Научная статья на тему 'Английский язык и культура речи'

Английский язык и культура речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2000
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ / БАКАЛАВРЫ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / АНГЛОЯЗЫЧНЫЕ СТРАНЫ / МЕЖКУЛЬТУР-НОЕ И МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / THE ENGLISH LANGUAGE AND ENGLISH COMMUNICATION SKILLS / BACHELORS / CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES / ENGLISH-SPEAKING COUNTRIES / INTERCULTURAL AND INTERPERSONAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зорина Е.Е.

Учебное пособие «Английский язык и культура речи» издано с целью формирования общекультурных и профессиональных компетенций будущих бакалавров экономики и менеджмента в процессе приобретения знаний об англоязычных странах и правилах культуры речи в разнообразных ситуациях межкультурного и межличностного взаимодействия. Структура издания представлена предисловием, которое содержит обоснование соответствия пособия требованиям стандарта высшего образования. Основная часть пособия включает два подраздела, описывающих отличительные черты Великобритании и ее жителей, а также особенности совершенствования культуры речи в разнообразных ситуациях англоязычного общения. Работа над данными подразделами осуществляется последовательно в режимах индивидуальной, парной и групповой форм работы: от введения студентов в изучаемую тему до организации проектной деятельности. В разделе «Методические указания по самостоятельной работе» предлагаются рекомендации по выполнению заданий, составляющих основу функционирования англоязычного общения. Приложение издания содержит тексты на прослушивание диалогов по теме для самоконтроля навыков понимания устной речи. Последний раздел представлен библиографическим списком, в котором аутентичные и отечественные источники использованы для публикации данного пособия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The English Language and English Communication Skills

The textbook “The English Language and English Communication Skills” aims to develop cultural and professional competences of future Bachelors of Economics and Management when they gain knowledge about English-speaking countries and acquire English communication skills applied to different situations. The preface of the textbook explains compliance with the requirements of the higher education standard. Moreover, the main part of the textbook comprises two chapters which describe peculiarities of the UK and the British as well as special characteristics of enhancing English communications skills employed in a variety of contexts. The sequential order of the chapter activities on individual, pair or group levels begins with introducing students into the topic and finishes with organizing projects. In addition, the guidelines to work independently posit recommendations to do the activities which contribute to sustainable English communication. Furthermore, the appendix includes audioscripts to encourage students’ assessment of their listening skills. The last chapter contains references which present both authentic and Russian sources used for the publication.

Текст научной работы на тему «Английский язык и культура речи»

Зорина Е.Е.

Английский ЯЗЫК и КУЛЬТУРА РЕЧИ

Будущая профессиональная деятельность бакалавров экономики и менеджмента направлена не только на качественную организацию своей работы в финансово-экономической и управленческой сфере, но и на реализацию эффективного межкультурного и межличностного взаимодействия. С этой целью необходимо создать условия для осуществления студентами-экономистами и студентами-менеджерами коммуникации на английском языке в процессе обучения. Данные особенности отражены в общекультурных и профессиональных компетенциях, формируемых в ходе профессиональной подготовки в вузе. В частности, студенты получают возможность выстраивать устную и письменную англоязычную речь логически верно, аргументировано и ясно, используя зарубежные источники информации [2, с. 14].

Таким потенциалом обладает учебное пособие «Английский язык и культура речи», которое содействует совершенствованию и развитию навыков англоязычного повседневного и делового общения в ходе изучения дисциплины с тем же названием.

В этой связи функционирование англоязычного общения возможно при владении знаниями об англоязычных странах и соблюдении правил культуры речи в разнообразных ситуациях межкультурного и межличностного взаимодействия.

Использование издания «Английский язык и культура речи» в процессе профессиональной подготовки бакалавров в вузе способствует достижению основных целей: практической, образовательной и воспитательной. раскрытые в предисловии к изданию [1, с. 3] данные цели характеризуют подготовку будущих бакалавров экономики и менеджмента к практическому использованию английского языка в различных ситуациях повседневного и делового общения. При этом формирование общекультурных и профессиональных компетенций подкреплено овладением компонентами коммуникативной компетенции на английском языке: лингвистическим, социолингвистическим, дискурсивным и социокультурным.

