The effectiveness of the implementation of the family (maternal) capital program in the demographic policy of Russia (on the example of the republic of Mordovia): the results of the author's research
Solovieva Tatyana Vladimirovna, PhD of Sociological sciences, Associate Professor
Bistyaikina Dinara Asymovna, PhD of Sociological Sciences, Associate Professor
Pankova Elena Gennadievna, PhD of Sociological Sciences, Associate Professor
Mordovian State University named after N.P. Ogareva, Saransk, Republic of Mordovia
The relevance of the study is connected with such a factor that at present the social problems of a young family are becoming very relevant, while they are due to the profound transformations taking place in Russia. The specific characteristics of a young family as a special target group determine the most important elements of its life, which include intra-family relationships between all family members, reproductive preferences, resource potential, professional opportunities, value orientations, etc. Under these conditions, the analysis of family and demographic policy as a condition for the well-being of a young family (on the example of the Republic of Mordovia) is the purpose of the presented study. The main objectives of this work were: to consider the problems of life and the needs for various types of assistance to young families in the Republic of Mordovia; to assess the quality and standard of living of young families in the region (based on the respondents' own assessments); to identify factors and conditions, contributing to the self-realization of young spouses in the labor, economic, political, etc. spheres, as well as to the development of innovative and improvement of social services implemented in practice for this category of families. It is concluded that the state family policy in relation to a young family in the Republic of Mordovia is not fully effective (based on the analysis of respondents' responses), since the needs of young families in the region are not fully met from both objective and subjective positions. The article is intended for employees of the social protection system, specialists in the field of family and demographic policy, researchers.
Keywords: family and demographic policy; young family; social well-being; quality of life; Republic of Mordovia.
Цитировать: Соловьева Т.В., Бистяйкина Д.А., Панькова Е.Г. Оценка семейно-демографической политики как условия благополучия молодой семьи в Республике Мордовия: результаты авторского эмпирического исследования // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №1(17). – С. 146-151. EDN: HJJTXA. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-17.17
Соловьева Татьяна Владимировна, кандидат социологических наук, доцент
Бистяйкина Динара Асымовна, кандидат социологических наук, доцент,
Панькова Елена Геннадьевна, кандидат социологических наук, доцент
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск, Республики Мордовия
Актуальность исследования связана с тем, что социальные проблемы молодой семьи в настоящее время приобретают весьма актуальное значение, при этом они обусловлены глубокими преобразованиями, происходящими в России. Специфические характеристики молодой семьи как особой целевой группы детерминируют наиболее важные элементы ее жизнедеятельности, к которым относятся внутрисемейных отношения между всеми членами семьи, репродуктивные предпочтения, ресурсный потенциал, профессиональные возможности, ценностные ориентации и т.д. В данных условиях анализ семейно-демографической политики как условия благополучия молодой семьи (на примере Республики Мордовия) является целью представленного исследования. Основными задачами данной работы стали: рассмотреть проблемы жизнедеятельности и потребности в различных видах помощи молодых семей в Республике Мордовии; оценить качество и уровень жизни молодых семей в регионе (на основе собственных оценок респондентов); выявить факторы и условия, способствующие и препятствующие формированию благополучия молодых семей. В статье проанализированы основные направления семейно-демографической политики в отношении молодых семей (на примере Республики Мордовия) и определена ее роль в формировании факторов их благополучия. В результате, определено, что семейно-демографическая политика в Республике Мордовия в отношении молодой семьи направлена как на формирование условий, способствующих самореализации молодых супругов в трудовой, экономической, политической и т.д. сферах, так и на развитие инновационных и совершенствование внедренных в практику социальных услуг данной категории семей. Делается вывод о том, что государственная семейная политика по отношению к молодой семье в Республике Мордовия не является эффективной в полной мере (на основе анализа ответов респондентов), так как и с объективной, и субъективной позиций потребности молодых семей региона не удовлетворяются в полном объеме. Статья предназначена для работников системы социальной защиты, специалистов в области семейно-демографической политики, исследователей.
Ключевые слова: семейно-демографическая политика; молодая семья; социальное благополучие; качество жизни; Республика Мордовия.
УДК 314.335.044
5.4.4
Соловьева Т.В., Бистяйкина Д.А., Панькова Е.Г.
