КРУГЛОВА Н. А., СОЛОВЬЕВА Т. В., БИСТЯЙКИНА Д. А.
СООТВЕТСТВИЕ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕПРОДУКТИВНЫМ ПОТРЕБНОСТЯМ СЕМЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
Аннотация. В статье анализируются меры государственной семейно-демографической политики в Республике Мордовия. Авторами представлены результаты социологического исследования, касающегося соответствия мер государственной семейно-демографической политики в регионе репродуктивным потребностям семей.
Ключевые слова: семейно-демографическая политика, рождаемость, семья, репродуктивные потребности, меры.
KRUGLOVA N. А., SOLOVYOVA T. V., BISTIAYKINA D. A. COMPLIANCE OF FAMILY AND DEMOGRAPHIC STATE POLICY WITH REPRODUCTIVE NEEDS OF FAMILIES IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA
Abstract. The article analyzes the measures of state support for families in the Republic of Mordovia. The authors present the results of a sociological research concerning the compliance of the measures of family and demographic state policy in the region with the reproductive needs of families.
Keywords: family and demographic policy, birth rate, family, reproductive needs, measures.
Современная семейно-демографическая ситуация в Российской Федерации требует корректировки с помощью разработки национальной модели семейно-демографической политики и мер по ее реализации и внедрении в практику, основанной на потенциале отечественных культурно-исторических накоплений. От демографической ситуации в России зависит решение ключевых социально-экономических проблем в стране. Это и освоение огромных территорий, и более масштабное вовлечение в экономический оборот природно-сырьевых ресурсов, и сохранение территориальной целостности Российской Федерации, а в целом и безопасность страны. За последние годы на федеральном уровне были приняты и некоторые меры по стимулированию рождаемости. Заметно активизировалась подобная работа и на региональном уровне.
В целях повышения статуса семьи как объекта государственной семейно-демографической политики в Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 была утверждена «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». В ней дается оценка современной
1
демографической ситуации в Российской Федерации и тенденций ее развития, определяются принципы демографической политики Российской Федерации, основу которых составляют комплексность решения демографических задач, выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов, учет региональных особенностей демографического развития, координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также основные задачи демографической политики Российской Федерации [3].
Стоит уделить внимание реализации мер семье как объекту государственной семейно-демографической политики и в Республике Мордовия.
Так, в нашем регионе большое внимание уделяется семьям при рождении третьего или последующего ребенка, в том числе многодетным семьям (в которых как минимум трое детей - несовершеннолетние). Для таких родителей предусмотрены специальные виды выплат: республиканский материнский капитал; ЕДВ на третьего ребенка до 3 лет; ежемесячная выплата на тройню. Множество пособий распространяется на семьи с низкими доходами, в том числе: традиционное для всех регионов страны ежемесячное пособие до 16 лет малоимущим семьям; если доход на одного члена семьи не превышает 15 000 руб. в месяц, предоставляется компенсация 100% оплаты за детсад; бесплатное питание на малоимущих школьников в дни занятий; ежемесячные выплаты нуждающимся студенческим семьям в размере прожиточного минимума.
В Республике Мордовия оказывается ежемесячная материальная поддержка замещающим семьям, в том числе ежемесячная компенсация 50% оплаты за жилье; ежемесячное вознаграждение приемным родителям (опекунам не полагается); раз в год -бесплатный проезд к месту обучения и обратно (для детей, которые из-за обучения в вузе или другом учебном заведении проживают отдельно от замещающих родителей или опекунов); ежемесячная выплата 144 руб. на покупку проездного на все виды городского и пригородного транспорта и др.
Основными мерами социальной поддержки многодетных семей являются следующие: ежемесячная частичная компенсация 30% оплаты за коммунальные услуги; ежемесячное пособие 189 руб. на покупку лекарств на каждого из детей до 6 лет; первоочередной прием дошкольников в детские сады; ежемесячная выплата 144 руб. на проезд школьникам, а также возможность купить на эту сумму единый проездной на городской и пригородный транспорт; скидка 50% на покупку проездного «выходного дня» для детей в период с 15 апреля по 15 октября. Билет распространяется на проезд в пригородных электричках и др. [4].
Молодые семьи, в которых возраст обоих родителей (одинокого родителя) не превышает 35 лет, могут участвовать в программе «Обеспечение жильем молодых семей». Они могут получить компенсацию 35% стоимости купленного жилья, ипотечного кредита и других расходов, полученных на улучшение жилищных условий [4].
Другие виды помощи семьям из регионального бюджета включают в себя: льготу на выплату ипотечного кредита и процентов по нему для многодетных, молодых и других семей, а также родителей-инвалидов; погашение по 10% от занятой суммы после рождения/усыновления 1-го и 2-го детей, по 20% - после появления 3-го ребенка, полное освобождение от уплаты кредита - после рождения 4-го ребенка; компенсация платы за присмотр за ребенком в детсаду: 20-24% - на первого ребенка; 50-59% - на второго; 70-83% - на третьего и каждого следующего [4].