По завершении изучения дисциплины студенты должны владеть знаниями, умениями и навыками, составляющими основу вышеуказанных компонентов, а именно: основными принципами межкультурного и межличностного взаимодей-

ствия с учетом речевого этикета английского языка; основами публичной речи и деловой переписки по соответствующему направлению подготовки в вузе; умениями эффективно использовать, анализировать источники информации; навыками самостоятельной работы по подготовке информационного обзора и аналитического отчета [1, с. 5].

реализация способов эффективного межкультурного и межличностного взаимодействия отражена в структуре учебного пособия, включающего следующие разделы: предисловие на русском языке, основную часть на английском языке, методические указания по самостоятельной работе на русском языке, приложение на английском языке, а также библиографический список. Содержание данных разделов представляет условия для функционирования англоязычного общения с опорой на информацию об англоязычных странах и правилах культуры речи в разнообразных ситуациях взаимодействия.

результативность развития навыков устной и письменной речи на основе англоязычных источников информации возможна только в случае планомерной работы над темами основной части, предложенными в издании и дополненными приложением. Успешность данной работы регламентирована общими сведениями в предисловии и методическими указаниями по аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работе. Особенности каждого раздела учебного издания раскрыты в статье далее.

Предисловие учебного пособия представляет основания для подготовки издания к публикации, коим выступает формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлениям бакалавриата: 38.03.01 экономика и 38.03.02 Менеджмент.

Основополагающей общекультурной компетенцией, формирование которой способствует дисциплина «Английский язык и культура речи», является способность к устной и письменной коммуникации на английском языке для решения задач межкультурного и межличностного взаимодействия. В связи с этим появляется возможность осуществлять англоязычное общение в условиях коллектива, толерантно воспринимая культурные различия его членов [4, с. 8; 5, с. 6]. Знание основ культуры речи в англоязычных странах позволяет решать задачи, заложенные в профессиональных компетенциях, развитие которых дает возможность выявлять особенности социально-экономических явлений с опорой на англоязычные источники информации.

Предисловие издания также содержит основную информацию о практической, образовательной и воспитательной цели подготовки бакалавров. Знания студентов, приобретенные в ходе изучения дисциплины «Иностранный язык», позволяют осваивать дисциплину «Английский язык и культура речи» более успешно.

В данном разделе пособия студенты могут ознакомиться с теми знаниями, умениями и навыками, которыми они овладевают по завершении изучения дисциплины. В совокупности они представляют данные о достижении конечного

уровня обученности - самостоятельном владении (пороговом уровне), согласно Общеевропейской шкале языковой компетенции (CEFR) [3]. В итоге предисловие содержит все необходимые сведения, подтверждающие соответствие содержания издания требованиям стандарта высшего образования, регламентирующего подготовку бакалавров экономики и менеджмента.

Основная часть учебного издания включает два подраздела, содержание которых освещает особенности Великобритании как англоязычной страны и правила культуры речи в разнообразных ситуациях англоязычного общения. Первый подраздел (The British) характеризует особенности Великобритании и ее жителей, которые представлены некоторыми темами. Во-первых, тема «Общие сведения о Великобритании» (Country Overview) представляет обзор страны с точки зрения ее географического положения, описания административного деления Великобритании с изображением государственных символов, а также особенностей погодных условий в стране. Во-вторых, тема «Историко-культурные особенности Великобритании» (History of the UK) раскрывает историческое прошлое страны от ранних завоеваний, усиления демократических структур, до становления и развития парламентской британской монархии, включая размышления по поводу будущего монархии в Великобритании.

Третья тема описывает современное состояние Великобритании (Portrait of Modern Britain) посредством характеристик современного британского общества: описания среднестатистической британской семьи, особенностей проживания, использования средств массовой информации в повседневной жизни. Также в данной теме раскрывается своеобразие жизни современных британцев, которое представлено их литературными интересами, музыкальными предпочтениями, покупательским спросом, пристрастиями в еде и увлечениями спортом [2, с. 14-15].

Во втором подразделе издания (English Communication Skills) речь идет об особенностях совершенствования культуры речи в разнообразных ситуациях общения средствами английского языка. В частности, тема «Особенности речевого общения на английском языке» акцентирует внимание на изучение характерных черт развития английского языка, начиная от влияния англосаксонских завоевателей и заканчивая воздействием языка бывших колоний Великобритании. Изучение вариантов английского языка связано с современным отношением к языку как средству международного общения, которое в этой связи претерпело некоторые изменения. Тема «Средства коммуникации» (Communication) акцентирует внимание на навыках эффективного общения, элементах коммуникации и основных умениях слушать, поскольку в совокупности они описывают речевые и языковые средства, типичные для процессов англоязычного общения.