Оценка семейно-демографической политики как условия благополучия молодой семьи в Республике Мордовия: результаты авторского эмпирического исследования
Введение
В настоящее время молодая семья является одним из ресурсов государства в повышении рождаемости. Однако процессы общественной трансформации в России внесли глубокие изменения в сферу социально-экономических отношений, изменили социальное самочувствие и модели социально-экономического поведения молодой семьи. Сегодня достижение многих семейных ценно¬стей заблокировано или для некоторых супружеских пар их невоз¬можно реализовать. Это относится к рождению второго и последующих детей, семейному отдыху и лечению, получению квартиры и т. д.
Современная молодая семья переживает сложный этап эволюции, стабильно возрастает число разводов и возрастает конфликтность в молодых семьях, нередко молодые люди вступают в криминогенную среду, чтобы прокормить свою семью, так как найти хорошую работу с достойным заработком молодому человеку сегодня довольно проблематично. В молодых семьях снижается количество детей, отмечается отказ молодежи от традиционных форм брачно-семейных отношений, снижается социальный статус молодой семьи. За счет иждивенческой нагрузки, молодые семьи продолжают оставаться бедными: положение их осложняется необходимостью решения проблем, связанных со здоровьем, улучшения жилищных условий, стабилизации материального обеспечения и иных.
В Республике Мордовия указанные процессы имеют гипертрофированный характер, так как республика является одной из самых слабых в социально-экономическом отношении. Так, по итогам 2022 года Республика Мордовия в рейтинге российских регионов по качеству жизни заняла лишь 53 место. При расчете рейтинга учитывали целый комплекс из 67 показателей, объединенных в 11 групп: уровень доходов, занятость населения и рынок труда, жилищные условия, безопасность проживания, демографическая ситуация, экологические и климатические условия, здоровье населения и уровень образования, обеспеченность объектами социальной инфраструктуры, уровни экономического развития и развития малого бизнеса, освоенность территории и развитие транспортной инфраструктуры [5].
Поэтому весьма актуальным является анализ семейно-демографической политики как условие благополучия молодой семьи, как в стране, так и в отдельных регионах, в том числе и в Республике Мордовия.
Методология исследования. Методы исследования: 1) общенаучные: анализ, синтез, диалектический метод, анализ литературы; 2) частнонаучные: методы сбора информации – анализ документов (статистических данных, регионального законодательства), анкетный опрос; методы обработки информации – сопоставление, ранжирование, обобщение и интерпретация полученной информации.
Эмпирическую базу исследования составили: результаты авторского эмпирического исследования на тему: «Семейно-демографическая политика как условие благополучия молодой семьи (на примере Республики Мордовия)». Был проведен анкетный опрос молодых семей (50 молодых семей, 100 человек); вторичный анализ материалов социологических исследований по различным аспектам изучаемой темы: 1) И.П. Каткова «Качество и уровень жизни молодых семей: опыт России» [1]; А.С. Кикоть «Социальная адаптация молодой семьи в России» [2]; Т.К. Ростовская «Молодая семья в современном российском обществе» [3]; статистические данные Федеральной службы государственной статистики, службы Государственной статистики Республики Мордовия; нормативные и правовые документы федерального и регионального уровней.
Результаты исследования. На основе анализа результатов социологического исследования на тему «Семейно-демографическая политика как условие благополучия молодой семьи (на примере Республики Мордовия)» были получены следующие результаты. Так, по самооценке респондентов основными проблемами для молодых семей являются материальные трудности, жилищные проблемы (в том числе, отсутствие собственного жилья), проблемы со здоровьем, безработица, комплекс психологических проблем и пр. При этом анализ вопроса «Считаете ли Вы, что Ваша семья испытывает материальные трудности?» показал, что 32% семей считают, что они не испытывают материальные трудности, остальные 4% ответили – нет и 64% считают, что они, скорее, испытывают материальные трудности. Данные ответы свидетельствуют о том, что большая часть молодых супругов имеет достаточно невысокий уровень требований притязаний к материальным благам.
К причинам, которые препятствуют улучшению качества жизни, молодые супруги, в первую очередь, отнесли «недостаточное внимание государства к оказанию социальной поддержки молодёжи» – 33%, при этом около 20% опрошенных вообще затруднился ответить на данный вопрос (табл. 1).
