Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РИСКА ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕНЫ НА НЕФТЬ КАК ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА'

ОЦЕНКА РИСКА ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕНЫ НА НЕФТЬ КАК ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕНЫ / ОЦЕНКА РИСКА / ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА / РЫНОК НЕФТИ / МЕТОД VAR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанасьева Оксана Николаевна, Клименко Анастасия Александровна

Размер доходов федерального бюджета напрямую зависит от уровня цен, по которым реализуется продукция нефтегазовых предприятий. В связи с этим оценка риска изменения цены на нефть представляет практическую актуальность для обеспечения бюджетной устойчивости. В рамках исследования была произведена оценка риска изменения цены на нефть как фактора формирования доходной части федерального бюджета в 30-дневной перспективе методом VaR.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE RISK OF CHANGE IN THE OIL PRICE AS A FACTOR IN THE FORMATION OF THE REVENUE PART OF THE FEDERAL BUDGET

The amount of federal budget revenues directly depends on the level of prices at which the products of oil and gas enterprises are sold. In this regard, the assessment of the risk of changes in the oil price is of practical relevance for ensuring fiscal sustainability. As part of the study, the risk of changes in oil prices as a factor in the formation of federal budget revenues in the 30-day period was assessed using the VaR method.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РИСКА ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕНЫ НА НЕФТЬ КАК ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_7_601 УДК 338.242.2

ОЦЕНКА РИСКА ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕНЫ НА НЕФТЬ КАК ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО

БЮДЖЕТА

Афанасьева Оксана Николаевна,

кандидат экономических наук, доцент, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия, е-mail: Afanasyeva@ spa.msu.ru

Клименко Анастасия Александровна,

студент, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия, е-mail: KlimenkoAA@spa.msu.ru

Размер доходов федерального бюджета напрямую зависит от уровня цен, по которым реализуется продукция нефтегазовых предприятий. В связи с этим оценка риска изменения цены на нефть представляет практическую актуальность для обеспечения бюджетной устойчивости. В рамках исследования была произведена оценка риска изменения цены на нефть как фактора формирования доходной части федерального бюджета в 30-дневной перспективе методом VaR.

Ключевые слова: риск изменения цены; оценка риска; доходная часть федерального бюджета; рынок нефти; метод VaR.

UDC 338.242.2

ASSESSMENT OF THE RISK OF CHANGE IN THE OIL PRICE AS A FACTOR IN THE FORMATION OF THE REVENUE PART OF THE

FEDERAL BUDGET

Afanasyeva Oxana Nikolaevna,

сandidate of Economic Sciences, Associate Professor, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, e-mail: Afanasyeva@spa.msu.ru

Klimenko Anastasia Aleksandrovna,

student, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, e-mail: KlimenkoAA@spa. msu. ru

The amount of federal budget revenues directly depends on the level of prices at which the products of oil and gas enterprises are sold. In this regard, the assessment of the risk of changes in the oil price is of practical relevance for ensuring fiscal sustainability. As part of the study, the risk of changes in oil prices as a factor in the formation of federal budget revenues in the 30-day period was assessed using the VaR method.

Keywords: price change risk; risk assessment; the revenue side of the federal budget; oil market; VaR method.

Нефтегазовая промышленность России представляет основу стабильности и развития современной российской экономики, обеспечивая более 35 % доходов бюджета [3; с. 21] и более 50 % экспортной выручки [7]. Добываемые в России нефть и газ полно -

стью обеспечивают внутренние потребности предприятий и населения страны, служат обеспечению ее энергонезависимости и безопасности.

Так, согласно Пояснительной записке к проекту Федерального закона «О федераль-

ном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», прогнозируемый объем нефтегазовых доходов в 2023 г. составляет 8939 млрд руб. (38 % от общего объема доходов), из которых 8 тыс. млрд руб. - это базовые нефтегазовые доходы, а 939 млрд руб. - это дополнительные нефтегазовые доходы [8; с. 31].

