Научная статья на тему 'Методика формирования англоязычной культуры речи учащихся 9 классов средней школы'

Методика формирования англоязычной культуры речи учащихся 9 классов средней школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
549
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / АНГЛОЯЗЫЧНАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ / КОММУНИКАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИЗУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УРОК / ПРОГРАММА / SPEECH / ENGLISH SPEECH CULTURE / COMMUNICATION / SOCIOCULTURAL COMPETENCE / ENGLISH LANGUAGE STUDY / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панченко Оксана Александровна

. В статье рассматриваются проблемы и пути формирования англоязычной культуры речи у учеников 9 классов средней школы с углублённым изучением английского языка. Автор обосновывает необходимость формирования англоязычной культуры речи в контексте формирования социокультурной компетенции школьников; рассматривает педагогические условия, которые должны быть созданы для этого в школе. Процесс формирования англоязычной культуры речи предполагает изменения в содержательном и технологическом компонентах изучения иностранного языка. В статье раскрываются эти изменения и формы и приёмы работы, обеспечивающие заинтересованность учащихся и их личностную включённость в процесс овладения культурой речи англоязычных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF FORMATION OF ENGLISH SPEECH CULTURE OF THE 9TH GRADE STUDENTS

The article discusses problems and ways of formation of the English-speaking standard of speech of the 9th grade students of high school. The author proves need of formation of the English-speaking standard of speech in the context of formation of sociocultural competence of school students, considers pedagogical conditions which have to be created for this purpose at school. Process of formation of the English-speaking standard of speech assumes changes in substantial and technological components of foreign language learning. In article reveals what changes are necessary. The paper describes in detail the forms and working methods, which provide student`s interest and their personal inclusiveness in process of understanding the culture of the English-speaking countries in general and the standard of speech.

Текст научной работы на тему «Методика формирования англоязычной культуры речи учащихся 9 классов средней школы»

УДК 372.881.1

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ КУЛЬТУРЫ

РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

О.А. Панченко

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и пути формирования англоязычной культуры речи у учеников 9 классов средней школы с углублённым изучением английского языка. Автор обосновывает необходимость формирования англоязычной культуры речи в контексте формирования социокультурной компетенции школьников; рассматривает педагогические условия, которые должны быть созданы для этого в школе. Процесс формирования англоязычной культуры речи предполагает изменения в содержательном и технологическом компонентах изучения иностранного языка. В статье раскрываются эти изменения и формы и приёмы работы, обеспечивающие заинтересованность учащихся и их личностную включённость в процесс овладения культурой речи англоязычных стран.

Ключевые слова: речь, англоязычная культура речи, коммуникация, социокультурная компетенция, изучение английского языка, внеурочная деятельность, урок, программа.

THE METHOD OF FORMATION OF ENGLISH

SPEECH CULTURE OF THE 9TH GRADE STUDENTS

O. Panchenko

Abstract. The article discusses problems and ways of formation of the English-speaking standard of speech of the 9th grade students of high school. The author proves need of formation of the English-speaking standard of speech in the context of formation of sociocultural competence of school students, considers pedagogical conditions which have to be created for this purpose at school. Process of formation of the English-speaking standard of speech assumes changes in substantial and technological components of foreign language learning. In article reveals what changes are necessary. The paper describes in detail the forms and working methods, which provide student's interest and their personal inclusiveness in process of understanding the culture of the English-speaking countries in general and the standard of speech.

Keywords: speech, English speech culture, communication, sociocultural competence, English language study, extracurricular activities, program.

При обучении иностранному языку основной целью является развитие коммуникативных способностей и обеспечение готовности ученика к межкультурным коммуникациям. При этом одним из наиболее сложных вопросов является учёт социокультурного компонента в общении с носителями языка. Данный аспект межкультурного диалога рассматривается в ФГОС как социокультурная компетенция учащихся. Мы поставили своей целью помочь педагогу осмыслить проблему становления англоязычной культуры речи учащихся.

Прежде всего, учитель должен понимать, что именно необходимо сформировать в ребёнке, какими знаниями, умениями, компетенциями должен овладеть ученик, чтобы можно было говорить об успешности формирования коммуникативной и социокультурной компетентности на уроках английского языка. Мы предложили интегрировать показатели развития ребёнка в данном направлении в единую категорию - англоязычная культура речи. Изучая английский язык как явление культуры, ученик должен осваивать нормы культуры речи носителей данного языка.