Таким образом, в настоящее время государством и регионом реализуются и изменяются законодательные акты, направленные на повышение демографического потенциала России и улучшения положения жизни семей. В этой связи особую актуальность приобретает изучение соответствия реализуемых мер государственной семейно-демографической политики реальным потребностям семей в Республике Мордовия, чему и было посвящено исследование на тему «Соответствие мер государственной семейно-демографической политики репродуктивным потребностям семей в Республике Мордовия», проведенное авторами феврале-мае 2018 года (анкетирование семей и опрос экспертов).
Методом анкетирования было опрошено 50 семей. Процент опрошенных женщин и мужчин совпадает (50%). Стоит отметить, что преобладают численность опрошенных того возраста, которые, по мнению автора данного исследования, наиболее взвешенно подходят к вступлению в брак, готовы к созданию ячейки общества как в психологическом, так и в материальном плане. Также было опрошено 30 экспертов, из которых 97% составляют женщины и 3% - мужчины.
Мнения респондентов касательно степени удовлетворенности потребностей семей существующими ныне мерами государственной семейно-демографической политики разделились ровно на половину: 50% посчитали, что существующие ныне меры государственной семейно -демографической соответствуют потребностям семей, а 50% -что не соответствуют.
При этом, оценивая семейно-демографическую политику в России, большинство экспертов отметили, что она скорее положительна, чем отрицательна: что-то делается, но не всегда заметны результаты (66%), вариант скорее отрицательно, чем положительно: нет видимых результатов отметили 20% экспертов; 14% посчитали, что семейно-демографическая политика в России отрицательна и не несет никаких результатов.
3
На вопрос «На Ваш взгляд, в мерах какого характера наиболее чаще нуждаются семьи?», мнения респондентов распределились следующим образом. Меры экономического характера отметили 50%, улучшение жилищных условий - 35%, меры правового характера -15%. Соответственно, можно сделать вывод о том, что респонденты придают большое значение экономической поддержке государства, которая является одним из важнейших элементов семейно-демографической политики и должна служить подспорьем для стимулирования рождаемости, изменения системы ценностей, где преобладают позитивное отношение к институту семьи и брака, повышения престижа семьи с несколькими детьми.
Мнения экспертов по вопросу «В чем, на Ваш взгляд, в наибольшей степени нуждается современная семья?» распределились несколько иначе: большая часть экспертов (96%) сочла, что помощь требуется в получении жилья или субсидий на жилье; 80% экспертов посчитали, что более всего семье требуется социальная поддержка на начальном этапе своего образования, т.е. на этапе молодой семьи; 73% выбрали вариант в помощи при трудоустройстве; материальную поддержку как помощь, в которой больше всего нуждаются семьи, выбрали 36% экспертов; варианты «поддержка при создании бизнеса» и «поддержка создания общественных семейных организаций и клубов как сферы наибольшей нуждаемости семей» отметили 6% экспертов.
У каждого человека существуют определенные потребности и поэтому на вопрос: «Какие из перечисленных ниже мер социальной поддержки Вы считаете наиболее удовлетворяющими Ваши потребности как члена семьи?» респонденты ответили следующим образом: 58% отметили вариант «развитие экономической самостоятельности семьи и создание условий для самостоятельного решения ею своей социальной функции»; 42% отдают предпочтение развитию системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей; 36% опрошенных отдали преимущество варианту «создание механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий»; 24% предпочли вариант «профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности».
В данном случае можно утверждать, что домохозяйства - это главная ячейка общества, поддерживающая баланс денежных средств. Домашние хозяйства активно участвуют в создании валового внутреннего продукта (ВВП) страны, рост которого обеспечивает динамику всех социальных и экономических систем. С этой точки зрения домохозяйства выступают не только как первичные социальные, но, прежде всего, как экономические ячейки общества. Изменения, происходящие в нашей стране в связи с переходом к рыночной экономике, процессы европейской и общемировой экономической интеграции основательно изменили условия жизнедеятельности российских домашних
4
хозяйств. В условиях рыночной экономики домохозяйства - основные звенья по формированию человеческого капитала [1].
Представления респондентов о наиболее актуальных в настоящее время мерах в развитии системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей также различны: 43% процента считают, что наиболее актуальной мерой в развитии данной системы является совершенствование гарантированных государством мер социальной поддержки семей, имеющих детей, в том числе замещающих семей; чуть меньше опрошенных (30%) считают, что наиболее актуальна разработка мер по доведению доходов каждой семьи до уровня, обеспечивающего среднедушевой доход в размере прожиточного минимума в регионе; 27% предлагают провести совершенствование механизмов использования средств материнского (семейного) капитала.
