Романова Нина Навична, д.п.н., доцент, заведующая кафедрой «Русскийязык» ФГБОУ ВО «Московский государственный технический
университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)», Москва, Российская Федерация
Амелина И. О., старший преподаватель кафедры русского языка и общеобразовательных дисциплин для иностранных граждан ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Российская Федерация
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-ЭКОНОМИСТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ И
АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ
Аннотация
Статья посвящена актуализации контрольно-оценочного компонента современных лингвометодических систем в условиях компетентностной образовательной парадигмы. Рассматривается пример оценки степени развития профессионально-коммуникативной компетенции в сфере делового взаимодействия у студентов экономических специальностей посредством интеграции кейс-технологий и аутентичных аудиовизуальных средств обучения.
Ключевые слова: профессионально-коммуникативная компетенция, контроль, кейс-технологии, аудиовизуальные средства обучения.
Abstract
The article is devoted to the actualization of the monitoring and evaluation component of modern lingvomethodical systems in the context of the competence-based educational paradigm. An example of assessing the degree of development ofprofessional communicative competence in the sphere of business interaction of students majoring in Economics through the integration of case-technology and authentic audiovisual teaching aids is considered.
Keywords: professional communicative competence, monitoring, case-technology, audiovisual teaching aids.
Современные интеграционные процессы обусловили многочисленность контингента
иностранных студентов, получающих образование в вузах РФ по направлению «экономика» как одному из наиболее востребованных на мировом рынке образовательных услуг. В этой связи важной задачей системы образования является формирование у указанного контингента профессионально-коммуникативной компетенции (ПКК), предусматривающей достижение им достаточного для реализации предметных знаний и умений уровня коммуникативно-речевой культуры, который обеспечивается аспектным обучением студентов-экономистов русскому языку делового общения в рамках вузовского курса РКИ [4, 81].
Нормативно-правовую базу образовательной политики вузов РФ составляют законы, программы развития указанной социальной отрасли и федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) по конкретным направлениям подготовки и специальностям (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования" на 2013-2020 годы», Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы, ФГОС ВО поколений 3+, 3++ и др.).
Так, действующий ФГОС ВО 3+ по направлениям подготовки и специальностям в области экономики результат образовательной деятельности определяет как приобретение представленных ниже общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций (ОК, ОПК и ПК), находящих наивысшую степень корреляции с задачами обучения русскому языку как иностранному (РКИ) [7; 8; 9]:
- способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4 - 38.03.01 Экономика; ОК-5 - 38.03.02 Менеджмент и 38.03.05 Бизнес-информатика);
- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5 - 38.03.01 Экономика; ОК-6 - 38.03.02 Менеджмент и 38.03.05 Бизнес-информатика);
- способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2 - 38.03.01 Экономика).
- способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации (ОПК-4 - 38.03.02 Менеджмент).
- организация взаимодействия с клиентами и партнерами в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия (ПК-8 - 38.03.05 Бизнес-информатика);
- организация взаимодействия с клиентами и партнерами в процессе решения задач управления информационной безопасностью ИТ-инфраструктуры предприятия (ПК-9 -38.03.05 Бизнес-информатика).
Указанные компетенции в новом поколении ФГОС ВО 3++ интерпретированы в общие для всех направлений экономической подготовки универсальные компетенции (УК). Для успешного социально-делового взаимодействия наиболее актуальны следующие УК:
«УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;
УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)» [3].
Эти компетенции предполагают достижение высокого уровня коммуникативных умений и навыков работы в коллективе, а также развитость системного и критического мышления.
Компетентностный формат целей образования мотивирует преподавателей РКИ на поиск адекватных педагогических инструментов для оценки уровня сформированности профессионально и личностно значимых компетенций, которые позволят установить соответствие между желаемыми результатами и реальными достижениями обучающихся [2]. В этой связи контрольно-оценочный компонент современных методических систем актуализирует задачи аттестации освоенных учащимися умений применять предметно-коммуникативные знания в практических ситуациях учебно-профессионального общения. Для решения указанных задач разрабатываются измерители, способные обеспечить комплексную оценку учебных достижений студентов [1, 9].