Таблица 1 – Причины, мешающие молодым семьям улучшить качество жизни (в % от числа опрошенных)
Недостаточное внимание государства к оказанию социальной поддержки молодежи 43
Затрудняюсь ответить 23
Неудачно выбранная профессия 25
Отсутствие по месту жительства подходящей работы 33
Недостаток образования, знаний 16
Собственная пассивность, лень 15
Семейное положение (наличие в семье большого числа иждивенцев) 9
Состояние здоровья, инвалидность 5
Анализируя данные таблицы 1 можно сделать вывод, что молодые люди склоны в подавляющем большинстве потребительски относиться к помощи со стороны государства, то есть рассчитывать на то, что именно работодатель должен представлять благоприятные условия для трудовой деятельности, а личные профессиональные знания, умения и навыки – вторичны. Так, 20% из числа опрошенных отметили, что причиной неудовлетворенности качеством жизни можно назвать не вполне удачно выбранную профессиональную сферу деятельности; около 30% респондентов говорят о том, что нет соответствующей их потребностям работы вблизи от места проживания; и лишь порядка 15% опрошенных отметили свои личные профессиональные компетенции, такие как недостаток образования и знаний.
В связи с этим можно сделать вывод, что большая часть преград в области трудоустройства молодых супругов заключается во внутренних (субъективных) факторах, свидетельствующих об иждивенческом настроении, приводящем к пассивному поведению на рынке труда.
Более 30% респондентов отметили, что в ближайшие годы надеются на улучшение качества жизни; 38% - считают, что изменений не будет; около 25% - вообще затруднились ответить относительно тенденций по изменению условий жизнедеятельности, включая финансовую сферу; 10% опрошенных ожидают ухудшения экономического положения своей семьи.
По нашему мнению, причинами проблем молодых семей может являться недостаточная направленность и адресность субъектов социальной помощи относительно указанной категории семей. В большинстве своем опрошенные молодые супруги отмечают, что их мнение учитывается лишь иногда при разработке мер социальной поддержки – 35%, при этом 53% респондентов считают, что их точка зрения практически никогда не учитывается (рис. 1).
Рисунок 1 – Оценка респондентами учета потребностей при разработке мер их социальной поддержки, в %
Однако все опрошенные молодые люди считают, что молодые семьи как категория населения в настоящее время нуждаются в государственной социальной помощи, в первую очередь, со стороны государственных субъектов помощи. При этом особую роль при оказании помощи молодой семье выполняют функциональные субъекты (государственные учреждения системы здравоохранения, образования, социальной защиты, органов внутренних дел и правоохранительных органов, печати и массовой информации, труда и занятости, культуры и спорта, бизнес, некоммерческие организации, церковь). Функциональные субъекты выступают проводником и исполнителем идей базисного субъекта помощи молодой семье. Значимость данных субъектов состоит в том, что они: способствуют реализации социальных сервисов и программ помощи молодой семье; ориентируются на конкретные проблемы конкретной молодой семьи; опираются на адресный подход при оказании помощи молодой семье, реагируют на «болевые» точки; могут быть не инкорпорированы в государственную структуру и являться элементами гражданского общества; привлекают дополнительные человеческие ресурсы к решению социальных проблем и проблем молодой семьи.
В качестве факторов, прямо или косвенно способствующих благополучию молодой семьи, молодые семьи обозначили различные меры социальной помощи, защиты и поддержки. По их мнению, наиболее эффективными из них являются следующие: 1) медицинская помощь – 70%; социальное обслуживание – 95%; 2) пособие по безработице – 32%; 3) доступный досуг и отдых – 32%; 4) пособие на ребенка – 27%; 5) кредиты, субсидии на льготных условиях – 43%; 6) содействие трудоустройству и занятости – 71 %; 7) защита прав и интересов – 18%; 8) льготы – 17%; 9) информационно-просветительская поддержка – 7%; 10) компенсационные выплаты – 16%; натуральная помощь (одежда, обувь, питание) – 8%; правовое консультирование – 7%.
Особо значимыми субъектами помощи молодой семьи выступают конкретные люди, которые работают в тех или иных организациях и оказывают помощь. Так, на вопрос: «К кому чаще всего по вопросам решения Ваших проблем обращаетесь Вы или члены Вашей семьи?» получены следующие ответы (рис. 2).