Эти данные подтверждаются и внесением поправок в законодательство в сфере семейно-демографической политики. Так, 28 декабря 2017 года Президент подписал федеральный закон № 432-ФЗ о продлении программы материнского капитала до 31 декабря 2021 года. Закон о продлении материнского капитала до 2021 включительно вступит в силу уже с 1 января 2018 года. Также им предусмотрена возможность использовать сертификат до достижения ребенком 3 лет на оплату услуг по присмотру и уходу в дошкольных учреждениях (детских садах) уже с рождения [2].
Также респондентам и экспертам требовалось оценить степень реализации задач Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (по пятибалльной шкале, где 1 - наименьшая степень, а 5 - наибольшая степень). Самой важной задачей для реализации в сфере демографической политики респонденты посчитали повышение уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей (84%), далее - сокращение уровня смертности, прежде всего в трудоспособном возрасте, от внешних причин (65%) и укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений (60%). Самой важной задачей для реализации в сфере демографической политики эксперты, по аналогии с респондентами, посчитали повышение уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей (69%), далее - сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков (63%) и сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни (59%).
Анализируя сходства по проблеме исследования, заключающейся в определении соответствия мер государственной семейно-демографической политики репродуктивным
5
потребностям семей в Республике Мордовия, стоит подчеркнуть, что как респонденты, так и эксперты среди самых важных задач государственной семейно-демографической политики Российской Федерации отметили повышение уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей. И еще одно весьма весомое сходство: респонденты и эксперты оценивают скорее положительно, чем отрицательно государственную семейно-демографическую политику и ее меры, которые направлены на поддержание потребностей семей, особенно репродуктивных. Среди отличий стоит подметить то, что как приоритетное направление большинство экспертов отмечают внедрение отдельной стратегической программы семейно-демографического развития в виде комплекса отдельных конкретных социальных программ и технологий, а семьи отмечают, что правильнее будет создать профильную организацию, деятельность которой была бы направлена лишь на разработку, реализацию и контроль государственной семейно-демографической политики. На наш взгляд, этот факт можно объяснить тем, что эксперты оценивают государственную семейно-демографическую политику с профессиональной точки зрения, владеют более обоснованной и полной информации по данному вопросу и мнения о предмете исследования выражают лица, т.е. эксперты наиболее компетентные в данной области практической деятельности. Респонденты, а именно семьи, могут дать лишь субъективную информацию и в полной степени не могут оценить все грани и тонкости государственной семейно-демографической политики.
Семейно-демографическая политика, как и любая другая, должна со временем приносить свои результаты, поэтому экспертам был задан вопрос «Как Вы считаете, что может получить семья в результате действенной реализации семейно-демографической политики в Вашем регионе?». Ответы распределились следующим образом: 90% -повышение уровня благосостояния; 83% - оптимальные условия для покупки жилья; 73% -получение всех необходимых льгот и пособий; 36% - высокооплачиваемая работа, свобода действий, возможность свободно высказывать свое мнение.
В связи с полученными данными в ходе проведения авторского исследования и анализа теоретических источников, а также нормативно-правовых актов, были разработаны следующие практические рекомендации по совершенствованию семейно-демографической политики в Республике Мордовия:
- увеличение оплачиваемого отпуска матери (отца) по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста также положительно скажется на решении достаточной доли населения о появлении последующих детей. Имеется необходимость создания максимально комфортных условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, включая возможность работать неполный день, по
6
гибкому графику, в дистанционном режиме, регулярно повышать квалификацию, проходить переобучение;
- как меру стимулирования третьих и последующих рождений в семье можно рассмотреть механизм снижения или полный отказ от взимания подоходного налога с родителей (опекунов);
- активизация социальных инструментов в формировании моделей общественного поведения и привлечения внимания к проблемам общества, таким как пропаганда здорового образа жизни, борьба с наркотиками, соблюдение правил дорожного движения и т.д.;
- формирование профильного ведомства, деятельность которого могла бы быть направлена на разработку, реализацию и контроль семейно-демографической политики;
- учреждение и реализация комплексной программы по преодолению демографического кризиса, направленную на достижение достаточно высокого демографического воспроизводства населения;
- внедрение отдельной стратегической программы семейно-демографического развития в виде комплекса отдельных конкретных социальных программ.
Воплощение в жизнь вышеизложенных практических рекомендаций будет способствовать укреплению института семьи в Российской Федерации и Республике Мордовии, повышению престижа семейного образа жизни, улучшению уровня жизни семей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Козлова Е. А. Роль семьи и домашнего хозяйства в экономической жизни общества // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. - Режим доступа // http://www.scienceforum.ru/2013/21/1631.
2. Материнский капитал будет действовать до 2021 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа // http://pro-materinskiy-kapital.ru/novosti/prodlili-do-2021-vklyuchitelno/.
3. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 09.10.2007 г. № 1351 // Гарант: информ. - правовой портал. - Режим доступа: http://base.garant.ru/191961/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33.
4. Пособия на детей в Саранске и Республике Мордовия [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://posobie-expert.ru/regiony/v-respublike-mordoviya-saranske/.