Научная статья на тему 'Коммуникативные компетенции в подготовке выпускника направлений бакалавриата'

Коммуникативные компетенции в подготовке выпускника направлений бакалавриата Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
95
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ БАКАЛАВРИАТА / КОМПЕТЕНЦИЯ / УСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПИСЬМЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ / АНТРОПОЦЕНТРИРОВАННЫЕ ПРОФЕССИИ / БАКАЛАВР / BACHELOR / COMPETENCE / ORAL COMMUNICATION / WRITTEN COMMUNICATION / ANTHROPOCENTRICALLY PROFESSION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Уланов Андрей Владимирович, Просвирнина Людмила Геннадьевна

В статье анализируется представленность коммуникативных компетенций в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования. Большую представленность коммуникативные компетенции получают в направлениях, связанных с интенсивной коммуникативной деятельностью. В ряде антропоцентрированных профессий представленность коммуникативных компетенций минимальна, что свидетельствует о зависимости наличия данных компетенций от присутствия коммуникативной деятельности в профессии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Уланов Андрей Владимирович, Просвирнина Людмила Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE COMPETENCE IN THE PREPARATION GRADUATE OF BACHELOR

The article examines the representation of communicative competences in the Federal state educational standards of higher education. Greater representation of the communicative competence gain in the directions associated with intensive communicative activities. In some anthropocentrically occupations, the representation of communicative competence are minimal, which indicates the dependence of the availability of these competencies from the presence of communicative activities in the profession

Текст научной работы на тему «Коммуникативные компетенции в подготовке выпускника направлений бакалавриата»

УДК 378 © A.B. Уланов, Л.Г. Просвирнина

A.B. Уланов, Л.Г. Просвирнина КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ B ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА НАПРАВЛЕНИЙ БАКАЛАВРИАТА

коммуникативнои коммуникат ивных компетенции от

В статье анализируется представленность коммуникативных компетенций в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования. Большую представленность коммуникативные компетенции получают в направлениях, связанных с интенсивной деятельностью. В ряде антропоцентрированных профессий представленность компетенций минимальна, что свидетельствует о зависимости наличия данных присутствия коммуникативной деятельности в профессии.

Ключевые слова: уровень бакалавриата, компетенция, устная коммуникация, письменная коммуникация, антропоцентрированные профессии, бакалавр.

гуманитарного и социально-экономического цикла [6-8].

Проанализировав ряд направлений

бакалавриата согласно ФГОС ВО, мы обнаружили те из них, в которых наличие коммуникативных компетенций является максимальным (в соответствии с большим количеством коммуникативных

Особую роль в подготовке выпускника направлений бакалавриата выполняют компетенции, связанные с коммуникативной деятельностью, в данной работе мы назовем такие компетенции «коммуникативными». Коммуникативный характер компетенций связан со способностями коммуникативного характера (способность к устной/письменной коммуникации, способность к применению информационно-коммуникационных технологий, репрезентация коммуникативной информации, способности в области межкультурной коммуникации и иные). Коммуникативные компетенции в большей или меньшей степени имеют место в структуре подготовки бакалавра любого направления, т. к. именно они предполагают наличие минимальных способностей к устной и письменной коммуникации, но именно в «коммуникативных» профессиях, которые по мнению научного сообщества, относятся к так называемым антропоцентрированным профессиям, находят большее отражение.

Особую роль коммуникативные компетенции выполняют в так называемых коммуникативных профессиях [1, 2, 4, 5], которые в большинстве своем являются антропоцентрированными профессиями [3]. Современные исследования концентрируются в большей степени на аксиологических и социальных качествах представителей таких профессий (эмпатии, доверия, ценностях и т. п.), однако в меньшей степени - на специфике компетенций их собственно коммуникативной деятельности, которая составляет основу таких профессий.

Под коммуникативной компетенцией мы понимаем совокупность языковых, речевых и социолингвистических умений в области профессионального общения (коммуникации). Коммуникативные компетенции, к примеру, составляют основу антропоцентрированных профессий экономического профиля - например, менеджер [9, 10], отражают знания, умения и навыки в области иностранного языка и других дисциплин

компетенций), и коммуникативных (коммуникативные отсутствуют).