Под культурой речи сегодня принято понимать важнейший компонент культуры человека в целом, характеризующий уровень его

воспитанности и представляющий собой владение принятой нормой языка и умение использовать богатство речи для достижения целей общения.

Для достижения поставленной задачи необходима модернизация процесса обучения иностранному языку и в содержательном, и в технологическом аспектах. В используемый учителем иностранного языка багаж форм урочной и внеурочной работы должны войти проектное обучение, деловые, ролевые, ситуационные игры, посещение мероприятий на иностранном языке, тематические вечера, концерты, шоу-программы, реальные и моделирумые встречи с представителями англоязычной культуры и пр. Интересной современной практикой обучения является включение в контекст обучения интернет-общения со школьниками из англоязычных стран в виде участия в форумах, вебинарах, web-сайтах, сообществах, чатах.

Для формирования англоязычной культуры речи мы предлагаем

коммуникативно - ориентированный подход к изучению иностранного языка.

Коммуникативный подход базируется на том, «что для успешного овладения иностранным языком учащиеся должны знать не только

языковые формы (т.е. грамматику, лексику и произношение), но также иметь представление о том, как их использовать в целях реальной коммуникации». После публикаций новаторских исследований Г. Виддоусона [6], Д Вилкинза [7] в данной сфере появился термин «функции». Коммуникативные функции представляют собой категории поведения (просьбы, жалобы, извинения и т.д.). Есть разные коммуникативные функции, необходимые для овладения иностранным языком, например, как узнать путь или представиться. Существуют различные методики и пособия, которые учат функциональному аспекту английского языка и дают соответствующую систему упражнений [2]. Ученики выполняют приближенные к реальной жизни задания. Основными принципами коммуникативного подхода (по мнению Лиз Сорс и Джон Сорс) является: включение учащихся в познание окружающего мира; активное участие в обучении и познании; выражение собственного мнения, чувств и опыта; участие в деятельности, имитирующей реальные ситуации

[5].

Наш поиск путей формирования англоязычной культуры речи школьников проходил на базе МБОУ «СОШ № 2» города Сосновый Бор Ленинградской области. Данное учебное учреждение имеет статус школы с углублённым изучением английского языка. В школе существует ряд традиций, направленных на формирование англоязычной культуры речи, а именно, проводятся внеклассные мероприятия, театральные постановки, творческие конкурсы, раз в год на каникулах организуются поездки в англоязычные страны. Однако при кажущемся многообразии применяемых методик проблеме формирования англоязычной культуры речи в школе не уделяется достаточного внимания, что подтверждают результаты диагностики. Наше исследование показало, что ученики девятых классов не представляют, как в общении с иностранцем учитывать, из какой он страны - из Англии, США или Австралии, хотя многие предполагают, что общение должно проходить как-то по-разному. Ученики имеют представление о вежливости и учтивости англичан, но не уверены в своей готовности вести общение в полном соответствии с нормами этикета этой страны.

Для апробации внедрения расширенного социокультурного компонента в процесс обучения нами были выбраны три девятых класса. Количество учеников участвующих в эксперименте в МБОУ «СОШ № 2» г. Сосновый Бор, Ленинградской области составило 76 человек (9А класс - 25, 9Б класс - 26, 9В класс -

25). Экспериментальное исследование проводилось в 2016 году. При этом замеры (экспериментальная проверка) проводились как в начале учебного года, так и в конце, когда была внедрена система формирования англоязычной культуры речи.

Основная цель работы заключалась в обогащении англоязычной культуры речи, развитии коммуникативной и социокультурной компетенций учащихся. Эта цель предполагает взаимосвязанное коммуникативное,

социокультурное и социолингвистическое развитие учащихся инновационными методами и средствами преподавания иностранного языка. Достижение поставленной цели осуществлялось через работу по следующим основным направлениям:

- изучение учащимися особенностей истории и культуры англоязычных стран при работе со специально составленными текстами для отработки английской грамматики и лексики;

- знакомство учащихся с современной социальной проблематикой англоязычных стран и обсуждение решения указанных проблем самими учениками при отработке навыков говорения;

- развитие коммуникативной компетентности учеников в процессе реальных и моделируемых ситуаций общения с иностранцами и с последующей рефлексией успешности диалога.