Размер доходов федерального бюджета напрямую зависит от уровня цен, по которым реализуется продукция нефтегазовых предприятий. В связи с этим изменение цен на нефть, сопряженное со множеством рисков и

угроз, представляет интерес для изучения и практическую значимость.

Цель данного исследования состоит в оценке риска изменения цены на нефть как значимого фактора формирования доходной части федерального бюджета.

Оценка ценового риска как составляющей бюджетного риска

Динамика цен на нефть в ретроспективе позволяет сделать вывод о возрастающей волатильности мировых цен на сырье (см. рис. 1).

Рисунок 1 - Цена на нефть марки Brent за последние 30 лет, долл./барр. [10]

Высокая волатильность цен на нефть связана со множеством факторов, среди которых:

- соответствие спроса и предложения;

- ценовая манипуляция на сырьевых биржах за счёт операций с производными финансовыми инструментами;

- регулирование со стороны ОПЕК;

- национальное налоговое регулирование и введение экспортных ограничений;

- доступность альтернативных видов топлива;

- геополитическая обстановка;

- технологические прорывы;

- природно-климатические факторы.

Вышеперечисленные факторы свидетельствует о повышенном ценовом риске, связанном с экспортом нефти.

Ценовой риск - это разновидность экономического риска, связанная с возможностью возникновения убытков, измеряемых в денежном выражении, либо недополучения прибыли в результате неблагоприятного изменения рыночных цен.

Поскольку нефтегазовые доходы федерального бюджета чувствительны к динамике цен на нефть, ценовой риск можно рассматривать как одну из разновидностей бюджетного риска, под которым понимается вероятность и степень отклонения фактических параметров бюджета от плановых [4; с. 176]. Бюджетные риски влияют на бюджетную устойчивость, то есть такое динамичное состояние бюджета, при котором обеспечивается нормальное функционирование государства как хозяйствующего субъекта.

Согласно Бюджетному прогнозу РФ на период до 2036 года, снижение цены на нефть на 10 долл./барр. приводит к прямым потерям нефтегазовых доходов федерального бюджета РФ на 1,2 п.п. ВВП [1, с. 38]. С учетом этого оценка риска изменения цены на нефть представляет практическое значение для обеспечения бюджетной устойчивости.

В связи с особенностью ценового риска, связанной с его численно измеряемой природой, для его оценки принято использовать количественные методы, поскольку они позволяют измерить уровень риска.

Принято выделять пять основных подходов к количественной оценке рисков [6, с. 24]:

- подход на основе анализа чувствительности (Gap-анализ);

- подход на основе анализа косвенных по -казателей (CAPM);

- интервальный подход (VaR);

- вероятностный подход (СКО);

- нечетко-множественный подход.

Published он lnvesting.com, 23/Nov/2022 - 14:41:29 GMT, Powered Ьу TradingView.

Спотовая цена сырой нефти Urals, Россия, Москва:URL-E, М

120.00 100.00 80.00 60.00 40.00 20.00

2011 2013 2015 2017 2019 2021

Рисунок 2 - Динамика цен на нефть марки Urals за период 01.11.2021-01.11.2022, долл./барр. [9]

Во-первых, был рассчитан логарифмиче- параметрического метода, согласно которо-

ский прирост цены по формуле rt = му значения натуральных логарифмов от-

где pt- цена нефти в текущий момент време- ношений котировок должны иметь характер

ни, pt-1 - цена нефти в предыдущий день. Во нормального распределения (см. табл. 1). внимание принимаются условия применения

Таблица 1 - Таблица расчета логарифмического прироста цен на нефть

Дата Цена Логарифмический прирост цены

01.11.2021 83,1 -0,001

02.11.2021 83,05 -0,031

01.11.2022 76,73 0,022

Применение интервального подхода для оценки ценового риска

Для оценки ценового риска в рамках исследования был выбран интервальный подход, а именно параметрический метод расчета показателя VaR, поскольку он предполагает стоимостное, вероятностное и временное измерение риска.

