Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ ДОХОДОВ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ ДОХОДОВ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1038
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / СПГ / "СЕВЕРНЫЙ ПОТОК-2" / НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ / STATE BUDGET / BUDGET REVENUES / DIVERSIFICATION / LNG / NORD STREAM-2 / OIL AND GAS REVENUES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абраменко Александр Викторович, Лазаренко Андрей Олегович

В статье рассматривается зависимость доходов бюджета России от нефтегазовой отрасли. Выявлена доля нефтегазовых доходов в общем объёме бюджета. Рассмотрены главные проблемы и риски для бюджета, актуальные на фоне изменений цен на нефть и конъюнктуры рынка в целом. Описаны предложения по диверсификации экономики и снижения зависимости бюджета от доходов нефтегазовой отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абраменко Александр Викторович, Лазаренко Андрей Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ ДОХОДОВ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 338.242.2

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ ДОХОДОВ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Абраменко Александр Викторович, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Оренбург

E-mail: alexandrabramencko@yandex.ru

Лазаренко Андрей Олегович, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Оренбург

E-mail: andrej.lazarenko.98 @mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается зависимость доходов бюджета России от нефтегазовой отрасли. Выявлена доля нефтегазовых доходов в общем объёме бюджета. Рассмотрены главные проблемы и риски для бюджета, актуальные на фоне изменений цен на нефть и конъюнктуры рынка в целом. Описаны предложения по диверсификации экономики и снижения зависимости бюджета от доходов нефтегазовой отрасли.

Abstract. The article discusses the dependence of the budget revenues of Russia on the oil and gas industry. The share of oil and gas revenues in the total budget. The main problems and risks for the budget are considered, against the background of changes in oil prices and market conditions in general. Describes the proposals to diversify the economy and reduce the dependence of the budget on income of the oil and gas industry.

Ключевые слова: государственный бюджет, доходы бюджета, диверсификация, СПГ, «Северный поток-2», нефтегазовые доходы.

Key words: state budget, budget revenues, diversification, LNG, Nord Stream-2, oil and gas revenues.

Российская Федерации является стабильно развивающимся государством, об этом говорит рост показателя ВВП, сбалансированности государственного долга, а также рост показателей промышленного производства. Однако существует деталь, которая, с одной стороны, позволила достичь роста данных показателей и экономики в целом с 2000-го года, с другой создала существенные риски для будущего развития национальной экономической системы и доходов в целом. Дело в том, что большая часть доходов государственного бюджета России приходится на нефтегазовые доходы [1]. На территории Российской Федерации находятся около 13% общемировых запасов нефти.

Нефтегазовые доходы - это доходы, которые формируются из:

1. Поступлений по налогам на добычу полезных ископаемых (газ, нефть, горючий конденсат, газовый конденсат);

2. Доходов от экспорта сырой нефти;

3. Доходов от экспорта природного газа;

4. Доходов от экспорта нефтепродуктов.

Цены на нефть и газ, начиная с 2000-х годов, являются основополагающим фактором получения крупного дохода со стороны экспорта углеводородных ресурсов. Обратим внимание на долю нефтегазовых доходов в общей сумме доходов государственного бюджета.

Рис. 1 Сравнительная оценка обшей суммы доходов и нефтегазовых государственного бюджета, млрд. руб.

Источник: расчёты автора

Из гистограммы видно, что в среднем доля нефтегазовых доходов в общем объёме доходов бюджета на протяжении всего периода составляет около 48,97%. Это крайне негативное явление, которое говорит о том, что фактически половина доходов бюджета приходится на нефтегазовую отрасль, и свидетельствует о реальных проблемах в развитии остальных отраслей экономики. Такая стратегия крайне опасна, так как при получении крупного дохода от реализации нефтяного и газового сырья, при отсутствии роста других сфер экономики, происходит подчинение всей национальной экономической системы ограниченной группе связанных отраслей. Этот факт делает экономику страны крайне уязвимой в виду зависимости от условий на рынке, которые могут быть как положительными так и отрицательными [2].

По оценке аналитиков, средняя стоимость добычи нефти в России находится на уровне в 20 долларов США за 1 баррель. Стабильный и постоянно растущий до пандемии 2020 года спрос на нефтяную и газовую продукцию обеспечил создание «бюджетного правила», согласно которому при составлении государственного бюджета ежегодно прогнозируются среднегодовые цены на нефть российской марки «Urals». Также учитываются стоимость экспорта

природного газа и курса рубля к доллару. По правилу происходит отсечка нефтяных доходов на уровне в 41,6 доллара за баррель. Все доходы выше отправляются в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, а всё, что ниже, используется для финансирования государственного бюджета.

Чтобы проследить потенциал данного правила, необходимо проанализировать динамику цен на нефтяном рынке. Международные инвесторы ориентируются на нефтяную марку «Brent».

2000 2001 2002 200} 2004 2405 200« 2007 200» 2004 2010 2011 2012 2013 2014 201« 2018 2017 2018 2019

Рис. 2 Динамика котировки нефтяной марки «Brent», долл. США Источник: investing.com/commodities/brent-oil

На графике заметно, что цены на нефть находятся в постоянном движении, имеют место восходящие и нисходящие тренды. Самый большой пик отмечен в 2008 году на уровне в 147 долларов за баррель. Таким образом, при «грубом» сопоставлении цены добычи нефти в России на уровне 20 долларов с ценой за баррель на международном рынке, доход составит 127 долларов за 1 баррель. С полномасштабных продажи и транзитов, Российская Федерация получала триллионы рублей в качестве нефтяных доходов. Серьёзным испытанием для всей нефтяной отрасли России, а соответственно и доходов бюджета, стал кризис 2008 года, на графике заметно резкое снижение котировок, которое, в свою очередь, повлияло на доходы государственного бюджета России [7].