В содержание следующей темы «Культура речи и повседневное общение» (Social Skills) включена работа над такими ситуациями, как завязывание разговора, ведение светского разговора, достижение взаимопонимания и прием гостей. В свою очередь тема «Культура речи и деловое общение» (Business Communication Skills) разбирает ситуации подготовки мероприятий, завершения разговора, оформления документации и использования свойств делового письменного языка. Особенности

функционирования американского варианта английского языка предложены при изучении последней темы (American English) [2, с. 15].

Работа над вышеупомянутыми подразделами осуществляется планомерно в соответствии с последовательностью осуществления этапов. На первом этапе предлагаются вопросы, которые вводят будущих бакалавров экономики и менеджмента в изучаемую тему, мотивируя их к ее изучению (Discussion). Второй этап решения задач межкультурного и межличностного взаимодействия ознаменован знакомством с новой лексикой, позволяющей предопределить проблематику изучаемого текста и тем самым сократить степень языковых и речевых трудностей (Vocabulary).

Следующий этап характеризуется чтением текста по теме (Reading) или прослушиванием тематических диалогов (Listening), работа над каждым из которых сопровождается наличием проработанных заданий на дотекстовом, текстовом и послетекстовом этапе чтения или аудирования соответственно. Далее представлена организация работы с текстами по теме с целью контроля уровня сформированности языковых навыков и речевых умений, необходимых для успешного функционирования англоязычного общения (Practice). Использование рассмотренных ситуаций текста для развития умений устной и письменной речи (Speaking) описывает следующий этап работы над темой подраздела. Реализация условий осуществления студентами-экономистами и студентами-менеджерами общения на английском языке в процессе профессиональной подготовки в вузе завершается подведением итогов (Review) и впоследствии организацией проектной деятельности (Project).

Каждый подраздел основной части издания завершается организацией проектной деятельности, предполагающей презентацию основных положений применительно к англоговорящим странам. В частности, проект «Общие сведения об англоязычных странах» (English-speaking Countries) направлен на представление особенностей выбранной англоговорящей страны, которые раскрываются с позиций общих сведений, исторического прошлого страны, политической системы, современного общества, жизни современных жителей. Что касается проекта «Культура речевого общения в англоязычных странах» (Varieties of the English Language), в презентации должны быть учтены основные этапы развития выбранного варианта английского языка, его основные особенности, представление ситуаций повседневного и делового общения - они в совокупности отражают своеобразие различных вариантов английского языка.

Помимо устного представления проекта требуется предъявление печатного продукта как результата работы над проектом по выбранной англоязычной стране или варианту английского языка соответственно. В связи с этим необходимо учитывать критерии оценивания во время защиты проекта: достаточную глубину раскрытия темы, организацию работы над проектом, отсутствие фонетических и лексико-грамматических ошибок, употребление коммуникативных клише согласно ситуации англоязычного общения, адекватное использование лексико-граммати-ческого материала в печатном продукте проекта [2, с. 15].

В процессе обучения студенты обсуждают изучаемые темы в различных формах работы: индивидуальной, парной и групповой. К индивидуальной форме работы можно отнести заполнение таблицы по ключевым событиям, характеристику исторических дат, выбор предложений по ключевым словам по теме, а также выявление логических связей, присущих социально-экономическим явлениям. Выбор ключевых слов по изучаемой теме, ответы на предложенные вопросы по теме, работа с верными / неверными утверждениями определяют парную форму работы. Что касается групповой формы работы по совершенствованию и развитию навыков англоязычного общения, то к ней относят составление вопросов по изучаемой теме, подготовку схем, выбор значимых исторических фактов, викторину, ролевую игру и анкетирование [2, с. 15].

Использование вышеуказанных форм работы способствует функционированию общения с учетом знаний об англоязычных странах и соблюдения правил культуры речи в разнообразных ситуациях межкультурного и межличностного взаимодействия.

В разделе, посвященном методическим указаниям по самостоятельной работе, предлагаются рекомендации студентам-экономистам и студентам-менеджерам относительно организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы. Данные рекомендации представляют собой инструкции по выполнению заданий, которые составляют основу функционирования англоязычного общения с опорой на информацию об англоязычных странах и правилах культуры речевого общения в разнообразных ситуациях взаимодействия.