Направления,

те, в которых наличие компетенций минимально компетенции практически

требующие максимальной степени применения коммуникативной деятельности: более трех компетенций, предполагающих коммуникативную деятельность:

45.03.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика (уровень бакалавриата)

способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-7);

владение основными способами описания и формальной репрезентации денотативной, концептуальной, коммуникативной и прагматической информации, содержащейся в тексте на естественном языке (ПК-5);

45.03.02 Лингвистика (уровень

бакалавриата)

владение межкультурной адекватность

навыками социокультурной и коммуникации, обеспечивающими социальных и профессиональных

контактов (ОК-3);

способность использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и

теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач (ОПК-1);

владение этическими и нравственными нормами поведения, принятыми в инокультурном социуме; готовностью использовать модели социальных ситуаций, типичные сценарии взаимодействия участников межкультурной коммуникации (ОПК-4);

владение основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия) (ОПК-5);

владение основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания -композиционными элементами текста (введение, основная часть, заключение), сверхфразовыми единствами, предложениями (ОПК-6);

способность использовать этикетные формулы в устной и письменной коммуникации (ОПК-10);

владение теоретическими основами обучения иностранным языкам, закономерностями становления способности к межкультурной коммуникации (ПК-1);

способность использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач (ПК-23);

45.03.01 Филология (уровень бакалавриата) способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации (ОПК-2);

свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме, базовыми методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на данном языке (ОПК-5);

способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6).

способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-1);

владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в

образовательных, научных и культурно-просветительских организациях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и

коммуникативной сферах (ПК-11);

41.03.04 Политология (уровень

бакалавриата)

способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

владение навыками осуществления

эффективной коммуникации в профессиональной среде, способностью грамотно излагать мысли в устной и письменной речи (ОПК-3);

способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-10);

владение знаниями о коммуникативных процессах, каналах массовой коммуникации, средствах массовой информации, особенностях их функционирования в современном мире (ПК-11). 51.03.05. Режиссура театрализованных

представлений и праздников (уровень бакалавриата)

способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-11);

владение навыками коммуникации, свободным и уверенным использованием профессиональной терминологии, с целью доведения художественной информации до сознания участников художественно-творческого процесса в доступной форме, владением профессиональной терминологией различных видов спорта (ПК-4).

Две компетенции, предполагающие коммуникативную деятельность:

50.03.03 История искусств (уровень бакалавриата) способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с

применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1).

41.03.01 Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриата)

владение базовыми навыками

самостоятельного поиска профессиональной информации в печатных и электронных источниках, включая электронные базы данных, способностью свободно осуществлять коммуникацию в глобальном виртуальном пространстве; базовыми методами и технологиями управления информацией, включая использование программного обеспечения для ее обработки, хранения и представления (ОК-6);

способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-7);

41.03.03 Востоковедение и африканистика (уровень бакалавриата)

способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

48.03.01 Теология (уровень бакалавриата) способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности теолога на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных

технологии и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

46.03.03 Антропология и этнология (уровень бакалавриата)

способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

владение литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке и одном из иностранных языков, навыками публичной речи, способностью создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний, использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ОПК-8).

46.03.02 Документоведение и архивоведение

(уровень бакалавриата)

способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6).

Аналогичные две компетенции присутствуют в направлениях: 46.03.01 История (уровень бакалавриата), 45.03.04 Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере (уровень бакалавриата), 47.03.03 Религиоведение (уровень бакалавриата), 47.03.02 Прикладная этика (уровень бакалавриата), 47.03.01 Философия (уровень бакалавриата).

Одна общекультурная компетенция

компетенция, предполагающая коммуникативную деятельность (способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия) предусмотрена во ФГОС ВО по направлениям 52.03.05 Театроведение (уровень бакалавриата), 51.03.02 Народная художественная культура (уровень бакалавриата), 38.03.07 Товароведение (уровень бакалавриата), 38.03.06. Торговое дело, 38.03.05 Бизнес-информатика (уровень бакалавриата), 38.03.04. Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата), 38.03.03. Управление персоналом (уровень бакалавриата), 38.03.02 Менеджмент, 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата), 01.03.04 Прикладная математика (уровень бакалавриата), 01.03.03 Механика и математическое моделирование (уровень

бакалавриата), 01.03.02 Прикладная математика и информатика (уровень бакалавриата), 01.03.01 Математика (уровень бакалавриата) и в ряде других.