Для оценки ценового риска с использованием этого метода была взята динамика цен сырой нефти марки Urals (долл./барр.) [9], прогнозирование которых лежит в основе проектирования нефтегазовых доходов бюджета. С учетом рекомендации Банка международных расчетов, согласно которой для нахождения VaR следует использовать не менее 250 параметров [5, с. 46], для исследования были взяты цены на нефть за период с 1 ноября 2021 г. по 1 ноября 2022 г. (табл. 1). Соответствующий график представлен на рис. 2.

Во-вторых, численно были определены мального распределения. Для этого был взят

основные параметры распределения: мате- уровень допустимого риска (доверительный

матическое ожидание и стандартное откло- интервал), равный 99 %, по рекомендациям

нение (см. табл. 2). Базельского комитета по банковскому надзо-

В-третьих, был рассчитан квантиль нор- ру [5, с. 41].

Таблица 2 - Базовые показатели оценки ценового риска

Математическое ожидание Стандартное отклонение Квантиль

-0,031 % 3,76 % -0,088

На основании данных табл. 2 можно сде- Исходя из этих величин, была спрогно-

лать вывод, что за год цена нефти практиче- зирована цена нефти марки Urals, а также

ски не изменилась, а волатильность от сред- уровень риска (VaR) с учетом временного го-

него прироста цен составила более 3,5 %, ризонта, равного 30 дням (см. табл. 3). Для

максимальный убыток - менее 1 % от цены этого были применены следующие формулы

на нефть. [2, с. 302]:

1. Для измерения цены нефти на следующий день (02.11.2022): pt+1 =

Pt х (Q + 1).

2. Для измерения цены нефти через 30 дней (на 01.12.2022): pt+n = pt х (Q х Яп + 1).

3. Для измерения величины возможных убытков (VaR) за следующий день: VaR = pt — pt+1

4. Для измерения величины возможных убытков (VaR) за следующие 30 дней: VaR = pt — pt+n , где: pt - цена нефти в текущий момент времени; pt+i -цена нефти на следующий день; Q - значение квантиля нормального распределения; n - количество дней.

Таблица 3 - Итоговые показатели оценки ценового риска

Показатель Значение

Абсолют, (долл.) Относит. (%)

Pt и 69$9

Pt J3Ü 39:80

Щи -6 JA -9,2

-65.64

На основании полученных выше результатов можно сделать вывод, что при стабильной ситуации на рынке сырьевых товаров, с вероятностью 99 % цена на нефть марки Urals на следующий день не опустится ниже 69,99 долл./барр., то есть падение ожида-

ется не более чем на 6,74 долл. (9,2 % от цены). Через месяц при тех же условиях цена на нефть будет не ниже 39,8 долл./барр., то есть максимальная величина падения цены на нефть составит не более 36,93 долл. (65,64 % от цены). Таким образом, наблюда-

ется тенденция к снижению цены на нефть в 30-дневной перспективе.

С учетом вышеприведенной линейной зависимости нефтегазовых доходов от цены на нефть, с вероятностью 99 % можно заключить, что при максимальной величине падения цены на нефть, равной 6,74 долл., максимальная величина падения нефтегазовых доходов федерального бюджета составит не более 0,81 п.п. ВВП. По аналогии, при максимальной величине падения цены на нефть, равной 36,93 долл., максимальная величина падения нефтегазовых доходов федерального бюджета составит не более 4,43 п.п. ВВП. Таким образом, прослеживающаяся тенденция к снижению цены на нефть характеризует повышение риска изменения цены на нефть и определяет тенденцию к снижению нефтегазовых доходов федерального бюджета.

Однако в связи с тем, что задача применения методологии VaR заключается в оценке вероятности потерь, а не в прогнозировании динамики цены, следует отметить, что

результаты исследования не означают, что цена на нефть марки Urals действительно опустится до рассчитанного уровня: есть вероятность, что волатильность цены окажется положительной. Следовательно, и изменение нефтегазовых доходов федерального бюджета необязательно примет негативный характер.