Последовательность представления данных инструкций соответствует ряду осуществления этапов: от вопросов, вводящих студентов в изучаемую тему и направленных на создание мотивации к изучению темы (Discussion), до организации проектной деятельности (Project) [1, с. 167-169]. Эти инструкции, предложенные на английском языке, позволяют будущим бакалаврам сориентироваться в представленных формулировках заданий, тем самым более эффективно развивая свои навыки англоязычного повседневного и делового общения в режиме самостоятельной работы. Самостоятельная работа, представленная индивидуальной, парной и групповой формами, не только направлена на реализацию эффективного межкультурного и межличностного взаимодействия, но и содействует качественной организации работы будущих бакалавров в финансово-экономической и управленческой сфере.

В приложении учебного пособия предлагаются тексты на прослушивание диалогов по теме, которыми будущие бакалавры могут воспользоваться с целью самоконтроля навыков понимания устной речи. Диалоги, которые соответствуют теме «Культура речи и повседневное общение», раскрывают следующие ситуации англоязычного общения: завязывание разговора, ведение светского разговора, достижение взаимопонимания и прием гостей.

Данные ситуации также вносят вклад в овладение компонентами коммуникативной компетенции на английском языке, тем самым студенты-экономисты и студенты-менеджеры овладевают теми знаниями, умениями и навыками, которые

лежат в основе принципов межкультурного и межличностного взаимодействия с учетом речевого этикета английского языка.

Последний раздел учебного пособия содержит библиографический список, в который включено 14 аутентичных источников и 6 изданий, опубликованных в нашей стране и странах ближнего зарубежья.

Использование аутентичных учебных пособий позволяет успешно работать над устной и письменной англоязычной речью в процессе профессиональной подготовки в вузе. К издательствам, опубликовавшим указанные пособия в Великобритании, относятся следующие: Кембриджского университета (Cambridge University Press), Оксфордского университета (Oxford University Press), Пирсон в г. Лондон (Pearson Education), Дельта в графстве Суррей (Delta Publishing), Торогуд в г. Лондон (Thorogood Publishing Ltd), Чансерел в г. Лондон (Chancerel International Publishers), компании MTD в г. Ковентри (MTD Training & Ventus Publishing ApS). Американские издательские дома представлены издательством Университета штата Огайо (Foreign Language Publications) и МакГроу Хилл в г. Колумбус (McGraw-Hill). Еще одно англоязычное пособие предложено издательством в г. Мумбай в Индии (Himalaya Publishing House). Что касается отечественных источников, они опубликованы в г. Москва (издательский дом «Дело») и г. Санкт-Петербург (издательство КАРО). Минские издательские дома (Вышэйшая школа, Лексис, ТетраСистемс) также представляют учебные пособия, которые были использованы для публикации данного издания.

Таким образом, использование учебного пособия «Английский язык и культура речи» является эффективным в процессе обучения будущих бакалавров экономики и менеджмента успешному межкультурному и межличностному взаимодействию.

При этом формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов в ходе профессиональной подготовки в вузе базируется на создании условий для совершенствования и развития навыков англоязычного повседневного и делового общения.

Применительно к английскому языку и культуре речи, функционирование англоязычного общения связано с применением знаний об англоязычных странах и соблюдением правил культуры речи в разнообразных ситуациях межкультурного и межличностного взаимодействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зорина, Е. Е. Английский язык и культура речи [Текст] : учебное пособие: направления подготовки: 38.03.01 Экономика, 38.03.02 Менеджмент / Е. Е. Зорина. - М. : ОнтоПринт, 2015. - 179 с. - ISBN 978-5-906802-28-6.

2. Зорина, Е. Е. Особенности обучения будущих экономистов английскому языку и культуре речи [Текст] / Е. Е. Зорина // Язык, личность, деятельность: взгляд молодых исследователей : материалы V Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых (с междунар. участием), г. Киров, 3-4 апр. 2014 г. / [редкол.: В. С. Гуляева, О. Е. Загриева, Р. А. Черемисинова]. - Киров : Изд-во ВятГГУ, 2014. - С. 14-16. - ISBN 978-5-456-00233-4.

3. Об Европейской шкале языковой компетенции (CEFR) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.cambridgeenglish.org.ru/exams/cefr/

4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата) [Текст] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации : [утвержден 12 ноября 2015 г.] [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380301.pdf

5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата) [Текст] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации : [утвержден 12 января 2016 г.] [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380302.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.