В процессе достижения этих целей программа должна решать такие общеобразовательные задачи, как:

- обеспечение высокого уровня знания языка (согласно международной классификации уровень В 1), англоязычной культуры речи;

- подготовка учеников к сдаче экзамена в форме Государственной Итоговой Аттестации;

- подготовка учащихся к выбору профессии и будущей профессиональной деятельности.

Формирование культуры англоязычной речи учащихся осуществлялось посредством реализации нескольких этапов:

- подготовка педагогического состава к процессу формирования англоязычной культуры речи;

- подготовка образовательной программы для учащихся 9 классов по формированию англоязычной культуры речи;

- реализация процесса формирования англоязычной культуры речи у учащихся 9 классов средней школы.

В ходе работы нами был сформирован готовый курс обучения иностранному языку, который нацелен на формирование англоязычной культуры речи при использовании выбранных нами не только традиционных средств

(предусмотренных ФГОС), но также и дополнительных, а именно коммуникативно ориентированного обучения.

В основу образовательной школьной программы положен базисный план, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов, для ОУ РФ, реализующих программы общего образования» [1], в котором определено количество часов в неделю (до 6 часов) для формирования основных навыков и умений на функциональном уровне. Программа

формирования англоязычной речи предполагает интеграцию основных форм учебной деятельности: аудиторной и внеаудиторной. Аудиторное обучение включает в себя урочную и внеурочную деятельность и предполагает проведение таких форм, как урок-диспут; урок-конференция; видеоурок, индивидуальные и групповые проекты и пр. Заинтересованность самих учеников в освоении англоязычной культуры речи повышается проведением в школе различных деловых игр и других мероприятий. Организация и проведение таких мероприятий в настоящее время являются достаточно популярной практикой, которая проводится в самых различных формах [3]. В контексте внеаудиторной деятельности предполагаются организация заграничных поездок; участие в межкультурных и этнических мероприятиях в регионе; электронная переписка со сверстниками из англоязычных стран; организация предметных недель, проектная деятельность на иностранном языке. В контексте самостоятельной деятельности: активизация самостоятельной работы; обмен опытом межкультурной коммуникации через сетевое взаимодействие (форумы, web-сайты, сообщества, чаты).

Рассмотрим разработанную программу внеурочной деятельности по формированию англоязычной культуры речи более детально. Программа рассчитана на год для учеников 9 классов по 1 часу в неделю, всего 34 занятия.

Для повышения культуры англоязычной речи современных школьников в школе должны быть созданы следующие организационно-

педагогические условия:

- педагогическая подготовленность педагогического состава к деятельности, направленной на формирование англоязычной культуры речи учащихся 9 класса;

- подготовка образовательной программы по формированию англоязычной культуры речи учащихся и проведение обучающих мероприятий.

Темы курса внеурочной деятельности углубляют и расширяют темы, которые

изучаются в рамках урочной деятельности: образование и школьная жизнь, удивительная природа, преступление и наказание, средства массовой информации и коммуникации, изобретения, здоровье, свободное время, межличностные взаимоотношения в семье, юмор, спорт, путешествия, работа. Подбираемая информация не только стимулирует развитие лингвистического кругозора учащихся, но способствует формированию англоязычной культуры речи, повышению уровня гуманитарного образования учеников.

Так, на уроках изучения нового материала некоторые задания курса содержат социокультурные данные, дополняющие содержание учебника. К таким заданиям относятся "Slang at school", "British Education System", "The Youth Subculture" и др. В данных упражнениях учащиеся извлекают новую информацию, работая с Интернет-ресурсами, презентациями, видео- и аудиоматериалами. Такие уроки проводятся при ведущей роли учителя как организатора или при самостоятельной деятельности учащихся. При отборе видеоматериалов и интернет источников для изучения важными составляющими являются аутентичность, научность, соответствие возрасту и уровню учащихся, структура и логика изучаемого.

Особое значение для формирования англоязычной культуры речи имеют уроки комплексного применения знаний, на которых учащимся нужно решать поставленные коммуникативные задачи, используя материалы нескольких тем. Для всестороннего анализа информации и успешного выполнения предложенных заданий учащимся требуются метапредметные компетенции и весь имеющийся у них запас предметных знаний и навыков. На таких уроках происходит обогащение англоязычной культуры речи, развитие коммуникативной, социокультурной

компетенции. Здесь представлен следующий принцип коммуникативного подхода: «выразить собственное мнение, чувства, поделиться опытом».

Так, одним из таких заданий является writing an argumentative essay [4].

Например: Should you start career or enter university at 16?