При анализе представленности

коммуникативных компетенций мы провели количественное сопоставление их наличия по следующим критериям: 1) общее количество в анализируемых направлениях; 2) общее количество коммуникативных компетенций в представляемых УГС.

На рис. 1 представлены количественные данные о наличии коммуникативных компетенций в разных ФГОС ВО. Максимальное значение - ФГОС ВО 45.32.02 Лингвистика (8 компетенций), минимальное значение - 52.03.05 Театроведение (уровень бакалавриата), 51.03.02 Народная художественная культура (уровень бакалавриата), 38.03.07 Товароведение (уровень бакалавриата),

38.03.06. Торговое дело, 38.03.05 Бизнес-информатика (уровень бакалавриата), 38.03.04. Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата), 38.03.03. Управление персоналом (уровень бакалавриата), 38.03.02 Менеджмент, 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата), 01.03.04 Прикладная математика (уровень бакалавриата), 01.03.03 Механика и математическое моделирование (уровень

бакалавриата), 01.03.02 Прикладная математика и информатика (уровень бакалавриата), 01.03.01 Математика (уровень бакалавриата) (1 компетенция).

Проанализированные нами ФГОС ВО представляли УГС 500000 Искусствознание, 450000 Языкознание и литературоведение, 410000

Политические науки и регионоведение, 510000 Культуроведение и социокультурные проекты, 410000 Политические науки и регионоведение, 480000 Теология, 460000 История и археология, 470000 Философия, этика и религиоведение, 520000 Сценические искусства и литературное творчество, 380000 Экономика и управление, 010000 Математика и механика. Максимальное значение представленности коммуникативных компетенций - в УГС 450000 Языкознание и литературоведение (8 компетенций), минимальное значение - 010000 Математика и механика, 380000 Экономика и управление, 520000 Сценические искусства и литературное творчество (1 компетенция).

01.03.01 Математика 01.03.02 Прикладная математика и информатика

01.03.03 Механика и математическое моделирование 01.03.04 Прикладная математика 38.03.01 Экономика 38.03.02 Менеджмент 38.03.03. Управление персоналом 38.03.04 Государственное и муниципальное управление 38.03.05 Бизнес-информатика 38.03.06 Торговое дело 38.03.07 Товароведение 51.03.02 Народная художественная культура 52.03.05 Театроведение 47.03.01 Философия

47.03.02 Прикладная этика 4-7.03.03 Религиоведение

45.03.04 Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере

46.03.01 История 46.03.02 Документоведение и архивоведение

46.03.03 Антропология и этнология

48.03.01 Теология 41.03.03 Востоковедение и африканистика 41.03.01 Зарубежное регионоведение

50.03.03 История искусств £1.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников

41.03.04 Политология 45.03.01 Филология

45.03.02 Лингвистика 45.03.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика

50.03.04 Теория и история искусств

Рис. 1. Количество коммуникативных компетенций в направлениях разных УГС

Таким образом , большую представленность коммуникативные компетенции получили в направлениях, связанных с коммуникативной деятельностью, с интенсивной устной и письменной коммуникацией (в частности «Филология», «Лингвистика»), однако в ряде антропоцентрированных профессий представленность

коммуникативных компетенций минимальна, что говорит о большей зависимости наличия данных компетенций от присутствия коммуникативной деятельности в профессии.

Таблица

Количество коммуникативных компетенций в направлениях разных УГС

Коли-

чество

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

комму-

ника-

тивных

компе-

Направление тенций УГС

50.03.04 Теория и история

искусств 3 500000 ИСКУССТВОЗНАНИЕ

45.03.03 Фундаментальная и 450000 ЯЗЫКОЗНАНИЕ И

прикладная лингвистика 3 ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

450000 ЯЗЫКОЗНАНИЕ И

45.03.02 Лингвистика 8 ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

450000 ЯЗЫКОЗНАНИЕ И

45.03.01 Филология 6 ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

410000 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И

41.03.04 Политология 4 РЕГИОНОВЕДЕНИЕ

51.03.05 Режиссура

театрализованных 510000 КУЛЬТУРОВЕДЕНИЕ И

представлений и праздников 3 СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ

50.03.03 История искусств 2 500000 ИСКУССТВОЗНАНИЕ

41.03.01 Зарубежное 410000 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И

регионоведение 2 РЕГИОНОВЕДЕНИЕ

41.03.03 Востоковедение и 410000 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И