Интерактивные методы, инновационные технологии, к которым обращается вузовская методика обучения РКИ, также представляют собой эффективное средство контроля [6, 98]. В качестве примера может быть представлена организация контроля сформированности ПКК иностранных студентов-экономистов в сфере деловой коммуникации, в основе которого лежит интеграция кейс-технологий и оригинальных телефильмов / сериалов. Методическая целесообразность подобной интеграции обусловлена теоретически прогнозируемым и практически проверенным усилением интерактивного эффекта, который достигается в работе с аутентичными художественными фильмами как средством обучения и контроля при включении в эту работу кейсовых заданий: первые, являясь наиболее популярным источником аудиовизуальной лингво- и социокультурной информации, способствуют всестороннему приобщению иностранных студентов к культуре носителей изучаемого языка; вторые существенно активизируют когнитивную деятельность, речеповеденческие умения и навыки учащихся, действенно реализуя коммуникативную направленность методики РКИ [5, 323].
Для оценки развития ПКК студентам предлагается познакомиться с видеофрагментом, отражающим типовую проблемную ситуацию профессионально-делового взаимодействия, и в игровой форме представить свой вариант решения вопроса. Примером может служить контрольное кейсовое задание к фрагменту из телесериала «Петя Великолепный» (2006).
Начальник вызывает сотрудника и дает ему задание проанализировать определенные документы. Объем информации для анализа очень большой и потребует много времени на ее обработку, но начальнику результаты нужны к завтрашнему дню, потому что он проводит общее совещание. Чтобы выполнить задание, сотруднику придется работать не только в
течение оставшегося рабочего дня, но и всю ночь. При этом документы нельзя забирать домой, анализировать их можно только на работе.
Далее студенты анализируют ситуацию, дают ответы на вопросы.
- В чем, на Ваш взгляд, состоит основная проблема ситуации?
- Почему на работе возникают срочные задания?
- Как часто на работе появляются срочные задания?
- Почему начальник дает объемное срочное задание только одному человеку?
- Какие качества должны быть у сотрудника, чтобы начальник поручил ему объемное срочное задание?
- Должен ли начальник предложить сотруднику поощрение за выполнение объемного срочного задания?
- С точки зрения начальника, какое поощрение он может предложить сотруднику за выполнение объемного срочного задания?
- С точки зрения сотрудника, какое поощрение начальник может предложить сотруднику за выполнение объемного срочного задания?
- Может ли сотрудник отказаться от выполнения порученного начальником задания?
- По каким причинам сотрудник может попросить передать объемное срочное задание другому сотруднику?
Результаты своей аналитической деятельности студенты представляют в форме ролевой игры в соответствии с заданными условиями.
1) Вы начальник. Вам нужно дать задание сотруднику по анализу большого объема информации. Результаты Вам нужны к завтрашнему дню. Что Вы скажете сотруднику?
2) Вы сотрудник. Ваш начальник просит Вас выполнить срочное задание, результат которого должен быть готов к завтрашнему дню. Вы понимаете, что в этом случае Вам придется работать весь день и всю ночь. Как Вы поступите? Согласитесь, потому что тогда Вы сможете попросить поощрение? Откажетесь? Какие причины для этого назовете? Дайте Ваш ответ начальнику.
Оценка уровня сформированности ПКК участников кейса - будущих специалистов в сфере экономики - осуществляется по ряду показателей, качественно и количественно характеризующих достигнутый результат в его разноаспектных проявлениях (см. таблицу).
При оценивании каждой из определенных ФГОС ВО универсальных компетенций (УК) используется 10-балльная шкала, в рамках которой степень «проявленности» конкретных показателей находится в диапазоне от 0 до 3 баллов:
0 - показатель не проявлен;
1 - показатель проявлен частично;
2 - показатель проявлен не в полном объеме;
3 - показатель проявлен в полном объеме.
Дополнительным баллом (*) поощряется (при наличии) вариативность и многообразие привлекаемых источников, предлагаемых решений, используемых языковых и речевых средств РКИ, представление собственной культуры и уважение культурных традиций
345
партнеров по коммуникации, поддержание диалога культур. Конечный результат, суммирующий промежуточные баллы по всем компонентам комплексной ПКК студентов, указывается в процентном выражении, и в соответствии с рейтинговой системой, действующей в данном образовательном учреждении, определяется итоговая оценка, например: 60-69% -«удовлетворительно», 70-84% - «хорошо», 85-100% - «отлично».