Consider the following:

- earning a living;

- starting a family;

- gaining experience;

- meeting new people;

Стоит ли начинать карьеру или поступать в университет в 16 лет?

Обратите внимание на следующие опции:

- зарабатывать на жизнь;

- заводить семью;

- зарабатывать опыт;

- встречать новых людей.

Здесь учащиеся сообщают близкую и значимую для себя информацию своим одноклассникам и учителю. Они используют не только лексику по теме «Образование», но и языковые средства, и связующие слова (linking words), и коммуникативные навыки в целом. Кроме того, мы предлагаем учащимся раздаточный материал, в котором содержатся сведения о результатах недавно проведённого опроса английских выпускников. Учащиеся с интересом переводят текст, содержащий информацию о размышлениях над этим вопросом своих ровесников из Англии, с желанием участвуют в дальнейшей дискуссии, формулируют своё мнение. Этот прием имеет двойную ценность. Во-первых, ученики используют язык как средство общения и создают интересную и личностно-ориентированную информацию, а во-вторых, узнают неизвестные ранее сведения.

Необходимыми для осуществления успешной речевой деятельности на базе англоязычной культуры речи будут следующие моменты:

- ориентировка в ситуации общения, т.е. умение осмыслить и правильно сформулировать цель общения, тему, основную мысль высказывания, определить адресат речи, объем высказывания, место общения;

- планирование содержания высказывания, т.е. умение собрать материал для речи в соответствии с замыслом и используя различные источники: личный опыт, сообщения других людей, медиа-источники, научные издания, произведения искусства и др., умение составить план высказывания с учётом замысла;

- реализация замысла во внешней речи, то

языковыми средствами в соответствии с замыслом;

- контроль результата речевой деятельности, т.е. умение распознавать реакцию слушателя, корректировать свою устную речь, а также совершенствовать (редактировать) письменную в соответствии с замыслом;

- обогащение словарного запаса. Имеется в виду не только количественное увеличение, но и качественные изменения, которые могут выражаться в расширении объема теоретических понятий, в уточнении значений синонимичных слов, в ознакомлении со стилистическими возможностями языка и др.;

- изучение теоретического лингвистического материала.

Так, апробация программы позволила учащимся углубить знания по предмету, расширить общий кругозор о культурном наследии страны изучаемого языка, об условиях жизни населения, узнать о ценностных ориентирах, специфике жизни в поликультурном обществе. В процессе работы ученики 9 классов учатся различать сходства и различия в культурах своей страны и страны изучаемого языка. А это благоприятно сказывается на понимании, положительном отношении к людям, традициям и культуре других стран. Более того, умение выражать свое мнение, показывать активную жизненную позицию по различным вопросам стимулирует и мотивирует учеников обогащать объем знаний о собственной стране и других странах.

Таким образом, условиями эффективности формирования англоязычной культуры речи являются: обогащение содержания обучения информацией о культурных традициях различных англоязычных стран и внедрение коммуникативно ориентированных форм обучения.

есть умение пользоваться разнообразными

Литература:

Кирюшина, Е.Л. Тихонова // ГОУ ВПО «Нижегородский

1

плана

Об утверждении Федерального базисного учебного и примерных учебных планов, для ОУ РФ, реализующих программы общего образования. Приказ № 1312 Минобразования РФ от 09.03.2004 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/6149681/

2. Введение в коммуникативную методику обучения английскому языку: пособие для учителей России. Oxford University Press. - 1997. - 74 с.

3. Кирюшина П.Ю., Тихонова Е.Л. Развитие лидерских качеств у социально-активных студентов как

государственный университет им. Н. И. Лобачевского» г. Нижний Новгород. - С. 154-157.

4. Oxford Exam Excellence. Oxford University Piess, 2014.

5. Soars J. And Soars L. Headway Intermediate. Oxford University Press, 1986

6. Widdowson H. Teaching Language as Communication. Oxford University Press, 1978.

7. Wilkins D. Notional syllabuses. Oxford University Press, 1976.

принципиальная задача воспитания в высшей школе / П.Ю.

Сведения об авторе: Панченко Оксана Александровна (Сосновый Бор, Россия), аспирант, государственный университет имени А.С. Пушкина», e-mail: june11@inbox.ru

Data about the author:

O. Panchenko (Sosnovy Bor, Russia), Postgraduate student, Pushkin Leningrad State University june11@inbox.ru

АОУ ВПО «Ленинградский

e-mail:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.