африканистика 2 РЕГИОНОВЕДЕНИЕ

48.03.01 Теология 2 480000 ТЕОЛОГИЯ

46.03.03 Антропология и

этнология 2 460000 ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ

46.03.02 Документоведение и

архивоведение 2 460000 ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ

46.03.01 История 2 460000 ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ

45.03.04 Интеллектуальные 450000 ЯЗЫКОЗНАНИЕ И

системы в гуманитарной сфере 2 ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

470000 ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА И

47.03.03 Религиоведение 2 РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

470000 ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА И

47.03.02 Прикладная этика 2 РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

470000 ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА И

47.03.01 Философия 2 РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

520000 СЦЕНИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА И

52.03.05 Театроведение 1 ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

51.03.02 Народная 520000 СЦЕНИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА И

художественная культура 1 ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

38.03.07 Товароведение 1 380000 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

38.03.06 Торговое дело 1 380000 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

38.03.05 Бизнес-информатика 1 380000 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

38.03.04 Государственное и

муниципальное управление 1 380000 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

38.03.03. Управление

персоналом 1 380000 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

38.03.02 Менеджмент 1 380000 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

38.03.01 Экономика 1 380000 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

01.03.04 Прикладная

математика 1 010000 МАТЕМАТИКА И МЕХАНИКА

01.03.03 Механика и

математическое

моделирование 1 010000 МАТЕМАТИКА И МЕХАНИКА

01.03.02 Прикладная

математика и информатика 1 010000 МАТЕМАТИКА И МЕХАНИКА

01.03.01 Математика 1 010000 МАТЕМАТИКА И МЕХАНИКА

Библиографический список

1. Ачкасова, В.А., Вызов коммуникативным профессиям - переход на профессиональный стандарт [Текст] / В.А. Ачкасова, Е.В. Быкова // Российская школа связей с общественностью. 2015. - № 6. - С. 8-14.

2. Петров, М.А. Расчет коэффициента социальной эмпатии в «коммуникативных» профессиях [Текст] /М.А. Петров // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 2-5. - С. 26-29.

3. Рощевская, Е.В. Проблема коммуникативного ресурса как детерминанты успешности профессионального становления специалистов антропоцентрированных профессий [Текст] / Е.В. Рощевская // Гуманитарные и социальные науки. -2013. - № 4. - С. 236-245.

4. Пухарева, Т.С. Доверие к себе и к другим в профессиональной деятельности представителей коммуникативных профессий [Текст] / Т.С. Пухарева // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. - 2013. - № 1-2 (57-58). - С. 128-134.

5. Пухарева, Т.С. Проблема самоотношения у студентов - будущих представителей коммуникативных профессий [Текст] / Т.С. Пухарева // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. -2013. - № 6. - С. 85-90.

6. Просвирнина, Л.Г. Иностранный язык как источник формирования социокультурной личности и расширения кругозора учащихся [Текст] /А.В. Уланов, Л.Г. Просвирнина // В сборнике: Социально-экономические и правовые системы: современное видение Материалы Международной научно-практической конференции. Редакторы: Б. И. Нефедов, В. А. Ковалев, М. Г. Родионов. - 2015. - С. 156-158.

7. Уланов, А.В. Межкультурные деловые коммуникации: учебное пособие [Текст] /А.В. Уланов, Л.Г. Просвирнина. - Омск, 2014. - 124 с.

8. Уланов, А. В. Деловая коммуникация и профессиональная ориентированность языковых дисциплин ФГ0С-03 [Текст] /А.В. Уланов, Л.Г. Просвирнина // В сборнике: Концепции и технологии профессионально-ориентированного обучения иностранному языку материалы международной научно-практической конференции. Омск: ОмЮИ, 2011. - С. 8-12.

9. Уланов, А. В. Реализация компетенций социально-гуманитарными дисциплинами в соответствии со стандартами ФГОС ВПО, ФГОС ВО [Текст] /А.В. Уланов, Е.А. Филимонова // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2016. - № 1 (17). - С. 163-173.

10. Уланов, А.В. Связи с общественностью в органах власти: учебное пособие [Текст] /А.В.Уланов. -Омск, 2014. - 92 с.

References

1. Achkasova, V.A., Vyzov kommunikativnym professijam - perehod na professional'nyj standart [call communicative professions - the transition to a professional standard] [Tekst] / V.A. Achkasova, E.V. Bykova // Rossijskaja shkola svjazej s obshhestvennost'ju, 2015, № 6, pp. 8-14.