Оценка уровня сформированности комплексной ПКК иностранного специалиста
по результатам освоения актуальных компетенций
Компетенции Показатели результата Баллы
УК-1. Способен осуществлять 1. Эффективность поиска и синтеза необходимой 0-3
поиск, критический анализ и информации для достижения конкретной цели;
синтез информации, 2. Оценка информации и аргументированность выбора 0-3
применять системный подход данных, необходимых для принятия решения;
для решения поставленных задач. 3. Самостоятельность и творческий подход к принятию решения на основе проанализированной и систематизированной информации. 0-3
(*) Вариативность и многообразие привлекаемых 0-1
источников, предлагаемых решений.
Итого: 0-10
УК-3. Способен осуществлять 1. Корректность межличностного поведения в рабочем 0-3
социальное взаимодействие и коллективе (с коллегами, партнерами, начальником),
реализовывать свою роль в саморегуляция поведения с учетом ситуации;
команде. 2. Поддержание диалога с собеседником, высказывание своей точки зрения по поводу конкретного вопроса, толерантное восприятие точки зрения другого лица; 0-3
3. Эффективность решения проблемных ситуаций, 0-3
возникающих на работе, в коллективе.
(*) Представление собственной культуры и уважение 0-1
культурных традиций партнеров по коммуникации,
поддержание диалога культур.
Итого: 0-10
УК-4. Способен осуществлять 1. Эффективность владения языковыми и речевыми 0-3
деловую коммуникацию в средствами РКИ;
устной и письменной формах 2. Эффективность реализации речевых интенций на 0-3
на государственном языке русском языке общения;
Российской Федерации и 3. Реализация устного и письменного речевого поведения 0-3
иностранном(ых) языке(ах). в соответствии с нормами речевого этикета, принятыми в стране народа-носителя языка.
(*) Вариативность и многообразие используемых 0-1
языковых и речевых средств.
Итого: 0-10
ИТОГО по всем компонентам ПКК 0-30
Опытная реализация представленной модели лингводидактического контроля, завершающего практикоориентированное аспектное обучение иностранных студентов-экономистов русскому деловому общению, подтверждает способность кейсовых заданий в интеграции с аутентичными аудиовидеоматериалами служить надежным и перспективным средством оценки сформированности у субъектов учения ПКК в указанном аспекте.
Интерактивный характер такого контроля позволяет в рамках учебно-профессиональной сферы всесторонне и объективно оценить уровень развития лингвокоммуникативных умений, навыков работы в коллективе, а также системного и критического мышления, необходимых конкурентоспособному специалисту в области экономики и межкультурного профессионального взаимодействия.
Список литературы
1. Артамонова Е.В. Контрольно-оценочный компонент в условиях реформирования отечественного профессионального образования: проблемы и перспективы развития / Е.В. Артамонова // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2017. - № 2 (29). - С. 9 - 13.
2. Довыденко Н.А., Планкина М.В. Кейс-задания для измерения уровня сформированности компетенций в процессе экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю «Контроль объектов окружающей среды» // Наука и образование ON-LINE. Актуальные проблемы современного образования. - Режим доступа: https://pedagog.eee-science.ru/listins/keis-zadaniya-dlya-izmereniya-urovnya-sformirovannosti-kompetentsij-v-protsesse-ekzamena-kvalifikatsionnogo-po-professionalnomu-modulyu-kontrol-obektov-okruzhayushhei-sredy/ (дата обращения 08.07.2018).
3. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/142/141/16/88 (дата обращения 02.07.2018).
4. Романова Н.Н. Лингводидактические основы курса русского языка делового общения и его учебно-методическое обеспечение в системе обучения иностранных студентов-экономистов / Н.Н. Романова, И.О. Амелина // Известия ЮЗГУ. - 2015. - №1. - С. 81-88.
5. Романова Н.Н., Амелина И.О. Применение художественных фильмов и телесериалов при обучении иностранных студентов русскому деловому общению // Геокультурное пространство: смарт-технологии в образовании и социум: Статьи и доклады международного форума в Батуми 30 июня-05 июля 2017 г. - Батумский Государственный университет Шота Руставели, 2017. - С. 323-328.
6. Романова Н.Н., Амелина И.О. Кейс-технологии в обучении иностранных студентов русскому деловому общению//Международный научный журнал.- 2017. - № 6. - С. 98-105.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.05 Бизнес-информатика (квалификация (степень) "бакалавр") (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 11.08.2016 г. N 1002). Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/88 (дата обращения 10.04.2017).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (квалификация (степень) "бакалавр") (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 12.01.2016 N 7). Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/88 (дата обращения 10.04.2017).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (квалификация (степень) "бакалавр") (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 12.11.2015 N 1327). Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/88 (дата обращения 10.04.2017).