анализ.» был проведен социологический опрос студентов Калмыцкого государственного университета. В исследовании приняли участие как представители титульной нации -калмыки (торгоуты, дербеты, бузавы), так и русские, проживающие в настоящее время на территории Калмыкии. Кроме того, нами были опрошены студенты из Азии и Африки - молодые граждане из Кот-д'Ивуара и Китая.
* Статья выполнена в рамках проекта РФФИ № 17-46-080434 р-а, № 17-01-00327