10000,0 9 000,0 8 000,0 7 000,0 6 000,0 S 000,0 А 000,0 3 000,0 2 000,0 1000,0 0,0

Рис. 3 Динамика нефтегазовых доходов государственного бюджета, млрд. руб.

Источник: расчеты автора на основании [3]

На рисунке 3 видно, что нефтегазовые доходы крайне чувствительны к динамике цен на нефть, фактически в моменты сильного спада и подъема на нефтяном и газовом рынке происходят аналогичные движения и в динамике нефтегазовых доходов.

Данная зависимость играла положительную роль в период с 2000 по 2014 год. Пока цены на нефть стабильно росли и устанавливали новые рекордные значения, государственный бюджет России получал крупные доходы, которые позволяли формировать резервы. Однако в 2014 году на мировом нефтяном рынке произошел обвал. На рисунке 2 заметно, что к концу 2014 года цена за 1 баррель нефти марки «Brent» составляла 49 долларов США, это стало крупнейшим обрушением нефтяных котировок за последние 10 лет. На рисунке 3 также показано сильнейшее падение нефтегазовых доходов в 2014-2015 годах, связанных со снижением котировок. Таким образом, бюджет России недополучил крупные средства, а новые поступления в резервные фонды значительно сократились [3].

Самым главным отрицательным фактом стало отсутствие стремительного развития в других отраслях экономики России, поэтому ввиду её недиверсифицированности государственный бюджет не имеет альтернативных источников крупных доходов, что привело к вынужденным мерам повышения налогов на бизнес.

Ещё одним серьёзным ударом по нефтегазовым доходам наряду с падением цен на нефть стало введение санкций со стороны США в отношении проекта «Северный поток-2».

«Северный поток-2» представляет собой экспортный газопровод из Российской Федерации в Европейские страны, его главной целью является увеличение стабильных поставок газа в Европу наряду с уже имеющимся «Северный поток». Проект должен был быть завершён к маю 2020 года, однако из-за санкций швейцарский подрядчик Allseas, который владеет кораблями с

необходимым техническим оснащением, был вынужден приостановить работы. К сожалению, Россия не имеет в данный момент таких технических возможностей для продолжения проекта с помощью своих средств, подготовка судна такого типа займет длительное время, что в условиях задержки сроков строительства выливается в большие убытки [4].

Наряду с проблемами «Северный поток-2», Турция снизила объём закупок российского газа в 7 раз до 15,5 млрд кубометров, что является самым низким уровнем с 2004 года виду диверсификации национального рынка и перепрофилирования на СПГ [5].

По оценкам аналитиков, в ближайшем будущем ситуация будет развиваться не в пользу компании «Газпром», которая является одной из главных бюджетонаполняющих организаций. Цена на фьючерсный контракт на британском хабе NBP базируется на уровне 125 долларов США за 1 тыс. кубометров, в то время как российский газ, транспортируемый по газопроводам, продаётся не ниже 180 долларов США за 1 тыс. кубометров. В виду этого можно смело сказать, что стоимость СПГ будет выгоднее для европейских и турецких потребителей.

В 1 квартале 2020 года организация ПАО «Газпром» опубликовала финансовый отчёт, согласно которому убыток компании составил 306 млрд. рублей. Убыток образовался за счёт снижения цен на газ в Европе и тёплую зиму. Данный факт является тревожным сигналом, доходы бюджета от экспорта нефти и газа снизились и с большой вероятностью будут дальше снижаться, что неминуемо приведет к значительному снижению общего объёма доходов в государственный бюджет России [6].

Таким образом, Российская Федерация должна срочно разработать и внедрять программу альтернативных доходов бюджета. Большую ставку нужно сделать на развитие малого и среднего бизнеса, ^-сектора и высокотехнологичной медицины, именно эти направления будут с каждым годом все больше развиваться и увеличивать долю в мировом ВВП, как уже произошло в США. Концентрация доходов на одной нефтегазовой отрасли создаёт большие риски, которые фактически уже наступили ввиду падения цен на нефть и перехода на СПГ крупных потребителей. Правительство России и топ-менеджмент крупных сырьевых компаний должны разрабатывать гибкие ценовые и технологические программы, которые позволят конкурировать с СПГ из Катара и США. Только комплексный подход к диверсификации доходов бюджета позволит в кратчайшие сроки и эффективно снизить зависимость от нефтегазовых поступлений, улучшить состояние других отраслей экономики, тем самым получив мультипликативный эффект для всей национальной экономической системы.

Список использованных источников:

1. Федеральный закон от 14.12.2015 № 359-Ф3 «О федеральном бюджете».

2. Мастеров А.И. Развитие методологии бюджетного планирования на этапе становления программно-целевого бюджетирования в России // Финансы и кредит. - 2015. - № 17. - С. 20-28.

3. Понкратов В.В. Укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов в России - налоговые меры // Экономические науки. - 2012. - № 5. -С. 7-12.

4. Наумов И.В. Финансовая устойчивость территории. Основные показатели и индикаторы ее оценки // Экономика. Налоги. Право. - 2013. - № 6. - С. 35-42.

5. Понкратов В.В. Антикризисный план и бюджетный маневр 2015 // Вестник Финансового университета. - 2015. - № 2. - С. 70-75.

6. Снатенков А.А., Пахновская Н.М. Оценка Инвестиционной привлекательности публичных компание нефтегазового комплекса. Оренбург, 2016.

7. Котировки нефтяной марки «Brent» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.investing.com/commodities/brent-oil (дата обращения: 23.05.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.