2. Petrov, M.A. Raschet kojefficienta social'noj jempatii v «kommunikativnyh» professijah [Calculation of social empathy factor in the "communication" occupations] [Tekst] /M.A. Petrov // Sovremennye tendencii razvitija nauki i tehnologij, 2016, № 2-5, pp. 26-29.

3. Roshhevskaja, E.V. Problema kommunikativnogo resursa kak determinanty uspeshnosti professional'nogo stanovlenija specialistov antropocentrirovannyh professij [The problem of the communicative resource as determinants of success of professional development specialists antropotsentrirovannyh professions] [Tekst] / E.V. Roshhevskaja // Gumanitarnye i social'nye nauki, 2013, № 4, pp. 236-245.

4. Puhareva, T.S. Doverie k sebe i k drugim v professional'noj dejatel'nosti predstavitelej kommunikativnyh professij [Trust in yourself and others in the professional activities of representatives of communicative professions] [Tekst] / T.S. Puhareva // Jekonomika. Pravo. Pechat'. Vestnik KSJel, 2013, № 1-2 (57-58), p. 128-134.

5. Puhareva, T.S. Problema samootnoshenija u studentov — budushhih predstavitelej kommunikativnyh professij [The problem of the self-students - the future representatives of the communication professions ] [Tekst] / T.S. Puhareva // Fundamental'nye i prikladnye issledovanija: problemy i rezul'taty, 2013, № 6, pp. 85-90.

6. Prosvirnina, L.G. Inostrannyj jazyk kak istochnik formirovanija sociokul'turnoj lichnosti i rasshirenija krugozora uchashhihsja [Foreign language as a source of socio-cultural identity formation and expansion of horizons of students] [Tekst] /A.V. Ulanov, L.G. Prosvirnina // V sbornike: Social'no-jekonomicheskie i pravovye sistemy: sovremennoe videnie Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Redaktory: B. I. Nefedov, V. A. Kovalev, M. G. Rodionov, 2015, pp. 156-158.

7. Ulanov, A.V. Mezhkul'turnye delovye kommunikacii [Intercultural business communication: a training manual]: uchebnoe posobie [Tekst] /A.V. Ulanov, L.G. Prosvirnina. Omsk, 2014, 124 p.

8. Ulanov, A.V. Delovaja kommunikacija i professional'naja orientirovannost' jazykovyh disciplin FGOS-03 [Business communication and professional orientation linguists] [Tekst] /A.V. Ulanov, L.G. Prosvirnina // V sbornike: Koncepcii i tehnologii professional'no-orientirovannogo obuchenija inostrannomu jazyku materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Omsk, OmJul, 2011, pp. 8-12.

9. Ulanov, A.V. Realizacija kompetencij social'no-gumanitarnymi disciplinami v sootvetstvii so standartami FGOS VPO, FGOS VO [Implementation of competencies of social and humanitarian disciplines in accordance with the standards ] [Tekst] /A.V. Ulanov, E.A. Filimonova // Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informacionnyh tehnologij, 2016, № 1 (17), pp. 163-173.

10. Ulanov, A.V. Svjazi s obshhestvennostju v organah vlasti [Communication with the public authorities: the manual]: uchebnoe posobie [Tekst] /A.V. Ulanov. - Omsk, 2014, p. 92.

COMMUNICATIVE COMPETENCE IN THE PREPARATION GRADUATE OF BACHELOR

Andrew V. Ulanov,

Professor, Siberian Institute of business and information technologies

Ludmila G. Prosvirnina

associate Professor, Siberian Institute of business and information technologies

Abstract. The article examines the representation of communicative competences in the Federal state educational standards of higher education. Greater representation of the communicative competence gain in the directions associated with intensive communicative activities. In some anthropocentrically occupations, the representation of communicative competence are minimal, which indicates the dependence of the availability of these competencies from the presence of communicative activities in the profession.

Keywords: bachelor, competence, oral communication, written communication, anthropocentrically profession, bachelor.

Сведения об авторах:

Уланов Андрей Владимирович — доктор филологических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин и иностранных языков Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: ulanov.andrey.2014@mail.ru,

Просвирнина Людмила Геннадьевна — кандидат филологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин и иностранных языков Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация), kaf_gum@sano.ru.

Статья поступила в редакцию 06.09.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.