Причина неопределенности заключается в том, что примененный метод не учитывает особенности рынка нефти, связанные с отраслевыми и внешнеполитическими рисками, а также значимыми изменениями конъюнктуры рынка.

Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что метод VaR не может считаться единственным оптимальным для оценки риска изменения цены на нефть как фактора формирования доходной части федерального бюджета и должен быть дополнен более точными методами оценки, учитывая природу объекта и его важность для прогнозирования бюджетной устойчивости.

Список литературы-

1. Бюджетный прогноз Российской Федерации на период до 2036 года. URL: https://minfin.gov.ru/common/ upload/library/2019/04/main/Budzhetnyy_prognoz_2036.pdf (дата обращения: 26.11.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Исаков А.В. Оценка рыночного риска Value-at-Risk (VaR) с помощью метода исторического моделирования // Молодой ученый. 2017. № 12 (146). С. 301-303.

3. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2021 год. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2022/08/main/Kniga_itogovaya_09.06.2022.pdf (дата обращения: 23.10.2022).

4. Левдонский А.А. Бюджетные риски и устойчивость федерального бюджета // Экономика, предпринимательство и право. 2016. Т. 6. № 2. С. 175-184.

5. Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: уточненные рамочные подходы // Базельский комитет по банковскому надзору. Базель, Швейцария: Банк международных расчетов, 2004.

6. Недосекин А. О. Управление ценовыми рисками в нефтегазовой отрасли России / А.О. Недосекин, К.Ю. Калюта, Я.О. Терновая. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2015. 182 с.

7. О внешней торговле в 2021 году. Экспорт важнейших товаров. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/26_23-02-2022.html (дата обращения: 23.10.2022).

8. О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов: Проект Федерального закона. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/201614-8 (дата обращения: 07.11.2022).

9. Спотовая цена сырой нефти Urals. URL: https://ru.investing.com/commodities/crude-oil-urals-spot-futures (дата обращения: 12.11.2022).

10. Фьючерс на нефть Brent. URL: https://ru.investing.com/commodities/brent-oil-streaming-chart (дата обращения: 12.11.2022).

References_

1. Budget forecast of the Russian Federation for the period up to 2036. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/ library/2019/04/main/Budzhetnyy_prognoz_2036.pdf (date of access: 26.11.2022).

2. Isakov A.V. Evaluation of market risk "Value-at-Risk (VaR)" with the help of historical modeling method. Young Scientist. 2017. № 12 (146). P. 301-303.

3. Execution of the federal budget and budgets of the budget system of the Russian Federation for 2021. URL: https:// minfin.gov.ru/common/upload/library/2022/08/main/Kniga_itogovaya_09.06.2022.pdf (date of access: 23.10.2022).

4. Levdonskiy A.A. Budget risks and federal budget sustainability. Economics, entrepreneurship and law. 2016. V. 6. № 2. P. 175-184.

5. International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards: A Revised Framework / Basel Committee on Banking Supervision. Basel, Switzerland: Bank for International Settlements, 2004.

6. Nedosekin A.O., Kaliuta K., Ternovaya Y. Management of price risks in the oil and gas industry of Russia. St. Petersburg: Polytechnical University Publishing House, 2015, 182 p.

7. On foreign trade in 2021. Export of the most important goods. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/26_23-02-2022.html (date of access: 23.10.2022).

8. On the federal budget for 2023 and for the planning period of 2024 and 2025: Draft Federal Law. URL: https://sozd. duma.gov.ru/bill/201614-8 (date of access: 07.11.2022).

9. Urals crude oil spot price. URL: https://ru.investing.com/commodities/crude-oil-urals-spot-futures (date of access: 12.11.2022).

10. Futures for Brent oil. URL: https://ru.investing.com/commodities/brent-oil-streaming-chart (date of access: 12.11.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.