(где а – родители/родственники; б – медицинские работники; в – специалисты по социальной работе/социальные работники; г – друзья/знакомые; д – коллеги по работе;
е – педагогические работники; ж – представители религиозных культов; з – юристы; и – психологи; к – работники культуры/спорта)
Рисунок 2 – Субъекты помощи молодой семье, в %
Респонденты считают, что меры социальной помощи необходимые для улучшения положения молодых семей и решения их проблем в современных социально-экономических условиях в стране и в регионе заключаются в следующем: обеспечение условий для улучшения материального положения молодых семей (повышение уровня жизни в стране, заработной платы) – 38%; улучшение качества жизни и охраны здоровья молодых семей – 20%; повышение конкурентоспособности трудоспособных членов молодых семей на рынке труда, обеспечение работникам, имеющим трех и более детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей – 45%; совершенствование системы государственных пособий и компенсаций для молодых семей – 30%; усиление помощи молодым семьям в воспитании детей, повышение доступности образования, услуг учреждений культуры и спорта для детей из молодых семей – 28%; поддержка фермерских и садово-огороднических хозяйств молодых семей – 10%; государственная помощь молодым семьям в решении жилищных проблем и оплате коммунальных услуг – 58%; содействие в трудоустройстве членов молодых семей, стимулирование их экономической активности и самозанятости – 40%; формирование и укрепление в общественном сознании нравственных, в том числе семейных, ценностей, представлений о социальной привлекательности и престиже семейного образа жизни – 42%.
При этом анализ ответов респондентов на вопрос: «Какими мерами (программами) семейно-демографической политики Вы пользуетесь?»: учитывая, что многие знают о программах, большее количество семей – 43% – вовсе не пользуются ими. Однако, молодые семьи, имеющие детей, в большей степени используют программы семейно-демографической политики, в первую очередь, программу материнского капитала.
Заключение. Таким образом, семейно-демографическая политика в Республике Мордовия в отношении молодой семьи направлена как на формирование условий, способствующих самореализации молодых супругов в трудовой, экономической, политической и т.д. сферах, так и на развитие инновационных и совершенствование внедренных в практику социальных услуг данной категории семей. При этом мероприятия, реализуемые в регионе по отношению молодых семей, детерминируют ее благополучие. Проведенное эмпирическое исследование показало, что актуальными проблемами жизни семей молодых супругов, которые сказываются на их благополучии, являются: экономические, ценностные, проблемы внутрисемейного общения и т.д. При этом в качестве условий, которые направлены на повышение благополучия, молодые семьи обозначили меры государственной семейной политики (выплата пособий, предоставление льгот, ипотечное кредитование и т.д.).
Данные авторского исследования свидетельствуют о том, что государственная семейная политика по отношению к молодой семье в Республике Мордовия не является эффективной в полной мере, так как и с объективной, и с субъективной позиций потребности молодых семей региона не удовлетворяются в полном объеме. По нашему мнению, причинами проблем молодых семей может являться недостаточная направленность и адресность субъектов социальной помощи относительно указанной категории семей.
Однако все опрошенные молодые люди считают, что молодые семьи как категория населения в настоящее время нуждаются в государственной социальной помощи, в первую очередь, со стороны государственных субъектов помощи. При этом особую роль при оказании помощи молодой семье выполняют функциональные субъекты (государственные учреждения системы здравоохранения, образования, социальной защиты, органов внутренних дел и правоохранительных органов, печати и массовой информации, труда и занятости, культуры и спорта, бизнес, некоммерческие организации, церковь). Функциональные субъекты выступают проводником и исполнителем идей базисного субъекта помощи молодой семье. Значимость данных субъектов состоит в том, что они: способствуют реализации социальных сервисов и программ помощи молодой семье; ориентируются на конкретные проблемы конкретной молодой семьи; опираются на адресный подход при оказании помощи молодой семье, реагируют на «болевые» точки; могут быть не инкорпорированы в государственную структуру и являться элементами гражданского общества; привлекают дополнительные человеческие ресурсы к решению социальных проблем и проблем молодой семьи.
Литература:
1. Каткова И. П. Качество и уровень жизни молодых семей: опыт России / И.П. Каткова. – М.: ЭКСМО, 2014. – 56 с. – ISBN 978-5-4365-6913-0.
2. Кикоть А.С. Социальная адаптация молодой семьи в России / А.С. Кикоть. – М.: Русайнс, 2021. – 114 с. – ISBN 978-5-4365-6913-0.
3. Ростовская Т.К. Молодая семья в современном российском обществе: Монография / Т.К. Ростовская. – Иваново: Изд-во «Ивановский государственный университет», 2005. – 107 с.
4. Соловьева Т.В., Бистяйкина Д.А., Панькова Е.Г. Эффективность реализации программы семейного (материнского) капитала в демографической политике России (на примере Республики Мордовия) // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №4(16). – С. 147-153. EDN: YXXKEW. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-16.20.
5. Федеральная служба государственной статистики: сайт. – М., 2023. URL:https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 25.02.2023). – Текст : электронный.